Перспективный план «Развитие у детей умений и навыков познавательно-исследовательской деятельности при ознакомлении с окружающим миром, образовательная область «Познание». Для детей подготовительной к школе группы.
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,
приобретают способность сами ставить вопросы
и получать на них фактические ответы,
оказываясь на более высоком умственном и нравственном
уровне, в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл»
К.Е. Тимирязев
Развитие у детей умений и навыков познавательно-исследовательской деятельности при ознакомлении с окружающим миром.
Никому не секрет, что дети дошкольного возраста очень любознательны,и способны воспринять и запомнить гораздо больше информации, чем взрослые, достаточно вспомнить высказывание великого педагога Я. А. Каменского «Только то в человеке прочно и надежно, что всосалось в природу его в первую пору жизни». Психологи называют этот период в жизни человека – сензитивным (восприимчивым), т.к. дошкольники, как никто другой, стремятся познать окружающий мир во всем его многообразии.Но детям сложно воспринимать «сухие» факты, им лучше узнавать окружающий мир,«погрузившись» в него, имея возможность понаблюдать, потрогать, понюхать, разобрать на составляющие части.Для того, чтобысделать процесс знакомства детей с окружающим легче, интереснее, доступнее достаточно использовать в ходе непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром опыты, исследования, наблюдения, а можно их включитьи во время прогулок, где в свободной, игровой форме дети будут получать необходимые знания и навыки, асами прогулки от этого станут только занимательнее и познавательнее.
Размышляя по этому поводу, я пришла к необходимости создания такого перспективного плана, в котором, не отходя от основной общеобразовательной программы ДОУ (В нашем детском саду реализуется «Основная общеобразовательная программа обучения и воспитания в детском саду» под ред. Васильевой), можно было бы заниматься с детьми познавательно-исследовательской деятельностью. Мною был разработан перспективный план по ознакомлению с окружающим миром образовательная область «Познание», для детей подготовительной к школе группы, с использованием познавательно – исследовательской деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Перспективный план «Развитие у детей умений и навыков познавательно-исследовательской деятельности при ознакомлении с окружающим миром, образовательная область «Познание». Для детей подготовительной к школе группы.
№ | Тема | Программное содержание | Форма организации | Индивид.работа | Совместная деятельность в режимных моментах с | Интеграция | ||||||||||||
детьми | родителями, педагогами | |||||||||||||||||
Сентябрь | ||||||||||||||||||
1 | Предметное окружение. «Предметы-помощники». | Формирование представления о предметах, облегчающих труд человека на производстве; объяснить детям, что эти предметы могут улучшить качество, скорость выполнения действий, выполнять сложные операции, изменять предмет. | 1. Загадки про бытовые приборы. 2.Беседа «Предметы- 3.Рассматривание альбома «Бытовые приборы» 4. Познавательно-исследовательская деятельность: Рассматривание устройства фотоаппарата, фотографирование. | Закреплять знание предметов в доме, которые лучше не трогать | Утро: Пальчиковая игра «Пальчики строители» Прогулка. Игра «Я знаю десять названий» Вечер: Д/игра «Что лишнее» | Попросить родителей: показать детям дома бытовые приборы, которые облегчают домашний труд. | 1 Коммуникация 2.Познание | |||||||||||
2 | ФЭЭП «Дары осени». | Расширять представления о многообразии растений, их плодов. Учить узнавать растения по плодам и правильно называть их. Расширять представление о разнообразном использовании человеком плодов. Закреплять знания о способах сбора, хранения, приготовления плодов. Формировать эстетическое отношение к миру природы. | 1 Загадки про овощи, фрукты, грибы. 2.Беседа «Что у осени в корзине. 3.Общеразвивающее 4.Познавательно –исследовательская деятельность: Сбор семян растений, посадка их в группе для уголка природы. | Закреплять знание дико-растущих и культур-ных овощных и плодово-ягодных растений. | Утро: Решение кроссворда «Веселый огород» Прогулка: Собрать семена с растений на участке. Игра с мячом «съедобное -несъедобное» Вечер:Дидактическая игра «Составь пары по картинкам» | Совместно с музыкальным руководителем: пение песен про осень. | 1.Коммуникация 2. Физкультура 3. Музыка | |||||||||||
3 | Явления общественной жизни «Вместе дружная семья» | Обогащать представления детей о семье. Расширять представления о родовых корнях семьи; активизировать познавательные интересы к семье. Воспитывать желание заботиться о близких, чувство гордости за свою семью. Дети должны запомнить свой адрес или знать ориентиры, которые помогут найти их место жительства (где находиться дом, что поблизости | 1.Беседа «У нас дружная 2.Рассматривание 3.Познавательно – исследовательская деятельность: Составление генеалогического древа «Я и моя семья». | Закреплять знание домашнего адреса, телефона. | Утро: Сюжетно-ролевая игра «Семья» Прогулка: Общеразвивающее упражнение «Моя дружная семья» (Кто-то делает вот так) Вечер: Чтение «Мой дедушка» Р. Галимзатова. | С родителями: Показать работы детей, попросить родителей внести свои поправки. Предложить родителям помочь ребенку запомнить домашний адрес, номер телефона. | 1. Коммуникация 2.Познание 3.Чтение художественной литературы. | |||||||||||
4 | ФЭЭП «Почва и подземные обитатели» | Расширять представления о различных видах почвы. Подвести к пониманию того, что в почве есть воздух. Систематизировать знания о приспособлении животных к жизни в почве. Учить детей самостоятельно делать элементарные выводы об охране окружающей среды | 1 .Рассказ воспитателя о необходимости пребывания животных под землей и о их приспособлениях для подземного образа жизни». 2. Рассматривание сюжетных картин «Жизнь под землей». 3. Познавательно-исследовательская деятельность: «Сравнение физических свойств песка и глины». | Закреплять понимание того, что в природе все взаимо-связано. | Утро. Объяснить детям смысл поговорки «Где цветок, там и медок» и выучить ее. Прогулка: Понаблюдать за насекомыми, называть их. Вечер: Д/игра «Кто в домике живет» | С музыкальным руководителем: пение песен об осени | 1.Коммуникация 2. Музыка | |||||||||||
Октябрь | ||||||||||||||||||
5 | Предметное окружение. «Удивительные предметы». | Учить детей сравнивать предметы, придуманные взрослыми и находить между ними общее (то, что не дала человеку природа, он придумал сам). | 1..Беседа «Зачем человек придумывает себе новые предметы» 2.Творческая деятельность - «Переписываем сказку» (по мотивам сказки «Федориногоре»). 3. Познавательно-исследовательская деятельность: «Удивительные свойства магнита». | Закреплять название и предназна-чение бытовой и офисной техники. | Утро: Упражнение на развитие речевого дыхания и голоса «Сверлим дырки дрелью». Прогулка: Игра «Видели, видели» Вечер: Д/игра «Расставь бытовые приборы» (план комнаты, картинки) | Попросить родителей показать детям принцип работы бытовой техники. | 1.Коммуникация. 2.Познание 3.Социализация. | |||||||||||
6 | ФЭЭП «4 октября – Всемирный день животных» | Расширять знания детей о многообразии животных разных континентов Земли. Формировать интерес к окружающей природе. Показать взаимосвязь растительного и животного мира. Учить детей самостоятельно делать элементарные выводы и умозаключения. | 1.Беседа «Животные – наши друзья» 2.Рассматривание сюжетных картин «Животные пустыни», «Дикие животные», плакатов «Зоосад», «Обитаемый остров». 3.Игра-фантазия «Не ходите, дети, в Африку гулять» 4.Коллективная лепка-преобразование «Топают по острову слоны и бегемоты» (И.Лыкова, стр.77). | Закреплять умение называть животных пустыни, джунглей, тайги. | Утро: Чтение «Утренние лучики» К.Ушинский. Прогулка: Познавательно – исследовательская деятельность: наблюдение за насекомыми-куда делись все насекомые? (зависимость живой природы от тепла и солнечного света). Вечер:Развивающая игра «Голос какого животного слышишь». | Довести до сведения родителей о содержании проводимой работы, попросить их закрепить знание правил безопасности с животными. | 1.Коммуникация. 2.Чтение художественной литературы. 3Художественное творчество (лепка). 4.Социализация. | |||||||||||
7 | Явления общественной жизни – «Как хорошо у нас в саду». | Расширять и обобщать представления детей об общественной значимости детского сада, о его спутниках, о правах и обязанностях детей, посещающих детский сад. Воспитывать доброжелательное отношение дошкольников друг к другу и к окружающим. | 1.Рассмотреть сюжетные картинки «Детский сад» 2.Беседа «Как устроен детский сад» (зачем он нужен, люди каких профессий в нем работают) 3.Рассмотреть и обсудить плакат «Права ребенка» 4.Экскурсия на кухню детского сада (наблюдение за раздачей блюд по группам) | Закреплять знание прав и обязанностей детей, правил этикета | Утро: Чтение стихов про детский сад. Прогулка: Познавательно – исследовательская деятельность: наблюдение за ветром (перемещением воздуха). Опыт: бросим камешек в лужу – увидим воздух, сдуем воздушный шарик – услышим воздух. Игра-ситуация на дороге «Я иду в детский сад». Вечер: Сюжетно-ролевая игра «Детский сад» | 1.Коммуникация. 2.Чтениехудожественной литературы. 3.Социализация | ||||||||||||
8 | ФЭЭП «Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу» | Расширять представления детей об осенних изменениях в природе в сентябре, октябре и ноябре. Учить замечать приметы осени. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе. Формировать желание отражать в творческих работах образ осени в разные временные периоды. Развивать творческое воображение. | 1.Чтение «Осень» С.Т. Аксакова. 2.Рассмотриваание иллюстраций «Времена года. Осень» 3.Беседа «Приметы осени». 4.Составление рассказов на тему «Чем интересным можно заняться осенью» | Прививать чувство ответственности за домашних животных. | Утро:Работа с календарем природы. Прогулка: Познавательно – исследовательская деятельность:«Определение времени по солнечным часам» (определить длину светового дня осенью). Вечер: Прокофьева. | С музыкальным руководителем - пение песен про осень. | 1.Коммуникация. 2. Музыка | |||||||||||
Ноябрь | ||||||||||||||||||
9 | Предметное окружение. «Путешествие в прошлое книги». | Познакомить детей с историей происхождения и изготовления книги; показать, как она преобразовывалась под влиянием творчества человека. Формировать интерес к творческой деятельности человека. Воспитывать бережное отношение к книгам. | 1.Рассказ воспитателя «Из истории возникновения книги» 2.Рассматривание фотографий памятника первопечатнику И. Фёдорову. 3.Чтение «Как тетрадка в поле выросла» И. Лысцова. 4. Познавательно – исследовательская деятельность: «Может ли быть книга деревянной» (выжигание на дощечки слова «книга») | Закреплять знание о структуре книги (обложка, титульный лист и т.д.) | Утро:беседа о бережном отношении к книге и реставрационная работа в книжном уголке. Прогулка: Игра «Кто лишний?» Вечер: Сюжетно-ролевая игра «Книжный магазин» | Беседа с родителями «Читаем с детьми» | 1.Коммуникация 2.Чтение художественной литературы. 3.Рисование | |||||||||||
10 | ФЭЭП «Птицы нашего края» | Расширять знания детей о разнообразии животного мира. Учить узнавать и правильно называть птиц, живущих в данной местности. Совершенствовать умение выделять характерные особенности разных птиц. Формировать интерес к миру животных, желание наблюдать за птицами и помогать им в зимний период. Учить составлять паспорт для птиц. | 1.Рассматривание иллюстрации «Птицы» 2.Чтение рассказа Н. Сладкова «Птицы» («Природа вокруг нас» с.20) 3.Беседа «Птицы нашего края». | Закреплять умение называть название птиц и животных нашего края. | Утро: Д/игра «Загадки-отгадки» (про птиц), Федосеева, стр.41 Прогулка: Познавательно – исследовательская деятельность: «Наблюдение за синицами – рассмотреть и сравнить внешний вид самца и самки» Подвижная игра «Летает-не летает» Вечер: Д/игра «Птицы умеренных широт» Л. Павлова, стр.31. | Довести до сведения родителей о содержании проводимой работы, попросить их закрепить знание правил безопасности с животными. | 1.Коммуникация. 2.Чтение художественной литературы. 3.Физкультура. | |||||||||||
11 | Явления общественной жизни – «Школа». | Познакомить детей с профессией учителя, рассказать о школе. Формировать представление об общественной значимости труда учителя. Познакомить с деловыми и личностными качествами учителя. Воспитывать чувство признательности. Уважения к труду учителя; развивать интерес к школе. | 1.Рассматривание картины «Дети идут в школу». 2.Рассказ воспитателя о труде учителя. 3.Составление альбома «Школа» 4. Познавательно – исследовательская деятельность: Познавательно – исследовательская деятельность: исследование «Зачем школьнику портфель?» | Закреплять понимание понятий «учитель, ученик», необходи-мости обучения в школе. | Утро: Словесная игра «Превращения», (Аджи, стр.43.) Прогулка: Экскурсия в школу. Вечер:Подвижная игра «Собери портфель» | 1.Коммуникация. 2.Аппликация. | ||||||||||||
12 | Наблюдение за живым объектом (на примере морской свинки). | Расширять представления детей о декоративных животных. Учить детей наблюдать за морской свинкой, не мешая ей. Подводить к умению самостоятельно делать элементарные умозаключения о повадках животных. Формировать желание -помогать взрослым ухаживать за животными. | 1. Познавательно – исследовательская деятельность: наблюдение за морской свинкой. 2.Беседа «Кто-то рядом с нами живет» 3.Игра - преобразование «Укрась домик для морской свинки». | Прививать чувство ответствен-ности за домашних животных. | Утро: Д/игра «Про что сочиним?»; сочинить сказку про морскую свинку, (Поддубная, стр.45). Прогулка: Подвижная игра «Кошки-мышки» Вечер: Слушание фрагментов симфонической сказки «Петя и волк» С. Прокофьева. | Совместная работа с музыкальным руководителем. | 1.Коммуникация. 2. Музыка. | |||||||||||
Декабрь | ||||||||||||||||||
13 | «На выставке кожаных изделий». | Дать детям понятие о коже, как о материале, из которого человек делает разнообразные вещи; познакомить с видами кожи, показать связь качества кожи с назначением вещи. Активизировать познавательную деятельность; вызвать интерес к старинным и современным предметам рукотворного мира. | 1. Рассматривание сюжетных иллюстраций «Изделия из кожи». 2.Беседа «Становление коже производства на Руси» 3.Рассказ воспитателя, как качество кожи влияет на тип вещи. 4.Познавательно - исследовательская деятельность: сравнение свойств кожи и льняной ткани. | Учить находить среди разнообразных вещей, вещи, изготовленные из кожи. | Утро:Чтение сказки «Никита Кожемяка» Прогулка:Игра «Черный баран» Вечер:Практическая деятельность – изготовление закладок из кожи. | 1. Чтение художественной литературы. 2.Познание 3. Социализация. | ||||||||||||
14 | ФЭЭП «Растения и животные зимой» | Обогащать представления детей о жизни растений и животных в зимний период. Учить детей наблюдать, устанавливать связи между растениями и животными в зимний период. Подводить к пониманию того, как человек может помочь животным пережить холодную зиму. | 1.Беседа «Как зимуют растения и животные» 2. Рассматривание сюжетных иллюстраций «Дикие животные», отметить тех, кто впадает в спячку. 4.Познавательно-исследователь-ская деятельность: «Определение температуры воздуха с помощью термометра». Сравнить температуру в помещении и за окном (какая температура благоприятнее для жизни животныхи растений?) | Прививать гуманизм, доброже-лательное отношение к миру растений и животных. | Утро: Игра «Как на горке снег» Прогулка: Наблюдение за погодой, за птицами. Насыпать корм в кормушки для птиц. Вечер: Настольный театр «Зимовье зверей» | Довести до сведения родителей о содержании проводимой работы, попросить их закрепить знание правил безопасности с животными. | 1.Коммуникация. 2.Чтение художественной литературы. 3. Социализация. | |||||||||||
15 | Явления общественной жизни. «Путешествие в типографию» | Познакомить детей с трудом работников типографии. Показать значимость каждого компонента труда в получении результата. Рассказать детям о том, как создается, оформляется и изготавливается книга. Воспитывать любовь к книге, уважение к людям, создавшим книгу. | 1.Рассказ воспитателя о том, как и где, создаются книги. 2. Рассматривание сюжетных иллюстраций «Типография». 3.Познавательно – исследовательская деятельность: «Изучение свойств бумаги». | Закреплять понятие: художест-венная, учебная, научно-популяр-ная литера-тура. | Утро: Мини-викторина «Знайки» Вечер: Чтение: «Как заболела книга», Б. Заходера. | Беседа с родителями о необходимости семейного чтения. | 1.Коммуникация. 2.Чтение художественной литературы. 3. Социализация. | |||||||||||
16 | ФЭЭП «Животные водоемов, морей и океанов» | Расширять представления детей о многообразии животных, живущих в водоёмах, морях и океанах. Развивать интерес к миру природы, к животным. Формировать представление о взаимосвязях животных со средой обитания. Воспитывать гуманное отношение к жителям водоемов и среде их обитания. | 1.Беседа «Жизнь в водоёмах» 2. Рассматривание сюжетных иллюстраций «Животные водоемов». 3.Познавательно-исследовательская деятельность:«Три состояния воды: жидкое, твердое и газообразное» | Учить различать водных животных и рыб. | Утро: Игра «Море волнуется – раз…» Прогулка: Игры с куполом. Вечер: Аппликация с элементами детского дизайна «Морские коньки играют в прятки» И. Лыкова стр.43. | Рекомендовать родителям просмотр документальных передач и фильмах о животных, обитающих в водоемах и чтение детских энциклопедий. | 1. Коммуникация. 2.Чтение художественной литературы. 3.Физкультура. 4. Социализация. | |||||||||||
Январь | ||||||||||||||||||
17 | Предметное окружение. «Что такое бетон». | Познакомить детей с бетоном, с качествами и свойствами этого материала, способом его изготовления. Активизировать познавательную деятельность. | 1. Рассматривание сюжетных картинок с изображением зданий, мостов, дорог, небоскребов; фотографий бетонного завода, его цехов. 2.Рассказ воспитателя «Что такое бетон и как его сделать?». 3.Познавательно- исследовательская деятельность: «Приготовление смеси из цемента и песка» | Д/ игра «Что лишнее?» | Утро: Игры с конструктором «Лего»; «Домик для трех поросят» Прогулка: Подвижная игра «Займи домик» Вечер: Инсценирование песни «Ни кола, ни двора» И. Ефремова. | Консультация для родителей «Песочный замок» (развитие мелкой моторики). | 1. Познание 3.Музыка. 4. Социализация. | |||||||||||
18. | ФЭЭП «День заповедников» 10.01. | Расширять представления детей о разнообразии природного мира. Дать понятие о редких и исчезающих растениях и животных, занесенных в красную книгу. Формировать представление заповедных местах. Подводить детей к умению делать элементарные выводы. | 1.Беседа «Как исчезают животные» 2. Рассматривание иллюстраций «Исчезающие животные». 3.Беседа «Как люди могут помочь животным» 4. Познавательно-исследовательская деятельность: «Наблюдение за поведением черепахи». | Закреплять знание редких животных. | Утро: Просмотр альбома «Заповедники России» Прогулка: Подвижная игра «Звери шли на водопой» Вечер: Беседа «куда исчезли динозавры?» | С физруком «Игры на свежем воздухе» | 1.Коммуникация. 2.Социализация. 3.Физкультура | |||||||||||
19. | Явления общественной жизни. «Библиотека» | Дать детям представление о библиотеке, о правилах, которые приняты для читателей, посещающих библиотеку. Воспитывать бережное отношение к книгам. Показать значимость труда библиотекаря. Воспитывать любовь к книге, уважение к труду взрослых. | 1.Экскурсия в школьную библиотеку. 2. Беседа «Что мы видели в библиотеке» 3.Познавательно-исследовательская деятельность: Изготовление и оформление книжки – самоделки. (И. Лыкова, стр.160) | Утро: Беседа «Моя любимая книжка». Прогулка: Игра «Кто лишний?» (по сказке «Теремок») | Попросить родителей, чтобы дети принесли в детский сад свою любимую книжку. | 1.Коммуникация. 2.Художественное творчество. 3.Физкультура. | ||||||||||||
20 | ФЭЭП «Прохождение экологической тропы» | Учить детей видеть изменения природы в зимний период. Поощрять наблюдательность. Расширять словарный запас (снегопад, метель, вьюга, иней, изморозь, наст). Формировать желание отражать красоту окружающей природы в продуктивных видах деятельности. | 1.Беседа «Почему январь называют самым лютым из всех зимних месяцев» - обобщить все свои наблюдения. 2. Продуктивная творческая деятельность «Нарисуй зимний узор на окне» 3.Познавательно – исследовательская деятельность:туристический поход по территории ДОУ. Измерение глубины снега на разных участках. | Закреплять умение наблюдать, обобщать, делать выводы. | Утро: Слушание музыки П.И.Чайковского «Вальс снежинок» Прогулка: Наблюдение за красотой зимнего пейзажа, исполнение воспитателем стихотворения «Береза» С.Есенина. Вечер: Чтение «Заячьи тропы» Ю.Коваль. | С музыкальным руководителем подбор музыкального репертуара. | 1. Коммуникация. 2.Чтение художественной литературы. 3.Музыка. 4. Социализация. | |||||||||||
Февраль | ||||||||||||||||||
21 | Предметное окружение. «В мире материалов» (викторина). | Закреплять знания детей о различных материалах; воспитывать правильное, бережное отношение к вещам. Формировать умение выслушивать товарищей. | 1. Рассматривание сюжетных картин «Вещи и материалы». 2. Познавательно – исследовательская деятельность: «Что из чего сделано?» 3.Продуктивная коллективная деятельность - аппликация «Матрешка» | Учить определять качество ткани: хлопок, шелк, шерсть. | Утро: Игра «Кукла в гости собирается», Прогулка: Игра «Модницы» (демонстрация зимней одежды) Вечер: Рассказ воспитателя о народном костюме. Прослушивание русских народных песен («Валенки», «Красный сарафан» и др.) | Предложить мамам рассказать детям из каких материалов сшита их одежда. Помощь музыкального руководителя в подборе музыкального материала для прослушива-ния. | 1.Коммуникация. 2. Познание (аппликация) 3.Музыка. 4. Социализация. | |||||||||||
22 | ФЭЭП «Служебные собаки» | Расширять знания детей о домашних животных. Дать представление о служебных собаках. Показать, какую помощь собаки могут оказать человеку. Формировать знания о том, что человек должен уметь ухаживать за животными. Прививать интерес и любовь к животным. | 1.Детские рассказы «Мое любимое домашнее животное» 2. Рассматривание иллюстраций «Служебные собаки». 3.Беседа «Наши помощники» Познавательно – исследовательская деятельность: «Почему дрессированные собаки умнее, чем не дрессированные». | Закреплять знание собак - помощников. | Утро: Изготовление альбома «Собака – друг человека» Прогулка: Подвижная игра «Собачьи упряжки» Вечер: Стихотворение «Мой друг щенок» Г.Селезнёвой. | Рекомендовать родителям доверять детям ухаживать за домашними питомцами | 1.Коммуникация. 2.Познание. 3.Физкультура. 4.Социализация. | |||||||||||
23 | Явления общественной жизни «Наши защитники» | Расширять знания детей о Российской армии; воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов. Развивать умение рассказывать о службе в армии отцов, братьев; воспитывать желание подражать им в ловкости, быстроте, смелости; формировать стремление быть похожими на них. | 1.Рассматривание иллюстраций о родах войск, фотографий военных. 2.Слушание отрывков из песен об армии. 3.Беседа «Подвиги военных». 4. Познавательно – исследовательская деятельность: «Измерение силы рук» (с помощью динамометра). | Закреплять отличительные черты различных видов войск | Утро: тение рассказа "Почему армия всем родная" А.Митяева. Прогулка: Подвижнаяигра "Будь ловким" Вечер:Инсценировка стихотворения С.Михалкова "Мы тоже воины" для показа младшим дошкольникам. | Попросить родителей поучить слова (по ролям) стихотворения С.Михалкова "Мы тоже воины". Предложить послушать с детьми дома песни военной тематики. | 1.Коммуникация.. 2.Чтение художественной литературы. 3.Музыка. 4.Социализация. | |||||||||||
24 | ФЭЭП «Огород на окне» | Формировать представления детей о разнообразии культурных растений и способах их посадки. Знакомить со способами вегетативного размножения растений. Учить высаживать рассаду редиса. В процессе практической деятельности учить детей делать элементарные выводы о взаимосвязи растений и способах ухода за ними. | 1.Беседа «Зачем человеку витамины и где их взять в феврале?», «Огород на окне». 2.Рассматривание наглядных пособий «Посадка редиса и уход за ним». 3. Познавательно – исследовательская деятельность: Посадка лука рассадой и укропа семенами. | Запоминать названия культурных растений. | Утро: Чтение сказки «Мужик и медведь» Прогулка: Игра «Вершки да корешки» Вечер: Загадывание загадок. | Предложить родителям создать дома совместно с детьми "Огород на окне". | 1.Коммуникация. 2.Чтение художественной литературы. 3.Физкультура. 4.Социализация. | |||||||||||
Март | ||||||||||||||||||
25 | Предметное окружение. «Знатоки» | Закреплять представления детей о богатстве рукотворного мира; расширять знания о предметах, удовлетворяющих эстетические и интеллектуальные потребности человека.Развивать интерес к познанию окружающего мира. | 1. Беседа «Зачем нам все знать?». 2.Рассматривание иллюстраций художественного промысла «Вологодские кружева», "Гжель прекрасная", "Городецкая роспись", "Русская свистулька" (в сопровождении музыки) 3.Познавательно – исследовательская деятельность «Удивительные свойства увеличительного стекла». | Закреплять знание народных промыслов. | Утро: Повторение пословиц о труде и мастерстве. Прогулка: Русские народные игры. Вечер: Дидактическая игра "Кому, что нужно для работы". | Помощь музыкального руководителя в подборе музыкального материала для прослушивания. | 1.Коммуникация. 2. Познание. 3.Музыка. 4. Социализация. | |||||||||||
26 | ФЭЭП «Полюбуйся: весна наступает!» | Расширять представления детей о весенних изменениях в природе, учить замечать их. Дать понятие о том,что температуру воздуха определяют с помощью термометра. Систематизировать знания о жизни животных в весенний период. Формировать умение определять погоду с помощью народных примет. | 1. Рассматривание сюжетных картин «Весна». 2.Беседа «Приметы весны». 3. Рассказ воспитателя о старинных обычаях встречи весны. 4. Продуктивная деятельность: "Какие краски нужны весне?" (подбор цветных лоскутков) | Закреплять знание весенних месяцев. | Утро: Заучивание закличек о весне. Прогулка:Познавательно - исследовательская деятельность: Наблюдение за снегом – как изменились свойства снега с наступлением потепления. Подвижная игра «Ручейки и озёра» Вечер: Создание из цветных лоскутков коллективной аппликации "Пришла весна". | 1.Развитие речи. 2.Художественное творчество (аппликация). 3.Физкультура 4.Социализация. | ||||||||||||
27 | Явления общественной жизни. «Мое Отечество – Россия» | Формировать у детей интерес к получению знаний о России; воспитывать чувства принадлежности к определенной культуре, уважение к культурам других народов; умение рассказывать об истории и культуре своего народа. | 1.Рассмотреть сюжетные картины по теме «Россия» (герб, Кремль, флаг и т.д.) с прослушиванием увертюры М.П.Мусоргского «Рассвет на Москва -реке». 2.Беседа «Мое Отечество – Россия» 3. Познавательно – исследовательская деятельность – работа с физической картой России (определение по цвету). | Закреплять умения устанав-ливать причинно-следствен-ной связи между природными явлениями. | Утро: Прослушать «Гимн России», беседа о характере, настроении текста и музыки. Прогулка: Наблюдение «Леса, горы и долины – это Родина моя» Вечер: Беседа «Человек без Родины, что соловей без песни» | С музыкальным руководителем подобрать музыкальный материал. | 1.Коммуникация. 2.Художественная литература. 3.Музыка. 4.Социализация. | |||||||||||
28 | ФЭЭП «22 марта – Всемирный день водных ресурсов» | Расширять представления детей о значении воды в природе. Формировать представления о переходе твердого вещества в жидкое и наоборот. В процессе опытной деятельности учить, самостоятельно, получать знания о природе. Развивать интерес к миру природы. | 1.Познавательно – исследовательская деятельность: Опыт: «Вода – растворитель» 2.Беседа «Вода – источник жизни на земле». 3.Беседа «Как люди речку обидели?». 4.Продуктивная деятельность: рисование плаката «Берегите воду!» | Закреплять умения устанав-ливать причинно-следственной связи между природными явлениями. | Утро : Обсуждение плаката «Круговорот воды в природе» Прогулка: Игра Вечер: Хоровод «Ой, бежит ручьем вода» | 1.Коммуникация. 2.Физкультура. 3.Музыка. 4.Социализация. | ||||||||||||
Апрель | ||||||||||||||||||
29 | Предметное окружение «Путешествие в прошлое счетных устройств» | Познакомить детей с историей счетных устройств, с процессом их преобразования человеком. Развивать ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира; активизировать познавательную деятельность. | 1. Рассматривание сюжетных картин «От абака до калькулятора». 2.Рассказ воспитателя «История развития счетных устройств. 3»Посчитаем на арифмометре» | Закреплять знание вычислительной техники, ее принадлеж-ности. | Утро: Показать детям принцип работы калькулятора и на счетах. Прогулка: Игра «Сколько было – сколько будет» Вечер: Сюжетно-ролевая игра «Магазин» | Попросить родителей посчитать дома с детьми на калькуляторе. | 1.Коммуникация. 2. Познание. 3. Социализация. | |||||||||||
30 | ФЭЭП «Здравствуйте, цветики-цветочки» | Расширять представления детей о многообразии цветущих растений, о их значении в природе. Показать весенние изменения в природе. Формировать желание, помогать взрослым - ухаживать за комнатными и садовыми растениями. Учить видеть красоту цветущих растений и отражать ее в продуктивных видах деятельности. | 1. Рассматривание сюжетных картин по теме «Весна». 2.Познавательно – исследовательская деятельность: Рассматривание цветущих растений в группе, вспомнить их названия, строение цветка, способы ухаживания. 3. Продуктивная деятельность: Пересадить Цветок в новый горшок. | Закреплять знание весенних месяцев. | Утро: Заучивание закличек о весне. Прогулка: Подвижная игра «Ручейки и озёра» Вечер: Создание из цветных лоскутков коллективной аппликации "Пришла весна". | 1.Коммуникация. 2.Художественное творчество (аппликация). 3.Физкультура. 4.Социализация. | ||||||||||||
31 | Явления общественной жизни. «Космос»» | Расширять представления о космосе. Подвести к пониманию того, что освоение космоса – решение многих проблем на Земле. Рассказать детям о Ю.А.Гагарине и других героях космоса. | 1.Рассмотреть сюжетные картины по теме «Российская космонавтика: вчера и сегодня» 2.Беседа «Как люди покоряют космос». 3. Познавательно – исследовательская деятельность: «Создание модели солнечной системы (с помощью мячей разного размера)». 4.Продуктивная деятельность – рисование-фантазирование «На далекой, удивительной планете…» (И.Лыкова стр.134) | Обогащать словарный запас: вселенная, межпланетные корабли, космическое пространство и др. | Утро:Постройка из крупного конструктора космической ракеты (звучит запись мелодии группы «Спейс») Прогулка: Игра «Займи место в ракете» Вечер: Дидактическая игра «Разные картин-ки» (собирать разрезанные картинки космической техники) | С музыкальным руководителем подобрать музыкальный материал. | 1.Коммуникация. 2.Познание. 3.Художественное творчество (рисование). 4.Социализация. | |||||||||||
32 | ФЭЭП «22 апреля – Международный день Земли» | Расширять представления детей о том, что Земля – наш общий дом. Уточнять знания о природно-климатических зонах нашей страны: пустынях, лесах, степях, горах. Подвести к пониманию того, что жизнь человека во многом зависит от окружающей среды. Закреплять умения устанавливать причинно-следственной связи между природными явлениями. | 1.Рассматривание глобуса, найти местонахождение России. Вспомнить, что обозначают цвета. 2.Беседа «Наш общий дом». Обсудить климатические зоны, значение окружающей среды для жизни людей. 3.Познавательно – исследовательская деятельность – «Физические свойства земли». | Закреплять знание климатических зон, умение находить на карте Якутию, определять ландшафт родного края. | Утро : Прогулка: Игра Вечер: Хоровод «Ой, бежит ручьем вода» | 1.Коммуникация 2.Физкультура. 3.Музыка. 4.Социализация. | ||||||||||||
Май | ||||||||||||||||||
33 | Предметное окружение «Путешествие в прошлое светофора» | Познакомить детей с историей светофора, с процессом его преобразования человеком. Развивать ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира; активизировать познавательную деятельность. | 1. Беседа «Красный. Желтый. Зеленый» - познакомить с историей развития светофора. 2.Беседа «Правила езды на велосипеде». 3.Моделирование ситуаций на дорогах. Обсудить их. | Закреплять знание правил дорожного движения, умение применять их в реальной жизни. | Утро: Сюжетно-ролевая игра «Транспорт» Прогулка:Познавательно – исследовательская деятельность «Наблюдение за солнцем. Какие предметы нагреваются быстрее железные или деревянные «Вечер: Игра «Кто быстрее» (на запоминание цветов светофора). Чтение художественной литературы «Как веселые человечки учили правила дорожного движения». | Совместно с родителями организовать викторину «Красный, желтый, зеленый» | 1.Коммкникация 2. Чтение художественной литературы 3.Физкультура. | |||||||||||
34 | ФЭЭП «Животный и растительный мир» (диагностика) | Определить уровень знаний детей о характерных особенностях животных и растений. | Диагностика | Утро: Викторины Прогулка: Наблюдения Вечер: Дидактические игры | Социализация | |||||||||||||
35 | Явления общественной жизни. «К дедушке на ферму» | Познакомить детей с новой профессией – фермер. Дать представление о трудовых действиях и результатах труда фермера. Подвести к пониманию целостного облика человека – труженика в фермерском хозяйстве. Воспитывать чувство признательности и уважения к работникам сельского хозяйства. | 1.Рассматривание сюжетных картин по темам «Сельское хозяйство» и «Сельский транспорт». 2.Беседа «Батоны и булки не растут на дереве». 3. Познавательно – исследовательская деятельность –Высадить рассаду цветов в клумбы. | Утро:Д/игра «Кто с чем» Прогулка: Подвижные народные игры Вечер: Загадки | 1.Развитие речи. 2.Физкультура 3.Музыка. | |||||||||||||
36 | ФЭЭП «Мир неживой природы» (диагностическое занятие) | Расширять представления детей о значении воды в природе. Формировать представления о переходе твердого вещества в жидкое и наоборот. В процессе опытной деятельности учить, самостоятельно, получать знания о природе. | Диагностика | Утро: Викторины Прогулка: Наблюдения Вечер: Дидактические игры | 1.Развитие речи. 2.Физкультура 3.Музыка. |
Используемая литература:
- «Комплексное перспективное планирование. Подготовительная группа» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. М, 2011г.
- «Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Волгоград, 2011г.
- «Войди в природу другом» З.Ф. Аксенова, М., 2008г.
- «Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада» А.В. Аджи. Воронеж, 2006г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром для детей с ОНР в подготовительной к школе группе детского сада. Тема: « Невидимка-воздух.»
Занятие направлено на формирование представления детей о воздухе его свойствах и его значении для всего живого планеты....
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Образовательная область: Познание Возрастная группа: Подготовительная к школе группа Тема: «Солнце – большая звезда» Интеграция образовательных областей: Художественное творчество
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОбразовательная область: ПознаниеВозрастная группа: Подготовительная к школе группаТема: «Солнце – большая звезда»Интеграция образовательных ...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Образовательная область: Познание Возрастная группа: Подготовительная к школе группа Тема: «Солнце – большая звезда» Интеграция образовательных областей: Художественное творчество
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОбразовательная область: ПознаниеВозрастная группа: Подготовительная к школе группаТема: «Солнце – большая звезда»Интеграция образовательных ...
План-конспект занятия НОД Ознакомление с окружающим миром Образовательная область «Познание» с детьми подготовительной группы Викторина на тему: «Что? Где? Когда?»
Расширить, уточнить и пополнить знания детей о природе о животных, о правилах поведения в природе. Воспитывать любовь и бережное отношение к ней....
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области "Познание" для детей подготовительной к школе группы с ОНР игра-путешествие "В гостях у сказки "Белоснежка и 7 гномов"
Игра-занятие "Белоснежка и 7 гномов"Интеграция образовательных областей:познание "ФЭМП" + коммуникация + социализация...
КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира, образовательная область «Познавательное развитие» в подготовительной к школе группе «ОГОНЬ друг, огонь - враг»
беседа о безопасном обращении с пажароопасными предметами...
Конспект НОД по образовательной области «Познание» для детей подготовительной к школе группы. Тема «Занимательные превращения»
Программное содержание:Познакомить со словом «превращение», поиск превращений.Развивать умение фиксировать действие превращения на основе употребления пар слов: «был &nda...