Что нужно помнить о развитии инициативы у детей раннего возраста при организации коррекционно - развивающей среды
материал на тему
Психолого - педагогические рекомендации «Что нужно помнить о развитии инициативы у детей раннего возраста при организации коррекционно - развивающей среды» составлены с целью психологического просвещения педагогов по вопросам развития инициативных качеств детей в условиях дома ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii.doc | 26.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого - педагогические рекомендации
«Что нужно помнить о развитии инициативы у детей раннего возраста при организации коррекционно - развивающей среды»
1. Организация зон коррекционно - развивающей среды с учетом возрастных особенностей, которая будет побуждать детей к активным действиям;
2. Создание положительного эмоционального фона при взаимодействии с ребенком. Педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности, станет условием полноценного развития позитивной свободы и самостоятельности ребенка. Для развития инициативного поведения неприемлем авторитарный стиль общения;
3. Если все же возникла ситуация, когда необходима критика ребенка, ее можно допустить только в доброжелательной форме и завершить на позитивной ноте, чтобы не снизить инициативность или самостоятельность ребенка. Это очень важно для развития умения быть критичным к собственным действиям и воспринимать критику других;
4. Для развития инициативности нужно, чтобы запретов было не слишком много, но они должны соблюдаться всеми воспитателями и носить характер обязательного выполнения;
5. Наличие мотивации к достижениям ребенка или «поощряющее поведение»: хвалите ребенка за проявленную инициативу, необычный способ выполнения дела; вообще показывайте положительные эмоции к проявлению любой активности и деятельности, которая исходит от ребенка, что в значительной степени будет стимулировать его интересы;
6. Инициатива детей очень часто проявляется в общении. Для развития инициативности необходимо поощрять желание ребенка говорить, разговаривать и вступать в контакты. А то получается как в старом анекдоте - "сначала мы учим детей ходить и говорить, а потом сидеть и молчать";
7. Ребенку стоит позволять проявлять инициативу в различных делах. Часто эти дела воспринимаются взрослыми как "безобразие" или проказы (например, когда ребенок вопреки ожиданиями взрослого рисует не на предложенной бумаге, а на своих руках, ногах или одежде), но они необходимы, для детского развития. Важно не «бить по рукам» и не вздыхать "инициатива наказуема", когда ребенок в чем-то ошибся;
8. Важно поддерживать стремление ребенка к самостоятельному принятию решений. Если ребенок хочет надеть джинсы, а не шорты, стоит ему это позволить, пусть даже ему будет немного жарко. Пусть он поймет, что его решения не всегда верны и нужно учитывать информацию, которую он может получить от других (например, когда вы ему сообщаете, что на улице жарко). Очень важно, чтобы у ребенка накапливался опыт самостоятельного принятия решений и последствий, которые они за собой несут;
9. Ребенок - великий иммитатор. На 2-ом и 3-ем году жизни ребенок начинает подражать другим детям и взрослым сознательно. Недаром говорят, что дети -зеркало взрослых. Ребенок может подражать абсолютно во всем (мимика, голос, манеры, походка, слова...). И это проявление актов настоящего творчества. Поэтому ругать ребенка за это не надо;
10. Развитие инициативности детей очень хорошо протекает в творческом процессе. Чем раньше дать карандаши ребенку, тем лучше будут результаты. Лучше предлагать ребенку огромные листы бумаги, чтобы он мог ползать и перемещаться по ним, рисуя. Стандартный лист бумаги - стандартный человек. Рисование, лепка, конструирование, создание поделок активно помогают ребенку самовыражаться и инициировать творческие порывы при условии, если он сам выбирает какой краской рисовать или что именно лепить из пластилина;
11. При организации коррекционно - развивающих игр использовать метод решения проблемных ситуаций («посуда грязная», «машина сломалась», «зайка устал» и т.п.);
12. Как можно чаще моделировать ситуации выбора, предоставляя ребенку возможность проявить самостоятельность («Ты будешь рисовать карандашами или фломастерами?», «Какое платье ты хочешь сегодня надеть?», «Будем читать сказку или смотреть мультфильм?» и т.п.);
13. Если ребенок в самостоятельной деятельности не может выбрать себе занятие, ненавязчиво подсказывайте ему, куда можно реализовать его бьющую энергию. Предлагайте несколько вариантов, а когда он выбирает свой, хвалите за инициативность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие креативности у детей дошкольного возраста через организацию творческих развивающих игр»
Последнее время работаю над развитием креативных способностей у детей дошкольного возраста в процессе организации творческих развивающих игр. Хочу поделиться с воспитателями ДОУ опытом работы по...
Развитие креативности у детей дошкольного возраста через организацию творческих развивающих игр
Последнее время работаю над развитием креативных способностей у детей дошкольного возраста в процессе организации творческих развивающих игр. Хочу поделиться с воспитателями ДОУ своим опытом работы в ...
«Активизация деятельности детей раннего возраста по освоению предметно-развивающей среды»
Современное понимание здоровья - это не только отсутствие болезней, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Все понимают значение здоровья для человека, но его качество по...
План работы по самообразованию «Инновационные методики детей раннего возраста». («Развитие активной речи детей раннего возраста посредством инновационных и развивающих технологий»)
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 92 общеразвивающего вида» План работы по самообразов...
Статья "Социально–коммуникативное развитие детей раннего возраста через создания эмоционально развивающей среды в группе ДОУ"
В статье раскрываются составляющие элементы среды, которые оказывают влияние на эмоциональную атмосферу в детском коллективе....
Презентация: "Развитие инициативы у детей раннего возраста"
Инициатива — активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей. Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбор...
"Сохранение и укрепление психологического здоровья детей раннего возраста через организацию предметно-пространственной среды"
quot;Сохранение и укрепление психологического здоровья детей раннего возраста через организацию предметно-пространственной среды"В данной статье рассматривается важная тема сохранения и ук...