"Сохранение и укрепление психологического здоровья детей раннего возраста через организацию предметно-пространственной среды"
статья (младшая группа)

"Сохранение и укрепление психологического здоровья детей раннего возраста через организацию  предметно-пространственной среды"

В данной статье рассматривается важная тема сохранения и укрепления психологического здоровья детей раннего возраста с помощью организации предметно-пространственной среды. Автор подчеркивает значение развивающей среды в процессе становления личности ребенка и обогащении его личностного развития. В статье также рассматриваются основные условия, необходимые для создания эффективной развивающей среды, а также анализируются факторы, влияющие на психологическое здоровье детей раннего возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Сохранение и укрепление психологического здоровья детей раннего возраста через организацию предметно-пространственной среды"

Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в процессе становления личности ребенка, обогащает его личностное развитие.

В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических и психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей». Зачастую внимание в детском саду уделяется только лишь конструированию, обустройству среды, забывая о том, что при отсутствии остальных условий она не сможет дать желаемого результата.

Для начала давайте разберемся, что такое психологическое здоровье ребенка. Одной из существенных задач при воспитании детей раннего возраста является обеспечение спокойного, уравновешенного поведения. При благоприятных условиях воспитания дети находятся преимущественно в бодром, активном состоянии. Они очень эмоциональны, подвижны, легко поддаются воспитательным воздействиям, т.е. преимущественно находятся в так называемом уравновешенном состоянии. В этот момент мозг ребенка находится в состоянии оптимальной возбудимости. Состояние оптимальной возбудимости является основным показателем нормальной работы коры головного мозга и основным условием, способствующим лучшему физическому и нервно-психическому развитию ребенка.

Как показывает анализ многочисленных фактов, ребенка раннего возраста. сравнительно легко вывести из уравновешенного состояния. Зачастую у детей возникают то повышения возбудимости мозга, то понижения его возбудимости. А изменения характера реакций на одни и те же раздражения у одного ребенка бывают различными в разные периоды времени.

Повышение возбудимости бывает разной степени, например, когда ребенок более бурно, чем обычно приветствует пришедшую мать, прыгает, кричит, хлопает в ладоши. Или, когда без каких-либо поводов реакции ребенка становятся более резкими: в ответ на обращение громко кричит, движения становятся резче и быстрее. Или, например, ребенок от легкого толчка кричит также, как от сильного ушиба.

Наряду с повышением возбудимости у детей можно наблюдать и степени ее понижения (тормозные реакции), например, когда ребенок, который обычно при получении новой игрушки ярко проявляет радость, вдруг лишь слабо улыбается, движения его становятся замедленными и, хотя он реагирует адекватно, но более вяло, чем обычно. Такие реакции можно видеть в самой начально стадии какого-то заболевания или при наступившем утомлении ребенка.

Возможны проявления и более глубокого понижения возбудимости, когда ребенок, как бы безразлично относится к окружающим его явлениям – не проявляя никакого интереса слушает рассказ воспитателя.

Бывают и парадоксальные реакции, например, когда на громкое распоряжение «иди скорее!» ребенок не ускоряет, а еще более замедляет шаги или даже совсем останавливается. Не понимая состояния ребенка (временного понижения возбудимости), воспитатели часто рассматривают такое поведение, как проявление упрямства. Чаще всего такие отрицательные реакции являются следствием временного понижения возбудимости, в следствие чего резкий окрик для ребенка становится запредельно трудным, а поэтому ведет к затормаживанию его движений. При смене громкого окрика на тихое, ласковое слово реакция ребенка становится адекватной указанию взрослого.

В поведении детей можно иногда обнаружить и такие реакции, которые являются результатом ультрапарадоксального состояния возбудимости. Например, ребенок на ласковое обращение воспитателя при пробуждении вместо обычной ответной улыбки иногда отворачивается от него и даже хнычет. Такую реакцию можно объяснить тем, что ребенок еще не совсем проснулся и мозг недостаточно растормозился. Иногда ребенок без каких-либо поводов отказывается от любимой им прогулки, от любимого угощения и т. п. Такие реакции ребенка взрослые часто неправильно характеризуют как «капризы» и иногда сердятся и даже кричат на него. Между тем эти реакции объясняются временным нарушением возбудимости нервной системы в результате какой-то предшествующей воспитательной ошибки, переутомления ребенка.

Многие воспитатели считают, что плач, частая смена настроения, легкая смена возбудимости являются возрастными особенностями периода раннего возраста, а поэтому сравнительно спокойно относятся к такому поведению.

Нарушения обычного уравновешенного поведения детей никак нельзя рассматривать как физиологически нормальные реакции и следует, с одной стороны принимать меры, предупреждающие их возникновение, а с другой, уметь правильным воспитательным приемом быстро восстановить уравновешенное состояние детей, нормализовать возбудимость их нервной системы.

Гигиена нервной системы, предупреждение ее истощения, поддержание оптимального состояния возбудимости – серьезные задачи при воспитании детей раннего возраста в ДОУ

Понижение и повышение возбудимости детей при правильном отношении окружающих взрослых обычно не стойки, кратковременны, и сравнительно легко и быстро могут быть восстановлены.
Надо помнить, что частые вспышки возбуждения ведут к излишнему расходованию нервной энергии, к повышенной утомляемости и даже к истощению нервной системы, а частое вялое состояние, отражающее понижение возбудимости коры, ведет к отставанию в физическом и психическом развитии. При неправильном отношении взрослых к этим временным нарушениям в поведении детей, длительном действии травмирующих условий воспитания, при неправильных приемах воспитания, эти временные реакции могут стать стойкими, часто возникающими и впоследствии могут превратиться в отрицательные черты характера –упрямство, негативизм.
Некоторое повышение возбудимости иногда является положительным фактором. Бесспорно, хорошо вызвать бурную радость при виде украшенной елки, повышенный интерес к показу кукольного театра.

Имеется много причин, ведущих к тем или иным нарушениям уравновешенного состояния детей, одной из существенных причин повышенно-возбужденного или вялого состояния является недостаточность активной деятельности органов чувств и движений. Дефицит сенсорных воздействий «сенсорный голод» ведет к резкому мозговому возбуждению, как следствие к нервному истощению, что может привести к отставанию психического развития.

ППРС является обязательным условием для активного бодрствования, дающая разнообразие впечатлений и стимулирующая разнообразные движения ребенка. Нельзя обрекать детей на бездельное состояние, детям нужен разнообразный ассортимент развивающих пособий (разный в различные возрастные периоды), игрушек, которые разнообразят деятельность ребенка и уравновесят их поведение.

Еще одна причина, вызывающая нарушение уравновешенного состояния - дефицит общения со взрослыми (с воспитателем). Даже при правильно организованной ППРС, не получая удовлетворения этой потребности, резко снижается эмоциональное состояние. Кроме того, предоставленные сами себе дети особенно раннего возраста, обладая ограниченным объемом умений, действий и не умея еще переносить в свою деятельность окружающие впечатления, нуждаются в очень частой стимуляции их деятельности со стороны взрослого. Исследования эмоционального состояния детей третьего года жизни в различных условиях воспитания показывает следующее:

#1042; яслях при отсутствии достаточного количества игрушек и бедности впечатлений дети преимущественно находятся в вялом и даже резко пониженном состоянии с изредка возникающими проявлениями резкого мозгового возбуждения.

2. При наличии достаточного количества игрушек и впечатлений эмоциональное состояние детей несколько улучшается, но не значительно. Появляется некоторое оживление активности, появляются проявления эмоционально-положительных реакций, но значительно увеличивается число реакций, характеризующих повышенную возбудимость, раздражительность, возникающих при неумении совместно играть, при отсутствии активного воспитания положительных взаимоотношений между детьми.

3. Совершенно иное эмоциональное состояние у детей в тех яслях, в которых наряду с достаточным количеством игрушек и впечатлений обеспечивается частое общение и активное направление деятельности ребенка со стороны воспитателя, что убедительно доказывает его ведущую роль.

Другая причина, ведущая к нарушению уравновешенного состояния детей – переутомление. Утомление – результат всякой напряженной или длительной деятельности организма, психически оно ощущается, как чувство усталости, является как бы своеобразной формой защитной реакции организма, возникающей в целях предохранения нервной системы от истощения.

Работоспособность и выносливость нервной системы детей раннего возраста на протяжении первых 3-х лет увеличивается быстро, однако у них она ниже, чем у детей более старшего возраста, в следствие чего дети данного возрастного периода быстро утомляются.

Причиной, приводящей к быстрому переутомлению, так же может быть неправильное чередование разных видов деятельности детей.

Итак, основным условием, способствующим лучшему физическому и нервно-психическому развитию ребенка, является его активное деятельное состояние, которое возникает только при состоянии оптимальной возбудимости мозга. Состояние оптимальной возбудимости возможно лишь при условии: а) разнообразных внешних впечатлений; б) достаточного количества разных предметов (пособий, игрушек), предоставленных в пользование детей; в) частого, преимущественно индивидуального общения со взрослыми и г) правильного руководства деятельностью детей. Эти условия должны соблюдаться всегда, когда дети не заняты режимными процессами: кормлением, умыванием, одеванием и др..

Нельзя допускать бездеятельных состояний детей, так как это прежде всего не способствует продвижению в их развитии. Кроме того, как уже говорилось ранее, частые бездеятельные состояния, как правило, ведут к нарушениям возбудимости, являются причинами вспышек раздражительности детей.

Однообразие обстановки, наличие постоянно одних и тех же игрушек, игровых пособий в использовании детей являются причиной нарушений возбудимости их нервной системы, так как в силу отсутствия разнообразия не обеспечивается активное деятельное состояние мозга.

Используемая литература:

Аксарина Н.М. Причины нарушения уравновешенного поведения детей раннего, возраста. - М., 1974


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА, КАК ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ СПОСОБОВ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

Цель: ¨Содействие формированию у родителей представлений о психологической поддержке как об одном из важнейших способов сохранения и укрепления психологического здоровья детей, выработка навыков эффек...

сохранение и укрепление психологического здоровья детей дошкольного возраста

сохранение и укрепление психологического здоровья детей дошкольного возраста...

Консультация для педагогов групп кратковременного пребывания детей 3-го года жизни: «Учёт возрастных особенностей детей раннего возраста при организации предметно- пространственной развивающей среды »

Материал раскрывает возрастные особенности детей 3-го года жизни и особенности организации предметно- пространственной развивающей среды в группе детей  данного возраста ....

Буклет "«Успешная адаптация - как условие сохранения физического и психологического здоровья детей раннего возраста»

Все родители мечтают, чтобы их ребенок рос здоровым и крепким, много знал. Словом, родители хотят, чтобы их ребенок был гармонично развитым и здоровым. Здорового ребенка легче воспитывать. У него быст...

Консультация для родителей «Успешная адаптация - как условие сохранения физического и психологического здоровья детей раннего возраста»

В последнее время проблемам обеспечения физического и психического здоровья детей уделяется особенное внимание. Это обусловлено целым рядом причин и особенно тем, что неврозы, как следствие стресса, в...

Распространение педагогического опыта по реализации программы дополнительного образования «Финансовая грамотность детей дошкольного возраста» и организации предметно пространственной развивающей среды

Финансовая грамотность играет важную роль в жизни каждого человека. Чем раньше дети узнают о роли денег в семейной и общественной жизни, тем раньше у них смогут быть сформированы полезные финансо...