"Мальчики и девочки в Стране Вежливых наук"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Загайнова Юлия Александровна

Организованная деятельность по знакомству с этикетом, направленная на формирование доброжелательные взаимоотношения между мальчиками и девочками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malchiki_i_devochki_v_strane_vezhlivosti.docx33.9 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №3»

КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ

ТЕМА: «Мальчики и девочки в Стране Вежливых наук»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ Социально-коммуникативное развитие

Выполнила:

Загайнова Юлия Александровна,

воспитатель 1 категории

Оренбург 2017

Цель:  формирование доброжелательные взаимоотношения между мальчиками и девочками.

Задачи:

Воспитательные:

Воспитывать культуру общения: умение приветливо разговаривать со взрослыми, друг с другом, вежливо обращаться, продолжать воспитывать доброжелательное отношение к товарищам.

Развивающие:

Дать представления о разнообразии форм приветствия. Развивать способность понимать действия, изображенные на картинке и соотносить их с действительностью.

Образовательные:

Дать представление о специфических сторонах общения девочек и мальчиков и формировать у девочек и мальчиков умение общаться между собой. Учить систематизировать и обобщать правила доброго, вежливого поведения.

Работа над словарем:

Активизировать в речи детей «Волшебные» слова. Подбирать глаголы и прилагательные для характеристики действий персонажей на картинках.

Приемы руководства деятельностью детей:

  1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей:  

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие», коммуникативные игры.

  1. Приемы активизации деятельности детей в процессе ОД:  

Беседа. Моделирование проблемной ситуации, создание развивающей среды, музыкальное сопровождение, чередование детской деятельности, анализ и выводы.

  1. Приемы организации практической деятельности детей:  

Использование карточек «Хорошие и плохие поступки», моделирование ситуаций, продуктивная деятельность (аппликация «Цветок Вежливости»).

  1. Приемы оценки и самооценки:  

Поощрение, взаимопомощь детей.

Создание среды для организации и проведения ОД:

Мультимедийное оборудование, презентация, карточки «Хорошие и плохие поступки»,  плакаты «Правила поведения»,  декорация - картонные замки, платок и игрушки для инсценировки, заготовки для аппликации (по количеству детей), аудиозаписи.

Виды детской деятельности вОД:

Игровая.

Коммуникативная.

Познавательная.

Продуктивная.

Музыкально-художественная.

Чтение художественной литературы.

Планируемые результаты:

Личностные

- Проявляют нравственные качества.

- Умеют действовать самостоятельно и в команде.

- Проявляют эмоциональную отзывчивость в деятельности и общении со взрослыми и  сверстниками.

Интеллектуальные

- Проявляют интерес к познанию новых форм приветствия.

- Умеют  решать интеллектуальные и личностные задачи.

Критерии оценки деятельности детей вОД

  1. Активность  

              - Ребёнок задаёт вопрос.

              - Активно участвует в продуктивной деятельности

  1. Самостоятельность.

             - Самостоятельно решает поставленные перед ним задачи

  1. Взаимодействие со сверстниками и взрослым.

             - Обращается за помощью к взрослому и оказывает её своим сверстникам    (распределение хороших и плохих поступков).

  1. Эмоциональность

            - Смена видов деятельности и музыкальное сопровождение помогает сохранить и поднять эмоциональный настрой детей.

  1. Самооценка.

           - Аргументирует самооценку (игра «Хорошие и плохие поступки»).

План ОД

1.Вводная часть:                                                          

Создание проблемной ситуации.

Создание мотива для деятельности детей.

Определение цели.

2. Основная часть:

Чтение художественной литературы.

Беседа о  волшебных словах,  комментирование.

Коммуникативные игры.

Моделирование ситуаций  

Беседа, диалог.

Игра.

Работа с карточками.

Художественное творчество (изготовление Цветка Вежливости).

3.Заключительная часть:

Оценка деятельности детей и самооценка.

Подведение итогов ОД.

         Длительность ОД

5 мин

22 мин

3 мин.

30 мин.

Ход образовательной деятельности

Части ОД  

Содержание

Анализ полного цикла усвоения материала

1. Вводная часть.                                                          

Создание мотива для деятельности детей.  

Определение цели.

Интеграция областей:

Коммуникация

Художественная литература

Познание

Социализация

Музыка

В группе воспитатель читает притчу «Вежливость не унижает»

Шли навстречу друг другу кот Васька  и собака Шарик. Кот еще издали вежливо поклонился собаке и произнес «Здравствуйте», но Шарик даже головы не повернул, прошел мимо. С тех пор кот Васька затаил обиду на собаку Шарика.

На следующий день мимо кота проходил Лев. Увидев кота, он поднес лапу к сердцу, кивнул головой и сказал: «Здравствуй кот Васька!», «Здравствуй, здравствуй дядя Лев!» - обрадовался приветствию кот. Он вскочил с места и, не веря своим глазам, усиленно тер их лапами.

«Не заносись, будь вежливым – учили наши предки, - вспомнил кот. – Оказывается, это правда. Вежливость никого не унижает. Вон лев, какой огромный, а как тепло он со мной поздоровался! А собака вчера поступила со мной плохо, словно боялась унизиться. Ведь Лев не стал меньше от того, что вежливо меня поприветствовал».

Кто хорошо поступил, кто плохо? Почему?(рассуждения детей).

- Ребята, вы любите путешествовать?

Ответ детей.

- Предлагаю вам сегодня отправиться в Страну Вежливых наук. Скорее садитесь на поезд,  и мы с вами отправимся в путешествие (подмузыку «Поезд» отправляемся в музыкальный зал) – не забывайте как надо себя вести в общественном транспорте  - не шуметь, не толкаться.

Подготовка детей к знакомству с новой информацией

2.Основная часть.

Показ. Комментирование.

Обыгрывание. Игра.  

Демонстрация.

Беседа.

Интеграция областей:

Познание

Коммуникация

Художественное творчество

Художественная литература

Труд

Безопасность

Музыка

Дети входят в зал, где звучит классическая музыка П.И.Чайковского Балет Щелкунчик – «Фея Драже».

Ребята, добро пожаловать в Страну Вежливых наук! Посмотрите сколько вокруг разных интересных правил и задач! А это замок, в котором живут «Добрые слова».

- Ребята, что вы говорите, когда встречаете друзей? Ответы детей (привет, здравствуй, доброе утро, добрый день).

Правильно, в русском языке есть прекрасное слово «Здравствуй», связано оно со словом «дерево». Когда-то давно люди, произнося слово «здравствуйте», желали другим быть здоровыми, крепкими, могучими, как дерево. И теперь мы, когда говорим это слово, желаем человеку быть здоровым, сильным, крепким. А знаете ли вы как говорят «здравствуй» в других странах? (ответы детей: хелоу, хай - англ, гутентаг - немец.). В Оренбурге проживает много людей разной национальности, которые говорят на разных языках, как они приветствуют друг друга? (ответы детей: татары – исәнмесез, салам, украинцы – прывит, казахи - саламатсизба, салем). Спросите дома, на каких языках умеют здороваться ваши родители.  

А вы знаете, что здороваться можно не только словами? Как? Правильно еще мы можем поприветствовать друг друга с помощью жестов. Какие вы знаете? Если дети затрудняются, педагог помогает (кивнуть головой, улыбнуться, пожать руку, обнять). Среди мужчин и женщин существуют определенные привила при приветствии друг друга. Кто же первым здоровается? Правильно - младшие приветствуют старших, мужчины - женщин, женщина приветствует мужчину, если он намного старше ее. Исключения из этого правила: вошедший в комнату, будь то мужчина или женщина, первым здоровается с присутствующими, уходящий - первым прощается с остающимися.  В случае, когда в комнате несколько человек, здороваются сначала с хозяйкой дома, затем с другими женщинами, затем - с хозяином дома и мужчинами.

Здороваясь с мужчиной, женщина должна первая подать руку. Если она ограничивается поклоном - мужчине не следует протягивать ей руку. То же - между старшими и младшими мужчинами.

Мужчина всегда встает (за исключением очень пожилых и больных, которым трудно подниматься), здороваясь и с женщинами, и с мужчинами. Женщина, здороваясь с мужчиной, не встает. Мужчина, здороваясь с женщиной, встает.

Исключения: хозяйка дома, принимая гостей, всегда встает, здороваясь с ними; в служебной обстановке мужчина может не вставать, приветствуя женщину. Женщины встают также, здороваясь с очень пожилыми мужчинами.

                                                                             А я знаю шуточные приветствия. Как вы думаете какие? А вот сейчас мы и поиграем (дети под музыку здороваются носиками, щечками, плечами, спинками…).

- А какие вежливые слова вы еще знаете? Ответы детей (спасибо, пожалуйста, извините, будьте добры, прошу прощения, благодарю…). Молодцы много слов знаете! А в каких случаях мы говорим «спасибо»? Ответы детей.                                                    - Вежливое слово «пожалуйста»,  когда его мы произносим? Ответы детей(в ответ на спасибо, и если просим о чем-нибудь).         Может ли вежливое слово потерять свою волшебную силу.                                                      - Когда, по-вашему, это бывает? Ответы детей (когда сказано грубым голосом или слово расходиться с делом).                                  - Правильно, ребята. Ведь все волшебные слова произносятся вежливо, с улыбкой, искренне.

Поиграем в игру «Пожалуйста». Кто хочет быть ведущим? Педагог выбирает ведущего, который будет показывать разные движения, а дети должны их повторять лишь в том случае, если ведущий добавит слово «пожалуйста». Кто ошибается – выбывает из игры.

- Садитесь в автобус (дети садятся на стульчики) отправляемся дальше. А в автобусе случилась такая ситуация:

Карточка 1 «Уступи место старшим!»

- Ваня сидел в автобусе. На одной из остановок зашла бабушка, места в автобусе больше не оказалось (инсценировка).

Карточка 2 «Пропусти первой девочку»

- На остановке при посадке в автобус мальчик отталкивая девочку, пробирается в автобус (инсценировка). Вывод: первыми в автобус заходят старики и женщины, а мужчины и мальчики выходят первыми и помогают спуститься своим спутницам.

Едем дальше – приехали в детский сад. Проигрывание ситуации: «Ты пришел в детский сад, а все дети уже заняты игрой.  Попроси, чтобы ребята и тебя приняли в игру». Как поступишь?

- Вы решили мои задачи, ребята. Хорошо, что вы знаете волшебные слова. Недаром в народе говорят: «Слово лечит, слово и ранит». Запомните это, ребята.                                                                                   А наше путешествие продолжается - садимся на самолет (музыка) и отправляемся к следующему замку -  «Любезные услуги».

- А живет здесь герой знакомого вам мультфильма. Отгадайте, кто это? Он самый добрый и вежливый. Его любимая фраза: (аудиозапись) «Ребята, давайте жить дружно!» (ответ  детей).

- Конечно же, это кот Леопольд.

- Посмотрите на маски и выберите ту, которая больше всего подходит Леопольду (добрый, злой,  показывает язык).

- Почему вы выбрали именно эту маску? (Ответы детей - Леопольд очень добрый кот.Он всегда говорит о том, что мальчики и девочки должны быть хорошими, верными друзьями).

А друзей – как мы уже знаем – нужно беречь. Нужно заботиться о них. Нужно вести себя с ними воспитанно и вежливо. Вот я обращаюсь к нашим рыцарям – мальчикам:

Если вы подошли к двери одновременно с девочкой, как вы поступите? (пропущу девочку вперед).

Если едите в автобусе и заходит девочка, а мест свободных нет (уступлю место девочке).

Если девочка несет тяжелый предмет (помогу девочке донести тяжелые предметы).

А теперь девочки скажут, как они будут вести себя в ответ на любезные услуги мальчиков? (приму эти услуги и поблагодарю за них или вежливо откажусь, сказав спасибо).

Я думаю, в нашей группе все дети будут дружить и никогда не ссориться. А для того, чтобы у вас было много друзей, помните, что нужно относиться к  другу так, как хотел бы ты, чтобы относились к тебе:

- Никогда не груби своим товарищам.

- Не называй обидными словами.

- Не жадничай.

- Не толкайся и не дерись.

А сейчас мы вместе поиграем в игру: «Это я, это я, это все мои друзья».

Я вам буду задавать вопросы, а вы, если согласны, что это про вас, отвечаете - «Это я, это я, это все мои друзья».

- Кто привык у вас к порядку, утром делает зарядку?

- Кто из вас, скажите братцы, забывает умываться?

- Кто из вас, скажите дети, кулаками машет, слезы мажет по лицу и кричит: «Сейчас побью!»

- Кто из вас друг другу помогает и товарищей не обижает?

- И еще один вопрос: Кто себе не моет нос?

- Кто из вас, ребята хочет: аккуратным, чистым быть. С мылом, щёткой, водою обязательно дружить?

Молодцы, ребята! Вы были внимательны.

А теперь занимайте места, а нам пора на самолете отправляться дальше в путешествие по Стране Вежливых наук (под музыку по кругу к следующему замку). Следующая остановка у «Заколдованного» замка.

Если вы, ребята, справитесь с заданиями, тогда снова вернетесь в детский сад. Перед вами картинки с изображениями хороших и плохих поступков. Возьмите себе по картинке, и определить хороший или плохой это поступок. Детки, у которых картинка с изображением хороших поступков встанут рядом с веселым зайчиком, а детки, у которых картинка с изображением плохих поступков встанут рядом с грустным зайчиком (дети рассматривают картинки, показывают карточки и рассказывают их содержание, объясняя, почему это хороший/плохой поступок).

Хорошие, добрые поступки могут быть большими и малыми, а могут быть повседневными. Еще в давние времена в народе чтили тех людей, которые делают хорошие поступки ежедневно. Ребята, а какие вы знаете пословицы и поговорки о вежливости, о добре? (ответы детей).

А на полянке у Заколдованного замка рассыпались все лепестки, соберите их и у вас получатся Цветы Вежливости (дети под песню «Если добрый ты» делают аппликацию из заготовок).

Какие цветы у вас получились? (красные, желтые, голубые, радостные, солнечные, яркие…).

Я тоже выложила свой цветок. Он похож на цветок вежливости? (нет).

А как бы вы его назвали? (цветок грубости). Почему? (ответы детей).

Да действительно, ваши цветы красивее.

Вы справились со всеми заданиями и  теперь можем вернуться (под музыку П.И. Чайковского Балет Щелкунчик – «Фея Драже»)

Раз, два, покружись,

В музыкальном зале очутись!

Восприятие информации – знакомство детей с новыми формами приветствия и правилами поведения при встрече для мужчин и женщин

Запоминание и закрепление происходит в игровой форме

Закрепление и применение полученныхзнаний в игровых упражнениях

Восприятие и осмысление правил поведения и применение знаний в новых незнакомых ситуациях

Закреплениеполученныхзнанийв игре

Обобщение и систематизация полученных знаний

3.Заключительная часть.

Оценка деятельности детей.

Подведение итогов ОД.

Вот и закончилось наше путешествие. С возвращением вас!

Вы меня сегодня очень порадовали тем, что не только знаете, но и используете вежливые слова. Ребята вам понравилось наше путешествие? Что вы узнали? Где вы побывали? Что вам больше всего запомнилось? Хотелось бы вам еще вернуться в Страну Вежливых наук?

А нам осталось только попрощаться с нашими гостями, поблагодарить их за внимание. До свидания! До новых встреч!

Обобщение полученных знаний

Длительность ОД: 30 минут.

Список литературы:

Баринова Е.В. Уроки Вежливости и Доброты: пособие по детскому этикету для воспитателей  детских садов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. – 253с.                  Севостьянова Е.О. Страна добра: социализация детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 112с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по этическому воспитанию "В стране Вежливых Наук"

Задачи:Расширить знания дошкольников о вежливых и добрых словах и их применении в жизненных ситуациях.Воспитывать чувство доброты, вежливости, взаимопонимания.Развивать способность понимать действия, ...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы. «Путешествие в страну Мальчиков и Девочек» (с применением дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек с учетом их интересов.)

Цель: Обучающая:- Развитие логического мышления, смекалки, положительных эмоций.- Дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек с учетом их интересов.- Закрепить и упорядочить ...

Родительский клуб "Радость общения". Тема: "Путешествие в страну Вежливых наук".

Родительский клуб "Радость общения". Тема: "Путешествие в страну Вежливых наук"....

Мальчик, не девочка. Девочка - не мальчик.

Гендерное воспитание дошкольников. Стендовая информация для родителей в ДОУ....

Конспект занятия "Мальчики и девочки в Стране Вежливости"

Дать представление о специфических сторонах общения девочек и мальчиков и формировать у девочек и мальчиков умение общаться между собой....