Перспективное тематическое планирование игр и упражнений в старшей группе
методическая разработка (старшая группа) на тему

Степанова Ольга Борисовна

       Данное тематическое планирование широко используется воспитателями, психологом и логопедом нашего дошкольного отделения, так как мы убеждены что без тесной взаимосвязи всех педагогов невозможно добиться необходимой коррекционно – развивающей направленности образовательно – воспитательного процесса и построения «индивидуального образовательного маршрута», преодоление речевой недостаточности и трудностей социальной адаптации детей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ «Школа № 842» дошкольное отделение корпус 115

Воспитатель:

Степанова О.Б.

Учитель – логопед:

Кукушкина Г.Н.

Педагог – психолог:

Королева А.В.

          Цель: помочь воспитателям и специалистам в организации проведения занятий с детьми 5 – 6 лет в группах комбинированной направленности.

          Актуальность: современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса в ДОУ. Основной задачей дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе и его успешная социализация. В связи с тем, что в общеобразовательных дошкольных учреждениях возросло количество детей с бедным словарным запасом и грамматическими нарушениями, в том числе и с тяжелыми нарушениями речи, наша творческая группа, основываясь на многолетнем практическом опыте, пришла к выводу о необходимости разработки календарно – тематического планирования для групп комбинированной направленности. В основу создания этого плана положены традиционные классические программы, а так же разработки Т.Ю. Бардышевой и Е.Н. Моносовой.

          Данное тематическое планирование широко используется воспитателями, психологом и логопедом нашего дошкольного отделения, так как мы убеждены что без тесной взаимосвязи всех педагогов невозможно добиться необходимой коррекционно – развивающей направленности образовательно – воспитательного процесса и построения «индивидуального образовательного маршрута», преодоление речевой недостаточности и трудностей социальной адаптации детей.

          Благодарим всех авторов, чьи методики, рекомендации и игры были использованы в нашем планировании.

Перспективное тематическое планирование игр и упражнений

 в старшей группе

  

месяц

недели

Лексическая тема

Задачи

Игры и упражнения

сентябрь

2

Наша группа.

Наш детский сад.

  1. Уточнить и расширить словарь по теме.
  2. Формировать понятие «профессия».
  3. Формировать умение ориентироваться в помещениях детского сада.4rm0i4a3adtg1jt97
  4. Учить составлять простую фразу по сюжетной картинке и вопросам.
  5. Развивать внимание, память, логическое мышление.

Беседа.

Экскурсия.

Игра «Где мы были — мы не скажем, а что видели — покажем».

Упражнение «Посмотри, подумай и ответь»

Игра «Кому что надо?».

Игра «4-й лишний».

 3

Игрушки

  1. Расширять и обогащать словарь по теме, активизировать глагольный словарь.
  2. Закрепить обобщающее понятие «игрушки».
  3. Учить составлять предложения по действиям с игрушками, картинкам и картинно-графическим схемам.
  4. Учить составлять предложения с однородными сказуемыми.
  5. Формировать диафрагмальное дыхание.
  6. Продолжать формировать понятие ряда.
  7. Развивать внимание, память, мышление.

Игра «Отгадай-ка».

Упражнение «Подбери словечко».

Игра «Покачай игрушку»

Игра «Что делает?».

Упражнение «Посмотри, подумай и скажи».

Упражнение «Зашифрованное предложение».

Упражнение «Какой, какая, какое, какие?».

октябрь

1

Осень

  1. Формировать понятие «осень».
  2. Уточнить и расширить словарь по теме.
  3. Развивать память, мышление, внимание, физиологическое и речевое дыхание, общую и мелкую моторику, просодическую сторону речи.

Игра «Отгадай-ка».

Упражнение «Посмотри и объясни».

Упражнение «Послушай и найди».

Игра «Рисуем осень».

Игра «Куда? Где? Откуда?».

Упражнение «Прочитай по схеме». Дыхательная гимнастика «Осенний ветер»

Физкультминутка «Дождь и солнце».

2

Части дерева. Деревья

  1. Уточнить и расширить словарь по теме.
  2. Учить образовывать множественное число существительных в именительном падеже.
  3. Учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных.
  4. Развивать внимание, память, мышление, правильное физиологическое дыхание.

Упражнение «Посмотри и назови».

Упражнение «Выбери правильный ответ».

Игра «Собери дерево».

Игра с мячом «Один — несколько».

Игра «У гнома».

Упражнение  «Что забыл нарисовать художник?».

Упражнение «Сосчитай-ка». Игра «Лес и лесочек».

Игра «Детки с ветки».

3

Овощи

  1. Уточнить знания об овощах, расширить словарь по теме.
  2. Учить образовывать именительный падеж множественного числа и уменьшительно-ласкательную форму существительных.
  3. Формировать фразу с противительным союзом А.4f043ppzhuvj1vy97
  4. Развивать внимание, память, правильное речевое дыхание моторику, темп и ритм.

Упражнение «Душистые овощи».

Игра «Что растет в огороде?».

Игра «Огородик гнома».

Игра «Толстячки — худышки».

Игра «Куча-мала».

Упражнение «Помощники».

Упражнение «Что нам нужно в огороде?».

4

Фрукты

  1. Уточнить знания о фруктах.
  2. Расширять и обогащать словарь по теме.
  3. Учить образовывать именительный падеж множественного числа и уменьшительно-ласкательную форму существительных.4ig0d4gtpgc319na7
  4. Развивать внимание, память, речевое дыхание, моторику.

Беседа по картинке «Фруктовый сад».

Дыхательная гимнастика «Душистые фрукты».

Игра «Найди пару».

Упражнение «Что растет в саду?».

Игра «Садик гнома».

Упражнение «Чего много? Чего мало?».

   ноябрь

1

Перелётные птицы

  1. Формировать понятие «перелетные птицы».
  2. Уточнить и расширить словарь по теме.40zdh43iaics1c9t7
  3. Учить образовывать множественное число и уменьшительно-ласкательную форму существительных.
  4. Развивать внимание, память, мышление.

Игра «Незнайка-фотограф».

Игра «Перелет птиц».

Упражнение «Почистим перышки

Упражнение «Составь новое слово».

Упражнение «Расскажи, какая птица?».

Упражнение «Кто это?».

2

Наше тело

  1. Уточнить знания по теме.
  2. Расширять и обогащать словарь по теме.
  3. Учить распространять предложения с помощью глаголов.
  4. Учить ориентироваться в пространстве относительно своего тела.4n0tb4ze31q9fmlc7
  5. Развивать внимание, мышление, память.

Игра «Незнайка».

Упражнение «Покажи и назови».

Упражнение «Что делает? Что делают?».

Игра с мячом «Скажи наоборот».

Упражнение «Что помогает людям быть чистыми и аккуратными?».

3

Дикие животные

  1. Уточнить знания по теме.
  2. Расширить и активизировать словарь по теме.
  3. Закрепить образование множественного числа существительных.
  4. Формировать обобщающее понятие «дикие животные».
  5. Формировать согласование числительных от 1 до 5 и слова «много» с существительными.
  6. Продолжать учить использовать уменьшительно-ласкательную форму имен существительных.
  7. Учить правильно употреблять предлоги В, ИЗ, составлять предложения по картинно-графическим схемам.
  8. Развивать внимание, память, мышление.

Беседа по картинке «В лесу».

Игра «Один, два, три, четыре, пять — надо всех пересчитать».

Упражнение «Назови ласково».

Игра «Отгадай-ка».

Игра «Как живешь? Как ты зиму проведешь?».

Упражнение «Кто где? Кто откуда?».

4

Детёныши диких животных

  1. Познакомить с детенышами диких животных.
  2. Учить образовывать множественное число, уменьшительно- ласкательную форму существительных.
  3. Закрепить образование притяжательных прилагательных.
  4. Учить правильно использовать родительный падеж множественного числа.
  5. Развивать внимание, память, мышление, моторику.

Упражнение «Кто живет в лесу?».

Упражнение «Составь пару».

Упражнение «Покажи и назови».

Упражнение «Назови ласково».

Упражнение «Кого много?».

Упражнение «Чья семья?».

Игра «Хвастуны».

Упражнение «Рассказы о животных».

5

Зима

  1. Учить составлять рассказы с опорой на картинный план и вопросы.
  2. Уточнить знания о признаках зимы, с использ. картинно-графических схем.3.Формировать понятие «время года».4.Развивать речевое дыхание, общую и мелкую моторику, внимание, мышление, память.

Игра «Отгадай-ка».

Упражнение «В гости к нам пришла зима».

Дыхательная гимнастика «Снежинки».

Упражнение «Куда? Где?».

Игра «Уборка снега».

Упражнение «Откуда?».

декабрь

1

Зимние забавы

  1. Повторить признаки зимы.
  2. Учить согласовывать прилагательные с существительными.
  3. Закрепить умение пользоваться изученными предлогами.
  4. Развивать внимание, память, мышление.
  5. Активизировать словарь по теме.
  6. Учить составлять предложения по картинно-графическим схемам.
  7. Обучать пересказу по картинкам и самостоятельному составлению рассказов по картинно-графическому плану.404j3i1epey9ehfv7
  8. Развивать внимание, память, воображение.

Упражнение «Подумай и скажи».

Упражнение «Посмотри, послушай и ответь».

Физкультминутка «Ровным кругом».

Упражнение «Послушай, перескажи, придумай рассказ сам(а)».

2

Снеговик

  1. Закрепить знания о признаках зимы.
  2. Учить составлять описательные рассказы.
  3. Учить согласовывать прилагательные и числительные с существительными.
  4. Развивать речевое дыхание, умение владеть собой, общую и мелкую моторику, внимание, мышление, память.

Игра «Отгадай-ка».

Упражнение «Чем похожи — непохожи?».

Игра «Поправь Незнайку».

Упражнение «Поиграем — посчитаем»

3

Новый год

  1. Закрепить умение составлять предложения с существительными множественного числа в творительном падеже без предлога.
  2. Закрепить умение использовать в предложениях предлоги НА, С.
  3. Формировать обобщающее понятие «елочные игрушки».
  4. Учить распространять предложения прилагательными и согласовывать их с существительными единственного и множественного числа.
  5. Развивать общую моторику, внимание, память, воображение.4v0r43ik1tpiavc97

Беседа по картинке «Новогодняя елка в детском саду».

 Игра «Укрась елку».

Упражнение «Дети наряжают елку».

Упражнение «После праздника».

Игра «Что принес нам Дед Мороз?».

--------------

январь

--------------

2

Зимующие птицы

  1. Познакомить с понятием «зимующие птицы», уточнить и расширить словарь по теме.
  2. Учить образовывать существительные множественного числа в именительном, родительном и творительном падежах.
  3. Формировать фразовую речь.
  4. Развивать внимание, память, мышление, речевое дыхание.4eo0pd4o31bnar9e7

Беседа о зимующих птицах.

Упражнение «Питание птиц зимой».

Упражнение «У кормушки».

Упражнение « Чем угостишь птиц?».

Упражнение «Где птица?».

Упражнение «Что сначала? Что потом?».

3

Одежда

  1. Уточнить словарь по теме, расширить и активизировать его.
  2. Познакомить с назначением одежды.
  3. Учить образовывать и использовать множественное число и уменьшительно-ласкательную форму существительных.
  4. Формировать правильное употребление родительного падежа множественного числа.
  5. Развивать внимание, память, мышление.

Упражнение «Наше ателье».

Упражнение «Сравни, назови ласково».

Упражнение «Подбери словечко и повтори».

Упражнение «Мой, моя, мое, мои».

Игра «Разбери одежду».

Упражнение «Из чего шьют одежду?».

Упражнение «Что зимой? Что летом?».

Игра «Магазин».

Упражнение «Кто что купил?».

4

Обувь

  1. Расширять и активизировать словарь по теме, закрепить обобщающее понятие «обувь».
  2. Познакомить с профессией сапожника.
  3. Учить использовать существительные с предлогом БЕЗ.
  4. Закрепить умение согласовывать личные местоимения с глаголами будущего времени.4a0m4pb3zh19suug7
  5. Закрепить умение составлять простое распространенное предложение по картинно-графической схеме.
  6. Формировать диалогическую речь.
  7. Развивать внимание, память, мышление.

Упражнение «Покажи и назови».

Упражнение «Без чего?».

Упражнение «Починим обувь».

Упражнение «Сапожник».

Игра «В обувной мастерской».

Упражнение «Придумай предложения по схемам».

Игра «Кто что обувает?».

1

Головные уборы

  1. Уточнить и расширить словарь по теме, формировать фразовую речь.
  2. Формировать обобщающее понятие «головные уборы».
  3. Формировать представление о назначении головных уборов.
  4. Формировать умение использовать существительные в именительном падеже множественного числа.4l0xpv43kt19innh7
  5. Учить согласовывать существительные с числами 1, 2, 5, местоимениями «мой», «моя».
  6. Развивать внимание, память, мышление.

Упражнение «Покажи и назови».

Упражнение «Зачем нужны головные уборы?».

Игра «Найди команду».

Упражнение «Подумай и скажи».

Упражнение «Расшифруй предложение».

Упражнение «Из чего делают головные уборы?».

Игра «Подбери пару».

Упражнение «В какое время года?».

Упражнение «Кто что купил?».

2

Посуда

  1. Уточнить словарь по теме, расширить и активизировать его.
  2. Формировать обобщающее понятие «посуда».
  3. Закрепить понимание назначения посуды.
  4. Учить использовать существительные множественного числа в родительном падеже.
  5. Учить суффиксальному способу образования существительных (сухарница, супница и т.д.)

6Учить составлять рассказ по картинке и пересказывать его по картинно-графическому плану.

7. Развивать внимание, память, мышление, общую моторику.

Упражнение «Федорино горе».

Упражнение «Почини Федорину посуду».

Игра с мячом «Скажи во множественном числе».

Игра с мячом «Назови ласково».

Упражнение «Волшебники».

Упражнение «Магазин».

Упражнение «Какая бывает посуда?».

Упражнение «Сервируем стол».

3

Наши защитники

  1. Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме.
  2. Формировать обобщающее понятие «защитники Отечества», «военные».
  3. Учить образовывать новые слова.
  4. Закрепить умение использовать существительные в именительном падеже единственного и множественного числа, в творительном падеже единственного числа, в родительном падеже множественного числа во фразовой речи.
  5. Развивать внимание, память, мышление, общую моторику.
  6. Воспитывать уважение к защитникам Родины, гордость за свою страну.

Беседа «Кто нужнее в армии?».

Упражнение «Покажи и назови».

Упражнение «Подумай и ответь».

Упражнение «Один — много».

Упражнение «Кораблик».

Игра «Кому что нужно?».

4

Семья

  1. Уточнить и расширить словарь по теме.4gol0ff4i319xstn7
  2. Формировать обобщающее понятие «семья».
  3. Учить составлять предложения с дополнением, выраженным существительными единственного числа в косвенных падежах.
  4. Учить понимать сложные логико-грамматические конструкции.
  5. Развивать мышление, внимание, память, мелкую моторику.

Упражнение «Этот пальчик — дедушка...».

Упражнение «Семейный альбом».

Физкультминутка «Зарядка».

Упражнение «Посмотри и назови».

Упражнение «Кто ушел ? Кто пришел ?».

Упражнение «Помоги Незнайке».

Упражнение «Угадай, о ком спрашивает Знайка?».

март

1

8 Марта

  1. Учить составлять и пересказывать рассказ по сюжетной картинке.4i0m4j319jbkahyx7
  2. Познакомить с некоторыми «женскими» профессиями.
  3. Развивать внимание, память, умение вслушиваться в речь собеседника.

Беседа о «женских» профессиях.

Упражнение «Посмотри, подумай, ответь».

Упражнение «Подарок маме».

2

Весна

  1. Формировать понятия «время года», «весна».
  2. Учить выделять признаки весны, отличать ее от других времен года.
  3. Учить составлять рассказ по картинно-графическому плану.4nt04s31tnxod9ns7
  4. Развивать внимание, память, мышление, речевой ритм и координацию речи и движения.

Упражнение «Когда это бывает?».

Упражнение «К нам пришла весна».

Физкультминутка. Упражнение «К нам весна идет».

Упражнение «Подходит - не подходит».

Упражнение «Посмотри внимательно и ответь».

3

Животные и птицы холодных стран

  1. Уточнить знания по теме, расширить и активизировать словарь.
  2. Закрепить умение употреблять существительные в именительном падеже единственного и множественного числа.
  3. Закреплять умение употреблять существительные множественного числа в родительном падеже.
  4. Учить составлять сложносочиненные предложения с противительным союзом А.
  5. Развивать внимание, память, мышление.

Упражнение «Мы едем, едем, едем в далекие края».

Упражнение «Фотограф».

Упражнение «Кого много?».

Упражнение «Кто у кого?».

Упражнение «Наш фотоальбом».

Упражнение «Рассказы путешественников».

Физкультминутка «Северные олени».

4

Домашние животные и детёныши домашних животных

  1. Расширять и обогащать глагольный словарь (ест, жует, грызет, дерет, щиплет, лакает).
  2. Закрепить обобщающее понятие «домашние животные. Детёныши домашних животных».
  3. Формировать умение образовывать существительные множественного числа в родительном падеже.
  4. Учить образовывать составные прилагательные.
  5. Формировать диалогическую форму речи.
  6. Учить составлять рассказы описательного характера о домашних животных.
  7. Развивать внимание, память, мышление.
  8. Воспитывать умение слушать товарищей.

Упражнение «Кому какая еда?».

Упражнение «Составь слово».

Физкультминутка «Как живете? Что жуете?».

Игра «Помоги Незнайке».

Упражнение «Кто у кого детеныш?».

Упражнение «Добавь слово и скажи все вместе».

5

Домашние птицы и их птенцы

  1. Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме.
  2. Формировать обобщающие понятия «домашние птицы», «птенцы».
  3. Познакомить с профессией птичницы.
  4. Учить согласовывать числительные 1-5 с существительными.

5.Учить пересказывать рассказ по серии сюжетных картинок.

6. Развивать внимание, память, мышление, воображение.

Упражнение «Кто чей птенец?».

Упражнение «Раз, два, три, четыре, пять — надо всех пересчитать».

Упражнение «Посмотри и назови».

апрель

1

12 апреля-

день Космонавтики

  1. Учить составлять рассказ по картинке.
  2. Учить использовать существительные единственного числа в различных падежах.
  3. Закрепить умение согласовывать числительные 1—5 с существительными.
  4. Учить префиксальному способу образования глаголов.
  5. Развивать внимание, память, мышление.

Беседа «День космонавтики».

Упражнение «Первый космонавт».

Упражнение «Добавь нужное слово».

Физкультминутка. Игра «В невесомости».

Упражнение «Космодром».

Упражнение «Послушай и перескажи».

2

Дом. Строительство

  1. Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме.
  2. Учить образовывать относительные прилагательные.
  3. Учить образовывать сложные слова типа «пятиэтажный».
  4. Познакомить с профессией строителя.
  5. Формировать представление о высоте, используя сравнительные прилагательные: выше, ниже, самый высокий, пониже, повыше.
  6. Развивать внимание, память, мышление.

Упражнение «Посмотри, подумай, ответь».

Упражнение «Какой дом?».

Упражнение «Сказочный дом-дворец».

Упражнение «Строим дом».

Игра «Строители».

Упражнение «Как мы строили дом».

Упражнение «Какой дом?».

Упражнение «Подбери словечко».

3

Мебель

  1. Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме.4et0w4xewz31uw9i7
  2. Формировать обобщающее понятие «мебель».
  3. Упражнять в правильном использовании предлогов НА, ПОД, НАД, ОКОЛО, ЗА, ИЗ, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД во фразовой речи.
  4. Учить согласовывать местоимения «мой», «моя», «мое», «мои» с существительными.
  5. Учить находить общую часть родственных слов.
  6. Развивать внимание, память, мышление, общую моторику.

Упражнение «Мебельный магазин».

Игра «Прятки».

Упражнение «Шифровки».

Упражнение «Поручение».

Упражнение «Столярная мастерская».

Упражнение «Мебельная фабрика».

Игра «Отгадай-ка».

4

Квартира

  1. Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме.
  2. Учить образовывать сложные слова типа «двухкомнатная».
  3. Формировать умение составлять сложноподчиненные предложения и простые распространенные предложения с однородными членами.
  4. Развивать внимание, память, мышление.

Упражнение «Посмотри и назови».

Упражнение «Мастерская слов».

Упражнение «Почемучка».

Игра «Моя квартира».

май

1

День Победы

  1. Расширить знания о Великой Отечественной войне 1941— 1945 гг. и празднике Победы.
  2. Воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине, гордость за страну, уважение к ветеранам.

Рассказ «День Победы»

Беседа по картинкам.

Чтение стихотворений о Победе.

2

Транспорт

  1. Формировать представления о транспорте, профессиях на транспорте.
  2. Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме.
  3. Формировать обобщения по теме (транспорт, водный транспорт, наземный транспорт, воздушный транспорт, подземный транспорт).
  4. Закрепить умение использовать существительные в именительном падеже множественного числа и в творительном падеже единственного числа без предлога.
  5. Развивать внимание, память, мышление.

Упражнение «Покажи и назови».

Физкультминутка Игра «Уличное движение».

Упражнение «Кто чем управляет?».

Упражнение «Найди пару».

Игра «Отгадай-ка».

Упражнение «Чего не хватает?».

Упражнение «Ехали мы, ехали...».

3

Профессии

  1. Закрепить и активизировать словарь по теме.
  2. Закрепить понятие «профессия».
  3. Формировать связную речь.
  4. Развивать внимание, память, мышление.

Упражнение «Покажи и назови».

Упражнение «Кто что делает?».

Упражнение «Посмотри, подумай и скажи».

Упражнение «Что лишнее?».

4

Лето, цветы, насекомые

  1. Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме.
  2. Закрепить правильное употребление предлогов.
  3. Учить составлять рассказ по сюжетной картинке.
  4. Развивать внимание, память, мышление.40vdayzmw4319bss7

Игра «Отгадай-ка».

Игра «На лугу».

Игра «Садовники».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективно-тематическое планирование образовательной деятельности с воспитанниками старшей группы в контексте программы "Детство" в рамках ФГТ

Перспективно-тематическое планирование составленно для воспитанников ДОУ старшего дошкольного возраста в контексте программы "Детство" в рамках ФГТ.  В планировании включены образовательные облас...

Перспективное тематическое планирование организованной образовательной деятельности в старшей группе

Перспективное тематическое планирование организованной образовательной деятельности в старшей группе...

Перспективно-тематическое планирование ОО "Физическое развитие" в старшей группе.

Перспективно-тематическое планирование ОО "Физическое развитие" в старшей группе....

перспективно - тематическое планирование логопедических занятий с детьми старшей группы

Перспективно - тематическое планирование составлено на основе программы Н.В. Нищевой " Примерная адаптированная программа коррекционно - развивающей работы в логопедической группе детского сада д...