Конспект образовательной деятельности познавательной направленности по экспериментированию для детей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с нарушением речи «Удивительная соль»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Конспект занятия в подготовительной группе, основанный на экспериментально-исследовательской деятельности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sol_28.11.2017.docx36.62 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации                                                                     Управление образования администрации города Орла                                                                   муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение -                                                                                детский сад № 95 города Орла                                                                                                                                302014, Россия, Орловская область, город Орел, ул. Емлютина, 4

тел./факс (4862)30-70-95                                                                                                эл. адрес ds95_orel@mail.ru

Конспект образовательной деятельности познавательной направленности по экспериментированию для детей подготовительной группы  компенсирующей направленности для детей с нарушением речи «Удивительная соль»

                                                                             

                                                                                 Подготовила:

воспитатель первой

квалификационной

                                                                           категории

                                                                                  Дорофеева Т.Н.

     

                                              Орел-2017

Конспект образовательной деятельности познавательной направленности по экспериментированию для детей подготовительной группы  компенсирующей направленности для детей с нарушением речи «Удивительная соль»

Цель: развитие познавательных способностей детей с помощью экспериментирования с солью.

Задачи:

1)способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, форме и видах соли;

2)уточнить и закрепить знания детей о соли, её значении в природе, в жизни человека;

3) развивать мышление, любознательность, наблюдательность;

4) развивать умение самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации;

5) развивать интерес к экспериментальной деятельности, творчество;

6) знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования; развивать интерес к экспериментальной деятельности, творчеству;

7) воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Коррекционные задачи:

1)формировать у детей способность выдвигать гипотезы и самостоятельно формулировать выводы, учить формулировать свои ответы в одном предложении;

2)способствовать расширению словаря. Ввести в речевое пользование новое выражение «несолоно хлебавши»

Методы и приемы:

- практические: опыты с солью;

- наглядные: презентации, иллюстрации, наблюдение;

- словесные: беседы, рассказ воспитателя, рассказ детей, загадки, объяснение, обсуждение, анализ работы.

Материалы: шкатулка с тремя видами  соли, загадкой и медалями, стаканы с кипяченой водой и чайные ложечки, лупы 8 штук, микроскоп,  трубочки, яйца,  одноразовые стаканчики, трубочки, соль белая,цветная соль, тарелочки  с солью для рисования, гуашь, кисточки, баночки под воду.

Предварительная работа.

• Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и её свойствах?»

• Просмотр презентации на тему: «Где и как добывают соль».

• Сбор образцов соли (морская, поваренная, каменная).

• Чтение художественной литературы, где речь идет о соли; пословицы, поговорки о соли, русская народная сказка «Соль».

• Творческая мастерская. «Рисуем с помощью соли»,

• Наблюдение «Как мама использует соль?».

                                                Ход занятия

Дети вместе с воспитателем под музыку входят в зал

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте! " друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем "Привет! " и "Добрый день! ";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО!

Дети, ой, что утром было,

Я же вам сказать забыла —

Только в садик я зашла,

Смс  мне вдруг пришло.

И содержит то сообщенье

В себе чудо-приглашение.

«Сегодня всем вам предстоит

Немножко стать учеными.

В лабораторию пойдете,

И чудо-опыт проведете

с одним сыпучим веществом

Скоро  узнаете о нем».

Письмо к нам пришло из лаборатории Профессора Чудакова.

Я предлагаю вам отправится сегодня в это очень интересное место, где проводятся разные опыты, эксперименты. Не будем терять время, в путь! Приглашаю всех в кружок!

В круг широкий,  вижу я

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево,

В центре круга соберемся,

И на место все вернемся.

А закрыв на миг глаза.

Попадаем в чудеса…

Вос.: Дети, где же мы с вами оказались? (Ответы детей)

Сам профессор, к сожалению, вынужден был уехать на научную конференцию. Но он приготовил нам очень много сюрпризов. Посмотрите, профессор оставил для нас шкатулку. Давайте  откроем ее и посмотрим  что там. Какие-то мешочки в ней. (Раздает мешочки детям).

Потрогайте, какой на ощупь ваш мешочек. А теперь понюхайте, пахнет? Значит там находится вещество без запаха, мелкое на ощупь, а у кого-то крупное с горошек- что же это может быть? Профессор оставил нам подсказку. Это загадка..Дети, вы любите разгадывать загадки? Тогда слушайте.

Воспитатель загадывает загадку:

Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,

И становится вся пища несъедобной вдруг!

Если в ранку попадет – испытаешь боль.

Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль)

Правильно дети. Это соль. И именно с этим веществом профессор Чудаков предлагает нам провести эксперименты, попробовать себя в роли ученых.

Дети присаживаются на стулья, воспитатель ведет с ними беседу.

Воспитатель: -Соль - незаменимый продукт питания, о котором мы мало знаем.

-Ребята, а что вы знаете про соль? Какими свойствами она обладает?

- Какого цвета соль?

-У соли есть запах?

-Какая соль на вкус?

-Какая бывает соль?

(Ответы детей).

Соль - полезное ископаемое, природный элемент. В молотом виде она представляет собой мелкие кристаллы белого цвета .Производится соль в разных видах: поваренная, йодированная, морская (показать виды соли). Соль бывает разная: мелкая и крупная. Она белого цвета. Имеет соленый вкус. Не имеет запаха.

Воспитатель: -Ребята, как вы думаете, важна ли соль в жизни человека и почему? (Ответы детей).

Воспитатель:

Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. Соль была дорогим товаром. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. Подавали ее знатным людям, остальные уходили «несолоно- хлебавши». Как вы понимаете это выражение? (Ответы детей)

Правильно. Это выражение  означает  обманувшись в своих расчётах, ожиданиях; не добившись желаемого; в полном разочаровании. Оно актуально и в наше время. И мы с вами тоже вполне можем использовать это выражение в своей речи.

К соли относились уважительно. Отсюда народная примета – соль рассыпал – к ссоре. Поэтому люди придумали пословицы о соли. Какие из них вы знаете?(Ответы детей)

Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.

Без соли и хлеба не естся, без соли и стол кривой.

Без соли, без хлеба худо беседа.

Пуд соли вместе съесть.

-Дети, подумайте и скажите где люди используют соль?

В приготовлении пищи: мы каждый день с вами солим пищу. Поэтому соль используется в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания. Она необходима для усиления вкусовых качеств пищи.(показ слайда)

В консервировании овощей: соль в жизни людей была важным продуктом. Без соли многие продукты безвкусны. Заурядный огурец, умело посоленный на зиму, становится деликатесом, поэтому соль применяется при засолке овощей, так как соль сохраняет продукты длительное время. .(показ слайда)

Соль применяют в косметологии: Ускорить рост волос может массаж с солеными крупинками. С его помощью улучшается кровообращение в коже головы, волосяные луковицы получают больше питания и, волосы, начинают быстрее расти. .(показ слайда)

В медицине : пещеры из соли, полоскание и промывание солью носа и горла. .(показ слайда)

В изобразительной деятельности: с помощью соли можно рисовать целые шедевры. .(показ слайда)

Для животных соль используют в качестве специального прикорма. .(показ слайда)

На улице: для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал. .(показ слайда)

Воспитатель: -Ребята, хочу вам сказать, что соль и вредна для человека, растений, животных. В чем же ее вред? (показ слайдов).

-Да, конечно, соль придает блюдам особый вкус, но не только за вкусовые качества ее употребляет человек. Недостаток или избыток  соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани.

Экспериментирование.

- А сейчас я приглашаю в нашу научную лабораторию. Надевайте фартуки и проходите за столы.

Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов. (Слайд) При работе с солью:

1. Не трогать руками глаза.

2- Соблюдать тишину

3- Не толкать соседа во время работы

4- Сначала посмотри, а потом повтори

5- Выполнил и положи на место

(Дети вспоминают правила поведения в лаборатории).

Опыт № 1: «Из чего состоит соль».

Воспитатель: Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим.

.Что вы можете сказать о её внешнем виде? (ответы детей)

Воспитатель: Действительно, что с виду соль похожа на порошок.

- А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.

.Что вы видите? (ответы детей)

Правильно, она состоит из мелких кристаллов, как снег.

 А теперь подуйте тихонько на соль через трубочку. Расскажите что происходит с солью? (ответы детей)

Молодцы. А теперь давайте сделаем вывод из нашего опыта.

Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов.

Дети так как соль по своим свойствам сыпучая, то на ней можно рисовать. Давайте попробуем?

 -Посмотрите, перед вами подносы с солью. Я буду загадывать вам загадки, а отгадки вы нарисуете на подносе с солью. Слушайте внимательно:

1)«Появился во дворе он в холодном декабре.

Неуклюжий и смешной у катка стоит с метлой.

К ветру зимнему привык, наш приятель (снеговик)

(дети пальчиками рисуют снеговика на соли) .

2)«Ежик на неё похож, листьев вовсе не найдёшь, как красавица стройна, и на новый год важна (елка)

дети рисуют елку)

3)«С неба падают зимою и кружатся над землёю,

Лёгкие пушинки, белые (снежинки)

(дети рисуют снежинки)

Как красиво у вас получается! Молодцы. Давайте двигаться дальше.

Опыт №2 «Соль хрустит»

Ребята, давайте насыплем в тарелочки 2 ложки соли и надавим на неё сухой ложкой, что мы услышали?

(Ответы детей).

 – Верно. Мы услышали хрустящие звуки, похожее при ходьбе по снегу в морозный день., так как соль как и снег состоит из кристаллов.

Вывод:

Соль как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.

Опыт № 3: «Соль поглощает воду»

Добавьте в стакан ложку соли и налейте ложку воды. Что произошло? Куда делась вода? (ответы детей)

Воспитатель: Значит соль поглощает воду.

Добавьте еще воды, размешайте. Что произошло с солью? (ответы детей)

Вывод: соль поглощает воду и растворяется в ней.

Опыт№4.«Соль растворяется в теплой воде быстрее, чем в холодной»

- Ребята, перед вами стаканы с водой, потрогайте стаканы и скажите, что вы чувствуете? (Ответы детей)

- Молодцы, верно! В одном стакане вода холодная, а в другом тёплая.

 В каждый стакан положите по две ложки соли, перемешайте и посмотрите, что получится. Да, ребята, соль растворилась в воде.

В какой воде соль растворилась быстрее в тёплой или в холодной? (Ответы детей)

Верно. В тёплой воде соль растворилась быстрее.

А давайте в стаканы под №1 насыплем крупную соль, а в стаканы под №2 –мелкую соль и размешаем.

А кто заметил, какая из образцов солей растворилась быстрее?

Правильно. В стаканчике под №2 соль исчезла быстрее, так как она мелкая.

А соль исчезла? 

Правильно, соль растворилась.

-А как можно проверить, что соль не исчезла, а растворилась?

Ответы детей – попробовать на вкус

- Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод?

Вывод: Соль растворяется в воде; в тёплой воде соль растворяется быстрее. Крупная соль растворяется медленней чем мелкая.

Опыт № 5. «Плавающее яйцо».

Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? (ответы детей).

Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить? (ответы детей).

Поможет нам в этом обычное яйцо или половинка сырого картофеля. Возьмем яйцо и опустим его в стакан с солёной водой. Что вы видите?

-Яйцо не тонет.

А теперь возьмем другое яйцо и опустим его в стакан с водой, который остался на подносе, вода в этом стакане не солёная. Что вы видите? (Яйцо утонуло).

Какой вывод мы сделаем?

Вывод : В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет. Значит, в солёной воде легче плавать.

Игра «Соленый-несоленый»

Давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Соленый-несоленый».

Дети приседают, услышав продукт, который можно солить

(банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо,)

Дети, следующий эксперимент носит творческий характер. Мы с вами будем рисовать солью.

Творческая работа.

Опыт №7клей+ соль (белая и цветная).

Воспитатель знакомит детей с техникой рисования «клей+ соль».Рисовать мы с вами будем конечно зиму. Посмотрите внимательно на картинку. Что здесь изображено? Правильно ,снеговик под елкой.

Последовательность нашей работы будет следующей сначала мы наносим клей на изображение. Затем выбираем нужный оттенок соли и выкладываем ее на рисунок.  Например елка у нас будет зеленой, а украсить мы ее можем белым снегом,добавив соли белого цвета.Намазывать клеем изображения следует последовательно, чтобы избежать размокания листа бумаги и высыхания клея. Как только вы закончите рисовать солью, посчитайте до 10 и стряхните излишки соли в тарелочку. Вы увидите, какое чудо сотворит соль с вашим рисунком.

Звучит музыка. Дети рисуют.

Молодцы.  Посмотрите какие красивые рисунки у вас получились.

Дети пока вы занимались творчеством, я обнаружила в шкатулке еще один сюрприз от Евгения Евгеньевича. Профессор  решил вручить вам вот такие медали как начинающим ученым.

Ну а нам пора собираться обратно. Давайте поблагодарим профессора Чудакова за гостеприимство и отправимся в путь! Давайте встанем в круг.

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево,

В центре круга соберемся,

И на место все вернемся.

А закрыв на миг глаза.

Попадаем в чудеса…

Вот мы снова в детском саду.

Дети , понравилось вам наше путешествие?

Давайте вспомним с каким веществом мы познакомились поближе?

Что нового вы узнали о соли?

 Что вам больше всего понравилось в наших исследованиях?

 Согласны ли вы с утверждением, что соль - удивительное вещество природы, необходимое людям?

Какие выводы о соли мы можем сделать.исходя из наших экспериментов? (Дети передают друг другу мяч и делятся полученными знаниями о соли и ее свойствах).

Молодцы. я вижу ,что вам действительно понравилось. Давайте попрощаемся с нашими гостями и пойдем в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области « Коммуникация» в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с нарушением опорно – двигательного аппарата 3 – 5 лет Тема: «Кто как кричит?»

формировать у  детей 3-5 навыки составления небольшого рассказа о животных (при педагогической поддержке) по алгоритму, упражнять в соотнесении названий животных и их детёнышей....

Конспект интегрированной музыкально-образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с нарушениями речи «Крещендо в осенних листьях …»

Данный конспект предназначен для педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения  речи . Здесь представлены образовательные технологии и формы работы с детьми в п...

Конспект образовательной деятельности по экспериментированию «Чудо-лимон» для детей подготовительной группы

Конспект образовательной деятельности  по экспериментированию «Чудо-лимон» для детей подготовительной группы Развивать познавательные способности детей через экспериментиро...

Конспект образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» конструирование из строительного материала у детей с нарушениями зрения подготовительной к школе группы по теме «Конкурс «Юный архитектор»

Конспект образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» конструирование из строительного материала у детей с нарушениями зрения...

Конспект образовательной квест- игры «Моя малая Родина -Курск» в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи 6-7 лет

Конспект образовательной  квест- игры «Моя малая Родина- Курск» в группе компенсирующей направленностидля детей с нарушением речи 6-7 лет...

Конспект образовательной деятельности по направлению «Речевое развитие» с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности (с нарушением зрения) по теме: «Заучивание стихотворения А. Горбунова «Щур» с использованием мнемотаблицы»

Цель занятия: помочь детям запомнить стихотворение с помощью мнемотаблицы, выразительно читать. В занятии присутствуют различные формы взаимодействия с ЭОР, которые используются в качестве н...