Формирование экологических представлений в процессе кратковременных наблюдений в природе Кемеровской области зимой с детьми дошкольного возраста
методическая разработка на тему
Наблюдения – это целенаправленная и планомерная деятельность, сложный познавательный процесс, в котором участвуют: память, речь, требуется активная мыслительная деятельность и устойчивое внимание. Кратковременные наблюдения в природе проводятся на занятиях и в повседневной жизни /на прогулке и в уголке природы/.
Методика проведения кратковременного наблюдения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование экологических представлений в процессе кратковременных наблюдений в природе Кемеровской области зимой с детьми дошкольного возраста
Наблюдения – это целенаправленная и планомерная деятельность, сложный познавательный процесс, в котором участвуют: память, речь, требуется активная мыслительная деятельность и устойчивое внимание. Кратковременные наблюдения в природе проводятся на занятиях и в повседневной жизни /на прогулке и в уголке природы/.
Методика проведения кратковременного наблюдения:
- Выбор объекта
- Определение цели наблюдения
- Ход наблюдения
В процессе наблюдения предполагается приемов, что облегчает ребенку путь познания:
- Вопрос
В младшем дошкольном возрасте вопрос должен быть простым, четко сформулированным, не требующим сложного ответа.
В средней группе задавая вопрос, воспитатель опирается на опыт детей, использует вопросы на сравнение. Ребенок в этом возрасте лучше выделяет отличительные признаки предметов.
В старшем дошкольном возрасте у детей формируется аналитико-синтетическая мыслительная деятельность, словесно-логическое /понятийное/ восприятие, что позволяет глубже понимать явления, выделять существенные и несущественные стороны объекта или явления природы. В этом возрасте вопросы должны быть сложными, требующими логического мышления. Это вопросы на сравнение /по сходным признакам/ на установление причинно-следственных связей, логические задачи и др.
- Художественное слово
- Модели
- Иллюстрации
- Игрушки, игры и т.д.
Примерные вопросы для наблюдения зимой:
- Наблюдение за ветром в зимний день
«Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч…» /А.С.Пушкин/
- Как узнать, есть ли сегодня ветер? /по дыму из труб, видно качание деревьев, развиваются флажки, ленточки, перемещается по земле снег, бумажка летит по ветру/.
-Каким бывает снег? /сильным, порывистым, слабым, тихим, холодным, ледяным, студеным/.
- Как назвать сильный ветер? /ветрище/. А слабый? /ветерок, ветерочек/.
- Как называется погода с ветром? /ветряная/.
- Как вы радуетесь, когда дует теплый ветер? /дети поднимают лицо кверху, подставляя его под ветерок, улыбаются, радуются/- упражнение в мимике.
- Как мы чувствуем себя, когда дует сильный ледяной ветер? /прячем лицо в шарф, шапку, закрываем лицо руками/.
- Кто знает загадку про ветер? «Без рук, без ног, а ворота открывает».
- Наблюдение за снегопадом
Тихо-тихо снег идет,
Белый снег, мохнатый… /М. Познанский/
- Как называется состояние погоды, когда летит снег? /снегопад/.
Если бы не было ветра – это просто снегопад, если с ветром, то, как называется состояние погоды? /вьюга, метель, пурга/.
- Какое бывает небо, когда идет снег? /пасмурное, грустное. Облачное, серое, печальное/.
- Подставьте лицо снегопаду. Что вы ощущаете? /щекотание, холодно, мокро, неприятно, вкусно, интересно/.
- Если погода теплая, снегопад, снег в виде чего падает на землю? /целые хлопья снега, слипшиеся между собой /.
- А если снегопад в холодную погоду? /идет снег отдельными снежинками/.
«Белый снег пушистый в воздухе кружиться
И на землю тихо падает, ложится». /И.Суриков «Зима»/
- Наблюдение за инеем на деревьях
- Когда, в какую погоду, теплую или морозную можно наблюдать иней на деревьях? /только в морозную/.
- Чем отличается иней от снега? /иней укутывает ветки на деревьях со всех сторон, а снег лежит только сверху/.
- Какой же иней? /холодный, колючий, пушистый, красивый, белый, нежный/.
- Чем полезен иней для деревьев? /он помогает деревьям перенести мороз и холод, укутывает веточки, согревает их от холода/
- Наблюдение за птицами в зимнее время
- Как называют птиц, которые остаются зимовать у нас? /зимующие/.
-Почему они не улетели в теплые края? /есть чем питаться, теплое оперение/.
-Кто, каких птиц встречал зимой? /снегирей, синиц, воробьев, и т.д/.
- Чем же питаются птицы зимой? Вспомните, что мы с вами клали в кормушку?
- Что страшнее для птиц: холод или голод?
- Как ведут себя птицы во время метели? /прячутся по карниз, под крыши/.
Прочитать отрывки С.Есенина « Воробушки игривые как детки сиротливые прижались у окна».
«Голуби, голуби, раз, два, три,
Прилетели голуби-сизари.
Сели и нахохлились у дверей,
Кто накормит крошками сизарей?» /И. Токмакова /
Осмотр снега у кормушки. Прилетели ли птицы? Наблюдение за синицей, снегирем, свиристелями /по возможности/.
1.Какие наблюдения можно провести:
-за снегом, сугробами, снежинкой
-за ветром
-за состоянием почвы
-за температурой воздуха, состоянием погоды
-за зимними деревьями и кустарниками
-за птицами и их повадками
-наблюдение за воробьями, синицами, воронами, снегирями
-распознающее наблюдение у кормушки
-наблюдение за сосной и лиственницей
-наблюдение за рябиной, карагачем, черемухой
2.Какие закономерности можно установить с детьми:
-в декабре ночь наступает рано, потому что солнце очень низко поднимается над горизонтом
-чем ниже стоит солнце на небосводе, тем короче день
-в декабре самая длинная ночь, поэтому самый короткий день
-в декабре снег белый, потому что он пушистый, легкий
-в декабре выпадает много снега, так как часто дуют ветра
-снегирь появляется вместе со снегом
3.Задания:
-определите зимние кустарники и деревья по признакам:
-ствол-высота, прямостоячий, извилистый, кора-цвет, гладкая или шероховатая, наличие трещин, вертикальных или горизонтальных;
-расположение ветвей - поочередное, супротивное, под углом, в стороны, прямые, изогнутые;
-почка-величина, форма, цвет, как расположены на ветках
-плоды и семена – есть на ветках, как называются
Зима в лесу запасы снега копит
Он лег в оврагах, на ветках висит
И лес хранит, подняв сухие копья.
Исконное сокровище Руси. /Г.Юров/
В декабре снежный покров увеличивается, в отдельные годы в Кемеровской области выпадает очень много снега. Характерно, что дуют постоянные и сильные ветра. Деревья хорошо защищают почву от выдувания и задерживают снег. Декабрь – суровый зимний месяц. На Руси его называют «студень», «Студеный». О чем говорят: «И замостит, и загвоздит, и саням ход дает». В декабре солнце поднимается очень низко над горизонтом, в этом месяце наблюдается самая длинная ночь в году.
Январь - самый холодный месяц в Кемеровской области. Древнерусское название его – «сечень» и «просинец». В январе наблюдаются резкие, секущие морозы, начинает прибавляться день и много солнечного сияния. Снег как бы голубее. В январе морозы держаться устойчиво. Дни преимущественно ясные. Снегопады и метели редки. Температура воздуха опускается до -40. Для января характерны частые и сильные поземки, которые уплотняют снег.
1.Какие наблюдения можно провести:
- за положение солнца
-за тенью в полдень
-за состоянием погоды, температурой воздуха
-за снегом, его свойствами (блеск, плотность)
-за инеем, изморозью на окнах
-за льдом (цветные льдинки)
-за свойствами льда, его превращениями
-за заснеженными деревьями
-за птицами у кормушки, их повадками (подкормка птиц)
2.Какие закономерности можно установить:
-солнце повернуто на лето, а зима на мороз (день увеличивается, а мороз усиливается)
-снег голубеет, так как много солнечного сияния
-в январе стоят сильные морозы, а погода без ветра
- январе редко бывают метели и снегопады, но часто метет поземка
-когда метет поземка, снег уплотняется
-при сильных морозах птиц не видно
3.С какой целью можно провести наблюдения:
-сформировать представление детей о поземке (низовой ветер, переметающий и уплотняющий снег)
-закрепление знаний о повадках воробья, вороны, голубя
-формировать представление об инее на деревьях и изморози на окне
-установить закономерность: на морозе вода превращается в лед
-закрепить представление о снежинке ( в виде звездочки, в виде иголок, крупы)
-установить закономерность: снег в тихую и теплую погоду падает в виде хлопьев (снежинки в виде звездочек). При ветре и морозе у снежинок обламываются лучики и они превращаются в иголки. В тихую морозную погоду у падающих снежинок лучики стираются друг об друга о остаются серединки – снежная крупа.
-показать детям, что без помощи человека птицам зимой трудно выжить
4.Художественное слово:
Кто, угадай-ка, Седая хозяйка: Тряхнет перинки, Над миром пушинки. /зима/ | Запорошила дорожки, Разукрасила окошки, Радость детям подарила И на санках прокатила /зима/ |
Я и туча, и туман, И ручей, и океан И летаю, и бегу, И стеклянной быть могу /вода/ | Пусть я птичка-невеличка, У меня, друзья, привычка – Как настанут холода, Прямо с севера сюда. /снегирь/ |
Ты упала мне под ноги, Растянулась по дороге, И нельзя тебя поднять, На меня ты так похожа, Будто я шагаю лежа. /тень/ | Что же это за девица: Ни швея, ни мастерица, Ничего сама не шьет, И в иголках целый год. /ель/ |
Стали дни короче, Солнце светит мало, Вот пришли морозы И зима настала. /И.Суриков/ | Дуют ветры в феврале, Воют в трубах громко, Змейкой мчиться по земле Легкая поземка /В.Годкин/ |
Февраль на Руси называли «снежень», от обилия метелей и снегопадов. В народе еще называли «бокогреем» за то, что солнце уже заметно пригревает, но греет только с солнечной стороны. Снежный покров в Кемеровской области бывает мощным, это усложняет жизнь животных. Еще больше синиц, снегирей перекочевывает в села и города. В феврале нередки оттепели.
1.Какие наблюдения можно провести:
-за снегом, его свойствами: плотный, тяжелый, серый, освещенный солнцем-_голубой
-за оттепелью и капелью
-за оттаявшим снегом у деревьев /образование коронок/
-за поведением птиц /издают звуки, активны/
-за снегопадом, метелью, поземкой
-за образованием сугробов
-за зимним деревом
-за оживлением веток
-за ростом лука и других овощных культур
-за влиянием света, воды, тепла на рост растений /постановка опыта/
2.Какие закономерности можно установить с детьми:
-метель бывает тогда, когда дует сильный ветер
-в феврале тепло только тогда, когда светит солнце
-в феврале можно наблюдать капель, потому, что солнышко днем пригревает
-воробьи чирикают, а голуби, синицы воркуют, потому, что они почувствовали приближение весны
3.С какой целью можно провести наблюдения:
-познакомить детей с понятиями: оттепель и капель
-сформировать представление о том, что в феврале деревья имеют более высокую температуру, чем снег вокруг них
-показать чем отличается поземка от метели
-дать представление о том, как ветер наметает сугробы
-показать влияние тепла /света, воды/ на рост и развитие растения
4.Народные приметы:
-февраль зиму замыкает, новому сезону дорожку показывает
-февраль рисует, малюет: красную весну чует
-февраль сшибает рог зиме
-как в феврале аукнется, так осенью откликнется
-облака плывут против ветра- к снегу
-облака плывут низко – жди стужи
-иней на деревьях – к морозу, туман – к оттепели
5.Художественное слово:
До крыш сугробы намело, Светлей в деревне стало, Ко мне в оконное стекло Синица постучала. Я мигом форточку открыл, Сказал: «Влетай быстрее!» Зерном синицу накормил У теплой батареи. /А.Береснев/ | Скачет, скачет воробей, Кличет маленьких детей: - Киньте крошек воробью – Я вам песенку спою, Чик-чирик! Киньте просо и ячмень – Буду петь вам целый день, Чик-чирик! /О.Григориев/ |
|
Литература:
- Вербицкий А.А. Основы концепции развития непрерывного экологического образования// Педагогика. – 1997. - № 6. – С.31-36.
- Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. – М.: Просвещение, 1980. – 272 с.
- Кемеровская виртуальная детская библиотека
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Экскурсия в природу, как форма познания, с детьми дошкольного возраста "
Природа это всегда чудо, объясняю я, луг сияющий цветами, звонкий ручеек, голубая речка, озеро, родничок среди камней, стройная красавица березка, - символ России. Какая красота. Именно об этом ...

Годовой отчет музыкального руководителя Аксютовой О.В. о проделанной работе за 2014-2015 учебный год по образовательной области «Музыка» с детьми дошкольного возраста .
За период с 01.08.2014 г. по 31.05. 2015 г. была проделана следующая работа: Регулярно проводились музыкальные занятия в вверенных мне 1х младших, 2й «А» и 2й«Б»младших ,...

Весенние наблюдения в природе весной во время прогулок. Старший дошкольный возраст.
Консультация для родителей:Весенние наблюдения в природе весной во время прогулок. Старший дошкольный возраст. Вот и наступила весна. Солнце с каждым днём пригревает все сильнее....

Опыт работы «ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРИРОДОЙ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Ребёнок познаёт мир опытным путём. Поэтому расширение его опыта взаимодействия с окружающим миром – одна из образовательных задач....

Перспективное планирование совместной деятельности по образовательной области «Музыка» с детьми дошкольного возраста
В материале представленно перспективное планирование совместной деятельности с детьми дошкольного возраста по образовательной области" художественно-эстетическое развитие" -"Музыка"...

«Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ» на тему: «Проектирование сюжетно-ролевой игры с детьми дошкольного возраста» «Больница» в старшей (5-6 лет) возрастной группе
laquo;Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ» на тему: «Проектирование сюжетно-ролевой игры с детьмидошкольного возраста»«Больница»в старшей (5-6 ле...
Дидактическое пособие «Куб природы» направлено на формирование элементарных экологических знаний о природе Новосибирской области, у детей старшего дошкольного возраста. Пособие выполнено в форме куба, это отличает его от традиционн
Дидактическое пособие «Куб природы» направлено на формирование элементарных экологических знаний о природе Новосибирской области, у детей старшего дошкольного возраста....