Перспективное планирование по экологическому воспитанию и ознакомлению с окружающим миром в средней группе
методическая разработка (средняя группа) на тему
Без приближения детей к проироде и широкого использования её в воспитательно-образовательной работе детского сада, нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников-умственного, эстетического, нравственного, трудового и физического. Перспективное планирование работы по экологическому воспитанию и ознакомлению с окружающим миром в СРЕДНЕЙ ГРУППЕ поможет педагогу в формировании у воспитанников основ экологической культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_ekologiya_srednyaya_gruppa.docx | 57.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование по экологическому воспитанию и
ознакомлению с окружающим миром
в средней группе
№ п/п | Месяц | Организованная образовательная деятельность | Цели, задачи, словарная работа | Материалы и оборудование | ||
1 | Сентябрь | «Детский сад-второй наш дом» | Показать, что детский сад похож на семью; как и в семье, здесь есть взрослые, которые заботятся о детях; обобщить знания детей о профессиях сотрудников детского сада (повара, медицинской сестры), формировать положительное отношение к детскому саду. Воспитывать уважение к труду взрослых; продолжать воспитывать у детей доброе отношение детей к друг другу (называть друг друга ласково, нежно, весело), развивать положительные эмоции у детей. Словарь: профессия, пластырь, шприц, витамины, сито, дуршлаг. | Мягкие игрушки (белка и заяц),красочная коробка, конверт с картинками повара и врача, набор игрушек (кастрюля, сковорода, плита, овощи, градусник, шприц, пластырь, баночка с витаминами), сдобное тесто, мольберт. | ||
«Дом и его части» | Уточнять и расширять знания детей о доме и его частях, расширять знания о назначении комнат в квартире. Развивать слуховое и зрительное восприятие, память, внимание, воображение, сообразительность; пространственную ориентацию при составлении из фигур предмета. Упражнять в образовании сложных прилагательных, учить согласовывать существительные с прилагательными, образовывать прилагательные от существительных. Словарь: строитель, стены, крыша, окна ,этаж, дверь, балкон, подъезд,квартира,лифт,лестница,прихожая,спальня,кухня,ванная.кирпичный,каменный,деревянный,одноэтажный,многоэтажный,входить, подниматься. | Картинка с изображением многоэтажного дома, картинки(части дома, подъезд, лестница, лифт, спальня, кухня, ванная, прихожая),мяч, конверты с геометрическими фигурами, кукла. | ||||
№ п/п | Месяц | Организованная образовательная деятельность | Цели, задачи, словарная работа | Материалы и оборудование | ||
2 | Октябрь | «Овощи» | Расширять, уточнять и активизировать словарь по теме «Овощи», закреплять обобщающее понятие овощи. Учить различать и использовать в речи единственное и множественное число имен существительных, закреплять знание красного, синего, зеленого, желтого, коричневого, оранжевого цветов, развивать речевое дыхание, внимание, память, мышление, мелкую и общую моторику. Словарь: рубим, жмём, трём, режем, огород. | Игрушки Зайчик и Ёжик. Муляжи овощей и натуральные овощи. | ||
«Фрукты» | Расширить и уточнить знания детей о фруктах и фруктовых деревьях, и уходом за ними, этапах роста, разновидностях плодов. | Картинки с изображением этапов роста плодового дерева. | ||||
«В гостях у Октябринки» | Уточнить представление о названиях, форме, вкусе, цвете, запахе овощей, фруктов и о местах их произрастания; формировать представление о некоторых способах употребления овощей и фруктов в пищу. Развивать сенсорные чувства, речь, внимание; вырабатывать умение объединять плоды по сходному признаку. Словарь: запах, продолговатая, гладкая твёрдая, хрустящая, пупырышки. | Кукла Октябринка в ярком золотистом платье с веночком из ярких осенних листьев, корзина, в которой лежат овощи и фрукты. | ||||
«Путешествие в осень» | Помочь увидеть многоцветие осени. Учить чувствовать и понимать красоту окружающего мира, поэзию, живопись, музыку, учить проявлять свой эмоциональный всплеск в практическом применении через рисунок и самовыражение в музыке. Словарь: осень, страна, приметы. | Дорожки (узкая и широкая), картины осени, картина лужайки, цветик – семицветик, краски, кисти. | ||||
№ п/п | Месяц | Организованная образовательная деятельность | Цели, задачи, словарная работа | Материалы и оборудование | ||
3 | Ноябрь | «Что растёт в лесу» | Дать первоначальное представление о лесе: познакомить с произведениями искусства на заданную тему; вызвать интерес к лесной растительности. Воспитывать бережное отношение к растениям; развивать мышление и эстетический вкус; совершенствовать речь. Словарь: картины изобразительное искусство, гномик. | Плоскостные изображения растительности леса. | ||
«Одежда. Головные уборы» | Формировать представления детей об одежде и головных уборах, умение сравнивать предметы, познакомить с составными частями одежды. Развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание, интерес детей, любознательность и познавательную мотивацию; развивать воображение и творческую активность, активизировать словарь детей по теме. Словарь: Валенки, безрукавка, пумпон, штанина, пояс, застёжка. | Кукла би-ба-бо , «чемоданчик» с заданиями, предметные картинки с изображением одежды, мяч; презентация «Одежда». Мольберт, гуашь, большие кисти, лист с нарисованной белым восковым карандашом одеждой. . | ||||
«Наша обувь» | Формировать представления детей об обуви и её сезонности. Развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание, интерес детей, любознательность и познавательную мотивацию; развивать воображение и творческую активность, активизировать словарь детей по теме. Словарь: босоножки, Кожаная, резиновая, межсезонная, пара обуви, голенище. | Предметные картинки с изображением обуви, картинки с изображением осени, зимы и лета, кукла. Картинки для дидактической игры «Угадай, кто это?». | ||||
«Моя любимая игрушка» | Формировать представления о музее, продолжать знакомить детей с игрушками (знакомство с русской матрешкой ), познакомить с правилами поведения в общественных местах. Уточнить, закрепить знания об игрушках. Воспитывать интерес к народному быту, к изделиям декоративно-прикладного искусства, воспитывать бережное, доброжелательное отношение к игрушкам; Словарь: музей, матрёшка, экспонат, художник. | Русская матрешка, народная игрушка кукла, современные игрушки, “Ящик ощущений” , разрезные картинки, карточки-четвертый лишний. Все для рисования: игрушки с пенопласта, гуашь, кисти. | ||||
№ п/п | Месяц | Организованная образовательная деятельность | Цели, задачи, словарная работа | Материалы и оборудование | ||
4
| Декабрь
Ноябрь | «Лес - наше богатство, береги его!». | Формировать у детей знания о значении деревьев в жизни человека; желание самим посадить дерево, ухаживать за ним. Закреплять знания детей о знакомых деревьях; условиях необходимых для их роста. Учить отгадывать загадки; решать проблемные задачи; осознано применять знания о правилах поведения в лесу. Развивать любознательность, память, умение делать выводы. Воспитывать любовь к природе. Словарь: «лёгкие планеты», очищать, лекарственные травы. | Картинки: к игре «Назови дерево», к подвижной игре «Лес: хвойный и лиственный», «Правила поведения в лесу». Корзина со сладостями. | ||
«Посуда» | Освоение родового понятия «посуда». Учить выделять существенные признаки посуды. Упражнять в умении классифицировать предметы посуды по одному признаку - назначению: столовая, кухонная, чайная. Закреплять правила поведения за столом, правила сервировки стола. Словарь: сито, дуршлаг, самовар, подстаканник. | Наборы детской посуды разного вида: кухонная, столовая, чайная. Чайный сервиз, скатерть, самовар, угощение. | ||||
«Снеговичок» | Выявить и расширить представления детей о свойствах снега. Развивать речь, мышление воображение, воспитывать интерес к явлениям неживой природы. Словарь: сверкает, оттепель, морозный день, солнечная погода. | Снеговичок из шариков – комочков белой бумаги или кукла снеговик, снег в ведёрке, белые кружочки или шарики из бумаги, картинка «Зимние развлечения». | ||||
«Зимушка – зима» | Закрепить представления о характерных признаках зимы, о состоянии живой и неживой природы, расширить кругозор детей, стимулировать познавательный интерес. Формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности. Развивать навыки общения, диалогическую речь. Вызвать у детей положительные эмоции, используя художественное слово, музыку, фольклор. Словарь: лёгкая, радостная, снежная ,пушистая, зимняя. | Иллюстрации пейзажей зимы опорные схемы признаков зимы модели для обобщения внешних признаков, условий существования зайца. Д/и "Животные", снежки, обруч (обшитый мишурой), снежинки. | ||||
№ п/п | Месяц | Организованная образовательная деятельность | Цели, задачи, словарная работа | Материалы и оборудование | ||
5
| Январь
Ноябрь | «Человек. Части тела» | Познакомить детей с частями тела человека. | Зеркала на каждого ребенка, плакат с изображением строения тела человека, мяч, демонстрационный материал к сказке «Два брата», наглядное изображение многозначности слов, натуральные предметы: расчёска, зубная щетка , полотенце, мыло, мочалка, салфетки, зубная паста, шампунь. | ||
«На бабушкином дворе» | Конкретизировать представления о домашних животных. Дать первоначальные представления об их образе жизни и о приносимой ими пользе. Вызвать интерес к животным, желание ухаживать за ними. Развивать речь и мышление. Словарь: домашние животные, ухаживать, ветеринар. | Игрушки (бабушка, корова, коза, свинья, сарай). Картинки «Домашние животные», ведёрко, метла, сено. | ||||
«Кошка и собака – наши милые друзья» | Уточнить и расширить представления о кошке и собаке как домашних животных и друзьях человека, об их детёнышах. Развивать речь, мышление. Воспитывать интерес к животным, понимание необходимости оказывать помощь. Словарь: домашние животные, царапаться, кусаться. | Картинки «Кошка с котятами», «Собака со щенками». Куклы или рисунки «Кот Матроскин» и «Шарик». |
№ п/п | Месяц | Организованная образовательная деятельность | Цели, задачи, словарная работа | Материалы и оборудование |
6
| Февраль
Ноябрь | «Кто живёт в лесу» | Дать первоначальное представление об обитателях леса. Учить различать животных по внешним признакам. Развивать умение устанавливать простейшие связи между обитателями леса. Вызвать интерес к их жизни, чуткое отношение к ним. Словарь: животные, звери, обитатели, хищники, травоядные, окраска, сезонные изменения. | Картины из серии «Дикие животные», плоскостное изображение на фланелеграфе леса и его обитателей. |
«Посадка лука» | Продолжать знакомить детей со способами посадки лука. Учить детей ставить перед собой цель, подготавливать инструменты, рабочее место и убирать за собой. Закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях , необходимых для роста растения. Развивать речь детей. Воспитывать желание добиваться результата, участвовать в общем деле. Словарь: корень, луковица, углубления, условия, стрелка, донце. | Луковицы, ящик с землёй, стаканчики, лопатки, лейки., палочки длинной 25-30 см. | ||
«На птичьем дворе» | Уточнить представление о домашних птицах: курице, утке, гусе (как они выглядят, как «разговаривают», чем питаются, какую пользу приносят, чем отличаются от других птиц от своих детёнышей – птенцов). Воспитывать заботливое отношение к домашним птицам. Словарь: сарай, курятник, птенцы. | Картинки: сарай, курятник, домашние птицы, пруд для водоплавающих птиц. Игрушка «Курочка Ряба» | ||
«Красная шапочка рассказывает о птицах» | Расширить знания детей о диких птицах. Учить распознавать птиц: воробья, ворону, синицу, снегиря. Продолжать знакомить воспитанников с жизнью птиц зимой, с их повадками, способами питания. Воспитывать сочувствие, сопереживание детей по отношению к «братьям нашим меньшим». Словарь: воробей, ворона, синица, снегирь, зимующие, перелётные. | Презентация «Чей голосок?», предметные карточки с изображением птиц, картинки с изображением птиц. | ||
№ п/п | Месяц | Организованная образовательная деятельность | Цели, задачи, словарная работа | Материалы и оборудование |
7
| Март
| «Прогулка в весенний лес» | Продолжать знакомить детей с характерными признаками весны. Помочь детям запомнить весенние месяцы. Развивать наблюдательность, внимание, память, творческое воображение, мелкую моторику рук. Воспитывать у детей интерес, любовь к природе, эмоциональное восприятие, терпение и усидчивость. Словарь: ранняя, март, апрель, май, проталина, подснежник, перелески, почки, перелетные птицы, грач, скворец, линька. | Мнемотаблицы времен года, муляжи фруктов овощей и даров леса; таблицы на которых изображены подсказки для описания овощей, фруктов, даров леса. Картинки с изображением: домашних и диких животных, перелетных и зимующих птиц. Запись голосов птиц весной. |
«Весенние секреты» | Продолжать расширять представления о жизни диких животных весной. Учить узнавать и называть дикое животное и его детёныша, используя метод символической аналогии. Развивать связную монологическую речь, умение составлять небольшие рассказы вместе с воспитателем. Воспитывать интерес к жизни диких животных. Словарь: времена года, весенний лес, пешком. | Картинки, изображающие весну, диких животных (лису, ежа, медведя). Кукла «Лесовичок». | ||
«Воздух вокруг нас» (2 занятия) | Уточнить знания детей о воздухе. Закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности. Развивать, мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности; умение высказывать предположение, мнение. Словарь: окружающая среда, охрана окружающей среды, невидимый, прозрачный, бесцветный. | Эмблемы /воздушные шары синего и розового цвета, по количеству детей, 4 стакана с водой, 4 трубочки, 4 бумажные салфетки, ком земли, галька, мольберт, карточки по темам: «Как человек использует воздух», «Чистый и грязный город», карточки с видами деятельности для очистки воздуха в помещении, свойства воздуха.. | ||
№ п/п | Месяц | Организованная образовательная деятельность | Цели, задачи, словарная работа | Материалы и оборудование |
8
| Апрель
Ноябрь | «Путешествие в царство комнатных растений» | Закрепить знания названий комнатных растений и их характерные признаки. Продолжать обучать детей описывать растения, отмечая различия и сходство между ними. Развивать речь , память, мышление. Поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними. Словарь: бальзамин (огонёк), фикус. | Комнатные растения: фикус, бальзамин. Кукла-игрушка «Карлсон». |
«Веснянка знакомит с новыми комнатными растениями» | Познакомить с новыми растениями(геранью душистой и гранью обыкновенной). Учить сравнивать листья растения по следующим признакам: окраске, форме, величине, характеру поверхности, количеству. Упражнять в исследовательской деятельности. Продолжать учит последовательному и полному рассказу об объекте. Словарь: растение, герань душистая, герань обыкновенная. | Конверты с моделями признаков растений, живые цветы (герань душистая и обыкновенная), модели потребностей растений, инвентарь по уходу за комнатными растениями. | ||
«Водное царство» | Уточнить знания условий, необходимых для нормального самочувствия рыбок. Учить узнавать и называть жителей аквариума. Развивать умение видеть характерные признаки и проводить по ним сравнение. Воспитывать желание ухаживать за рыбками. Словарь: плавник, чешуя, окраска, наросты. | Аквариум с рыбками, корм. | ||
«Мишутка знакомит с растениями медоносами и мёдом» | Уточнить представление детей о мёде и его полезных свойствах. Познакомить с некоторыми медоносными растениями. Развивать речь детей, обогащать их словарь. Воспитывать: интерес к цветущим растениям, насекомым, бережное отношение к окружающей природе. Словарь: улей, дупло, хоботок, зобик, нектар. | Иллюстрации, картинки с изображением цветущих медоносных трав и деревьев, банка с мёдом. Игрушка «Мишутка» |
№ п/п | Месяц | Организованная образовательная деятельность | Цели, задачи, словарная работа | Материалы и оборудование |
9 | Май Ноябрь | «Путешествие к друзьям насекомым»» | Закрепить представления и знания детей о насекомых. Формировать знания о том, как насекомые защищаются от врагов. Развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых. Воспитывать любознательность, любовь и бережное отношение к природе. Словарь: луг, жук, стрекоза, бабочка, окраска. | Альбом «Насекомые», загадки и стихи из книги-учебника для малышей В. Степанова «Родная природа», модели насекомых и цветов (ромашки) и живые (комнатные) цветы – фиалки. |
«Мы посадим репку…» | Формировать представления о внешнем виде семян тыквы, огурца, репы и навыков посадки (делать ямки, разложить в них семена, прикрыть землей, полить). Воспитывать умения внимательно слушать, активно отвечать на вопросы. Научить сажать семена разных размеров. Развивать речь детей в процессе диалога персонажей, развивать умственную активность. Словарь: семена, посадка, рыхление, всходы. | Коробочки пластмассовые с землей, леечки с водой, семена тыквы, огурца, репы в блюдцах, картинки с изображением этих овощей. | ||
«В гости к цветущим плодовым деревьям» | Закрепить знания детей о весенних изменениях в природе. Развивать умение сравнивать различные периоды весны. Продолжать развивать связную речь. Работать над дыханием, интонационной выразительностью. Воспитывать бережное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе. Словарь: поздняя весна, почки, цветущие деревья, плоды. | Карточки-модели «Когда это бывает», билеты на автобус, карточки – схемы. | ||
Итоговое занятие «Лето» | Обобщать и расширять знания детей по теме «Лето». | Искусственная полянка с цветами и насекомыми, счётные палочки, плакат с рисунками одежды, два гелиевых шарика, панно с цветами и бабочками по количеству детей. ИКТ: презентации «Где чей дом?, « Кто лишний?, «Прогулка в летний лес», «Проверь корзину с грибами». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование по экологическому воспитанию и ознакомлению с окружающим миром в старшей группе.
Без приближения детей к природе и широкого использования её в воспитательно-образовательной работе детского сада, нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников-умственого, эстетического, нр...
Перспективное планирование по экологическому воспитанию и ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе.
Без прибжения детей к природе и широкого использования её в воспитатель-образовательной работе детского сада, нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников-умственного, эстетического, нравс...
КОНСПЕКТЫ ООД НА ТЕМУ: «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ ДЕТЕЙ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ»
Данный методический материал я разработала самостоятельно для воспитанников младшей группы общеразвивающей направленности с учетом «Основной образовательной программы дошкольного образования &la...
Конспекты ООД на тему: "Экологическое воспитание и ознакомление с окружающим миром детей в средней группе"
Данный методический материал я разработала самостоятельно для воспитанников младшей группы общеразвивающей направленности с учетом «Основной образовательной программы дошкольного образования &la...
Конспекты ООД на тему: "Экологическое воспитание и ознакомление с окружающим миром детей в старшей группе"
Данный методический материал я разработала самостоятельно для старшей группы общеразвивающей направленности с учетом «Основной образовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИ...
Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе.
Цель совместной деятельности взрослого и воспитанников...
Перспективное планирование по ОО "Познавательное развитие " "Ознакомление с окружающими миром" Е.Н. Краузе
Перспективное планирование по ОО "Познавательное развитие " "Ознакомление с окружающими миром" Е.Н. Краузе . Средний возраст...