Программа дополнительного образования по театральной деятельности для детей 3-4 лет
рабочая программа (младшая группа) на тему
Новизна программы состоит в том, что познавательно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.
В своей работе с детьми мы использовали интересные технологии успешного обучения и воспитания: учебно-методическое пособие по театральной деятельности «Кукляндия» М.И.Родиной и А.И.Бурениной и методическое пособие по интеллектуально-творческому развитию детей от 2 до 7 лет М.И.Родиной "Бусоград или Волшебные игры Феи Бусинки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_teatr._deyat._dlya_detey_3-4_let_serebrennikova_if.docx | 27.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка детский сад «Алёнушка»
Утверждаю:
Заведующая МАДОУ ЦРР –
детского сада «Алёнушка»
___________ Ерофеевская В.Н.
Программа дополнительного образования
по театральной деятельности.
Руководитель театрального кружка "Гномики":
Серебренникова Ирина Фёдоровна
количество часов: 34ч.
2 младшая группа
п. Селенгинск
2015г.
Пояснительная записка.
Основанием для разработки Программы послужили такие нормативно правовые документы, как Закон РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (ред. от 08.11.2010), Типовое положение о дошкольном учреждении, утв. утв. Приказом Минобразования и науки РФ от 27.10.2011г. № 2562 (зарегистрировано в Минюсте РФ 18.01.2012 N 22946), Постановление Правительства РФ N505 от 05.07.2001 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования» (ред. от 15.09.2008),
Удивительный мир детства, особенно периода, когда ребенок еще не ходит в школу. И удивителен он не потому, что это беззаботное детство, как кажется взрослым. Нет, это возраст, когда малыш живет в мире чудес и воспринимает их как радостное, веселое и совершенно естественное явление.
А где же может увидеть ребенок чудеса, превращения, волшебства? Конечно же, в театре. Поэтому роль театра в жизни младшего дошкольника очень важна.
Во-первых, это связано с тем, что посещение театра – всегда праздник.
Во- вторых, потребность в театре связана с тем, что в нем, как не в одном виде искусства, с наибольшей доступностью, полнотой и яркостью, люди видят отражение своей жизни.
В – третьих, сценическое искусство дарует ни с чем несравнимое чувство сопереживания, соучастия, сочувствия.
Именно, в театрализованной деятельности у ребенка появляется уникальная возможность на фоне положительных эмоций управлять своим поведением, формируется ряд качеств, ценных для дальнейшего этического воспитания: активность, сознательность, самостоятельность, способность к соучастию и сопереживанию, непосредственность впечатлений, яркость в выражении и проявлении воображения.
Актуальность программы: Театральное искусство имеет незаменимые возможности духовно-нравственного воздействия. Ребёнок, оказавшийся в позиции актёра-исполнителя, может пройти все этапы художественно-творческого осмысления мира, а это значит – задуматься о том, что и зачем человек говорит и делает, как это понимают люди, зачем показывать зрителю то, что ты можешь и хочешь сыграть, что ты считаешь дорогим и важным в жизни.
Новизна программы состоит в том, что познавательно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.
В своей работе с детьми мы использовали интересные технологии успешного обучения и воспитания: учебно-методическое пособие по театральной деятельности «Кукляндия» М.И.Родиной и А.И.Бурениной и методическое пособие по интеллектуально-творческому развитию детей от 2 до 7 лет М.И.Родиной "Бусоград или Волшебные игры Феи Бусинки"
Программа рассчитана для дошкольников 3 - 4 лет (вторая младшая группа). Театральная деятельность проводится один раз в неделю во второй половине дня, продолжительностью 15 минут. Всего 34 встречи.
Цель программы гармоничное развитие личности ребенка средствами эстетического образования; развитие его художественно – творческих умений; нравственное становление.
Основными задачами программы являются:
• Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление;
• Снимать зажатость и скованность;
• Развивать интегративные качества, эмоциональную отзывчивость, креативность;
• Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми;
• Формировать социально-личностные качества, коммуникативность;
• Развивать интерес к сценическому искусству;
• Развивать двигательные способности, ловкость, подвижность;
• Развивать умение пользоваться разнообразными жестами;
• Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
• Развивать дикцию на основе чтения скороговорок и стихов;
• Научить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства;
• Знакомить с театральной терминологией, видами театрального искусства;
• Развивать эмоционально-волевую сферу ребенка;
• Знакомить с устройством зрительного зала и сцены;
• Воспитывать культуру поведения в театре.
Программа построена с учетом следующих принципов:
1) принцип систематичности и последовательности;
2) принцип культуросообразности;
3) принцип сочетания научности и доступности;
4) принцип интеграции
Содержание программы.
Программа рассчитана на 34 встречи по 15-20 минут.
Месяц | Количество встреч |
Сентябрь | 3 встречи |
Октябрь | 4 встречи |
Ноябрь | 4 встречи |
Декабрь | 4 встречи |
Январь | 3 встречи |
Февраль | 4 встречи |
Март | 4 встречи |
Апрель | 4 встречи |
Май | 4 встречи |
Содержание программы включает в себя такие разделы как:
театральная азбука - 1встреча;
настольный театр - 6 встреч;
игры с бусами - 1 встреча;
куклы-прыгунки - 7 встреч;
Варежковые куклы - 6 встреч;
театр перчаток - 3 встречи;
Штоковые куклы - 2 встречи;
театр-фланелеграф - 1 встреча;
драматизация - 7 встреч.
Тематический план театрального кружка «Сказка»
№ | Тема | Программное содержание | Методическое обеспечение | |||
1. | Давайте познакомимся! | Познакомить детей с театральной студией, правилами поведения в ней. Развивать речь, пластику движений. | Магнитофон с звукозаписями, игрушка - кошечка. | |||
2. | Знакомство с настольным кукольным театром. | Формирование навыков кукловождения резиновой, мягкой игрушкой настольного театра. Развивать артикуляцию ,имитационные движения. Воспитывать желание участвовать в играх. | Магнитофон с звукозаписями, Резиновые игрушки по количеству детей. | |||
3. | Сказка "Теремок" | Учить детей следить за сюжетом сказки. Закрепление приёмов кукловождения настольно театра. Развивать эмоциональную выразительность. Воспитывать интерес к народному творчеству. | Магнитофон с звукозаписями, Резиновые игрушки - герои сказки "Теремок" по количеству детей. | |||
4. | Репетиция сказки теремок. | Закрепление приёмов кукловождения настольно театра. Развивать инициативу и самостоятельность в создании образов персонажей выбранной сказки. Воспитывать умение играть рядом. | Магнитофон с звукозаписями, Резиновые игрушки - герои сказки "Теремок" | |||
5 | Репетиция сказки теремок | Учить сопровождать движения кукол словами текста. Работа над дикцией и навыками диалогической речи. | Магнитофон с звукозаписями, Резиновые игрушки - герои сказки "Теремок" | |||
6 | Репетиция сказки теремок | Продолжить учить сопровождать движения кукол словами текста. Развивать умение соблюдать в ходе инсценировки элементарные правила. Воспитывать дружеское отношение к друг другу. | Магнитофон с звукозаписями, Резиновые игрушки - герои сказки "Теремок" | |||
7 | Показ сказки "Теремок" | Вызывать желание выступать перед сверстниками. Развивать интерес к театральной деятельности. | Магнитофон с звукозаписями, Резиновые игрушки - герои сказки "Теремок" | |||
8. | Игровое занятие "Бусоград" | Приобретение детьми положительного опыта коммуникации. Развитие мелкой моторики рук. Воспитание творческой активности. | Сундучок, бусы по количеству детей. Магнитофон с звукозаписями | |||
9. | Куклы - прыгунки. | Знакомство детей с куклами-прыгунками и с некоторыми приемами руководства куклой. Развитие творческой активности, моторики рук. | Магнитофон с звукозаписями, кукла- прыгунок. | |||
1о. | "На лесной полянке." | Совершенствование владения приемами вождения кукол-прыгунков. Развивать внимание, речь. Воспитывать умение слушать художественное произведение, оценивать действия персонажей. | Магнитофон с звукозаписями. Куклы-прыгунки, декорации к сказке. | |||
11. | Репетиция сценического этюда "На лесной полянке" | Формировать эмоциональную выразительность речи детей. Развивать память, внимание, творчество и фантазию. | Магнитофон с звукозаписями, герои сценического этюда- куклы-прыгунки, декорации к сказке. | |||
12. | Репетиция сценического этюда "На лесной полянке" | Формировать умение менять темп, силу звука, добиваться четкой дикции используя знакомые детям игры. Развивать навыки диалогической речи. | Магнитофон с звукозаписями, герои сценического этюда- куклы-прыгунки, бусы. | |||
13. | Репетиция сценического этюда "На лесной полянке" | Совершенствование умения детей владения куклами-прыгунками. Развивать воображение, творчество, уверенность в своих силах. | Магнитофон с звукозаписями, герои сценического этюда- куклы-прыгунки. | |||
14. | Показ сценического этюда "На лесной полянке". | Вызывать желание выступать перед детьми. Развивать интерес к театральной деятельности. | Магнитофон с звукозаписями, герои сценического этюда- куклы-прыгунки, декорации к сказке. | |||
15. | Игровое занятие "Превращалки" | Повторить с детьми приёмы кукловождения настольного театра и кукол-прыгунков. Развивать речь, фантазию, моторику рук. Воспитывать интерес к различным играм. | Магнитофон с звукозаписями, куклы- прыгунки, резиновые игрушки, бусы. | |||
16. | Варежковые куклы. | Знакомство детей с варежковыми куклами и с некоторыми приемами руководства куклой. Развивать интерес различным видам театра. | Магнитофон с звукозаписями, варежковые куклы, бусы. | |||
17. | Сценический этюд "Рыбки плавали, резвились". | Формировать: знания об обитателях моря; умение следить за развитием действий в играх-драматизациях. Воспитывать коммуникативные качества. | Магнитофон с звукозаписями, варежковые куклы, декорации к этюду. | |||
18. | Сценический этюд "Рыбки плавали, резвились". | Совершенствование умения детей владения варежковыми куклами. Развивать воображение, творчество, уверенность в своих силах. | Магнитофон с звукозаписями, варежковые куклы, бусы. | |||
19. | Сценический этюд "Рыбки плавали, резвились". | Продолжить учить детей владеть варежковой куклой. Развивать инициативу и самостоятельность в создании образов персонажей выбранного сценического этюда. | Магнитофон с звукозаписями, варежковые куклы, декорации к этюду. | |||
20. | Сценический этюд "Рыбки плавали, резвились". | Учить пользоваться интонацией, изображать звуки и голоса сказочных персонажей. Развивать речевое дыхание. | Магнитофон с звукозаписями, варежковые куклы, декорации к этюду. | |||
21. | Показ сценического этюда "рыбки плавали, резвились" | Доставить детям радость от того, что они сами управляют куклами, тем самым удивляя малышей. | Магнитофон с звукозаписями, варежковые куклы, декорации к этюду. | |||
22. | Знакомство с перчаточным театром. | Знакомство детей с перчаточными куклами и с некоторыми приемами руководства куклой (движение по ширме, манипуляции руками, уход с ширмы) | Перчатки по количеству детей, магнитофон с звукозаписями, бусы. | |||
23. | Игровое занятие "В гости "годзики" пришли" | Познакомить детей с перчаточными куклами "годзиками". Развивать творческую активность, любознательность. | Перчатки по количеству детей, "годзики", ширма, магнитофон с звукозаписями, бусы. | |||
24. | Игровое занятие "Путешествие на сказочную планету" | Учить детей выполнять движения рук в соответствии с текстом. Развивать мелкую моторику рук. | Перчатки по количеству детей, "годзики", ширма, магнитофон с звукозаписями | |||
25. | Знакомство детей с театром штоковых кукол | Познакомить детей со штоковыми куклами, с некоторыми приёмами руководства куклами. | Штоковые куклы - 3 вида, ширма, магнитофон с звукозаписями. | |||
26. | Игривое занятие "Цирк" | Совершенствование владения приемами вождения кукол на ширме. Воспитывать желание действовать с куклами. | Штоковые куклы, ширма, магнитофон с звукозаписями, бусы. | |||
27 | Сказка "Репка" на новый лад. | Знакомство со сценарием сказки. Учить детей выражать свое мнение по поводу сказки на новый лад. (Знакомство со сценарием сказки, обсуждение и сравнение с общепринятым вариантом сказки). | Театр - фланелеграф "Репка", магнитофон с звукозаписями, бусы. | |||
28 | Репетиция сказки "Репка" | Учить детей передавать эмоциональное состояние героев. Развивать инициативу и самостоятельность в создании образов персонажей выбранной сказки. | Магнитофон с записями, костюмы репки, дедки. | |||
29. | Репетиция сказки "Репка" | Учить имитировать характерные действия героев. Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. | Магнитофон с записями, костюмы репки, дедки, бабки, внучки, бусы. | |||
30. | Репетиция сказки "Репка" | Развивать умение детей вживаться в роль, наиболее чётко и явно используя мимику и пантомимику выражать характер и настроение героя. | Магнитофон с записями, костюмы героев сказки, декорации. | |||
31. | Репетиция сказки"Репка" | Способствование развитию речевого дыхания, артикуляционного аппарата детей. | Магнитофон с записями, костюмы героев сказки, декорации. | |||
32. | Репетиция сказки"Репка" | Вызывать желание действовать с элементами костюмов. Развивать память, речь. | Магнитофон с записями, костюмы героев сказки, декорации. | |||
33. | Репетиция сказки"Репка" | Учить детей следить за содержание сказки и вступать в роль в соответствии с текстом. Развивать воображение детей, обучать выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера. | Магнитофон с записями, костюмы героев сказки, декорации. | |||
34. | Показ сказки"Репка" | Доставить детям радость от перевоплощения в героев сказки. Воспитывать умение выступать на сцене перед зрителями. | Магнитофон с записями, костюмы героев сказки, декорации. |
Целевые ориентиры:
• Дети умеют действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно;
• Умеют произносить скороговорки в разных темпах, шепотом, с разными интонациями;
• Умеют сочинять этюды по сказкам;
• Умеют строить простейший диалог;
• Дети проявляют находчивость, фантазию, воображение;
• Умеют двигаться в соответствии с образом, используют жесты и артикуляцию;
• Знакомы с театральной терминологией, видами театрального искусства, с устройством зрительного зала.
Список литературы:
1. Анищенкова Е.С. «Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов» -М .:АСТ:Астрель.2007.-58с.
2. Антипина Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду» : Игры, упражнения, сценарии. 2-у изд., перераб. – М.: ТЦ Сфера, 2009. - 128 с.
3. Буренина А.И. «Театр Всевозможного». Вып. 1: От игры до спектакля: Учебн. - метод. Пособие. – 2-у изд., перераб. и допол. – СПб., 2002. – 114 с.
4.Лисина Т.В., Морозова Г.В. "Подвижные тематические игры для дошкольников"М. "ТЦ Сфера" - 2014 г. - 128 с.
5. Маханёва М.Д. «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду» М: ТЦ Сфера, 2007.
6. Родина М.И., Буренина "Кукляндия. Учебно-методическое пособие по театрализованной деятельности"- С.Пб., 2008.-112 с.
7. Родина М.И. "Бусоград или волшебные игры Феи Бусинки" - СПб. - 2014 г.- 35 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по театрализованной деятельности для детей 5 -7 лет .
Программа дополнительного образования по театрализованной деятельности для детей 5-7 лет., к программе представлено перспективное и календарное планирование....
Программа дополнительного образования по театральному мастерству для детей дошкольного возраста
Всестороннее развитие личности через театрализованную деятельность...
Программа дополнительного образования по экспериментальной деятельности для детей подготовительной группы Воздух-невидимка
Развитие исследовательских способностей ребенка- одна из важнейших задач современного образования. В дошкольном возрасте эксперементирование является ведущим, а в первые три года- практически ед...
Авторская программа дополнительного образования по театрализованной деятельности для детей 5-6 лет «Золотой ключик»
Характерными особенностями связной речи таких детей являются нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, фрагментарность изложени...
Программа дополнительного образования по театральной деятельности для детей 6-7 лет «В гостях у сказки»
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство.Театр &ndash...
Программа дополнительного образования по театральной деятельности с детьми 3-6 лет
Удивительный мир детства, особенно периода, когда ребенок еще не ходит в школу. И удивителен он не потому, что это беззаботное детство, как кажется взрослым. Нет, это возраст, когда малыш живет в мире...
Программа дополнительного образования по театральной деятельности "Первые шаги на сцену"
Программа дополнительного образования по театральной деятельности "Первые шаги на сцену"...