Формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности по средствам использования приемов мнемотехники
статья на тему

Кончиц Ольга Ивановна

Описание педагогического опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktualnost_i_opisanie_opyta_raboty_111.docx19.07 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности по средствам использования приемов мнемотехники

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования сформулированы требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения в виде целевых ориентиров (п. 4.6 ФГОС), которые предполагают формирование у детей дошкольного возраста формирование предпосылок к учебной деятельности (п. 4.7 ФГОС) при соблюдении требований к условиям реализации программы.

В свою очередь одним из требований программы является требование к организации предметно-пространственной среды (п. 3.3 ФГОС ДО) и реализация основных принципов дошкольного образования (п. 1.4 ФГОС ДО).

Реализация системно - деятельностного подхода, являющегося методологической основой ФГОС ДО, подводит нас к необходимости более качественного освоения и адаптации в практике активных технологий, форм и методов, содействующих формированию предпосылок к учебной деятельности, становлению ребёнка, как активного субъекта познания.

Одним из эффективных средств в работе по достижению социально-нормативных возрастных характеристик возможных достижений ребенка (целевых ориентиров) является использование приемов мнемотехники в различных видах деятельности детей.

Мнемотехника (греч.) – «искусство запоминания».

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путем образования искусственных ассоциаций.

Мнемотехника помогает развивать:

-  ассоциативное мышление;

- зрительную и слуховую память;

- зрительное и слуховое внимание;

- воображение;

 - способствует развитию речи и обогащению словарного запаса детей.

В основе мнемотехники лежит наглядный метод: использование мнемотаблиц.

Мнемотаблица – это схема в которую, при помощи графических рисунков и знаков, заложена определенная информация.

Существуют готовые мнемотаблицы которыми педагог может пользоваться в своей деятельности. Но многие педагоги используют мнемотаблицы, которые создают вместе с детьми в ходе совместной образовательной деятельности. В процессе создания мнемотаблиц у ребенка развивается воображение: способность сознания создавать образыпредставления.

 При работе с детьми по созданию мнемотаблиц в различных видах деятельности, я столкнулась с проблемой многократного перерисовывания опорной схемы, чтобы учесть мнение каждого ребенка здесь и сейчас.

Передо мной встал вопрос, как же организовать этот процесс при минимальных затратах времени и средств, но при этом не потерять суть самого метода.  

Мною была разработана универсальная основа, для создания мнемотаблиц в совместной деятельности педагога и ребенка, которая получила название «Универсальный экран».

Для работы с «универсальным экраном» я составила мнемотаблицы, в которых некоторые мнемоквадраты я заполняла сама, а некоторые дети должны были заполнить самостоятельно в соответствии со своими ассоциациями. Так как «универсальный экран»  -  это прозрачная основа, с ним очень удобно работать. С одной стороны, я крепила мнемотаблицу, с другой стороны дети заполняли пустые мнемоквадраты в таблице. При этом дети могли многократно переписывать графические символы, не портя саму мнемотаблицу.

Создание «универсального экрана» соответствует принципам организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО. «Универсальный экран» полифункционален: может использоваться в разных видах детской деятельности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре); трансформируем: предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей, безопасен и доступен. Дети могут пользоваться им в соответствии со своими потребностями и желаниями.

Использование «универсального экрана» в социально-коммуникативном развитии способствует развитию общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; формированию готовности к совместной деятельности со сверстниками.

В познавательном развитии использование «универсального экрана» помогает развитию воображения и творческой активности; способствует развитию интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.

«Универсальный экран» можно использовать при работе с родителями. Родители как равноправные участники образовательного процесса могут принимать непосредственное участие в создании опорных мнемотаблиц и схем.

 Так же «универсальный экран» я использую на родительских собраниях как нетрадиционное средство работы с родителями для проведения мастер-классов, творческих заданий.  

Хочу представить несколько вариантов использования «универсального экрана» в совместной деятельности педагога и детей.

Продолжи цепочку ассоциаций

Цель: развивать воображение и фантазию ребенка, через создание ассоциативного ряда.

На мнемодорожке нарисованы предметы, действия или другие символы, которые могут вызвать у детей различные ассоциации. Одному ребенку предлагается записать в мнемоквадрат свои ассоциации, другому продолжить.

 

Продолжи ряд

Цель: развитие логического мышления детей.

Детям дается мнемотаблица на которой изображены предметы или действия с определенной закономерностью. Ребенку предлагается найти эту закономерность и продолжить ряд.

Что потом

Цель: развитие связной речи ребенка.

Детям предлагается заполнить мнемотаблицу, в которой записано только часть информации по какой-либо теме, ситуации. Нужно заполнить остальные мнемоквадраты в таблице, и составить связный рассказ по схеме.

         Рисуем вместе

Цель: Развитие социально-коммуникативных качеств ребенка, умения сотрудничать и договариваться. Развитие фантазии и творческого потенциала ребенка.

Два ребенка договариваются о том, что они будут рисовать. Например, машину. Один ребенок встает с одной стороны «универсального экрана», второй с другой. Дети по ходу выполнения работы договариваются между собой, кто какую часть машины рисует. Один ребенок колеса, другой салон, фары и т.д. В итоге дети должны нарисовать один рисунок на двоих, то что они задумали.

Считаю что мой опыт по использованию приемов мнемотехники совместно с «универсальным экраном», как средства формирования предпосылок к учебной деятельности дошкольников имеет педагогическую ценность.

Новизна работы заключается в:

 - интеграции на уровне содержания и задач психолого-педагогической работы;

 - интеграции по средствам организации и оптимизации образовательного процесса;

-  интеграция детской деятельности;

- объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы»;

  - возможности использования «универсального экрана» в режимных моментах, при организации образовательной деятельности, при работе над проектом, в экспериментальной деятельности.

Данный опыт может использоваться педагогами других групп и детских садов.

Использование приемов мнемотехники в совместной деятельности педагога и ребенка является одной из форм реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Обеспечивает развитие инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности по ФГОС.

Целевые ориентиры при завершении ДОО. Презентация для родительского собрания в подготовительной группе, по теме "У школьного порога"....

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДПОСЫЛОК К ОВЛАДЕНИЮ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТЬЮ СРЕДСТВАМИ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.

Главной целью системы образования является подготовка подрастающего поколения к активной жизни в условиях постоянно меняющегося социума. И, так как развитие современного общества носит динамический ха...

Формирование у детей дошкольного возраста навыков поисково-исследовательской деятельности как средство познания окружающего мира

Формирование у детей дошкольного возраста навыков поисково-исследовательской деятельности как средство познания окружающего мира...

Формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО

Сообщение«Формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО»   Круглый ст...

Формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности, на этапе завершения ими дошкольного образования.

Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком (Л. С. Выгодский)...