Конспекты ООД на тему: "Экологическое воспитание и ознакомление с окружающим миром детей в старшей группе"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Данный методический материал я разработала самостоятельно для старшей группы общеразвивающей направленности с учетом «Основной образовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и использовала в своей работе с детьми дошкольного возраста.
Материал включает в себя 7 конспектов ООД:
№1 "Работа дежурных в уголке природы".
№2 "Овощи и фрукты".
№3 "Незнайка в гости к нам пришел".
№4 "Волшебница - осень".
№5 "Лекарственные растения".
№6 "Перелет птиц".
№7 "Снег и его свойства".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ood_ekolog.vospit._starshaya_gruppa.docx | 29.39 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 7 МО УСТЬ-ЛАБИНСКИЙ РАЙОН
КОНСПЕКТЫ ООД НА ТЕМУ:
«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОЗНАКОМЛЕНИЕ
С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ ДЕТЕЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ»
Конспект разработала воспитатель I квалификационной категории: Брехова Елена Викторовна |
Ст. Ладожская, 2017 г.
Конспект ООД №1 «РАБОТА ДЕЖУРНЫХ В УГОЛКЕ ПРИРОДЫ».
Цели: познакомить детей с приемами ухода за растениями, назвать обитателей уголка природы, их основные потребности; показать, как надо поливать, рыхлить землю.
Словарная работа: ухаживать, аквариум, фиалка, дежурить, ответственно.
Материал: два – три комнатных растения, аквариум с рыбками, тряпочки, палочки для рыхления.
ХОД ЗАНЯТИЯ
- Рассказ воспитателя об уголке природы.
Дети отвечают на вопросы: что есть в нашем уголке природы? Что надо сделать, чтобы растения не погибли? Для чего нужен уголок природы? Напоминание об основных приемах ухода. Выполнение несколькими детьми некоторых приемов (полив, рыхление земли, протирание листьев).
- Игра «Цветочный магазин».
Цель игры: Закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.
Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор цветов. Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался о каком цветке идет речь. Из цветов дети самостоятельно составляют три букета: весенний, летний, осенний. Можно использовать стихи о цветах.
- Продолжение беседы об уголке природы.
Загадка: «Дом - стеклянный, в нем жильцы – все отличные пловцы». Кто они?
Воспитатель поясняет, что входит в обязанности дежурных по уголку природы. Отметить, что за его обитателями необходимо ухаживать ежедневно.
- Знакомство с календарем дежурных, назначение дежурных.
Конспект ООД №2 «ОВОЩИ И ФРУКТЫ».
Цели: уточнить представление детей о фруктах и овощах: названиях, форме, цвете, вкусе, запахе, твердости (мягкости); развивать речь, сенсорные способности, формировать умение объединять плоды по сходному признаку.
Материал: натуральные фрукты и овощи: морковь, вареная свекла и картофель, капуста, огурец, помидор, лук, сладкое и кислое яблоки, груша, лимон, апельсин; картинки с изображением овощей; игрушка; блюдо, подносы, тарелки, разделочные доски, нож.
Словарная работа: овощи, фрукты, плоды.
ХОД ЗАНЯТИЯ
- Рассматривание, обследование и описание плодов.
Воспитатель вносит блюдо или корзину со всеми плодами. Достает пару одинаковых овощей и передает детям. Просит каждого ощупать, погладить, осмотреть и понюхать плод. Затем, уточнив название плода, предлагает сказать, какая у него форма, поверхность, какого он цвета и чем пахнет. В заключение осмотра кладет плоды на блюдо со словами: «На это блюдо мы будем складывать овощи, на другое – фрукты». Так же идет осмотр других плодов. Когда все плоды будут осмотрены, воспитатель уточняет, где лежат фрукты, а где - овощи, обращает внимание детей на красоту каждого блюда.
- Игра «Фрукты и овощи».
Воспитатель должен подвести детей к тому, чтобы они сами сформулировали условия: «Пусть приходят те овощи, в названии которых ударение в первой части» или «Принимаем в войско тех, в названии которых слышатся одинаковые звуки (лук, свекла)». Для этого воспитатель может предложить детям послушать и сравнить, где ударение в оставшихся словах – названиях овощей, сравнить их звуковой состав.
- Встреча с игрушкой.
Воспитатель просит детей рассказать, что лежит на блюдах. На одном блюде – овощи, на другом – фрукты.
- Распределение плодов по цвету.
Воспитатель предлагает детям распределить плоды по цвету: на одно блюдо положить плоды с красным оттенком, на другое – с желтым, а третье – с зеленоватым.
- Распределение плодов по форме и вкусу.
Воспитатель предлагает детям разложить плоды по форме: круглые – на одно блюдо, продолговатые – на другое. После уточнения дает задание: распределить плоды по вкусу – на одно блюдо положить плоды сладкие, на другое – несладкие.
- Угощение.
Воспитатель режет кусочками морковь, каждому кладет на тарелку, угощает игрушку. Дети едят, а воспитатель уточняет свойства моркови: твердая, хрустит на зубах – значит, сырая, не вареная. Очищая вареную свеклу, воспитатель обращает внимание детей на то, что плод серый, не блестящий, а внутри темно-красный, блестящий. Дети едят и говорят, что свекла мягкая, легко жуется, сладкая. Дети пробуют и другие плоды.
Конспект ООД №3 «НЕЗНАЙКА В ГОСТИ К НАМ ПРИШЕЛ».
Цели: расширить представление детей об овощах и фруктах; активизировать словарный запас, внимание и память детей, развивать логическое мышление; учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения; продолжать вызывать у детей интерес к лепке, развивать умение передавать различия в форме и величине; закреплять умение детей отрывать, скатывать пластилин, прищипывать детали; побуждать лепить по представлению; воспитывать отзывчивость и умение радоваться успехам друзей.
Материал: корзинки, фрукты, овощи; картинки с овощами и фруктами; пластилин.
Словарная работа: предметы: названия овощей и фруктов, сад, огород, деревья, ствол, ветви, крона, корни, листья, семена, плоды; действия: копать, сеять, поливать, рыхлить, полоть, расти, цвести, зреть, выкапывать, срывать, варить, сушить, солить, есть; признаки: спелые, зрелые, вкусные, сладкие, сочные, румяные, свежие, консервированные, вареные.
ХОД ЗАНЯТИЯ
- Встреча с Незнайкой.
Рассмотреть картинку с изображением фруктов и овощей.
- Дидактическая игра «Узнай по запаху».
Воспитатель приносит закрытую колбу с запахом фруктов и овощей и дает каждому ребенку её понюхать. Ребенок должен угадать, чем пахнет.
- Дидактическая игра «Узнай по вкусу».
Воспитатель предлагает Незнайке и детям узнать и угадать фрукты (овощи) по вкусу.
- Загадки:
Сто одежек и все без застежек. (Капуста)
Летом в огороде свежие, зеленые,
А зимой в бочке крепкие, соленые. (Огурцы)
Красная девица сидит в темнице,
А коса на улице. (Морковь)
Красная, румяная я расту на ветке.
Любят меня взрослые и маленькие детки. (Яблоко)
Красные ножки в землю ушли. (Свекла)
Неразлучный круг подруг
Тянет к солнцу сотни рук.
А в руках душистый груз
Разных бус на разный вкус. (Сад)
Синий мундир, желтая подкладка,
А в середине сладко. (Слива)
Он круглый и красный,
Как глаз светофора.
Среди овощей нет сочней…. (Помидора)
Весной одну закапывают,
А осенью семью получают. (Картофель)
Яркий, сладкий, налитой,
Весь в обложке золотой!
Не с конфетной фабрики –
Из далекой Африки. (Апельсин)
Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз)
- Лепка.
Воспитатель предлагает слепить овощи и фрукты для друзей Незнайки.
- Итог занятия.
Что мы сегодня сделали? Кому помогли? Что было самым интересным? Что вызвало трудности? Что будем делать дальше?
Конспект ООД №4 «ВОЛШЕБНИЦА – ОСЕНЬ».
Цели: обобщить и систематизировать знания детей об осени; интегрировать ознакомление с сезонными изменениями в природе с формированием эстетических представлений; формирование экологической культуры личности дошкольника старшей группы детского сада; воспитывать бережное отношение к растениям и животным.
Словарная работа: бархатный месяц, румянец осени, златоцвет, рябинник, предзимье.
Материал: карточки с явлениями природы по месяцам, карточки с изображением птиц, овощей, картинки с изображением трудовой деятельности людей, слушанье «Времен года» П. Чайковского, рисование на тему: «Золотая осень».
ХОД ЗАНЯТИЯ
- Вводная беседа.
Воспитатель предлагает послушать отрывок из произведения П. Чайковского «Времена года». Что вы можете сказать о музыке? Почему музыка грустная?
- Рассматривание карточек с явлениями природы.
- Чтение пословиц, поговорок и примет.
Гром в сентябре – теплая осень.
Октябрьский гром – к белоснежной зиме.
Поздний листопад – к суровой продолжительной зиме.
Когда гусь улетает, снег выпадает.
Сентябрь яблоками пропах, октябрь – капустой.
- О каком времени года говорится в этих пословицах и поговорках? Какие осенние месяцы вы знаете?
- Рассматривание картинки сельскохозяйственных работ.
- Рассматривание карточек овощей.
- Отгадывание загадок:
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья. (Осень)
Висят на ветке золотые монетки. (Осенние листья)
Лето целое старалась – одевалась, одевалась…
А как осень подошла, нам одежки отдала.
Сотню одежонок сложим мы в бочонок. (Капуста)
Кругла, рассыпчата, бела
На стол она с полей пришла.
Ты посоли её немножко,
Ведь правда, вкусная … (Картошка)
Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен
Нужен только красный нос. (Морковь)
Крылатый, горластый,
Красные ласты. Кто это? (Гусь)
Листья падают с осин,
Мчится в небе острый клин. (Журавли)
Кто осенью спать ложится, а весной встает? (Медведь)
- Игра «Зайка»
- Осенние месяцы.
Вспомнить названия осенних месяцев, поговорить о погоде, о птицах, чем занимаются люди.
- Чтение стихотворения А.С. Пушкина «Унылая пора!…».
- Коллективная творческая работа.
Воспитатель предлагает изобразить волшебное многоцветье осени.
- Итог занятия.
Полученный осенний рисунок вставляют в рамку и украшают уголок природы.
Конспект ООД №5 «ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ».
Цель: формировать умение узнавать и правильно называть лекарственные травы.
Словарная работа: настой, отвар, лекарственные растения.
Предварительная работа: беседа о лекарственных травах, собирание лекарственных трав.
ХОД ЗАНЯТИЯ
- Встреча с Красной Шапочкой.
На лугу растут: ромашка,
Лютик едкий, клевер – кашка.
Что еще? Гвоздика, смолка,
Колокольчик, хвощ, как елка. А еще?
Подорожник, васильки,
Граммофончики – вьюнки.
Еще много разных травок
У тропинок, у канавок.
И красивых, и пушистых,
Разноцветных и душистых.
Еще раз назвать растения, которые собрала Красная Шапочка.
- Игра «Узнай и назови».
Воспитатель берет из корзинки растения и показывает их детям. Дети должны рассказать о растении всё, что знают.
- Рассказ воспитателя.
Отваром ромашки или календулы полощут горло при ангине; листья подорожника прикладывают к ране; из мяты, зверобоя и душицы заваривают успокоительный чай. Для улучшения аппетита пьют отвар тысячелистника, рекомендуется пить из плодов шиповника весной, когда не хватает витаминов. Нужно бережно относиться к лекарственным растениям, когда вы их собираете, не вырывать с корнями, не сбивать цветы. Нужно бережно относиться к природе. После сбора трав не забудьте тщательно вымыть руки.
- Итог занятия.
Воспитатель предлагает детям выпить напиток «Здоровье» и постараться определить, какие травы использованы.
Конспект ООД №6 «ПЕРЕЛЕТ ПТИЦ».
Цели: учить детей доброте, бережному отношению к природе; воспитывать бережное отношение к птицам; знакомить с особенностями их жизни, помочь испытать радость от сознания того, что , делясь крохами, можно спасти птиц от гибели; дать детям элементарные сведения о том, чем кормят птиц зимой.
Словарная работа: перелетные, зимующие, время года, юг.
Материал: картинки с изображением птиц.
ХОД ЗАНЯТИЯ
- Беседа о зимующих и перелетных птицах.
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года как зовется?
- Что говорится в этом стихотворении о птицах? Как вы думаете, почему птицы улетели? Но ведь не все птицы улетели? Найдите на картинках птиц, которые будут у нас зимовать. (Дети рассматривают картинки, называют зимующих птиц.)
О чем поют воробушки в последней день зимы?
Мы выжили! Мы выжили! Мы живы! Живы мы!
Воспитатель вместе с детьми рассматривает птиц на картинках. Беседует о них: какие перья, крылья, чем питаются.
- Пальчиковая игра «Полет птиц».
Руки скрещены в запястьях, пальцы – крылья – расслаблены, лежат на предплечьях – птица отдыхает. Вот она пошевелила одним крылом, другим. Взлетает. Взмахи рук – крыльев – легкие, плавные, идут волной от оснований ладоней до кончиков пальцев.
- Чтение стихотворения С. Михалкова «Птичья столовая» и рассказа Г, Скребицкого «Появились синички».
- Итог занятия.
Прогулка в форме экскурсии в парк.
Конспект ООД №7 «СНЕГ И ЕГО СВОЙСТВА».
Цели: уточнить и расширить представление детей о снеге; помочь детям понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства; вызвать радость от открытий, полученных из опытов; учить детей анализировать, делать выводы; развивать мышление, интерес к зимним явлениям неживой природы; учить грамотно формулировать свой ответ.
Предварительная работа: наблюдение за снегом, рассматривание снежинок, игры со снегом, опыты; чтение стихов «Снег» Н. Бромлевой, «Первый снег» Е. Трутневой, «Снег идет» М. Познанской; чтение рассказа В. Архангельской «Летят снежинки – пушинки».
Материал: тизображение различных состояний воды, иллюстрации с изображением снежинок.
ХОД ЗАНЯТИЯ
- Эмоциональный настрой детей. Загадки:
Мягкий он, не подушка.
Белый он, а не пушок,
Он холодный как лягушка,
А согреешь – ручеек. (Снег)
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь,
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь. (Снег)
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка)
- Беседа «Что такое снег?»
Почему идет снег? Из всех земных водоемов испаряется вода, пар поднимается высоко в небо, охлаждается, преобразуется в маленькие ледяные кристаллы, которые соединяются друг с другом, образуя шестигранные снежинки; снег выпадает из темных снеговых туч.
Снег бывает: белый, холодный, пушистый, искристый, сверкающий, серебристый, мягкий и т.д. Снег похож на ковер, одеяло и т.д.
Снег состоит из снежинок. Снежинка: легкая, воздушная, красивая и т.д. Снежинки умеют летать, кружиться, падать, таять. А когда много падает снега с неба, это называется снегопад. А когда снежинки кружатся, ветер их несет, это называется вьюга, метель.
Метель – это снежная буря. Сильный ветер поднимает вверх отдельные, похожие на крупу снежинки. Иногда метель бывает такой сильной, что ничего вокруг не видно.
В сильный мороз на стеклах окон часто образуются красивые узоры.
- Дидактическая игра «Где снежинка?»
Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, снежинка, капля и т.д. Во время движения по кругу произносятся следующие слова:
Вот и лето наступило.
Солнце ярче засветило.
Стало жарче припекать,
Где снежинку нам искать?
С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагаются нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:
Наконец пришла зима:
Стужа, вьюга, холода.
Выходите погулять.
Где снежинку нам искать?
Вновь выбирают нужные картинки и объясняется выбор.
- Игра «Снежки без снега».
Из листов белой бумаги делаются снежки. Дети делятся на две команды, а играют в снежки бумажными комочками.
- Беседа «Пришла зима – снег и радость принесла».
- Почему мы любим зиму?
- Как выглядит земля зимой? Какой стоит лес?
- Расскажите о снежном убранстве станицы.
- В какие мы играем игры зимой?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшей группы на тему:«Героические страницы Великой Отечественной войны»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшей группы на тему:«Героические страницы Великой Отечественной войны»...
Конспект итогового занятия по математике и ознакомлению с окружающим миром в первой старшей группе.
Уточнить знания детей по математике, ознакомлению с окружающим миром, закрепление навыков прямого и обратного счета, активизировать словарный запас, расширять кругозор, развивать фантазию, вообр...
КОНСПЕКТЫ ООД НА ТЕМУ: «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ ДЕТЕЙ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ»
Данный методический материал я разработала самостоятельно для воспитанников младшей группы общеразвивающей направленности с учетом «Основной образовательной программы дошкольного образования &la...
Конспекты ООД на тему: "Экологическое воспитание и ознакомление с окружающим миром детей в средней группе"
Данный методический материал я разработала самостоятельно для воспитанников младшей группы общеразвивающей направленности с учетом «Основной образовательной программы дошкольного образования &la...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшей группы «Природа весной».
Расширить и закрепить представления детей о весне, перелетных птицах....
Конспект непосредственно - образовательной деятельности Тема «Домашние животные и их детеныши» Образовательная область: Познавательное развитие + речевое развитие (ознакомление с окружающим миром +развитие речи) Старшая группа № 15
Конспектнепосредственно-образовательной деятельности в старшей группена тему «Домашние животные и их детеныши»с использованием здоровьесберегающих технологий, ТРИЗ (метод мозгового ш...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшей группы «Непоседы» в форме игры «Счастливый случай»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миромс детьми старшей группы «Непоседы»в форме игры «Счастливый случай»...