Перспективное планирование по экологическому воспитанию и ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе.
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Без прибжения детей к природе и широкого использования её в воспитатель-образовательной работе детского сада, нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников-умственного, эстетического, нравственного, трудового и физического. Перспективное планирование работы по экологическому воспитани. и ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе поможет педагогу в формировании у воспитанников основ экологической культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_ekologiya_podgotovitelnaya_gruppa.docx | 39.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование по экологическому воспитанию и
ознакомлению с окружающим миром
в подготовительной к школе группе
№ п/п | Месяц | Организованная образовательная деятельность | Цели, задачи, словарная работа | Материалы и оборудование |
1 | Сентябрь | «Планета Земля - наш общий дом» | Уточнить представление о солнечной системе, Рассказать об уникальности Земли: (на Земле есть жизнь, так как на ней есть воздух, вода, свет, и тепло); Земля-это дом для всех людей, который нужно любить, не разрушать, содержать в чистоте. Дать представление о жизни в разных регионах Земли. Рассказать о мировом океане. Дать представление о том, что люди живут в разных местах на суше, только там, где есть пресная (питьевая) вода, и что это всё необходимо беречь для последующих поколений. Словарь: Солнечная система, орбита, космос, Мировой океан. | Карта Солнечной системы, глобус, картинки с изображением животных разных климатических зон. |
«Ранняя осень» | Отработать понятия «Осень-время года», приметы осени, изменения в природе с приходом осени. Развивать наблюдательность. Активизировать мыслительную деятельность, умение отражать в творческой деятельности свои наблюдения, знания. Воспитывать экологическую культуру, чувства сопереживания и любви к природе. Словарь: сбрасывать листья, укромное место, зимовка. | Кукла-перчатка «Ёжик», иллюстрации на тему «Ранняя осень», акварельные краски, кисточки, ватман (бумага для рисования большого формата). | ||
«Воздушный океан» | Уточнить и расширить знания детей о воздухе, его составе. Рассказать об основных причинах загрязнения воздуха, мероприятиях по защите его от загрязнения. Формировать интерес к экспериментальной работе, моделированию. Познакомить с природным явлением «ветер», причинами его возникновения, влиянием на жизнь живых организмов и человека. Воспитывать заботливое отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. Словарь: воздух-невидимка, планета, буря, ураган, смерч. | Карточки с изображением ветра, бури и т.д.,, источниками загрязнения воздуха. Картина «Лес», «Ветряная мельница». Воздушный шарик, кубик, парашютик, стаканы, губки, горсть земли, тазик с водой, полоски бумаги. | ||
№ п/п | Месяц | Организованная образовательная деятельность | Цели, задачи, словарная работа | Материалы и оборудование |
2 | Октябрь |
«Гуманное отношение к природе» | Расширить представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека. Развивать познавательные интересы. Воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность любовь к природе, стремление заботится о ней, и беречь её. Словарь: съедобные и несъедобные грибы, муравейник. | Куклы «Лесовичок» и «Красная Шапочка». Картинки с изображением птиц, грибов, деревьев. |
«Подарки «Золотой осени» | Закрепить знания детей о явлениях осенней природы. Обратить внимание на красоту этого времени года. Воспитывать экологическую культуру, любовь к природе и доброе отношение друг к другу. Развивать любознательность, творческое воображение, связную речь, логическое мышление. Словарь: вершки, корешки, венок, стручок, корнеплод, квашенная. | Картинки с поэтапным изображением выращивания овощей. Живая дорожка «Что сначала, что потом» (дерево). | ||
«Грибными дорожками» | Закрепит и обобщить знания детей о грибах. Учить их различать съедобные и несъедобные грибы. Развивать память, воображение, наблюдательность. Воспитывать экологическую культуру. Создавать положительный эмоциональный настрой. Словарь: названия съедобных и несъедобных грибов. | Корзинка, муляжи грибов. Грамзапись песни «Грибная электричка» | ||
«Что мы сажаем, сажая леса» | Выявить и обогатить представления детей о значении леса в жизни человека (оздоровительном, эстетическом, хозяйственном). Объяснить причины исчезновения лесов, обратить внимание на экологически неграмотное поведение в лесу. Систематизировать представление о лесе как об экосистеме. Совершенствовать речь, пробуждать фантазию, изобретательность. Воспитывать бережное отношение к лесу, умение видеть красоту природы. Словарь: пушнина, древесина, исчезновение. | Картины «Лес», «Пожар в лесу». Схема к системному оператору «Дерево». Карточки со словами для составления пословиц. Листы бумаги, краски, кисти. |
№ п/п | Месяц | Организованная образовательная деятельность | Цели, задачи, словарная работа | Материалы и оборудование |
3 | Ноябрь | «Кто главный в лесу. Живые цепочки» | Уточнить представления детей о лесе, его растениях и обитателях. Формировать представление о взаимосвязи и взаимозависимости обитателей лесного сообщества. Учить составлять экологические цепочки, аргументировать свои ответы. Закрепить понятие хищники и травоядные. Уточнить представление о приспособленности хищников к добыванию пищи. Воспитывать познавательный интерес, бережное отношение к природе. Словарь: лесные цепи, равновесие, питание, гомон. | Фланелеграф, контурные изображения цепей питания. Картины «Зимняя подкормка диких животных», «Лесник спасает зайцев». Полоски различной длины для составления экологических цепочек, стрелочки, конверт с письмом. |
«Сбережём удивительный мир растений и животных леса» | Расширять кругозор детей. Воспитывать бережное отношение к растительному и животному миру, чувства сопереживания и сопричастности природе. Развивать устную речь, внимание, память, мышление. Учить строить сложно-подчинённое предложение. Словарь: обитатели леса. | Картина «Лес». Карточки с изображением деревьев на каждого ребёнка. Картинки с изображением птиц. Грамзапись песни «Голубой вагон», плоскостной поезд. | ||
«Природная стихия-огонь» | Углубить представления детей о роли огня в жизни человека. Закрепить знания правил пожарной безопасности. Формировать образные представления, нравственные понятия, уважительное отношение к труду пожарных. Развивать речь, воображение, наблюдательность. Словарь: стихия, бедствие, подвиг. | Свечи. Листы белой, красной, жёлтой, оранжевой бумаги, клей, кисти. Грамзапись сказки «Кошкин дом». | ||
«Перелётные птицы» | Расширять представление о перелётных птицах. Знакомить с народными приметами и литературными произведениями о птицах. Учить выстраивать причинно-следственные связи и закономерности в природных явлениях. Воспитывать чувство сопричастности к окружающей природе. Словарь: отлёт, оперение, грудка, клин, косяк, стая. | Предметные картинки с изображением скворца, жаворонка, лебедя, иволги, грача, трясогузки, зяблика, пеночки, цапли, кукушки, соловья, ласточки, аиста, чижа. | ||
№ п/п | Месяц | Организованная образовательная деятельность | Цели, задачи, словарная работа | Материалы и оборудование |
4 | Декабрь | «Солнце-источник тепла и света» | Дать детям представление о том, что Солнце является источником света и тепла. Развивать умение мыслить, рассуждать, доказывать. Активизировать в речи ласкательные существительные. Вызвать положительные эмоции. Развивать творческую фантазию и воображение. Воспитывать у детей коммуникативные качества, экологическую грамотность. бережное отношение к природе. Словарь: активизация словарного запаса детей. | Картинки с изображением: Солнца, животных. Растений, различных предметов. Листы для рисования, кисточки, краски. |
«Поможем нашим пернатым друзьям» | Развивать у детей чувства сопереживания и причастности к судьбам птиц зимой, любви и интереса к родной природе. Формировать первичные навыки и умения анализировать и сравнивать. Воспитывать бережное отношение к природе, чувство сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает. Словарь: полотно, снежное покрывало, кормушка, стужа, гроздь, | Картинки с изображением кормушки с птицами. Карточки с зимующими птицами. | ||
«Корабль пустыни» | Расширять знания детей о животных и растительном мире пустыни. Развивать фантазию, воображение. Активизировать мыслительную деятельность. Создать условия для свободного выражения мыслей. Продолжать формирование экологической культуры личности дошкольника. Воспитывать бережное отношение к растениям и животным. Словарь: климат, пустыня, мираж. | Игрушка «Верблюжонок». Картинки с изображением кактуса, саксаула, перекати-поля, кобры, варана, жука-скарабея, скорпиона. Бумага, краски, поролоновые губки, большой лист ватмана. | ||
«Царица-водица» | Уточнить и расширить знания детей о воде, её свойствах, роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды (реки, родники, моря, океаны, озёра, осадки и т.д.). Познакомить воспитанников с круговоротом воды в природе. Дать представление об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения. Развивать умение любоваться красотой водоёмов. Воспитывать бережное отношение к воде как к основному природному ресурсу. Словарь: круговорот воды, быт, пресная вода | Глобус, схема с изображением круговорота воды в природе. Карточки, иллюстрации, изображающие использование воды человеком. Оборудование для проведения опытов (Солнце-настольная лампа, Земля-глобус). | ||
№ п/п | Месяц | Организованная образовательная деятельность | Цели, задачи, словарная работа | Материалы и оборудование |
5 | Январь | «Зимушка-зима» | Обобщить знания детей о зиме и зимних месяцах. Развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности, вежливо откликаться на предложение общение. Способствовать развитию логического мышления, памяти. Учить правильно, согласовывать существительные с прилагательными, развивать речь детей, пополнять словарный запас, выделять из текста необходимую информацию. Развивать творческие способности детей, воображение, вызвать у детей эмоциональное удовольствие от деятельности. Отрабатывать координацию движения детей, развивать мелкую моторику рук Словарь: вьюга, метель, пороша, вьюжная, запорошила. | Иллюстрации о зиме, мяч массажный , листы бумаги, карандаши, краски, восковые мелки. |
КВН «Мы - друзья природы» | Воспитывать бережное отношение к природе, заботу о братьях меньших. Закреплять знания, полученные в процессе непосредственно образовательной деятельности по развитию экологических представлений. Развивать экологическое мышление и творческое воображение. Расширять представления детей о жизнедеятельности животных. Закреплять знания детей о природе, о бережном, заботливом отношении к ней. Учить правильному поведению в природной среде. Развивать смекалку и сообразительность детей, их эрудицию. | Песочные часы, юла со стрелкой, карточки с заданиями, жетоны за правильный ответ, музыка - «Волшебный лес», «Мы начинаем КВН». | ||
«Рада скатерть хлебушку, он на ней как солнышко» | Закрепить представление детей о содержании значении труда взрослых. Воспитывать любовь и уважение к людям труда, бережное отношение к хлебу как результату деятельности многих людей. Закрепить название профессий – тракторист, комбайнер, хлебороб, пекарь. Упражнять в произнесении трехсложных слов с двумя и тремя стечениями согласных. Развивать любознательность, творческое воображение и логическое мышление. Словарь: Комбайн, комбайнер, землепашец, хлебороб, агроном, хлебозавод, пекарь, снегозадержание, трактор, тракторист, мельница. | Посылка, каравай (съедобный), | ||
№ п/п | Месяц | Организованная образовательная деятельность | Цели, задачи, словарная работа | Материалы и оборудование |
6 | Февраль | «В гостях у морского царя» | Познакомить детей с хищным морским животным актинией, её внешним видом, образом жизни. Учить воплощать свои впечатления в игровых видах деятельности. Развивать творческое воображение. Способствовать непринуждённому общению детей на основе совместной творческой деятельности. Воспитывать экологическую культуру. Показать многообразие, красоту и парадоксальность окружающего мира. Словарь щупальца, актиния, осьминог, кораллы, мальки. | Лист бумаги с капелькой воды, музыка, конверт, рисунок с изображением трезубца. Картинки с изображением «морских обитателей». |
«Хлеб да каша – пища наша» | Вызвать интерес к окружающему миру. Формировать реалистические представления о природе. Расширять кругозор. Обогащать словарный запас, развивать связную речь (давать полные ответы на вопросы). Активизировать внимание и память, развивать логическое мышление. Словарь рис, пшеница, кукуруза, мука, крупа, злак. | Картинки с изображением колосьев проса, ячменя, пшеницы, овса, гречихи, кукурузы. Образцы круп по аналогии со злаками.. | ||
«Родной край» | Закрепить знания детей о родном городе, о зданиях архитектуры, гербе города и его символике, название улиц, достопримечательности; о природных особенностях родных мест. Развивать логическое мышление, память, речь, воображение, умение отвечать полными предложениями. Вызвать интерес к изучению родного края, желание лучше узнать его. Воспитывать любовь к природе, желание правильно с ней обращаться. Словарь: планета Земля, область, район, город, улица, дом. | Юла со стрелкой, карта Московской области, фотографии большого формата с достопримечательностями города, герб г. Железнодорожный (наглядное пособие), изображение герба города на каждого ребёнка. | ||
«В гостях у солнышка» | Дать детям понятие о Солнечной системе, планетах, входящих в неё, о солнце как об источнике жизни на Земле. Через решение проблемных вопросов помочь осознать уникальность возникновения жизни на Земле. Вызвать желание защищать и оберегать всё живущее на нашей планете. Воспитывать чувства любви, доброты по отношению к окружающему миру. Словарь: звезда, солнечная система, планеты, спутник Земли-Луна. | Зеркало, любая компьютерная музыка, плакат с изображением Солнечной системы. | ||
№ п/п | Месяц | Организованная образовательная деятельность | Цели, задачи, словарная работа | Материалы и оборудование |
7 | Март | «Что где растёт, кто где живёт» | Расширить представления детей о растениях и животных разных сред обитания (лес, луг, водоём). Показать приспособленность организмов к различным условиям жизни. Раскрыть взаимосвязь живых организмов (растение-растение, растение-животное, растение-человек, животное-животное, животное-человек). Словарь наследство, опылять, дубрава | Макеты луга, леса, водоёма, контуры растений и животных этих сред обитания. Знаки, напоминающие о правилах поведения на природе. |
«Поливка комнатных растений» | Расширять кругозор детей, их знания о способах ухода за комнатными растениями. Познакомить с правилами поливки комнатных растений. Воспитывать чувство ответственности за свои поступки по отношению к объектам природ, Вызвать желание бережно относить к окружающей природе. Словарь алоэ, бальзамин, бегония, каланхоэ, кактус, хлорофитум. | Кукла «Домовёнок Кузя», иллюстрации комнатных растений, демонстрационная таблица «Уход за комнатными растениями». Горшки с комнатными растениями, лейка, ёмкость с водой. | ||
«Черенкование комнатных растений» | Уточнить знания детей из чего можно вырастить растение. Дать понятие о новом способе выращивания растения –черенковании. Учить приёмам правильной посадки черенков. Воспитывать желание самостоятельно выращивать растения. Развивать мышление и память, умение анализировать. Способствовать развитию коммуникативных качеств и экологической грамотности у детей. Словарь: побеги, усы, луковицы, черенки, почки. | Горшочки, палочки, тряпочки, клеёнки, черенки, стакан с водой. | ||
Викторина «Природа вокруг нас» | Обобщение знаний детей о растительном и животном мире, воспитании любви к родной природе. Систематизировать знания детей по экологии; формировать целостное представление о живой и неживой природе; обучать дошкольников способам познания окружающего мира. Воспитывать бережное отношение к животному и растительному миру. Закрепить умение работать в команде. Развивать познавательный интерес к миру природы; | Картинки с изображением животных, деревьев, медали, эмблемы командам, мяч, песочные часы. | ||
№ п/п | Месяц | Организованная образовательная деятельность | Цели, задачи, словарная работа | Материалы и оборудование |
8 | Апрель | «Экскурсия в весенний лес» | Прививать интерес к окружающим природным объектам. Учить детей наблюдать за изменениями в живой и неживой природе. Закрепить представление детей о весне. Уточнить признаки весны; Расширить знания детей о перелетных и оседлых птицах, о деревьях. Уточнить правила поведения в лесу. Воспитывать любовь к природе, стремление сберечь ее. Словарь рыхлый, набухание почек, проталины. | Игрушка-матрёшка Старичок-годовичок», иллюстрации с весенними пейзажами. Картинный материал «Времена года». |
«Космос. Вселенная, Звёзды» | Уточнить и расширить представления детей о космосе, работе космонавтов. Подчеркнуть уникальность планеты Земля, ответственность людей за её будущее. Вызвать познавательный интерес к космосу. Развивать фантазию, воображение. Воспитывать интерес и уважение к труду космонавтов. Словарь: Вселенная, космос, невесомость. | Иллюстрации с изображением: Вселенной, звёзд, планет. Фотографии космонавтов. Цветная бумага, ножницы, клей. | ||
«Полёт на Луну» | Закрепить знания детей о Луне. Расширять представления о космических телах. Продолжать развивать логическое мышление, конструктивные способности, память, внимание, творческое воображение. Вызвать интерес к театрализованной деятельности. Словарь: исследования, конструкторское бюро, космодром, лаборатория, лунный грунт, невесомость, скафандр. | Конструкторы «Лего». Две ракеты, нарисованные на ватмане и состоящие из различных геометрических форм. Обручи («скафандры»), макет Луны, фото Земли, сделанное с поверхности Луны. | ||
«Птицы нашего края» | Развивать интерес детей к природе. Формировать реалистическое представление о дятле Расширять знания детей об особенностях внешнего вида, повадках птицы, приспособлении её к среде обитания. Учить детей давать ответы на вопросы развёрнутым предложением. Активизировать внимание и память (через элементы раскрашивания запоминать внешний облик птицы). Учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Словарь: неоперившиеся, личинки, перестукиваться, вылущивать. | Картинный материал с изображением птиц наших лесов, том числе и дятла. Иллюстрация «Дупло дятла». | ||
№ п/п | Месяц | Организованная образовательная деятельность | Цели, задачи, словарная работа | Материалы и оборудование |
9 | Май | «Лес весной. Весенние первоцветы» | Вызвать интерес к окружающему нас миру. Формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять её. Расширить представления и знания детей о весенних первоцветах, об их значении в нашей жизни. Развивать речь детей. Активизировать речь и память. Словарь проталины, подснежник, лесная фиалка, ландыш. | Запись со спокойно, лёгкой музыкой. Иллюстрации весеннего леса, весенних первоцветов. |
«Лес в жизни человека» | Уточнить представление детей о разном значении леса в жизни человека (эстетическом, хозяйственном, оздоровительном). Систематизировать представления о взаимосвязи в природе. Закрепить знания о деревьях леса, его обитателях. Воспитывать бережное отношение к природе, частности лесу (собирать дары леса осторожно, беречь деревянные изделия, экономить чистую бумагу). Побуждать детей к словесному выражению своего доброжелательного отношения к природе. Словарь: орешник,, березняк, ельник, хвоя | Сушенные грибы, ягоды, орехи, лекарственные травы, деревянные изделия, картинки деревянных .домов, мебели, и т.д., аудиокассета “голоса леса”. Репродукции художников о лесе; картинки деревьев, листочков и семян. Д/и “береги природу”. | ||
«Лекарственные растения» | Формировать умение узнавать и правильно называть лекарственные растения. Закрепить с детьми знания о лекарственных растениях, об их целебных свойствах. Развивать мышление, умение делать выводы, обогащать словарный запас. Учить описывать растение и узнавать его по описанию. Учить отгадывать загадки о растениях. Воспитывать любовь к природе. Словарная работа: Материал: Словарь настой, отвар, лекарственные растения. | Разрезные картинки с лекарственными растениями, мешочки с сухими травами ( мята, ромашка, гвоздика, чабрец), заваренный чай (мята, калина, шиповник). | ||
«Облака» | Формировать у детей умение видеть красоту неба. Учить делать открытия, рассуждая. Вызвать желание фантазировать. Развивать творческое воображение. Задание на эмпатию (превратились в облака).Дать более полное представление о том, как ветер формирует облака. Словарь: пар, съёжились. | Картинки с изображением неба с облаками, облака различной формы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование по экологическому воспитанию и ознакомлению с окружающим миром в средней группе
Без приближения детей к проироде и широкого использования её в воспитательно-образовательной работе детского сада, нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников-умственного, эстетического, ...
Перспективное планирование по экологическому воспитанию и ознакомлению с окружающим миром в старшей группе.
Без приближения детей к природе и широкого использования её в воспитательно-образовательной работе детского сада, нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников-умственого, эстетического, нр...
КОНСПЕКТЫ ООД НА ТЕМУ: «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ ДЕТЕЙ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ»
Данный методический материал я разработала самостоятельно для воспитанников младшей группы общеразвивающей направленности с учетом «Основной образовательной программы дошкольного образования &la...
Конспекты ООД на тему: "Экологическое воспитание и ознакомление с окружающим миром детей в средней группе"
Данный методический материал я разработала самостоятельно для воспитанников младшей группы общеразвивающей направленности с учетом «Основной образовательной программы дошкольного образования &la...
Конспекты ООД на тему: "Экологическое воспитание и ознакомление с окружающим миром детей в старшей группе"
Данный методический материал я разработала самостоятельно для старшей группы общеразвивающей направленности с учетом «Основной образовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИ...
Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе.
Цель совместной деятельности взрослого и воспитанников...
Перспективное планирование по ОО "Познавательное развитие " "Ознакомление с окружающими миром" Е.Н. Краузе
Перспективное планирование по ОО "Познавательное развитие " "Ознакомление с окружающими миром" Е.Н. Краузе . Средний возраст...