Игра – викторина – нетрадиционная форма организации методической работы с педагогами в ДОО
методическая разработка

Каждая дошкольная образовательная организация вправе самостоятельно определять формы методической работы,ориентированные на развитие профессионально-значимых компетенций педагогических работников. Наравне с традиционными формами работы целесообразно использовать и нетрадиционные, способствующие активизации педагогического мышления, стимулирующие развитие активности педагогов, например, игры - викторины.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл materialy_iz_opyta_raboty_mdou_no_57_g._vologdy.docx25.94 КБ

Предварительный просмотр:

Игра – викторина – нетрадиционная форма организации

методической работы с педагогами в ДОО.

В.Ю. Полетаева,

заведующий

МДОУ № 57 г. Вологды

Н.Н. Кренделева,

старший воспитатель

МДОУ № 57 г. Вологды

В настоящее время система дошкольного образования развивается в режиме инновационного поиска, вызывающего изменения различных компонентов деятельности, в том числе и форм методической работы с педагогическими кадрами. Главным ориентиром методической работы является обеспечение непрерывного совершенствования профессионального мастерства педагогов и их компетентности с целью оптимизации и повышения качества образовательного процесса.

Наиболее эффективными формами методической работы, на наш взгляд, являются: семинар-практикум, педсовет – конференция, аукцион педагогических идей, мастер - класс, конкурсы и выставки профессионального мастерства, открытый показ образовательной деятельности, презентация образовательного проекта, игра - тренинг, деловая игра по методу Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления», игра – викторина.                  

Значительные преимущества перед традиционными формами методической работы имеют игровые формы, среди которых игра  - викторина.

Толковые словари следующим образом трактуют значение слова «викторина»:

- викторина (толковый словарь С.И. Ожегова) - игра в ответы на вопросы, обычно объединенные какой-нибудь темой (музыкальная викторина, литературная викторина);

- викторина (толковый словарь Д.Н. Ушакова) - игра, состоящая в том, что участники должны отвечать на ряд заданных вопросов, обычно объединенных какой-нибудь общей темой;

- викторина (толковый словарь Т.Ф. Ефремовой) - игра в ответы на вопросы (устная или письменная) из разных областей знаний.

Мы придерживаемся следующих основных этапов подготовки и проведения игры -  викторины:

1. Выбор темы игры  - викторины, ее вопросы объединены общей тематикой.

2. Выбор вида и уровня сложностивопросов игры –викторины. Вопросы с несколькими вариантами ответа, при этом может быть единственный правильный ответ или несколько.

3. Составление вопросов. Придумать вопросы - это самый сложный и интересный этап создания игры - викторины. Для этого используются источники методической литературы.После этого, каждый вопрос дополняется вариантами 2-5 возможных ответов, один или несколько из которых правильные.

4. Разработка мультимедийной презентации в программе MicrosoftOfficePowerPoint по содержанию игры – викторины.

5. Составление правил игры.  Не следует составлять сложные правила, которые придется долго разъяснять, растолковывать, в результате чего участники игры - викторины могут путаться, сбиваться, потерять интерес к игре, тем самым нарушится темп проведения игры. Мы придерживаемся следующих правил: Ведущий зачитывает вопрос и варианты ответа. На вопрос может ответить любой участник игры – викторины, по типу кто быстрее ответит.При правильном ответе появляется фраза «Совершенно верно» или другая. В случае неправильного ответа звучит определенный сигнал.

6. Подведение итогов и поощрение победителей. Как правило, при подведении итогов акцентируется внимание на самых активных участниках игры – викторины, на быстроту их реакции, правильные ответы. Победителем объявляется участник, ответивший правильно на большинство заданных вопросов, ему вручается диплом за проявленную активность в игре - викторине.

Используемая в нашей практике тематика игр – викторин разнообразна: «Знатоки проектного метода», «Основные положения, понятия и принципы ФГОС ДО», «Приоритеты нравственного воспитания», «Родной край люби и знай», «По страницам Великой Отечественной войны» и др.

Игры – викторины как самостоятельная форма методической работы, активно используются и на заседаниях педагогического совета, и в рамках тематического контроля с целью уточнения и систематизации знаний, полученных в результате самообразования и практической деятельности, моделирования и прогнозирования действий, направленных на творческие изменения в педагогической практике.

Например, в рамках тематического контроля «Выполнение  программы по развитию связной речи» педагогам было предложено принять участие в игре  - викторине «Связная речь: теоретические основы. Особенности развития».

Вопросы и варианты ответов:

  1. Выберите правильную формулировку понятия «связная речь»:

Связная речь - непосредственное общение двух или нескольких человек. 

Связная речь - смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание.

  1. Что не включает в себя психолого–педагогическая работа по развитию связной речи?

Развитие диалогической речи

Развитие эгоцентрической речи

Развитие эгоцентрической речи

  1. С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей диалогической речи?

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

  1. Какие умения не развиваются в процессе диалогической речи:

Умение слушать собеседника

Умение запоминать фразу, сказанную собеседником и проговаривать ее с интонацией

Умение отвечать на вопросы собеседника

Умение самостоятельно строить высказывание

Умение задавать вопросы собеседнику

  1. Что не относится к формам диалогической речи:

Рассказывание из опыта

Ситуативный разговор

Беседа

  1. С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи?

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

  1. Что не относится к формам монологической речи:

Пересказ

Описание игрушки

Составление рассказа по серии сюжетных картинок

Сознательное чтение коротких текстов

Творческое рассказывание

  1. Ведущим приемом в средней группе, используемым при составлении рассказа по картине является:

Использование мнемотаблиц  - схем

Коллективное составление рассказа

Образец воспитателя

  1. Какой прием должен применяться педагогом для снятия пауз и напряженности у ребенка при пересказе:

Прием совместного пересказа (педагог вместе с ребенком пересказывает текст)

Прием отраженной речи (педагог повторяет сказанную ребенком фразу и незначительно дополняет ее)

Прием хорового проговаривания (педагог предлагает хором проговорить слово или фразу)

  1.  Какая из инструкций к речевому заданию будет в большей степени ориентировать ребенка на словесную творческую активность?

Составь рассказ по картинке…

Придумай новую историю о…

Расскажи о…

Придумай рассказ о…

Вспомни историю о…

  1.  Что не считается формой словесного творчества детей? 

Сочинение сказок и рассказов

Сочинение стихотворений

Быстрое произношение скороговорок

Создание слов неологизмов

  1.  Какая из форм словесного творчества считается наиболее простой по степени самостоятельности? 

Придумывание песен и попевок

Сочинение стихотворений

Составление рассказов из опыта

Составление концовки к рассказу или сказке

Сочинение сказок

  1.  Что не относится к наглядным приемам развития связной речи у дошкольников?

Показ положения органов артикуляции

Показ картины, игрушек

Показ мнемотаблиц  - схем

  1.  Развитие связной речи не зависит:  ​

От полноценного речевого общения

От врожденных способностей и индивидуальных особенностей

От формирования словарного запаса

От формирования грамматического строя речи

От уровня подготовки к обучению грамоте

  1.  Какое из утверждений является верным с точки зрения психологии?

Формирование связной речи детей – организованный процесс

Формирование связной речи детей – непрерывный процесс

Формирование связной речи детей – целенаправленный педагогический процесс

  1.  Что не характеризует связную речь:  ​

Содержательность (хорошие знания о предмете, явлении, о котором говорится)

Точность (подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих по данному содержанию)

Логичность (последовательное изложение мыслей) 

Ясность (понятность для окружающих)

Скорость излагаемых мыслей и умение планировать дальнейшее высказывание

Литература:

Веселова Т.Б. Совершенствование методической работы с педагогическими кадрами ДОУ. – СПб.: ООО «Издательство «Детство – пресс», 2012.

Тесты для оценки профессиональной подготовленности педагогов ДОУ: методическое пособие/Авторы - составители Н.В. Микляева, Л.Р. Болотина, Ф.С. Гайнуллова и др. – М.: Айрис – пресс, 2007.

Голицына Н.С. Система методической работы с кадрами в дошкольном образовательном учреждении. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ ДОУ»

Повышение мастерства педагогов, пополнение их теоретических  и практических знаний осуществляется с помощью разнообразных форм методической работыЦенность – обеспечивает обратную связь, откровенн...

Инновационные технологии и формы организации методической работы в дошкольной образовательной организации

Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались восприимчивостью ко всему новому. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлению творческого, инновационного потенциала ...

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ ДОУ

Повышение мастерства педагогов, пополнение их теоретических  и практических знаний осуществляется с помощью разнообразных форм методической работыЦенность – обеспечивает обратную связь, отк...

Современные формы организации методической работы с педагогами.

Формы методической работы по повышению профессионального мастерства педагогов....