Программа дополнительного образования по театральной деятельности "Первые шаги на сцену"
рабочая программа (старшая группа)
Программа дополнительного образования по театральной деятельности "Первые шаги на сцену"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 12 «Улыбка» города Сафоново Смоленской области (МБДОУ д/с № 12)
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ:
на педагогическом Совете Заведующий МБДОУ д/с № 12
Протокол № 1 от 28.08.2016г. ______________О.А. Торочкина
Программа дополнительного образования
по театрализованной деятельности
«Первые шаги на сцену»
Руководитель: Нидвецкая Е.М.
Пояснительная записка.
Приоритетная форма работы в настоящее время – театрализованная деятельность, которая проникает во все режимные и учебные моменты.
Современная педагогика все больше внимания уделяет эмоциональной сфере личности ребенка. С самых ранних лет ребенок стремится проявить творчество. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, поощрять желание малышей быть непохожими на других, разбудить их фантазию, попытаться максимально реализовать их способности.
Занятия театральной деятельностью помогают развивать творческие способности, вводят детей в мир прекрасного, развивают воображение, память, коммуникативность, раскрывают его творческие возможности. Театр и развлекает детей и воспитывает морально и эстетически, раскрепощает ребенка, повышает уверенность в себе, развивает детскую фантазию, способность сопереживать происходящему, создает соответствующий эмоциональный настрой. Интенсивное развитие получает речь малыша. Все это способствует гармонизации ребенка с окружающим миром.
Учитывая исключительное значение речи в развитии ребенка, понимая и принимая во внимание специфические особенности развития детей, я пришла к выводу о необходимости создания в воспитательно – образовательном процессе театрального кружка «Первые шаги на сцену».
Составила рабочую программу на один год по учебной дисциплине «Театрализованная деятельность». Она предназначена для детей 3-4 лет, построена по тематике, целями которой стали: развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства и раскрытие духовного начала ребенка в период раннего детства.
На первом этапе своей работы я поставила следующие задачи:
- побуждать интерес к театрально-игровой деятельности, создавать необходимые условия;
- формировать положительное отношение к этой деятельности;
- закреплять представления об окружающих предметах. Дети должны называть предметы театрально-игрового оборудования. Воспитывать интерес и бережное отношение к игрушкам, театральным костюмам.
- развивать умение следить за развитие действия в драматизациях и кукольных спектаклях;
- развивать речь детей: обогащать словарь, формировать умение строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения слов;
- побуждать детей сочинять сказку с помощью взрослого, используя для этой цели кукол настольного театра;
- использовать импровизированные формы диалогов действующих лиц в хорошо знакомых сказках. Развивать память, внимание, мышление детей.
- формировать умение передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции, обучать пониманию эмоционального состояния другого человека и умение выразить свое;
- знакомить с приемами кукловождения настольного театра. Формировать умение концентрировать внимание на игрушки, театральной кукле.
- обучать детей сопровождать движение куклы песенкой, придуманной самостоятельно на отдельные слоги;
- поощрять желание участвовать в танцевальных импровизациях;
- поддерживать стремление играть с музыкальными игрушками, импровизировать;
- развивать инициативу и самостоятельность детей в играх с театральными куклами;
- вызывать желание по собственной инициативе участвовать в песенных, игровых и танцевальных импровизациях.
Разработала перспективный рабочий план. Большую помощь оказали авторские разработки: Н.Ф. Сорокиной «Играем в кукольный театр», журналы «Дошкольное воспитание», «Воспитатель ДОУ».
Работа по развитию у дошкольников творческих способностей в процессе театральной деятельности должна принести свои плоды: у детей активизируется и обогащается словарь, они становятся свободнее, раскрепощаются в общении, а главное, они испытывают эмоциональный подъем. И я убеждена, что формула успеха этой работы заключается во взаимной любви детей и взрослых, увлеченных любимым делом.
Актуальность. Использование программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира.
Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 4—6 лет
Цель: Развивать коммуникативно-творческие способности детей посредством театрализованной деятельности.
Задачи:
1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.
2. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и
воплощения образа, а также их исполнительские умения.
3. Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить
имитировать характерные движения сказочных животных.
4. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика) .
5. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.
6. Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.
7. Познакомить детей с различными видами театра.
8. Развить у детей интерес к театральной игровой деятельности.
9. Развивать желание выступать перед родителями, сотрудниками детского сада.
Программа предполагает проведение четыре занятия в месяц во второй половине дня-15:45-16:05. Продолжительность занятия: 20 мин.
Деятельность проводится в форме игры:
- игровые упражнения;
- этюды;
- игра-драматизация;
- сюжетно-ролевая игра.
Ожидаемый результат:
- раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки имитации).
- развитие психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение, познавательные процессы, фантазии) .
- личностных качеств (дружеские, партнерские взаимоотношения; коммуникативные навыки; любовь к животным) .
Формы подведения итогов:
- театрализованные представления;
- досуги.
СЕНТЯБРЬ – НОЯБРЬ | |||
Виды творческой деятельности | Методы развития творческих способностей | Средства развития творческих способностей | Репертуар |
Игровое творчество | Привлекать детей к сочинению коротких сказок, историй. | Настольный театр | - «Не ходи, козел, в огород», - «Встреча в лесу», - «Медведь и лиса». |
Песенное творчество | Сопровождение движения куклы песенкой, придуманной ребенком на отдельные слоги. | Настольный театр | Песенки Маши и Медведя («Маша и Медведь»). |
Танцевальное творчество | Вызывать эмоциональный отклик и желание двигаться под музыку. | Фонограмма | Свободная пляска персонажей сказки «Репка». |
Импровизация на детских музыкальных инструментах | Вызывать интерес и желание играть с музыкальными игрушками. | Беззвучные игрушки - инструменты (балалайки, дудочки, пианино…) | - Имитация игры на балалайке в свободной пляске («Репка»). - Имитация игры на дудочке в свободной пляске («Маша и Медведь»), с музыкальными игрушками. |
Основные навыки театрального мастерства. | Методы формирования навыков театрального мастерства. | Средства формирования навыков театрального мастерства. | Репертуар |
Основы кукловождения | Познакомить с приемами кукловождения настольного театра. | Настольный театр | - «В лес за грибами», - «Собака и медведь», - «Пляска деда и бабы», - «Теремок». |
Основы актерского мастерства | Воспитывать внимание, развивать фантазию и воображение детей | Работа у зеркала | Этюды М.Чехова на внимание, веру, наивность и фантазию. Потешки, стихи. |
Основы кукольного театра | Воспитывать умение следить за развитием действия в сказке, подводить детей к выразительному исполнению роли в кукольном спектакле. | Настольный театр | Русские народные сказки «Маша и Медведь», «Теремок». |
Основные принципы драматизации | Развивать интерес к играм драматизациям, поддерживать бодрое, радостное настроение, поощрять доброжелательное отношение друг к другу, побуждать детей активно, включаться в игры драматизации. | Драматизация в костюмах, в предметном окружении с декорациями. | Русская народная сказка «Репка». |
Проведение праздников | Обогащать детей яркими впечатлениями, создавать радостное настроение. Вызывать желание принимать активное участие в празднике. | Атрибуты, декорации, необходимые для конкретной обстановки праздника. | «Золотая осень». |
Проведение досугов и развлечений | Вызвать интерес к происходящему на сцене, воспитывать умение следить за развитием действия, концентрируя внимание до конца спектакля. | Костюмы, декорации необходимые для проведения досугов и развлечений. | Театрализованная игра по сказке Е.Гаргановой «Как цыпленок голос искал». |
Самостоятельная театрализованная деятельность | Привлекать детей к рассказыванию сказок, чтению потешек, стихов. | Выбор предметного окружения по собственному желанию. | |
ДЕКАБРЬ – ФЕВРАЛЬ | |||
Игровое творчество | Поощрять стремление детей придумывать диалоги действующих лиц в сказках. | Настольный театр конусной игрушки | - «Петушок наш не поет»; - «В гостях у Деда Мороза» (сочиняют дети). |
Песенное творчество | Предложить детям сочинить песенки на отдельные слоги в жанре колыбельной и плясовой. | Фонограмма, атрибуты для танцевальный импровизаций (цветы, листья, ленты, флажки, султанчики) | Танцевальные импровизации: - «Танец петрушек», - «Танец снежинок». |
Импровизация на детских музыкальных инструментах | Дать представление и способы звукоизвлечения на детских музыкальных инструментах со звуком неопределенной высоты. | Ложки, погремушки, бубны, барабаны, колокольчики, фонограмма. | Оркестровое сопровождение импровизацией - «Танец снежинок»; - «Танец петрушек». |
Основные навыки театрального мастерства | Методы формирования навыков театрального мастерства | Средства формирования навыков театрального мастерства | Репертуар |
Основы кукловождения | Обучить детей приемам кукловождения настольного театра конусной игрушки. | Конусные игрушки | - «Встреча зайца и лисы», - «Пляска лисы и кота», - «Бабушка и внучка». |
Основы актерского мастерства | Формировать у детей характерные жесты, отталкивания, притяжения, раскрытия, закрытия | Работа у зеркала | Этюды М.Чистяковой на выразительность жеста: - «Тише», - «Иди ко мне», - «Уходи», - «До свидания». Потешки, стихи. |
Основы кукольного театра | Развивать эмоциональный отклик на действие персонажей кукольного спектакля, вызывать сочувствие и желание помочь, формировать эмоциональную выразительность речи. | Театр конусной игрушки | - «Машенька и рукавичка», - «Маша обедает». |
Основные принципы драматизации | Вызывать желание участвовать в играх – драматизациях, подводить детей к созданию образа героя, используя для этого мимику, жест, движение. | Костюмы, декорации, предметно-игровая среда | - «Звери в гостях у Снегурочки», - «Добрая девочка». |
Проведение праздников | Развивать желание активно участвовать в празднике, воспитывать чувство удовлетворения от участия в совместной деятельности. | Атрибуты необходимые для проведения праздника | «Праздник елки» |
Проведение досугов и развлечений | Развивать воображение, фантазию детей, эмоционально закрепощать, прививая устойчивый интерес к происходящему на сцене | Атрибуты необходимые для конкретной обстановки досуга или развлечения | |
МАРТ - МАЙ | |||
Игровое творчество | Поддерживать желание детей коллективно сочинять небольшие рассказы, сказки, придумывать диалоги. | Настольный театр; мягкая игрушка | - «День рождения слоненка»» - «Тигренок заболел», - «Маша и Жучка». |
Песенное творчество | Побуждать детей сочинять песенки на заданный текст и использовать их в спектаклях и драматизациях. | Настольный театр. Костюмы, декорации, атрибуты. | Песенка петушка «Заюшкина избушка». |
Танцевальное творчество | Прививать интерес и любовь к музыке. Воспитывать эмоциональное отношение к музыке через танцевальное движение. | Фонограмма, шапочки зверей и птиц, мягкая игрушка, куклы. | Свободная пляска козы и козлят («Волк и семеро козлят»). Танцевальная имитация с куклами. |
Импровизация на детских музыкальных инструментах | Поощрять желание детей использовать детские музыкальные инструменты в драматизациях и кукольных спектаклях. | Фонограмма, звучащие игрушки – инструменты со звуком неопределенной высоты. | Сопровождение свободных плясок в кукольном спектакле и драматизации. |
Основы кукловождения | Формировать у детей навыки кукловождения мягкой игрушки и фигур настольного театра, знакомство с театральной ширмой. | Мягкая игрука, настольный театр. | - «Встреча зайца и медведя», - «Пляска Маши», - потешки. |
Основы актерского мастерства | Развивать способность у детей понимать эмоциональное состояние другого человека и уметь адекватно выразить свое. | Работа у зеркала | Этюды М. Чистяковой на выражение основных эмоций: - «Лисичка подслушивает», - «Вкусные конфеты», - «Новая кукла», - «Лисенок боится», - «Ваське стыдно», - «Молчок». Потешки, стихи. |
Основы кукольного театра | Развивать умение давать оценку поступкам действующих лиц в спектакле. Продолжать формировать эмоциональную выразительность речи детей. | Настольный театр | «Заюшкина избушка». |
Основные принципы драматизации | Формировать устойчивый интерес к играм - драматизациям, поощрять самостоятельность детей в выборе выразительных средств для создания образа. | Костюмы, декорации, атрибуты | Русская народная сказка: - «Козлятушки и волк»; - «Под грибком». |
Проведение праздников | Вызывать у детей желание выступать перед родителями, сотрудниками детского сада. | Костюмы, декорации, атрибуты необходимые для проведения праздника. | Кукольный спектаклю «Маша обедает». Драматизация сказки «Козлятушки и волк». |
Проведение досугов и развлечений | Прививать любовь к театральному искусству. Воспитывать навыки ориентировки в пространстве. Закрепить знания о сигналах светофора. | Декорации, атрибуты, необходимые для досуга. | Досуг по правилам дорожного движения «Светофор». |
Совместная театральная деятельность | Поощрять стремление детей участвовать в играх-драматизациях. | Выбор средств и предметного окружения по собственному желанию и замыслу. |
Список используемой литературы
- журналы «Дошкольное воспитание», «Воспитатель ДОУ».
2..Н.Ф. Сорокиной «Играем в кукольный театр»,
3. Л. В. Артемова «Театрализованные игры дошкольников», Москва, «Посвещение», 1991г.
4. Н. Алексеевская «Домашний театр», Москва, «Лист», 2000г.
5. Л. С. Выготский «Воображение и творчество в детском возрасте», Москва, «Просвещение», 1991г.
6. Журнал «Секреты кукольного театра», № 1/2000г.
7. Т. Н. Караманенко «Кукольный театр – дошкольникам», Москва, «Просвещение», 1982г.
12. Т. И. Петрова, Е. Я. Сергеева, Е. С. Петрова “Театрализованные игры в д/с Москва “Школьная пресса” 2000 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/27/picture-189660-1464379506.jpg)
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/27/picture-674231-1443345372.jpg)
Программа дополнительного образования по театральному мастерству для детей дошкольного возраста
Всестороннее развитие личности через театрализованную деятельность...
Программа дополнительного образования по театральной деятельности для детей 3-4 лет
Новизна программы состоит в том, что познавательно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительско...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/02/picture-379642-1396449227.jpg)
Программа дополнительного образования по театральной деятельности для детей 6-7 лет «В гостях у сказки»
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство.Театр &ndash...
Программа дополнительного образования по театральной деятельности с детьми 3-6 лет
Удивительный мир детства, особенно периода, когда ребенок еще не ходит в школу. И удивителен он не потому, что это беззаботное детство, как кажется взрослым. Нет, это возраст, когда малыш живет в мире...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/23/picture-690297-1611412403.jpg)
"Программа дополнительного образования музыкально - театрального кружка "Занавес"
Программа дополнительного образования...
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/27/picture-1349530-1656347073.jpg)
Программа дополнительного образования по развитию творческих способностей детей 5-7 лет средствами театрального искусства «Театральные ступеньки»
Программа дополнительного образованияпо развитию творческих способностей детей 5-7 лет средствами театрального искусства«Театральные ступеньки»срок реализации: 2 года...