"Роль детского экспериментирования для познавательно-исследовательской деятельности дошкольника в свете введения ФГОС ДО"
статья по окружающему миру

Ясницкая Наталья Владимировна

Из оыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_detskogo_eksperimentirovaniya.docx22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение детский сад №4 «Незабудка» МО Барышский район»

«Роль  детского экспериментирования для познавательно-исследовательской деятельности дошкольника в свете введения ФГОС ДО.»

Воспитатель: Ясницкая Н.В.

2019 год

Согласно  Федерального Государственного образовательного стандарта

дошкольного образования детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка, после игровой деятельности.

 Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл. Клементий Ефремович Тимирязев

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, но и как поиск самостоятельно приобретенных знаний или под руководством взрослых.

Экспериментирование, как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего.

В работах многих отечественных педагогов (Г. М. Ляминой, А. П. Усовой, Е. А. Панько и других) говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами могли бы обнаружить все новые и новые свойства предметов. Их сходство и различия. О предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно.

Причины, по их мнению, встречающейся интеллектуальной пассивности детей, часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым заданием, дети быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или в игру. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.

Практика работы с детьми показывает, что они очень любят исследовать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно –действенное и наглядно – образное мышление, а экспериментирование, как никакой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

В дошкольном возрасте он – ведущий, а в первые три года – практически единственный способ познания мира. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит и делает все сам.

Известно, что дети любят возиться с песком, водой. А как мы на это реагируем? «Не подходи, не бери, брось сейчас же». Так и не успевает маленький исследователь удовлетворить свое любопытство. А с годами желание познакомиться с тем, что запрещают - накапливается. В старшем дошкольном возрасте это любопытство принимает неожиданную форму. Экспериментирование с различными материалами заинтересовывает детей своим процессом. Педагогическое значение правильного понимания этой проблемы состоит в том, что экспериментирование играет большую роль в формировании у ребенка способов и приемов.

В исследованиях отечественных и зарубежных психологов говорится о том, что важнейшее значение для развития детей имеет их практическая деятельность. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.

Экспериментирование – это метод близкий к идеальному. Знания, полученные самостоятельно, являются осознанными и более прочными.

В процессе организации познавательно – экспериментальной деятельности предполагается решение следующих целей:

1. Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.

2. Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.

3. Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.

4. Создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий.

Из поставленных перед нами целей вытекают следующие задачи:

1. Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира:

- знакомить с различными свойствами веществ  (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);

- знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление);

2. Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение);

3. Развивать представления детей о некоторых факторах среды  (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; воздух - его давление и сила; почва - состав, влажность, сухость);

4. Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные - для удовлетворения своих потребностей;

5. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;

6. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Эксперименты бывают индивидуальные или групповые, однократные или циклические (цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в разные условия и т.д.)

По характеру мыслительных операций эксперименты могут быть различными:

• констатирующие (позволяющие увидеть какое – то одно состояние объекта или одно явление),

• сравнительные  (позволяющие увидеть динамику процесса);

• обобщающие (позволяющие прослеживать общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

Опыты помогают развивать речь, мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показывать связи между живым и неживым в природе.

Исследование дает возможность ребенку самому найти ответы на вопросы  как и почему.

 Экспериментирование тесно связано со всеми видами  детской деятельности:

1.Познанием;

2.Конструированием;

3.Восприятием художественной литературы и фольклора;

4.Самообслуживанием;

5.Двигательной;

6.Игровой;

7.Изобразительной;

8.Музыкально-ритмическая;

9.Коммунукативной.

Тема элементарного экспериментирования представляет для детей живой интерес. Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них природой. Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, порождает вопросы, догадки. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок. Тем быстрее и полноценнее он развивается.

 Экспериментирование – это творческий процесс и наряду с игрой - ведущая деятельность дошкольника и для него необходимо создать предметно-развивающую среду.

Лаборатория создается для развития у детей познавательного интереса, формирование навыков исследовательской деятельности. В уголке экспериментирования должно быть: оборудование для исследования свойств воды, воздуха, почвы, песка, для опытов с растениями, природным материалом; коллекции веществ  и  материалов; приборы для проведения опытов; картотека опытов; алгоритмы проведения опытов;  дневник экспериментов и наблюдений, в котором фиксируется опыт: цель, ход опыта, дата проведения, высказывания детей, их зарисовки, фото.

 Формы экспериментирования могут быть различными:

•        совместная деятельность воспитателя, родителей с детьми.

•        самостоятельная деятельность детей.

     Применение экспериментирования оказало влияние на: повышение уровня развития любознательности; исследовательские   умения   и   навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять  различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной   деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы;  речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь); личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности  отстаивают точку зрения, согласовывать её с другими и т. д; знания детей о неживой природе.

  В детском саду мы много внимания уделяем экспериментированию. Но экологические опыты и эксперименты можно организовать и дома. Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного  фантазии и некоторые научные знания.

Отношения с детьми строятся на основе партнерства. Формируются навыки совместной деятельности. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.

Этапы развития деятельности детского экспериментирования в соответствии с возрастом детей. Так как интерес к экспериментированию возникает с раннего возраста, занятия по детскому экспериментированию в нашем саду начинают проводить со 2-й младшей группы.

С детьми 3-4-х лет проводится подготовка детей к экспериментированию.

С помощью игровых персонажей предлагаются детям простейшие проблемные ситуации: Утонет ли резиновый мяч? Как спрятать от лисы колечко в воде? Почему нельзя есть снег? Как пройти по льду и не упасть и др.

Во второй младшей группе дети осваивают действия по переливанию, пересыпанию различных материалов и веществ. Знакомятся со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы: воды; льда; снега; стекла. Узнают об источниках света, о том, что если светить на предмет, то появится тень; о том, что разные предметы и животные издают разные звуки; и др.

Мы проводим следующие эксперименты: «Лепим колобки» где дети получают представления о том, что из влажного песка можно лепить. Знакомим детей с тем, что вода бывает чистой и грязной, необходима для жизни растений, животных и людей. И др. Постепенно привлекаем детей к прогнозированию результатов своих действий: "Что получится, если мы подуем на одуванчик? "

Учим детей подбирать и находить необходимый материал и оборудование, выполнять простейшие действия, видеть результат деятельности, тем самым, развивая собственную исследовательскую активность детей.

В средней и старшей группе на 5-м и 6-м году жизни детей продолжается обогащение опыта детей по познанию окружающего мира.

На этом этапе идет практическое освоение детьми свойств и качеств различных материалов, дети активно участвуют в исследовании и преобразовании различных проблемных ситуаций, знакомятся со способами фиксации полученных результатов.

С детьми мы проводим эксперименты по выявлению причин отдельных явлений, например "Почему этот платочек высох быстрее? " (потому что он был на солнце); "Чей домик крепче: из каких материалов ветер сдул домик и почему". Сравниваем свойства песка, и глины. Узнаем и расширяем представления о свойствах воды и воздуха их значении, о видах и свойствах тканей узнаем о свойствах магнита и увеличительного стекла.

Во время совместного экспериментирования  с детьми ставим цель, выдвигаем гипотезы, совместно определяем этапы работы, делаем выводы. Мы развиваем умение детей вырабатывать гипотезы, используя простые упражнения, вопросы: «Давайте подумаем, почему нельзя плавать на бумажном корабле? »

Так же учим детей в ходе деятельности задавать вопросы, выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: что мы делали? что мы получили? почему?

После каждого эксперимента мы приучаем детей к самостоятельности при уборке рабочего места.

Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка

В процессе экспериментирования я прививаю детям навыки межличностного общения и сотрудничества: уметь договариваться, отстаивать свое мнение, рассуждать в диалоге с другими детьми. Для этого во время обсуждения проблемных ситуаций обращаю внимание детей на мнение других, учу слушать друг друга, предлагаю более активным детям помочь застенчивым.

На 6-м, 7-м году жизни все более и более углубляются представления детей об окружающем мире, эксперименты усложняются по содержанию и методике проведения.

Теперь инициатива по проведению экспериментов чаще принадлежит детям. Постепенно увеличиваются задания по прогнозированию результатов. Например, "Сегодня мы посадили зерна овса, подумайте, каким он будет через 10 дней".

Стимулируем детей к самостоятельному анализу результатов опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном.

В итоге: дети активно участвуют в предложенных экспериментах, охотно самостоятельно действуют с предметами, выявляя их особенности. Они проявляют желание экспериментировать дома: исследовать различные предметы быта, их действие, что выясняется в беседах с родителями и детьми.

Эксперимент можно провести во время любой деятельности.

Например, ребёнок рисует, у него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём     проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.

Привлечение детей к проведению несложных опытов на занятиях, прогулках или в уголке природы и на участке детского сада имеет очень большое значение для развития наблюдательности и любознательности, воспитания активного и правильного отношения к объектам и явлениям природы.

При помощи эксперимента дети узнают о роли воды и удобрений в жизни растений. Однако следует помнить, что нельзя увлекаться опытами, наносящие растениям вред. Так, например, желая разъяснить значение воды для растений, предлагают иногда в жаркий день оставлять без полива одну из клумб с цветами. На другой день растения увядают. Подобную ошибку некоторые воспитатели допускают и в опытах с удобрениями.

Воспитать устойчивый интерес к природе и бережное отношение к растениям можно на примере положительных результатов труда. Детей надо учить таким приемам ухода, которые обеспечивают растениям хороший рост.

    Опыты должны строиться на основе уже имеющихся у детей представлений, которые  они получили  в процессе наблюдений и труда. Важно, чтобы в постановке и проведении опытов дети были активными участниками. При обсуждении результатов опытов воспитатель подводит детей к самостоятельным выводам и суждениям.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Детское экспериментирование - основа познавательно-исследовательской деятельности дошкольника"

Мастер – класс на тему:«Детское экспериментирование – основа познавательно– исследовательской деятельности дошкольников» Цель мастер – класса: представление оп...

познавательно-исследовательская деятельность дошкольников в условиях введения ФГОС ДО

консультация для воспитателей детского сада по познавательно- исследовательской деятельности....

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников в условиях введения ФГОС ДО

Консультация для педагогов ДОУ "Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников в условиях введения ФГОС ДО"...

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников в условиях введения ФГОС ДО

ФГОС ДО особого внимания уделяет познавательно-исследовательской деятельности (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними). Характерными видами деятельности...

Консультация для педагогов"Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников в условиях введения ФГОС ДО "

Консультация для педагогов " Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников в условиях введения ФГОС ДО"...

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников в условиях введения ФГОС.

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников в условиях введения ФГОС....