План работы по самообразованию «Инновационные методики детей раннего возраста». («Развитие активной речи детей раннего возраста посредством инновационных и развивающих технологий»)
материал (младшая группа)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 92 общеразвивающего вида»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План работы по самообразованию

«Инновационные методики детей раннего возраста».

(«Развитие активной речи детей раннего возраста посредством инновационных и развивающих технологий»)

 

 

 

 

 

Выполнила: Дик Е.Л.

 

 

2018, г.Сыктывкар

 

Содержание:

2. Введение……………………………………………………………………1-2 стр.

3. План по самообразованию за 2018-2019 года…………………………… 4-6 стр.

4. Литература…………………………………………………………………. 7 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуальность.

Родной язык помогает людям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Именно в раннем возрасте нужно обогащать словарь ребёнка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы. Не секрет, что в группах для таких маленьких в основном заботятся о создании комфортных условий и гигиене малышей. А ведь именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты. В соответствии с ФГОС дошкольного образования целевые ориентиры речевого развития детей раннего возраста следующие: — владеет активной речью, включенной в общение; — может обращаться с вопросами и просьбами; — понимает речь взрослых; — знает названия окружающих предметов и игрушек; — стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; — проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки; — эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства. Владение активной речью, включенной в общение, рассматривается как условие полноценного личностного развития малыша. Задача педагога — развивать такой тип общения, в процессе которого побуждать ребенка к выполнению различных движений, действий, к речевому взаимодействию. Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников. Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только - что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность в процессе свободного общения. Очевидно, что необходимо изменение способов работы воспитателя в речевом развитии дошкольников. Такими средствами являются инновационные методы и приемы развития речи. Исходя из этого, для формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными методами и приемами, необходимо использовать следующие инновационные методы: здоровье сберегающие технологии, технология ТРИЗ, использование моделирования при составлении рассказов, ИКТ.

 

Выявленные проблемы: недостаточное владение инновационными и развивающими педагогическими технологиями развития активной речи детей группы раннего возраста;

Цель: Освоить технику инновационной методики с детьми раннего возраста. Развивать речь детей раннего возраста.

Для достижения цели был выдвинут ряд  задач:

1. Изучение методической литературы и передовых

образовательных технологий по проблеме развития речи детей раннего

возраста.

2. Отбор наиболее эффективных методов, приемов, средств, способствующих

созданию интереса, мотивации к речевой деятельности у воспитанников.

3. Апробация и внедрение в практику инновационных технологий по

развитию речи детей раннего возраста.

4. Создать предметно-развивающую среду в группе.

5. Привлечь родителей к работе по выбранному направлению.

Основные направления работы:

1. Работа с детьми, используя игровые технологии речевого развития.

2. Взаимодействие с родителями (игротека, праздники, консультации, собрания)

3. Обмен опытом с коллегами.

4. Организация и оснащение развивающей предметно-пространственной среды для самостоятельной деятельности детей.

Ожидаемые результаты:

• повышение качества воспитательно-образовательного процесса.

• разработка и внедрение системы работы с детьми по развитию речи, активное сопровождение детьми речью своей деятельности (игровые, бытовые и другие действия).

• создание педагогических разработок и публикации их в СМИ, публикаций в сетевом педагогическом сообществе

• Обогащение развивающей предметно-пространственной среды

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы и сроки работы

Этапы

работы

по самообразованию

Деятельность педагога

Сроки

выполнения

работы

 

1-ый этап -Организационный

  • Составление плана самообразования
  • Обзор информации в интернете о картотеках игр, упражнений для детей 2-3 лет.
  • Ознакомление с опытом работы  коллег.

 

Сентябрь

 

 

 

2-ой этап- Основной

  • Консультация для родителей «Особенности речевого развития для детей 2-3 лет.

Цель: расширять представление родителей о особенностях речевого развития детей 2-3 лет.

  • Буклет для родителей «Каким способом развивать речь детей»

 

 

Сентябрь

 

  • Картотека разнообразных игр (игры-инсценировки, звукоподражательные игры, упражнения и занятия, потешки, хороводы, игры с сюжетными игрушками и др.)
  • Организация игр и упражнений

«Повторяй за мной», «Угадай кто идет», «Угадай, кто пришел к тебе в гости?»  «Игра как зовут зверят», «Голоса животных»

  • Папка передвижка «Как развивать речь у детей 2- 3 лет»

 

 

 

Октябрь

 

  • Консультации для родителей «Как говорит ваш ребенок»
  • Разработка проекта на тему «Кукла неваляшка. Кто сказал Мяу. Театр на пальчиках».

 

Ноябрь

 

  • Мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»
  • Домашнее задание «Артикуляционная гимнастика»
  • Составление перспективных планов

 

Декабрь

 

  • Практическое применение наработанных материалов с детьми
  • Родительские собрания «Здоровьесберегающие технологии в работе по развитию речи дошкольников»,

 

Январь

 

  • Консультация «Методы и приемы развития речи.

 

Февраль

 

  • Организация игр и упражнений

«Повторяй за мной», «Угадай кто идет», «Угадай, кто пришел к тебе в гости?»  «Игра как зовут зверят», «Голоса животных»

 

Март

 

  • Консультации: «Игротека в кругу семьи»
  • Памятка для родителей «Массаж пальцев рук»

 

Апрель

 

3-ий этап-Заключительный

 

  • Презентация работы по  самообразованию
  • Чаепитие для детей и родителей и просмотр презентации «Наш активный год!»

 

 

 

Май

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В течении года

  1. Изучение и анализ методической литературы и

современных подходов к проблеме

  • Арушанова А. Г. Речь и речевое общение. – Москва,

1999

  • Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети

раннего возраста в дошкольных учреждениях –

М.,изд.центр ВЛАДОС, 2002 – 176 с

  • Печора. К.Л. «Развитие и воспитание детей раннего и

дошкольного возраста». Актуальные проблемы и их

решение в условиях ДОУ и семьи. – М.: «Издательство

Скрипторий 2003», 2006 – 96 с.

  • Лямина Г.М. Развитие речи ребенка раннего возраста:

Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005 – 96 с.

  • Бондаренко А.К.Дидактические игры в детском саду.-

М.: Просвещение, 1991.-160с.

  • Жердева Е.В. Дети раннего возраста в детском саду

Изд.3-е – Ростов н/Д: Феникс, 2008 – 186 с.

  • Герасимова А.С. уникальное руководство по развитию

речи 2007 – 160.:

  • Лотарёв В.К., А.П.Николайчева, Федоренко Л.П.,

Методика развития речи детей дошкольного возраста.- М

Просвещение, 1984.-240с.

  • Дёмина «Развитие речи детей раннего возраста»
  • Гаврина С. Е. Развиваем руки – чтоб учиться, и писать,

и красиво рисовать. – Ярославль, 1997

  • Гербова В. В. Развитие речи детей в младшей

возрастной группе. – Ребёнок в детском саду № 5, 2009

  • Затулина Г. Я. Конспекты занятий по развитию речи. –

Москва. 2000

  • Методика развития речи детей дошкольного возраста. –

Москва, 1994

  • Павлова Л. Н. Ранее детство : Развитие речи и

мышление. – Москва, 2000

  • Под ред. Ушаковой. Развитие речи и творчества

дошкольников. – Москва, 2001

  • Теплюк С. Н. Занятия на прогулках с детьми младшего

дошкольного возраста. – Москва, 2001

  • Бородич, А. М. Методика развития речи у детей. — М.:

Просвещение, 1981

  • Иванова, С. Ф. Речевой слух и культура речи. — М.:

Просвещение, 1970

  • Максаков, А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок

Москва, Просвещение, 1988 г.

  • Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие

для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф. А. Сохина. — 2-е

изд., испр. — М.: Просвещение, 1979

  • Ушакова, О. С, Струнина Е. М. Методика развития речи

детей дошкольного возраста: Учебно-метод. пособие для

воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004

  • Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного

произношения Москва, Просвещение, 1989 г.

  • Изучение статей, конспектов по самообразованию и

проектной деятельности

  1. Создание современной предметно-развивающей среды

в группе, использование в работе ИКТ; Изготовление

наглядных пособий, презентаций, игр, составление

картотек и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 92 общеразвивающего вида»

План работы по самообразованию

«Инновационные методики детей раннего возраста».

(«Развитие активной речи детей раннего возраста посредством инновационных и развивающих технологий»)

Выполнила: Дик,Е.Л

2018, г.Сыктывкар

Содержание:

2. Введение……………………………………………………………………1-2 стр.

3. План по самообразованию за 2018-2019 года…………………………… 4-6 стр.

4. Литература…………………………………………………………………. 7 стр.

Актуальность.

Родной язык помогает людям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Именно в раннем возрасте нужно обогащать словарь ребёнка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы. Не секрет, что в группах для таких маленьких в основном заботятся о создании комфортных условий и гигиене малышей. А ведь именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты. В соответствии с ФГОС дошкольного образования целевые ориентиры речевого развития детей раннего возраста следующие: — владеет активной речью, включенной в общение; — может обращаться с вопросами и просьбами; — понимает речь взрослых; — знает названия окружающих предметов и игрушек; — стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; — проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки; — эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства. Владение активной речью, включенной в общение, рассматривается как условие полноценного личностного развития малыша. Задача педагога — развивать такой тип общения, в процессе которого побуждать ребенка к выполнению различных движений, действий, к речевому взаимодействию. Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников. Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только - что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность в процессе свободного общения. Очевидно, что необходимо изменение способов работы воспитателя в речевом развитии дошкольников. Такими средствами являются инновационные методы и приемы развития речи. Исходя из этого, для формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными методами и приемами, необходимо использовать следующие инновационные методы: здоровье сберегающие технологии, технология ТРИЗ, использование моделирования при составлении рассказов, ИКТ.

Выявленные проблемы: недостаточное владение инновационными и развивающими педагогическими технологиями развития активной речи детей группы раннего возраста;

Цель: Освоить технику инновационной методики с детьми раннего возраста. Развивать речь детей раннего возраста.

Для достижения цели был выдвинут ряд  задач:

1. Изучение методической литературы и передовых

образовательных технологий по проблеме развития речи детей раннего

возраста.

2. Отбор наиболее эффективных методов, приемов, средств, способствующих

созданию интереса, мотивации к речевой деятельности у воспитанников.

3. Апробация и внедрение в практику инновационных технологий по

развитию речи детей раннего возраста.

4. Создать предметно-развивающую среду в группе.

5. Привлечь родителей к работе по выбранному направлению.

Основные направления работы: 

1. Работа с детьми, используя игровые технологии речевого развития.

2. Взаимодействие с родителями (игротека, праздники, консультации, собрания)

3. Обмен опытом с коллегами.

4. Организация и оснащение развивающей предметно-пространственной среды для самостоятельной деятельности детей.

Ожидаемые результаты:

• повышение качества воспитательно-образовательного процесса.

• разработка и внедрение системы работы с детьми по развитию речи, активное сопровождение детьми речью своей деятельности (игровые, бытовые и другие действия).

• создание педагогических разработок и публикации их в СМИ, публикаций в сетевом педагогическом сообществе

• Обогащение развивающей предметно-пространственной среды

Этапы и сроки работы

Этапы

работы

по самообразованию

Деятельность педагога

Сроки

выполнения

работы

1-ый этап -Организационный

  • Составление плана самообразования
  • Обзор информации в интернете о картотеках игр, упражнений для детей 2-3 лет.
  • Ознакомление с опытом работы  коллег.

Сентябрь

2-ой этап- Основной

  • Консультация для родителей «Особенности речевого развития для детей 2-3 лет.

Цель: расширять представление родителей о особенностях речевого развития детей 2-3 лет.

  • Буклет для родителей «Каким способом развивать речь детей»

Сентябрь

  • Картотека разнообразных игр (игры-инсценировки, звукоподражательные игры, упражнения и занятия, потешки, хороводы, игры с сюжетными игрушками и др.)
  • Организация игр и упражнений

«Повторяй за мной», «Угадай кто идет», «Угадай, кто пришел к тебе в гости?»  «Игра как зовут зверят», «Голоса животных»

  • Папка передвижка «Как развивать речь у детей 2- 3 лет»

Октябрь

  • Консультации для родителей «Как говорит ваш ребенок»
  • Разработка проекта на тему «Кукла неваляшка. Кто сказал Мяу. Театр на пальчиках».

Ноябрь

  • Мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»
  • Домашнее задание «Артикуляционная гимнастика»
  • Составление перспективных планов

Декабрь

  • Практическое применение наработанных материалов с детьми
  • Родительские собрания «Здоровьесберегающие технологии в работе по развитию речи дошкольников»,

Январь

  • Консультация «Методы и приемы развития речи.

Февраль

  • Организация игр и упражнений

«Повторяй за мной», «Угадай кто идет», «Угадай, кто пришел к тебе в гости?»  «Игра как зовут зверят», «Голоса животных»

Март

  • Консультации: «Игротека в кругу семьи»
  • Памятка для родителей «Массаж пальцев рук»

Апрель

3-ий этап-Заключительный

  • Презентация работы по  самообразованию
  • Чаепитие для детей и родителей и просмотр презентации «Наш активный год!»

Май

В течении года

  1. Изучение и анализ методической литературы и

современных подходов к проблеме

  • Арушанова А. Г. Речь и речевое общение. – Москва,

1999

  • Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети

раннего возраста в дошкольных учреждениях –

М.,изд.центр ВЛАДОС, 2002 – 176 с

  • Печора. К.Л. «Развитие и воспитание детей раннего и

дошкольного возраста». Актуальные проблемы и их

решение в условиях ДОУ и семьи. – М.: «Издательство

Скрипторий 2003», 2006 – 96 с.

  • Лямина Г.М. Развитие речи ребенка раннего возраста:

Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005 – 96 с.

  • Бондаренко А.К.Дидактические игры в детском саду.-

М.: Просвещение, 1991.-160с.

  • Жердева Е.В. Дети раннего возраста в детском саду

Изд.3-е – Ростов н/Д: Феникс, 2008 – 186 с.

  • Герасимова А.С. уникальное руководство по развитию

речи 2007 – 160.:

  • Лотарёв В.К., А.П.Николайчева, Федоренко Л.П.,

Методика развития речи детей дошкольного возраста.- М

Просвещение, 1984.-240с.

  • Дёмина «Развитие речи детей раннего возраста»
  • Гаврина С. Е. Развиваем руки – чтоб учиться, и писать,

и красиво рисовать. – Ярославль, 1997

  • Гербова В. В. Развитие речи детей в младшей

возрастной группе. – Ребёнок в детском саду № 5, 2009

  • Затулина Г. Я. Конспекты занятий по развитию речи. –

Москва. 2000

  • Методика развития речи детей дошкольного возраста. –

Москва, 1994

  • Павлова Л. Н. Ранее детство : Развитие речи и

мышление. – Москва, 2000

  • Под ред. Ушаковой. Развитие речи и творчества

дошкольников. – Москва, 2001

  • Теплюк С. Н. Занятия на прогулках с детьми младшего

дошкольного возраста. – Москва, 2001

  • Бородич, А. М. Методика развития речи у детей. — М.:

Просвещение, 1981

  • Иванова, С. Ф. Речевой слух и культура речи. — М.:

Просвещение, 1970

  • Максаков, А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок

Москва, Просвещение, 1988 г.

  • Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие

для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф. А. Сохина. — 2-е

изд., испр. — М.: Просвещение, 1979

  • Ушакова, О. С, Струнина Е. М. Методика развития речи

детей дошкольного возраста: Учебно-метод. пособие для

воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004

  • Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного

произношения Москва, Просвещение, 1989 г.

  • Изучение статей, конспектов по самообразованию и

проектной деятельности

  1. Создание современной предметно-развивающей среды

в группе, использование в работе ИКТ; Изготовление

наглядных пособий, презентаций, игр, составление

картотек и т. д.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект « Развитие связной речи детей старшего возраста посредством инновационных и развивающих технологий»

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходи...

План работы по самообразованию Направление деятельности: «Игровая деятельность как средство развития речи детей раннего возраста».

В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в  их развитии. Уже на первом году жизни  ребёнок в состоянии брать  и удерживать предметы, а позднее  производить...

Презентация "Развитие активной речи детей раннего возраста посредством инновационных и развивающих технологий"

Презентация по теме «Развития активной речи детей раннего возраста посредством инновационных и развивающих технологий» была выбранно не случайно, хотелось мне самой повысить собственный ур...

План работы по самообразованию Направление деятельности: «Игровая деятельность как средство развития речи детей раннего возраста». на 2022-2023 учебный год

В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в  их развитии. Уже на первом году жизни  ребёнок в состоянии брать  и удерживать предметы, а позднее  производить...