Дети живут в игре
статья на тему
Игра – один из видов человеческой деятельности, способ самовыражения человека. Для ребенка игра имеет особое значение. Принято называть ее спутником детства. Игра выступает как ведущая деятельность, как важное средство воспитания. Сюжетно-ролевая игра организуется в нашей группе, как воспитателем, как отдельная совместная игровая деятельность детей и взрослого и как часть обучающей деятельности, так и самими детьми. Наблюдения за сюжетной игрой выявляют умения ребенка организовывать игру самостоятельно, принимать на себя какую-то роль, реализовать ролевые действия, изменять своё ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнёров, вести ролевой диалог с партнером по игре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_deti_zhivut_v_igre.docx | 17.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Дети живут в игре
Игра – один из видов человеческой деятельности, способ самовыражения человека. Для ребенка игра имеет особое значение. Принято называть ее спутником детства. Игра выступает как ведущая деятельность, как важное средство воспитания.
Сюжетно-ролевая игра организуется в нашей группе, как воспитателем, как отдельная совместная игровая деятельность детей и взрослого и как часть обучающей деятельности, так и самими детьми. Наблюдения за сюжетной игрой выявляют умения ребенка организовывать игру самостоятельно, принимать на себя какую-то роль, реализовать ролевые действия, изменять своё ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнёров, вести ролевой диалог с партнером по игре.
При этом и воспитатель, и некоторые ребята меняют свое положение в игре: выполняют сначала основную роль, затем вспомогательные роли, затем становится наблюдателем детской игры, в любое время способным прийти на помощь в случае возникновения трудной ситуации по сюжету. Спонтанные игры в нашей группе инициируются ежедневно.
Так, например, Даша, принесла в детский сад куклу, организовала игру «Моя семья», обозначила себя в роли мамы, которая ухаживает и воспитывает свою дочку.
Постепенно вовлеклась в игру Ксюша, которая тоже принесла свои куклы и машинки предлагая роли соседей по дому. Тем самым развернулось парное ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнером-сверстником. В итоге дети успешно продолжили играть в «Мою семью» самостоятельно, используя атрибуты и игрушки.
Как-то раз, дети инициировали самодеятельную игру в «Магазин зонтов». Вот и мальчики заинтересовались и посетили «Магазин зонтов». Дети приходили и покупали зонты. Игра стала затухать. Но далее, использовалась провокация к дальнейшему развитию игры. Дети нашли в группе перчатки и шарфики. Девочки Аня и Ксюша – консультанты предлагали своим покупателям теперь вместе с зонтами купить перчатки и шарфы в соответствующей цветовой гамме.
Во время игр дети используют слова: «А давай, как будто…», как бы договариваются с партнером о предстоящем изменении сюжета в процессе развёртывания игры. Если дети охотно соглашаются, то игра продолжается.
Воспитатель включается в игру только тогда, когда это необходимо, например, для развития игры или для примирения партнеров. Тем самым учит детей комбинировать в игре разнообразные события, согласовывать в общем сюжете индивидуальные замыслы.
Дети самостоятельно определяют для себя партнёров по игре, развертывают ролевые взаимодействия. Разворачиваются разные ролевые диалоги.
Например, Денис и другие дети сначала строили однокомнатные дома, затем двух и трех комнатные. Так же совершенствовалась и форма дома от квадратной, прямоугольной, треугольной до Г-образной.
Так же менялись и сюжеты строительных игр, например, «Моя семья», «Общежитие»,
«Приют для животных», «Замок Паука» и т.п.
Все постройки всегда обыгрываются разными сюжетами.
Конечно же, иногда возникают конфликты. Здесь воспитатель внедряется в игру в роли миротворца для урегулирования конфликта.
Игра «Лаборанты», Денис и Тимур проводят опыты, то взвешивают, то смешивают…Пытаясь открыть что-то новое, никому не известное.
А вот Павел и Тимур пожелали играть в «Рыцарей», но для игры не было атрибута- шпаги. Вот они и решили сделать шпаги из подручных материалов. Сделав оружие- началась игра!
Ну а Тимур К. решил поставить видеонаблюдение. Самостоятельно изготовил камеру и зафиксировал её на спортивном комплексе. Спрашиваю его: «Для чего?» А он в ответ: «Что бы увидеть, кто ломает и портит построенные дома и другие постройки».
Наши дети в своих играх применяют любые материалы и используют разные предметы заместители (шнуры, канаты, ткани, прищепки, деревянные чурки и т.п.).
А также мастерят игрушки для игр из бросового материала. Например, Гоша изготовил робота. А потом долго с ним играл, придумывая сюжет собственной игры.
Соня смастерила зайца. Алена с Игорем- космический корабль, ну а Тимур- бетономешалку.
Инициатором игры "Моя семья" выступил Денис. Он подозвал девочек, Дашу и Соню, и предложил им во что-нибудь поиграть. Сели они в кружок и стали договариваться, кто кого будет играть. Даша говорит: «Я буду котенком, Мурзиком», Денис: «Я папой», Соня: «А я, мамой!». Далее, Денис решил организовать самодеятельную игровую среду: «Но сначала, давайте построим дом, в котором мы будем жить, аэропорт и горы». И все дружно начали строить. Игра «Дочки-матери» началась. Папа Денис остался дома делать ремонт, ну а мама Соня повела котенка гулять.
Вдруг за мамой Соней пришли родители и ей пришлось выйти из игры. А в это время Ксюша с интересом наблюдала за игрой детей и увидев, что роль мамы освободилась, она тут же предложила себя. А тем временем, рядом поселился сосед Гоша, который построил свой дом через дорогу. Мама Ксюша с котенком решили познакомиться с соседом и пошли к нему в гости. Познакомившись с Гошей, они вернулись домой. А дома их ждал сюрприз - ПУТЕШЕСТВИЕ! Семья дружно собрала чемоданы и полетели в отпуск!
Но вот, пришли родители и за Денисом и Ксюшей. Даша осталась одна. Игровая ситуация вроде бы была проиграна полностью. Но тут Даша придумала продолжение игры, выступив в роли режиссёра и сценариста одновременно: придумав слова для героев, которые сама же исполняла, являясь автором и актёром в одном лице. Она всецело была поглощена приготовлениями к Дню рождения котенка Мурзика. Разыгрывая эту сценку, она не замечала никого.
Для развития игровой деятельности у дошкольников используются макеты. Макет помогает расширять кругозор, наглядно представлять среду обитания, формирует целостную картину мира. Играя с макетами. Ребенок создает воображаемую ситуацию, играет одну или несколько ролей. Моделирует реальные ситуации или социальные отношения в игровой форме. Макеты могут иметь разную тематику, в том числе и военную, для игр в солдатики.
Макет «Дом Карандаша» придуман совместно с детьми во время проекта «Карандаш и его друзья». Решили смастерить дом из карандашей.
Макет «Дорога» знакомит детей с правилами дорожного движения, назначением и сигналами светофора, с дорожными знаками, расширяет знания о правилах безопасного поведения детей на улице; активизирует детей на самостоятельную деятельность.
Часто «военные баталии» перемещаются с места на место дополняются различными предметами заместителями.
Наши дети всё совершенствуют свои игровые навыки до уровня полной самостоятельности. Вот мальчики играют в самостоятельно придуманную игру «Супермены», которая заинтересовала даже Алену, и она легко в неё влилась.
А рядом «инженеры-конструктора», которые достраивают свои дома Игорь, Тимур К. и Денис. Дети постоянно предлагают новые идеи игр, вовлекая в игру новых участников и наполняя её глубоким содержанием. Отношения между играющими развертываются как в сюжетном, воображаемом, так и в реальном плане.
Тимур и Денис увидев нарушения в группе решили стать полицейскими. Перевоплотившись в стражей порядка стали патрулировать группу, ловили нарушителей, выписывали штрафы. Так же вели наблюдение находясь в засаде.
Как-то раз ребята решили показать концерт, но вот проблема-нет сцены.
Вот как мы решили эту проблему. Взяли большой кусок ткани и натянули в группе. И начался концерт.
А Соня и Ксюша построили замок, взяли в руки игрушки и начали придумывать свою игру.
Так же дети любят наряжаться и придумывать новые игры, например, «Наше королевство», где для всех нашлись роли. Наши дети, овладевают новым способом построения игры – совместным сюжетосложением. При этом используют приём «расшатывания» уже известных сюжетов.
Развитие самостоятельной деятельности детей зависит от содержания и формы непосредственного общения педагога с каждым ребенком. Это общение, какими бы педагогическими приемами оно не осуществлялось, протекает в форме равноправного доброжелательного сотрудничества взрослого с детьми. Общение направляет детей на самостоятельное воспроизведение знаний, умений, способов действия с предметами, полученные на занятиях и в совместной деятельности со взрослым. Проявление детьми активности, инициативы и выдумки всегда поощряется.
Мастерство воспитателя ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности детей. Как направить каждого ребенка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативности? Как чередовать игры и распределять детей в групповой комнате, на участке, чтобы им было удобно играть, не мешая друг другу? Как устранять возникающие между нами конфликты и недоразумения? От умения быстро решить эти вопросы зависит всестороннее воспитание детей, творческое развитие каждого ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект Тематического дня Тема: «Толерантные и добрые дети живут на нашей огромной планете!»
Цель проекта: Формировать у детей толерантные отношения, уважения между детьми разных национальностей. Воспитывать чувства общности, дружбы и единства с людьми различных ...
Развлечение для детей «Живут толерантные дети, на нашей дружной планете!»
Развлечение для детей«Живут толерантные дети, на нашей дружной планете!»Цель:Воспитывать в детях толерантность, вызвать эмоциональный отклик, доставить радость.Задачи:-Создать положительный наст...
«Такие разные и счастливые дети живут на прекрасной планете!»
ПроектТематического дня...
Технологическая карта НОД. Лепка «Разные дети-живут на всей планете»
Педагогические цели: закрепить представления о том, что на Земле живет много людей разных национальностей, продолжать знакомить детей с особенностями лепки из пластилина; закреплять умение лепит...
Совместное мероприятие для детей и родителей "Играют дети – играем вместе!"
Материал поможет привлечь родителей к участию в воспитании и обучении детей 4-5 лет через активное с ними взаимодействие....
«Эти дети живут на севере»
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»....
Конспект непосредственно – образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему «Эти дети живут на Севере»
Развить представления детей о национальных особенностях: костюмах, занятиях, языке детей, живущих на Севере. Воспитать интерес и уважение к любым национальным отличиям....