Программа дополнительного образования по театральной деятельности "Первые шаги на сцену"
рабочая программа (старшая группа)
Программа дополнительного образования по театральной деятельности "Первые шаги на сцену"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_kruzhok_pervye_shagi_na_stsenu_nidvetskaya_kruzhok.docx | 36.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 12 «Улыбка» города Сафоново Смоленской области (МБДОУ д/с № 12)
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ:
на педагогическом Совете Заведующий МБДОУ д/с № 12
Протокол № 1 от 28.08.2016г. ______________О.А. Торочкина
Программа дополнительного образования
по театрализованной деятельности
«Первые шаги на сцену»
Руководитель: Нидвецкая Е.М.
Пояснительная записка.
Приоритетная форма работы в настоящее время – театрализованная деятельность, которая проникает во все режимные и учебные моменты.
Современная педагогика все больше внимания уделяет эмоциональной сфере личности ребенка. С самых ранних лет ребенок стремится проявить творчество. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, поощрять желание малышей быть непохожими на других, разбудить их фантазию, попытаться максимально реализовать их способности.
Занятия театральной деятельностью помогают развивать творческие способности, вводят детей в мир прекрасного, развивают воображение, память, коммуникативность, раскрывают его творческие возможности. Театр и развлекает детей и воспитывает морально и эстетически, раскрепощает ребенка, повышает уверенность в себе, развивает детскую фантазию, способность сопереживать происходящему, создает соответствующий эмоциональный настрой. Интенсивное развитие получает речь малыша. Все это способствует гармонизации ребенка с окружающим миром.
Учитывая исключительное значение речи в развитии ребенка, понимая и принимая во внимание специфические особенности развития детей, я пришла к выводу о необходимости создания в воспитательно – образовательном процессе театрального кружка «Первые шаги на сцену».
Составила рабочую программу на один год по учебной дисциплине «Театрализованная деятельность». Она предназначена для детей 3-4 лет, построена по тематике, целями которой стали: развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства и раскрытие духовного начала ребенка в период раннего детства.
На первом этапе своей работы я поставила следующие задачи:
- побуждать интерес к театрально-игровой деятельности, создавать необходимые условия;
- формировать положительное отношение к этой деятельности;
- закреплять представления об окружающих предметах. Дети должны называть предметы театрально-игрового оборудования. Воспитывать интерес и бережное отношение к игрушкам, театральным костюмам.
- развивать умение следить за развитие действия в драматизациях и кукольных спектаклях;
- развивать речь детей: обогащать словарь, формировать умение строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения слов;
- побуждать детей сочинять сказку с помощью взрослого, используя для этой цели кукол настольного театра;
- использовать импровизированные формы диалогов действующих лиц в хорошо знакомых сказках. Развивать память, внимание, мышление детей.
- формировать умение передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции, обучать пониманию эмоционального состояния другого человека и умение выразить свое;
- знакомить с приемами кукловождения настольного театра. Формировать умение концентрировать внимание на игрушки, театральной кукле.
- обучать детей сопровождать движение куклы песенкой, придуманной самостоятельно на отдельные слоги;
- поощрять желание участвовать в танцевальных импровизациях;
- поддерживать стремление играть с музыкальными игрушками, импровизировать;
- развивать инициативу и самостоятельность детей в играх с театральными куклами;
- вызывать желание по собственной инициативе участвовать в песенных, игровых и танцевальных импровизациях.
Разработала перспективный рабочий план. Большую помощь оказали авторские разработки: Н.Ф. Сорокиной «Играем в кукольный театр», журналы «Дошкольное воспитание», «Воспитатель ДОУ».
Работа по развитию у дошкольников творческих способностей в процессе театральной деятельности должна принести свои плоды: у детей активизируется и обогащается словарь, они становятся свободнее, раскрепощаются в общении, а главное, они испытывают эмоциональный подъем. И я убеждена, что формула успеха этой работы заключается во взаимной любви детей и взрослых, увлеченных любимым делом.
Актуальность. Использование программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира.
Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 4—6 лет
Цель: Развивать коммуникативно-творческие способности детей посредством театрализованной деятельности.
Задачи:
1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.
2. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и
воплощения образа, а также их исполнительские умения.
3. Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить
имитировать характерные движения сказочных животных.
4. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика) .
5. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.
6. Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.
7. Познакомить детей с различными видами театра.
8. Развить у детей интерес к театральной игровой деятельности.
9. Развивать желание выступать перед родителями, сотрудниками детского сада.
Программа предполагает проведение четыре занятия в месяц во второй половине дня-15:45-16:05. Продолжительность занятия: 20 мин.
Деятельность проводится в форме игры:
- игровые упражнения;
- этюды;
- игра-драматизация;
- сюжетно-ролевая игра.
Ожидаемый результат:
- раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки имитации).
- развитие психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение, познавательные процессы, фантазии) .
- личностных качеств (дружеские, партнерские взаимоотношения; коммуникативные навыки; любовь к животным) .
Формы подведения итогов:
- театрализованные представления;
- досуги.
СЕНТЯБРЬ – НОЯБРЬ | |||
Виды творческой деятельности | Методы развития творческих способностей | Средства развития творческих способностей | Репертуар |
Игровое творчество | Привлекать детей к сочинению коротких сказок, историй. | Настольный театр | - «Не ходи, козел, в огород», - «Встреча в лесу», - «Медведь и лиса». |
Песенное творчество | Сопровождение движения куклы песенкой, придуманной ребенком на отдельные слоги. | Настольный театр | Песенки Маши и Медведя («Маша и Медведь»). |
Танцевальное творчество | Вызывать эмоциональный отклик и желание двигаться под музыку. | Фонограмма | Свободная пляска персонажей сказки «Репка». |
Импровизация на детских музыкальных инструментах | Вызывать интерес и желание играть с музыкальными игрушками. | Беззвучные игрушки - инструменты (балалайки, дудочки, пианино…) | - Имитация игры на балалайке в свободной пляске («Репка»). - Имитация игры на дудочке в свободной пляске («Маша и Медведь»), с музыкальными игрушками. |
Основные навыки театрального мастерства. | Методы формирования навыков театрального мастерства. | Средства формирования навыков театрального мастерства. | Репертуар |
Основы кукловождения | Познакомить с приемами кукловождения настольного театра. | Настольный театр | - «В лес за грибами», - «Собака и медведь», - «Пляска деда и бабы», - «Теремок». |
Основы актерского мастерства | Воспитывать внимание, развивать фантазию и воображение детей | Работа у зеркала | Этюды М.Чехова на внимание, веру, наивность и фантазию. Потешки, стихи. |
Основы кукольного театра | Воспитывать умение следить за развитием действия в сказке, подводить детей к выразительному исполнению роли в кукольном спектакле. | Настольный театр | Русские народные сказки «Маша и Медведь», «Теремок». |
Основные принципы драматизации | Развивать интерес к играм драматизациям, поддерживать бодрое, радостное настроение, поощрять доброжелательное отношение друг к другу, побуждать детей активно, включаться в игры драматизации. | Драматизация в костюмах, в предметном окружении с декорациями. | Русская народная сказка «Репка». |
Проведение праздников | Обогащать детей яркими впечатлениями, создавать радостное настроение. Вызывать желание принимать активное участие в празднике. | Атрибуты, декорации, необходимые для конкретной обстановки праздника. | «Золотая осень». |
Проведение досугов и развлечений | Вызвать интерес к происходящему на сцене, воспитывать умение следить за развитием действия, концентрируя внимание до конца спектакля. | Костюмы, декорации необходимые для проведения досугов и развлечений. | Театрализованная игра по сказке Е.Гаргановой «Как цыпленок голос искал». |
Самостоятельная театрализованная деятельность | Привлекать детей к рассказыванию сказок, чтению потешек, стихов. | Выбор предметного окружения по собственному желанию. | |
ДЕКАБРЬ – ФЕВРАЛЬ | |||
Игровое творчество | Поощрять стремление детей придумывать диалоги действующих лиц в сказках. | Настольный театр конусной игрушки | - «Петушок наш не поет»; - «В гостях у Деда Мороза» (сочиняют дети). |
Песенное творчество | Предложить детям сочинить песенки на отдельные слоги в жанре колыбельной и плясовой. | Фонограмма, атрибуты для танцевальный импровизаций (цветы, листья, ленты, флажки, султанчики) | Танцевальные импровизации: - «Танец петрушек», - «Танец снежинок». |
Импровизация на детских музыкальных инструментах | Дать представление и способы звукоизвлечения на детских музыкальных инструментах со звуком неопределенной высоты. | Ложки, погремушки, бубны, барабаны, колокольчики, фонограмма. | Оркестровое сопровождение импровизацией - «Танец снежинок»; - «Танец петрушек». |
Основные навыки театрального мастерства | Методы формирования навыков театрального мастерства | Средства формирования навыков театрального мастерства | Репертуар |
Основы кукловождения | Обучить детей приемам кукловождения настольного театра конусной игрушки. | Конусные игрушки | - «Встреча зайца и лисы», - «Пляска лисы и кота», - «Бабушка и внучка». |
Основы актерского мастерства | Формировать у детей характерные жесты, отталкивания, притяжения, раскрытия, закрытия | Работа у зеркала | Этюды М.Чистяковой на выразительность жеста: - «Тише», - «Иди ко мне», - «Уходи», - «До свидания». Потешки, стихи. |
Основы кукольного театра | Развивать эмоциональный отклик на действие персонажей кукольного спектакля, вызывать сочувствие и желание помочь, формировать эмоциональную выразительность речи. | Театр конусной игрушки | - «Машенька и рукавичка», - «Маша обедает». |
Основные принципы драматизации | Вызывать желание участвовать в играх – драматизациях, подводить детей к созданию образа героя, используя для этого мимику, жест, движение. | Костюмы, декорации, предметно-игровая среда | - «Звери в гостях у Снегурочки», - «Добрая девочка». |
Проведение праздников | Развивать желание активно участвовать в празднике, воспитывать чувство удовлетворения от участия в совместной деятельности. | Атрибуты необходимые для проведения праздника | «Праздник елки» |
Проведение досугов и развлечений | Развивать воображение, фантазию детей, эмоционально закрепощать, прививая устойчивый интерес к происходящему на сцене | Атрибуты необходимые для конкретной обстановки досуга или развлечения | |
МАРТ - МАЙ | |||
Игровое творчество | Поддерживать желание детей коллективно сочинять небольшие рассказы, сказки, придумывать диалоги. | Настольный театр; мягкая игрушка | - «День рождения слоненка»» - «Тигренок заболел», - «Маша и Жучка». |
Песенное творчество | Побуждать детей сочинять песенки на заданный текст и использовать их в спектаклях и драматизациях. | Настольный театр. Костюмы, декорации, атрибуты. | Песенка петушка «Заюшкина избушка». |
Танцевальное творчество | Прививать интерес и любовь к музыке. Воспитывать эмоциональное отношение к музыке через танцевальное движение. | Фонограмма, шапочки зверей и птиц, мягкая игрушка, куклы. | Свободная пляска козы и козлят («Волк и семеро козлят»). Танцевальная имитация с куклами. |
Импровизация на детских музыкальных инструментах | Поощрять желание детей использовать детские музыкальные инструменты в драматизациях и кукольных спектаклях. | Фонограмма, звучащие игрушки – инструменты со звуком неопределенной высоты. | Сопровождение свободных плясок в кукольном спектакле и драматизации. |
Основы кукловождения | Формировать у детей навыки кукловождения мягкой игрушки и фигур настольного театра, знакомство с театральной ширмой. | Мягкая игрука, настольный театр. | - «Встреча зайца и медведя», - «Пляска Маши», - потешки. |
Основы актерского мастерства | Развивать способность у детей понимать эмоциональное состояние другого человека и уметь адекватно выразить свое. | Работа у зеркала | Этюды М. Чистяковой на выражение основных эмоций: - «Лисичка подслушивает», - «Вкусные конфеты», - «Новая кукла», - «Лисенок боится», - «Ваське стыдно», - «Молчок». Потешки, стихи. |
Основы кукольного театра | Развивать умение давать оценку поступкам действующих лиц в спектакле. Продолжать формировать эмоциональную выразительность речи детей. | Настольный театр | «Заюшкина избушка». |
Основные принципы драматизации | Формировать устойчивый интерес к играм - драматизациям, поощрять самостоятельность детей в выборе выразительных средств для создания образа. | Костюмы, декорации, атрибуты | Русская народная сказка: - «Козлятушки и волк»; - «Под грибком». |
Проведение праздников | Вызывать у детей желание выступать перед родителями, сотрудниками детского сада. | Костюмы, декорации, атрибуты необходимые для проведения праздника. | Кукольный спектаклю «Маша обедает». Драматизация сказки «Козлятушки и волк». |
Проведение досугов и развлечений | Прививать любовь к театральному искусству. Воспитывать навыки ориентировки в пространстве. Закрепить знания о сигналах светофора. | Декорации, атрибуты, необходимые для досуга. | Досуг по правилам дорожного движения «Светофор». |
Совместная театральная деятельность | Поощрять стремление детей участвовать в играх-драматизациях. | Выбор средств и предметного окружения по собственному желанию и замыслу. |
Список используемой литературы
- журналы «Дошкольное воспитание», «Воспитатель ДОУ».
2..Н.Ф. Сорокиной «Играем в кукольный театр»,
3. Л. В. Артемова «Театрализованные игры дошкольников», Москва, «Посвещение», 1991г.
4. Н. Алексеевская «Домашний театр», Москва, «Лист», 2000г.
5. Л. С. Выготский «Воображение и творчество в детском возрасте», Москва, «Просвещение», 1991г.
6. Журнал «Секреты кукольного театра», № 1/2000г.
7. Т. Н. Караманенко «Кукольный театр – дошкольникам», Москва, «Просвещение», 1982г.
12. Т. И. Петрова, Е. Я. Сергеева, Е. С. Петрова “Театрализованные игры в д/с Москва “Школьная пресса” 2000 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
Программа дополнительного образования по театральному мастерству для детей дошкольного возраста
Всестороннее развитие личности через театрализованную деятельность...
Программа дополнительного образования по театральной деятельности для детей 3-4 лет
Новизна программы состоит в том, что познавательно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительско...
Программа дополнительного образования по театральной деятельности для детей 6-7 лет «В гостях у сказки»
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство.Театр &ndash...
Программа дополнительного образования по театральной деятельности с детьми 3-6 лет
Удивительный мир детства, особенно периода, когда ребенок еще не ходит в школу. И удивителен он не потому, что это беззаботное детство, как кажется взрослым. Нет, это возраст, когда малыш живет в мире...
"Программа дополнительного образования музыкально - театрального кружка "Занавес"
Программа дополнительного образования...
Программа дополнительного образования по развитию творческих способностей детей 5-7 лет средствами театрального искусства «Театральные ступеньки»
Программа дополнительного образованияпо развитию творческих способностей детей 5-7 лет средствами театрального искусства«Театральные ступеньки»срок реализации: 2 года...