НОД по познавательно - исследовательской деятельности на тему «Свет»
план-конспект занятия на тему
НОД по познавательно - исследовательской деятельности на тему «Свет»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 53.47 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД по познавательно - исследовательской деятельности на тему «Свет»
Цель: способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам.
Задачи:
- объяснить, как освещенность влияет на жизнь растений и других живых организмов;
- познакомить детей с понятием «скорость света»;
- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
- развивать умение делать выводы;
- воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра.
Методы и приемы:
- практические - наблюдение и опыты;
- наглядные - работа с иллюстрациями.
Материалы и оборудование:
Для воспитателя: настольная лампа, глобус, карманное зеркальце.
Для детей: карточки с изображением разных источников света (лампа, свеча, костер, фонарь, окно и т.д), картон и бумага, карманные зеркальца, карманные фонарики, мячики, разные небольшие игрушки.
Ход занятия.
Игра на общение «Улыбка».
Воспитатель: Давайте возьмёмся за руки. Улыбнёмся друг другу. Чтобы создать хорошее настроение.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку.
По небу ходит
Маляр без кистей.
Краской коричневой
Красит людей. (Солнце)
Что такое Солнце?
Дети: Это космическое тело.
Воспитатель: Действительно, Солнце – это звезда, которая находится в космосе, так же, как и Луна, и наша планета Земля. Наша планета Земля непрерывно движется вокруг Солнца. Когда одна ее часть освещена Солнцем – там день, другая находится в темноте – там ночь (показывает на глобусе).
Воспитатель предлагает провести опыт - смена дня и ночи.
Вместе с воспитателем дети проводят опыт, используя мячики и фонарики. Воспитатель предлагает детям по очереди взять мячик и посветить на него фонариком с одной стороны, а потом - повернуть мячик так, чтобы фонарик осветил его с другой стороны. Дети делают вывод, что освещена только та часть мячика, на которую попадает луч. Так же происходит и с земным шаром - если на одной стороне день, то на противоположной будет ночь.
(Дети делают вывод о смене дня и ночи в разных частях света).
Воспитатель: солнце дает нашей планете много света и тепла, хотя находится очень-очень далеко от нас.
Воспитатель: дети, а может ли живая природа обходиться без солнечного света и тепла.
Дети: ответы детей (нет).
Воспитатель: почему?
Дети: потому что растениям, деревьям нужен свет и тепло.
Воспитатель: Свет – одно из самых необходимых условий жизни растений. Только на свету в листьях растений образуется хлорофилл, растение получает питание, поглощая из воздуха углекислый газ и выделяя кислород. Есть растения светолюбивые, а есть теневыносливые. Если растение получает необходимое количество света, то оно хорошо развивается. Цветы и травы тянутся к свету и поворачивают к нему свои листья.
Воспитатель: Может ли человек прожить без солнечного света и тепла?
Дети: нет, потому что человеку необходимо свет и тепло. При дефиците солнечного света человек склонен к инфекционным заболеваниям.
Воспитатель: Проблемы со здоровьем при дефиците солнечного света.
Проблемы со здоровьем подкрадываются постепенно к тем, кто продолжительное время лишён прямого солнечного воздействия.
Во-первых, у людей развиваются физические, телесные изменения. Заболевания возникают на фоне ультрафиолетовой недостаточности (синоним: световое, солнечное голодание), что ведет к нарушению жизнедеятельности организма человека в результате длительного отсутствия или недостаточности действия солнечного света на кожные покровы. Это приводит к значительному снижению работоспособности, сопротивляемости к инфекциям, склонностью к инфекционным заболеваниям (грипп, дерматиты, ревматизм, туберкулез и др.), нарушению минерального обмена (рахит, остеопороз, повышенная ломкость костей).
Во-вторых, на фоне ломки схемы «день/ночь» нарушается выработка гормональных регуляторных веществ в организме, и могут развиться неврологические, психические изменения или аффективные расстройства. Именно они лежат в основе хронических стрессов и синдрома хронической усталости, затяжных депрессий.
Воспитатель: Ребята, но есть живые существа, которые могут обходится без света. Сегодня нам предстоит встретиться с ними, это - подземные жители. Попробуйте сами отгадать, с какими именно. Сейчас, я загадаю загадку, а вы отгадаете.
Загадка про крота
Я, друзья, подземный житель,
Землекоп я и строитель,
Землю рою, рою, рою,
Коридоры всюду строю,
А потом построю дом
И живу спокойно в нем. Это
Дети: крот.
Воспитатель: Какие слова загадки помогли вам найти отгадку? (Показ картинки).
Воспитатель: небольшое, величиной с ладонь животное. Живет предпочтительно в местах, где рыхлая, плодородная почва Крот. Ведь почти всю свою жизнь крот проводит под землей, в глубоких норах и ходах. Редко, но удается увидеть подземного жителя. И сразу видно, что он приспособлен исключительно для подземной жизни. Давайте рассмотрим его внимательно.
Две очень большие передние лапы-лопаты предназначены для рытья земли. А также нос, очень чувствительный к запахам, предназначен для грубой работы, - носом крот землю буравит, лапами гребет, как экскаватор и толкает назад. За одну минуту крот прорывает под землей ход — вот такой длины (показ 30-ти сантиметровой линейки).
Он земли насыпал горку.
Вылез длинный он из норки.
Дождь прошёл: не просто так,
Вылез из земли ...
Дети: червяк.
Дождевой червь – он всю свою жизнь проводит в почве. Питается останками перегнивших листьев. Все тело покрыто слизью, чтобы легче было двигаться. На поверхности можно увидеть во время дождя.
Воспитатель: Ребята, какие существа могут обходиться без света?
Дети: червяки, кроты.
ФИЗМИНУТКА:
«Наступило утро,
Солнышко проснулось,
И березки к солнцу потянулись. (руки вверх, встать на носочки)
Поздоровались друг с другом,
Наклонившись в стороны. (наклоны в стороны)
С солнцем поздоровались,
Радуясь дню новому. (руки вверх, помахать ими).
Воспитатель: Скорость света такова, что в одну секунду он успевает 7-8 раз обежать кругом Земли. Пространства планетной системы им пролетаются примерно с такой же легкостью, с какой муха перелетает из одного конца комнаты в другой или как птица — из одной части города в соседнюю.
Гром — звуковое явление в атмосфере, сопровождающее разряд молнии. Гром представляет собой колебания воздуха под влиянием очень быстрого повышения давления на пути молнии, вследствие нагревания приблизительно до 30 000 °C. Раскаты грома возникают из-за того, что молния имеет значительную длину, и звук от разных её участков доходит до уха наблюдателя не одновременно.
Молния - это электрический разряд в атмосфере, сопровождающийся вспышкой света. А гром - это звук от разряда молнии. Скорость света - 300 000 километров в секунду. Скорость звука в воздухе примерно - 330 метров в секунду. Наблюдатель, сначала видит свет от электрического разряда в атмосфере, которое происходит почти мгновенно, и только потом до него доходит звуковая волна, через определённый промежуток времени, равный отношению расстояния до молнии к скорости звука. Если разницу по времени между молнией и громом, в секундах умножить на скорость звука (330 м/с), то получится примерное расстояние до места, где произошло это явление...
Измерить силу света в комнате (опыт). Измерение освещенности проводится в светлое время суток при открытых шторах, необходимо учитывать это при проведении опыта зимой.
Измерить силу света фонарика (опыт). Проверить, чтобы фонарик был направлен на датчик. В свободном режиме можно поэкспериментировать с разными фонариками (при наличии). Пояснить, что сила света от светящегося объекта (фонарик, экран, солнце) называется яркостью. Также в свободном режиме можно провести эксперимент с лампой на подставке, измерив силу света у лампочки и вдали от нее.
Измерить силу света возле окна (опыт). Измерение освещенности проводится в светлое время суток при открытых шторах, необходимо учитывать это при проведении опыта зимой.
Освещенность в разных местах комнаты (опыт). В свободном режиме можно поэкспериментировать с детьми и измерить освещенность на их рабочем столе, под крышкой стола или на полу под столом. Обратить внимание детей на то, как должно быть освещено их рабочее место и почему это важно.
Отгадывание загадок. Дети рассматривают предложенные картинки и выбирают нужную - ответа на вопрос.
Красная собака
В печи гуляет.
Никогда не лает,
А руки кусает (Огонь)
Меня с домика берут,
Головой о стенку трут.
Я от этого сержусь
И в миг пламенем зажгусь (Спички)
Тело бело,
Душа льняная,
Маковка золотая. (Свеча)
Провела я солнце
Сквозь свое оконце.
К потолку подвесила,
Стало в доме весело. (Электрическая лампочка).
Воспитатель предлагает детям подтвердить гипотезу о том, что свет распространяется только по прямой с помощью опыта
Дети берут лист картона и, проделав в нем отверстие, светят в него фонариком, направляя луч на стену - на стене световое пятно. Затем листом бумаги лучу преграждают путь и световое пятно со стены исчезает. Дети делают вывод, что свет распространяется по прямой.
(Дети получают подтверждение гипотезы, что свет распространяется только по прямой)
Свет - электромагнитная волна, распространяющаяся от источника света и воспринимаемая глазом человека. В зависимости от длины волны свет имеет цвет от красного до фиолетового. Есть и другие виды электромагнитных волн: близкие к свету инфракрасное и ультрафиолетовое излучение и далекие - радиоволны, рентгеновские и гамма лучи.
Воспитатель: Ребята сегодня мы с вами говорили о скорости света, всем ли нужен свет, влияет ли плохая освещенность на здоровье человека. Мы с вами сделали несколько опытов: измерили силу света в комнате, силу света фонарика, силу света возле окна, освещенность в разных местах комнаты. Проделав опыт, мы убедились, что свет распространяется только по прямой.
Ребята на этом наше занятие закончено. Все старались, были активны, внимательны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектно - исследовательская деятельность на тему: "Свет и тень".
фотрмирование познавательных действий ребёнка через его включение в проектно - исследовательскую деятельность...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие», раздел «Развитие познавательно-исследовательской деятельности» по теме: «Волшебный камень-магнит», для детей старшего дошкольного возраста.
Образовательная область: «Познавательное развитие».Раздел: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности».Тема: «Волшебный камень — магнит».Группа: старшая.Форма проведения: классическа...

"Роль детского экспериментирования для познавательно-исследовательской деятельности дошкольника в свете введения ФГОС ДО"
Из оыта работы...
Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда».
Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....

Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности "Природные источники света"
Данный конспект рассчитан для детей среднего дошкольного возраста....

Конспект непрерывно-образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Путешествие в лабораторию к Зимушке-зиме»
Цель: Создать условия для формирования представлений о свойствах снега и льда, обогащать знания детей по теме «Зима»....

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами познавательно-исследовательской деятельности на тему: «В поисках Волшебной книги»
Цель: Создать условия для формирования представлений о свойствах снега, обогащать знания детей по теме «Зима».Задачи:Образовательные: создать детям условия для самостоятельного провед...