Конспект занятия по развитию речи, направленное на духовно-нравственное воспитание в старшей группе на тему: «Христианская семья и ее ценности»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Богоявленская Ирина Александровна

Продолжать формировать знания детей о семье, «семейных ценностях»; закрепить умение определять наименование родственных отношений между близкими членами семьи; учить заниматься коллективной деятельностью, считаясь с интересами и мнениями других детей; совершенствовать познавательную активность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt._hristianskaya_semya_i_ee_tsennosti.docx919.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа «Горки-Х»

дошкольное отделение детский сад №51

(МБОУ СОШ «Горки-Х» дошкольное отделение детский сад № 51)

Конспект

организованной образовательной деятельности

по развитию речи,

направленное на духовно-нравственное воспитание  

на тему: «Христианская семья и её ценности»

в старшей группе № 10 «Искорки»

                                                         

Подготовила:

Воспитатель (I квалификационная категория)  

Богоявленская Ирина Александровна

п. Горки - 10

 2024г.

«Христианская семья и её ценности»

 Цель занятия:

Углублять у детей представления о семье и ее истории.

Задачи:

Образовательные: продолжать формировать знания детей о семье, «семейных ценностях»; закрепить умение определять наименование родственных отношений между близкими членами семьи; учить заниматься коллективной деятельностью, считаясь с интересами и мнениями других детей; совершенствовать познавательную активность. Воспитательные: воспитывать у детей гуманные чувства по отношению к близким людям, сверстникам; желание заботится о них; воспитывать чувство доброжелательности, сопереживания, отзывчивости, потребность в дружеских взаимоотношениях; воспитывать стремление совершать добрые дела.

Развивающие: обогащать и активизировать словарный запас детей по теме занятия; развивать навыки рассказывания, навыки связной речи; способствовать развитию эмоциональночувственной сферы детей.

Оборудование: сердце из белой бумаги, веник, колокольчик, иллюстрация семьи, изображение Петра и Февронии.

Ход занятия: 

Воспитатель: Доброе утро, ребята! Давайте все улыбнемся. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. И подумайте, как хорошо, когда все люди вежливы и приветливы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя, доброту, красоту, хорошее настроение, а выдохните через ротик все обиды, злобу и огорчения, плохое настроение.  (упражнение на дыхание)

Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться? Меня в семье называют Ириночкой, мамочкой. Ответьте мне, как вас в семье называют родители?

Игра «Назови ласково». Ответы детей.

Звенит колокольчик.

Воспитатель: ребята, слышите, кто же это звенит? Поищите глазками, видите, к нам прилетел ангелочек, он хочет помочь нам с вами, потому что сегодня мы будем разговаривать на очень приятную, теплую, но в то же время сложную тему «Христианская семья и ее ценности».

2. Основная часть.

Воспитатель: посмотрите на иллюстрацию, расскажите, что там изображено?

(ответы детей). 

Воспитатель: правильно, семья, а какая она?

(веселая, дружная, любящая, крепкая). 

– Скажите, ребята, куда вы торопитесь вечером после детского сада? Правильно, домой. А почему? Да, вас ждет ваша семья!  

– Что такое семья – понятно всем. Семья – это дом. Семья – это мир, где царят любовь, преданность и самопожертвование. Это одни на всех радости и печали, привычки и традиции. А еще это опора во всех бедах и несчастьях. Это крепость, за стенами которой могут царить лишь покой и любовь. Послушайте, какое замечательное стихотворение написала девятилетняя девочка Яна Фирсова:

Семья – это мы. Семья – это я.

Семья – это папа и мама моя,

Семья – это Владик, братишка родной,

Семья – это котик пушистенький мой.

Семья – это бабушки две дорогие,

Семья – и сестренки мои озорные.

Семья – это крестная, тети и дяди,

Семья – это елка в красивом наряде.

Семья – это праздник за круглым столом,

Семья – это счастье, семья – дом,

Где любят и ждут, и не помнят о злом.

Семья – это частичка нашей Отчизны. Таких частичек в России много и все они сливаются в одну большую, крепкую и дружную семью – нашу Родину! Одна у человека родная мать, одна у него Родина.

Воспитатель: ребята, а что такое «пословица», вы помните? Пословица – это краткое народное изречение, в котором отражается народная мудрость, жизненный опыт.

Ребята, какие русские народные пословицы и поговорки вы запомнили о семье. Дети: 

- Коли вся семья вместе, так и душа на месте (если вся семья вместе, то ты не переживаешь ни оком и у тебя на душе спокойствие).

- Каково на дому, таково и самому (если дома все хорошо, то и тебе хорошо).

- Семья в куче, не страшна и туча (если все вместе, то никто не страшен и никакая беда).

- Согласную семью и горе не берет (если в семье согласие, то беда и горе не страшны).

- Не будет добра, коли в семье вражда (если в семье недопонимание, то и счастья в ней не будет).

- В семье не лад, так и дому не рад (если в семье ссоры, то и дома находится не хочется).

- Всякая пташка хлопочет, своего гнезда хочет (все хотят, чтоб у него был дом).

- Семья без детей, что цветок без запаха (в семье должны быть дети, ведь дети – цветы жизни).  

- Полна хата детей, так и счастливо в ней (в доме должны быть дети).

Воспитатель: – слава Богу, что у вас у всех есть семья! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу. Семья может быть и маленькой – например, мама и ребенок, но если они любят друг друга – это настоящая семья. Хорошо, если семья большая.

А кто живет в ваших семьях? (ответы детей)

Физминутка «Семья»

Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)

Кто живет у нас в квартире?   (повороты в стороны с подниманием плеч) 

Раз, два, три, четыре, пять      (хлопки в ладоши) 

Всех могу пересчитать;           (указательным пальцем пересчитывают) 

Папа, мама, брат, сестренка,   (загибают поочередно пальцы на руке)

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щегол, сверчок и я

Вот и вся наша семья!              (руками обнять себя)

Раздается звон колокольчика.

Воспитатель: ребята, тема занятия «Христианская семья и её ценности». Посмотрите, что вы видите на этом изображении? (Мы видим «Петра и Февронию».)

Воспитатель: в нашей стране, не очень давно - с 8 июля 2007 года, Россияне стали отмечать праздник «День семьи». Праздник этот христианский, его истоки ведут к очень крепкой христианкой семье, жившей в далекие времена. Петр и Феврония Муромские издавна почитаемы в России как хранители семьи и брака. Петр был человеком благородного происхождения, князем. Влюбившись в простую рязанскую девушку Февронию, он женился на ней. Жили они в городе Муроме счастливо нежно любили друг друга и умерли в один день. Эти люди сильно любили друг друга и помогали всем нуждающимся в помощи. Но жили плохие люди, которые мешали их семье, поэтому Петр и Феврония ушли в монастырь и стали служить там, продолжая делать добро всем, кто в этом нуждался. А после кончины их признали святыми. Иконе Петра и Февронии в церкви молятся, чтобы семья была крепкая, чтобы детки не болели и радовали своих родителей.

Воспитатель: а что означает «христианская семья»? (Христианином называют православного человека, который верует в Бога, значит если это семья, то в ней все веруют в Бога) Правильно, я с вами согласна.

Воспитатель: а что такое «ценности»?  (это то, что людям очень дорого)

Воспитатель:Ребята, а сейчас подумайте и скажите, какие ценности вы для себя считаете главными? (семью, детей в семье, домашний уют и т. д.) 

Воспитатель: правильно, для каждого человека семья - это самое главное и дорогое, от чего невозможно отказаться! Ни что не заменит любви папы и мамы. Какими бы вы в будущем не стали богатыми людьми, успешными в делах, семья всегда вас будет ждать дома: согреет вас, накормит, укроет от бед.

Воспитатель: в каждой семье есть свои традиции. Какие традиции есть в ваших семьях? (вечером все вместе собраться за семейным ужином, вместе встречать Новый год, встречать родителей с работы…)

Воспитатель: ребята, а какие чувства испытывают люди в семье? (Любовь) Воспитатель: что значит любить свою семью? (Защищать, заботиться, не обижаться, радоваться друг за друга и др.) Воспитатель: сейчас я предлагаю Вам вспомнить рассказ Л. Н. Толстого «Отец и сыновья»:

Отец учил своих сыновей, чтобы они жили в согласии и всегда друг другу помогали, и друг друга выручали. Но не слушались его сыновья  вечно ссорились. Велел тогда отец сыновьям принести веник и говорит:  Сломайте его! Сколько ни бились сыновья, не смогли сломать. Тогда отец развязал веник и велел  сломать по одному пруту. Легко переломали сыновья прутья веника поодиночке. Отец и говорит:  Так и вы, если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться  и всё поодиночке делать, вас любой победить и обидеть сможет.

Воспитатель: давайте вспомним слова отца? Если вы в согласии жить будете, никто вас не одолеет: а если будете ссориться, да всё врозь – вас всякий легко погубит. Как вы понимаете эти слова (ответы детей). 

Воспитатель: я предлагаю вам попробовать сломать веник, получается? (дети пробуют сломать веник). 

Воспитатель: а теперь давайте попробуем сломать по прутикам.

Воспитатель: правильно, ребята, только все вместе, в мире и согласии мы можем совершать добрые дела.  

Воспитатель: сегодня мы с вами выяснили, что семья должна быть – крепкой, дружной и любящей. Но ведь много времени вы, ребята, проводите в детском саду.  Можно ли детский сад назвать БОЛЬШОЙ И ДРУЖНОЙ СЕМЬЕЙ? У каждой семьи есть свое большое сердце, у нас в группе тоже оно есть, только посмотрите какое оно. (Воспитатель показывает сердце белого цвета). Я предлагаю украсить его вашими маленькими сердечками, Самостоятельная деятельность детей.   

Воспитатель: посмотрите, какое у нас получилось одно большое яркое сердце. Молодцы. Ангелочек очень рад за вас и на память дарит вам добрые цветы, только на них пока по  одному лепесточку. Если вы будете соблюдать правила и делать добрые дела, лепестки будут добавляться и у вас получится целая клумба волшебных цветов. Ангелочек  прощается с нами, но всегда будет в ваших сердцах и напомнит, что семья – это очаг, в котором горит огонек надежды. И чтобы он не погас, нужно его поддерживать. И дарить близким любовь, терпение, уважение и понимание.

Воспитатель: а сейчас прижмите ладошки к своему сердцу и сохраните тепло семейного очага в сердце на всю жизнь.

     

      

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи с использованием игровых развивающих технологий в старшей группе «Истории об игрушках».

Цель: Развитие всех  компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической.Задачи: Связная речь. Учить по схеме рассказывать об игрушке. Р...

Конспект занятия по развитию речи с использованием ИКТ "Домашние животные"в старшей группе

Конспект занятия содержит упражнения, способствующие активизации словаря по теме, развитию грамматического строя речи, развитию артикуляционной моторики...

Конспект занятия по развитию речи с элементами театрализованной деятельности для детей старшей группы. Тема «О дружбе и о друзьях».

Цель: - продолжать совершенствовать диалогическую речь;- учить понимать смысл пословиц;- учить доброжелательности;- развивать понятия о дружбе, друзьях;- развивать у детей умение анализировать, обобща...

КОНСПЕКТ занятия по развитию речи с элементами театрализованной деятельности для детей старшей группы компенсирующей направленности

Обучение средствам выразительной речи (интонация, жест, мимика) на занятии по развитию речи....

Конспект занятия по развитию речи "Путешествие в мир театра" для детей старшей группы с общим недоразвитием речи"

Конспект занятия по развитию речи "Путешествие в мир театра" для детей старшей группыы с общим недоразвитием речи.Поготовила: учитель-логопед Белоусова Е.А. ГБДОУ д/с №65 Выборгского района ...

Конспект занятия по связной речи по методике В. К. Воробьевой в старшей группе на тему " Живая шляпа".

Задачи:Закрепить представление детей о правилах смысловой связи предложений в рассказе повествовательного характера.Формировать умение пересказывать рассказ повествовательного характера с опорой на пр...