Конспект занятия "Мальчики и девочки в Стране Вежливости"
план-конспект занятия (старшая группа)
Дать представление о специфических сторонах общения девочек и мальчиков и формировать у девочек и мальчиков умение общаться между собой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_malchiki_i_devochki_v_strane_vezhlivosti.docx | 33.75 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №14 «Звездочка»
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
для детей старшего возраста
ТЕМА: «Мальчики и девочки в Стране Вежливых наук»
Выполнила: | Белоногова Е.Н. воспитатель 1 категории |
Шадринск, 2023
Цель: формирование доброжелательные взаимоотношения между мальчиками и девочками.
Задачи:
Воспитательные:
Воспитывать культуру общения: умение приветливо разговаривать со взрослыми, друг с другом, вежливо обращаться, продолжать воспитывать доброжелательное отношение к товарищам.
Развивающие:
Дать представления о разнообразии форм приветствия. Развивать способность понимать действия, изображенные на картинке и соотносить их с действительностью.
Образовательные:
Дать представление о специфических сторонах общения девочек и мальчиков и формировать у девочек и мальчиков умение общаться между собой. Учить систематизировать и обобщать правила доброго, вежливого поведения.
Работа над словарем:
Активизировать в речи детей «Волшебные» слова. Подбирать глаголы и прилагательные для характеристики действий персонажей на картинках.
Приемы руководства деятельностью детей:
- Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей:
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие», коммуникативные игры.
- Приемы активизации деятельности детей в процессе ОД:
Беседа. Моделирование проблемной ситуации, создание развивающей среды, музыкальное сопровождение, чередование детской деятельности, анализ и выводы.
- Приемы организации практической деятельности детей:
Использование карточек «Хорошие и плохие поступки», моделирование ситуаций, продуктивная деятельность (аппликация «Цветок Вежливости»).
- Приемы оценки и самооценки:
Поощрение, взаимопомощь детей.
Создание среды для организации и проведения ОД:
Мультимедийное оборудование, презентация, карточки «Хорошие и плохие поступки», плакаты «Правила поведения», декорация - картонные замки, платок и игрушки для инсценировки, заготовки для аппликации (по количеству детей), аудиозаписи.
Виды детской деятельности вОД:
Игровая.
Коммуникативная.
Познавательная.
Продуктивная.
Музыкально-художественная.
Чтение художественной литературы.
Планируемые результаты:
Личностные
- Проявляют нравственные качества.
- Умеют действовать самостоятельно и в команде.
- Проявляют эмоциональную отзывчивость в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками.
Интеллектуальные
- Проявляют интерес к познанию новых форм приветствия.
- Умеют решать интеллектуальные и личностные задачи.
Критерии оценки деятельности детей вОД
- Активность
- Ребёнок задаёт вопрос.
- Активно участвует в продуктивной деятельности
- Самостоятельность.
- Самостоятельно решает поставленные перед ним задачи
- Взаимодействие со сверстниками и взрослым.
- Обращается за помощью к взрослому и оказывает её своим сверстникам (распределение хороших и плохих поступков).
- Эмоциональность
- Смена видов деятельности и музыкальное сопровождение помогает сохранить и поднять эмоциональный настрой детей.
- Самооценка.
- Аргументирует самооценку (игра «Хорошие и плохие поступки»).
План ОД
1.Вводная часть: Создание проблемной ситуации. Создание мотива для деятельности детей. Определение цели. 2. Основная часть: Чтение художественной литературы. Беседа о волшебных словах, комментирование. Коммуникативные игры. Моделирование ситуаций Беседа, диалог. Игра. Работа с карточками. Художественное творчество (изготовление Цветка Вежливости). 3.Заключительная часть: Оценка деятельности детей и самооценка. Подведение итогов ОД. Длительность ОД | 5 мин 22 мин 3 мин. 30 мин. |
Ход образовательной деятельности
Части ОД | Содержание | Анализ полного цикла усвоения материала |
1. Вводная часть. Создание мотива для деятельности детей. Определение цели. Интеграция областей: Коммуникация Художественная литература Познание Социализация Музыка | В группе воспитатель читает притчу «Вежливость не унижает» Шли навстречу друг другу кот Васька и собака Шарик. Кот еще издали вежливо поклонился собаке и произнес «Здравствуйте», но Шарик даже головы не повернул, прошел мимо. С тех пор кот Васька затаил обиду на собаку Шарика. На следующий день мимо кота проходил Лев. Увидев кота, он поднес лапу к сердцу, кивнул головой и сказал: «Здравствуй кот Васька!», «Здравствуй, здравствуй дядя Лев!» - обрадовался приветствию кот. Он вскочил с места и, не веря своим глазам, усиленно тер их лапами. «Не заносись, будь вежливым – учили наши предки, - вспомнил кот. – Оказывается, это правда. Вежливость никого не унижает. Вон лев, какой огромный, а как тепло он со мной поздоровался! А собака вчера поступила со мной плохо, словно боялась унизиться. Ведь Лев не стал меньше от того, что вежливо меня поприветствовал». Кто хорошо поступил, кто плохо? Почему?(рассуждения детей). - Ребята, вы любите путешествовать? Ответ детей. - Предлагаю вам сегодня отправиться в Страну Вежливых наук. Скорее садитесь на поезд, и мы с вами отправимся в путешествие (подмузыку «Поезд» отправляемся в музыкальный зал) – не забывайте как надо себя вести в общественном транспорте - не шуметь, не толкаться. | Подготовка детей к знакомству с новой информацией |
2.Основная часть. Показ. Комментирование. Обыгрывание. Игра. Демонстрация. Беседа. Интеграция областей: Познание Коммуникация Художественное творчество Художественная литература Труд Безопасность Музыка | Дети входят в зал, где звучит классическая музыка П.И.Чайковского Балет Щелкунчик – «Фея Драже». Ребята, добро пожаловать в Страну Вежливых наук! Посмотрите сколько вокруг разных интересных правил и задач! А это замок, в котором живут «Добрые слова». - Ребята, что вы говорите, когда встречаете друзей? Ответы детей (привет, здравствуй, доброе утро, добрый день). Правильно, в русском языке есть прекрасное слово «Здравствуй», связано оно со словом «дерево». Когда-то давно люди, произнося слово «здравствуйте», желали другим быть здоровыми, крепкими, могучими, как дерево. И теперь мы, когда говорим это слово, желаем человеку быть здоровым, сильным, крепким. А знаете ли вы как говорят «здравствуй» в других странах? (ответы детей: хелоу, хай - англ, гутентаг - немец.). В Оренбурге проживает много людей разной национальности, которые говорят на разных языках, как они приветствуют друг друга? (ответы детей: татары – исәнмесез, салам, украинцы – прывит, казахи - саламатсизба, салем). Спросите дома, на каких языках умеют здороваться ваши родители. А вы знаете, что здороваться можно не только словами? Как? Правильно еще мы можем поприветствовать друг друга с помощью жестов. Какие вы знаете? Если дети затрудняются, педагог помогает (кивнуть головой, улыбнуться, пожать руку, обнять). Среди мужчин и женщин существуют определенные привила при приветствии друг друга. Кто же первым здоровается? Правильно - младшие приветствуют старших, мужчины - женщин, женщина приветствует мужчину, если он намного старше ее. Исключения из этого правила: вошедший в комнату, будь то мужчина или женщина, первым здоровается с присутствующими, уходящий - первым прощается с остающимися. В случае, когда в комнате несколько человек, здороваются сначала с хозяйкой дома, затем с другими женщинами, затем - с хозяином дома и мужчинами. Здороваясь с мужчиной, женщина должна первая подать руку. Если она ограничивается поклоном - мужчине не следует протягивать ей руку. То же - между старшими и младшими мужчинами. Мужчина всегда встает (за исключением очень пожилых и больных, которым трудно подниматься), здороваясь и с женщинами, и с мужчинами. Женщина, здороваясь с мужчиной, не встает. Мужчина, здороваясь с женщиной, встает. Исключения: хозяйка дома, принимая гостей, всегда встает, здороваясь с ними; в служебной обстановке мужчина может не вставать, приветствуя женщину. Женщины встают также, здороваясь с очень пожилыми мужчинами. А я знаю шуточные приветствия. Как вы думаете какие? А вот сейчас мы и поиграем (дети под музыку здороваются носиками, щечками, плечами, спинками…). - А какие вежливые слова вы еще знаете? Ответы детей (спасибо, пожалуйста, извините, будьте добры, прошу прощения, благодарю…). Молодцы много слов знаете! А в каких случаях мы говорим «спасибо»? Ответы детей. - Вежливое слово «пожалуйста», когда его мы произносим? Ответы детей(в ответ на спасибо, и если просим о чем-нибудь). Может ли вежливое слово потерять свою волшебную силу. - Когда, по-вашему, это бывает? Ответы детей (когда сказано грубым голосом или слово расходиться с делом). - Правильно, ребята. Ведь все волшебные слова произносятся вежливо, с улыбкой, искренне. Поиграем в игру «Пожалуйста». Кто хочет быть ведущим? Педагог выбирает ведущего, который будет показывать разные движения, а дети должны их повторять лишь в том случае, если ведущий добавит слово «пожалуйста». Кто ошибается – выбывает из игры. - Садитесь в автобус (дети садятся на стульчики) отправляемся дальше. А в автобусе случилась такая ситуация: Карточка 1 «Уступи место старшим!» - Ваня сидел в автобусе. На одной из остановок зашла бабушка, места в автобусе больше не оказалось (инсценировка). Карточка 2 «Пропусти первой девочку» - На остановке при посадке в автобус мальчик отталкивая девочку, пробирается в автобус (инсценировка). Вывод: первыми в автобус заходят старики и женщины, а мужчины и мальчики выходят первыми и помогают спуститься своим спутницам. Едем дальше – приехали в детский сад. Проигрывание ситуации: «Ты пришел в детский сад, а все дети уже заняты игрой. Попроси, чтобы ребята и тебя приняли в игру». Как поступишь? - Вы решили мои задачи, ребята. Хорошо, что вы знаете волшебные слова. Недаром в народе говорят: «Слово лечит, слово и ранит». Запомните это, ребята. А наше путешествие продолжается - садимся на самолет (музыка) и отправляемся к следующему замку - «Любезные услуги». - А живет здесь герой знакомого вам мультфильма. Отгадайте, кто это? Он самый добрый и вежливый. Его любимая фраза: (аудиозапись) «Ребята, давайте жить дружно!» (ответ детей). - Конечно же, это кот Леопольд. - Посмотрите на маски и выберите ту, которая больше всего подходит Леопольду (добрый, злой, показывает язык). - Почему вы выбрали именно эту маску? (Ответы детей - Леопольд очень добрый кот.Он всегда говорит о том, что мальчики и девочки должны быть хорошими, верными друзьями). А друзей – как мы уже знаем – нужно беречь. Нужно заботиться о них. Нужно вести себя с ними воспитанно и вежливо. Вот я обращаюсь к нашим рыцарям – мальчикам: Если вы подошли к двери одновременно с девочкой, как вы поступите? (пропущу девочку вперед). Если едите в автобусе и заходит девочка, а мест свободных нет (уступлю место девочке). Если девочка несет тяжелый предмет (помогу девочке донести тяжелые предметы). А теперь девочки скажут, как они будут вести себя в ответ на любезные услуги мальчиков? (приму эти услуги и поблагодарю за них или вежливо откажусь, сказав спасибо). Я думаю, в нашей группе все дети будут дружить и никогда не ссориться. А для того, чтобы у вас было много друзей, помните, что нужно относиться к другу так, как хотел бы ты, чтобы относились к тебе: - Никогда не груби своим товарищам. - Не называй обидными словами. - Не жадничай. - Не толкайся и не дерись. А сейчас мы вместе поиграем в игру: «Это я, это я, это все мои друзья». Я вам буду задавать вопросы, а вы, если согласны, что это про вас, отвечаете - «Это я, это я, это все мои друзья». - Кто привык у вас к порядку, утром делает зарядку? - Кто из вас, скажите братцы, забывает умываться? - Кто из вас, скажите дети, кулаками машет, слезы мажет по лицу и кричит: «Сейчас побью!» - Кто из вас друг другу помогает и товарищей не обижает? - И еще один вопрос: Кто себе не моет нос? - Кто из вас, ребята хочет: аккуратным, чистым быть. С мылом, щёткой, водою обязательно дружить? Молодцы, ребята! Вы были внимательны. А теперь занимайте места, а нам пора на самолете отправляться дальше в путешествие по Стране Вежливых наук (под музыку по кругу к следующему замку). Следующая остановка у «Заколдованного» замка. Если вы, ребята, справитесь с заданиями, тогда снова вернетесь в детский сад. Перед вами картинки с изображениями хороших и плохих поступков. Возьмите себе по картинке, и определить хороший или плохой это поступок. Детки, у которых картинка с изображением хороших поступков встанут рядом с веселым зайчиком, а детки, у которых картинка с изображением плохих поступков встанут рядом с грустным зайчиком (дети рассматривают картинки, показывают карточки и рассказывают их содержание, объясняя, почему это хороший/плохой поступок). Хорошие, добрые поступки могут быть большими и малыми, а могут быть повседневными. Еще в давние времена в народе чтили тех людей, которые делают хорошие поступки ежедневно. Ребята, а какие вы знаете пословицы и поговорки о вежливости, о добре? (ответы детей). А на полянке у Заколдованного замка рассыпались все лепестки, соберите их и у вас получатся Цветы Вежливости (дети под песню «Если добрый ты» делают аппликацию из заготовок). Какие цветы у вас получились? (красные, желтые, голубые, радостные, солнечные, яркие…). Я тоже выложила свой цветок. Он похож на цветок вежливости? (нет). А как бы вы его назвали? (цветок грубости). Почему? (ответы детей). Да действительно, ваши цветы красивее. Вы справились со всеми заданиями и теперь можем вернуться (под музыку П.И. Чайковского Балет Щелкунчик – «Фея Драже») Раз, два, покружись, В музыкальном зале очутись! | Восприятие информации – знакомство детей с новыми формами приветствия и правилами поведения при встрече для мужчин и женщин Запоминание и закрепление происходит в игровой форме Закрепление и применение полученныхзнаний в игровых упражнениях Восприятие и осмысление правил поведения и применение знаний в новых незнакомых ситуациях Закрепление полученных знаний в игре Обобщение и систематизация полученных знаний |
3.Заключительная часть. Оценка деятельности детей. Подведение итогов ОД. | Вот и закончилось наше путешествие. С возвращением вас! Вы меня сегодня очень порадовали тем, что не только знаете, но и используете вежливые слова. Ребята вам понравилось наше путешествие? Что вы узнали? Где вы побывали? Что вам больше всего запомнилось? Хотелось бы вам еще вернуться в Страну Вежливых наук? А нам осталось только попрощаться с нашими гостями, поблагодарить их за внимание. До свидания! До новых встреч! | Обобщение полученных знаний |
Длительность ОД: 30 минут.
Список литературы:
Баринова Е.В. Уроки Вежливости и Доброты: пособие по детскому этикету для воспитателей детских садов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. – 253с. Севостьянова Е.О. Страна добра: социализация детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 112с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект для родителей: "Путешествие в страну вежливости"
-Воспитание нравственных и этических чувств ребёнка;-Прививать культуру общения;-Развивать связную монологическую речь;-Развивать ситуативно-деловое общение со свертниками и взрослыми...
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности "Страна вежливости" старшая группа
Цель: Воспитание любви и уважения к окружающим людям.Задачи:Образовательные:-Закрепить в речи детей употребление этикетных формул (приветствия, прощания, благодарности);-Совершенствовать умение исполь...
Конспект занятия. Тема: «Путешествие в СТРАНУ ВЕЖЛИВОСТИ»
Цель: Способствовать формированию навыков межличностных отношений между детьми и взрослыми....
Конспект занятия в подготовительной группе "Страна вежливости"
Занятие - путешествие....
"Мальчики и девочки в Стране Вежливых наук"
Организованная деятельность по знакомству с этикетом, направленная на формирование доброжелательные взаимоотношения между мальчиками и девочками...
Конспект занятия по развитию речи "Страна вежливости" для детей старшего дошкольного возраста
Занятие учит детей правилам этикета, вежливым словам. Воспитывает дружелюбие, уважение ко взрослым и друг к другу....
Конспект интегрированного занятия «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ВЕЖЛИВОСТИ И ДОБРОТЫ» с использованием элементов здоровьесберегающих технологий
laquo;ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ВЕЖЛИВОСТИ И ДОБРОТЫ»конспект интегрированного занятия Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, фи...