Конспект образовательной деятельности "По следам Соли"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Конспект образовательной деятельности "По следам Соли"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsel.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:  

способствовать развитию познавательного интереса у детей;

развивать положительные эмоции и интерес к нетрадиционным видам изобразительной деятельности.

Образовательные задачи:

уточнить знания детей о соли, о способах её добычи, об использовании человеком в быту;                                

познакомить с видами (пищевая, техническая, морская) и характеристикой соли (минерал, добыча, применение);                                  

познакомить детей с одним из способов покраски соли;                                обогащать и активизировать словарь: кристаллизация, минеральное вещество, соледобывающий комбайн.

Развивающие задачи:

развивать мыслительную активность и самостоятельно делать выводы;

развитие творческих способностей детей;

Воспитательные задачи:

воспитывать бережное отношение к соли и навыки культурного ее потребления;                                                                    

воспитывать любознательность и умение работать вместе.                                            Методы и приемы: 

рассказ воспитателя; рассматривание иллюстраций, слайдов; вопросы; обследование предмета.

Предварительная работа: 

беседа о применении обычной соли в домашних условиях, рассматривание иллюстраций, слайдов о разных видах соли, дидактические игры «Определи на ощупь», «Узнай на вкус», «Солёный - несолёный»

Интегрируемые образовательные области:

«Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие»,  «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Материалы и оборудование: 

слайдовая презентация на тему: «Добыча соли и её применение», мешочек с солью, пластиковые бутылочки (баночки)  для поделок,  салфетки, цветные мелки, стаканчики с готовой цветной солью, воронки,  аудиозапись песни «Улетай на крыльях ветра» из оперы А. П. Бородина «Князь Игорь» в исп. Е. Сотниковой.

Ход занятия:

Воспитатель:  По старинному русскому обычаю принято встречать дорогих гостей хлебом-солью. « Хлеб да соль!» - говорит русский человек, приветствуя  гостей. « Хлеба кушать!»– непременно отвечают ему. 

Воспитатель: С радостью гостей встречаем, хлебом - солью угощаем.

Звучит музыка. Трое детей входят с хлебом – солью.

Подходят к гостям с поклоном. Подают хлеб. Взрослый отламывает кусок и макает в соль.

Воспитатель: Садитесь удобнее, мы начинаем наше путешествие.

 (Дети рассаживаются на стулья за столы)

Все расселись по местам?

Никому не тесно?

По секрету вам скажу:

"Будет интересно!”

Ребята, вы любите путешествовать? Но, чтобы узнать куда мы с вами отправимся, нужно отгадать, что спрятано в моем чудесном мешочке.

Отдельно - я не так вкусна,

Зато бела и солона,

И в пище — каждому нужна.

(Ответы детей)

Педагог высыпает соль в емкость и задает вопрос:

Воспитатель: «Для чего нужна соль? Где люди используют соль?»

Соль - это единственное минеральное вещество, которое люди употребляют в чистом виде. Соль – это пищевой продукт. Наши предки верили, что соль защищает их от злых духов и вражеских сил.

В  далёкие времена соль считалась драгоценностью, ценилась, как золото. Её хранили в особых ларцах, меняли на товары, даже на землю. Из-за соли разгорались войны. Отсюда народная примета: соль рассыпал – к ссоре, к неудаче.

В честь соли названы города: Солигалич, Соликамск, Соль-Илецк, Сольцы, Усолье:  реки – Усолка и Солёная и многие другие.

Скажите, какого цвета соль? Имеет ли соль запах? Какое это вещество: жидкое, твердое или сыпучее? (Ответы детей). А кто из вас знает, где и как добывают соль? (Ответы детей).  А вы хотите узнать, как люди стали добывать соль? (Ответы детей). Но сначала мы с вами отдохнём немного.

Физкультминутка.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше, подтянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.

А сейчас мы с вами продолжим путешествие  по следам Соли, чтобы узнать о ней ещё больше. Педагог демонстрирует презентацию «Добыча соли и её применение».

Есть три вида соли:

Пищевая;

Техническая;

Морская.

Пищевая соль делает нашу еду очень вкусной. А ещё она отличный консервант.

Морскую соль тоже можно есть, но применяют её по-разному:

в медицине;

в косметологии.

Технической солью посыпают дорогу от гололёда зимой.

 (Слайд)

Соль  ценилась на вес золота, к ней всегда относились бережно и уважительно.

В древнем Риме солдатам часто платили жалование не деньгами, а солью, отсюда и произошло слово СОЛДАТ. (Слайд)

Прошло много времени, прежде чем люди научились добывать соль из морской воды. Добывают соль специальной техникой – соледобывающим комбайном, грузят в железнодорожные вагоны и отправляют на мельницу. (Слайд)                                                                                                                       В морской соли есть полезные минеральные вещества, йод. Значит.  Если в соли есть полезные минеральные вещества, то и сама соль – полезна.   И не только полезна, но и жизненно необходима, не только для людей, но и для всех живых существ (например, люди специально дают лошадям, коровам, соль, которой нет в траве и сене).  

(Слайд)                                                                                                                                                                                                  Конечно, это не значит, что нужно употреблять в пищу много соли. Слишком большое ее количество, может нанести вред нашему организму. Поэтому – все хорошо в меру.      

Каменную соль добывают в соляных шахтах. Ребята, а как вы думаете, как соль туда попала? Месторождения каменной соли находятся высоко в горах. Когда-то очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. И образовались горы. Специальные комбайны рубят пласты соли. Затем  она попадает в мельницы и крошится до получения кристалликов различной величины.  (Слайд)                                                                

Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму?                                                                    Да, соль необходима человеку. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной  мышечной ткани. Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье.        

Воспитатель: Как вы думаете, где можно использовать соль?                          В выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории.  Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов.

(Слайд).                                                                                                 Также соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла). Очень полезны ванны с морской солью.

(Слайд)                                                                                                                Используем соль в приготовлении пищи, в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания. В консервировании овощей. 

Соль в жизни людей - важный продукт.

(Слайд)

На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.

(Слайд)

Соль является хорошим чистящим средством. С её помощью можно очистить посуду от накипи и загрязнений.

(Слайд)

Ребята, давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Соленый - несоленый».                 Дети приседают, услышав продукт, который можно солить (банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо,)

Творческая работа.

Воспитатель:  А сейчас я хочу пригласить вас в свою мастерскую, и хочу показать еще для чего люди, используют соль.

Скажите, мне, пожалуйста, может ли соль быть цветной? (да) -Чем можно окрасить соль? (цветными мелками, гуашью, пищевыми красителями)

Я вам покажу, как я красила соль цветными мелками. (Тру мел через тёрку, затем насыпаю тёртый мел в стакан с солью и смешиваю. Получилась соль голубого цвета). Таким способом окраски можно получит соль разного цвета.

Сегодня мы с вами будем декорировать бутылочки  цветной солью. Посмотрите, как можно украсить цветной солью различные ёмкости.

А делается это так: у вас у всех на столах лежат воронки, стаканчики с цветной солью, ёмкость, в которую вы будете насыпать цветную соль, столовые ложки. Соль нужно насыпать до конца и плотно закрыть крышечкой. Вот такие чудесные сувениры, сделанные своими руками, у нас получились.

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, ребятки:  что такое соль? Соль- это полезный пищевой продукт, который необходим для жизни и здоровья человека. Что нового вы узнали о соли? Мы узнали о том, что соль сыпучее вещество, не имеет запаха, белого цвета, необходима не только для приготовления пищи, но и для создания замечательных сувениров своими руками - бутылочек с цветной солью. Что вам больше всего понравилось на  нашем занятии? Согласны ли вы с утверждением, что соль - удивительное вещество природы, необходимое людям?

Воспитатель: Молодцы! А я желаю в свою очередь  всем вам и нашим гостям голубого неба над головой, зеленой травы под ногами и чтобы у всех сбывались розовые мечты. Я закрываю этот волшебный сосуд, надеюсь, что все пожелания обязательно сбудутся, и прощаюсь с вами. До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельностипо развитию речи. Тема «Звуковая культура речи: звук [т]. в группе «Солнышко»

Конспект образовательной деятельностипо развитию речи. Тема «Звуковая культура речи: звук [т]. в группе «Солнышко»Предварительная работа: Беседа по теме: «Транспорт», Д. ...

Конспект образовательной деятельностипо развитию речи в средней группе "Путешествие с колобком"

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней группе "Путешествие с колобком"...

Конспект организованно образовательной деятельностипо познавательномуи художественно-эстетическомуразвитиюв разновозврастной группе. Тема: «Весна, весна пришла, маме праздник принесла»

Улыбнемся солнышку :Здравствуй золотое!Улыбнемся небу:Здравствуй голубое!Улыбнемся дождику:Лейся словно из ведра!Улыбнемся мы гостям,Пожелаем им добра!...

Конспект образовательной деятельности "Следы зайчика".

Образовательная деятельность организована с целью продолжать  учить правильно держать кисточку, формировать пространственное представление, способствовать рисованию следов на снегу....

Конспект непрерывной образовательной деятельностипо развитию речи и грамоте в подготовительной к школе группе ДАВАЙТЕ ПОМОЖЕМ ЗВЁЗДОЧКАМ! (с использованием игровых технологий, квест-технологии)

Цель:формировать навыки выделения в речи звуков к, г;Задачи:- продолжать учить выделять звуки [К], [Г] из названий картинок;- закреплять умение определять места звуков [К], [Г] в слове;- продолжать уп...

План-конспект образовательной деятельности «Волшебница-соль или разгаданная тайна» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: продолжать формировать познавательную активность дошкольников в процессе экспериментирования с природным веществом — солью. Задачи с учётом интеграции образовательных областей:Формиро...

План-конспект образовательной деятельности «Волшебница-соль или разгаданная тайна» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: продолжать формировать познавательную активность дошкольников в процессе экспериментирования с природным веществом — солью. Задачи с учётом интеграции образовательных областей:Формиро...