Нравственное воспитание детей раннего возраста через ознакомление с природой
статья (младшая группа) по теме
В первые годы жизни ребенок посвящает большую часть своей умственной и физической энергии на познание окружающего его предметного мира, в том числе - на познание живой и неживой природы. В это же время у маленького человека начинают складываться элементарные представления о нравственных законах человеческого бытия. Эти представления пока очень зыбки и подвижны, зависимы от всех , кто рядом с малышом. Представления о нравственности в более позднее время оформятся в некие четкие границы и будут определятся как "хорошо" и "плохо", "зло" и "добро". Чтобы эти понятия были верными, чтобы они отвечали общечеловеческим стандартам, необходимо помочь ребенку еще в раннем возрасте найти правильные формы взаимодействия со средой обитания , т.е. с живой и неживой природой. Об этом -мое рассуждение, обоснованное на опыте работы с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvennoe_vospitanie_detey_rannego_vozrasta_posredstvom_oznakomleniya_s_prirodoy.docx | 25.84 КБ |
Предварительный просмотр:
1
Нравственное воспитание детей раннего возраста посредством ознакомления с природой.
В наш век глобального технического прогресса , антигуманных влияний человека на природу все больше случается природных катаклизмов, становится реальной угроза существованию всего человечества. В связи с этим вопросы воспитания нового поколения в любви к природе и миру , в котором живем, вопросы нравственного аспекта,-становятся особенно актуальны.
(Слайд 2)Роль воспитателя очень важна здесь , причем не просто как роль некоего экскурсовода для жаждущих познания детей , скорее это роль сподвижника , сотрудника (в изначальном смысле этого слова), внимательного и заинтересованного друга, который не выстраивает перед детьми систему готовых запретов «не рвать цветы, не бросать бумажки, не давить жучков», а создает личностно-ориентированную модель отношения с ребенком в основе которой лежат положительные примеры .(слайд №3) «Не будем рвать эти цветы на нашей клумбе, смотрите, как красив наш участок! Придут мамы и им будет приятно, увидеть эту красоту, давайте лучше вместе уберем сорную траву с клумбы.».
Готовые правила дети усваивают плохо, скорее мы с вами должны способствовать тому, чтобы эти нормы и правила каким- то образом сложились, поселились в маленькой развивающейся душе и остались в ней навсегда, чтобы душа эта обрела необходимый статус «души человеческой». Вспоминаю прошлогодний конкурс в нашей группе, мы назвали его «Вместе с папой». Конкурс кормушек для птиц делали накануне 23 февраля. Получилось замечательно.(слайд №4,5,6) Вот наши кормушки на деревьях ,дети наши подросли и перешли в другую группу, но забота о птичках стала их постоянной заботой. Кормим птиц каждый день. Чтобы птички нас не боялись, предлагаю отойти в сторонку. Тут же рассказываю детям, что птички боятся людей, машин, а еще они очень боятся кошек. Дети затем сами скажут, что птички маленькие, что их нельзя обижать. Кормушки не бывают пустыми, а еще иногда их снимаем и чистим от снега и мусора. Если забываю, выходя на прогулку, хлеб или семечки , дети обязательно напомнят! Необходим доступный каждодневный труд: уход за клумбой, уход за растениями в группе, подкорм птиц, иногда и уборка территории ,- все это приводит малыша к осознанию того, что мы в мире природы не просто соглядатаи, а активные участники в жизни этого мира-мира природы .(слайд №7)
Замечательные возможности в нашей воспитательной работе , построенной на взаимодействии с природой , несет материал о временах года. В дни, когда мы гуляем мало, или не можем гулять вовсе, используем иллюстрации , как благодатный материал для продолжения знакомства с природой . Конечно, эти иллюстрации будут восприниматься еще более глубоко вместе с художественным словом и музыкой. Рассматривая иллюстрации с изображением прекрасных осенних деревьев, говоря об осени, читаем стихи…
Облетели листья с клена,
Клен от холода дрожит
На дорожке у балкона
Золотой ковер лежит…
(Авдиенко Е.) (слайд №8)
В раннем возрасте очень уместно обратиться к стихам А.Барто. Говоря о насекомых, укрывающихся от холода в осеннюю погоду, как не вспомнить жука, закрытого между зимних рам? Это стихотворение трогает даже нас, взрослых, а как ценно оно для воспитания детской души ?..
Мы не заметили жука ,
И рамы зимние закрыли,
А он живой ,
Он жив пока,
Жужжит в окне,
Расправив крылья…
И я зову на помощь маму:
-Там жук живой!
Раскроем раму!
Воспитывать нравственность в ребенке через познание живой и неживой природы вокруг него - значит, вырабатывать правильные формы взаимодействия, взаимосвязи со средой обитания человека. Усвоив в раннем возрасте необходимость бережного отношения к миру природы, человек сохраняет это отношение, как правило, на всю жизнь. Глубоко нравственное отношение к природе , конечно, может сложиться лишь у человека , способного к сопереживанию , соучастию, любви. Т.е. необходимо развивать в наших воспитанниках именно эти чувства, а значит, и детские эмоции. Правильные формы взаимодействия с природой - что это? Как к этому прийти? Через воспитание любви, т.е. кропотливое, каждодневное, заботливое внимание к тому маленькому миру, который окружает ребенка сейчас, сегодня.(слайд№9) Если малыш сидит над муравьем, несущим травинку, не пройти мимо, рассказать, дать возможность соучастия, сочувствия . Рассказать, что можно о муравьях, об их необычайном трудолюбии. Превратить прогулку в увлекательное и познавательное путешествие , во время которого дети лучше узнают окружающий мир и научатся видеть его красоту, понимать, что происходит в природе, получат удовольствие от общения с этим прекрасным миром. В этом случае мне очень помогают развивающие прогулки. У нас маленький детский сад в поселке, много зелени, вокруг множество деревьев. Развивающие прогулки дают ни с чем несравнимую возможность воспитывать в детках это желание заботиться и помогать всему живому вокруг. Как проходят наши развивающие прогулки? К развивающей прогулке педагогу надо подготовиться: продумать, что станет в центре именно этой прогулки. Если на прошлой прогулке рассматривали насекомых и обсуждали, как они встретят холода, - где спрячутся; разгадывали загадку про труженика-муравья, а после прогулки познакомились с некоторыми насекомыми на картинках; то следующую прогулку лучше планировать на близкую к предыдущей тему, н-р, «Время года-осень…». И, конечно, мы продумаем, какие вопросы задать детям, рассматривая с ними осенние картины. Если возможно, тему занятия в группе лучше связать с темой развивающей прогулки. На занятиях по развитию речи мы знакомимся с русской народной потешкой «Рябинушка» и как замечательно поймут дети, о чем идет речь в потешке, если вместе с ними, на улице, глядя на рябинку снова прочесть слова:
-Ты, рябинушка
Раскудрявая,
Ты когда взошла?
Когда выросла?
-Я весной взошла,
Летом выросла,
По зорям цвела,
солнцем вызрела.
(Народ. потешка)(слайд №10)
А если и на занятии по рисованию, рисуя рябиновые красные бусы для куклы Кати, дети вспомнят о рябинке , которую видели на участке, то трогательный образ осенней рябинки навсегда будет памятен каждому ребенку.
Материал для развивающей прогулки нам необходимо связать с «богатствами» своего участка, с тем, что на нем видим. А еще рекомендую использовать замечательные книги и комплекты карточек Галины Владимировны Лаптевой. Она предлагает разнообразную содержательную деятельность для детей на прогулках , подбирает индивидуальную работу и в каждую прогулку включает художественное слово по теме прогулки, а также предлагает игры для прогулок. Материал замечательный, легко подобрать для любой прогулки.
«Через красивое –к человечному- такова закономерность воспитания» - так писал об этом Сухомлинский. (слайд №11)
Наша задача- научить детей восхищаться и искренне любить красоту, каждодневно даруемую нам природой. В простом одуванчике и резной листве березки научить эту красоту видеть и замечать. Этому помогут и наши творческие занятия. На прогулке просто не пройти мимо чудесных осенних листьев. На нашем участке это листья дуба , клена, орешника и березки. Дети собирают упавшие листья, рассматриваем, определяем, с какого дерева упал листок, дерево тоже рассматриваем, приносим листья в группу, и…продляем им жизнь. Сделали коллективную работу. На большом картоне вместе с воспитателем нарисовали ствол, а вверху наклеили подсушенные листочки… Новое дерево получилось. Сделали выставку осенних поделок (вместе с родителями) и наше дерево было здесь не худшим экспонатом. Рисовать после прогулки – тоже замечательная идея. «Напечатать» листьями пестрый ковер или просто листопад- как умеем – все это развивает детскую эмоциональность, укрепляет интерес детей к природе. И, как всегда, на творческом занятии используем художественное слово.
«Осенние листья»
Опустел скворечник,
Улетели птицы,
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.
Целый день сегодня
Все летят, летят…
Видно, тоже в Африку
Улететь хотят.(И.Токмакова) .(слайд №12)
Даже маленьких детей завораживает словесная красота,. Стихи, -так много хороших стихов о временах года.
В задачу педагога входит необходимость донести до ребенка понимание истины: в общении с природой человек стоит в более сильной позиции, человек – защитник природы.
О домашних животных говорим на занятиях по развитию речи. Обязательно спрашиваем, любит ли малыш свою собачку (кошку, рыбку и т.д.) Родителям советую водить деток в зоопарк. Группой мы взяли , образно говоря, «шефство» над старой вороной. Она прилетает на наш участок, взлохмаченная, гортанно каркающая, пытается подобраться поближе к птичьим кормушкам. Дети как-то побаивались ее сначала, но позже , на прогулке, деткам было рассказано, какие умные бывают вороны, как они выживают в городской среде, какими они бывают старенькими, потому что живут очень долго. Нашу ворону стали звать «бабушка-ворона», теперь бросаем ей кусочки еды за ограду, чтобы синичек не пугала. Дети чувствуют ответственность за «бабушку-ворону» , значит, цель достигнута.(слайд №13)
Мысль Антуана Де Сент-Экзюпери остается популярной для людей и будет популярна , пока существует человечество: мы в ответе за тех, кого приручили. Пусть не сразу, но шаг за шагом наши хорошие дела приведут детей к осознанию этой мысли.
Пусть не сразу, но став взрослее, дети будут дорожить ближним своим, а впоследствии, возможно, в нашем мире не будет брошенных родителями детей, брошенных хозяевами собак и кошек. Не будет жестокости. Ведь если хорошо поливать росток, он прорастет непременно.(слайд №14)
Спасибо за внимание!(слайд 15)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно - нравственное воспитание детей дошкольного возраста через общение с природой.
Работая над проблемой развития воспитательного воздействия природы на ребенка, раскрытию его духовного мира, мы пришли к выводу, что эффективность этой работы напрямую зависит от оптимизации методов и...
Методическая разработка раздела образовательной программы «Познание» на тему: «Развитие познавательной активности у детей раннего возраста через ознакомление с природой»
Этот материал был мною использованидля сдачи на первую квалификационную категорию. В презентации отображена работа по стимулированию познавательной активности детей раннего возраста через ознакомление...
культурно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с истоками и традиция русского народа
статья раскрывает работу педагога с детьми по воспитанию нравственно-патриотических чувств к своей Родине....
Система работы по теме «Использование проектной деятельности для развития экологического воспитания детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края»
Система работы по теме «Использование проектной деятельности для развития экологического воспитания детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края»...
Отчёт по самообразованию Тема: Экологическое воспитание детей среднего возраста через ознакомление с природой родного края.
Отчёт по самообразованию Тема: Экологическое воспитание детей среднего возраста через ознакомление с природой родного края....
Опыт работы по теме: «Нравственно – патриотическое воспитание детей раннего возраста через ознакомление со своей малой Родиной»
Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к сем...
План по самообразованию. Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края» на 2023-2024 учебный год
План по самообразованию «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края»...