Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности "Природные источники света"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)
Данный конспект рассчитан для детей среднего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ood_prirodnye_istochniki_sveta.docx | 26.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №13» г. Канаш
Конспект
образовательной ситуации
по познавательно-исследовательской деятельности
на тему:
«Природные источники света»
Составила:
Васильева Марина Михайловна
воспитатель высшей кв. категории
г. Канаш, 2021 г
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Цель: Создание условий для проявления познавательно-исследовательской деятельности через создание проблемно-поисковых ситуаций.
Программное содержание:
Задачи:
Образовательные:
Обогатить представления детей о разнообразных источниках света ( солнце, луна, звезды), об источниках света рукотворного мира ( свеча, лампа, фонарик). Стимулировать использование исследовательских и поисковых действий.
Развивающие: Развивать любознательность, воображение, мышление, представления об окружающем мире. Развивать умение мыслить логически, обосновывать свои ответы; сопоставлять факты. Побуждать к познавательной активности детей. Развивать речь, обогащать словарный запас.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, доброжелательное отношение друг к другу.
Интеграция с образовательными областями: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Материал и оборудование: экран, проектор, ноутбук, магнитофон, презентация, шкатулка, игрушки ( медведь, сорока-белобока, заяц, белка, крокодил, солнце); ребристая доска, ящик с камушками, дуга, мягкие модули, клубок ниток, фонарик, дощечка с песком.
Предварительная работа: Чтение сказки К.И. Чуковского «Краденое солнце»
Форма проведения: игра-путешествие
Методические приёмы:
- Игровая мотивация;
- Сюрпризный момент;
- Игра-ТРИЗ «Что лежит в шкатулке»
- Использование ИКТ;
- Зрительная гимнастика ( по методике Базарного);
- Отгадывание загадок;
- Обращение к личному опыту детей;
- Динамическая пауза «Весёлая зарядка»;
- Опытно-исследовательская деятельность;
- Индивидуальная работа;
- Рефлексия.
Ход занятия
Организационный момент:
(воспитатель подзывает детей к себе)
Педагог:-Ребята, какой сегодня чудесный весенний день. Мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли сегодня в детский сад?
-Кто пришел с хорошим настроением, то улыбнитесь.
-Кто рад встрече со своими друзьями, то похлопайте в ладоши.
Педагог: Я вижу , что вы очень весёлые и дружные ребята, приходите в детский сад с хорошим настроением ,чтобы увидеть снова своих друзей, поиграть, поговорить -ведь мы с вами одна большая и дружная семья. И я вас всегда рада видеть.
Вводная часть:
Педагог: Дети, ой, что утром было,
Я забыла вам сказать-
Только в группу я вошла,
Здесь коробочку нашла.
Педагог: Как вы думаете, что там лежит?
Дети: (высказывают свои предположения)
Педагог: А здесь игрушки: медведь, зайчата, сорока-белобока, белка, крокодил, солнышко. Они герои одной известной вами детской сказки. Вы догадались из какой они сказки?
Дети: «Краденое солнце»
Педагог: Правильно. А написал её детский писатель Корней Иванович Чуковский.
( показывает портрет) Мы её с вами читали, а сейчас хочу предложить вам посмотреть фрагмент этой сказки. Присаживайтесь на стульчики перед экраном моего «волшебного « телевизора.
(дети смотрят отрывок мультфильма «Краденое солнце», до момента, когда крокодил проглотил солнце и наступила кромешная тьма)
Педагог: Ребята, скажите пожалуйста, чему звери и птицы так радовались? ( солнцу)
Что сделал крокодил? ( проглотил Солнце)
Скажите, какое настроение стало теперь у героев сказки, когда солнышко пропало?
Дети: грустное, печальное, испуганное, унылое.
Педагог: Подумайте, ребята, что случится если у нас не будет Солнца?
Дети: на Земле будет темно, холодно.
Педагог: Правильно. Солнце-это природный источник света, оно даёт нам тепло, свет и жизнь на земле .Если бы солнце перестало светить , то наша планета, на которой мы живём, погрузилась бы в темноту. От холода и темноты погибли бы растения, животные, люди .
Педагог: А как вы думаете, где живёт солнышко?
Дети: на небе
Педагог: Правильно. Солнце живёт высоко в небе .
Педагог: Солнце-это очень большая и горячая звезда , которая находится далеко от нас. Каждый день солнышко посылает свои лучики на землю. Солнечные лучи согревают землю , делают мир красивым и радостным.
Педагог: Ой, ребята посмотрите солнечный луч заглянул к нам в окошко
(на экране появляется солнышко) , давайте поиграем глазками с ним.
Зрительная гимнастика (по методике Базарного)
Педагог: Вот наши глазки отдохнули. Давайте скажем ему спасибо.
Дети (хором): «Спасибо, солнышко!»
Педагог: Ребята, а вы любите загадки?
Педагог: Отгадав мои загадки, вы узнаете , что ещё нам даёт свет.
В чёрном небе до зари
Тускло светят фонари.
Фонари - фонарики
Меньше, чем комарики. (Звёзды)
Педагог: Звёзды- это природные источники света. Они находятся очень далеко от нас , поэтому они не греют, и кажутся очень маленькими. Звёзд на небе большое количество .Они бывают разных цветов: белыми, красными, голубыми, жёлтыми, оранжевыми.
Педагог: Слушайте следующую загадку:
Знают взрослые и дети,
Что не солнце ночью светит
Круглолица и бледна
Среди звёзд видна… (Луна).
Педагог: Луна-природный источник света, она освещает дорогу животным и людям ночью. А теперь отгадайте загадки, с помощью каких предметов человек может получить свет.
Хоть и плачет огонь,
Всё же, ты его не тронь:
Слёз вода горяча!
Обожжёт тебя… (Свеча!)
Горит, а не жжет,
Висит и свет дает. (Лампочка)
Я волшебную свечу,
Так и сяк в руках верчу.
Не огнем горит она,
Батарейками полна. (Фонарик)
Педагог: Ребята, посмотрите на экран и вспомните, какие картинки относятся к природным источникам света, созданные не руками человека, а природой?
Дети: Солнце, звезды, луна.
Педагог: Правильно вы сказали, а лампочка, фонарик, свеча-это предметы созданные руками человека.
Педагог: Какие же вы молодцы! Ребята, скажите, а всегда ли солнышко светит одинаково? (Нет).
Правильно, солнце светит, по –разному в разное время суток.
Посмотрите на экран телевизора, как вы думаете какая часть суток изображена?
(на экране картинка «Утра»)
Дети: Утро.
Педагог: А с чего начинается ваше утро?
Дети: делаем зарядку, умываемся, идём в детский сад.
Педагог: За утром следует-день. Солнце днём поднимается высоко в небо, дарит всем тепло. Посмотрите!
( на экране слайд , как солнышко поднимается в небо,)
Сразу на улице становится светлее. Скажите, а что вы делаете днём?
Дети: Занимаемся, гуляем, обедаем, отдыхаем.
Педагог: За днём наступает ВЕЧЕР, солнышко начинает садится, на улице темнеет, становится прохладно. Посмотрите, как солнышко садится! ( слайд на экране, как солнце садится ) 2 раза
Педагог: Вот оно какое солнышко. Ребята, а давайте поможем героям сказки вернуть солнышко на небо, чтобы оно продолжало радовать зверей своим теплом и светом, чтобы все жили счастливо. Вы согласны?
Дети: Да!
Педагог: Наше путешествие на поиски солнца будет необычным и интересным. А если вдруг нас в дороге настигнет ночь, мы возьмём с собой «волшебный « фонарик. А как же мы найдем дорогу, которая приведет нас к Солнцу?
Голос Солнца: «Здравствуйте, ребята! Я Солнышко. Для того чтобы спасти меня, вам нужно назвать предметы , которые по форме похожи на меня. Удачи , друзья!»
Педагог: Ребята, выручайте, что же бы бывает круглой формы и жёлтого цвета?
Дети: апельсин, мандарин, пуговица, клубок ниток и др.
Педагог: Посмотрите, вот и клубочек ниток прикатился к нам не случайно, нужно его вежливо попросить, и он приведёт нас к Солнышку.
«Ты катись, катись, клубок
Через запад на восток.
Покажи же нам дорожку
Приведи нас к Солнышку!»
Педагог: Ну что ж , друзья, вставайте друг за другом.
В путь мои друзья! (идут под музыку ,проходя различные препятствия)
Динамическая пауза «Веселая зарядка»
По дорожке мы шагаем
Выше ноги поднимаем.( ходьба )
Будем весело шагать
И на камни наступать.( ходьба по дорожке здоровья наполненной камешками)
Через речку мы пойдём
По мосточку перейдём. (ходьба по доске)
Осторожно же нагнись,
И под веткой ты пройдись.( использовать дуги)
А потом поднимись,
Подтянись и улыбнись. (ходьба)
Педагог: Ой, ребята посмотрите , (обращает внимание на конец клубочка). Клубочек нас привёл в город «Солнечный».
(открывается ширма , где из кубиков построен сказочный городок)
Педагог: Вот мы и пришли.
Педагог: Ребята, посмотрите, (встают вокруг стола) Это глобус-маленькая модель нашей планеты Земля , на которой мы с вами живём. А это- настольная лампа , она -будет Солнцем, она тоже ярко светит и излучает тепло. Поднесите аккуратно ручки к лампе, не прикасаясь к ней, чтобы не обжечься.
(Дети подносят руки, чувствуют тепло)
Педагог: Варя, что ты чувствуешь? А ты Никита?
Педагог: Поднеся руки к лампе, мы чувствуем тепло.
Солнышко светит всегда, во все времена года по –разному. Подумайте, в какое время года солнышко светит больше и ярче?
Дети: Летом.
Педагог: А в какое время года меньше греет землю?
Дети: Зимой.
Педагог: Правильно, а наша планета постоянно вращается. Посмотрите ( демонстрирует).
Педагог: Скажите, а вы любите путешествовать?
Дети: Да.
Педагог: Давайте мы попутешествуем по нашей красивой планете. Мы обозначим флажком наше местоположение. (ставит человечка) . Посмотрите, у нас какое время суток?
Дети: День .
Педагог: Верно. Там где солнышко освещает бочок Земли –это день, и мы говорим: «Солнышко встает!»; А теперь мы отправимся в другой город (переставляет человечка) .Скажите , какое время суток сейчас?
Дети: Ночь.
Педагог: Верно. А когда наша планета поворачивается другим бочком, мы говорим: «Солнышко садится».
Педагог: Скажите, а что вы делаете ночью?
Дети: Спим.
Педагог: Верно. И солнце ложится спать, как и мы с вами.
Педагог: А как вы думаете. Где же нам искать солнышко? Может оно спит? А?! Я кажется придумала, наверное оно спряталось. А чтоб его найти нам поможет «волшебный « фонарик», который мы взяли в дорогу.
Я сейчас посвечу, а «волшебный « лучик покажет где оно спряталось! (дети находят дощечку с желтым песком, заранее приклеенным в форме солнца клеем ПВА)
Педагог: Какого цвета песок?
Дети: жёлтого.
Педагог: И солнце у нас желтого цвета, давайте мы вместе на песке нарисуем солнце! (дети под музыку рисуют: воспитатель рисует круг, а дети по очереди лучики)
Педагог: А теперь я аккуратно отряхну песок. ( на поднос) Что же мы видим?
Дети: Солнце!
Голос: «Спасибо, ребята! Вы вернули меня на небо, теперь я снова буду радовать своим теплом и светом. До свидания, ребята!»
Педагог: Ребята , вам понравилось путешествие? На поиски какого природного источника света мы отправились? (Солнца). А какие природные источники вы еще знаете? ( луна, звёзды)
Педагог: Молодцы! А теперь нам пора возвращаться в детский сад, пока не стемнело.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД по познавательно - исследовательской деятельности на тему «Свет»
НОД по познавательно - исследовательской деятельности на тему «Свет»...
Конспект, совместной познавательно-исследовательской деятельности, проведенный на День открытых дверей, в старшей группе 03 «Светлячки». Тема: «Свойства света и тени»
Цель: создание условий для проявления познавательной активности ребенка.Возрастная группа: 5-6 лет (старшая группа).Форма НОД: занятиеФорма организации (групповая)Задачи:1. познако...
"Роль детского экспериментирования для познавательно-исследовательской деятельности дошкольника в свете введения ФГОС ДО"
Из оыта работы...
Познавательно-исследовательский проект "Путешествие вокруг света "Хочу все знать"" (планирование)
Данный проект даст возможность расширить знания детей подготовительной к школе группы об окружающем мире через познавательно-исследовательскую деятельность....
Познавательно-исследовательский проект «Все на свете нам нужны! (мир насекомых)».
Экологическое воспитание подрастающего поколения - это одна из важнейших, актуальнейших задач всей системы народного образования, которая реализуется во всех её звеньях. Дошкольный возраст - это...
Презентация к познавательно - исследовательскому проекту " Вода - источник жизни".
Презентация с фото и описанием целей и задач проекта, а также его этапов....
Познавательно-исследовательский проект "Сахар-источник энергии"
Актуальность реализации проекта:Значение сахара для человека очень велико. Наш организм не смог бы существовать без продуктов, содержащих сахар. Важную роль в организме играет сахар, а именно гл...