Программа центра по развитию театральных способностей у детей 5-7 лет «В гостях у сказки»
рабочая программа (старшая группа)
Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_tsentra_v_gostyah_u_skazki.docx | 54.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательного учреждение города Нижневартовска детский сад №61 «Соловушка»
Программа центра по развитию театральных способностей у детей 5-7 лет
«В гостях у сказки»
Руководитель: Маликова С.Б.
г. Нижневартовск
1. Содержание
№ | Наименование | Страницы |
1 | Содержание | 2 |
2 | Паспорт программы | 3 |
3 | Пояснительная записка | 5 |
3.1 | Цели и задачи программы | 7 |
3.2 | Планируемые результаты | 9 |
3.3 | Объем образовательной нагрузки | 9 |
4 | Содержание программы " В гостях у сказки" | 10 |
5 | Список литературы | 22 |
2.Паспорт программы
Наименование программы | Программа центра «В гостях у сказки» для проведения занятий по развитию театральных способностей у детей 5-7 лет |
Основания для разработки программы |
|
Заказчики программы | МАДОУ города Нижневартовска ДС №61 "Соловушка" |
Создатель программы | Воспитатель: Маликова Сабира Башировна |
Цель программы | Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства. |
Задачи программы | 1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам. 2. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр.). 3. Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов. 4. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения. 5. Ознакомить детей всех возрастных групп с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.). 6. Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии. 7. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности. |
3.Пояснительная записка
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность — изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. В связи с этим, в ДОУ введены дополнительные занятия по театрализованной деятельности, которые проводит педагог дополнительного образования.
Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки, Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Использование программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок начинает чувствовать, что логика — это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействуя фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.
Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 4—7 лет (средняя, старшая и подготовительная группы). Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе.
3.1 Цели и задачи
Цель программы – развитие способностей детей средствами театрального искусства.
Задачи
1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.
2. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
3. Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных.
4. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).
5. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.
6. Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.
7. Познакомить детей с различными видами театра (кукольный, музыкальный, детский, театр зверей и др.).
8. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
Принципы:
- специфичности данной деятельности, объединяющей игровой (свободный, непроизвольный) и художественный (подготовленный, осмысленно пережитый) компоненты;
- комплексности, предполагающий взаимосвязь театрализованной игры с разными видами искусства и разными видами детской деятельности;
- импровизационности, согласно которому, театрализованная игра рассматривается как деятельность, которая обуславливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой на основе свободной атмосферы, поощрения детской инициативы, отсутствия образца для подражания, наличия своей точки зрения, стремления к оригинальности;
- интегративности, в соответствии, с которым целенаправленная работа по театрализовано-игровой деятельности включается в целостный педагогический процесс.
Формы работы:
- рассказы о театре;
- беседы-диалоги;
- слушание музыкальных сказок;
- знакомство со сказками;
- рассматривание иллюстраций, открыток, альбомов;
- организация спектаклей;
- оформление фотоальбома о театральной деятельности.
Содержание работы:
Материал распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных способностей детей. Поначалу необходимо заинтересовать ребенка, развить желание заниматься в кружке и только потом переходить к целенаправленному формированию театральных умений и навыков.
Для овладения основами театральной деятельности, рекомендую использовать на занятиях:
- настольный театр игрушек;
- фланелеграф;
- упражнения для развития речи (народный фольклор - потешки, попевки, прибаутки, песенки, частушки, чистоговорки, скороговорки);
- куклы би-ба-бо;
- создание собственных приемов игры в постановке сказок.
3.2 Планируемые результаты
- раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки имитации).
- развитие психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение, познавательные процессы фантазии).
- развитие личностных качеств (дружеские, партнерские взаимоотношения; отзывчивость, сопереживание, стремление помочь, уверенность).
- умение правильно оценивать последствия человеческой деятельности и собственных поступков;
- овладение навыками общения, быстро адаптироваться, чувствовать себя комфортно в любой обстановке.
Формой подведения итогов реализации данной программы являются: показ театрализованных представлений, утренники, фольклорные праздники.
3.3 Объем образовательной нагрузки
Программа рассчитана продолжительностью:
1 занятие -20 минут (для детей среднего возраста) – одно занятие в неделю
1 занятие - 30 минут (для детей старшего возраста) – два занятия в неделю
Основной формой работы в кружке «В гостях у сказки» является групповые занятия по расписанию.
Понедельник, четверг | 15.30 – 16.00 |
Вторник | 15.30 – 15.50 |
4. Содержание программы
Перспективно – тематический план (сентябрь — май) для детей среднего возраста
месяц | № п/п | Тема занятия | Базовая программа | Компонент ДОУ |
Сентябрь | 1 | Вводное | Первое посещение кружка |
|
2 | «Изменю себя друзья, догадайтесь кто же я» | Беседа с детьми. Ряженье в костюмы. Имитационные этюды. | Знакомство с русскими народными костюмами | |
3 | «Пойми меня» | Отгадывание загадок. Беседа. Игровые упражнения. | ||
4
| «Игры с бабушкой Забавушкой» | Создание игровой мотивации. Игры и упражнения «Диктор», «Изобрази героя». | Игры и упражнения на создание игровой мотивации. | |
Октябрь | 1 | «Колобок не тот, а другой» | Отгадывание загадок, с изображением их героев. Показ и рассказывание сказки воспитателем, затем детьми. | Этюды на выразительность передачи образов (изображение с помощью мимики, жестов). |
2 | «Колобок – наш колобок, колобок – колючий бок» | Драматизация сказки «Колобок – колючий бок» | ||
3
| «Очень жить на свете туго без подруги и без друга» | Беседа о друзьях. Рассказывание сказки «Лучшие друзья». | Игра «Скажи о друге ласковое слово». | |
4 | «Косой хвастался, смеялся, чуть лисе он не попался»
| Отгадывание загадок на содержание сказки. Этюды на выразительность передачи образа. |
| |
Ноябрь | 1
| «Зайца съела бы лиса, если б не его друзья»
| Рассказывание сказки детьми «Лучшие друзья». Общий танец. |
|
2
| Показ сказки детям своей группы «Лучшие друзья»
| Драматизация сказки «Лучшие друзья».
| Мимические этюды у зеркала (упражнения на выразительность движений). | |
3
| «Вот как я умею»
| Игра «Что я умею». Чтение стихотворения Б. Заходера «Вот как я умею». | Игра-имитация | |
4 | «В тесноте да не в обиде» | Отгадывание загадок. Веселый танец. | «Догадайтесь, о ком я говорю». | |
Декабрь | 1
| «Дайте срок, построим теремок»
| Отгадывание загадок по сказке. Имитационные упражнения под музыку. Веселый танец. | Рассматривать национальный украинский костюм, чем отличие и сходство с русским. |
2
| «Ох, красивый теремок, очень, очень он высок» | Драматизация сказки «Теремок» | Рассказывание украинкой сказки «Рукавичка | |
3 | Показ сказки «Теремок» родителям своей группы | |||
Январь | 1
| «Игровой урок» | Этюды на выразительность движений | Этюды на выразительность основных эмоций. |
2 | «Лису зайка в дом впустил, много слез, потом пролил» | Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка». Пантомимические этюды. | Обогатить словарь: ледяная, лубяная | |
3
4 | «Кто зайчишке бы помог?»
Показ сказки «Заюшкина избушка» малышам. | Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка» детьми с помощью воспитателя.
| Пантомимическая игра «Угадай, кого покажу».
| |
Февраль
| 1
| «Щенок спал около дивана, вдруг услышал рядом «мяу»» | Рассказывание сказки В. Сутеева «Кто сказал «мяу»?».
| Пантомимические этюды (озорной щенок, гордый петушок, пугливый мышонок, злая собака) |
2
| «Только «мяу» где сыскать?»
| Рассказывание сказки В. Сутеева «Кто сказал «мяу»?» детьми с помощью воспитателя. Пантомимическая игра «Угадай, кто сказал?». |
| |
3 | «Не вы ли «мяу-мяу» говорили?»
| Пантомимическая игра «Угадай, кого встретил щенок?» | Упражнение в интонировании диалогов. | |
4 | «Невоспитанный мышонок один остался, без друзей» | Чтение стихотворения «Добрые слова». Игра «Назови вежливое слово». Рассказывание сказки «Сказка о невоспитанном мышонке». Проблемная ситуация. |
| |
Март | 1
| «Мышонок глупым оказался, он от мамы отказался» | Беседа по содержанию сказки. Работа над выразительностью исполнения (выразительности эмоции грусти и радости) |
|
2
| «Сказка о невоспитанном мышонке» | Подготовка к драматизации.
|
| |
3
| «Сказка об умном мышонке»» | Игра на интонирование вежливых слов. Драматизация сказки детьми. | ||
Показ сказки мамам | Игра на интонировании вежливых слов (здравствуйте, до свидания, спасибо, извините, радостно, приветливо, небрежно, угрюмо, уверенно, вежливо.) | |||
Апрель | 1
| «Упрямые ежата»
| Сюрпризный момент. Рассказывание истории про двух ежат. Беседа. Придумывание окончания истории и показ на ширме. | Хакасская народная сказка «Лисичкин пир»
|
2 | «Вот так яблоко» | Рассказывание сказки В. Сутеева «Яблоко». Имитационные упражнения. | Игра на выразительность мимики. | |
3
| «Поссорились зверушки, не знают, как им быть, как же это яблоко на всех разделить» | Музыкальная загадка. Рассматривание отличительных особенностей героев сказки В. Сутеева «Яблоко». Разыгрывание этюдов и диалогов из сказки. | Рассматривание иллюстраций, музыкальных инструментов хакасских, их характерные особеностию. | |
4
| «Михайло Иванович, рассуди, нас, зверушек, помири» | Сюрпризный момент. Рассказывание и разыгрывание сказки В. Сутеева «Яблоко» с помощью кукольного театра. | ||
Май | 1
| «Каждый хочет спрятаться под маленький гриб» | Сюрпризный момент - загадка. Рассказывание сказки В. Сутеева «Под грибом». | Игра-конкурс «Попросись под грибок» |
2
| «Дождик льет, льет, а грибочек все растет»
| Загадывание загадок. Рассматривание иллюстраций к сказке «Под грибом», беседа по ним. Игра-имитация «Угадай, кто просился под грибок» |
| |
3
| «Вот так гриб-великан, всем хватило место там» | Драматизация сказки В.Сутеева «Под грибом». Пляски героев | Игра-имитация «Пойми меня». | |
4 | Показ сказки родителям и детям «под грибом» |
|
Перспективно – тематический план (сентябрь — май) для детей старшего возраста
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ
Средний возраст
Умеют действовать согласованно.
Умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц.
Запоминают заданные позы.
Запоминают и описывают внешний вид любого ребенка.
Знают 5-8 артикуляционных упражнений.
Умеют делать длинный выдох при незаметном коротком вздохе.
Умеют произносить скороговорки в разных темпах.
Умеют произносить скороговорку с разными интонациями.
Умеют строить простейший диалог.
Умеют составлять предложения с заданными словами.
Старший возраст
Готовность действовать согласованно, включаясь одновременно или последовательно.
Уметь снимать напряжение с отдельных групп мышц.
Запоминать заданные позы.
Запоминать и описывать внешний вид любого ребенка.
Знать 5—8 артикуляционных упражнений.
Уметь делать длинный выдох при незаметном коротком вдохе, не прерывать дыхание в середине фразы.
Уметь произносить скороговорки в разных темпах, шепотом и беззвучно.
Уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
Уметь выразительно прочитать наизусть диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями.
Уметь составлять предложения с заданными словами.
Список методической литературы
1. Антипова Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду». Москва, 2009 г.
2. Асташина М. Фольклор в воспитании дошкольников / М. Асташина// Дошкольное воспитание. 2007. № 3. С. 61-68.
3. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М. : 2007
4. Большакова М. Фольклор в познавательном развитии // Дошкольное воспитание, 2004, №9, С. 47- 49.
5. Васильева М.А. «Воспитание и обучение в детском саду», Москва, 2007 г.
6. Долбишева А.Ю. «Праздники в детском саду (сценарии, игры, аттракционы)». Ярославль, Академия развития». 1998 г.
7. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно - обрядовых праздников / авт. - сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова и др. СПб: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2001. 216 с.
8. Князева О. А, Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской-народной культуры: программа. - СПб. : Детство-Пресс, 2002.-304с.
9. Куцакова Л. В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. М., 2003.
10. Кошелева А.Д. «Эмоциональное развитие ребенка». Москва, 1988 г.
11. Мигунова Е.В. «Театральная педагогика в детском саду». Москва, 2009 г.
12. Новоселова Л.С. «Игра дошкольника». Москва, 1989 г.
13. Петрова Т. Н., Сергеева Е. А., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000.
14. Поляк Л. Театр сказок. СПб., 2001.
15. Субботина Л.Ю. «Развитие воображения у детей». Ярославль, 1997 г.
16. Соболева А. В. Загадки-смекалки: практ. пособие для логопедов, воспитателей и родителей / А. В. Соболева. М. : ГНОМ и Д, 2000. 96 c
17. Сорокина Н. Ф., Миланович Л. Г. Театр - творчество - дети. М., 1995.
18. Честнова Н.Ю. «Настольная книга для детского сада». Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АРТ-ФАНТАЗИЯ» ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПЛАТНОЙ УСЛУГИ ПО РАЗВИТИЮ ТЕАТРАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Разработана на основе программы Н.Ф. Сорокиной и Л.Г. Миланович «Театр – творчество - дети»
В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано распределение их в соответствии с психолого-педагогическими особенностями этапов дошкольного детства. Обосно...
Программа дополнительной платной образовательной услуги «Проведение занятий по развитию театральных способностей у детей» «Театральный салон»
Театр – это самый доступный вид искусства для детей, раскрывающий духовный и творческий потенциал ребенка и дающий реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде....
Программа «Золотой ключик» дополнительной платной образовательной услуги «Проведение занятий по развитию театральных способностей у детей»
Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности с использованием различных видов кукольного театра. По данной программе могут заниматься дошкольники 3 - 7 лет (младшая, ...
Программа дополнительного образования по театральной деятельности для детей 6-7 лет «В гостях у сказки»
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство.Театр &ndash...
"Театральная мозаика" Программа кружка по развитию театральных способностей у детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
quot;Театральная мозаика" Программа кружка по развитию театральных способностей у детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Составитель Котова Л.А. музыкальный руководитель первой квалифика...
Программа театрального кружка для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у сказки»
В процессе составления программы «В гостях у сказки» были разработаны основные критерии, позволяющие определять уровень развития творческих способностей детей средствами театрализованной д...
«В гостях у сказки» платная услуга по проведению занятий по развитию театральных способностей у детей.
laquo;В гостях у сказки» платная услуга по проведению занятий по развитию театральных способностей у детей....