Тренинговое занятие с педагогами "Психическая саморегуляция - основа психологического здоровья педагогов"
методическая разработка на тему
Тренинговое занятие с педагогами "Психическая саморегуляция - основа психологического здоровья педагогов"
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Психическая саморегуляция –
основа психологического здоровья педагогов»
Сухенко Т.А.
педагог-психолог,
МБДОУ «Детский сад № 5 «ТЕРЕМОК»
с. Погореловка Корочанского района»
Синдром эмоционального выгорания развивается на разных этапах осуществления профессиональной деятельности педагога и не зависит от стажа работы. Своевременная профилактика и коррекция снижает негативные последствия синдрома эмоционального выгорания.
В связи с этим организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования, а изучение способов психологической саморегуляции – одной из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога.
Тренинговое занятие по теме: «Психическая саморегуляция – основа психологического здоровья педагогов» предназначено для развития у педагогов представлений о синдроме эмоционального выгорания, а также позволяет познакомиться со способами саморегуляции, способствующими сохранению и укреплению психического здоровья педагогов, способствует формированию у педагогов мотивации к профессиональному самосовершенствованию личности.
Цель: повышение уровня психолого-педагогической компетентности в области сохранения и укрепления педагогом своего профессионального здоровья.
Задачи:
Информирование педагогов о проблеме эмоционального выгорания, признаках и способах предупреждения.
Снижение эмоционального напряжения педагогов, обучение техникам и приемам саморегуляции.
Формирование мотивации у педагогов к сохранению психологического здоровья.
Ход занятия:
Добрый день, меня зовут Татьяна Сухенко, я педагог-психолог детского сада №5 «Теремок» с. Погореловка, сейчас мне хотелось бы пригласить желающих поучаствовать в тренинговых упражнениях и познакомиться с ними.
Упражнение на знакомство «Назови свое имя»
- Предлагается представиться
- Добавьте, слово которое начинается на то же букву, что и ваше имя. Например: Вероника – верная
Рефлексия:
- Понравилась ли Вам упражнение? Каковы Ваши ощущения?
Упражнение «Молекула»
Все участники свободно перемешаются по кабинету. Психолог называет: «Двухатомная молекула». Педагоги образуют пары и проговаривают:
– Я великодушная!
– Да, ты великодушная, а еще красивая!
Аналогично психолог просит сделать трехатомные, четырехатомные и пятиатомные «молекулы», а преподаватели стараются образовать группы и пообщаться со своими коллегами.
– А теперь возьмитесь за руки, встаньте в круг и хором скажите:
«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»
Вступительное слово:
Здоровье человека является социальной ценностью, и оно формируется на протяжении всей жизни. «Будьте здоровы» - говорят люди друг другу. «Желаем вам самого главного-здоровья» - говорят нам близкие. По большому счету здоровье было и остается дороже власти и дороже богатства. Людей, которые заботятся о своем физическом и психологическом здоровье, всю жизнь живут в ладу с самим собой, можно назвать счастливыми. Но число таковых невелико, потому что всегда находятся причины для разочарований, расстройств, а с ними приходят срыв, злость, ненависть и конец душевной гармонии.
Профессию «педагог» иначе называют «работой сердца и нервов», она требует ежедневного, даже ежечасного расходования огромных душевных сил. Умение владеть собой, держать себя в руках - один из главных показателей деятельности педагога, от чего зависят и его успехи, и психологическое здоровье.
Если составить «портрет» психологически здорового человека, то можно получить следующее: творческий, жизнерадостный, открытый, познающий себя и окружающий мир, с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности, наличием созидательной позиции. Он находится в постоянном развитии и, конечно, способствует развитию других людей.
Представьте, что в вашей квартире включены различные электрические приборы. Счетчик лихорадочно крутится, наматывая киловатт-часы электроэнергии. В какой-то момент напряжение становится столь велико, что вылетают пробки, все приборы выключаются, свет гаснет. Пробки — это защита от пожара. То же самое происходит и с человеком под действием постоянных профессиональных и психологических стрессов.
В психологии такое эмоциональное «выключение» человека получило название «синдром эмоционального выгорания».
Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) - сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки.
Ни для кого не секрет, что профессия педагога относится к разряду стрессогенных. У людей данной профессии постоянно отмечается состояние эмоциональной напряженности, а достигая критического момента, становится результатом потери самообладания и самоконтроля.
Неблагополучие психологического здоровья, деформация личности педагогических работников, проявления у них синдрома выгорания самым непосредственным образом влияют на здоровье воспитанников. Нездоровый, неблагополучный педагог не может обеспечить ребенку необходимый уровень внимания, индивидуальный подход. Он не может заниматься и воспитанием культуры здоровья детей, так как в этом вопросе необходим личный пример. Он невольно будет транслировать свои нерешенные проблемы на окружающих, заражать их своим неблагополучием.
Саморегуляция - это управление своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.
Умение владеть собой - это мечта человека с древних времен. Это умение расслабиться или сдержаться, снять физическое и эмоциональное напряжение.
Если мы хотим избежать отрицательных последствий стресса, мы можем научиться, им управлять.
Способы саморегуляции.
- Способы, связанные с управлением дыханием.
Выполнять дыхательные упражнения, лучше всего на свежем воздухе или в проветренном помещении. В момент выполнения упражнения необходимо перестать думать о проблемах, расслабиться.
Упражнение «Полное дыхание»
Сядьте удобно. Сосредоточьте свое внимание на дыхании. Сделайте глубокий вдох. Приподнимается живот, затем грудь, плечи. Воздух занимает все легкие.
Задержите дыхание.
Выдох. Медленно, сопровождая звуком с-с-с. Втяните живот так, чтобы вышел весь воздух.
Расслабьтесь. Снова медленный вдох. Вы почувствуете, как грудная клетка сама наполнится свежим воздухом.
- Способы, связанные с воздействием слова.
Словесное воздействие задействует сознательный механизм самовнушения, идет непосредственное воздействие на психофизиологические функции организма.
Формулировки самовнушений (аффирмации) строятся в виде простых и кратких утверждений, с позитивной направленностью (без частицы «не»).
А теперь давайте вместе проговорим следующие слова:
1. Именно сегодня!
Я постараюсь приспособиться к той жизни, которая меня окружает.
2. Именно сегодня!
Я позабочусь о своем организме.
3. Именно сегодня!
Я постараюсь уделить внимание развитию своего ума.
4. Именно сегодня!
Я ко всему буду доброжелательно настроен.
5. Именно сегодня! Я намечу программу своих дел.
6. Именно сегодня! Я буду любить и верить, что те, кого я люблю, любят меня. Итак, ваш лучший день сегодня!
АФФИРМАЦИИ. Сейчас я предлагаю Вам несколько негативных убеждений из нашей с вами повседневной жизни, которые Вам в процессе групповой работы предстоит превратить в АФФИРМАЦИИ.
Время для работы – 3 минуты.
«Негативные убеждения» | |
На работе меня никто не ценит | |
Мои коллеги меня раздражают | |
Я боюсь, что у меня не получится | |
Я не могу смотреть на себя в зеркало | |
Я разочарован в жизни |
Ответы групп.
- На работе меня любят
- Меня окружают только позитивные и веселые люди
- У меня всё получается просто великолепно.
- Мне нравится, как я выгляжу
- Я люблю жизнь!
Позитивное мышление – умение правильно смотреть на мир. Умение перестроиться с «-» на «+».
- Способы, связанные с управлением тонусом мышц, движением.
Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение их расслаблять позволяет снять нервно-психическую напряженность, быстро восстановить силы.
Упражнение «Лимон».
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.
Упражнение «Сосулька» («Мороженое»).
Встаньте, пожалуйста, руки поднимите вверх и закройте глаза. Представьте, что вы — сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела: ладони, плечи, шею, корпус, живот, ягодицы, ноги. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе Заморозьте себя. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Выполним упражнение ещё раз.
- Способы, связанные с использованием образов.
Упражнение «Бег ассоциаций»
Члены группы по кругу задают друг другу вопрос:
Если бы ты был (например) деревом, то каким?
Далее, аналогично, если бы ты был: цветком; предметом мебели; средством передвижения; животным; птицей; рыбой; стихией; временем суток или временем года; напитком; картиной; героем мультика; предметом одежды; водоемом; музыкальным инструментом; фруктом или ягодой; цветом; деревом; минералом; ландшафтом; книгой; наукой или областью знания; оружием; чувством (и так далее), то какими?
Упражнение «Рисунок музыки»
Члены группы рассаживаются удобно и слушают музыку. По сигналу тренера они начинают рисовать те образы, ощущения, символы, которые возникают у них с этой музыкой. Каждый должен стремиться выразить себя как можно полнее.
Время звучания музыки З-5 минут, затем тренер собирает рисунки и устраивает импровизированную выставку. Далее участники собираются в круг и делятся своими впечатлениями, обращая внимание на то, насколько каждому из них удалось раскрыть себя в этом рисунке музыки. Насколько необычны рисунки? Смог ли автор выразить свои чувства?
И, конечно же, есть множество способов снятия напряжения и стресса, которые мы используем в повседневной жизни (естественная саморегуляция) – это смех, физические нагрузки, прогулки, хобби, общение с единомышленниками и т.д.
Сейчас я предлагаю участникам разделиться на две команды и каждой команде составить на листе бумаги составить список способов, которые могут помочь расслабиться, вернуть самообладание. А после того, как вы закончите, мы поделимся друг с другом. Так мы сможем обогатить свой опыт.
Рефлексия:
Каждый участник группы должен завершить фразу: «Мне сегодня …».
Что запомнилось больше всего? Что нового вы узнали?
Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями о сегодняшней встрече. Опишите свои чувства.
Какие способы саморегуляции возьмете на вооружение, и будете применять?
Какие выводы из сегодняшней встречи можно сделать?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система тренинговых занятий по сохранению и укреплению психологического здоровья педагогов ДОУ
Тренинговые занятия для педагогов образовательных учреждений...
Тренинговое занятие для педагогов ДОУ "Профилактика психологического здоровья педагогов"
Тренинговое занятие для педагогов-психологов...
Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»
Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....
Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»
Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....
Система тренинговых занятий по сохранению и укреплению психологического здоровья педагогов ДОУ
Деятельность, направленная на сохранение и укрепление психического здоровья педагогов является актуальной проблемой современной системы образования. Потому что, в настоящее время работа педагого...
Профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление педагогов с приемами саморегуляции.
Задачи:Знакомство с понятием эмоционального выгоранияОбучить педагогов способам регуляции психоэмоционального состояния;Снижение уровня эмоционального выгорания учителей.Планирование мероприятий по пр...
Мастер-класс Мастер-класс для педагогов Психологическое здоровье педагогов как основа благоприятного микроклимата ДОУ_
Мастер-класс Мастер-класс для педагогов Психологическое здоровье педагогов как основа благоприятного микроклимата ДОУ_...