Формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности по средствам использования приемов мнемотехники
статья на тему
Описание педагогического опыта работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktualnost_i_opisanie_opyta_raboty_111.docx | 19.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности по средствам использования приемов мнемотехники
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования сформулированы требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения в виде целевых ориентиров (п. 4.6 ФГОС), которые предполагают формирование у детей дошкольного возраста формирование предпосылок к учебной деятельности (п. 4.7 ФГОС) при соблюдении требований к условиям реализации программы.
В свою очередь одним из требований программы является требование к организации предметно-пространственной среды (п. 3.3 ФГОС ДО) и реализация основных принципов дошкольного образования (п. 1.4 ФГОС ДО).
Реализация системно - деятельностного подхода, являющегося методологической основой ФГОС ДО, подводит нас к необходимости более качественного освоения и адаптации в практике активных технологий, форм и методов, содействующих формированию предпосылок к учебной деятельности, становлению ребёнка, как активного субъекта познания.
Одним из эффективных средств в работе по достижению социально-нормативных возрастных характеристик возможных достижений ребенка (целевых ориентиров) является использование приемов мнемотехники в различных видах деятельности детей.
Мнемотехника (греч.) – «искусство запоминания».
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путем образования искусственных ассоциаций.
Мнемотехника помогает развивать:
- ассоциативное мышление;
- зрительную и слуховую память;
- зрительное и слуховое внимание;
- воображение;
- способствует развитию речи и обогащению словарного запаса детей.
В основе мнемотехники лежит наглядный метод: использование мнемотаблиц.
Мнемотаблица – это схема в которую, при помощи графических рисунков и знаков, заложена определенная информация.
Существуют готовые мнемотаблицы которыми педагог может пользоваться в своей деятельности. Но многие педагоги используют мнемотаблицы, которые создают вместе с детьми в ходе совместной образовательной деятельности. В процессе создания мнемотаблиц у ребенка развивается воображение: способность сознания создавать образы, представления.
При работе с детьми по созданию мнемотаблиц в различных видах деятельности, я столкнулась с проблемой многократного перерисовывания опорной схемы, чтобы учесть мнение каждого ребенка здесь и сейчас.
Передо мной встал вопрос, как же организовать этот процесс при минимальных затратах времени и средств, но при этом не потерять суть самого метода.
Мною была разработана универсальная основа, для создания мнемотаблиц в совместной деятельности педагога и ребенка, которая получила название «Универсальный экран».
Для работы с «универсальным экраном» я составила мнемотаблицы, в которых некоторые мнемоквадраты я заполняла сама, а некоторые дети должны были заполнить самостоятельно в соответствии со своими ассоциациями. Так как «универсальный экран» - это прозрачная основа, с ним очень удобно работать. С одной стороны, я крепила мнемотаблицу, с другой стороны дети заполняли пустые мнемоквадраты в таблице. При этом дети могли многократно переписывать графические символы, не портя саму мнемотаблицу.
Создание «универсального экрана» соответствует принципам организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО. «Универсальный экран» полифункционален: может использоваться в разных видах детской деятельности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре); трансформируем: предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей, безопасен и доступен. Дети могут пользоваться им в соответствии со своими потребностями и желаниями.
Использование «универсального экрана» в социально-коммуникативном развитии способствует развитию общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; формированию готовности к совместной деятельности со сверстниками.
В познавательном развитии использование «универсального экрана» помогает развитию воображения и творческой активности; способствует развитию интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
«Универсальный экран» можно использовать при работе с родителями. Родители как равноправные участники образовательного процесса могут принимать непосредственное участие в создании опорных мнемотаблиц и схем.
Так же «универсальный экран» я использую на родительских собраниях как нетрадиционное средство работы с родителями для проведения мастер-классов, творческих заданий.
Хочу представить несколько вариантов использования «универсального экрана» в совместной деятельности педагога и детей.
Продолжи цепочку ассоциаций
Цель: развивать воображение и фантазию ребенка, через создание ассоциативного ряда.
На мнемодорожке нарисованы предметы, действия или другие символы, которые могут вызвать у детей различные ассоциации. Одному ребенку предлагается записать в мнемоквадрат свои ассоциации, другому продолжить.
Продолжи ряд
Цель: развитие логического мышления детей.
Детям дается мнемотаблица на которой изображены предметы или действия с определенной закономерностью. Ребенку предлагается найти эту закономерность и продолжить ряд.
Что потом
Цель: развитие связной речи ребенка.
Детям предлагается заполнить мнемотаблицу, в которой записано только часть информации по какой-либо теме, ситуации. Нужно заполнить остальные мнемоквадраты в таблице, и составить связный рассказ по схеме.
Рисуем вместе
Цель: Развитие социально-коммуникативных качеств ребенка, умения сотрудничать и договариваться. Развитие фантазии и творческого потенциала ребенка.
Два ребенка договариваются о том, что они будут рисовать. Например, машину. Один ребенок встает с одной стороны «универсального экрана», второй с другой. Дети по ходу выполнения работы договариваются между собой, кто какую часть машины рисует. Один ребенок колеса, другой салон, фары и т.д. В итоге дети должны нарисовать один рисунок на двоих, то что они задумали.
Считаю что мой опыт по использованию приемов мнемотехники совместно с «универсальным экраном», как средства формирования предпосылок к учебной деятельности дошкольников имеет педагогическую ценность.
Новизна работы заключается в:
- интеграции на уровне содержания и задач психолого-педагогической работы;
- интеграции по средствам организации и оптимизации образовательного процесса;
- интеграция детской деятельности;
- объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы»;
- возможности использования «универсального экрана» в режимных моментах, при организации образовательной деятельности, при работе над проектом, в экспериментальной деятельности.
Данный опыт может использоваться педагогами других групп и детских садов.
Использование приемов мнемотехники в совместной деятельности педагога и ребенка является одной из форм реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Обеспечивает развитие инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности по ФГОС.
Целевые ориентиры при завершении ДОО. Презентация для родительского собрания в подготовительной группе, по теме "У школьного порога"....
ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДПОСЫЛОК К ОВЛАДЕНИЮ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТЬЮ СРЕДСТВАМИ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
Главной целью системы образования является подготовка подрастающего поколения к активной жизни в условиях постоянно меняющегося социума. И, так как развитие современного общества носит динамический ха...
Формирование у детей дошкольного возраста навыков поисково-исследовательской деятельности как средство познания окружающего мира
Формирование у детей дошкольного возраста навыков поисково-исследовательской деятельности как средство познания окружающего мира...
«Формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО»
Круглый стол«Преемственность в речевом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста»...
Формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО
Сообщение«Формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО» Круглый ст...
Формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности, на этапе завершения ими дошкольного образования.
Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком (Л. С. Выгодский)...
Семинар практикум: "Формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения дошкольного образования"
Протокол заседания Форсайт-центра "Модель выпускника"...