конспект занятия по экологии "Помощь жителю с другой планеты"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Гирушева Юлия Геннадьевна

Материал предназначен для работы с детьми старшей группы по экологическому воспитанию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                        Конспект НОД по экологии в старшей группе.

                                              Тема: « Помощь жителю с другой планеты».

Задачи:

1.ОО «Познавательное развитие»

   Уточнять и расширять знания детей о воде, о её роли в жизни человека и живых организмов.

    Закрепить знания детей о свойствах воды: прозрачность, текучесть, не имеет запаха, вкуса,  формы, цвета, испаряется, замерзает.  

     Формировать знания детей  об источниках загрязнения воды, его последствиях.

Объяснить детям, почему иногда вода нуждается в очистке, дать элементарное представление о процессе фильтрации.

     Развивать навыки проведения лабораторных опытов. Развивать самостоятельность в процессе познавательно – исследовательской деятельности.    

      Формировать бережное отношение детей к воде.   Воспитывать у детей стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности  и  поведении.

2. ОО «Речевое развитие»

  Активизировать и обобщать словарь детей существительными, прилагательными, наречиями  по теме, ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная. Приучать отвечать полным ответом, способствовать развитию мышления, любознательности.

3.ОО «Социально – коммуникативное развитие»

Развивать желание участвовать в совместной коллективной деятельности.

Формировать умение готовить своё рабочее место, и убирать материал после занятия.

 4. ОО «Художественно – эстетическое развитие».

 Развивать чувство ритма, умение передавать через движения  характер музыки.

Формы работы: беседа, исследовательская работа  с водой, словесная игра, дидактическая игра «Кому нужна вода», моделирование.                                                                                                                                                                  

Оборудование: картинки для составления модели свойств воды, пустые стаканы и стаканы с грязной водой на каждого ребенка, бумажные салфетки, воронки по количеству детей; картинки  для дидактической игры «Кому нужна вода», мяч для игры «Хорошо - плохо»,  памятка «Берегите воду!», разные картинки по содержанию, костюм инопланетянина.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, заучивание поговорок о воде, потешек, стихов; отгадывание загадок, проведение опытов с водой, по изучению свойств воды, зарисовка опытов, рассматривание картинок на тему «Вода», беседы о правилах поведения в природе, проведение мини-беседы «Что произойдёт на планете, если исчезнет вода?». Чтение сказок «Приключения  Кап  Ли» Т. А. Шорыгиной.  Проведение дидактических игр      « Утонет, не утонет», «Растворится, не растворится», « Какой бывает снег», « В реке, в океане».              

    Ход:

- Ребята, чтобы узнать, о чем мы сегодня будем беседовать, вам нужно отгадать загадку:

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам верный друг,

Снимет грязь с лица и рук?

 Без чего не может мама,

 Ни готовить, ни стирать?

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать? (вода)

Да, действительно, мы сегодня будем говорить о воде. Хотите? Как вы считаете это важная тема? Почему?

Вывешивается на доску 1 картинка  – капелька. ( Все картинки на магнитиках)

Раздаётся стук в дверь. Заходит инопланетянин. ( Кланяется, разговаривает жестами, воспитатель переводит)

- Здравствуйте земляне, я прилетел к вам с планеты Сантурия, чтобы познакомиться с  планетой Земля и нашёл незнакомое вещество, которого нет на нашей планете. Вижу здание большое, но туда ли я попал. Помогут мне здесь узнать, что это? ( Показывает колбу с водой).

Воспитатель. Дорогой инопланетянин, вы попали в детский сад. К нам пришли как раз вовремя, и мы вам поможем. Правда, ребята? Присоединяйтесь к нашей беседе, и вы многое узнаете для себя нового.

Инопланетянин. Сейчас, всё запишу на диктофон, чтобы не забыть. (В дальнейшем инопланетянин участвует в работе наравне с  детьми)

-  Ребята, какое вещество принёс нам гость?

Дети. Это жидкость, называется вода.

- Как ласково можно назвать воду (водичка, водица)

-  Где встречается вода? (высказывания детей)

-  Какая вода?

 Давайте вспомним свойства воды. Поиграем в игру « Передай мяч».

Вы передаёте мяч друг другу по кругу. Тот ребёнок у кого мяч называет свойство воды и доказывает, что это действительно так, то есть вспоминает опыты, которые  мы проводили, остальные дети дополняют ответы.  

- А я выкладываю на магнитной доске из картинок модель свойств воды.

Дети передают мяч и рассказывают:

- вода прозрачная; если в неё опустить ложку её видно.

- вода  жидкая; проливается из стакана на пол и растекается по полу, течёт из крана.

- вода бесцветная, но хорошо растворяет краску, если в нее добавить красную краску, она будет красной, налить молоко будет белой.

- вода не имеет запаха, но приобретает  запах того вещества, которое  лежит в воде. Если в воду положить апельсин, то вода пахнет апельсином.

- вода не имеет вкуса, но если добавить в нее сок лимона, она становится кислой, добавить сахар – сладкой, соль – соленой.

- вода не имеет формы, она принимает форму того сосуда, в котором находится;

- вода испаряется, если в блюдце налить немного воды, то через некоторое время её там не будет, мокрое бельё становится сухим.

- вода при низкой температуре превращается в лёд:  зимой река замерзает, если вынести зимой воду на улицу, она превращается в лёд.

- вода при кипении превращается в пар: в чайнике вода кипит и из носика выходит пар

- Вот дорогой инопланетянин мы познакомили вас со свойствами воды и выложили  формулу этих свойств из картинок.

Послушайте стихотворение, которое выучили ребята.

1. Кто, ребята, знает. Какой вода бывает?

    Горячей словно кипяток!

    Я руку чуть ей не обжег.
2. Холодной, просто ледяной-

    В глубокой проруби зимой.

    Вода бывает дождевой,

    Отвечу без подсказки.

3. Бывает мертвой и живой

    В старинной русской сказке.

    И еще я не сказала,

    Что вода бывает талой!

    Когда солнышко печет,

    Когда тает снег и лед.

4. Но вот, что интересно:

    Вода бывает пресной-

    В озере, и в роднике,

    И в реке, и в ручейке.

5. И, конечно, каждый знает,

    Что в морях воды без края,

    Но пить ее нельзя-

    Она соленая, друзья!

6.  Вода бывает чистой

     Прозрачной, ключевой

     Сверкающей, лучистой,

     На солнце золотой!

 - Вот видите, какая разная бывает вода.

- Где мы встречаем воду в природе? (высказывания детей)

-Какая вода  может быть в природных водоёмах? (чистая и грязная)

-Почему она может быть грязная? (ответы детей)

2 картинка. Завод на берегу реки, который сливает грязную воду в реку, мусор в реке.

- Могут ли жить в такой воде ее обитатели? Почему? (Ответы детей)

 3картинка. Последствия загрязнения воды.

- А как вы думаете, можно ли очистить эту воду? (ответы детей)

4 картинка.

Чтобы очистить воду в водоёмах, люди придумали специальные очистные сооружения.

Мы в квартирах очищаем воду с помощью фильтров: на чайниках, в кранах.

5 картинка.

В нашем городе есть специальная  лаборатория, где проверяют воду на загрязнение. В этих лабораториях работают лаборанты, которые используют специальные фильтры для очистки воды. Мы с вами сейчас отправимся в нашу лабораторию. Поплывём туда по реке. Дети берутся за руки цепочкой и выходят на середину.

Музыкальная физминутка – Танец « Реченька».

Вот мы и приехали в нашу лабораторию.

Мы сегодня будем с вами лаборантами и попробуем очистить воду. Занимайте места в нашей лаборатории. Скажите, вы хотели бы выпить воду, которая у вас в стаканчиках?  - (Нет) Почему? (Высказывания)  Давайте попробуем  очистить ее через фильтр. Как вы думаете, из чего можно сделать фильтр. ( Предположения детей).  Фильтр, мы сделаем из бумажных салфеток. ( Работа детей) Теперь посмотрим, очистилась наша вода или нет.

Вывод:  вода очистилась,

В такой воде могут жить  рыбки и другие речные обитатели?  (  Да.)

А можно ли её пить? (Рассуждения детей.) Вывод – воду можно пить кипячёную.

 Воспитатель:   Да, без чистой воды мы не можем прожить. Нам нужна только чистая вода! А сейчас ребята вернёмся в нашу группу и поиграем в игру «Кому нужна вода». Дети встают цепочкой и под музыку возвращаются на свои места.

Проводится дидактическая игра. На доске вывешиваются разные картинки.

- Инопланетянин, хочешь с нами поиграть?  Нужно отметить  капелькой воды картинки, кому нужна вода, а ребята тебе помогут. Инопланетянин  ошибается, дети помогают  ( растениям, человеку, птицам, рыбам, животным, насекомым, грибам).

- Вывод. Правильно, без воды не сможет обходиться ни одно живое существо.

Как мы должны относиться к воде?

 - Бережно!

- Что это значит? (Высказывания детей)

- Вот вам дорогой гость на память капелька, на ней правила бережного отношения к воде.

 - При умывании не включать сильно кран, чтобы много воды не утекло.

- Закрывать хорошо кран после употребления.

- Не загрязнять водоемы.

- Бережно относиться к природе. Запомни эти правила.  

Итог:  Что нового ребята, вы сегодня узнали? Какой сделали вывод из опытов? Где вам может пригодиться, опыт по очищению воды? (Высказывания)  О чем мы должны помнить всегда?

  Что  для вас было самым интересным сегодня? А что самым трудным?

 Вывод.                  

Без воды не может прожить ни одно живое существо. Вода нужна всем, поэтому к воде нужно относиться бережно.

- Инопланетянин. Спасибо ребята, я многое сегодня узнал о воде, расскажу об этом на своей планете. До свидания. Дети дарят воду инопланетянину и прощаются с ним.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с родителями «Учимся понимать друг друга» Педагог-психолог Миникаева Наталья Анатольевна

Цель: повышение психологической компетентности родителей в вопросах воспитания и развитие эффективных навыков коммуникации с детьми....

Конспект занятия "Поможем лесным жителям найти свои домики"

Конспект занятия по познавательному развитию направленный на совершенствование умения различать и называть знакомые геометрические фигуры,закреплений  понятий "один", "много", "длинный", "коротки...

Конспект занятия на тему: «Путешествие на другую планету. Звуки Р-Л».

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Актиивзация словаря по теме Космос, развитие звуко-буквенного анализа, навыков чтения, дифференцияция звуков Р-Л....

Конспект занятия «Поможем лесным жителям сберечь природу»

Для детей группы компенсирующей направленности в возрасте  6-7  лет...

Конспект занятия тема: «Лесные жители» Средняя группа

Путишествие по лесу с использованием карты.Задачи:-Закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах 5, учить отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?»...

Конспект занятия по рисованию "Улыбнёмся мы друг другу" вторая младшая группа

Конспект занятия по рисованию "Улыбнёмся мы друг другу" вторая младшая группа...