Программа дополнительного образования по театральной деятельности для детей 6-7 лет «В гостях у сказки»
рабочая программа (старшая группа) на тему
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство.
Театр – искусство синтетическое, объединяющее искусство слова и действия с изобразительным искусством и музыкой.
Привлечение детей дошкольного возраста к многообразной деятельности, обусловленной спецификой театра, открывает большие возможности для многостороннего развития их способностей.
Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним. Занятия в театральном кружке приобщают ребят к творчеству, развивают их способности, воспитывает чувство коллективизма, чувство прекрасного.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izmenyonnaya_programma_kruzhok_2_god_taetr_2.docx | 67.89 КБ |
Предварительный просмотр:
~ ~
П Принята на заседании Утверждена
П педагогического Совета заведующей
«_ «___» __________2017г. структурного подразделения
П протокол № « Детский сад №50
комбинированного вида»
Рузаевского муниципального
района
__________ Т.В.Хвостова
Программа дополнительного образования
по театральной деятельности
для детей 6-7 лет
«В гостях у сказки»
Автор – составитель:
воспитатель высшей
квалификационной категории
Чугунова Людмила Михайловна
Рузаевка 2017
«Из всех видов художественной деятельности
именно театрализованная ближе всего ребенку,
поскольку в её основе лежит игра
-неиссякаемый источник творчества».
Пояснительная записка
В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, но в то же время они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство.
Театр – искусство синтетическое, объединяющее искусство слова и действия с изобразительным искусством и музыкой.
Привлечение детей дошкольного возраста к многообразной деятельности, обусловленной спецификой театра, открывает большие возможности для многостороннего развития их способностей.
Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним. Занятия в театральном кружке приобщают ребят к творчеству, развивают их способности, воспитывает чувство коллективизма, чувство прекрасного.
Программа работы по дополнительному образованию «В гостях у сказки» направлена на создание условий для активизации театрализованной деятельности дошкольников, формирование эстетических и познавательных способностей как неотъемлемой характеристики их мировосприятия и поведения.
Программа обучения театральному искусству с дошкольного возраста позволяет активизировать процесс формирования нравственных начал у ребенка через работу и в качестве самодеятельного исполнителя, и в качестве активного театрального зрителя. Это, в свою очередь, способствует саморазвитию личности ребенка, обогащает его духовный и нравственный мир, формирует активную жизненную позицию.
В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, направленной на развитие речевого аппарата, фантазии и воображения детей старшего дошкольного возраста, овладение навыков общения, коллективного творчества, уверенности в себе. В соответствии с ФГОС реализуются задачи ориентированные на социализацию и индивидуализацию развития личности детей дошкольного возраста.
Воспитание потребности духовного обогащения ребенка, способности взаимодействовать со сверстниками, умение развивать в себе необходимые качества личности - все это и делает программу актуальной на сегодняшний день.
Направленность:
1. Развитие творческих способностей детей, формирование творческой личности с богатым воображением, инициативой.
2. Духовное развитие детей.
3. Речевое, социальное и интеллектуальное развитие детей.
Новизнапрограммы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.
Актуальность программы.Театральное искусство имеет незаменимые возможности духовно-нравственного воздействия. Ребёнок, оказавшийся в позиции актёра-исполнителя, может пройти все этапы художественно-творческого осмысления мира, а это значит – задуматься о том, что и зачем человек говорит и делает, как это понимают люди, зачем показывать зрителю то, что ты можешь и хочешь сыграть, что ты считаешь дорогим и важным в жизни.
Педагогическая целесообразность
В данной программе предпринята попытка, по-новому подойти к организации, содержанию и методам работы. Особое внимание уделено взаимодействию ДОУ с семьёй. Поэтому задачи социально-личностного и художественно-эстетического развития детей в театрализованной деятельности представлены по двум направлениям: для педагога и родителей.
Мы считаем, что театральная деятельность развивает творческие способности у детей дошкольного возраста. При систематических занятиях театрализованной деятельностью у детей развивается способность активно использовать различные виды знаково-символической функции, что подразумевает лучшую социализацию ребенка, развивает общительность, возможность к взаимопониманию, приятию сверстников и взрослых, эмпатию. Дети учатся лучше понимать себя и других, чувства, поступки, мотивы. Они учатся ставить себя на место другого, взвешивать свои поступки и действия, сострадать другим.
В театрализованной деятельности развивается способность к созданию образов и эффективные механизмы воображения, влияющие на развитие творческого потенциала. Всё это способствует быстрому усвоению программного материала детьми, и даёт положительную динамику.
Развивая доступные каждому ребенку возможности к импровизации, мы помогаем детям лучше понимать и чужой язык жестов, мимики, движения.
Основной целью программы является:
Развитие творческих, духовно-нравственных, интеллектуальных, физических качеств детей, обогащение знаниями, повышающими внутреннюю и внешнюю культуру, через приобщение к миру театра.
Исходя из целей программы предусматривается решение следующих основных задач:
1.Развитие творческих способностей, памяти, произвольного внимания, творческого мышления, фантазии и воображения;
2.Развитие навыков актерского мастерства и сценической речи;
3.Реализация потребностей детей в общении и познании окружающего мира; создание атмосферы доброжелательности в коллективе;
4.Развитие сотрудничества и сотворчества детей и родителей через показ кукольных спектаклей и создании творческой мастерской.
Особенности программы:
Каждый ребенок одарен природной способностью творить, и развить эти способности именно в дошкольном возрасте и является первоочередной задачей данной программы.
Данная программа направлена на развитие техники и логики речи, развитие артикуляции, развитие музыкальных и артистических способностей, а также приобщение к миру искусства.
В основе программы лежит интеграция предметов художественно-эстетического цикла. Все эти предметы направлены на развитие духовной личности, творческих способностей ребенка, умения видеть и творить прекрасное.
Интегрированное обучение, использование природной музыкальности ребенка в сочетании с игрой, как ведущим видом деятельности дошкольника и позволяет наиболее полно раскрыть и развить творческие способности.
Данная программа предполагает поддерживать тесный контакт с родителями, привлекая их к изготовлению костюмов, разучиванию ролей
Содержание программы « В гостях у сказки » взаимосвязана с программой Н.Сорокина «Театр, творчество, дети».
Возраст детей и сроки реализации:
В реализации программы по дополнительному образованию участвуют дети подготовительной к школе группы, возраст 6 –7 лет.
Продолжительность образовательного процесса по программе составляет 9 месяцев (с 01.09.2017 г. по 31.05.2017 г.)
Формы и режим занятий:
При наполняемости группы 10 детей театрализованные занятия проводятся 1 раз в неделю. Дни занятий воспитатель выбирает в зависимости от интенсивности учебной нагрузки на детей в соответствии с расписанием. Продолжительность занятий с каждой подгруппой 30 минут. Структура занятия зависит от поставленной цели. Каждое новое занятие несет в себе какой-то новый элемент: упражнение, задание или игру. Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - чтение, рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказ детей, показ педагога способа действия, так и практические занятия - подготовка и проведение спектаклей, игры-импровизации, драматизация знакомых сказок.
Расписание занятий кружка строится из расчета одно занятие в неделю.
Режим занятий: четверг, 15.35-16.05.
В занятия включены физкультминутки, которые позволяют детям расслабиться, а педагогу разграничить занятие на структурно-смысловые части.
Итоговые занятия проводятся в конце года с присутствием родителей.
Ожидаемые результаты и способы их проверки. Для проверки результативности проводится диагностика, результаты которой позволяют определить степень усвоения ребенком программных требований, предъявляемых детям в каждой возрастной группе.
Ожидаемые результаты:
В результате занятий в кружке дети получают следующие навыки и умения:
- умеют выражать свои впечатления словом, мимикой и жестом;
- овладевают навыками самостоятельно найти выразительные средства для создания образа персонажа, используя движения, позу, жест, речевую интонацию;
- умеют создавать художественные образы, используя для этой цели игровые, песенные и танцевальные импровизации;
- выступают перед зрителями, не испытывая дискомфорта, а получая удовольствие от творчества;
- умеют анализировать свои поступки, поступки сверстников, героев художественной литературы;
- умеют взаимодействовать с партнером по сцене.
Открытые показы спектаклей в детском саду для детей и силами детей. Каждые четыре месяца (учебное полугодие) можно увидеть, чему научились наши дети. В декабре планируется премьера спектакля по русской народной сказке «Теремок», а в мае – по сказке К.И. Чуковского «Краденое солнце».
К концу года дети, помимо участия в обеих постановках, будут знать:
-овладеют основами театральной культуры, будут знать различные виды театров и театральных профессий, правила поведения и правила безопасности в театре, совершат экскурсию в театр, посетят постановку профессионального детского театра в городском Доме культуры;
- множество театральных игр («Веселые обезьянки», «Поварята», «Одно и тоже, но по-разному», «Кругосветное путешествие», «День рождения», «Король»…);
- научатся разыгрыванию театральных этюдов( «Карусель», «Цирковое представление», «Сам себе режиссер»…),;
-улучшат свою культуру и технику речи на творческих играх со словом («Сочини сказку», «Ручной мяч», «Круг»), поможет им в этом овладение упражнениями на дыхание ( «Эхо», «Гудок», «Птичий двор», «Мыльные пузыри»), работа с пословицами и поговорками, скороговорками, работа над произношением поэтических текстов, стихов(например, «Веселые чижи», «Любитель- рыболов», «Пятеро лягушат» и др.);
- познакомятся с элементами ритмопластики( действия с воображаемыми предметами, музыкально- ритмические движения, упражнения на развитие двигательной координации, музыкально- пластические импровизации, игры-пантомимы( «Утка», «Кто в Африке живет?», «Сугроб», «Скульптор и глина», «Море волнуется…»,музыкально-пластическими импровизациями);
- научатся работе над спектаклем (чтение художественного произведения, положенного в основу спектакля, распределение ролей, работа над эпизодами и репетиции спектакля, участие в выступлении на премьере спектакля).
Формы подведения итогов реализации программы:
При подведении итогов реализации программы могут быть использованы различные формы:
- Занятия
- Участие в концертах
- Открытое занятие для родителей
- Показ драматизаций для детей детского сада, родителей
- Выставка театральных кукол.
Учебно-тематический план работы кружка
«В гостях у сказки» на учебный год
Сентябрь | ||||
№ | Раздел | Тема | Количество часов | |
Теоретические | Практические | |||
1. | Основы театральной культуры Театральная игра | «Приглашение в театр» Теоретическая часть. Дать детям представление о театре, познакомить с видами (драматический, кукольный, музыкальный) «Давайте познакомимся» Практическая часть. Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность | 0,5 | 0,5 |
2. | Основы театральной деятельности Театральная игра | «Разрешите представиться» Теоретическая часть. Активизировать познавательный интерес к театральным профессиям. «Угадай, кто я?» Практическая часть. Создавать на занятиях положительный эмоционально-психологический настрой. Развивать память, внимание и воображение. | 0,5 | 0,5 |
3. | Культура и техника речи. Ритмопластика | «Забавные стихи» Практическая часть. Учить произносить фразы разными интонациями (грустно, радостно, сердито, удивленно). «Осенние листья» Игра-импровизация. Развивать двигательные способности детей, учить красиво двигаться под спокойную музыку, делая плавные движения. | - | 1 |
4. | Основы театральной деятельности Театральная игра | «Театральные волшебники» Теоретическая часть. Воспитывать доброжелательность, коммуникабельность. Подготовить детей к действиям с воображаемыми предметами. «Веселые обезьянки» Практическая часть. Развивать находчивость, воображение, фантазию. | 0.5 | 0.5 |
5. | Культура и техника речи Ритмопластика | «Мыльные пузыри» Практическая часть. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию. «В стране отгадай-ка» Практическая часть. Развивать двигательные способности детей; ловкость, гибкость, подвижность. | - | 1 |
6. | Культура и техника речи | «Волшебная корзинка» Теоретическая часть. Познакомить детей с понятием: «Мимика». Практическая часть. Развивать у детей умение показывать движения и повадки животных при помощи мимики, жестов. | 0,5 | 0,5 |
7. | Основы театральной культуры | «Ах, аплодисменты» Теоретическая часть. Воспитывать желание узнать новое. Практическая часть. Развивать у детей интерес к сценическому творчеству | 0,5 | 0,5 |
8. | Ритмопластика Театральная игра | «Веселая зарядка» Практическая часть. Развивать умение искренне верить в любую воображаемую ситуацию. «Дружные зверята» Практическая часть. Развивать творчество, воображение и фантазию. | 1 | |
Октябрь | ||||
1. | Основы театральной культуры | Активизировать познавательный интерес к театру. | 1 | |
2. | Театральная игра | «Веселые сочинялки» Теоретическая часть. Побуждать детей сочинять несложные истории героями, которых являются дети. Практическая часть Воспитывать доброжелательность, коммуникабельность | 0,5 | 0,5 |
3. | Культура и техника речи Ритмопластика | «Фыркающая лошадка». Практическая часть. Развивать дикцию. «В мире животных» Практическая часть. Учить создавать образ живых существ с помощью выразительных пластических движений. | 1 | |
4. | Основы театральной культуры Ритмопластика | «Этот удивительный мир театра» Теоретическая часть Развивать у детей интерес к сценическому искусству. «В стране Фантазии» Практическая часть. Учить равномерно двигаться по площадке не сталкиваясь, друг с другом. | 0,5 | 0,5 |
5. | Культура и техника речи Театральная игра | «Часики» Практическая часть Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию «Внимательные матрешки» Практическая часть. Развивать умение произвольно реагировать на команду | - | 1 |
6. | Основы театральной культуры Театральная игра | «В гостях у сказки» Теоретическая часть. Знакомство с кукольным театром. «Поиграем в сказку» Практическая часть. Учить строить диалог, используя нужные интонации. | 0,5 | 0,5 |
7. | Культура и техника речи Театральная игра | «Фраза по кругу» Теоретическая часть. Учить строить диалоги. Воспитывать терпение и выдержку. "Что мы делали, не скажем". Практическая часть. Учить снимать зажатость и скованность, а также согласовывать свои действия с другими детьми | 0,5 | 0,5 |
8. | Основы театральной культуры | «Поиграем в театр» Теоретическая часть Просмотр кукольного спектакля по мотивам русской народной сказки «Колосок» с участием родителей | 1 | - |
Ноябрь | ||||
1. | Основы театральной культуры | Теоретическая часть. Познакомить детей со сценарием музыкальной сказки «Прыг, шмыг и голосистое горлышко». Учить детей выражать свое мнение по поводу сказки на новый лад. Дополнить сказку нужными эпизодами. Воспитывать умение прислушиваться к мнению других, развивать выдержку и терпение | 1 | - |
2. | Основы театральной культуры | «Мы-режиссеры». Теоретическая часть. Практическая часть Учить детей дружно и согласованно договариваться. Воспитывать чувство коллективного творчества. Соизмерять свои возможности. Оценка и анализ выбранных ролей. | 1 | - |
3. | Культура и техника речи | «Прыг, шмыг и голосистое горлышко» Практическая часть. Развивать умение строить диалоги между героями музыкальной сказки в придуманных обстоятельствах. Развивать связную речь детей. Воспитывать уверенность. | - | 1 |
4. | Ритмопластика | Практическая часть. Развивать чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений, двигательную способность и пластическую выразительность. | - | 1 |
5. | Культура и техника речи | Практическая часть. Развивать речевое дыхание, тренировать выдох. Учить пользоваться интонацией, улучшать дикцию. | - | 1 |
6. | Культура и техника речи Ритмопластика | Практическая часть. Расширять образный строй речи. Следить за интонационной выразительностью образа. Совершенствовать двигательную способность и пластическую выразительность героев сказки. Показать образы животных через пластические возможности своего тела | - | 1 |
7. | Основы театральной культуры | Практическая часть. Учить детей устанавливать декорации, оформлять сцену. Развивать воображение и веру в сценический замысел | - | 1 |
8. | Премьера сказки | «Прыг, шмыг и голосистое горлышко» Выступление со спектаклем перед детьми ДОУ и родителями | - | 1 |
Декабрь | ||||
1. | Основы театральной культуры Культура и техника речи | «Все тот же театр» Теоретическая часть. Познакомить детей с особенностями театрального искусства, его отличиями от других видов искусств (живописи, скульптуры, музыки, литературы), отметить его синтетический характер, коллективность творчества. «Сочини предложение» Практическая часть. Учить подбирать слова по общим признакам | 0,5 | 0,5 |
2. | Культура и техника речи Ритмопластика | «Веселый пятачок» Практическая часть. Тренировать четкое произношение согласных в конце слова. «В детском мире» Практическая часть. Развивать пластическую выразительность и музыкальность | - | 1 |
3. | Ритмопластика Театральная игра | «Буратино и Пьеро» Практическая часть. Развивать умение владеть своим телом, попеременно напрягать и расслаблять различные группы мышц. «Волшебная палочка и мячик» Практическая часть. Развивать навыки действия с воображаемыми предметами | - | 1 |
4. | Основы театральной культуры Ритмопластика | «Билет на балет» Теоретическая часть. Развивать интерес к видам театрального искусства. «Марионетки» Практическая часть. Упражнять в попеременном напряжении и расслаблении основных групп мышц. | 0,5 | 0,5 |
5. | Культура и техника речи Театральная игра | «Игра со свечой» Практическая часть. Развивать речевое дыхание, тренировать 3 вида дыхания. «Летает-не летает». Практическая часть. Воспитывать доброту и коммуникативность в отношениях со сверстниками | - | 1 |
6. | Ритмопластика Театральная игра | «В гостях у Снежной Королевы». Практическая часть. Развивать умение равномерно двигаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом. «Снежинки», «Снежный ком». Практическая часть. Развивать пластическую выразительность и музыкальность | - | 1 |
7. | Культура и техника речи. Ритмопластика | «Самолет». Практическая часть. Тренировать четкое и точное произношение гласных звуков. «Заколдованный лес». Практическая часть. Уметь передавать в свободных музыкально-пластических импровизациях характер и настроение музыкальных произведений. | - | 1 |
8. | Основы театральной культуры Театральная игра | «Как вести себя в театре?». Теоретическая часть. Знакомство с понятиями «этика» и «этикет». Воспитывать культуру поведения в театре и на концерте. «Что можно взять с собой в театр?» Практическая часть. Учить детей самостоятельно сочинять этюды с заданными обстоятельствами. | 0,5 | 0,5 |
Январь | ||||
1. | Ритмопластика Театральная игра | «Баба - Яга». Практическая часть. Учить создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений. «Превращение предмета». Практическая часть. Развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию. | - | 1 |
2. | Культура и техника речи Ритмопластика | Стихотворение «Маленькие феи». Практическая часть. Пополнять словарный запас. Совершенствовать навык четкого произношения «В стране гномов». Практическая часть. Совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жеста. | - | 1 |
3. | Основы театральной культуры Театральная игра | «Азбука общения». Теоретическая часть. Воспитывать доброжелательность, коммуникабельность в отношениях с товарищами. «Этюды-пантомимы» Практическая часть. Развивать умение создавать образы с помощью жеста и мимики | 0,5 | 0,5 |
4. | Ритмопластика Театральная игра | «В царстве золотой рыбки». Практическая часть. Развивать чувство ритма и координацию движений. «Цапля». Практическая часть. Развивать находчивость, воображение, фантазию | - | 1 |
5. | Основы театральной культуры | «Теремок». Теоретическая часть. Активизировать познавательный процесс. Знакомство с теневым театром | 1 | - |
6. | Культура и техника речи Ритмопластика | «Колокольчики» Практическая часть. Расширять диапазон и силу звучания голоса. «Снеговик». Практическая часть. Уметь произвольно реагировать на музыкальный сигнал, попеременно напрягая и расслабляя различные группы мыщц. | - | 1 |
7. | Основы театральной культуры | «Волк и семеро козлят». Практическая часть Просмотр теневого спектакля с участием родителей. | - | 1 |
8. | Основы театральной культуры | «Волк и семеро козлят». Теоретическая часть. Знакомство со сценарием музыкальной сказки. Учить детей выражать свое мнение. Воспитывать чувство коллективного творчества. | 1 | - |
Февраль | ||||
1. | Основы театральной культуры | «Мы – актеры». Теоретическая часть. Знакомство с главными театральными профессиями. «Волк и семеро козлят» Практическая часть. Воспитывать чувство коллективного творчества. Оценка и анализ выбранных ролей. | 0,5 | 0,5 |
2. | Культура и техника речи | «Волк и семеро козлят» Практическая часть. Развивать связную речь детей. Воспитывать уверенность. Следить за выразительностью образа | - | 1 |
3. | Основы театральной культуры | «Мастерская актера» Практическая часть. Развивать умение детей самостоятельно изготавливать атрибуты к сказке. Воспитывать аккуратность в работе с тканью, картоном. Развивать творчество и фантазию. | - | 1 |
4. | Культура и техника речи | Развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах | 0,5 | 0,5 |
5. | Культура и техника речи | Скороговорки. Совершенствовать навык четкого произношения. Музыкальная сказка. Учить ярко и выразительно отображать нравственную сущность персонажей | - | 1 |
6. | Театральная игра | Развивать в движениях чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений. Совершенствовать двигательную способность и пластическую выразительность. | - | 1 |
7. | Ритмопластика Культура и техника речи | Показать образы героев через пластические возможности своего тела. Расширять образный строй речи. Следить за интонационной выразительностью образа. | 0,5 | 0,5 |
8. | Премьера спектакля | «Волк и семеро козлят» Развивать самостоятельность, творчество, фантазию. Воспитывать желание помочь товарищу. Развивать эстетические чувства. | - | 1 |
Март | ||||
1. | Основы театральной культуры Театральная игра | «Путешествие в театральное зазеркалье» Теоретическая часть. Пополнять словарный запас лексикой связанной с искусством театра «В магазине зеркал». Практическая часть. Развивать умение оценивать действия других детей, сравнивать их со своими собственными | 0,5 | 0,5 |
2. | Культура и техника речи Ритмопластика | «Испорченный телефон». Практическая часть. Развивать умение пользоваться различными интонациями, улучшать дикцию «Карнавал животных» Практическая часть. Развивать способность создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений | - | 1 |
3. | Культура техника речи Театральная игра | «Капризуля». Практическая часть. Тренировать свободу звучания звука с мягкой атакой. «Благодарность». Практическая часть. Учить детей самостоятельно сочинять этюды с заданными обстоятельствами на эмоции и вежливое поведение. | - | 1 |
4. | Ритмопластика Театральная игра | «Насос и кукла». Практическая часть. Развивать умение владеть своим телом, попеременно напрягая и расслабляя различные группы мышц. «Дюймовочка» Практическая часть. Учить сочинять этюды с нафантазированными обстоятельствами | - | 1 |
5. | Основы театральной культуры | «В мире музыки». Теоретическая часть. Знакомство с жанрами музыкального театра (опера, мюзикл). Рассматривание фотографий оперного театра, обратить внимание на неординарность архитектуры и красивый фасад. | 1 | - |
6. | Культура и техника речи Ритмопластика | «Медвежонок невежа» А.Барто. Практическая часть. Учить пользоваться интонациями, произнося фразы грустно, радостно, сердито, удивленно. «Медведи в клетке» Практическая часть. Развивать чувство ритма, координации движений. | - | 1 |
7. | Основы театральной культуры | Экскурсия в театр | - | 1 |
8. | Основы театральной культуры | «Путешествие с театральным билетом». Теоретическая часть. Выявить уровень знания театральных атрибутов. КВН «Правила поведения в театре». Воспитывать культуру поведения | 1 | - |
Апрель | ||||
1. | Культура и техника речи Ритмопластика | Скороговорки. Практическая часть. Тренировать четкое произношение согласных в конце слова «Кто приехал в зоопарк». Практическая часть. Совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жеста | - | 1 |
2. | Ритмопластика Театральная игра | «В стране цветов». Практическая часть. Уметь передавать в свободных музыкально-пластических импровизациях характер и настроение музыкальных произведений. «Аленький цветочек». Практическая часть. Уметь сочинять этюды по сказкам и импровизировать на темы знакомых сказок | - | 1 |
3. | Культура и техника речи Театральная игра | «Чудеса в авоське» Стихотворение. Практическая часть. Пополнять словарный запас. Подбирать к словам слова-действия и слова, противоположные по значению. «Пойми меня» Формировать умение передать мимикой, позой, движением основные эмоции и чувства | - | 1 |
4. | Ритмопластика Театральная игра | «Дискотека кузнечиков». Практическая часть. Развивать воображение и способность к пластической импровизации «Пчелы и цветы». Учить оценивать действия других детей и сравнивать со своими собственными | - | 1 |
5. | Культура и техника речи Ритмопластика | «Аромат цветов». Дыхательное упражнение. Развивать речевое дыхание «Ах, трава-мурава». Чистоговорка. Развивать дикцию «Вальс цветов». Практическая часть. Развивать умение равномерно двигаться по площадке, не наталкиваясь друг на друга. | - | 1 |
6. | Культура и техника речи Театральная игра | «Моя сказка». Практическая часть. Формировать четкую и грамотную речь. Развивать умение рассказывать сказку от имени разных героев. «Теремок». Практическая часть. Учить импровизировать игры-драматизации на тему знакомых сказок. Учить действовать на сценической площадке естественно. | - | 1 |
7. | Основы театральной культуры Культура и техника речи | «Вежливые слова». Теоретическая часть. Развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях. «Запрещенные слова» Практическая часть. Пополнять словарный запас. Воспитывать доброжелательность и коммуникативность в отношениях со сверстниками и взрослыми. | 0,5 | 0,5 |
8. | Основы театральной культуры | «Муха-цокотуха». Знакомство с музыкальной сказкой в аудио-записи. Учить детей выражать свое мнение по поводу сказки. Формировать умение рассуждать, оценивать поведение литературных персонажей | - | 1 |
Май | ||||
1. | Культура и техника речи | «Муха-Цокотуха» Развивать связную речь детей. Воспитывать уверенность. Следить за интонационной выразительностью образа | - | 1 |
2. | Культура и техника речи Театральная игра | Чистоговорка. Скороговорка Развивать правильную артикуляцию и четкую дикцию. Импровизация «Прибегали Тараканы». Учить снимать зажатость и скованность движений. Развивать воображение и фантазию | - | 1 |
3. | Ритмопластика Театральная игра | Практическая часть. Развивать чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений, двигательную способность и пластическую выразительность. «Танец бабочек». Воспитывать готовность к творчеству. Учить действовать на сценической площадке естественно | - | 1 |
4. | Культура и техника речи | Практическая часть. Развивать речевое дыхание, тренировать выдох. Учить пользоваться интонацией, улучшать дикцию. | - | 1 |
5. | Ритмопластика | Показать образы героев через пластические возможности своего тела. | 1 | - |
6. | Основы театральной культуры | «Мастерская актера» Практическая часть. Развивать умение детей самостоятельно изготавливать атрибуты к сказке. Воспитывать аккуратность в работе с тканью, картоном. Развивать творчество и фантазию | - | 1 |
7. | Основы театральной культуры | Практическая часть. Совершенствовать умение устанавливать декорации, оформлять сцену. Развивать воображение и веру в сценический замысел | - | 1 |
8. | Премьера музыкальной сказки | Закреплять умение детей использовать различные средства выразительности в передаче образов героев сказки | - | 1 |
Содержание дополнительной образовательной программы
В содержание дополнительной образовательной программы « В гостях у сказки» включены четыре основных раздела:
- Основы театральной культуры;
- Театральная игра;
- Ритмопластика;
- Культура и техника речи;
- Основы театральной культуры - призван обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. Раздел включает в себя основные направления: особенности и виды театрального искусства, театр снаружи и изнутри, рождение спектакля, культура зрителя.
- Театральная игра – направлен на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях. Все игры этого раздела условно делятся на два вида: общеразвивающие и специальные театральные игры.
- Ритмопластика - включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
- Культура и техника речи - объединяет игры и упражнения, на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие образную связную речь, творческую фантазию. Все упражнения раздела можно разделить на 3 вида: дыхательные и артикуляционные, дикционные и интонационные, творческие игры со словом.
На одном занятии могут изучаться темы из разных разделов, и руководитель театрального кружка строит свою работу таким образом, чтобы не нарушать целостность педагогического и творческого процесса, учитывая поставленные цели и задачи эстетического воспитания.
Раздел | Темы занятий | Формы проведения занятий | Приемы и методы организации образовательного процесса | Репертуар |
1 РАЗДЕЛ – Основы театральной культуры | 1.«Приглашение в театр» | Рассказ, беседа | Показ иллюстраций, афиш, фотографий театров. Театральный словарь: Сцена, занавес, спектакль |
|
2. «Разрешите представиться» | Рассказ, беседа-диалог | Театральный словарь: художник, композитор |
| |
3. «Театральные волшебники» | Рассказ, беседа, игра. | Демонстрация костюмов, фотографий. Театральный словарь: костюмер, гример. |
| |
4. «Ах, аплодисменты» | Игра-драматизация | Показ, объяснение. Театральный словарь: аплодисменты, зрители |
| |
5. Экскурсия в ДК | Беседа-диалог | Разъяснение выражения: «зрительская культура», «театр начинается с вешалки» |
| |
6. «Этот удивительный мир театра» | Рассказ, беседа. | Театральный словарь: сценарист, декоратор |
| |
7. «В гостях у сказки» | Рассказ, беседа | Просмотр видео-слайдов с видами кукольного театра: а) настольные: плоскостные фигуры, вязанные, лепные, деревянные б) стендовые; в) куклы-марионетки; г) тростевые куклы; |
| |
8. «Поиграем в театр» | Просмотр сказки | Драматизация сказки «Колосок» с использованием кукол Бибабо | Сказка «Колосок» | |
9. «Мы – режиссеры» | Рассказ, игра | Творческие задания, показ атрибутов. Театральный словарь: постановщик, режиссер. |
| |
10. «Все тот же театр» | Рассказ, беседа, диалог | Просмотр картин известных художников, прослушивание СD – дисков, чтение стихов | Картины: В.М. Васнецова, И.И. Шишкина, «Вальс цветов» муз. Чайковского | |
11. «Билет на балет | Рассказ, беседа, дидактическая игра | Рассматривание иллюстраций, просмотр DVD-дисков. Театральный словарь: балетмейстер, хореограф, пуанты | Просмотр отрывка из балета «Белоснежка и семь гномов» | |
12. «Как вести себя в театре» | Рассказ, беседа–диалог, игровой тренинг | Творческие задания, вопросы - ответы. |
| |
13. «Азбука общения» | Рассказ, беседа-диалог | Мультимедийная презентация «Будем вежливы» |
| |
14. «Теремок» | Рассказ, беседа | Показ знакомой сказки |
| |
15. «Мы - актеры» | Рассказ, беседа–диалог, игра | Творческие задания, просмотр костюмов. Театральный словарь: актер, артист, дублер |
| |
16.«Путешествие в театральное зазеркалье» | Беседа- диалог | Рассматривание альбома «Все о театре». Театральный словарь: драматург, пьеса, постановка |
| |
17. «В мире музыки» | Рассказ, беседа | Просмотр фотографий оперного театра |
| |
18.«Путешествие с театральным билетом» | Беседа- диалог, игра | Театральный словарь: билет, программа, репертуар, афиша |
| |
2 РАЗДЕЛ – Театральная игра | 1.«Давайте познакомимся» | Игра | Объяснение, показ, игра |
|
2. «Угадай, кто я?» | Игра | Объяснение, показ, игра |
| |
3. «Веселые обезьянки» | Игра-импровизация | Объяснение, показ, творческие задания | «В каждом маленьком ребенке» Музыка:Ш.Каллош | |
4. «Дружные зверята» | Игра-импровизация | Объяснение, творческие задания | «Танцующий зоопарк» | |
5. «Внимательные матрешки» | Игра | Объяснение, творческие задания | «Мы- веселые матрешки» | |
6. «Что мы делали, не скажем» | Игра | Объяснение, показ, творческие задания |
| |
7. «Волшебная палочка и мячик» | Игра | Творческие задания | П.И.Чайковский Танец Феи Драже из сказки «Щелкунчик» | |
8. «Летает-не летает» | Игра | Объяснение, показ, вопросы, творческие задания |
| |
9. «Снежинки», «Снежный ком» | Игра | Объяснение, творческие задания | П.И.Чайковский «Вальс снежных хлопьев» | |
10. «Превращение предмета» | Игра | Объяснение, творческие задания | Отрывок из мультфильма «Красавица и чудовище» | |
11. «Цапля» | Игра | Объяснение, творческие задания |
| |
12. «В магазине зеркал» | Игра | Объяснение, показ, творческие задания |
| |
13. «Благодарность» | Игра | Объяснение, показ, творческие задания |
| |
14. «Дюймовочка» | Игра-импровизация | Объяснение, показ, построение декораций, театральные диалоги | Музыкальная аудио-сказка «Дюймовочка» | |
15. «Аленький цветочек» | Игра-импровизация | Объяснение, показ, построение декораций, театральные диалоги | Е.Крылатов «Волшебный цветок» | |
16. «Пойми меня! | Игра | Объяснение, показ, творческие задания |
| |
17. «Пчелы и цветы» | Игра-импровизация | Объяснение, творческие задания | П.И. Чайковский «Вальс цветов» | |
18. «Теремок» | Игра-импровизация | Объяснение, показ, театральные диалоги |
| |
19. «Танец бабочек» | Игра-импровизация | Объяснение, творческие задания | «Бабочки» «Мотылек» С. Майкопар | |
3 РАЗДЕЛ – Ритмопластика | 1.«Осенние листья» | Музыкально-двигательное упражнение | Музыкально-двигательные импровизации | Вальс «Осенний сон» |
2. «В стране Отгадай-ка» | Музыкально-двигательные упражнение | Музыкально-двигательные творческие задания | В.Ребиков Вальс из оперы «Елка» | |
3.«Веселая зарядка» | Музыкально-двигательное упражнение | Танец- миниатюра | «Песенка про зарядку» из мультфильма «38 попугаев» | |
4. «В мире животных» | Музыкально-двигательные игры и упражнения | Танцевальные импровизации | Сен-Санс «Карнавал животных» | |
5. «В стране Фантазии» | Музыкально-двигательные игры и упражнения | Музыкально-двигательные импровизации | М.Глинка «Вальс- Фантазия», А.Грибоедов «Вальс Ре-минор» | |
6. «В детском мире» | Музыкально-двигательные упражнения | Музыкально-двигательные импровизации | «Резиновый ежик», О. Зарубина «Ожившая кукла», П.И. Чайковский «Танец маленьких игрушек» | |
7. «Буратино и пьеро» | Двигательное упражнение | Объяснение, показ, творческое задание |
| |
8. «Марионетки» | Музыкально-двигательное упражнение | Объяснение, показ, творческое задание | Д.Шостакович «Вальс- шутка» | |
10. «В гостях у Снежной Королевы» | Музыкально-двигательные игры и упражнения | Музыкально-двигательные импровизации, игры –превращения | «Три белых коня», П.И. Чайковский «Вальс снежных хлопьев» | |
11. «Заколдованный лес» | Музыкально-двигательное упражнение | Музыкально-двигательные импровизации | М.Мусоргский «Картинки с выставки», С.Прокофьев «Монтекки и Капулетти» | |
12. «Баба-Яга» | Музыкально-двигательное упражнение | Музыкально-двигательные импровизации | М.Мусоргский «Баба-Яга» | |
13. «В стране гномов» | Музыкально-двигательные игры и упражнения | Танцы-миниатюры, пластические этюды. | Э.Григ «Шествие гномов», М Мусоргский «Картинки с выставки» | |
14. «В царстве золотой рыбки» | Музыкально-двигательные игры и упражнения | Танцевальные импровизации | Сен-Санс «Аквариум», К. Черни «Опус 821, этюд № 152» | |
15. «Снеговик» | Музыкально-двигательное упражнение | Объяснение, показ, творческое задание | Минков «Песенка Снеговика» | |
16. «Карнавал животных» | Музыкально-двигательное упражнение | Музыкально-двигательные импровизации | Сан-Санс «Карнавал животных» | |
17. «Насос и кукла» | Двигательное упражнение | Объяснение, показ, творческое задание |
| |
18. «Медведи в клетке» | Музыкально-двигательное упражнение | Музыкально-двигательные импровизации | «Песенка неуклюжевого медвежонка» | |
19. «Кто приехал в зоопарк» | Двигательное упражнение | Объяснение, показ, пластический этюд |
| |
20. «В стране цветов» | Танцевальные упражнения | Танцевальные импровизации, театральные миниатюры, игры на пластику | Р. Шуман «Первая потеря», С. Майкопар «Огонь и лед» | |
21. «Вальс цветов» | Музыкально-двигательное упражнение | Музыкально-двигательные импровизации | П.И. Чайковский «Вальс цветов» | |
4 РАЗДЕЛ – Культура и техника речи | 1. «Мыльные пузыри» | Речевые упражнения | Показ, разучивание, исполнение |
|
2. «Волшебная корзинка» | Игра-имитация сказочных персонажей | Мимические задания |
| |
3. «Фыркающая лошадка» | Речевая игра, упражнение | Показ, разучивание, исполнение |
| |
4. «Часики» | Речевая игра, упражнение | Показ, разучивание, исполнение |
| |
5. «Поиграем в сказку» | Ролевой диалог | Показ, разучивание, исполнение |
| |
6. «Сочини предложение» | Речевая игра | Творческие задания |
| |
7. «Веселый пятачок» | Игра | Артикуляционная гимнастика |
| |
8. «Игра со свечой» | Игра | Дыхательная гимнастика |
| |
9. «Самолет» | Игра | Артикуляционная гимнастика |
| |
10. «Маленькие феи» | Ролевой диалог | Показ, разучивание, исполнение |
| |
11.«Колокольчики» | Игра | Голосовая гимнастика |
| |
12.«Испорченный телефон» | Игра | Артикуляционная гимнастика |
| |
13. «Капризуля» | Речевая игра и упражнение | Показ, разучивание, исполнение |
| |
14.«Медвежонок Невежа» | Игра –имитация | Мимическое задание |
| |
15. «Аромат цветов» | Игра | Дыхательная гимнастика |
| |
16. «Моя сказка» | Игра- драматизация | Показ, разучивание, исполнение |
| |
17. «Запрещенные слова» | Игра | Показ, разучивание, исполнение |
|
Методическое обеспечение Программы
Формы проведения театрального кружка: рассказы, беседы, совместный просмотр детского спектакля, конкурсы, игры (драматизации, имитации, дидактические, музыкально-двигательные, речевые).
Подведение итогов работы кружка осуществляется через постановку театрализованных представлений для родителей, педагогов и воспитанников ДОУ 1 раз в квартал по следующему графику:
ноябрь – музыкальная сказка - спектакль «Прыг, Шмыг и Голосистое Горлышко» по мотивам русской народной сказки «Колосок» авт. Е.В.Горбина, М.А.Михайлова;
февраль – музыкальная драматизация сказки «Волк и семеро козлят» по мотивам русской народной сказки муз. А Рыбникова.
май – музыкальная сказка – спектакль «Муха – Цокотуха» по мотивам сказки К.И.Чуковского;
Диагностика театрализованной деятельности детей дошкольного возраста проводится в середине и в конце учебного года.
Диагностика уровня развития детей
№ | Ф.И. ребенка | Основы театральной культуры | Речевая культура | Эмоционально-образное развитие | Навыки кукловождения | Музыкальное развитие | Основы оформительной деятельности | Основы коллективной творческой деятельности | Общий уровень развития | ||||||||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Список литературы:
- Э.Г.Чурилова «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников».
- А.В.Щеткин «Театральная деятельность в детском саду».
- М.Ю.Картушина «Забавы для малышей. Театральные развлечения для детей».
- Н.Сорокина, Л.Миланович «Кукольный театр для самых маленьких».
- М.Б.Зацепина «Развитие ребенка в театральной деятельности».
- Т.А.Боровик «Инновационные технологии развития и музыкального воспитания детей».
- И.Каплунова, И.Новосельцева «Музыка и чудеса. Музыкально–двигательные фантазии».
- Н. Сорокина «Театр. Творчество. Дети».
- Е.В. Мигунова «Театральная педагогика в детском саду».
Список литературы для детей:
- И.Петров“Веселые превращения.
- Чистоговорка “Ах, трава-мурава”.
- Э.Мошковская “Вежливые слова”.
- Сказка “Колосок”.
- Сказка “Теремок”.
- Сказка «Волк и семеро козлят».
- С. Маршак «Маленькие феи».
- Л.Олиферова “Снеговик”.
- О.Высотская “Мы слепили снежный ком”.
- Ходонович Л.С. «Кто приехал в зоопарк».
- А.Барто «Медвежонок Невежа».
- Г.Х. Андерсон «Дюймовочка».
- Чистоговорки:
* От топота копыт пыль по полю летит.
* Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
* Карл у Клары украл кораллы.
* Ехал Грека через реку
Видит Грека, в реке рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Греку – зап!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по театрализованной деятельности для детей 5 -7 лет .
Программа дополнительного образования по театрализованной деятельности для детей 5-7 лет., к программе представлено перспективное и календарное планирование....
Программа дополнительного образования по театральному мастерству для детей дошкольного возраста
Всестороннее развитие личности через театрализованную деятельность...
Программа дополнительного образования по театральной деятельности для детей 3-4 лет
Новизна программы состоит в том, что познавательно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительско...
Программа дополнительного образования по театральной деятельности с детьми 3-6 лет
Удивительный мир детства, особенно периода, когда ребенок еще не ходит в школу. И удивителен он не потому, что это беззаботное детство, как кажется взрослым. Нет, это возраст, когда малыш живет в мире...
Программа центра по развитию театральных способностей у детей 5-7 лет «В гостях у сказки»
Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и ...
Программа дополнительного образования по театральной деятельности "Первые шаги на сцену"
Программа дополнительного образования по театральной деятельности "Первые шаги на сцену"...
ПРОГРАММА дополнительного образования в средней, старшей и подготовительной к школе группе «В гостях у сказки». Театрализованная деятельность в детском саду.
ПРОГРАММА дополнительного образования в средней, старшей и подготовительной к школе группе «В гостях у сказки». Театрализованная деятельность в детском саду....
- Мне нравится (1)