Проектно - исследовательская деятельность на тему: "Свет и тень".
план-конспект занятия (младшая группа) на тему

фотрмирование познавательных действий ребёнка через его включение в проектно - исследовательскую деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svet_i_ten.docx466.44 КБ
Файл kurochka_ryaba.docx21.73 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение № 587

Проектно - исследовательская деятельность на тему:

Свет и тень.

Провела воспитатель первой квалификационной категории: Кульдишова  Надежда Леонидовна .

                г. Москва 2014

Цель: формирование познавательных действий ребенка через его включение в проектно-исследовательскую деятельность.

Задачи:

- развивать умение детей наблюдать, видеть свет  и тень;

- развивать умение экспериментировать с помощью света;

- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи  (как образуется тень);

- развивать умение фиксировать полученные результаты (пиктографирование);

- развивать умение делать вывод.

Оборудование и материал:

Куклы «Свет и Тень» ,карточки на каждого ребенка(пиктограмма),теневой театр, ширма.

Предварительная работа:

Изготовление кукол для теневого театра,  беседа на тему «День, ночь».

I Подготовительный этап:

Ход занятия:

Воспитатель выставляет плоскостные фигуры кукол на мольберт и обращает внимание детей. C:\Users\Надюшка\Desktop\10 гр свет и тень\20131108_092556.jpg

- Посмотрите, кто к нам пришел? К нам пришли куклы. Как выглядят куклы: один весь светится, прямо как луч солнца, а другая наоборот вся темная, но очень похожа на первого, если не считать что она девочка. Кто же это могут быть? Это Свет и Тень.

- Хоть они и друзья, но все же иногда ссорятся. Вот и сейчас никак не могут договориться,  кто из них главнее. А вы как думаете? (высказывание детей)

- Для того что бы это узнать, кто из них прав, давайте это проверим.

- Откуда берется свет в природе? (От солнца).

- А когда пасмурно, как сделать чтоб в группе было светло? (Включить свет). - А сейчас давайте превратимся в маленьких исследователей и понаблюдаем.

- Если в групповой комнате выключить свет, что будет? (ответ детей). Правильно! У нас будет темно. (Выключить и включить свет).

- Если включим свет, что будет? Будет светло.

II Основной этап:

     За ширмой плачет зайка (перчаточная кукла).

- Ой, ребята кто-то плачет.

 Воспитатель выносит из-за ширмы зайчика (перчаточная кукла).

 Вместе с детьми выясняет, почему зайчик плачет? (Боится темноты). Воспитатель предлагает научить зайчика не бояться темноты.

Давайте попробуем сделать тень.

- Вы умеете? (ответ детей)

- Если мы поставим ширму, направим на нее свет от лампы, а на пути световых лучей поставим какую-либо фигуру, то на ширме появится тень. Тень может быть любой формы.

- Давайте с вами поиграем с тенью. C:\Users\Надюшка\Desktop\DSC07576.JPG

Воспитатель показывает фигуру собаки и спрашивает детей:

 -Кто это?

- Это собака.

- А если я занесу эту фигуру за ширму, то на ширме появится тень от собаки. (Воспитатель показывает фигурки петушка, зайца, лисы, медведя)

- Кто это?

- Это петушок.

- А что это?

- Это тень от петушка и т.д.

- Ребята, а если выключить свет, тень образуется?

- Нет. Без света тень не образуется.

- Слова свет и тень можно изобразить так:

Свет - карточка, с каким кругом? (с белым кругом)

Тень - карточка, с каким кругом? (с черным кругом)

- Давайте с вами поиграем.

Дети подходят к столам. (На столах для  каждого ребенка приготовлены по две карточки)

- Я буду произносить слово «тень», вы поднимаете карточку с черным кругом. Я говорю слово «свет», вы поднимаете карточку с белым кругом.

Проводится игра!

- Молодцы ребята! Мы с вами сегодня узнали очень многое. Мы были исследователями и исследовали тень и свет.

- Что мы исследовали? (тень и свет)

- Узнали, как образуется тень. А теперь я вас приглашаю поиграть в хороводную игру «Тень - тень-потетень…»

Проводится игра.

Тень-тень-потетень,                                           Дети идут по кругу.

Выше города плетень,                                        Руки вверх.

Сели звери под плетень                                     Присесть.

Похвалялися весь день:                                     Показывают движения

Похвалялася лиса:                                              характерные

«Всему свету я краса!».                                     для животных.

«Поди, подогоняй-ка!»

Похвалялися ежи:

«У нас шубки хороши!»

Похвалялся медведь:

«Могу песни я петь!»

III Заключительный этап:

- Ребята, а вы любите сказки? (Да).

Я вам предлагаю посмотреть сказку с помощью теневой куклы.

 А театр наш называется - теневой.

Демонстрация теневого театра.

   

C:\Users\Надюшка\Desktop\DSC07586.JPG



Предварительный просмотр:

Западное окружное управление образования
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение

 города Москвы   средняя общеобразовательная школа № 587

Дошкольное отделение №1.

Интегрированная непосредственно образовательная деятельность детей младшей группы.

«Курочка Ряба»


Воспитатель: Кульдишова Н.Л.

Москва

2014г

Цель: Развитие связной речи с помощью театрализованной деятельности.

Образовательная деятельность.

Задачи: Учить запоминать прослушанный текст произведения.  (Рассматривать сюжетные картинки, формировать речевые навыки (правильно называть героев сказок). Воспитывать у детей интерес к русской народной сказке: "Курочка Ряба".                                                                              

 Способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи ролей в инсценировки сказки.

 Развивать умение воспринимать звучание в родной речи, знакомить с театром через спектакли и представления, развивать образные представления.

 Познакомить детей с методом нетрадиционного рисования.  Развивать умение правильно располагать изображение по всему листу. Закрепить умение пользоваться ватными палочками ( тычком).

Оборудование и материалы:

Демонстрационный: сундучок, сюжетные картинки по сказке «Курочка Ряба», костюмы для драматизации сказки.

Раздаточный:  краска желтого  цвета, лист бумаги  (на каждого), ватные палочки (тычок).

Предварительная работа: Чтение сказки, игра с театром ложек, разучивание сказки по ролям, изготовление декораций, пошив костюма для «Курочки Рябы» и мышки.

Подготовительный этап:

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель:

-Ой,  ребята,  посмотрите, Машенька в гости к нам пришла и принесла с собой красивый сундучок.

Ребятки, давайте поздороваемся  с Машенькой.

Дети здороваются с куклой.

  Воспитатель:

-Машенька, а что у тебя в сундучке?

Кукла отвечает:

-Этот сундучок со сказкой. А вы любите сказки?

Дети: да.

Машенька: Для того чтоб этот сундучок открылся нужно произнести волшебные слова.

Сундучок, сундучок:

Позолоченный бочок,

Расписная крышка,

Медная задвижка!

Раз,  два, три, четыре, пять,

Можно сказку начинать!

Дети произносят вместе с воспитателем волшебные слова. Открывают сундучок.

Основной этап:

Кукла: Ой, пока я к вам шла, все картинки в моем сундучке перепутались. Что же делать?

Воспитатель:

- Ребята, а давайте поможем собрать Машеньке правильно сказку.

Воспитатель показывает картинку Дедушки.

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите  это кто?

Дети: Дедушка.

Воспитатель показывает следующую картинку - Бабушку.

-А это кто?

Дети отвечают: Бабушка.

Воспитатель: показывает  картинку курочки.

- А кто это?

Дети отвечают:

-Это Курочка Ряба.

 Воспитатель: Правильно, ребята, а как Курочка кричит?

Дети: Ко - ко - ко.

   Давайте споём песенку про курочку:

 «Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать,

А за ней ребятки – желтые цыплятки!

Ко - ко - ко! Не ходите далеко! Лапками гребите! Зернышко ищите!

Съели толстого жука, дождевого червяка, выпили водицы – целое корытце».

После песенки дети садятся на стульчики.

Воспитатель показывает следующую картинку: Яичко. И спрашивает:

-А это  что такое?

Дети отвечают: Яичко.

Воспитатель показывает следующую картинку:  Мышку. И также спрашивает у ребят кто это?

Дети:  - Мышка.

Воспитатель: Молодцы, всех героев сказки назвали.  Ребята посмотрите, что за сказка получилась.

Дети: Про Курочку  Рябу.

Воспитатель:

- Ребята посмотрите,  наша гостья совсем загрустила.

Давайте  мы  развеселим Машеньку и покажем ей сказку.

Дети: Давайте.

Воспитатель: Ни в каком далеком царстве,

Тридесятом  государстве -

Дело было на Руси…Стариков про то спроси.

Жили-были…

Дед и баба ,вместе с курочкою Рябой.

Баба курочку любила,

Рябу зернами кормила.

Приносил ей Дед напиться

Родниковую водицу.

Ряба: Я живу в тепле и ласке.

Ну не жизнь, а просто сказка!

А за добрые дела

Каждый день я им несла

Яйца свежие к обеду

И кормила Бабу с Дедом

А уж нынче удружу:

Я им чудо покажу!

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

Чудо делать нелегко.

Ну да я смогла,

Золото снесла!

Отдает бабушке золотое яйцо.

Баба: Что за чудо? Глянь-ка Дед!

Ой! Снесла яичко Ряба

Золотое  на обед.

(Берет яйцо и подает Деду.)

На-ка,  вот! Разбей-ка, Дед!

(Дед берет яйцо, стучит по нему ложкой.)

Дед: Постучу легонько ложкой

По яичку я немножко…

(Стучит ложкой по яичку.)

Не разбил.… Ударю с силой.

Ну,  никак… не тут-то было…

(Кладет яйцо на стол.)

(Бежит мышка.)

Мышка: В темном подполе в избушке

Скучно мышке жить, Норушке.

Вот и вышла погулять,

Хлебных крошек поискать.

Знаю, невелик  мой росток,

Но зато – длиннющий хвостик.

По столу хвостом махну –

Живо на пол все стряхну.

(Машет хвостом, яйцо падает и разбивается.)

Воспитатель: Что хотели, то случилось, -

Вот яичко и разбилось.

Отчего ж ты плачешь, Дед?

Она разбила твой обед?

Надо же! И Бабка плачет...

Что там Рябушка кудахчет?

Ряба: Полно плакать! Это горе

Позабудете вы вскоре.

Куд - куда! Вот вам  простое!

Ну, зачем вам золотое?!

Кушай, Баба! Кушай, Дед!

И живите много лет!

Баба: Впрямь, не надо золотого.

Лучше нет яйца простого.

Вот спасибо, Рябушка,

И поклон от бабушки.

(Кланяется  Рябе.)

Дед: Краше нет яйца к обеду!

Что ж, спасибо и от Деда.

(Кланяется Рябе  в пояс.)

Кукла: Спасибо, ребята, вам за сказку.

Заключительный этап:

Воспитатель: Давайте  для курочки  Рябы, нарисуем зернышки, а Маша отнесет наши рисунки в сказку.

Дети садятся за стол. На столе приготовлены ватные палочки, краска желтого цвета, листочки.

 Воспитатель:   Ребята, а  рисовать мы будем с помощью ватных палочек. Чтобы зернышки получились круглые нужно обмакнуть палочку в краску и приложить к листочку вертикально. Вот так. (Воспитатель показывает). Зернышек должно быть много, поэтому рисуем по всему листочку.

 Дети рисуют рисунок и передают Маше. Маша благодарит детей и уходит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС (педагогический совет - деловая игра)

Педагогический совет  Тема: Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС.Цель: Уточнить знания педагогов по проектной и исследовательско...

МАСТЕР- КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС

Уточнить знания педагогов по проектной и исследовательской деятельности в ДОУ.Повысить профессиональную компетентность в планировании исследовательской работы.Развивать умение дискуссировать в группе,...

Проектно - исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности,помогающий успешной реализации ФГОС

Очень важно повышать профессиональную компетентность в планировании исследовательской работы....

НОД по познавательно - исследовательской деятельности на тему «Свет»

НОД по познавательно - исследовательской деятельности на тему «Свет»...

Педагогический совет №3 На тему: «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе проектной-экспериментальной деятельности» Доклад для воспитателей на тему «Развитие познавательной активности детей через проектно-исследовательскую деятельност

Актуальность: Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познават...

Проектная работа на тему :Проектно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста

Проектная деятельность в ДОУ- это своеобразный индикатор профессионализма педагогов, их готовность к инновационным  методам работы....

Развитие исследовательских умений детей средствами проектно-исследовательской деятельности

Современное общество так стремительно развивается что для того, чтобы быть иди в ногу со временем недостаточно просто усвоить опыт, накопленный предками, сегодняшний человек должен уметь решать возник...