Конспект образовательной деятельности "По следам Соли"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Цель:
способствовать развитию познавательного интереса у детей;
развивать положительные эмоции и интерес к нетрадиционным видам изобразительной деятельности.
Образовательные задачи:
уточнить знания детей о соли, о способах её добычи, об использовании человеком в быту;
познакомить с видами (пищевая, техническая, морская) и характеристикой соли (минерал, добыча, применение);
познакомить детей с одним из способов покраски соли; обогащать и активизировать словарь: кристаллизация, минеральное вещество, соледобывающий комбайн.
Развивающие задачи:
развивать мыслительную активность и самостоятельно делать выводы;
развитие творческих способностей детей;
Воспитательные задачи:
воспитывать бережное отношение к соли и навыки культурного ее потребления;
воспитывать любознательность и умение работать вместе. Методы и приемы:
рассказ воспитателя; рассматривание иллюстраций, слайдов; вопросы; обследование предмета.
Предварительная работа:
беседа о применении обычной соли в домашних условиях, рассматривание иллюстраций, слайдов о разных видах соли, дидактические игры «Определи на ощупь», «Узнай на вкус», «Солёный - несолёный»
Интегрируемые образовательные области:
«Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Материалы и оборудование:
слайдовая презентация на тему: «Добыча соли и её применение», мешочек с солью, пластиковые бутылочки (баночки) для поделок, салфетки, цветные мелки, стаканчики с готовой цветной солью, воронки, аудиозапись песни «Улетай на крыльях ветра» из оперы А. П. Бородина «Князь Игорь» в исп. Е. Сотниковой.
Ход занятия:
Воспитатель: По старинному русскому обычаю принято встречать дорогих гостей хлебом-солью. « Хлеб да соль!» - говорит русский человек, приветствуя гостей. « Хлеба кушать!»– непременно отвечают ему.
Воспитатель: С радостью гостей встречаем, хлебом - солью угощаем.
Звучит музыка. Трое детей входят с хлебом – солью.
Подходят к гостям с поклоном. Подают хлеб. Взрослый отламывает кусок и макает в соль.
Воспитатель: Садитесь удобнее, мы начинаем наше путешествие.
(Дети рассаживаются на стулья за столы)
Все расселись по местам?
Никому не тесно?
По секрету вам скажу:
"Будет интересно!”
Ребята, вы любите путешествовать? Но, чтобы узнать куда мы с вами отправимся, нужно отгадать, что спрятано в моем чудесном мешочке.
Отдельно - я не так вкусна,
Зато бела и солона,
И в пище — каждому нужна.
(Ответы детей)
Педагог высыпает соль в емкость и задает вопрос:
Воспитатель: «Для чего нужна соль? Где люди используют соль?»
Соль - это единственное минеральное вещество, которое люди употребляют в чистом виде. Соль – это пищевой продукт. Наши предки верили, что соль защищает их от злых духов и вражеских сил.
В далёкие времена соль считалась драгоценностью, ценилась, как золото. Её хранили в особых ларцах, меняли на товары, даже на землю. Из-за соли разгорались войны. Отсюда народная примета: соль рассыпал – к ссоре, к неудаче.
В честь соли названы города: Солигалич, Соликамск, Соль-Илецк, Сольцы, Усолье: реки – Усолка и Солёная и многие другие.
Скажите, какого цвета соль? Имеет ли соль запах? Какое это вещество: жидкое, твердое или сыпучее? (Ответы детей). А кто из вас знает, где и как добывают соль? (Ответы детей). А вы хотите узнать, как люди стали добывать соль? (Ответы детей). Но сначала мы с вами отдохнём немного.
Физкультминутка.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше, подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.
А сейчас мы с вами продолжим путешествие по следам Соли, чтобы узнать о ней ещё больше. Педагог демонстрирует презентацию «Добыча соли и её применение».
Есть три вида соли:
Пищевая;
Техническая;
Морская.
Пищевая соль делает нашу еду очень вкусной. А ещё она отличный консервант.
Морскую соль тоже можно есть, но применяют её по-разному:
в медицине;
в косметологии.
Технической солью посыпают дорогу от гололёда зимой.
(Слайд)
Соль ценилась на вес золота, к ней всегда относились бережно и уважительно.
В древнем Риме солдатам часто платили жалование не деньгами, а солью, отсюда и произошло слово СОЛДАТ. (Слайд)
Прошло много времени, прежде чем люди научились добывать соль из морской воды. Добывают соль специальной техникой – соледобывающим комбайном, грузят в железнодорожные вагоны и отправляют на мельницу. (Слайд) В морской соли есть полезные минеральные вещества, йод. Значит. Если в соли есть полезные минеральные вещества, то и сама соль – полезна. И не только полезна, но и жизненно необходима, не только для людей, но и для всех живых существ (например, люди специально дают лошадям, коровам, соль, которой нет в траве и сене).
(Слайд) Конечно, это не значит, что нужно употреблять в пищу много соли. Слишком большое ее количество, может нанести вред нашему организму. Поэтому – все хорошо в меру.
Каменную соль добывают в соляных шахтах. Ребята, а как вы думаете, как соль туда попала? Месторождения каменной соли находятся высоко в горах. Когда-то очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. И образовались горы. Специальные комбайны рубят пласты соли. Затем она попадает в мельницы и крошится до получения кристалликов различной величины. (Слайд)
Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму? Да, соль необходима человеку. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной мышечной ткани. Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье.
Воспитатель: Как вы думаете, где можно использовать соль? В выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории. Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов.
(Слайд). Также соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла). Очень полезны ванны с морской солью.
(Слайд) Используем соль в приготовлении пищи, в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания. В консервировании овощей.
Соль в жизни людей - важный продукт.
(Слайд)
На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.
(Слайд)
Соль является хорошим чистящим средством. С её помощью можно очистить посуду от накипи и загрязнений.
(Слайд)
Ребята, давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Соленый - несоленый». Дети приседают, услышав продукт, который можно солить (банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо,)
Творческая работа.
Воспитатель: А сейчас я хочу пригласить вас в свою мастерскую, и хочу показать еще для чего люди, используют соль.
Скажите, мне, пожалуйста, может ли соль быть цветной? (да) -Чем можно окрасить соль? (цветными мелками, гуашью, пищевыми красителями)
Я вам покажу, как я красила соль цветными мелками. (Тру мел через тёрку, затем насыпаю тёртый мел в стакан с солью и смешиваю. Получилась соль голубого цвета). Таким способом окраски можно получит соль разного цвета.
Сегодня мы с вами будем декорировать бутылочки цветной солью. Посмотрите, как можно украсить цветной солью различные ёмкости.
А делается это так: у вас у всех на столах лежат воронки, стаканчики с цветной солью, ёмкость, в которую вы будете насыпать цветную соль, столовые ложки. Соль нужно насыпать до конца и плотно закрыть крышечкой. Вот такие чудесные сувениры, сделанные своими руками, у нас получились.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, ребятки: что такое соль? Соль- это полезный пищевой продукт, который необходим для жизни и здоровья человека. Что нового вы узнали о соли? Мы узнали о том, что соль сыпучее вещество, не имеет запаха, белого цвета, необходима не только для приготовления пищи, но и для создания замечательных сувениров своими руками - бутылочек с цветной солью. Что вам больше всего понравилось на нашем занятии? Согласны ли вы с утверждением, что соль - удивительное вещество природы, необходимое людям?
Воспитатель: Молодцы! А я желаю в свою очередь всем вам и нашим гостям голубого неба над головой, зеленой травы под ногами и чтобы у всех сбывались розовые мечты. Я закрываю этот волшебный сосуд, надеюсь, что все пожелания обязательно сбудутся, и прощаюсь с вами. До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельностипо развитию речи. Тема «Звуковая культура речи: звук [т]. в группе «Солнышко»
Конспект образовательной деятельностипо развитию речи. Тема «Звуковая культура речи: звук [т]. в группе «Солнышко»Предварительная работа: Беседа по теме: «Транспорт», Д. ...
Конспект образовательной деятельностипо развитию речи в средней группе "Путешествие с колобком"
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней группе "Путешествие с колобком"...
Конспект организованно образовательной деятельностипо познавательномуи художественно-эстетическомуразвитиюв разновозврастной группе. Тема: «Весна, весна пришла, маме праздник принесла»
Улыбнемся солнышку :Здравствуй золотое!Улыбнемся небу:Здравствуй голубое!Улыбнемся дождику:Лейся словно из ведра!Улыбнемся мы гостям,Пожелаем им добра!...
Конспект образовательной деятельности "Следы зайчика".
Образовательная деятельность организована с целью продолжать учить правильно держать кисточку, формировать пространственное представление, способствовать рисованию следов на снегу....
Конспект непрерывной образовательной деятельностипо развитию речи и грамоте в подготовительной к школе группе ДАВАЙТЕ ПОМОЖЕМ ЗВЁЗДОЧКАМ! (с использованием игровых технологий, квест-технологии)
Цель:формировать навыки выделения в речи звуков к, г;Задачи:- продолжать учить выделять звуки [К], [Г] из названий картинок;- закреплять умение определять места звуков [К], [Г] в слове;- продолжать уп...
План-конспект образовательной деятельности «Волшебница-соль или разгаданная тайна» для детей старшего дошкольного возраста
Цель: продолжать формировать познавательную активность дошкольников в процессе экспериментирования с природным веществом — солью. Задачи с учётом интеграции образовательных областей:Формиро...
План-конспект образовательной деятельности «Волшебница-соль или разгаданная тайна» для детей старшего дошкольного возраста
Цель: продолжать формировать познавательную активность дошкольников в процессе экспериментирования с природным веществом — солью. Задачи с учётом интеграции образовательных областей:Формиро...