Игра – викторина – нетрадиционная форма организации методической работы с педагогами в ДОО
методическая разработка
Каждая дошкольная образовательная организация вправе самостоятельно определять формы методической работы,ориентированные на развитие профессионально-значимых компетенций педагогических работников. Наравне с традиционными формами работы целесообразно использовать и нетрадиционные, способствующие активизации педагогического мышления, стимулирующие развитие активности педагогов, например, игры - викторины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
materialy_iz_opyta_raboty_mdou_no_57_g._vologdy.docx | 25.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра – викторина – нетрадиционная форма организации
методической работы с педагогами в ДОО.
В.Ю. Полетаева,
заведующий
МДОУ № 57 г. Вологды
Н.Н. Кренделева,
старший воспитатель
МДОУ № 57 г. Вологды
В настоящее время система дошкольного образования развивается в режиме инновационного поиска, вызывающего изменения различных компонентов деятельности, в том числе и форм методической работы с педагогическими кадрами. Главным ориентиром методической работы является обеспечение непрерывного совершенствования профессионального мастерства педагогов и их компетентности с целью оптимизации и повышения качества образовательного процесса.
Наиболее эффективными формами методической работы, на наш взгляд, являются: семинар-практикум, педсовет – конференция, аукцион педагогических идей, мастер - класс, конкурсы и выставки профессионального мастерства, открытый показ образовательной деятельности, презентация образовательного проекта, игра - тренинг, деловая игра по методу Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления», игра – викторина.
Значительные преимущества перед традиционными формами методической работы имеют игровые формы, среди которых игра - викторина.
Толковые словари следующим образом трактуют значение слова «викторина»:
- викторина (толковый словарь С.И. Ожегова) - игра в ответы на вопросы, обычно объединенные какой-нибудь темой (музыкальная викторина, литературная викторина);
- викторина (толковый словарь Д.Н. Ушакова) - игра, состоящая в том, что участники должны отвечать на ряд заданных вопросов, обычно объединенных какой-нибудь общей темой;
- викторина (толковый словарь Т.Ф. Ефремовой) - игра в ответы на вопросы (устная или письменная) из разных областей знаний.
Мы придерживаемся следующих основных этапов подготовки и проведения игры - викторины:
1. Выбор темы игры - викторины, ее вопросы объединены общей тематикой.
2. Выбор вида и уровня сложностивопросов игры –викторины. Вопросы с несколькими вариантами ответа, при этом может быть единственный правильный ответ или несколько.
3. Составление вопросов. Придумать вопросы - это самый сложный и интересный этап создания игры - викторины. Для этого используются источники методической литературы.После этого, каждый вопрос дополняется вариантами 2-5 возможных ответов, один или несколько из которых правильные.
4. Разработка мультимедийной презентации в программе MicrosoftOfficePowerPoint по содержанию игры – викторины.
5. Составление правил игры. Не следует составлять сложные правила, которые придется долго разъяснять, растолковывать, в результате чего участники игры - викторины могут путаться, сбиваться, потерять интерес к игре, тем самым нарушится темп проведения игры. Мы придерживаемся следующих правил: Ведущий зачитывает вопрос и варианты ответа. На вопрос может ответить любой участник игры – викторины, по типу кто быстрее ответит.При правильном ответе появляется фраза «Совершенно верно» или другая. В случае неправильного ответа звучит определенный сигнал.
6. Подведение итогов и поощрение победителей. Как правило, при подведении итогов акцентируется внимание на самых активных участниках игры – викторины, на быстроту их реакции, правильные ответы. Победителем объявляется участник, ответивший правильно на большинство заданных вопросов, ему вручается диплом за проявленную активность в игре - викторине.
Используемая в нашей практике тематика игр – викторин разнообразна: «Знатоки проектного метода», «Основные положения, понятия и принципы ФГОС ДО», «Приоритеты нравственного воспитания», «Родной край люби и знай», «По страницам Великой Отечественной войны» и др.
Игры – викторины как самостоятельная форма методической работы, активно используются и на заседаниях педагогического совета, и в рамках тематического контроля с целью уточнения и систематизации знаний, полученных в результате самообразования и практической деятельности, моделирования и прогнозирования действий, направленных на творческие изменения в педагогической практике.
Например, в рамках тематического контроля «Выполнение программы по развитию связной речи» педагогам было предложено принять участие в игре - викторине «Связная речь: теоретические основы. Особенности развития».
Вопросы и варианты ответов:
- Выберите правильную формулировку понятия «связная речь»:
Связная речь - непосредственное общение двух или нескольких человек.
Связная речь - смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание.
- Что не включает в себя психолого–педагогическая работа по развитию связной речи?
Развитие диалогической речи
Развитие эгоцентрической речи
Развитие эгоцентрической речи
- С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей диалогической речи?
Младшая группа
Средняя группа
Старшая группа
- Какие умения не развиваются в процессе диалогической речи:
Умение слушать собеседника
Умение запоминать фразу, сказанную собеседником и проговаривать ее с интонацией
Умение отвечать на вопросы собеседника
Умение самостоятельно строить высказывание
Умение задавать вопросы собеседнику
- Что не относится к формам диалогической речи:
Рассказывание из опыта
Ситуативный разговор
Беседа
- С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи?
Младшая группа
Средняя группа
Старшая группа
- Что не относится к формам монологической речи:
Пересказ
Описание игрушки
Составление рассказа по серии сюжетных картинок
Сознательное чтение коротких текстов
Творческое рассказывание
- Ведущим приемом в средней группе, используемым при составлении рассказа по картине является:
Использование мнемотаблиц - схем
Коллективное составление рассказа
Образец воспитателя
- Какой прием должен применяться педагогом для снятия пауз и напряженности у ребенка при пересказе:
Прием совместного пересказа (педагог вместе с ребенком пересказывает текст)
Прием отраженной речи (педагог повторяет сказанную ребенком фразу и незначительно дополняет ее)
Прием хорового проговаривания (педагог предлагает хором проговорить слово или фразу)
- Какая из инструкций к речевому заданию будет в большей степени ориентировать ребенка на словесную творческую активность?
Составь рассказ по картинке…
Придумай новую историю о…
Расскажи о…
Придумай рассказ о…
Вспомни историю о…
- Что не считается формой словесного творчества детей?
Сочинение сказок и рассказов
Сочинение стихотворений
Быстрое произношение скороговорок
Создание слов неологизмов
- Какая из форм словесного творчества считается наиболее простой по степени самостоятельности?
Придумывание песен и попевок
Сочинение стихотворений
Составление рассказов из опыта
Составление концовки к рассказу или сказке
Сочинение сказок
- Что не относится к наглядным приемам развития связной речи у дошкольников?
Показ положения органов артикуляции
Показ картины, игрушек
Показ мнемотаблиц - схем
- Развитие связной речи не зависит:
От полноценного речевого общения
От врожденных способностей и индивидуальных особенностей
От формирования словарного запаса
От формирования грамматического строя речи
От уровня подготовки к обучению грамоте
- Какое из утверждений является верным с точки зрения психологии?
Формирование связной речи детей – организованный процесс
Формирование связной речи детей – непрерывный процесс
Формирование связной речи детей – целенаправленный педагогический процесс
- Что не характеризует связную речь:
Содержательность (хорошие знания о предмете, явлении, о котором говорится)
Точность (подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих по данному содержанию)
Логичность (последовательное изложение мыслей)
Ясность (понятность для окружающих)
Скорость излагаемых мыслей и умение планировать дальнейшее высказывание
Литература:
Веселова Т.Б. Совершенствование методической работы с педагогическими кадрами ДОУ. – СПб.: ООО «Издательство «Детство – пресс», 2012.
Тесты для оценки профессиональной подготовленности педагогов ДОУ: методическое пособие/Авторы - составители Н.В. Микляева, Л.Р. Болотина, Ф.С. Гайнуллова и др. – М.: Айрис – пресс, 2007.
Голицына Н.С. Система методической работы с кадрами в дошкольном образовательном учреждении. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ ДОУ»
Повышение мастерства педагогов, пополнение их теоретических и практических знаний осуществляется с помощью разнообразных форм методической работыЦенность – обеспечивает обратную связь, откровенн...
Статья: "Самообразовательная деятельность педагогов как одна из форм организации методической работы в образовательной организации"
Методическая работа в ДОУ....
Инновационные технологии и формы организации методической работы в дошкольной образовательной организации
Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались восприимчивостью ко всему новому. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлению творческого, инновационного потенциала ...
«СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ ДОУ»
Современные формы работы в ДОУ...
СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ ДОУ
Повышение мастерства педагогов, пополнение их теоретических и практических знаний осуществляется с помощью разнообразных форм методической работыЦенность – обеспечивает обратную связь, отк...
Современные формы организации методической работы с педагогами.
Формы методической работы по повышению профессионального мастерства педагогов....
Консультация для воспитателей на тему: Деловая игра как форма организации методической работы в ДОУ.
Деловая игра как форма организации методической работы в ДОУ....