Перспективный план «Развитие у детей умений и навыков познавательно-исследовательской деятельности при ознакомлении с окружающим миром, образовательная область «Познание». Для детей подготовительной к школе группы.
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Шумакова Ольга Олеговна

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,

приобретают способность сами ставить вопросы

 и получать на них фактические ответы,

оказываясь на более высоком умственном и нравственном

уровне, в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл»

К.Е. Тимирязев

Развитие у детей умений и навыков познавательно-исследовательской деятельности при ознакомлении с окружающим миром.

    Никому не секрет, что дети дошкольного возраста очень любознательны,и способны воспринять и запомнить гораздо больше информации, чем взрослые, достаточно вспомнить высказывание великого педагога Я. А. Каменского «Только то в человеке прочно и надежно, что всосалось в природу его в первую пору жизни». Психологи называют этот период в жизни человека – сензитивным (восприимчивым), т.к.  дошкольники, как никто другой, стремятся познать окружающий мир во всем его многообразии.Но детям сложно  воспринимать «сухие» факты, им лучше узнавать окружающий мир,«погрузившись» в него, имея возможность понаблюдать, потрогать, понюхать, разобрать на составляющие части.Для того, чтобысделать процесс знакомства детей с окружающим легче, интереснее, доступнее достаточно использовать в ходе непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром опыты, исследования,  наблюдения, а можно их включитьи во время прогулок, где в свободной, игровой форме дети будут получать необходимые знания и навыки, асами прогулки от этого станут только занимательнее и познавательнее.

    Размышляя по этому поводу, я пришла к необходимости создания такого перспективного плана, в котором, не отходя от основной общеобразовательной программы ДОУ (В нашем детском саду реализуется «Основная общеобразовательная программа обучения и воспитания в детском саду» под ред. Васильевой), можно было бы заниматься с детьми познавательно-исследовательской  деятельностью. Мною был разработан перспективный план по ознакомлению с окружающим миром  образовательная область «Познание», для детей подготовительной к школе группы, с использованием познавательно – исследовательской деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный план «Развитие у детей умений и навыков познавательно-исследовательской деятельности при ознакомлении с окружающим миром, образовательная область «Познание». Для детей подготовительной к школе группы.

Тема

Программное содержание

Форма организации

Индивид.работа

Совместная деятельность в режимных моментах с

Интеграция

детьми

родителями, педагогами

Сентябрь

1

Предметное окружение. «Предметы-помощники».

Формирование представления о предметах, облегчающих труд человека на производстве; объяснить детям, что эти предметы могут улучшить качество, скорость выполнения действий, выполнять сложные операции, изменять предмет.

1. Загадки про бытовые приборы.

2.Беседа «Предметы-
помощники»
(систематизировать
представления)

3.Рассматривание альбома «Бытовые приборы»
и «Оргтехника».

4. Познавательно-исследовательская деятельность: Рассматривание устройства фотоаппарата, фотографирование.

Закреплять знание предметов в доме, которые лучше не трогать

Утро: Пальчиковая игра «Пальчики строители» Прогулка. Игра «Я знаю десять названий» Вечер: Д/игра «Что лишнее»

Попросить родителей: показать детям дома бытовые приборы, которые облегчают домашний труд.

1 Коммуникация 2.Познание

2

ФЭЭП

«Дары осени».

Расширять представления о многообразии растений, их плодов. Учить узнавать растения по плодам и правильно называть их. Расширять представление о разнообразном использовании человеком плодов. Закреплять знания о способах сбора, хранения, приготовления плодов. Формировать эстетическое отношение к миру природы.

1 Загадки про овощи, фрукты, грибы.

2.Беседа «Что у осени в корзине.

3.Общеразвивающее
упражнение «Грабли в руки взяли».

4.Познавательно –исследовательская деятельность: Сбор семян растений, посадка их в группе для уголка природы.

Закреплять знание дико-растущих и культур-ных

овощных и плодово-ягодных растений.

Утро: Решение кроссворда «Веселый огород»

Прогулка: Собрать семена с растений на участке. Игра с мячом «съедобное -несъедобное»

Вечер:Дидактическая игра «Составь пары по картинкам»

Совместно с музыкальным руководителем: пение песен про осень.

1.Коммуникация

2.        Физкультура

3.        Музыка

3

Явления общественной жизни «Вместе дружная семья»

Обогащать представления детей о семье. Расширять представления о родовых корнях семьи; активизировать познавательные интересы к семье. Воспитывать желание заботиться о близких, чувство гордости за свою семью.

Дети должны запомнить свой адрес или знать ориентиры, которые помогут найти их место жительства (где находиться дом, что поблизости

1.Беседа «У нас дружная
семья»

2.Рассматривание
сюжетных картин «Моя
семья», фотографий.

3.Познавательно – исследовательская деятельность:

Составление  генеалогического древа «Я и моя семья».

Закреплять знание домашнего адреса, телефона.

Утро: Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Прогулка: Общеразвивающее упражнение «Моя дружная семья» (Кто-то делает вот так)

Вечер: Чтение «Мой дедушка» Р. Галимзатова.

С родителями: Показать работы детей, попросить родителей внести свои поправки. Предложить родителям помочь ребенку запомнить домашний адрес, номер телефона.

1. Коммуникация 2.Познание 3.Чтение художественной литературы.

4

ФЭЭП

«Почва и подземные обитатели»

Расширять представления о различных видах почвы. Подвести к пониманию того, что в почве есть воздух. Систематизировать знания о приспособлении животных к жизни в почве. Учить детей самостоятельно делать элементарные выводы об охране окружающей среды

1 .Рассказ воспитателя о необходимости

пребывания животных

под землей и о их приспособлениях для подземного образа жизни».

2. Рассматривание

сюжетных картин «Жизнь

под землей».

3. Познавательно-исследовательская деятельность: «Сравнение физических свойств песка и глины».

Закреплять

понимание того, что в природе все взаимо-связано.

Утро. Объяснить детям смысл поговорки «Где цветок, там и медок» и выучить ее.

Прогулка: Понаблюдать за насекомыми, называть их.

Вечер: Д/игра «Кто в домике живет»

С музыкальным руководителем: пение песен об осени

1.Коммуникация

2. Музыка

Октябрь

5

Предметное

окружение.

«Удивительные предметы».

Учить детей сравнивать предметы, придуманные взрослыми и находить между ними общее (то, что не дала человеку природа, он придумал сам).

1..Беседа «Зачем человек придумывает себе новые предметы»

2.Творческая деятельность - «Переписываем сказку» (по мотивам сказки «Федориногоре»).

3. Познавательно-исследовательская деятельность: «Удивительные свойства магнита».

Закреплять название и предназна-чение бытовой и офисной техники.

Утро: Упражнение на развитие речевого дыхания и голоса «Сверлим дырки дрелью».

Прогулка: Игра «Видели, видели»

Вечер: Д/игра «Расставь бытовые приборы» (план комнаты, картинки)

Попросить родителей показать детям принцип работы бытовой техники.

1.Коммуникация.

2.Познание

3.Социализация.

6

ФЭЭП

 «4 октября – Всемирный день животных»

Расширять знания детей о многообразии животных  разных континентов Земли. Формировать интерес к окружающей природе. Показать взаимосвязь растительного и животного мира. Учить детей самостоятельно делать элементарные выводы и умозаключения.

1.Беседа «Животные – наши друзья»

2.Рассматривание сюжетных картин «Животные пустыни», «Дикие животные», плакатов «Зоосад», «Обитаемый остров».

3.Игра-фантазия «Не ходите, дети, в Африку гулять»

4.Коллективная лепка-преобразование «Топают по острову слоны и бегемоты» (И.Лыкова, стр.77).

Закреплять умение называть животных пустыни, джунглей, тайги.

Утро: Чтение «Утренние лучики» К.Ушинский.

Прогулка:

Познавательно – исследовательская деятельность: наблюдение за насекомыми-куда делись все насекомые? (зависимость живой природы от тепла и солнечного света).

Вечер:Развивающая игра «Голос какого животного слышишь».

Довести до сведения родителей о содержании проводимой работы, попросить их закрепить знание правил безопасности с животными.

1.Коммуникация.

2.Чтение художественной литературы.

3Художественное творчество (лепка).

4.Социализация.

7

Явления общественной жизни – «Как хорошо у нас в саду».

Расширять и обобщать представления детей об общественной значимости детского сада, о его спутниках, о правах и обязанностях детей, посещающих детский сад.  Воспитывать доброжелательное отношение дошкольников друг к другу и к окружающим.

1.Рассмотреть сюжетные картинки «Детский сад»

2.Беседа «Как устроен детский сад»  (зачем он нужен, люди каких профессий в нем работают)

3.Рассмотреть и обсудить плакат «Права ребенка»

4.Экскурсия на кухню детского сада (наблюдение за раздачей блюд по группам)

Закреплять знание прав и обязанностей детей, правил этикета

Утро: Чтение стихов про детский сад.

Прогулка:

Познавательно – исследовательская деятельность: наблюдение за ветром (перемещением воздуха). Опыт: бросим камешек в лужу – увидим воздух, сдуем воздушный шарик – услышим воздух. Игра-ситуация на дороге «Я иду в детский сад».

Вечер: Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»

1.Коммуникация.

2.Чтениехудожественной литературы.

3.Социализация

8

ФЭЭП «Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу»

Расширять представления детей об осенних изменениях в природе в сентябре, октябре и ноябре. Учить замечать приметы осени. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе. Формировать желание отражать в творческих работах образ осени в разные временные периоды. Развивать творческое воображение.

1.Чтение «Осень» С.Т. Аксакова.

2.Рассмотриваание иллюстраций

«Времена года. Осень»

3.Беседа «Приметы осени».

4.Составление рассказов на тему «Чем интересным можно заняться осенью»

Прививать чувство ответственности за домашних животных.

Утро:Работа с календарем природы.

Прогулка:

Познавательно – исследовательская деятельность:«Определение  времени по солнечным часам» (определить длину светового дня осенью).

Вечер: Прокофьева.

С музыкальным руководителем - пение песен про осень.

1.Коммуникация.

2. Музыка

Ноябрь

9

Предметное

окружение.

«Путешествие в прошлое книги».

Познакомить детей с историей происхождения и изготовления книги; показать, как она преобразовывалась под влиянием творчества человека. Формировать интерес к творческой деятельности человека. Воспитывать бережное отношение к книгам.

1.Рассказ воспитателя «Из истории возникновения книги»

2.Рассматривание фотографий памятника первопечатнику И. Фёдорову.

3.Чтение «Как тетрадка в поле выросла» И. Лысцова.

4. Познавательно – исследовательская деятельность:

«Может ли быть книга деревянной» (выжигание на дощечки слова «книга»)

Закреплять знание о структуре книги (обложка, титульный лист и т.д.)

Утро:беседа о бережном отношении к книге и реставрационная работа в книжном уголке.

Прогулка: Игра «Кто лишний?»

Вечер: Сюжетно-ролевая игра «Книжный магазин»

Беседа с родителями «Читаем с детьми»

1.Коммуникация

2.Чтение художественной литературы.

3.Рисование

10

ФЭЭП

 «Птицы нашего края»

Расширять знания детей о разнообразии животного мира. Учить узнавать и правильно называть птиц, живущих в данной местности. Совершенствовать умение выделять характерные особенности разных птиц. Формировать интерес к миру животных, желание наблюдать за птицами и помогать им в зимний период. Учить составлять паспорт для птиц.

1.Рассматривание иллюстрации «Птицы»

2.Чтение рассказа Н. Сладкова «Птицы» («Природа вокруг нас» с.20)

3.Беседа «Птицы нашего края».

Закреплять умение называть название птиц и животных нашего края.

Утро: Д/игра «Загадки-отгадки» (про птиц), Федосеева, стр.41

Прогулка:

Познавательно – исследовательская деятельность:

«Наблюдение за синицами – рассмотреть и сравнить внешний вид самца и самки»

Подвижная игра «Летает-не летает»

Вечер: Д/игра «Птицы умеренных широт» Л. Павлова, стр.31.

Довести до сведения родителей о содержании проводимой работы, попросить их закрепить знание правил безопасности с животными.

1.Коммуникация.

2.Чтение художественной литературы.

3.Физкультура.

11

Явления общественной жизни – «Школа».

Познакомить детей с профессией учителя, рассказать о школе. Формировать представление об общественной значимости труда учителя. Познакомить с деловыми и личностными качествами учителя. Воспитывать чувство признательности. Уважения к труду учителя; развивать интерес к школе.

1.Рассматривание картины «Дети идут в школу».

2.Рассказ воспитателя о труде учителя.

3.Составление альбома «Школа»

4. Познавательно – исследовательская деятельность: Познавательно – исследовательская деятельность: исследование «Зачем школьнику портфель?»

Закреплять понимание понятий «учитель, ученик», необходи-мости обучения в школе.

Утро: Словесная игра «Превращения», (Аджи, стр.43.)

Прогулка: Экскурсия в школу.

Вечер:Подвижная игра «Собери портфель»

1.Коммуникация.

2.Аппликация.

12

Наблюдение за живым объектом (на примере морской свинки).

Расширять представления детей о декоративных животных.  Учить детей наблюдать за морской свинкой, не мешая ей.

Подводить к умению самостоятельно делать элементарные умозаключения о повадках животных. Формировать желание -помогать взрослым ухаживать за животными.

1. Познавательно – исследовательская деятельность: наблюдение за морской свинкой.

2.Беседа «Кто-то рядом с нами живет»

3.Игра - преобразование «Укрась домик для морской свинки».

Прививать чувство ответствен-ности за домашних животных.

Утро: Д/игра «Про что сочиним?»; сочинить сказку про морскую свинку,

(Поддубная, стр.45).

Прогулка: Подвижная игра «Кошки-мышки»

Вечер: Слушание фрагментов симфонической сказки «Петя и волк» С. Прокофьева.

Совместная работа с музыкальным руководителем.

1.Коммуникация.

2. Музыка.

Декабрь

13

«На выставке кожаных изделий».

Дать детям понятие о коже, как о материале, из которого человек делает разнообразные вещи; познакомить с видами кожи, показать связь качества кожи с назначением вещи.

Активизировать познавательную деятельность; вызвать интерес к старинным и современным предметам рукотворного мира.

1. Рассматривание сюжетных иллюстраций «Изделия из кожи».

2.Беседа «Становление коже производства на Руси»

3.Рассказ воспитателя, как качество кожи влияет на тип вещи.

4.Познавательно - исследовательская деятельность: сравнение свойств кожи и льняной ткани.

Учить находить среди разнообразных вещей, вещи, изготовленные из кожи.

Утро:Чтение сказки «Никита Кожемяка»

Прогулка:Игра «Черный баран»

Вечер:Практическая деятельность – изготовление закладок из кожи.

1. Чтение художественной литературы.

2.Познание

3. Социализация.

14

ФЭЭП

 «Растения и животные зимой»

Обогащать представления детей о жизни растений и животных в зимний период. Учить детей наблюдать, устанавливать связи между растениями и животными в зимний период. Подводить к пониманию того, как человек может помочь животным пережить холодную зиму.

1.Беседа «Как зимуют растения и животные»

2. Рассматривание сюжетных иллюстраций «Дикие животные», отметить тех, кто впадает в спячку.

4.Познавательно-исследователь-ская деятельность: «Определение температуры воздуха с помощью термометра». Сравнить температуру в помещении и за окном (какая температура благоприятнее для жизни животныхи растений?)

Прививать гуманизм, доброже-лательное отношение к миру растений и животных.

Утро: Игра «Как на горке снег»

Прогулка: Наблюдение за погодой, за птицами. Насыпать корм в кормушки для птиц.

Вечер: Настольный театр «Зимовье зверей»

Довести до сведения родителей о содержании проводимой работы, попросить их закрепить знание правил безопасности с животными.

1.Коммуникация.

2.Чтение художественной литературы.

3. Социализация.

15

Явления общественной жизни.

«Путешествие в типографию»

Познакомить детей с трудом работников типографии. Показать значимость каждого компонента труда в получении результата. Рассказать детям о том, как создается, оформляется и изготавливается книга. Воспитывать любовь к книге, уважение к людям, создавшим книгу.

1.Рассказ воспитателя о том, как и где, создаются книги.

2. Рассматривание сюжетных иллюстраций «Типография».

3.Познавательно – исследовательская деятельность: «Изучение свойств бумаги».

Закреплять понятие: художест-венная, учебная, научно-популяр-ная литера-тура.

Утро: Мини-викторина «Знайки»

Вечер: Чтение: «Как заболела книга», Б. Заходера.

Беседа с родителями о необходимости семейного чтения.

1.Коммуникация.

2.Чтение художественной литературы.

3. Социализация.

16

ФЭЭП

«Животные водоемов, морей и океанов»

Расширять представления детей о многообразии животных, живущих в водоёмах, морях и океанах. Развивать интерес к миру природы, к животным. Формировать представление о взаимосвязях животных со средой обитания. Воспитывать гуманное отношение к жителям водоемов и среде их обитания.

1.Беседа «Жизнь в водоёмах»

2. Рассматривание сюжетных иллюстраций «Животные водоемов».

3.Познавательно-исследовательская деятельность:«Три состояния воды: жидкое, твердое и газообразное»

Учить различать водных животных и рыб.

Утро: Игра «Море волнуется – раз…»

Прогулка: Игры с куполом.

Вечер: Аппликация с элементами детского дизайна «Морские коньки играют в прятки» И. Лыкова стр.43.

Рекомендовать родителям просмотр документальных передач и фильмах о животных, обитающих в водоемах и чтение детских энциклопедий.

1. Коммуникация.

2.Чтение художественной литературы.

3.Физкультура.

4. Социализация.

Январь

17

Предметное

окружение.

 «Что такое бетон».

Познакомить детей с бетоном, с качествами и свойствами этого материала, способом его изготовления. Активизировать познавательную деятельность.

1. Рассматривание сюжетных картинок   с изображением зданий, мостов, дорог, небоскребов; фотографий бетонного завода, его цехов.

 2.Рассказ воспитателя «Что такое бетон и как его сделать?».

 3.Познавательно- исследовательская деятельность: «Приготовление смеси из цемента и песка»

Д/ игра «Что лишнее?»

Утро: Игры с конструктором «Лего»; «Домик для трех поросят»

Прогулка: Подвижная игра «Займи домик»

Вечер: Инсценирование песни «Ни кола, ни двора» И. Ефремова.

Консультация для родителей «Песочный замок» (развитие мелкой моторики).

1. Познание 3.Музыка.

4. Социализация.

18.

ФЭЭП

 «День заповедников» 10.01.

Расширять представления детей о разнообразии природного мира.  Дать понятие о редких и исчезающих растениях и животных, занесенных в красную книгу. Формировать представление заповедных местах. Подводить детей к умению делать элементарные выводы.

1.Беседа «Как исчезают животные»

2. Рассматривание иллюстраций «Исчезающие животные».

3.Беседа «Как люди могут помочь животным»

4. Познавательно-исследовательская деятельность: «Наблюдение за поведением черепахи».

Закреплять знание редких животных.

Утро: Просмотр альбома «Заповедники России»

Прогулка: Подвижная игра «Звери шли на водопой»

Вечер: Беседа «куда исчезли динозавры?»

С физруком «Игры на свежем воздухе»

1.Коммуникация.

2.Социализация.

3.Физкультура

19.

Явления общественной жизни.

«Библиотека»

Дать детям представление о библиотеке, о правилах, которые приняты для читателей, посещающих библиотеку. Воспитывать бережное отношение к книгам. Показать значимость труда библиотекаря. Воспитывать любовь к книге, уважение к труду взрослых.

1.Экскурсия в школьную библиотеку.

2. Беседа «Что мы видели в библиотеке» 3.Познавательно-исследовательская деятельность:

Изготовление и оформление книжки – самоделки. (И. Лыкова, стр.160)

Утро: Беседа «Моя любимая книжка».

Прогулка: Игра «Кто лишний?» (по сказке «Теремок»)

Попросить родителей, чтобы дети принесли в детский сад свою любимую книжку.

1.Коммуникация.

2.Художественное творчество.

3.Физкультура.

20

ФЭЭП

«Прохождение экологической тропы»

Учить детей видеть изменения природы в зимний период. Поощрять наблюдательность. Расширять словарный запас (снегопад, метель, вьюга, иней, изморозь, наст). Формировать желание отражать красоту окружающей природы в продуктивных видах деятельности.

1.Беседа «Почему январь называют самым лютым из всех зимних месяцев» - обобщить все свои наблюдения.

2. Продуктивная творческая деятельность «Нарисуй зимний узор на окне»

3.Познавательно – исследовательская деятельность:туристический поход по территории ДОУ. Измерение глубины снега на разных участках.

Закреплять умение наблюдать, обобщать, делать выводы.

Утро: Слушание музыки П.И.Чайковского «Вальс снежинок»

Прогулка: Наблюдение за красотой зимнего пейзажа, исполнение воспитателем стихотворения «Береза» С.Есенина.

Вечер: Чтение «Заячьи тропы» Ю.Коваль.

С музыкальным руководителем подбор музыкального репертуара.

1. Коммуникация.

2.Чтение художественной литературы.

3.Музыка.

4. Социализация.

Февраль

21

Предметное

окружение.

 «В мире материалов» (викторина).

Закреплять знания детей о различных материалах; воспитывать правильное, бережное отношение к вещам. Формировать умение выслушивать товарищей.

1. Рассматривание сюжетных картин   «Вещи и материалы».

 2. Познавательно – исследовательская деятельность:

 «Что из чего сделано?»

 3.Продуктивная коллективная деятельность -  аппликация «Матрешка»

Учить определять качество ткани: хлопок, шелк, шерсть.

Утро: Игра «Кукла в гости собирается», Прогулка: Игра «Модницы» (демонстрация зимней одежды)

Вечер: Рассказ воспитателя о народном костюме. Прослушивание русских народных песен («Валенки», «Красный сарафан» и др.)

Предложить мамам рассказать детям из каких материалов сшита их одежда.

Помощь музыкального руководителя в подборе музыкального материала для прослушива-ния.

1.Коммуникация.

2. Познание (аппликация)

3.Музыка.

4. Социализация.

22

ФЭЭП «Служебные собаки»

Расширять знания детей о домашних животных. Дать представление о служебных собаках. Показать, какую помощь собаки могут оказать человеку. Формировать знания о том, что человек должен уметь ухаживать за животными. Прививать интерес и любовь к животным.

1.Детские рассказы «Мое любимое домашнее животное»

2. Рассматривание иллюстраций «Служебные собаки».

3.Беседа «Наши помощники»

Познавательно – исследовательская деятельность:

«Почему дрессированные собаки умнее, чем не дрессированные».

Закреплять знание собак - помощников.

Утро: Изготовление альбома «Собака – друг человека»

Прогулка: Подвижная игра «Собачьи упряжки»

Вечер: Стихотворение «Мой друг щенок» Г.Селезнёвой.

Рекомендовать родителям доверять детям ухаживать за домашними питомцами

1.Коммуникация.

2.Познание.

3.Физкультура.

4.Социализация.

23

Явления общественной жизни

«Наши защитники»

Расширять знания детей о Российской армии; воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов.

Развивать умение рассказывать о службе в армии отцов, братьев; воспитывать желание подражать им в ловкости, быстроте, смелости; формировать стремление быть похожими на них.

1.Рассматривание иллюстраций о родах войск, фотографий военных.

2.Слушание отрывков из песен об армии.

3.Беседа «Подвиги военных».

4. Познавательно – исследовательская деятельность:

«Измерение силы рук» (с помощью динамометра).

Закреплять отличительные черты различных видов войск

Утро: тение рассказа "Почему армия всем родная" А.Митяева.

Прогулка: Подвижнаяигра "Будь ловким"

Вечер:Инсценировка стихотворения С.Михалкова "Мы тоже воины" для показа младшим дошкольникам.

Попросить родителей поучить слова (по ролям) стихотворения С.Михалкова "Мы тоже воины". Предложить послушать с детьми дома песни военной тематики.

1.Коммуникация..

2.Чтение художественной литературы.

3.Музыка.

4.Социализация.

24

ФЭЭП

«Огород на окне»

Формировать представления детей о разнообразии культурных растений и способах их посадки. Знакомить со способами вегетативного размножения растений. Учить высаживать рассаду редиса. В процессе практической деятельности учить детей делать элементарные выводы о взаимосвязи растений и способах ухода за ними.

1.Беседа «Зачем человеку витамины и где их взять в феврале?», «Огород на окне».

2.Рассматривание наглядных пособий «Посадка редиса и уход за ним».

3. Познавательно – исследовательская деятельность: Посадка лука рассадой и укропа семенами.

Запоминать названия культурных растений.

Утро: Чтение сказки «Мужик и медведь»

Прогулка: Игра «Вершки да корешки»

Вечер: Загадывание загадок.

Предложить родителям создать дома совместно с детьми "Огород на окне".

1.Коммуникация.

2.Чтение художественной литературы.

3.Физкультура.

4.Социализация.

Март

25

Предметное

окружение.

 «Знатоки»

Закреплять представления детей о богатстве рукотворного мира; расширять знания о предметах, удовлетворяющих эстетические и интеллектуальные потребности человека.Развивать интерес к познанию окружающего мира.

1. Беседа «Зачем нам все знать?».

2.Рассматривание иллюстраций художественного промысла «Вологодские кружева», "Гжель прекрасная", "Городецкая роспись", "Русская свистулька" (в сопровождении музыки)

3.Познавательно – исследовательская деятельность «Удивительные свойства увеличительного стекла».

Закреплять знание народных промыслов.

Утро: Повторение пословиц о труде и мастерстве.

Прогулка: Русские народные игры.

Вечер: Дидактическая игра "Кому, что нужно для работы".  

Помощь музыкального руководителя в подборе музыкального материала для прослушивания.

1.Коммуникация.

2. Познание.

3.Музыка.

4. Социализация.

26

ФЭЭП «Полюбуйся: весна наступает!»

Расширять представления детей о весенних изменениях в природе, учить замечать их. Дать

понятие о том,что температуру воздуха определяют с помощью термометра. Систематизировать знания о жизни животных в весенний период. Формировать умение определять погоду с помощью народных примет.

1. Рассматривание сюжетных картин «Весна».

2.Беседа «Приметы весны».

3. Рассказ воспитателя о старинных обычаях встречи весны.

4. Продуктивная деятельность: "Какие краски нужны весне?" (подбор цветных лоскутков)

Закреплять знание весенних месяцев.

Утро: Заучивание закличек о весне.

Прогулка:Познавательно - исследовательская деятельность:

Наблюдение за снегом – как изменились свойства снега с наступлением потепления. Подвижная игра «Ручейки и озёра»

Вечер: Создание из цветных лоскутков коллективной аппликации "Пришла весна".

1.Развитие речи.

2.Художественное творчество (аппликация).

3.Физкультура

4.Социализация.

27

Явления общественной жизни.

«Мое Отечество – Россия»

Формировать у детей интерес к получению знаний о России;  воспитывать чувства принадлежности к определенной культуре, уважение к культурам других народов; умение рассказывать об истории и культуре своего народа.

1.Рассмотреть сюжетные картины по теме «Россия» (герб, Кремль, флаг и т.д.) с прослушиванием увертюры М.П.Мусоргского «Рассвет на Москва -реке».

2.Беседа «Мое Отечество – Россия»

3. Познавательно – исследовательская деятельность  –  работа с физической картой России (определение по цвету).

Закреплять умения устанав-ливать причинно-следствен-ной связи между природными явлениями.

Утро: Прослушать «Гимн России», беседа о характере, настроении текста и музыки.

Прогулка: Наблюдение «Леса, горы и долины – это Родина моя»

Вечер: Беседа «Человек без Родины, что соловей без песни»

С музыкальным руководителем подобрать музыкальный материал.

1.Коммуникация.

2.Художественная литература.

3.Музыка.

4.Социализация.

28

ФЭЭП

«22 марта – Всемирный день водных ресурсов»

Расширять представления детей о значении воды в природе. Формировать представления о переходе твердого вещества в жидкое и наоборот. В процессе опытной деятельности учить, самостоятельно, получать знания о природе. Развивать интерес к миру природы.

1.Познавательно – исследовательская деятельность: Опыт:  «Вода – растворитель»

2.Беседа «Вода – источник жизни на земле».

3.Беседа «Как люди речку обидели?».

4.Продуктивная деятельность: рисование плаката «Берегите воду!»

Закреплять умения устанав-ливать причинно-следственной связи между природными явлениями.

Утро : Обсуждение плаката «Круговорот воды в природе»

Прогулка: Игра

Вечер: Хоровод «Ой, бежит ручьем вода»

1.Коммуникация.

2.Физкультура.

 3.Музыка.

4.Социализация.

Апрель

29

Предметное

окружение

«Путешествие в прошлое счетных устройств»

Познакомить детей с историей счетных устройств, с процессом их преобразования человеком.  Развивать ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира; активизировать познавательную деятельность.

1. Рассматривание сюжетных картин «От абака до калькулятора».

2.Рассказ воспитателя «История развития счетных устройств.

 3»Посчитаем на арифмометре»

Закреплять знание вычислительной техники, ее принадлеж-ности.

Утро: Показать детям принцип работы калькулятора и на счетах.

Прогулка: Игра «Сколько было – сколько будет»  

Вечер: Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

Попросить родителей посчитать дома с детьми на калькуляторе.

1.Коммуникация.

2. Познание.

3. Социализация.

30

ФЭЭП «Здравствуйте, цветики-цветочки»

Расширять представления детей о многообразии цветущих растений, о их значении в природе. Показать весенние изменения в природе. Формировать желание, помогать взрослым - ухаживать за комнатными и садовыми растениями.  Учить видеть красоту цветущих растений и отражать ее в продуктивных видах деятельности.

1. Рассматривание сюжетных картин по теме «Весна».

2.Познавательно – исследовательская деятельность: Рассматривание цветущих растений в группе, вспомнить их названия, строение цветка, способы ухаживания.

3.  Продуктивная деятельность: Пересадить

Цветок в новый горшок.

Закреплять знание весенних месяцев.

Утро: Заучивание закличек о весне.

Прогулка: Подвижная игра «Ручейки и озёра»

Вечер: Создание из цветных лоскутков коллективной аппликации "Пришла весна".

1.Коммуникация.

2.Художественное творчество (аппликация).

3.Физкультура.

4.Социализация.

31

Явления общественной жизни.

«Космос»»

Расширять представления о космосе. Подвести к пониманию того, что освоение космоса – решение многих проблем на Земле. Рассказать детям о Ю.А.Гагарине и других героях космоса.

1.Рассмотреть сюжетные картины по теме «Российская космонавтика: вчера и сегодня»

 2.Беседа «Как люди покоряют космос».

3. Познавательно – исследовательская деятельность: «Создание модели солнечной системы (с помощью мячей разного размера)».

4.Продуктивная деятельность – рисование-фантазирование «На далекой, удивительной планете…» (И.Лыкова стр.134)

Обогащать словарный запас: вселенная, межпланетные корабли, космическое пространство и др.

Утро:Постройка из крупного конструктора космической ракеты (звучит запись мелодии группы «Спейс») Прогулка: Игра «Займи место в ракете»

Вечер: Дидактическая игра «Разные картин-ки» (собирать разрезанные картинки космической техники)

С музыкальным руководителем подобрать музыкальный материал.

1.Коммуникация.

2.Познание.

3.Художественное творчество (рисование).

4.Социализация.

32

ФЭЭП

«22 апреля – Международный день Земли»

Расширять представления детей о том, что Земля – наш общий дом. Уточнять знания о природно-климатических зонах нашей страны: пустынях, лесах, степях, горах. Подвести к пониманию того, что жизнь человека во многом зависит от окружающей среды. Закреплять умения устанавливать причинно-следственной связи между природными явлениями.

1.Рассматривание глобуса, найти местонахождение России. Вспомнить, что обозначают цвета.

2.Беседа «Наш общий дом».

Обсудить климатические зоны, значение окружающей среды для жизни людей.

3.Познавательно – исследовательская деятельность – «Физические свойства земли».

Закреплять знание климатических зон, умение находить на карте Якутию, определять ландшафт родного края.

Утро :

Прогулка: Игра

Вечер: Хоровод «Ой, бежит ручьем вода»

1.Коммуникация

2.Физкультура.

 3.Музыка.

4.Социализация.

Май

33

Предметное

окружение

«Путешествие в прошлое светофора»

Познакомить детей с историей светофора, с процессом его преобразования человеком. Развивать ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира; активизировать познавательную деятельность.

1. Беседа «Красный. Желтый. Зеленый» - познакомить с историей развития светофора.

2.Беседа «Правила езды на велосипеде».

 3.Моделирование ситуаций на дорогах. Обсудить их.

Закреплять знание правил дорожного движения, умение применять их в реальной жизни.

Утро: Сюжетно-ролевая игра «Транспорт»

Прогулка:Познавательно – исследовательская деятельность «Наблюдение за солнцем. Какие предметы нагреваются быстрее железные или деревянные «Вечер: Игра «Кто быстрее»  (на запоминание цветов светофора). Чтение художественной литературы «Как веселые человечки учили правила дорожного движения».

Совместно с родителями организовать викторину «Красный, желтый, зеленый»

1.Коммкникация

2. Чтение художественной литературы

3.Физкультура.

34

ФЭЭП «Животный и растительный мир» (диагностика)

Определить уровень знаний детей о характерных особенностях животных и растений.

Диагностика

Утро: Викторины

Прогулка: Наблюдения

Вечер: Дидактические

игры

Социализация

35

Явления общественной жизни.

«К дедушке на ферму»

Познакомить детей с новой профессией – фермер. Дать представление о трудовых действиях и результатах труда фермера. Подвести к пониманию целостного облика человека – труженика в фермерском хозяйстве. Воспитывать чувство признательности и уважения к работникам сельского хозяйства.

1.Рассматривание сюжетных картин по темам «Сельское хозяйство» и «Сельский транспорт».

2.Беседа «Батоны и булки не растут на дереве».

3. Познавательно – исследовательская деятельность  –Высадить рассаду цветов в клумбы.  

Утро:Д/игра «Кто с чем»

Прогулка: Подвижные народные игры

Вечер: Загадки

1.Развитие речи.

2.Физкультура

3.Музыка.

36

ФЭЭП

«Мир неживой природы» (диагностическое занятие)

Расширять представления детей о значении воды в природе. Формировать представления о переходе твердого вещества в жидкое и наоборот. В процессе опытной деятельности учить, самостоятельно, получать знания о природе.

Диагностика

Утро: Викторины

Прогулка: Наблюдения

Вечер: Дидактические

игры

1.Развитие речи.

2.Физкультура

3.Музыка.

Используемая литература:

  1. «Комплексное перспективное планирование. Подготовительная группа» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. М, 2011г.
  2. «Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Волгоград, 2011г.
  3. «Войди в природу другом» З.Ф. Аксенова, М., 2008г.
  4. «Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада» А.В. Аджи. Воронеж, 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром для детей с ОНР в подготовительной к школе группе детского сада. Тема: « Невидимка-воздух.»

Занятие направлено на формирование представления детей о воздухе его свойствах и его значении для всего живого планеты....

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Образовательная область: Познание Возрастная группа: Подготовительная к школе группа Тема: «Солнце – большая звезда» Интеграция образовательных областей: Художественное творчество

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОбразовательная область: ПознаниеВозрастная группа: Подготовительная к школе группаТема: «Солнце – большая звезда»Интеграция образовательных ...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Образовательная область: Познание Возрастная группа: Подготовительная к школе группа Тема: «Солнце – большая звезда» Интеграция образовательных областей: Художественное творчество

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОбразовательная область: ПознаниеВозрастная группа: Подготовительная к школе группаТема: «Солнце – большая звезда»Интеграция образовательных ...

План-конспект занятия НОД Ознакомление с окружающим миром Образовательная область «Познание» с детьми подготовительной группы Викторина на тему: «Что? Где? Когда?»

Расширить, уточнить и пополнить знания детей о природе о животных, о правилах поведения в природе. Воспитывать любовь и бережное отношение к ней....

Конспект НОД по образовательной области «Познание» для детей подготовительной к школе группы. Тема «Занимательные превращения»

Программное содержание:Познакомить  со словом «превращение», поиск  превращений.Развивать умение фиксировать действие превращения на основе употребления пар слов: «был &nda...