мой опыт работы по декоративно-прикладному искусству
статья на тему
опты работы по декоративно-прикладному искусству
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_opyt_raboty_po_dek-prik_bvyu.docx | 18.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Народное искусство в педагогическом процессе.
Его воспитательное значение.
Описание педагогического опыта работы Бельды Виктории Юрьевны
Цель работы: приобщать детей к культуре народностей Приамурья; развивать художественный и эстетический вкус и понимание искусства прошлого.
С давних пор дошкольная педагогика признаёт огромное воспитательное значение народного искусства. Через близкое и родное творчество своих земляков детям легче понять и творчество других народов, получить первоначальное эстетическое воспитание.
Декоративно-прикладное искусство в силу своей конкретности и наглядности оказывает большое влияние на детей, даёт возможность знакомить их новыми явлениями в общественной жизни, природе, быту, обогащает представления.
Опытно-экспериментальная работа показала, что эффективное осуществление эстетического воспитания подрастающего поколения и формирование всесторонне и гармонически развитой личности в настоящее время невозможно без комплексного подхода, который включает в себя следующие элементы:
- Демонстрация художественных иллюстраций (картинок, фотографий, наглядных пособий);
- Беседы с элементами национального орнамента;
- Чтение национальных сказок;
- Демонстрация экспонатов, естественной наглядности.
Мы считаем, что такие формы работы, как постановка опытов, создание национальных орнаментов, дают возможность воспитывать эстетическое отношение к культуре нанайского народа.
Комплексный подход не только важнейшее условие всестороннего развития личности, но и основа построения системы воспитательной работы.
Эстетическое воспитание является организованным, целеустремлённым процессом. Составными элементами является развитие интереса, любовь ко всему красивому, привитие умений и навыков замечать красивое, любоваться им, способность проявлять чувство прекрасного при рассматривании различных национальных орнаментов. Чтобы эстетическое воспитание дошкольников средствами культуры нанайского народа было целенаправленным, необходимо постоянное руководство воспитателя, родителей. При наличии педагогического руководства у детей воспитывается умение сопоставлять предметы и явления, сравнивать их между собой, выделять элемент узора и его характерные особенности.
Благотворное влияние культуры необходимо соединить со систематическим, глубоко продуманным педагогическим влиянием.
Таким образом, важным путём эстетического воспитания является организованное, целеустремлённое восприятие культуры нанайского народа, которое помогает углубить эстетические впечатления.
Сила впечатлений зависит от способности видеть красоту разнообразных орнаментов, эмоционально на него откликаться.
В приобщении детей к народному искусству большое значение имеет интерьер дошкольных учреждений.
Современный интерьер становится уютнее от внесения народного прикладного искусства; его прямолинейная функциональность смягчается колоритом, неожиданными сочетаниями различных материалов и фактур, образностью произведений народного искусства. И чем разнообразнее будет применение народного прикладного искусства, тем неповторимее по своим решениям будут интерьеры детских садов.
Произведения народного прикладного искусства должны обязательно обладать декоративностью, быть пропорциональными по отношению ко всему интерьеру.
Кроме своего прямого назначения – обогащения колористического фона интерьера, ткань и коврики сами по себе интересны для детей: они развивают детскую фантазию, творческое воображение, расширяют границы знакомства с предметным миром. Знакомство это происходит незаметно, на первый взгляд очень буднично: каждый день происходит у детей встреча с узорами, с ковриком, который лежит там, где дети любят играть.
И каждый день совершается незаметное для детей открытие – гармонии цветовых сочетаний, выразительного членения орнаментальных ритмов ткани, неожиданного контраста разных фактур декоративных материалов. И, может быть, это и есть самая ценная сторона применения прикладного искусства в детском интерьере – постепенная, ненавязчивая, но глубокая и качественная информация ребёнка о выразительных средствах искусства, незаметное приобщение его к миру прекрасного.
В детском саду для этого создаются специальные уголки с использованием нанайских узоров, мини-музей.
Мы заботимся о том, чтобы все дети смогли овладеть декоративно-прикладным искусством и испытать радость творчества. В этом мы видим гуманизм разработанной нами методической системы.
Приобретая знания, навыки, дети чувствуют себя комфортно и их радуют собственные умения.
Орнамент народов Амура - один из ведущих декоративного искусства народов Нижнего Амура. В его структуре, композиции, стиле заложены основные координаты художественного творчества, своеобразная модель гармонии мира, в которой условным языком выражены мечты о гармонии природы и человека. Даже в виде простых штрихов, волнистых линий, несложных начертаний, орнамент был органически связан с вещью и служил её практическому назначению, выражал конкретную мысль, понятие о прекрасном. Мы учим детей видеть прекрасное в природе, слышать его в музыке, чувствовать в поэзии и в результате передавать увиденное посредством изображения. Сколько лет нанайцы занимаются старейшим родовым ремеслом – рыболовством и охотой, столько лет и их загадочным узорам и легендам.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста чаще всего применяются изображения птиц, бабочек, рыб, растений. Среди птиц в орнаментике встречаются изображения лебедей, уток, орлов. Нередко они представляют в орнаменте в геометрической форме и держат во рту рыбу или лягушку.
Богатые возможности для развития творческой личности дошкольника заключены в изобразительной деятельности. Занятия декоративно-прикладным творчеством активизируют мысль ребёнка, дают возможность выразить своё отношение к окружающему языком художественных образов.
Разнообразие художественного материала позволяет ребёнку овладеть различными изобразительными навыками и умениями.
Программа обучения декоративно-прикладному творчеству предполагает овладение ребёнком выразительными возможностями цвета. Дети учатся составлять узоры на геометрических формах, украшать орнаментом плоскостные и объёмные формы по мотивам нанайского узора.
Традиционная методика обучения декоративно-прикладному творчеству строится на применении образца. Занятия проводятся в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми.
В результате работы, используя свои навыки и умения рисования, вырезывания, конструирования из бумаги и картона, дети изготавливают предметы быта (коврики, одежда, обувь и др.). После чего детские работы используются на выставке.
Проделанная нами работа позволяет сделать следующие выводы: народное искусство, положенное в основу различных видов творческой деятельности детей, должно найти более широкое применение в воспитательно-образовательной работе с детьми. Различные виды народного декоративно-прикладного искусства, имея общим источником жизнь, быт, традиции нанайского народа, более чем другие виды искусства, отвечают идее интегративного, взаимосвязанного их использования, что само по себе отвечает природе ребёнка, которая требует цельности, законченности во всём.
В процессе работы стало ясно, что одним из наиболее эффективных путей развития детского творчества является взаимосвязь декоративно-прикладного искусства и фольклора. Наша работа показала, что предложенный материал понятен и доступен детям.
В результате проделанной работы расширился спектр эмоциональных
переживаний детей, пополнился детский опыт эстетической оценки произведений народного искусства с точки зрения красоты и эстетического идеала. Разнообразие народного художественного материала,
интегрирования его в различных видах доступной детям художественно-творческой деятельности позволяет с успехом развивать творческие способности детей дошкольного возраста.
Результатом работы над проектом является «продукт» изготовления ребёнком в виде аппликаций, рисунков, различных композиций.
Разработанная система занятий, методические приёмы по развитию у дошкольников эстетического отношения к декоративно-прикладному творчеству даёт положительные результаты при использовании в дошкольном учреждении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план кружковой работы по декоративно-прикладному - искусству "Цветная бусина"
Перспективный план кружковой работы по декорати...
Перспективный план кружковой работы по декоративно-прикладному - искусству "Цветная бусина"
Перспективный план кружковой работы по декоративно-прикладному - искусству"Цветная бусина"...
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОНАЯ РАБОТА БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА ТЕМА ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что декоративно-прикладное искусство имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высок...
Перспективный план работы по декоративно-прикладному искусству с использованием нетрадиционных техник рисования.
Новизной и отличительной особенностью моей работы является использование нетрадиционных методов и способов развития детского творчества. Мною был разработан перспективный план по ознакомлению детей с ...
Перспективный план работы с родителями на уч. год по теме работы: «Развитие декоративно-прикладного искусства»
Перспективный план работы с родителями на уч. год по теме работы: «Развитие декоративно-прикладного искусства»Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский са...
Кружковая работа по декоративно-прикладному искусству "Рукотворные чудеса". Занятие 1.«Путешествие по народным промыслам».
В рамках первого занятия кружка"Рукотворные чудеса" участники познакомились с основами декоративно-прикладного искусства. В частности, они узнали о различных видах народного то творчества: х...
Кружковая работа по декоративно-прикладному искусству "Рукотворные чудеса". Занятие 2. «Линия в орнаменте».
Второе занятие в рамках кружковой деятельности, прошло на тему: "Линии в орнаменте". Мы с ребятами вспомнили виды декоративно-прикладного искусства (гжель, хохлома, дымка, филимоновская...