Педагогический опыт работы на тему: «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством поисково-исследовательской деятельности»
статья по теме
Актуальность темы очевидна: педагоги современного образовательного процесса призваны с особой внимательностью относиться к новым педагогическим технологиям, изучать закономерности педагогического процесса, выявлять эффективность этих методов обучения. Такой инновационный метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно направляет свою работу в сторону усвоения детьми необходимых навыков и умений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_opyt_raboty_na_temu.docx | 27.37 КБ |
opyt.pptx | 1.27 МБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический опыт работы на тему: «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством поисково-исследовательской деятельности»
Многочисленные исследования последних десятилетий убедительно показали, что если механизм познания окружающего мира взрослым и ребёнком различны, то сам принцип познания остается одним и тем же – ребёнок, как и взрослый, познаёт окружающий мир в процессе самостоятельного взаимодействия с этим миром, активного экспериментирования с ним.
Я считаю, что каждый воспитатель вправе выбирать свои методы и формы работы, свою педагогическую технологию, но обязательно во благо ребенка. Я использую технологию опытно- исследовательской деятельности и экспериментирования.
Каждый ребёнок – первооткрыватель. Ему кажется, что он первый увидел, что снег – это много красивых снежинок, что он первый услышал, как чирикает воробей, понял, что ветер может быть ласковым и прохладным – летом, злым и колючим – зимой. Так дети впервые воспринимают природу, её явления, тянутся к ней, пытаются понять окружающий мир. Но иногда загадки природы ставят их в тупик, и они в растерянности бегут с вопросами к нам, взрослым. И тут наша очередь прийти к ним на помощь.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен сегодня на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития, детской одаренности. Таким образом, развитие познавательной активности ребёнка, его исследовательских способностей - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента значительно прочнее и надежнее для ребенка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путем.
Актуальность темы очевидна: педагоги современного образовательного процесса призваны с особой внимательностью относиться к новым педагогическим технологиям, изучать закономерности педагогического процесса, выявлять эффективность этих методов обучения. Такой инновационный метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно направляет свою работу в сторону усвоения детьми необходимых навыков и умений.
Я рассматриваю экспериментирование как метод, близкий к идеальному! Знания, взятые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.
В настоящее время отдельные аспекты детского экспериментировании получили отражение в работах Н.Н. Поддьякова, О.В. Дыбина, О.В. Афанасьевой.
Именно экспериментирование, по мнению Н.Н. Поддьякова, является ведущим видом деятельности у детей Развивая познавательную активность у дошкольников, мы развиваем и детскую любознательность. Доказывая это, можно опереться на слова Н. Н. Поддьякова: «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов».
Система образования сегодня ориентирована на развитие творческой активной личности, способной адаптироваться к современным условиям, принимать нестандартные решения. Наблюдая за детьми, я обратила внимание на то, что познавательная активность детей не достаточно высока, что отражается на развитии речи, логического мышления, развитие памяти, внимания.
Таким образом, возникла необходимость в проведении целенаправленной систематической работы с использованием экспериментирования.
Изучив теоретические материалы о детской экспериментальной деятельности, я определила цель своей работы: развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.
Из поставленной цели выделила следующие задачи:
Задачи:
- Формировать способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
- Совершенствовать способность детей ставить вопросы и получать на них фактические ответы.
- Развивать внимание, память, воображение, логическое мышление, речь.
- Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, оценочное и критическое отношение к миру, самостоятельность.
Мною была выдвинута гипотеза: уровень развития познавательной активности у воспитанников будет наиболее высоким, если использовать экспериментальную деятельность (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними); организовать развивающую предметно-пространственную среду для детского экспериментирования; - создать условия для участия родителей (законных представителей) в опытно-экспериментальной деятельности.
Работа по данной теме проводилась поэтапно:
1. Организационный – составление плана работы, подготовка развивающей среды, определение уровня сформированности познавательной активности детей, уровня овладения навыками экспериментирования.
2. Основной – проведение работы с детьми в совместной деятельности с воспитателем; консультативно – педагогическая работа с педагогами, родителями: консультации, анкетирование, беседы, собрания.
3. Заключительный – анализ результатов работы, рекомендации родителям.
Для реализации поставленных задач изучила научно – методическую литературу по данной теме, совместно с педагогом-психологом провела диагностику уровня развития познавательных интересов у воспитанников с помощью методов: индивидуальная беседа, наблюдение за детьми в процессе организованной образовательной и самостоятельной деятельности, анкетирование родителей, разработала перспективный план работы с воспитанниками. План разработан на основе следующих программ: "Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста» Г.ПТугушева., Чистякова А.Е; «Неизведанное рядом» (опыты эксперименты для дошкольников) О.В. Дыбина; Из чего сделаны предметы (Игры- занятия для дошкольников) О.В.Дыбина; «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» под редакцией Прохоровой. Согласно тематическому плану был разработан цикл конспектов совместной организованной деятельности, картотека опытов, игр по экспериментированию, создана предметно - развивающей среда в группе: оборудование для проведения опытов и экспериментов.
В процессе работы, в зависимости от этапа, использую следующие методы:
- теоретический: изучение литературы по заявленной проблеме;
- практический: непосредственные действия детей, контакт с предметами и материалами, наблюдения.
Свою работу по развитию познавательной активности детей посредством поисково-исследовательской деятельности строю по трём взаимосвязанным направлениям:
- живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др.);
- неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.);
- человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и явлений и др.)
Работу строю исходя из следующих принципов:
1.Принцип научности:
- предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;
- содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.
2.Принцип доступности:
- предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми, а так как одной из ведущих деятельностей детей дошкольного возраста является игра, то и обучение происходит в игровой форме;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;
3. Принцип систематичности и последовательности:
- обеспечивает единство воспитывающих, развивающих и обучающих задач развития опытно – экспериментальной деятельности дошкольников;
- предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет
детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития - формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.
4. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:
- предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;
- обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.
5.Принцип целостности:
- основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса опытно - экспериментальной деятельности;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.
6. Принцип активного обучения:
- предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой экспериментальной детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;
- обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
7. Принцип креативности:
- предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
8.Принцип результативности:
- предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. Дошкольники в процессе организованной образовательной деятельности знакомятся со свойствами различных веществ, предметов, материалов. Учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытническим путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают чувство удовлетворения от проделанной работы. Ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность: «Почему? Зачем? Как? Что будет, если?», почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый – не учитель - наставник, а равноправный партнер, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность. Инициатива по проведению экспериментов переходит в руки детей, они сами задумывают опыт, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы.
Так как интерес к экспериментированию возникает с малых лет, метод экспериментирования я начала вводит с младшей группы. В этом возрасте в экспериментировании ведущая роль принадлежит педагогу – я ставила цель опыта, помогала продумать план его проведения, учила подбирать необходимый материал и оборудование, видеть результат деятельности. Для поддержания интереса задания детям, проблемные ситуации давались мною от имени разных сказочных героев.
Процесс развития детского экспериментирования не ограничивается специально организованными занятиями. В совместной деятельности с детьми я использую упражнения и проблемные ситуации, затрагивающие разнообразные объекты природы, или же подключаюсь к возникшей самостоятельной деятельности детей, замысел которой часто возникает, как сиюминутное желание действовать с чем-то, делать что-то. Так на прогулке на участке, замечаем, что на дорожках травы нет. Почему? Пробуем капнуть палочкой, и убеждаемся, что на дорожках земля твердая, а рядом – на обочине – рыхлая. Пришли к выводу: раз такую почву не может раскопать сильный человек, значит и слабым растениям трудно через нее пробиться. Продолжаем прогулку. Так эксперимент прошел незаметно для детей.
В средней и старшей группе на 5-м и 6-м году жизни детей продолжается обогащение опыта детей по познанию окружающего мира. На этом этапе идет практическое освоение детьми свойств и качеств таких материалов, как: глина, дерево, бумага, ткань, стекло, резина. Дети активно участвовали в исследовании и преобразовании различных проблемных ситуаций, знакомились со способами фиксации полученных результатов. Во время совместного экспериментирования мы с детьми ставили цель, выдвигали гипотезы, совместно определяли этапы работы, делали выводы. Я развивала умение детей вырабатывать гипотезы, используя простые упражнения, вопросы: «Давайте подумаем, почему нельзя плавать на бумажном корабле?». Так же обучала детей в ходе деятельности задавать вопросы, выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: что мы делали? что мы получили? почему? После каждого эксперимента приучала детей к самостоятельности при уборке рабочего места.
В процессе экспериментирования я прививаю детям навыки межличностного общения и сотрудничества: учу договариваться, отстаивать свое мнение, рассуждать в диалоге с другими детьми. Для этого во время обсуждения проблемных ситуаций обращаю внимание детей на мнение других, учу слушать друг друга, предлагаю более активным детям помочь застенчивым. Я стимулирую детей к самостоятельному анализу результатов опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном.
На 6-м, 7-м году жизни все более и более углубляются представления детей об окружающем мире, эксперименты усложняются по содержанию и методике проведения. Теперь инициатива по проведению экспериментов чаще принадлежит детям. Развивая познавательную активность детей в процессе исследовательской деятельности, я активно использую элементы технологии ТРИЗ-РТВ (теория решения изобретательных задач и развитие творческого воображения) являются хорошим инструментом для развития интеллектуальных способностей детей. Очень полюбился моим воспитанникам метод коллективного решения задач, как «Мозговой штурм», который способствует развитию фантазии, воображения и раскрепощения сознания детей. Есть огромный интерес у детей к упражнению на развитие системного логического мышления как «Системный оператор», который позволяет узнать прошлое, настоящее, будущее любых предметов и явлений. Это очень важные навыки и стиль мышления: думая о будущем – значит не делать ошибок в настоящем, а думая о прошлом – не делать ошибок в будущем. В своей работе использую такой метод как «Морфологический анализ», который позволяет формировать у детей умения создавать новые объекты с помощью их объединения или комбинирования отдельных признаков. В процессе такой работы главной целью является – развитие воображение и творческих проявлений ребенка.
Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка.
В моей группе созданы различные центры активности.
И детям предоставлена возможность свободного перехода от одного вида деятельности к другому: от игры к рисованию, конструированию, слушанию сказок и т.д. Оборудование, материалы и обстановка способствуют развитию каждого ребёнка и виды деятельности, которые они выбирают, хороши для каждого.
Тема исследования или опыта может быть подсказана фантазией ребёнка, поэтому в центрах присутствуют довольно простые материалы: бумага, картон, пластиковые бутылки, обрезки дерева, верёвок, нитки, болтики, магниты и другое. Такие материалы найти довольно просто. А вот специальные инструменты и простейшие приборы собраны в мини-лаборатории «Маленький исследователь», где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, формирования познавательного интереса детей к окружающему миру, развития исследовательских умений.
Оборудование уголка экспериментальной деятельности состоит из 3-х компонентов: это
- Компонент дидактический, к которому относятся книги познавательного характера для детей дошкольного возраста; тематические альбомы; различные коллекции: например, коллекция "Бумага", "Пуговицы, "Ткани " Подарки (зимы, весны, осени).
Компонент оборудования: Простейшие приборы и приспособления: лупы, сосуды для воды, «ящик ощущений», зеркальце, контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами, "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки.
Материалы: песок, глина, вода, бумага, магниты, набор игрушек для игр в воде, красители пищевые и непищевые; семена разных растений; некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука).
Компонент, стимулирующий: правила работы с материалами; персонажи, наделанные определенными чертами, от имени которых моделируется проблемная ситуация; карточки-схемы проведения экспериментов.
Известно, что началом всех начал в воспитании детей является семья.
С целью выявления отношения родителей к поисково-исследовательской активности детей проведено анкетирование. По результатам сделан вывод, что их заинтересовала данная проблема, они понимают его значимость в развитии ребенка. Для включения родителей в процесс развития познавательного интереса детей я разработала и провела родительские собрания в традиционной и нетрадиционной форме, оформила серию наглядной информации для родителей, провела индивидуальные и групповые консультации. Многие родители заинтересовались домашним экспериментированием, и это стало увлекательным занятием для всей семьи.
Мониторинг степени устойчивости познавательного интереса показал, что в группе наметились значительные положительные изменения, позволяющие говорить о целесообразности использования данного опыта в работе и его эффективности.
Можно отметить, что непосредственный контакт ребёнка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают у детей любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. Исследовательская деятельность обогащает память ребенка, активизирует мыслительные процессы, стимулирует развитие речи, становится стимулом личностного развития дошкольника. В процессе детского экспериментирования у воспитанников повысился уровень развития любознательности; исследовательских умений и навыков детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы), а так же развитие личностных характеристик (проявление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения).
Выдвинутая мной гипотеза получила свое подтверждение: уровень развития познавательной активности у воспитанников стал наиболее высоким в результате применения целенаправленной систематической работы посредством поисково-исследовательской деятельности»
Все становится на свои места и выстраивается в единую красивую схему, когда вы видите, что ребёнок занимает активную позицию деятеля, взаимодействуя с окружающей средой, другими детьми и взрослыми. Что он успешно решает значимые лично для него задачи и проблемы, и при этом само изменяется. Станет понятно, зачем все было нужно, потому что все будет правильно!
В заключение хочется процитировать слова Климента Аркадьевича Тимирязева: «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».
Список используемой литературы:
1. Дыбина О.В., Поддъяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., «Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста»/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с,- (Программа развития).
2. Дыбина О.В. Рахманова Н.П., Щетина В.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.
3. Короткова Н.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников»/ / Ж. Ребенок в детском саду. 2003. № 3, 4, 5. 2002. №1
4. Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду». Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.
5. Новиковская О.А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. – 64 с.
6. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации»/ Под общ. Ред.Л.Н.Прохоровой. – М.:АРКТИ, 2003. – 64с.
7. Поддьяков Н.Н. «Новые подходы к исследованию мышления дошкольников» // Ж. Вопросы психологии. 1985. №2.
8. Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей» // Дошкольное воспитание. 2005. №1.
9. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.»Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие» – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 128с.
10. Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. М: Педагогическое общество России,2007
11. Доронова Т.Н., Короткова Н.А. Познавательно – исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду, 2003 №3
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность: Экспериментальная деятельность получила новый толчок в развитии с введением ФГОС ДОО. Актуальность темы очевидна: педагоги современного образовательного процесса призваны с особой внимательностью относиться к новым педагогическим технологиям, изучать закономерности педагогического процесса, выявлять эффективность этих методов обучения. Такой инновационный метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно направляет свою работу в сторону усвоения детьми необходимых навыков и умений.
«Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов» Н. Н. Поддьяков
Цель: развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающего мира. Задачи: - Формировать способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей. - Совершенствовать способность детей ставить вопросы и получать на них фактические ответы. - Развивать внимание, память, воображение, логическое мышление, речь. - Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, оценочное и критическое отношение к миру, самостоятельность.
Этапы работы: 1. Организационный – составление подготовка развивающей среды, определение уровня сформированности познавательной активности, уровня овладения навыками экспериментирования. 2. Основной – проведение работы с детьми в совместной деятельности с воспитателем; педагогическая работа с педагогами, консультации, анкетирование, беседы, собрания. 3. Заключительный – анализ результатов работы, рекомендации родителям.
Организация поисково-познавательной работы с детьми дошкольного возраста распределена по трем взаимосвязанным разделам Экспериментальная деятельность живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др.) неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.) человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и явлений и др.)
ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «ТАЯНИЕ СНЕГА» «ТОНЕТ – НЕ ТОНЕТ, ПЛАВАЕТ»
«ЧТО В ПАКЕТЕ» «ИГРЫ С СОЛОМКОЙ»
«ЦВЕТНАЯ ВОДА» «ИСКУССТВЕННЫЙ СНЕГ»
«ИСКУССТВЕННЫЙ СНЕГ»
«ВЕСЁЛЫЙ ЛИЗУН» «ХОЛОДНАЯ ВОДА ТЯЖЕЛЕЕ, ЧЕМ ТЁПЛАЯ»
«ТАНЦУЮЩИЙ ВИНОГРАД» «ВОЛШЕБНЫЕ КАПЛИ»
«РУЧНОЙ ДАТЧИК ТЕМПЕРАТУРЫ» «НАДУВАТЕЛЬ ДЛЯ ШАРИКА»
«НЕПРИМИРИМЫЕ ШАРИКИ » «ШАРИК – МАГНИТ»
Оборудование уголка экспериментальной деятельности состоит из 3-х компонентов: Компонент стимулирующий Компонент дидактический Компонент оборудования
Опыт «УДИВИТЕЛЬНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ САХАРА» Опыт «ЦВЕТНОЙ ДОЖДИК ИЗ ОБЛАЧКА»
Гистограмма сводных данных по мониторингу
Гипотеза: уровень развития познавательной активности у воспитанников будет наиболее высоким если: использовать экспериментальную деятельность (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними); организовать развивающую предметно-пространственную среду для детского экспериментирования; - создать условия для участия родителей (законных представителей) в опытно-экспериментальной деятельности.
« Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел» Климент Аркадьевич Тимирязев
Список используемой литературы: 1. Дыбина О.В., Поддъяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., «Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста»/ Под ред. О.В. Дыбиной . – М.: ТЦ Сфера, 2005 – 64 с,- (Программа развития). 2. Дыбина О.В. Рахманова Н.П., Щетина В.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»/ Под ред. О.В. Дыбиной . – М.: ТЦ Сфера, 2004 – 64 с. 3. Короткова Н.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников»/ / Ж. Ребенок в детском саду. 2003 № 3, 4, 5 2002 №1 4. Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду». Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005 – 80 с. 5. Новиковская О.А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006 – 64 с. 6. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации»/ Под общ. Ред.Л.Н.Прохоровой . – М.:АРКТИ, 2003 – 64с. 7. Поддьяков Н.Н. «Новые подходы к исследованию мышления дошкольников» // Ж. Вопросы психологии. 1985 №2. 8. Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей» // Дошкольное воспитание. 2005 №1. 9. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие» – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007 – 128с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему: Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста с помощью народных игр.
Опыт работы на тему: Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста с помощью народных игр....
план работы по самообразованию «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности»
данный материал поможет педагогам дошкольного образования, использующим в своей практике проектный метод...
Педагогический опыт работы по теме:«Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством исследовательской и экспериментальной деятельности»
Педагогический опыт работы Шапаревой Е.А. представлен в виде портфолио о проделанной работе по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством исследовательской и экспериме...
Опыт работы: Тема: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно - экспериментальной деятельности»
Опыт работы: Тема: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно - экспериментальной деятельности»...
Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно - экспериментальной деятельности».
Представляю вашему вниманию опыт своей работы по данной теме....
Опыт работы Тема: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно- экспериментальной деятельности »
Главной целью моего опыта является :- Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.- Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего...
- Мне нравится (3)