Игры, упражнения и техники для тренинговой работы с педагогами
методическая разработка на тему
Каждый специалист ДОО может выбрать то средство, которое ему больше подходит, и использовать его в повседневной жизни. Это позволит повысить качество выполняемой работы, увеличить период высокой работоспособности, сохранить здоровье педагогов и благоприятно повлиять на психологический климат в коллективе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_3.docx | 18.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры, упражнения и техники для тренинговой работы с педагогами
Каждый специалист ДОО может выбрать то средство, которое ему больше подходит, и использовать его в повседневной жизни. Это позволит повысить качество выполняемой работы, увеличить период высокой работоспособности, сохранить здоровье педагогов и благоприятно повлиять на психологический климат в коллективе.
Арт-терапевтические техники
Упражнения "Рисунок настроения"
Перед тем как приступить к самому упражнению, педагогам нужно описать свое состояние на данный момент и это настроение перенести на листок бумаги с помощью цвета. Не нужно стараться изображать сюжет, а просто выбирать краски по настроению и наносить на бумагу. При этом нет никаких ограничений или правил.
"Проективный рисунок"
Предложить участникам нарисовать коллективный портрет группы, при этом каждый имеет право изобразить только один элемент. Данную процедуру целесообразно проводить на первом и на последнем занятиях, чтобы увидеть, какие изменения произошли внутри группы.
"Поочередное рисование"
Инструкция проведения этого арт-терапевтического упражнения такова: один из партнеров рисует в течение 2-х минут, затем другой продолжает рисовать то же в течение 2-х минут, затем снова первый и т.д. Заканчивается работа после того, как оба партнера посчитают работу завершенной.
Если получается целостная картина, то у пары психологическая совместимость и они способны уступать друг другу. Если рисуют каждый свое, то у них разная психофизика и им необходима работа по срабатываемости в парах.
"Метафорические портреты"
Данная техника предлагает нарисовать себя в виде какого-нибудь предмета или животного: дом, дерево, цветок, и т.д., изобразить и фон.
Можно предложить педагогам после создания рисунка рассказать о нем от первого лица или нарисовать, каким предметам или животным им хотелось бы быть.
Можно изобразить себя в виде предмета, отражающего сегодняшнее состояние, или:
- нарисовать себя на одной стороне листа в виде предмета, на другой - в виде животного, постараться понять, как эти изображения соотносятся с отношением окружающих к конкретному педагогу и его отношением к окружающим;
- изобразить себя в виде растения на том или ином этапе его роста и развития, при этом обратить внимание на свои ощущения, связанные с воображаемым процессом роста этого растения;
- выбрать несколько цветов и передать с их помощью особенности своей личности.
Деловые игры и упражнения
Игра "Атомы"
Проводится в качестве разминки и с целью создания работоспособности.
Согнуть руки в локтях и прижать их к плечам - это атом. Атомы постоянно двигаются и время от времени объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разное. Оно определяется тем, какую цифру назовет ведущий. Все двигаются и объединяются друг с другом в зависимости от его команд - встают лицом друг к другу, касаясь предплечьями. В конце игры называется число, равное всем участникам.
Игра-разминка "Баржа"
Проводится с целью снятие эмоционального напряжения, развития скорости мыслительных процессов, преодоления неуверенности в себе.
Участники становятся в круг и называют слова, обозначающие психологические характеристики личности ("добрый", "весёлый" и т.д.), перебрасывая при этом друг другу мяч, т.е. "грузят баржу".
Упражнение "Доброе животное"
Проводится с целью создания позитивного настроения, сплочения группы, укрепления чувства принадлежности к группе, укрепления чувства принадлежности к группе, умения подчиняться единому ритму, действовать сообща.
Все участники становятся друг за другом, они - большое доброе животное. Ведущий просит всех вместе полетать, походить, попрыгать, подышать и т.д. После выполнения упражнений игроки говорят о своих чувствах.
Рефлексия "Ваши ассоциации"
Проводится с целью развития ассоциативных механизмов, умения давать обратную связь.
Каждому участнику предлагается сосредоточиться на своем соседе по тренингу и за 2 минуты вспомнить всё, что он говорил, делал при выполнении заданий, как себя проявлял; вспомнить свои чувства, которые возникали по отношению к этому человеку. Через 2 минуты предлагается описать природное явление, время года, которые соответствуют впечатлениям об этом человеке.
Телесно-ориентированные техники
Игра "Сорви яблоко"
Проводится с целью психоэмоционального и мышечного расслабления и успокоения.
Участники встают так, чтобы вокруг каждого было достаточно свободного места. Ведущий предлагает представить и собрать яблоки в саду, которые растут достаточно высоко. Затем педагоги срывают яблоки, делая при этом вдох, кладут в корзину - медленный выдох. Упражнение повторяется несколько раз.
Аутотренинг "Мобилизация"
Проводится с целью восстановления сил, общей готовности к продолжению ранее выполняемой работы.
Педагоги делают глубокий вдох-выдох, мысленно повторяя следующие словесные формулы:
1. "Я хорошо отдохнул".
2. "Мои силы восстановились".
3. "Во всем теле я ощущаю прилив энергии".
4. "Мысли ясные, четкие".
5. "Мышцы наполняются жизненной силой. Я готов действовать. Я словно принял освежающий душ".
6. "По всему телу пробегает приятный озноб и прохлада".
7. "Делаю глубокий вдох, резкий выдох и ощущаю прохладу".
8. "Поднимаю голову (встаю)".
Визуализация "Целительные воспоминания"
Предлагается удобно сесть, сделать глубокий вдох, задержать дыхание на 10 секунд, а затем выдохнуть. Повторить упражнение 3 раза и затем восстановить естественный темп дыхания. С каждым вдохом нужно почувствовать, как расслабляются тело и сознание, уплывают шум, звуки, лица, проблемы.
В прошлом произошло очень много приятных событий. Одни были значительные, другие - не очень. Но все они радовали, приносили счастье. Нужно вспомнить свой радостный день. Вернуть к жизни ушедшие часы, минуты, когда было ощущение счастья, любви, необходимости кому-то, веселья, окрыленности успехом, достигнутой целью, удачей. Предлагается пережить заново это счастливое прошлое, увидеть, услышать, ощутить и почувствовать его. Нужно не повторяться, не торопиться, дать каждому образу возможность появиться вновь.
По окончании сеанса нужно сосчитать до 5 и медленно вернуться к окружающей реальности.
Визуализация "Избавление от тревог"
Цели: снятие тревоги, беспокойства; подготовка к ожидаемой стрессовой ситуации.
Расслабьтесь, представьте, что вы сидите на чудесной зелёной лужайке в ясный солнечный день. Небо озарено радугой, и частица этого сияния принадлежит вам. Оно ярче тысячи солнц. Его лучи мягко и ласково пригревают вашу голову, проникают в тело, разливаются по нему, всё оно наполняется очищающим целительным светом, в котором растворяются все ваши огорчения и тревоги, все отрицательные мысли и чувства, страхи и предложения. Все нездоровые частицы покидают ваше тело, превратившись в темный дым, который быстро рассеивает нежный ветер. Вы избавлены от тревог, вы очищены, вам светло и радостно!
Визуализация "Хрустальное путешествие"
Цели: эмоциональный отдых; осознание своих проблем и их преодоление; получение положительных эмоций.
Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза. Представьте себе следующее: вы медленно входите в весенний яблоневый сад, медленно идёте по аллее, вдыхая запах нежных бело-розовых кустов и наслаждаясь им. По узкой тропинке вы подходите к калитке, открываете её и попадаете на душистый зелёный луг. Мягкая трава качается, приятно жужжат насекомые, ветерок ласкает ваше лицо, волосы. Перед вами озеро. Вода его прозрачна и серебриста, гоняются друг за другом солнечные зайчики. Вы медленно идете к острову, по берегу, вдоль озорного ручейка и подходите к водопаду. Вы входите в него, и сияющие струи очищают вас, наполняют энергией. За водопадом - грот, тихий, уютный; в нем вы останетесь один на один с собой. А теперь пора возвращаться. Мысленно проделайте весь свой путь в обратном направлении, выйдете из вишневого сада и только тогда откройте глаза.
Упражнение "Гора с плеч"
Цели: сброс психомышечного напряжения в области плечевого пояса и спины; контроль за осанкой и уверенностью в себе.
Выполняется стоя, можно на ходу.
Максимально резко поднять плечи, широко развести их назад и отпустить. Такой осанка должна быть постоянно.
Упражнение "Руки"
Цели: снятие усталости, установление психического равновесия.
Вытянуть ноги, опустить расслабленные руки вниз. Необходимо представить, что энергия усталости вытекает из кистей рук на землю: вот она струится от головы к плечам, перетекает по предплечьям, достигает локтей, устремляется к кистям и через кончики пальцев просачивается вниз, в землю. Нужно отчетливо физически ощутить теплую тяжесть, скользящую по рукам. Посидите так 1-2 мин, а затем слегка потрясите кистями рук, окончательно избавляясь от усталости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинговое занятие для педагогов ДОУ "Профилактика психологического здоровья педагогов"
Тренинговое занятие для педагогов-психологов...
Тренинговое занятие с педагогами "Психическая саморегуляция - основа психологического здоровья педагогов"
Тренинговое занятие с педагогами "Психическая саморегуляция - основа психологического здоровья педагогов"...
Тренинговое занятие для педагогов "Искусство быть педагогом"
Данный тренинг можно проводить с педагогами с целью улучшить физическое и эмоциональное состояние педагогов, помочь снять хроническую усталость и эмоциональную опустошенность, а также открыть творческ...
Тренинговое занятие для педагогов на тему: "Культура речи педагога,как фактор развития речевой коммуникации детей"
Методическая разработка учителя-логопедаДОУ...
Игра – викторина – нетрадиционная форма организации методической работы с педагогами в ДОО
Каждая дошкольная образовательная организация вправе самостоятельно определять формы методической работы,ориентированные на развитие профессионально-значимых компетенций педагогических работников. Нар...
Конспект тренингового занятия с педагогами «Приемы и техники снятия психоэмоционального напряжения»
Конспект тренингового занятия с педагогами «Приемы и техники снятия психоэмоционального напряжения».Целью занятия является профилактика эмоционального выгорания педагогов, обуч...
Тренинговая работа с педагогами "Познай себя"
Цикл тренингов для педагогов "Познай себя"...