Тренинговое занятие для педагогов на тему: "Культура речи педагога,как фактор развития речевой коммуникации детей"
методическая разработка

Юсова Лариса Алексеевна

Методическая разработка учителя-логопедаДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon treningovoe_zanyatie_dlya_pedagogov_kultura_rechi.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:




 Тема: «КУЛЬТУРА РЕЧИ ПЕДАГОГА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ ДЕТЕЙ»



 





             

 Достоинство речи — быть ясной и не быть низкой!

Речь это визитная карточка каждого человека, насколько грамотно он выражается, зависит его успех, как в повседневном общении, так и в профессиональной деятельности. Ещё Антон Павлович Чехов отмечал, … «слово сопровождает нас повсюду, а наш язык – признак ума или глупости. Всякая интеллектуальная профессия – речевая, поэтому «цветами красноречия усыпан путь в любой карьере»». Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми в образовательных учреждениях.

Характерной особенность детей младшего школьного возраста является подражание всему, что они видят и слышат в окружающей обстановке, объяснить это можно своеобразием их восприятия и мышления. В образовательном учреждении ребёнок находится достаточно много времени и общение с педагогами: их речь, поведение, внешний облик находятся в постоянном поле зрения детей, и является образцом для подражания. Думаю, вы согласитесь, что речь школьников напрямую зависит от качества речи педагога.

Какие требования предъявляют к речи педагогов, работающих с детьми?

1. Правильность речи – соответствие речи языковым нормам.

Правильное произношение всех звуков родного языка. Ясное, чёткое проговаривание окончаний слов и слов во фразе, т.е. речь педагога должна быть грамматически правильной. Строгое соблюдение орфоэпических норм.

2. Выразительность речи (силу голоса, ритм, темп, логические ударения, паузы).
Речь педагога должна быть ритмичной, плавной, нормальной громкости – не чрезмерно тихой, так как это снижает слуховое восприятие и речевое внимание детей, но и не чрезмерно громкой, поскольку может привести к быстрому утомлению акустического анализатора. Монотонная, невыразительная речь отрицательно влияет на поведение детей, не затрагивает их эмоций. В общении с детьми младшего школьного возраста лучше пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкости.

3. Точность и убедительность речи: соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Следует обращать внимание на семантическую (смысловую) сторону речи, это способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

4. Чистота речи – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
5. Уместность речи – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики школьного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).
6. Логичность речи – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в младшем школьном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.
7. Богатство речи – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в школьном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.К сожалению, на практике бывает, что в речи педагога встречаются следующие недостатки:

            -нечёткое произношение звуков в процессе речи;
        - побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как пишутся («что» вместо «што»; «его» вместо «ево»);

  1. произнесение слов с акцентом или с характерными особенностями местного говора;
  2. неправильное ударение в словах;
  3. монотонная речь, при которой у детей резко снижается интерес к содержанию высказывания;
  4. ускоренный темп речи, что очень затрудняет понимание речи детьми;
  5. многословие, наслоение лишних фраз, деталей;
  6. насыщение речи сложными грамматическими конструкциями и оборотами;
  7. использование просторечий и диалектизмов, устаревших слов;
  8. частое неоправданное употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами («Танечка, вымой ручки!», «Катенька, убери чашечку со столика!»);
  9. засоренность речи словами – паразитами (ну, вот, так сказать и т.д.);
  10. копирование речи малышей, «сюсюканье»;
  11. использование в речи слов, не понятных детям, без уточнения их значения и т.д.

Предлагаю рассмотреть употребление некоторых слов в соответствии с нормами русского языка. Задания для педагогов:

 1. Произносим слова правильно.

  • ПриДТи или приЙТи правильно - приЙТи.
  • Экспрессо или эспрессо правильно – эспрессо
  • Сосиськи или сосиски, правильно сосиски
  • Я люблю МОРОЖЕНОЕ (не мороЖНое, не морожЕННое). Я хочу ПИРОЖНОЕ (не пирожЕНое, не пирожЕННое)

2. Исправь ошибку.

-КЛАСТЬ – это нормативное литературное слово, а ЛОЖИТЬ – просторечное. Ошибкой являются выражения: Я ложу книгу на место. В этом случае нужно употребить глагол класть: Я кладу книги на место. Глагол ложить употребляется только с приставками.

НАДЕТЬ – ОДЕТЬ

Глагол НАДЕТЬ обозначает действие, производимое по отношению к самому себе или (в конструкциях с предлогом НА) по отношению к другому лицу либо предмету: надеть пальто, туфли, очки, кольцо; надеть шубу на ребенка, надеть наволочку на подушку. Глагол ОДЕТЬ обозначает действие, обращенное на другое лицо или предмет, выраженный прямым дополнением (т. е. существительным или местоимением в винительном падеже без предлога) : одеть ребенка, одеть куклу.

ОПЛАТИТЬ - ЗАПЛАТИТЬ

Глагол ОПЛАТИТЬ (вносить плату) употребляется в тех, случаях, когда говорится о возмещении расхода, стоимости, кредита. Этот глагол употребляется только в конструкциях с винительном падежом без предлога (оплатить покупку, проезд) .

Глагол ЗАПЛАТИТЬ употребляется при указании на отдачу денег (или других ценностей) за покупку, а также в качестве штрафа или вознаграждения.

Надо говорить: заплатить премию, заплатить штраф, но: оплатить работу, оплатить проезд.

3. Ставим ударения

  • ЗвонИшь или звОнишь, правильно звонИшь
  • Сахарная свЁкла или сахарная свеклА, правильно сахарная свЁкла.
  • Заключить договОр, договОры или заключить дОговор, договорА правильно заключить договОр, договОры.

Ударение в слове «договор» может ставиться на первый слог, но только в неофициальной (разговорной) речи. Что касается литературных норм, то здесь в ударном положении должна находиться лишь последняя гласная. Таким образом, на деловых встречах, во время публичных выступлений и проч. следует говорить только «договОр». В ином случае слушатели имеют полное право вас поправить.

Упомянутое выше слово может принимать совершенно разную форму множественного числа. Причем если лексическая единица «договОры» употребима лишь на официальных встречах, деловых мероприятиях и проч., то «договорА» (с ударением на окончании) разрешается употреблять лишь в разговорной речи. Кстати, в родительном падеже такое слово будет звучать следующим образом: «договорОв». Но если вы произнесете эту лексическую единицу на официальной встрече, то ваши коллеги могут легко сделать вам замечание.

  • КрасИвее (не красивЕе), жалюзИ (не жАлюзи), крЕмы (не кремА), цепОчка (не цЕпочка), поварА (не пОвары).

 4. Коварный родительный падеж

  • Много чулков, сапогов, носок или много чулок, сапог, носков, Правильно много чулков, сапогов, носок.
  • Много полотенец или много полотенцев, правильно много полотенец.
  • Пять килограмм помидор или пять килограммов помидоров, правильно пять килограммов помидоров.

Наряду с требованиями к образцу педагога необходимо сказать и о требованиях педагога к детям.

  1. Педагогу надо не только дать речевой образец детям, но и проверить, как овладели им дети (для этого используются упражнения, повторения).
  2. Необходимо воспитывать у детей интерес к умению правильно говорить (применяя поощрения, пример хорошо говорящих детей).
  3. Нужно систематически контролировать речь детей прислушиваться, как говорят дети, вовремя исправлять ошибки.

Серьёзное внимание нужно уделять речи детей и в повседневной жизни, и на занятиях.

Следует сказать, что речевой образец педагога при обучении детей может быть использован только тогда, когда речевая культура самого педагога безупречна.
Закончить свою консультацию, я хочу словами Мегеля де Сервантеса: «Позаботьтесь о том, чтобы все ваши слова были поняты, пристойно и правильно расположены, чтобы каждое предложение и каждый ваш период, затейливый и полнозвучный, с возможною и доступною вам простотой и живостью передал то, что вы хотите сказать; выражайтесь яснее, не запутывая и не затемняя смысла. Позаботьтесь также о том, чтобы, слушая вашу речь, меланхолик рассмеялся, весельчак стал еще веселее, простак не соскучился, разумный пришел в восторг от вашей выдумки, степенный не осудил ее, мудрый не мог не воздать ей хвалу». М. Сервантес.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар «Развитие речевых коммуникаций педагога как фактор эффективности развития речи детей дошкольного возраста»

цель: повышение профессиональной компетентности педагога дошкольной организации...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Развитие речи детей является одним из важнейших направлений дошкольного образования. Растет количество детей, развитие речи которых затруднено уже в раннем возрасте. Успех ранней коррекции речевого не...

Консультация для родителей на тему: «Речь как главный фактор развития и социализации детей в окружающей среде».

Речь является инструментом развития отделов психики ребенка.Обучая ребенка речи, взрослые способствуют развитию его интелекта....

Презентация «Развитие речевых коммуникаций педагога, как фактор эффективности развития речи у детей»

Речевая среда – это любые языковые образцы, которые воспринимает ребенок: это речь окружающих его близких взрослых и детей, педагогов, а также телевидение, фильмы, кино, театр, речь людей...