ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН – КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тема: «Свойства магнита и сила земного притяжения».
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_sinelnikova.doc | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН – КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема: «Свойства магнита и сила земного притяжения».
Доминирующая образовательная область: «Познавательное развитие».
Возраст детей: старший дошкольный
Воспитатель: Синельникова Лариса Ивановна
Задачи:
«Речевое развитие»:
- развивать умение выдвигать гипотезу, защищать свое мнение,
- расширять словарный запас детей.
«Познавательное развитие»:
- систематизировать знания детей о магните и его свойствах притягивать предметы;
- подвести детей к пониманию, что планета Земля обладает силой притяжения, которая зависит от веса и площади предметов;
- развивать наблюдательность, внимание, творческое воображение;
- развивать зрительное, слуховое и тактильное восприятие в ходе изучения явлений и естественнонаучных процессов.
«Социально-коммуникативное развитие»:
- пополнять опыт активного слушания;
- развивать способность к рефлексии;
- воспитывать доброе, внимательное, заинтересованное отношение к явлениям окружающего мира и людям.
Активный словарик:
Сила тяжести – сила, с которой земля притягивает к себе тело.
Методы и приемы:
- практические: опыты, игровые упражнения, эксперименты;
- наглядные: рассматривание иллюстраций, фотографий;
- словесные: загадки, беседа, разъяснения, анализ, выводы.
Материалы и оборудование: магниты, глобус, пластмассовый шарик, металлическая фигурка, скрепки, поднос с крупой, фотографии/презентация «применение магнитов», предметы из разных материалов, стакан с водой.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций «Магниты в жизни людей»
Проведение опытов с магнитами.
Поиск информации о свойствах магнита. Совместная работа детей и родителей.
Виды детской деятельности:
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Коммуникативная | загадывание загадки, беседа, вопросы, ситуативный диалог, аргументирование, объяснение смысла и содержания эксперимента |
Продуктивная | работа с мини–коллажем «Свойства магнита и сила земного притяжения» |
Познавательная | эксперименты, опыты |
Логика образовательной деятельности
Этап занятия | Задачи | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты | |
Целевые ориентиры (ФГОС ДО) | УУД в перспективе (ФГОС НОО) | ||||
Мотивационно-организационный | - заинтересовать и включить в образовательную деятельность; - развивать мышление, смекалку | Загадывание/отгадывание загадки | Личностные: - формирование мотивационной основы учебной деятельности. Коммуникативные: - развитие умения использовать коммуникативные навыки; - развитие способности строить монологическое высказывание; - владение диалогической формой коммуникации. | ||
Воспитатель встречает детей в научной лаборатории вместе с Почемучкой и загадывает загадку: «Шар невелик На нем страны без людей, Города без домов, Леса без деревьев, моря без воды». (Глобус) Предлагает рассмотреть камень, который принес Почемучка и исследовать его: - Как вы думаете, что это за камень? - Какое самое главное свойство магнита? | Думают, размышляют, отгадывают загадку Рассматривают камень | ||||
- систематизировать знания детей о магните и его свойствах притягивать предметы | Экспериментальная деятельность | ||||
Опыт №1 - Посмотрите, дети, на столе находятся предметы, сделанные из разных материалов, из каких? (дерева, металла, стекла, бумаги). Как вы думаете, какие предметы притянет магнит? - А может ли магнит действовать через другие материалы, например, стекло? Опыт № 2 В стакан с водой помещается скрепка. По внешней стороне стакана водим магнитом. Что мы видим? (предполагаемые ответы детей) - Правильно, скрепка следует за движениями магнита и поднимается вверх до тех пор, пока не приблизится к поверхности воды. Может магнит притягивать предметы через стекло? - А через какие материалы ещё может действовать магнит? (через дерево, бумагу) - А теперь задачка на сообразительность! Металлические скрепки оказались в тарелочке с крупой. Как их можно быстро достать? (поднести магнит) ОПЫТ № 3 Педагог предлагает работать в парах. (Возьмите по магниту. Соприкоснитесь своими магнитами. Что произошло?) - А теперь, послушайте меня внимательно, один учёный в паре держит магнит, как и держал, ничего не меняя, а другой учёный повернёт свой магнит другой стороной. Снова соприкоснитесь магнитами. Что происходит? - Мы увидели, что магниты то соединяются, то отталкиваются друг от друга. Это происходит из-за полюсов магнитов. С одной стороны магнита «Северный» полюс, а с другой - «Южный» полюс. Когда мы соединяем магниты разными полюсами, то они притягиваются, а когда соединяем одинаковыми полюсами, то они отталкиваются друг от друга (индивидуальное проговаривание). | Дети рассматривают предметы, выясняют материалы, из которых они сделаны. Дети проводят эксперименты. Дети отвечают на вопросы педагога | -интересуется причинно-следственными связями, пытается придумывать объяснения явлениям; -обладает начальными знаниями о природном мире; - ребёнок овладевает основными культурными способами познавательно-исследовательской деятельности | Личностные: - формирование мотивационной основы учебной деятельности; - формирование познавательного интереса к новому учебному материалу. Коммуникативные: - развитие диалогической формы коммуникации; - развитие умения формулировать собственное мнение и позицию; - формирование умения задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Познавательные: - формирование умения устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - формирование умения строить сообщения в устной и письменной форме. Регулятивные: - формирование способности принимать и сохранять учебную задачу. | ||
Деятельностный | - развивать умение выдвигать гипотезу, защищать свое мнение, - расширять словарный запас детей, - формировать представление детей о том, что наша планета Земля, как и другие планеты, обладает силой притяжения, которая зависит от веса и площади предмета; - развивать познавательные способности | Проблемный вопрос | - сформировано умение выдвигать гипотезу, защищать свое мнение, - расширен словарный запас, -сформированы представления детей о том, что наша планета Земля, как и другие планеты, обладает силой притяжения, которая зависит от веса и площади предмета; - сформированы познавательные умения и навыки | Личностные: - формирование мотивационной основы учебной деятельности; - формирование познавательного интереса к новому учебному материалу. Коммуникативные: - владение диалогической формой коммуникации; - умение формулировать собственное мнение и позицию; - формирование умения задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Познавательные: - формирование умения устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - формирование умения строить сообщения в устной и письменной форме. Регулятивные: - формирование способности принимать и сохранять учебную задачу. | |
Воспитатель предлагает найти ответ на вопрос Почемучки: «Если наша Земля круглая, то почему реки и моря не выливаются? И что заставляет их течь по Земле?» Давайте подумаем. | Дети думают, размышляют, отвечают на вопросы педагога. | ||||
- познакомить детей с физическим явлением силой земного притяжения или тяготения; - развивать умение выдвигать гипотезу, защищать свое мнение; - расширять словарный запас детей; - формировать представление детей о том, что наша планета Земля, как и другие планеты, обладает силой притяжения, которая зависит от веса и площади предмета; - формировать познавательные умения и навыки; - развивать зрительное, слуховое и тактильное восприятие в ходе обследования предметов; - развивать память, внимание. | Экспериментальная деятельность | - сформировано понятие о физическом явлении: сила земного притяжения или тяготения; - сформировано умение выдвигать гипотезу, защищать свое мнение, - расширен словарный запас, -сформированы представления детей о том, что наша планета Земля, как и другие планеты, обладает силой притяжения, которая зависит от веса и площади предмета. | |||
Воспитатель подводит итог сказанному, что действительно, есть такая невидимая сила, которая, удерживает, притягивает реки к Земле. Предлагает проверить, только ли реки она притягивает? Сможет ли притянуть эта сила детей? ОПЫТ 1. Подпрыгнуть повыше вверх и задержаться в воздухе. ОПЫТ 2. Дети подбрасывают предметы вверх. Проверяют, что с ними происходит: какие быстрее падают на Землю, какие дольше держатся в воздухе. Педагог спрашивает: - Какие предметы по весу? - Из каких материалов они сделаны? - Какие предметы ударяются сильнее, почему? - Как догадались? (удар сильнее, если предмет падает с большой высоты; при падении предмета с большой высоты в воду больше брызг). - Объясните, почему опасно прыгать с высоты? (удар о землю будет сильнее). ОПЫТ 3. Воспитатель на пластмассовый шарик ставит металлическую фигурку человека. При вращении шарика фигурка падает. Затем в пластмассовый шарик кладется магнит (при детях). Сравнивается поведение предметов на шарике с магнитом и без него. - Почему так происходит? (дети подводятся к пониманию, что Земля, как магнит, обладает силой притяжения). - Воспитатель говорит, что это явление называется силой земного притяжения или тяготения. - Что бы могло случиться, если бы не было этой силы? - Почему каждая планета движется только по своей орбите и не перемещается на чужие? | Дети проводят эксперименты. Дети рассматривают предметы, выясняют материалы, из которых они сделаны. Отпускают все предметы с одинаковой высоты на пол. По звуку определяют, какой предмет ударился сильнее и почему (тяжелые предметы ударяются сильнее). Выясняют, какой удар был сильнее. Дети приходят к выводу, что действительно, сила тяготения удерживает все планеты на своих орбитах вокруг Солнца. | ||||
Заключительный | - развивать навык слушать и не перебивать друг друга; - развивать навык адекватно воспринимать оценку своей работы; - воспитывать доброе, внимательное, заинтересованное отношение к окружающему миру. - закреплять знания детей о физических силах: упругости, инерции, силе тяжести. | Таблица «Свойства магнита и сила земного притяжения». | - сформировано умение слушать и не перебивать друг друга; - сформировано умение адекватно воспринимать оценку своей работы; - сформировано доброе, внимательное, заинтересованное отношение к окружающему миру и друг к другу; - закреплены знания детей о свойствах магнита, силе тяжести. | Личностные: - формирование мотивационной основы учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; - установка на здоровый образ жизни. Познавательные: - формирование умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | |
ИГОГ: - Чем мы сегодня занимались в нашей лаборатории? - С какими свойствами магнита мы познакомились? - С какой силой мы сегодня познакомились? И что это такое? Воспитатель предлагает зафиксировать результаты проведённых опытов. | Дети отвечают на вопросы. Дети работают с мини – коллажем «Свойства магнита и сила земного притяжения». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерный план – конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Волшебница вода»Доминирующая образовательная область: «Познавательное развитие»....
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН-КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
План - конспект по ФЭМП. Доминирующая образовательная область: «Познавательное развитие»....
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН-КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Тема «Воздух — невидимка».Доминирующая образовательная область:"Познавательное развитие"...
примерный план -конспект образовательной деятельности по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста "Гномик Кузя. Звук [К]"
Примерный план - конспект образовательной деятельности по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста. Гномик Кузя. Звук [К]"...
Примерный план-конспект образовательной деятельности по речевому развитию для детей подготовительной к школе группы "Космические приключения"
Данное занятие было разработано по лексической теме «Космос», относится к образовательной области – речевое развитие, проводится в форме квест – игры путешествия....
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН – КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ПО ФЭМП Тема: «Путешествие в космос»
laquo;К.Э. Циолковский и С.П. Королев: полететь к другим планетам»....
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста Тема «Сила Земного притяжения».
Цель: расширить представление детей о силе Земного притяжения, которая притягивает всё предметы к Земле.Образовательные задачи: совершенствовать познавательные навыки детей, умение сопоставлять ...