Конспект образовательной деятельности "Познавательное развитие "Государыня соль"
план-конспект занятия по окружающему миру по теме

Жанара Жалгасыровна Аширбекова

Конспект образовательной деятельности "Государыня соль"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznanie_sol.docx334.31 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ

ТЕМА: «ГОСУДАРЫНЯ СОЛЬ»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Выполнила:

Аширбекова Жанара Жалгасыровна, воспитатель МДОБУ №7 «Солнышко»

 г. Соль-Илецка,

 Соль-Илецкого района

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел

Стр.

I.

Пояснительная записка

3

II.

Конспект специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей:

4

1)

организационно-методическая информация;

4

2)

примерный ход специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей;

6

3)

дальнейшая разработка темы;

7

III.

Список литературы

8

IV

Приложение

10


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Человек богат своим прошлым, своей памятью, своей историей. Только тот будет истинным гражданином своего государства, кто знает, хранит и приумножает ее.

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудится на ее благо, беречь и умножать богатство.  Важной задачей дошкольной педагогики на современном этапе является приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на которой в данный момент он проживает.

Необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к  малой Родине, воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края.

Занятие «Государыня соль» реализуется в части Программы, формируемая участниками образовательных отношений МДОБУ№ 7 «Солнышко» г. Соль-Илецка. В рамках образовательной области  познавательное развитие.


ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Организационно-методическая

информация

Содержание

Примечание

1.

Тема образовательной

деятельности

Государыня соль

2.

Доминирующая

образовательная область

познавательное развитие

2.

Доминирующий вид

деятельности

Обязательны игровой, познавательно-исследовательский – создание лаборатории

Продуктивная – выполнение коллективной работ

 художественно-творческая – цветочная поляна (рисование цветной солью)

двигательная - физминутка

3

Методы и приемы реализации содержания занятия

3.1

Общепедагогические методы и приемы

Методы формирования сознания: беседа о соли, показ презентации.

Методы организации деятельности, общения, опыта поведения:  упражнение  (совет в проведении опытов, просьба в выполнении заданий).

Методы стимулирования и мотивации деятельности: наглядность – просмотр презентации

 занимательные и игровые ситуации – создание лаборатории по изучению соли.

3.2

Методы и приемы, характерные для специфических видов деятельности

Просмотр видеописьма

Беседа

Создание лаборатории

Физминутка

Создание  цветочной поляны из цветной соли

3.

Интеграция образовательных областей

Художестенно-эстетическая – изготовление цветочной поляны;

Социално-коммуникативное – Беседа составление рассказа из личного опыта;

Физическое развитие – физминутка;

Речевое развитие – беседа, игоровая ситуация

4.

Возрастная группа

Старший дошкольный возраст ( 6-7 лет)

5.

Цель

Закреплять знания детей об истории родного края. Формирование представлений детей о соли как необходимом для человека продукте. Изучение свойства поваренной соли.

6.

Задачи

Планируемые результаты 

6.1

Формировать познавательный интерес ребёнка: исследовать свойства и качества соли.

Знают свойства и качества соли

6.2

Развивать творческие способности, воображение, любознательность, коммуникативные навыки.

Проявляет творчество, фантазию в художественной деятельности

6.3

Воспитывать любовь к родному краю

Любить родной край

7.

Возможные затруднения детей и способы их преодоления

Затруднения

Способы преодоления

ПРИМЕР

Проведение опытно – эксперементальной деятельности

Индивидуальные рекомендации, совет

Технология построения композиции с использованием нетрадиционной техники рисования (цветная соль)

Сопровождение создания модели композиции (групповое), напоминание, рекомендации по подбору заместителей элементов пейзажа (величина) для ближнего и дальнего планов

8.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Посылка с различными видами соли (каменной, йодированной, соль- лизунец), видеописьмо от хозяйки Медной горы с загадкой про соль, тарелочки с солью, лупы, сырые куриные яйца, ложки, одноразовые стаканы, влажные и сухие салфетки, крашенная соль.

9.

Подготовка к образовательной деятельности на занятии и в режимные моменты

Просмотр видео по добыче соли;

Чтение пословиц, поговорок о соли;

Беседа о пользе и вреде соли;

Просмотр мультфильма «Как казаки соль добывали»;

Прослушивание Словацкой сказки «Соль дороже золота» (аудиозапись);

Подбор иллюстративного и фотоматериала с изображениями изделий из соли.

Подготовка цветной соли 


 ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ

Этап

Содержание

Примечание

I.

Вводная часть

1.1

Введение в тему

Создание проблемной ситуации

Посылка в группе (виеописьмо)

Загадывание загадки.

1.2

Мотивация деятельности детей

Беседа о соли (вспомнить профессию шахтер),

Создать лабораторию

1.3

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

Подвести детей к мысли о том, для чего нужна соль,  создать лабораторию, создать художественную композицию

II.

Основная часть:

2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний

Напомнить детям об  виртуальной экскурсии на соляной рудник, о созданных детьми поделок из цветной и белой соли. Обсудить для чего нужна соль в жизни человека

2.2

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

Рассмотреть с детьми соль, предложить назвать ее описать.

Беседа о добыче соли с просмотром презентации

Предложить создать лабораторию

Провести опыты, сделать выводы.

Создать цветочную поляну (декоративное рисование)

2.3

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

Проведение опытов в лаборатории

Творческая работа (в процессе самостоятельной творческой деятельности детей акцентировать внимание оригинальности композиции, значимости цветового решения)

III.

Заключительная часть

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

Чему мы  научились? Удалось ли нам добиться цели? Что мы для этого сделали? Что нам помогло? Что у нас не получилось? Почему? Как это исправить?

Где мы можем использовать полученный результат (созданный продукт)


ДАЛЬНЕЙШАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМЫ

Культурные практики/

виды деятельности детей/

мероприятия

Содержание

Примечание

I.

Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах

1.1

Указывается мероприятие (экскурсия, выставка и т.д.), вид деятельности (чтение, художественно-творческая и т.п.)

Выставка для родителей поделок из соли

Создание лаборатории дома и проведение опытов совместно с родителями.

Создание музея соли в группе

II.

Самостоятельная деятельность детей в свободной деятельности

2.1

Ребенок сам

Создает работы для выставки

2.2

Ребенок по приглашению педагога

Помогает собирать материал для создания музея соли.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. А. Алексин, С. Михалков, Л. Разгон, В. Хелемендик «Почемучка» Изд. «Педагогика – Пресс»1987,1990,1991,1992.

 2. М. Голицын. «Сокровища Земли» Я познаю мир. М. Изд – во АСТ, 2001г.

3. А.И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду» М.2004г. 4. Детская энциклопедия «Всё обо всём».


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Картотека опытов

«Соль растворяется в воде»

Для опыта мы взяли прозрачный стакан с водой, насыпали соль в воду и стали наблюдать.

Вывод :

При взаимодействии с водой соль растворяется.

«Соль в холодной и горячей воде»

Взяли два прозрачных стакана : один с холодной водой, другой с горячей. Насыпали в оба стакана по три ложки соли и хорошо размешали.

Вывод:

Мы увидели, что в стакане с горячей водой, соль растворилась быстрее. Чем выше температура воды, тем быстрее растворяется соль.

«Плавающая картошка и яйцо»

Для опыта взяли 2 сырых яйца (картошки) и две кружки (стакана) с водой. Налили воду в кружки, в одну кружку насыпали 3 ложки соли и хорошо перемешали, а в другую нет. Положили в обе кружки яйца (картошку), там где была солёная вода, яйцо (картошка) всплыло, а где нет – утонуло. А когда смешали оба раствора – яйцо (картошка) оказалось примерно посередине кружки.

Вывод:

Солёная вода помогает держаться предметам на поверхности (Эффект «Мёртвого моря»)

«Выращивание кристаллов»

Чтобы вырастить кристаллы соли, мы налили в чашку тёплой воды, насыпали соли. В чашку опустили ниточку. Через несколько дней мы заметили, что вода из чашки стала испаряться, а ниточка и дно чашечки покрылись кубиками соли. Это кристаллы.

Вывод: При испарении воды соль кристаллизуется.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Поваренная соль (дроблённая)

Каменная поваренная соль (способы ее добычи)

Соль-лизунец


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности "По следам Соли"

Конспект образовательной деятельности "По следам Соли"...

Конспект образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Удивительная соль»

Соль – полезное ископаемое, природный элемент. Cоль необходима человеку. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани. Без с...

План-конспект образовательной деятельности «Волшебница-соль или разгаданная тайна» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: продолжать формировать познавательную активность дошкольников в процессе экспериментирования с природным веществом — солью. Задачи с учётом интеграции образовательных областей:Формиро...

План-конспект образовательной деятельности «Волшебница-соль или разгаданная тайна» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: продолжать формировать познавательную активность дошкольников в процессе экспериментирования с природным веществом — солью. Задачи с учётом интеграции образовательных областей:Формиро...