ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН-КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Тема «Воздух — невидимка».Доминирующая образовательная область:"Познавательное развитие"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vlasova_eksperiment.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН-КОНСПЕКТ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Тема: «Воздух — невидимка».
Воспитатель: Власова Надежда Геннадевна
Доминирующая образовательная область: «Познавательное развитие».
Задачи:
«Познавательное развитие»:
- учить детей определять опытным путем наличие воздуха вокруг нас, выявить способность воздуха перемещаться, двигать предмет;
- устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
- способствовать развитию органов зрения, слуха, обоняния, сенсомоторных способностей.
«Речевое развитие»:
- развивать умение детей самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации;
- активизировать речевую деятельность детей.
«Социально-коммуникативное развитие»:
- воспитывать бережное отношение к природе;
- развивать навыки сотрудничества, желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга.
«Физическое развитие»:
- расширять кругозор детей о воздухе и его свойствах.
Методы и приемы:
- практические - подвижная игра «Раздувайся пузырь»; дидактическая игра: «Где спрятался воздух?».
- наглядные - опыты с воздухом;
- словесные – беседа о воздухе, загадка о воздухе, вопросы - ответы.
Материалы и оборудование:
пакеты на каждого ребенка, стаканы с водой по количеству детей с трубочкой, пластиковые стаканы, трубочки для коктейлей.
Виды детской деятельности:
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Подвижная игра «Раздувайся пузырь». Цель: формировать умение владеть основными движениями. |
Игровая | Дидактическая игра: «Где спрятался воздух?». Цель: Развитие логического мышления Обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха. |
Познавательно-исследовательская | Опыты: «Поймайте воздух», «Стаканчик», «Вдох и выдох». Цель: расширять кругозор детей о воздухе и его свойствах. |
Коммуникативная | Загадка, беседа о воздухе, вопросы.
|
Логика образовательной деятельности
№ | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты | ||
Целевые ориентиры (ФГОС ДО) | УУД в перспективе (ФГОС НОО) | ||||
I этап: «Вызов интереса». Цель: создание условий для возникновения у воспитанников мотивации включения в деятельность: эмоциональность, личностная значимость («детская цель») | |||||
1 | Загадывает загадку: Он нам нужен, чтоб дышать, | Дети отгадывают загадку.
| - умение использовать речь для выражения мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения. | Личностные: - формирование мотивационной основы учебной деятельности. Коммуникативные: - умение использовать коммуникативные навыки; - умение строить монологическое высказывание; - владение диалогической формой коммуникации. | |
2 | Спрашивает, видели ли вы воздух? Почему мы не видим воздух? Можно ли поймать воздух?
| Высказывают свои предположения, мысли.
| - владение устной речью, умение выражать свои мысли и желания; - умение использовать речь для выражения мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения. | Личностные: - формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, - формирование устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач. Коммуникативные: - умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - умение формулировать собственное мнение и позицию. | |
II этап: «Актуализация имеющегося опыта». Цель: актуализация мыслительных процессов, знаний, опыта, необходимого для построения нового знания | |||||
3 | Опыт № 1 «Поймайте воздух». Раздает каждому по пакету. Что в пакете? А сейчас поймайте воздух. | Дети наполняют пакет воздухом, смотрят у кого, сколько в пакете воздуха, у кого больше всех. Дети делают вывод, что воздух можно поймать с помощью пакета. | - умение проявлять любознательность, интересоваться причинно- следственными связями; - формирование способности наблюдать, экспериментировать; -проявление инициативы и самостоятельности в познавательно-исследовательской деятельности; -формирование способности договариваться, учитывать интересы и чувства других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя. | Личностные: - формирование мотивационной основы учебной деятельности; - формирование познавательного интереса к новому учебному материалу. Коммуникативные: - владение диалогической формой коммуникации; - умение формулировать собственное мнение и позицию; - формирование умения задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Познавательные: - формирование умения устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - формирование умения строить сообщения в устной и письменной форме. Регулятивные: - формирование способности принимать и сохранять учебную задачу. | |
III этап: «Создание затруднения в ситуации, сюжете, деятельности». Цель: создание условий для преодоления затруднений: 1. фиксация затруднений; 2. выявление его причин; 3. составление плана действий. Озвучивание детьми цели НОД («взрослой цели») | |||||
4 5 | Опыт № 2 «Стаканчик». Показывает детям стаканчик и спрашивает. Как вы думаете, стакан пустой или в нем что-нибудь есть? Опуская перевернутый стакан в емкость с водой, держа его прямо. Стакан с силой можно опустить до дна, если его отпустить, то стакан быстро и самостоятельно поднимается вверх. Дает попробовать отпустить стаканчик в воду 1-2 детям. Задает вопросы:
Предлагает снова доказать свои слова опытом. Опускает осторожно перевернутый стакан не прямо, а наклонно. Задает вопросы: 1.Что вы видите? (Пузырь) 2.Откуда он взялся? (Из стакана) 3.Что это? (Воздух) Вода вытесняет (выталкивает) из стакана воздух, занимая его место. | Дети наблюдают за экспериментом. Дети предполагают, высказывают свое мнение.
Дети делают вывод: воздух прозрачный, невидимый, он есть везде | - владение устной речью, умение выражать свои мысли и желания; - проявление инициативы и самостоятельности в познавательно-исследовательской деятельности; - умение самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы; -проявление любознательности, умение задавать вопросы взрослым и сверстникам; - формирование способности договариваться, учитывать интересы и чувства других; - развитие воображения. | Личностные: - формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; - формирование способности к оценке своей учебной деятельности. Коммуникативные: - владение диалогической формой коммуникации; - формирование умения осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; - формирование умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; - формирование умения строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет. Познавательные: - формирование умения строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; - формирование умения проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; - формирование умения устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. Регулятивные: - формирование умения принимать и сохранять учебную задачу. | |
IV этап: «Самостоятельное открытие нового знания». Цель: организация поиска необходимого знания, открытие нового знания. Выбор метода, способа решения проблемы | |||||
6 | Предлагает поиграть в игру «Где спрятался воздух?» Объясняет правила. | Дети встают полукругом у стола. На столе лежат предметы надо разложить их на 2 подноса; 1- предметы, внутри которых есть воздух; 2- предметы, внутри которых нет воздуха. Или можно называть эти предметы, а воспитатель выставляет картинки с изображением этих предметов. | - формирование способности к волевым усилиям, нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками; - формирование элементарных представлений из области живой природы; - способность к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. | Личностные: - формирование мотивационной основы учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; - установка на здоровый образ жизни. Познавательные: - формирование умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. | |
7 | Опыт № 3 «Вдох и выдох». Предлагает сделать вдох, набрать воздух. Выпустить воздух в трубочку, опущенную одним концом в стакан с водой. И посмотреть, что произойдет.
| Дети берут трубочки, выполняют и наблюдают, как выходят пузырьки. Дети делают вывод, что человек дышит воздухом. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и снова получаются пузырьки.
| - умение использовать речь для выражения мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения; - проявление инициативы и самостоятельности в познавательно-исследовательской деятельности; - умение самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы; - формирование способности договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других. | Личностные: - формирование ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; - формирование способности к оценке своей учебной деятельности. Коммуникативные: - формировать умения учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формирование умения строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет. Познавательные: - формирование умения устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - формирование умения строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; - формирование умения обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи. | |
8 | Рефлексия. Предлагает детям смайлики «с улыбкой» и «грустный». Сообщает, что тот, кто взял смайлика « с улыбкой» расскажет, понравилось ли занятие и что сегодня нового вы узнали о воздухе, а «грустного» кому не хватило информации и есть желание еще поэкспериментировать. | Дети выбирают смайлики и отвечают. | - умение использовать речь для выражения мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения. | Коммуникативные: - умение формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные: - формировать умение учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста
Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста Раздел программы...
План – конспект непосредственно-образовательной деятельности детей младшего дошкольного возраста «Дружная семейка»
Непосредственно образовательная деятельность в рамках образовательной области «Коммуникация» на тему: «Дружная семья»...
План- конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в старшей группе. "Я расту здоровым"
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе...
Непосредственно образовательная деятельность детей старшего дошкольного возраста «Природа: мастерство и фантазия» (художественно творческая деятельность)
Ручной труд в детском саду пробуждает в малышах фантазию, развивает художественный вкус, приучает детей к терпению, упорству, аккуратности, развивает творческое мышление, воображение и и...
Примерный план-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе.
Тема недели: "Осенняя пора"Тема НОД: «Деревья».Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», "Х...
Примерный план-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе
Тема недели: "Зимушка - зима"Тема НОД: "Зимующие птицы".Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», "Социально-коммуникативное развитие", «Физическое развитие», "Речево...
План-конспект познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста по теме "Посуда"
Развивать у детей любознательность. Продолжать знакомить с предметами столовой, чайной, кухонной посуды; с историей ее появления, развития и совершенствования. Закреплять у детей обобщающее понят...