Методическая разработка "Система духовно-нравственного воспитания старших дошкольников"
методическая разработка

Мишина Людмила Петровна

Структурными компонентами духовно-нравственного воспитания как системы являются цель и задачи; содержание; взаимодействие участников воспитательного процесса — воспитателя и воспитанников; управление (процесс); средства, формы, методы и технологии воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_duhovno.docx17.23 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Система духовно-нравственного воспитания старших дошкольников»

  В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и духовного воспитания. Духовно-нравственное воспитание дошкольников позволяет правильно сформировать мировоззрение, гражданскую позицию, семейные ценности и нравственные ориентиры.

  Духовно-нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у детей духовно-нравственных чувств и поведения. Содержанием нравственного воспитания является формирование таких нравственных качеств дошкольника, как: уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение соответственно отзываться на горе и радость других людей, добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, их общественной направленности, воспитание начал ответственности. Необходимо создать такие условия, чтобы у ребенка, основываясь на примерах из опыта, складывалось осознание и понимание того, что хорошо, а что плохо, чтобы он мог самостоятельно сформировать и иметь представления о нравственных качествах, таких как: жадность, дружба и многих других. Такое отношение к основополагающим понятиям нашей жизни продолжает формироваться и в дальнейшем по мере взросления. Главным помощником ребенка на этом пути является взрослый, который конкретными примерами своего поведения и закладывает в ребенка основные нравственные нормы поведения. Если примеры из опыта ребенка, его близкого окружения носят отрицательный характер, то и ждать от него развитых высоких нравственных качеств не приходится. Первейшая задача взрослых заключается в том, чтобы помочь дошкольнику определиться с объектами его чувств , разобраться в этом непростом мире. Эффективное нравственное воспитание невозможно без обсуждения с малышом нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений, выражения своего одобрения его нравственных поступков наиболее понятным для дошкольника образом.

 Духовно-нравственное воспитание дошкольников осуществляется с помощью различных методов, приемом и средств. В работе выделяю следующие направления:

1. Духовно-образовательное направление. (занятия, чтение детям, беседы, устные поучения, обсуждение поступков героев и детей.)

2. Воспитательно-оздоровительное направление (праздники, подвижные игры, прогулки, экскурсии, походы.)

3. Культурно-познавательное направление (концерты, просмотры фильмов и мультфильмов, прослушивание аудиозаписей, участие в православных праздниках) .

4. Нравственно-трудовое направление (труд по самообслуживанию, изготовление подарков, атрибутов для игр).

Для успешной работы в данном направлении использую разнообразные методы: наглядный, словесный, практический.

Наглядный метод использую во время:

- чтения произведений устного народного творчества;

- наблюдений;

- показа сказок и других произведений вместе с детьми;

- рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;

- проведения дидактических игр;

- целевых прогулок, экскурсий;

- моделирования сказок.

Словесные методы представляются наиболее эффективными в процессе:

- рассказа или беседы;

- чтения произведений;

- заучивания потешек, песенок, пословиц, поговорок, считалок;

- рассказывания произведений устного народного творчества детьми;

- бесед с элементами диалога;

- проведения разнообразных игр (подвижных, малоподвижных, дидактических, сюжетно-ролевых, игр-драматизаций);

- загадывания загадок;

- рассматривания наглядного материала;

- рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;

- разбора житейских ситуаций;

- проведения викторин, конкурсов, праздников, утренников и др.

Важное значение имеет практический метод, который использую, когда необходимо:

- изготовить с детьми наглядные пособия;

- организовать вечера с родителями;

- провести игры (подвижные, малоподвижные, дидактические, инсценировки);

- приготовить с детьми различные блюда народной кухни;

- изготовить поделки на выставки;

- организовать постановку сказок;

- провести экскурсии различной направленности;

- нарисовать или слепить из пластилина иллюстрации к сказкам, потешкам, пословицам и поговоркам.

  Ребёнок подражает поведению взрослых. Дети гораздо охотнее принимают наши указания, советы, подсказки и следуют им, когда совершенно уверены, что мы любим их. В то же время они без труда замечают, когда в нашем стремлении изменить их поведение таится злоба, и тотчас делают вывод, что наши указания — это прежде всего признак недовольства ими, недостаток или отсутствие нашей любви. Единственный способ преодолеть подобную трудность — постараться поменьше читать им мораль и больше наблюдать за ними. Пройдет, возможно, не один месяц, прежде чем ребенок заметно изменится, но, если мы сумеем сохранять спокойствие и терпение, все это даст хорошие результаты. Если мы всеми силами постараемся вести себя так, чтобы он поверил в наше доброе отношение к нему.

   Одной из важных задач детского сада по духовно-нравственному воспитанию является установление тесной связи с семьёй. Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.

  В работу с родителями входит:

-собрания на духовно- нравственные темы;

-собрания, на которых родителей знакомят со средствами народной педагогики;

-лектории для родителей;

-открытые показы воспитательно- образовательного процесса;

-вечера вопросов и ответов;

-проведение совместных мероприятий;

-собеседования на диалоговой основе;

-анкетирование и тестирование;

-индивидуальные и групповые консультации;

-наглядные виды работы (информационные стенды для родителей, стенгазеты, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы);

-визиты домой;

-экскурсии;

-привлечение родителей к подготовке и проведению праздников и открытых занятий;

-привлечение родителей к подбору произведений устного народного творчества определенной тематики;

-выставки совместного творчества.

  Доведение до сознания родителей важности духовно-нравственного воспитания дает заметные результаты. Чтобы в дальнейшем у детей сформировались достойные навыки и привычки, перед их глазами постоянно должны быть примеры правильного поведения, и тут роль родительского участия трудно переоценить. Становление личности ребенка происходит изначально в семье. Ведь семья – это маленький коллектив, основанный на принципах сотрудничества и взаимопомощи, где дети учатся искусству жить среди людей, любить их, ощущая на себе и проявляя к другим внимание и доброе отношение.

  Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитании дошкольников невозможно. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы. для повышения эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников необходима системная организация работы, включающая учебную, досуговую, трудовую, спортивную, повседневную сферу жизнедеятельности дошкольников; использование многообразных форм и активных методов приобщения дошкольников к истокам национальной культуры; педагогическое взаимодействие детского сада и семьи в освоении основ народной педагогики.

Вывод: Духовно-нравственное воспитание дошкольников — это целостная система, способная сформировать человека, умеющего успешно жить в современной драматической и противоречивой социальной среде. Поэтому оно должно быть выстроено как система формирования человека в соответствии с добром, с ответственностью в сознании. Нужно научить детей противодействовать современным социальным опасностями, разрушительным тенденциям, сформировать своего рода духовно-нравственный иммунитет, делающий человека невосприимчивым к злу в окружающем мире и в самом себе, и способных противостоять ему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование духовно-нравственных качеств у старших дошкольников на материале музыкальных сказок

Статья направлена на воспитание в человеке только положительного, приобщение детей к прекрасному, светлому и радостному в жизни через музыкальные сказки....

Семинар «Духовно-нравственное развитие личности старших дошкольников через знакомство с русскими – народными праздниками» для педагогов района

ЦЕЛЬ: содействовать формированию  представлений об использовании русских - народных праздников в духовно-нравственном развитии личности дошкольников.ЗАДАЧИ:  1....

Конспект родительского собрания в подготовительной группе на тему: "Формирование духовно-нравственных качеств личности старшего дошкольника средствами патриотического воспитания"

Конспектродительского собранияв подготовительной группена тему:"Формирование духовно-нравственных качеств личности старшего дошкольника средствами патриотического воспитания"...

Проект по духовно-нравственному,патриотическому воспитанию старших дошкольников "Мы - будущие защитники Родины"

формировать у детей знания о российской армии и представления о родах войск, военной технике;- воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных российских вои...

Проект по духовно-нравственному,патриотическому воспитанию старших дошкольников "Мы - будущие защитники Родины"

формировать у детей знания о российской армии и представления о родах войск, военной технике;- воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных российских вои...