Тренинговая работа с педагогами "Познай себя"
учебно-методический материал по психологии

Цепляева Ирина Владимировна

Цикл тренингов для педагогов "Познай себя"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznay_sebya.docx29.78 КБ

Предварительный просмотр:

Цикл тренингов для педагогов

«Познай себя»

Целью работы данного кружка является осознание и использование педагогами своих внутренних ресурсов в работе с детьми. Посещая тренинги предложенной программы, педагоги изучают собственный внутренний мир, что позволяет лучше понять себя, а значит и детей, с которыми они работают.

        Содержание работы данного кружка включает в себя ряд психологических тренингов, которые позволяют не только познать себя, но и педагогам выстраивать новые отношения с детьми, более радостные, живые, гармоничные и продуктивные.

«Индивидуальный стиль работы и личность педагога»

Цель: создание условий для исследования и осознания собственной профессиональной значимости.

Участники: педагоги ДОУ.

Ход работы:

  1. Упражнение-разминка «Паутина».

Цель: снятие эмоционального напряжения, создание ситуации доверия.

Участники встают в круг. Ведущий держит в руках клубок ниток. Задача каждого участника продолжить фразу «Когда я на работе, я …». Ведущий кидает клубок другому участнику, а нитку оставляет у себя. Таким образом, у каждого педагога в руках должна оказаться часть нитки, чтобы в центре круга получилась паутина.

  1. Беседа «Стили поведения на работе».

Цель: осознание потребностей на рабочем месте.

Участники высказывают свои предположения о том, какие они на работе: как себя проявляют, что чувствуют, с кем себя ассоциируют.

  1. Упражнение «Письмо».

Цель: разделение понятий  «педагог» и «личность»;  исследование взаимодействия «личности» и «педагога» как ресурсного состояния.

Участникам группы предлагается рассмотреть проявления человека как личности и как педагога в отдельности. Затем «педагог» пишет письмо «личности», на что последняя пишет ответ.

  1. Рефлексия.

 «Мой внутренний ребёнок»

Цель: создание условий для исследования эго-состояния «внутренний ребёнок».

Задачи:

•        активизировать потребность в изучении собственной детской части;

•        познакомить со способами исследования внутреннего состояния;

•        показать на практике эффективность данных способов в работе с детско-родительскими отношениями.

Методы и приёмы:

•        рисуночные техники;

•        телесная терапия;

•        наблюдение;

•        беседа;

•        активное и пассивное слушание;

•        релаксационные упражнения;

•        методы гештальт-подхода.

Форма работы:

•        социально-психологический тренинг.

Материалы и оборудование: белые листы формата А4, цветные карандаши, CD-диск с музыкой для релаксации, музыкальный центр.

Ход работы:

-Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня мне хочется познакомить вас с некоторыми способами моей работы с детьми и родителями. Для того, чтобы лучше это понять, мы проделаем ряд упражнений, направленных на изучение своей детской части. Ведь именно она помогает нам понимать самих детей, строить с ними отношения, играть и общаться.

1.Упражнение «Состояние».

Цель: создание доверительной атмосферы, установление контакта с участниками группы.

-Каждый участник по очереди называет своё состояние на данный момент, свои чувства и эмоции «здесь и сейчас».

2. Рисуночная техника «Мой мир».

Цель: исследование жизни своего «внутреннего ребёнка», осознание собственных ресурсов.

I часть.

-Участники группы рисуют мир до них, когда они ещё не родились. В рисунке отражают то, каким был этот мир, кто в нём жил и как жил, передавая спектр чувств и эмоций. Работа с рисунком сопровождается спокойной музыкой.

Рефлексия. Участники делятся тем, что они увидели в своём рисунке, обозначает своё состояние на данный момент.

II часть.

-Далее участникам говорится о том, что они уже появились на  свет, и тогда как изменился мир с их появлением. Всё это дорисовывается в первом же рисунке.

Рефлексия. Участники рассказывают о том, что изменилось в их рисунке, а соответственно, в сознании и ощущениях. Обозначают свои чувства здесь и сейчас».

3. Завершающий круг «Я хочу».

Цель: осознание и принятие внутреннего ресурса.

-По итогам исследования участники группы обращаются к своему «внутреннему ребёнку» и уточняют, чего он хочет на данный момент; обозначает свои ощущения и эмоциональное состояние по итогам всего тренинга, говорят о том, с какими чувствами остаются и с какими уходят.

 «Обида, ты, моя!»

Пояснительная записка.

Эмоциональное состояние – одно из важнейших проявлений человеческой психики, которое может быть не только положительным, но и отрицательным. Негативные эмоции плохо влияют на психологическое и физическое здоровье человека. Но человеческая психика так устроена, что каждая личность испытывает абсолютно все эмоции, так как они необходимы для поддержания  внутренней гармонии.

В данной работе нами будет рассмотрено такое негативное состояние, как обида, которое часто отрицательно влияет на взаимоотношения с окружающим миром. А также представлены эффективные способы и пути выхода из состояния обиды.

Цель работы: создание условий для изучения состояния обиды и определения путей выхода из неё.

Задачи:

  • знакомство с понятием «обиды»;
  • исследование проживания и проявления обиды;
  • изучение последствий обиды;
  • знакомство со способами работы с обидой;
  • использование обиды как ресурса;
  • осознание необходимости прощения обиды.

Методы и приёмы:

  • Беседа как средство исследования эмоционального состояния - обиды;
  • Рисуночные техники А. Венгера, И. Млодик;
  • Наблюдение;
  • Активное слушание;
  • Телесный контакт;
  • Релаксационные упражнения.

Принципы:

  • Системность;
  • Наглядность;
  • Доступность;
  • Проблемность;
  • Конфиденциальность.

Форма работы:

  • Групповой тренинг.

Участники: педагогический коллектив дошкольного учреждения.

Ход работы:

Утренний круг. Участники тренинга представляют себя и сообщают о своих интересах.

Цель: установление контакта с участниками группы.

Беседа с участниками.

Цель: ознакомление с понятиями.

-Что такое обида?

-Как я чувствую обиду?

-В какой части тела живёт моя обида?

Упражнение «Я обижаюсь...».

Цель: осознание своей обиды, исследование психосоматических проявлений обиды.

Участникам группы предлагается продолжить фразу «Я обижаюсь...», при помощи которой важно обратиться к своему телу и понять, в какой части тела отзывается чувство обиды (вспомнить обиды из детства).

Рефлексия.

Теоретическая часть.

Цель: ознакомление со способами накопления обид.

«Собирание обид». Коллекция, которая заводится вместо выброшенных фантиков. Ребёнок становится очень внимательным к поведению окружающих – он ждёт, когда его обидят! И чувство начинает возникать даже по самым незначительным поводам – не так посмотрели, спросили последним, отрезали самый маленький кусок... Ребёнок становится грустным, пассивным, безучастным. А взрослые – спектакль рассчитан именно на них – озадачены и растеряны: «Что случилось»? Ребёнок не плачет, не требует, не просит, он даже в обиде не признаётся, он просто печален. И в ответ на это возникает чувство вины – мы что-то сделали не так! Если ребёнку удаётся «обвиноватить» своих обидчиков, то он отомщён. Так появляются на свет Мученики – люди, которые добиваются почти всего при помощи демонстрации своей печали.

«Всё хорошо!» Привычка глотать обиды, делать вид, что ничего не произошло. До моих чувств никому нет дела, люди любят весёлых детей. Проглоченные чувства чаще всего застревают в горле, оно начинает болеть. Взрослые недоумевают: от чего? Даже летом! А ребёнок ходит с опухшими железками, хрипит, с трудом глотает. Потом вырастает для всех приятный, воспитанный, доброжелательный, слова грубого не скажет. И безотказный, и безответный. Только у близких и тех, кто находится часто  с ним рядом, возникает непреодолимое желание стукнуть его посильнее – словом ли, делом ли, поступком, взглядом. Но в ответ лишь улыбка или вообще никакого ответа. Бывают слёзы, но одинокие, тайком в подушку.

 «Эффект пароварки». Накопленные обиды создают непреодолимое внутреннее напряжение, и ребёнок «взрывается». Это может быть истерика, может быть ярость. В любом случае последствия ужасны. Принародная истерика моментально создаёт репутацию «псих ненормальный», а после реакции гнева ещё добавляются разрушения, испорченные отношения, а иногда и непоправимые трагедии. Ребёнок пугается своих чувств, пытается их не показывать, и всё идёт по кругу: спрятанная обида, ещё одна, и ещё, а потом взрыв. С возрастом сценарий мало в чём изменяется, разве что интервалы становятся подлиннее, а последствия пострашнее: увольнения с работы, разводы, потеря друзей, одиночество.

Упражнение «Моя обида».

Цель: исследование чувства обиды.

        Способы работы с обидой: арт-терапия, рисуночная терапия, визуализация, лепка обиды из глины или пластилина, письмо или подарок обидчику и т.д.

Рисунок обиды. Участникам группы предлагается нарисовать свою обиду и поисследовать её. Все рисунки выкладываются в центр круга, и каждый говорит про свою обиду, а после слушает мнение других о своём рисунке.

Притча.

Цель: осознание необходимости прощения.

В одном селении умирал человек, прославившейся своей скупостью. Кроме старой сиделки, некому было скрасить его последние минуты, ибо никогда и ни с кем не делился он ни деньгами, ни жилищем, ни сердечным теплом. И вот на пороге его хижины появился путник, чьё лицо светилось мудростью и любовью. «Узнав о твоей болезни, я пришёл попрощаться и поблагодарить тебя», - сказал он хозяину хижины. Тот взглянул на гостя с удивлением: «Нет в этом мире человека, который мог бы быть мне благодарен». Но путник продолжал: «Много лет назад я просил у тебя денег, так как никто больше не хотел давать мне взаймы, ты был моей последней надеждой. А твой отказ заставил меня пересмотреть всю мою жизнь. Я научился зарабатывать деньги сам, научился надеяться только на свои собственные силы. И теперь я богат, счастлив и свободен благодаря тебе».   

Теоретическая часть «Про прощение».

Цель: ознакомление с процессом прощения обиды.

        В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова слово «простить» расшифровывается как «извинить, не ставить вину, освободить от какого-либо обязательства». А в словаре В. Даля «простить» означает «делать простым от греха, вины, долга, освобождать от обязательства, миловать». Специалисты считают, что процесс прощения проходит четыре фазы.

        Фаза открытия – наличие гнева, постоянные мысли об обиде, сравнение себя с обидчиком, осознание чувства стыда и вины, если таковые имеют место.

        Фаза принятия решения, – поскольку прежние формы поведения не избавляют от обиды,  человек готов рассматривать прощение как предпочтительный выбор, готов простить обидчика.

        Фаза действий – происходит примеривание на себя различных ролей, чтобы «влезть в шкуру» обидчика, «поглощение» боли, эмпатия к обидчику, нахождение для себя личностного смысла в прощении.

        Фаза результата – уменьшение негативных и рост позитивных чувств. Прощающий осознаёт состояние души, улучшается мнение об обидчике, налаживаются отношения с ним. У того, кто простил, повышается самоуважение и самооценка. Прощение – свободный выбор личности, нельзя никого специально принудить к милосердию. Путь избавления от межличностных обид можно представить так: это продвижение от мести через переживание, превозмогание негативных эмоций, мыслей к положительным эмоциям, мыслям и поведению, то есть к прощению.

Упражнение «Подарок обидчику» (или Письмо человеку, на которого я обижался в детстве).

Цель: практическое применение одного из способов прощения – техника направленной визуализации.

        Расположитесь поудобнее, с комфортом, расслабьтесь. Сделайте несколько глубоких вдохов через нос и сильных выдохов через рот. Теперь представьте, что вы сидите в затемнённом зрительном зале. Перед вами ярко освещённая сцена и на ней человек, и на ней человек, обидевший вас. Его лицо сияет, он счастлив и доволен собой. Он совершил что-то, за что ему благодарно большое число людей. Люди выходят из зрительного зала, поднимаются по очереди на сцену и поздравляют этого человека, говорят ему слова благодарности, дарят цветы и подарки. С какими чувствами вы наблюдаете за этой церемонией, готовы ли вы подняться на сцену? Какой подарок вы могли бы преподнести этому человеку? Пусть этот подарок символизирует ваше прощение. Если вам сложно это сделать, то мысленно вернитесь в зал и через некоторое время повторите всё сначала. Предлагаю нарисовать тот символический подарок, который вы вручили в своём воображении человеку на сцене (рисунки не комментируются, в данном случае они являются не диагностическим материалом,  а средством коррекции).

8. Комок обид.

Цель: способствовать формированию желания и возможностей избавиться от негативных переживаний.

        1.Участникам предлагается сформулировать и записать на отдельных листочках названия обид, мучающих их. Необходимо записать чувства, которые они вызывают. Например: «Я обижаюсь», что подруга мне не звонит»; «Я не могу простить маму за то, что она рассталась с отцом»; «Ненавижу своих одноклассников: они причинили мне столько боли!».

        2.Все записки можно скомкать. У каждого участника должно быть несколько бумажных комков.

        3.Комки прячутся под одежду – так, чтобы они соприкасались с голым телом.

        «Почувствуйте на себе свои обиды и переживания... Почувствуйте, какие они доставляют вам неудобства... Обратите внимание, куда, в какое место вы запрятали комки своих обид...»

        4.«А теперь я предлагаю вам походить по этой комнате. Как только вам на пути встретится человек, задайте ему вопрос: «Какую обиду ты носишь на себе?» и выслушайте ответ. После этого он тоже спросит вас об этом. Постарайтесь встретиться как можно с большим числом собеседников».

        5.Все участники возвращаются на свои места. В середину круга ставится открытая мусорная корзина. Каждый желающий может выбросить в неё свои «обиды», предварительно ещё раз озвучив их: «Я выбрасываю свою обиду на отца»...

        6.Обсуждаются чувства и выводы.

10.Завершающий круг.

Цель: рефлексия по всему тренингу (шеренг).

«Понедельник – день тяжёлый!»

Цель: создание условий для осознания собственной профессиональной мотивации.

        Методы и приёмы:

  • рисуночные техники;
  • беседа;
  • активное и пассивное слушание;
  • методы гештальт-подхода.

Форма работы: социально-психологический тренинг.

Ход работы:

  1. Упражнение «Круг чувств»

Цель: установление контакта, снятие тревоги, осознание своего эмоционального состояния в ситуации «здесь и сейчас».

Участники по очереди называют свои чувства и эмоции, которые существуют «здесь и сейчас».

  1. Беседа «Зачем я хожу на работу?»

Цель: осознание мотивации нахождения на рабочем месте.

Участники по желанию высказывают свои предположения о том, для чего они приходят на работу и при каких обстоятельствах получают желаемое.

  • Упражнение «Метафора»

Цель: способствовать принятию профессиональной принадлежности и осознанию права на выбор.

Участникам предлагается на листах формата А4 нарисовать метафору себя на рабочем месте «Кто я на работе?».

Рефлексия.

  1. Упражнение «Круг чувств».

Рефлексия.

«Сеанс здоровья»

Цель: создание условий для исследования своего места и значения в жизни.

Задачи:

  • снять психоэмоциональное напряжение участников тренинга;
  • активизировать желание изучать свою психологическую природу;
  • познакомить со способами исследования себя и своего значения в жизни;
  • показать на практике эффективность предложенных способов в работе с собой.

Методы и приёмы:

  • рисуночные техники;
  • наблюдение;
  • беседа;
  • методы гештальт-подхода;
  • музыкальное сопровождение.

Форма работы:

  • психологический тренинг.

Материалы и оборудование: белые листы формата А4, цветные карандаши, CD-диск с музыкой для релаксации, музыкальный центр.

Ход работы:

-Как известно, физическое здоровье во многом зависит от психологического состояния, в котором человек прибывает. Для того, чтобы это состояние поддерживалось в положительном русле, необходимо длительно и намеренно работать над своим внутренним миром. Сегодня мы с вами проделаем упражнение на развитие осознанного представления о своей психологической природе.

1.Упражнение «Состояние».

Цель: создание доверительной атмосферы, установление контакта с участниками тренинга.

-Каждый участник по очереди называет совё состояние на данный момент, свои чувства и эмоции «здесь и сейчас».

2. Рисуночная техника «Мой мир».

Цель: исследование жизни своего «внутреннего ребёнка», осознание собственных ресурсов.

I часть.

-Участники группы рисуют мир до них, когда они ещё не родились. В рисунке отражают то, каким был этот мир, кто в нём жил и как жил, передавая спектр чувств и эмоций. Работа с рисунком сопровождается спокойной музыкой.

Рефлексия. Участники делятся тем, что они увидели в своём рисунке, обозначает своё состояние на данный момент.

II часть.

-Далее участникам говорится о том, что они уже появились на  свет, и тогда как изменился мир с их появлением. Всё это дорисовывается в первом же рисунке.

Рефлексия. Участники рассказывают о том, что изменилось в их рисунке, а соответственно, в сознании и ощущениях. Обозначают свои чувства здесь и сейчас».

3. Завершающий круг «Я хочу».

Цель: осознание и принятие внутреннего ресурса.

-По итогам исследования участники группы обращаются к своему «внутреннему состоянию» и уточняют, чего оно хочет в данный момент; обозначает свои ощущения и эмоциональное состояние по итогам всего тренинга, говорят о том, с какими чувствами остаются и с какими уходят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинговая работа с воспитателями "Моя группа и Я" и "Счастье глазами ребёнка"

Сценарий тренинговой работы для педагогов-психологов с воспитателями детского сада...

Тренинговая работа с воспитателями "В мире взрослых и детей" и "Искусство общения с ребёнком"

Сценарии проведения тренинговой работы педагога-психолога с воспитателями детского сада....

тренинговое занятие с педагогами "Учись любить себя"

данный материал я подготовила для моих педагогов, к тренингу "Учись любить". цель тренинга: развивать умение вступать в контакт с самим собой, вставать в позицию независимого наблюдателя по отнош...

Игры, упражнения и техники для тренинговой работы с педагогами

Каждый специалист ДОО может выбрать то средство, которое ему больше подходит, и использовать его в повседневной жизни. Это позволит повысить качество выполняемой работы, увеличить период высокой работ...

Тренинговое занятие для педагогов «Забота о себе»

Цель  занятия для педагогов "Забота о себе" - профилактика эмоционального выгорания....

«Осознание себя и своей деятельности как путь к профессиональному росту» Тренинговое занятие для педагогов

Тренинговое занятие  для молодых специалистов ДОУ позволяет им проанализировать свою профессиональную деятельность, определить свои достоинства, качества, которые понадобятся для успешного п...

Организация тренинговой работы в дошкольном учреждении.

Технология тренинга с одной стороны, обеспечивает формирования психологического здоровья в соответствии с его трехкомпонентной структурой, с другой стороны обеспечивает формирование основных новообраз...