Система работы по теме «Использование проектной деятельности для развития экологического воспитания детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края»
рабочая программа по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Система работы
по теме «Использование проектной деятельности для развития экологического воспитания детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 145.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы
по теме «Использование проектной деятельности для развития экологического воспитания детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края»
Воспитатель: Великородная Александра Владимировна
Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду,
бережно относиться к природным богатствам…
Конституция РФ, ст. 58, 1993 г.
Экологическое образование и воспитание детей является чрезвычайно актуальной проблемой настоящего времени. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме этого, экологическое образование дошкольников – огромный потенциал их всестороннего развития. Продуманное, системное знакомство ребёнка с миром природы позволяет развивать у него важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязи, обобщение.
В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень. Наиболее активной инновационной педагогической технологией, для достижения цели и открывающей новые возможности воспитания дошкольников, является в наши дни метод проектов.
Для своего интеллектуального развития мною была изучена методическая литература таких ведущих авторов, как , А.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, И.Э. Куликовская , Н.Н. Совгир, А.И. Савенкова, Н.А.Рыжова по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста, проанализированы другие программы по данному направлению:
- С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»,
- Н. Н. Кондратьева «Программа экологического образования детей «Мы»,
- О. Н. Горбатенко «Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»,
- О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!»,
- Е. В. Гончарова, Л. В. Моисеева «Технология экологического образования детей в старшей группы ДОУ».
Также был осуществлен анализ имеющегося программно- методического обеспечения, анализ предметно – развивающей среды в группе, были определены содержание методов и форм работы с воспитанниками ДОУ.
Принимая во внимание актуальность и значимость информационных технологий, я использовала проектную и исследовательскую деятельность в своей педагогической работе, для формирования экологических знаний у детей.
2.Актуальность
Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать с раннего детства. Экологическое воспитание- это одно из важных направлений в развитии ребенка, которому очень часто уделяется недостаточно внимания, хотя современные дети все меньше заинтересованы в окружающей природе, не замечают красоту и хрупкость всего живого, не умеют вести себя так, чтобы не принести вреда природному окружению. Для определения уровня экологической воспитанности у дошкольников и выявления степени актуальности проблемы, я провела ряд исследований. Их результат показал, что 80 % детей имеют весьма неточные, обобщенные знания в данной области, равнодушно воспринимают объекты природы, не испытывают желание сберечь, сохранить окружающую красоту и не стремятся познать новое. Моя задача состояла, в том, чтобы помочь ребенку увидеть красоту родного края, научиться ценить ее. В результате при ознакомлении детей с природой мне открылись широкие возможности для их экологического воспитания, экологически-грамотного отношения к природе. Ведь заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, лучше начинать с младшего возраста. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно.
Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В настоящее время наблюдается процесс отчуждения детей от природы, который проявляется в самых различных формах: жестокость или безразличие, неспособность осознать свою роль в сохранении экологического равновесия. Быстрый рост городов и многоэтажек привел к тому, что многие дети живут в практически искусственной среде. Причем зачастую, совсем рядом расположены парки, скверы - великолепные условия для познавательного и экологического воспитания детей. Однако у многих родителей просто нет времени или желания использовать природу для развития малыша. Проведя анкетирование родителей, я пришла к выводу, что они не считают формирование экологической культуры важным аспектом развития ребенка.
Почему же так необходимо начать развивать экологические представления у детей уже в детском саду? Я считаю, что все очень просто… Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с младшего возраста. Причем нужно использовать такие методы и формы работы с детьми, которые им интересны, доступны и дают возможность самостоятельно добывать знания.
Проектная деятельность межпредметна и полифункциональна. Интеграция знаний и умений детей из различных областей детской деятельности, необходимых для участия в проекте, переводит его в интеллектуально насыщенный метод и повышает его значимость.
Познавательное развитие по ФГОС ДО предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы.
И еще об актуальности использования проектной деятельности в экологическом воспитании свидетельствуют те аргументы, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным подходами. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему быть успешным на этапе дошкольного обучения.
Использование проектной деятельности в экологическом воспитании дает важное преимущество- дети не являются пассивными объектами формирования экологических знаний, они становятся их активными добытчиками. Такие знания эмоционально окрашены, личностно значимы для ребенка, поэтому и отношение, которое формируется на их основе, носит более осознанный характер. Ребенок сам участвует и даже организует деятельность по изучению природы, поэтому усваивает бережное отношение к ней и применяет его в повседневной жизни.
Особую значимость метода проектов в экологическом воспитании детей я вижу в том, что это метод, идущий от детских интересов и потребностей. Он позволяет организовывать экологическое воспитание, исходя из значимых для ребенка тем.
Проект- это продукт сотворчества воспитателей, детей, родителей и узких специалистов детского сада.
Проект открывает большую возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка, а в целом процесс обучения становится более интересным и нетрадиционным.
3.Методические рекомендации.
Составляя перспективный план мероприятий по экологическому воспитанию детей для старшей и подготовительной групп я ориентировалась на «Основную образовательную программу дошкольного образования» МБДОУ № 8 «Сказка», на основе ФГОС ДО, С.Н. Николаевой «Юный эколог».
Систематическое обучение во время проведения НОД – это важное средство образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Цепочка постепенно усложняющихся занятий, органически связанных с мероприятиями повседневной жизни – это оптимальный путь, обеспечивающий необходимое интеллектуальное и личностное развитие дошкольников. В экологическом воспитании детей данные мероприятия выполняют совершенно определенную и очень важную функцию: чувственные представления детей, получаемые повседневно, могут быть качественно преобразованы, расширены, углублены, объединены, систематизированы.
Все мероприятия, построены на принципах развивающего обучения и направлены на развитие личности ребенка в целом (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира), а также на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств. Приоритет в обучении отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности с детьми. Во время проведения мероприятий ребенок переходит от освоения фактов к установлению связей между ними и обобщению полученных представлений.
Основной целью проектного метода в детском саду является развитие свободной творческой личности. Он дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему в дальнейшем успешно адаптироваться в изменившейся ситуации школьного обучения.
Метод проекта является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию
В настоящее время термины «проект» и «проектирование» чаще всего употребляются в менеджменте. В педагогике под «проектом» принято понимать особую творческую ситуацию, когда человек перестаёт быть собственником какой-то идеи: он отказывается от личного, чтобы коллективно найти решение поставленной проблемы.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность детей – индивидуальную, парную, групповую, которую дети выполняют в течение определенного отрезка времени.
Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия.
Основные требования к использованию метода проектов:
1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, совместный выпуск газеты, план мероприятий, пр.);
3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность дошкольников.
4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
- определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;
- выдвижение гипотез их решения;
- обсуждение методов исследования (экспериментальных методов, наблюдений);
- обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.);
- сбор, систематизация и анализ полученных данных;
- подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
- выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Прежде всего проект предполагает решение в процессе исследования тех или иных задач. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками выполнения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями и желаниями детей, содержанием образовательных программ.
Схема № 1
«Сроки реализации проекта»
Виды проектов:
1. Ролево-игровые (в нем дети играют конкретных персонажей. Приемлем для маленьких детей).
2. Исследовательские/творческие (в нем дети исследуют, экспериментируют, анализируют, а результаты выдают в виде сборников сочинений, отчетов, докладов, газет или журналов).
3. Информационно- практические (в нем дети создают различные прикладные предметы, которые могут быть использованы в реальной жизни (лук на подоконнике) или используются, например, в оформлении группы (создаем цветочные кашпо или выращиваем цветы).
4. Творческие (результат – спектакль, сказка, постановка).
На протяжении десятилетий метод проектов не был востребован, его «второе рождение» в начале 90-х годов XX века произошло достаточно стихийно, преимущественно в учебном процессе и еще не получило должного теоретического обоснования, методической разработки. Вместе с тем очевидно, что он обладает особым воспитательным потенциалом и его использование может способствовать повышению результативности воспитания у детей экологической культуры. Необходимо выявить условия и возможности успешного применения метода проектов в процессе экологического воспитания.
Схема № Этапы проектов
Обобщающий
4.Содержание методической системы
Проанализировав сложившуюся обстановку в группе, я решила разработать экологический проект «Прикоснись к природе сердцем».
ПРОБЛЕМА:
- Незнание детьми правил поведения в природе, неспособность предусмотреть последствия своих действий;
- Отсутствие экологических знаний и педагогического опыта у родителей.
ЦЕЛЬ: формирование системы осознанно-правильных экологических представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста, формирование экологической компетентности и природоохранной деятельности воспитанников и их родителей.
ЗАДАЧИ:
- Создать поэтапную систему по экологическому воспитанию дошкольников с составлением перспективных планов работы с детьми и с родителями по каждому этапу работы, проведение диагностики знаний детей.
- Формировать элементарные представления о причинно-следственных связях внутри природного комплекса;
- Расширять знания детей о взаимосвязи и взаимозависимости мира природы и деятельности человека;
- Формировать представления у детей о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов;
- Стимулировать интерес к исследовательской деятельности, совершенствовать умения оперировать уже имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы;
- Развивать гуманное эмоционально –– доброжелательное и бережное отношения к окружающему миру;
- Активизировать взаимодействие родителей и ДОУ в вопросах экологического воспитания.
Все задачи взаимосвязаны и решаются в комплексе.
При построении системы экологической работы я обратила особое внимание на следующие основные направления:
- Познавательное направление работы включает цикл познавательных мероприятий (используются следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины, которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний воспитанников.
- Познавательно-развлекательное направление работы ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это - театрализованные представления на экологическую тему, праздники, утренники, экологические игры, игры-путешествия.
- Изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (практическое направление работы) - совместные с родителями акции по озеленению территории детских участков ДОУ, посадкой деревьев и кустарников, оформлению цветников, подкормке птиц, изготовлению кормушек и скворечников, что способствовало привитию бережного отношения воспитанников к родной природе.
На основании выбранных направлений определилась с методами работы:
- наглядных (наблюдения, экскурсии, походы, рассматривание картин и иллюстраций, просмотр видеофильмов о природе);
- словесных (беседы, чтение художественной литературы о природе, развлечения и досуги);
- практических (экологические дидактические игры, опыты и эксперименты, труд на природе).
Формы работы:
- с детьми:
НОД, групповые и индивидуальные беседы,
чтение художественной литературы
, рассматривание иллюстраций, дидактические игры
, развлечения, изодеятельность (рисование, конструирование), наблюдения, опыты и эксперименты;
- с родителями:
выступления на родительских собраниях; беседы: групповые и индивидуальные; участие в совместных мероприятиях (выставках, конкурсах, праздниках, акциях экскурсиях и т.д.), совместное изготовление атрибутов, костюмов, дидактического материала;
- с педагогами:
изучение методической литературы; апробация систем, технологий; консультации; перспективное планирование с воспитанниками и родителями; обновление развивающей среды, папок- передвижек; участие в совместных мероприятиях.
Одним из важнейших условий реализации задач экологического образования дошкольников считаю правильную организацию и экологизацию развивающей предметной среды. Поэтому возникла необходимость в усовершенствовании развивающей среды в группе. Экологически развивающая среда способствует:
- познавательному развитию ребенка;
- эколого--эстетическому развитию;
- оздоровлению ребенка;
- формированию нравственных качеств;
- формированию экологически грамотного поведения;
- экологизации разных видов деятельности.
Проект этот долгосрочный, включает в себя три этапа:
Продолжительность: два года (дошкольный возраст с 5 - 7 лет)
Работа над опытом проводилась в три этапа:
1-й этап: Подготовительный
Первый этап начала с диагностики детей. Педагогическая диагностика уровня экологических представлений о природе у дошкольников, проводилась на основе рекомендаций С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой.
Данная методика включает в себя: выявление формирования экологических знаний и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.
Диагностика осуществлялась с помощью игровых заданий по следующим направлениям:
1) на выявление уровня экологических знаний- проводится беседа по вопросам, цель которых, изучение ценностей природных объектов для дошкольника, выявление наличия у детей интереса к природным объектам и деятельности с ними.
2) на выявление уровня представлений детей о правилах и нормах поведения в природе и понимание значимости их соблюдения при взаимодействии с птицами (беседа по картинкам);
на изучение особенностей проявления целостного отношения к природе и её объектам в поведении детей.
2-й этап: Исследовательский
посмотрев и изучив результаты диагностики, изучив литературу по экологическому воспитанию дошкольников, отобрала необходимый материал, который наиболее доступен и интересен детям, достичь успешных результатов детей по формированию экологических знаний. В рамках реализации проектной и игровой деятельности педагог использовала активные методы и приёмы обучения для формирования у детей дошкольного возраста экологических знаний в процессе проектной и игровой деятельности:
-словесные: рассказ педагога, беседы, чтение художественной литературы.;
-практические: игровой метод, упражнения, наблюдения;
- наглядные: рассматривание картин, таблиц, личный пример взрослых.
Применяла разнообразные формы работы: непосредственно-образовательная деятельность, экскурсии, наблюдения, беседы дидактические игры, чтение специализированной литературы, сюжетно-ролевые игры.
На данном этапе работа проводилась в следующих направлениях:
- создание элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе.
- составление конспектов непосредственно-образовательной деятельности.
-разработка авторских дидактических игр, сюжетно-ролевых игр
-работа с родителями
В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию и обучению, использовала интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь непосредственной образовательной деятельности, наблюдений в природе, исследовательской деятельности, подвижных и дидактических игр, изобразительной деятельности, чтение художественной литературы, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей, т.е. экологизацию различных видов деятельности ребёнка.
В непосредственной образовательной деятельности по развитию речи, воспитатель проводила беседы: " Как узнать птиц?", " Беседа о зимующих и перелётных птицах"
Эти беседы способствовали активизации знаний детей о внешнем виде, воспитывать интерес и любовь к пернатым, желание заботиться о них, охранять.
" Беседа о домашних животных"- дети закрепили знания о домашних животных, пользе, приносимой людям. Большое значение при закреплении экологических представлений о природе, придавала ведущей форме деятельности дошкольников- игре (сюжетно-ролевые, подвижные, самостоятельные игры экологического и природоведческого содержания).
В старших группах, были реализованы следующие проекты "Деревья и кустарники", также был проведен проект " В краю волшебной природы ", где дети познакомились с природой нашей области и их обитателями. Ещё один проект " Экологическая тропа", где дети научились видеть, понимать, изменения, которые происходят в природе, в разные времена года).
На протяжении работы над опытом проводились циклы наблюдений. На прогулках знакомила детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей. Организовывала игры с природным материалом ( песок, вода, снег, листья, плоды, мелкие камушки).
Очень часто велась работа по экологическому воспитанию с семьёй. В работе с родителями использовались как традиционные формы (родительское собрание, консультация, беседа), так и нетрадиционные (круглый стол).
Эффективным способом работы с родителями был, например круглый стол, "Мы и природа". Ещё одна форма работы с семьёй - консультации, в которых родителям даются чёткие, конкретные практические советы по узкой теме:
«Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста» ,«Приобщение детей к природе» Родительское собрание «Мы и природа» (перспективы формирования экологической грамотности дошкольников). Родительское собрание «Мы и природа» (перспективы формирования экологической грамотности дошкольников).
Организовывала совместно с родителями экологические акции " Покормите птиц
3-й этап обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов. Результативность.
Считаю, что в результате проделанной мною работы, есть положительные результаты:
-сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
-развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы.
- у детей появилось желание общаться с природой и отражать своё впечатление через различные виды деятельности.
Это подтверждено результатами диагностирования детей.
Подводя итог своей работы, хочется отметить, что выбранное мною экологическое направление в работе с дошкольниками по формированию экологических представлений через проектную деятельность, перспективная, наиважнейшая задача, и в процессе этой задачи, я смогу воспитать экологически грамотного человека.
Данный проект предназначен для детей, родителей и педагогов. Схема № 2 «Участники экологического проекта»
5. Содержание предметно- пространственной среды в соответствии с реализуемым проектом
Предметно – пространственная среда отвечает современным требованиям:
- уголок природы в группе;
- наглядный и демонстрационный материал: презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, картины, слайды (птиц, растений, животных, времен года и т.д.);
- библиотечка книг с экологическим содержанием;
- маски животных.
Одним из важнейших условий реализации задач экологического образования дошкольников считаю правильную организацию и экологизацию развивающей предметной среды. Поэтому возникла необходимость в усовершенствовании развивающей среды в группе.
Экологически развивающая среда способствует:
- познавательному развитию ребенка;
- эколого-эстетическому развитию;
- оздоровлению ребенка;
- формированию нравственных качеств;
- формированию экологически грамотного поведения;
- экологизации разных видов деятельности.
Схема № 3 «Работа по формированию экологической развивающей среды»
Перспективный план работы с детьми 5 -6 лет.
Дата | № | Тема | Задачи | Формы и методы работы | Виды деятельности |
Сентябрь | 1. | Как все живое растет. | - Познакомить детей с характерными этапами развития живых организмов; подвести к выводу, что мы – люди – являемся частью Природы, что для роста и развития живых объектов необходимо одно и то же: вода, свет, воздух, питание и бережное отношение окружающих. | НОД, рисование, аппликация, рассказывание, рассматривание иллюстраций, активное слушание | Познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная |
2. | Осень золотая | - Закрепить знания детей о приметах осени; развивать наблюдательность; воспитывать любовь к родной природе; учить понимать закономерности явлений природы. | НОД, рассматривание иллюстраций, загадывание загадок, чтение худ. литературы | Познавательная, коммуникативная, художественная | |
Октябрь | 3. | Осенние заботы животных и птиц. | - Уточнить знания детей об осенних изменениях в природе, о трудных и важных заботах животных и птиц перед долгой зимой; развивать интерес к закономерностям в живой природе; воспитывать бережное отношение к животным и птицам в осенний период. | НОД, рассматривание иллюстраций, загадывание загадок, чтение худ. литературы | Познавательная, коммуникативная, художественная |
4. | Воздух, вода и свет | - Дать детям представление о том, какое большое значение имеют воздух, вода и свет для всего живого на земле; - научить понимать, что чистый воздух необходим для здоровья человека, что чистая вода (родники) – это бесценный дар природы; - Подвести детей к выводу о необходимости света для роста растений. | НОД, опыты и эксперименты, самостоятельная деятельность детей | Познавательно-исследовательская, коммуникативная, экспериментальная, практическая | |
Ноябрь | 5. | Удивительный лес. | - Уточнить и расширить имеющиеся представления детей о лесе и его обитателях; -Показать взаимосвязь и взаимодействие живых организмов леса; - Формировать представление об условиях среды, к которой приспособились животные и растения; - Развивать познавательный интерес, память, связную речь, умение анализировать, делать выводы; - Воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к лесу. | НОД, опыты и эксперименты, самостоятельная деятельность детей, рассматривание иллюстраций, чтение худ. литературы, загадки | Познавательно-исследовательская, коммуникативная, |
6. | Тайны птичьего мира. | - Развивать у детей интерес к жизни птиц; - Познакомить с загадками и тайнами живой природы; - Продолжать активизировать познавательные способности детей. | НОД, рассматривание иллюстраций, активное слушание | Познавательная, коммуникативная, | |
Декабрь | 7. | Животные –наши помощники. | - Прививать любовь к домашним животным; - Дать представление о том, как собаки помогают человеку в жизни. | Рассматривание иллюстраций, чтение худ. литературы, дидактические игры | Познавательная, коммуникативная, игровая |
8. | Снег и его свойства. | - Уточнить и расширить представления детей о снеге; - Учить детей анализировать, делать выводы; - Развивать мышление, интерес к зимним явлениям неживой природы. | Опыты и эксперименты, НОД | Познавательная, исследовательская, игровая | |
Январь | 9. | Зимовье зверей. | -Формировать представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду; - Учить понимать причины изменений в жизни животных; - Воспитывать любовь к животным, стремление помочь им в трудных условиях. | Рассматривание иллюстраций, чтение худ. литературы, дидактические игры, НОД | Познавательная, коммуникативная, игровая |
10. | Жизнь птиц зимой. | - Уточнить представления детей о жизни зимующих птиц, сформировать желание помогать им; - Показать взаимозависимость живой и неживой природы; - Воспитывать доброе отношение к природе. | Опыты и эксперименты, НОД, чтение худ. литературы, рассматривание иллюстраций | Познавательная, исследовательская, игровая | |
Февраль | 11. | Зимние явления в неживой природе. | - Закрепить знания о зимних явлениях; - Развивать творческую фантазию и воображение; - Воспитывать бережное отношение к природе. | Опыты и эксперименты, НОД, чтение худ. литературы, наблюдения | Познавательная, исследовательская, продуктивная |
12. | Для чего нужна Красная книга. | - Воспитывать доброе, милосердное, ответственное отношение к природе, к будущим потомкам, которым необходимо оставить Землю для жизни; - Сформировать у детей убеждение, что красота природы бесценна, поэтому ее надо охранять. | Рассматривание иллюстраций, чтение худ. литературы, НОД | Познавательная, коммуникативная, продуктивная | |
Март | 13. | Кто такие насекомые? | - Расширить знания и представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлений насекомых; - Учить анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения; - Учить отвечать на вопросы; -Активизировать память и внимание детей; - Обогащать словарный запас; - Развивать связную речь и логическое мышление, звукопроизношение. | Опыты и эксперименты, рассматривание иллюстраций, чтение худ. литературы, НОД | Познавательная, исследовательская, продуктивная |
14. | Давайте с природой дружить. | - Расширять представления детей о правилах поведения в природе, учить оценивать свои поступки и поступки окружающих, воспитывать культуру поведения в природе. - Формировать элементарные представления о кризисном состоянии природы Земли, необходимости чистого воздуха, воды, почвы для растений, животных, человека, о Красной книге. - Расширять представления детей о многообразии форм охраны природы. - Воспитывать ответственное и бережное отношение к родной природе. | Опыты и эксперименты, рассматривание иллюстраций, чтение худ. литературы, экскурсии, наблюдения | Познавательная, коммуникативная, продуктивная | |
Апрель | 15. | Космос. Звезды. Вселенная. | - Познакомить детей с основными планетами, дать элементарные понятия о планетах; - Дать первоначальные представления о строении Солнечной системы; - Побуждать интерес к познанию окружающего мира, развивать любознательность; - Воспитывать любовь к своей планете. | Рассматривание иллюстраций, чтение худ. литературы, опыты и эксперименты, НОД, конструктивно-модельная деятельность | Познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная |
16. | Сказка о рыбаке и рыбке на новый лад. | - Расширить представления детей о том, как человек использует факторы природной среды (землю, воздух, воду, растения и животных) для удовлетворения своих потребностей, укрепления и охраны здоровья. Воспитывать бережное и гуманное отношение человека к среде обитания, учить экономному расходованию того, что в ней есть, защищать и охранять природу. - Учить устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов. - Воспитывать ответственное и бережное отношение к родной природе. | Рассматривание иллюстраций, чтение худ. литературы, рисование | Познавательная, коммуникативная, продуктивная, художественная, игровая | |
Май | 17. | Растения – легкие Земли. | - Дать представление о значении растений; - Показать зависимость всего живого от состояния растительного покрова; - Воспитывать интерес к растениям. | Опыты и эксперименты, НОД, рассматривание иллюстраций, чтение худ. литературы | Познавательная, коммуникативная, продуктивная, художественная, игровая, трудовая |
18. | Земля – наш общий дом. | - Показать Землю как общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком; - Вызвать у детей стремление беречь свой общий дом как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей; - Способствовать осмыслению своего места в системе всех земных обитателей, ответственности за сохранение нашего общего дома. | Наблюдения, НОД, рассматривание иллюстраций, чтение худ. литературы | Познавательная, коммуникативная, продуктивная, художественная, игровая, трудовая |
Перспективный план по ознакомлению детей
с художественной литературой детей 5 – 6 лет.
№ | Название произведения | Цель | Сроки |
1. | О.Тувим «Овощи» См. «Хрестоматия для дошкольников» стр.378 | - закреплять знания об овощах, развивать речь и память детей. | Сентябрь |
2. | Н.А.Рыжова «Наука о доме» См. «Не просто сказки» с.79 | - воспитывать уважение к дому, земле на которой живет человек. | Октябрь |
3. | Т.Шорыгина «Прозрачный неведимка» См. «Зеленые сказки» с.5 | - расширять знания детей о свойствах воздуха в поэтической форме. | Ноябрь |
4. | «Двенадцать месяцев» сказка в переводе С. Маршака | - воспитывать у детей чувство семейной дружбы, доброты и внимания друг к другу; - учить удерживать в памяти содержание прочитанного. | Декабрь |
5. | В. Бианки «Синичкин календарь» | - расширять знания детей о жизни птиц. | Январь |
6. | Н. Рыжова «Как люди речку обидели» См. «Не просто сказки» с.102 | - использовать педагогическое воздействие художественного слова на детей при формировании такого понятия как «охрана природы» | Февраль |
7. | Н. Рыжова «Жила-была Река» См. «Не просто сказки» стр.26 | Март | |
8. | Е. Пермяк «Для чего руки нужны» См. Н. Алешина «Ознакомление с окружающим миром и социальной действительностью» с.190 | - продолжать расширять знания детей о труде взрослых; - формировать чувство ответственности за выполнение трудовых поручений. | Апрель |
9. | Е. Плещеев «Мой садик» См. «Хрестоматию для Маленьких». | - воспитывать чувство любви к природе, умение видеть прекрасное. | Май |
10. | Т. Шорыгина «Великан и Голубое озеро» См. «Зеленые сказки» с.88 | - воспитывать чувство доброты, любви к окружающему миру; - развивать речь детей. | Июнь |
11. | В. Берестов «Веселое лето» | - закреплять и углублять знания детей о признаках лета; -вызывать желание выражать свои впечатления в рисунках. | Июль |
12. | Н. Рыжова «Чей дом лучше» См. «Не просто сказки» с.29, к.39 | - продолжать развивать интерес к художественной литературе; -учить высказывать собственное мнение. | Август |
Перспективный план использования дидактических игр
в работе с детьми 5 – 6 лет.
№ | Название игры | Цель | Литература | Сроки |
1 | «Вершки и корешки» «Детки на ветке» | -закреплять умение составлять целое из частей; -формировать знания о том, у каких овощей в пищу пригодны вершки, а у каких корешки; - учить детей подбирать предметы по принадлежности к одному из растений. | Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-7 лет» | Сентябрь |
2 | «Беседы с деревьями» | - учить детей видеть и эмоционально откликаться на прекрасное в природе; - воспитывать гуманное отношение к природе. | Ж. «Ребенок в детском саду» №3/2005г. | Октябрь |
3 | «Экологи» | - закреплять экологические знания; - приобщать к экологически ориентированной деятельности. | Ж. «Ребенок в детском саду» №2/2005г. | Ноябрь |
4 | «Экологический светофор» | - продолжать уточнять представления детей об экологически правильном поведении. | Ж. «Ребенок в детском саду» №3/2005г. | Декабрь |
5 | «Какое время года?» | -учить детей соотносить описание природы в стихах и прозе с определенным временем года. | Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-7 лет» | Январь |
6 | «Радости и огорчения» | -формировать собственное отношение к природе. | Ж. «Ребенок в детском саду» №3/2005г. | Февраль |
7 | «Необычное путешествие» | -продолжать учить детей экологически правильно оценивать действия людей в природе. | Ж. «Ребенок в детском саду» №3/2005г. | Март |
8 | «Природа и человек» | - систематизировать знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа. | Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-7 лет» | Апрель |
9 | «Разведка полезных дел» | -развивать интерес к природоохранной деятельности. | Ж. «Ребенок в детском саду» №5/2005г. | Май |
10 | «Загадки Лесовичка» | -закрепление знания детей о лесе. | Ж. «Ребенок в д/с» №5/2005г | Июнь |
11 | «Путешествие в лес» | - способствовать осознанию дошкольниками взаимосвязи всех компонентов природы; -закреплять знания экологически грамотного поведения. | Ж. «Ребенок в детском саду» №2/2005г. | Июль |
12. | «Кто где живет» | - формировать знания детей о разнообразных насекомых и среде их обитания. | Ю.Белая,В.Зимонина «Как обеспечить безопасность дошкольников». | Август |
Перспективный план проведения опытов и экспериментов
с детьми 5 – 6 лет.
№ | Название опыта | Цель проведения | Сроки |
1 | «Нужен ли корешкам воздух» | - выявить причину потребности растения в рыхлении, доказать, что растение дышит всеми частями. | Сентябрь |
2 | «Что выделяет растение?» | - установить, что растение выделяет кислород; - понять необходимость дыхания для растений. | Октябрь |
3 | «Ветер – это движение воздуха» | - выявить, как образуется ветер; -уяснить, что ветер – это поток воздуха. | Ноябрь |
4 | «Какие свойства» | - сравнить свойства воды, льда, снега; - выявить особенности их взаимодействия. | Декабрь |
5 | « Умная галка» | - знакомство со свойствами воды (повышение уровня). | Январь |
6 | «Откуда берется вода» | -познакомить с процессом конденсации. | Февраль |
7 | «Мы – фокусники!» | - выявить материалы, взаимодействующие с магнитом. | Март |
8 | «Притягивается – не притягивается» | - определить материалы, не взаимодействующие с магнитом. | Апрель |
9 | «Наверх» | -выяснить, что в почве находятся вещества, необходимые для жизни живых организмов. | Май |
10 | «Песок и глина» | - выяснить, как эти природные субстраты взаимодействуют с водой. | Июнь |
11 | «Уличные тени» | - понять как образуется тень, ее зависимость от источника света. | Июль |
12 | «Изготовление солнечных часов» | - продемонстрировать через перемещение тени движение ЗЕМЛИ вокруг СОЛНЦА. | Август |
Перспективный план по экологическому воспитанию
в подготовительной группе.
Познавательное развитие | Социально-коммуникативное развитие | Речевое развитие | Художественно-эстетическая деятельность | |
Сентябрь | Рассматривание рыбок в аквариуме. Беседа «как заботиться о рыбках». Беседа «Как живут комнатные растения». Беседа о домашних животных. | «Чудесный мешочек»,: «Вершки-корешки», «Чьи детки». | «Кто живет в лесу?». Беседа о диких животных. | Аппликация «Панно из осенних листьев» |
Октябрь | Беседа «Мой четвероногий друг». Беседа «Как растения готовятся к зиме». Загадки об осенних явлениях в природе; народные приметы, связанные с октябрем; рассматривание иллюстраций «Осень», картины «Золотая осень» И. Левитана. | Труд на участке: уборка опавших листьев. Дидактическая игра «Загадай, мы отгадаем» (овощи, фрукты)«Детки на ветке» «Что где растет?» «Загадай и отгадай». | Заучивание стихотворения А. Плещеева «Осенью». Чтение «Улетают – улетели», Благининой Е Рассказ воспитателя «Чудесное яблоко или «зеркало нашей души». | Рисование «Золотая осень» Рисование «Ежиха с ежатами в ельнике» Аппликация «Рыбки плавают в водице» |
Ноябрь | Беседа «Как звери в лесу готовятся к зиме». «Где живут капли воды в детском саду». Экскурсия по детскому саду. «Какие семена путешествуют по воде и воздуху». Рассказ воспитателя. | Праздник «Провожаем осень». Д/и на классификацию и обобщение (овощи, фрукты, домашние и дикие животные). «С какой ветки детки», «Что здесь лишнее», «Найди по описанию». | Заучивание стихотворения «Дуб» И. Токмаковой. Составление детьми рассказов на тему «Дары природы». | Рисование «Комнатное растение» |
Декабрь | Рассматривание иллюстраций «Зимние забавы». Экологическая викторина «Знатоки природы». Беседа «Как человек приготовился к зиме». Опыты со снегом | Изготовление кормушек, подкормка птиц зимой, наблюдение за ними. «Что изменилось», «Кто, где живет», «Найди, что опишу». | Чтение стихотворения С.Есенина «Поет зима, аукает». Загадки о снеге, зимних явлениях, пословицы и поговорки о природных явлениях в декабре. | Рисование (с применением различных средств изображения) «Снежинка», «Зимний пейзаж» Оформление выставки «Зимушка - зима». |
Январь | Беседы «Дикие животные», «Как живут наши пернатые друзья зимой», «Зима в лесу».. | «Зимующие и перелетные», «Айболит осматривает комнатные растения», «Узнай растение». | Чтение и заучивание стихотворения И.Сурикова «Зима». Чтение «Ветер и солнце» К.Д. Ушинского, «Холодно в лесу, холодно», «Лес зимой» В. Бианки. | Рисование «Нарисуйте своих любимых животных», «Деревья в «серебре». Аппликация «Красивые рыбки». |
Февраль | Беседа на тему «Что мы знаем о птицах», «Как много интересного бывает зимой». Рассматривание картины «Зимняя столовая». | Угадай, какой наш дом», «Узнай по описанию» (птицы). Поговорки о феврале, загадки о лесе и его обитателях. | Заучивание стихотворения П. Воронько «Есть в лесу под елкой хата». Чтение «На пороге весны» Г. Скребицкого, «Февраль» С. Маршака. | Рисование «Красивое развесистое дерево зимой», «Ваза с ветками». Поделка из веток «Зимний букет». |
Март | Рассматривание картины «Грачи прилетели» Г. Саврасова. Наблюдение за ветками, поставленными в воду. Беседа «Как поссорились март и февраль», «Что мы знаем о рыбах», «О перелетных птицах». | Экологические игры: «Где чьи детки», «Кто летает, прыгает, плавает». | Чтение стихотворений П. Воронъко «Журавли». Чтение «Март» В. Бианки, «Весна света и воды» М. Пришвин. Заучивание стихотворения В. Берестова «Песенка весенних минут» | Рисование «Весенние ветки», лепка «Птицы на кормушке», аппликация «Ваза с ветками». |
Апрель | Рассматривание иллюстраций о весне. | Экологические игры: « Отгадай, что за растение», «Живое-неживое». «Что и как человек ест». | Чтение: «Апрель» В. Бианки, «Весенняя песенка» Г. Ладонщикова. Поговорки и пословицы об апреле. Приметы апреля. | Слушание музыки Красева «Кукушечка». |
Май | Беседа о весне «Правила друзей леса». Рассказ воспитателя «Лесная аптека» (представление о лекарственных растениях). | Экологические игры: «Что где растет», «Загадай, мы отгадаем». | Чтение «На лесной полянке» Г Скребицкого, «Какие птицы бывают» Ю. Дмитриева Чтение рассказа «На лесной полянке» Г.Скребицкого Загадки о солнце. Пословицы и поговорки о мае. | Рисование «Весенний дождь», «Узор из весенних цветов», аппликация «Весенний ковер Изготовление поделок из природного материала.». |
.
Перспективный план работы
на экологической тропе в подготовительной к школе группе (6 – 7 лет)
Сроки | Тема | Предварительная работа | Содержание работы на экологической тропе | Последующая работа |
Август | Лекарственные растения рядом с нами. | Рассматривание картинок и гербариев с лекарственными растениями. (См. Т.К.Смык «Лекарственные растения», А.Гозин «Лекарственные растения Смоленской области». | Рассматривание растений на участке (хвощ, подорожник) | Аппликация «Зеленая аптека». |
Сентябрь | Распространение семян ветром. | Рассматривание семян, которые имеют приспособление к переносу ветром. | Наблюдение за ветром. Задание: найти растения, для которых ветер желанный гость. | Сбор листьев и семян для гербария, коллекции и поделок. |
Октябрь | Летающие животные. | Дидактическая музыкальная игра «Угадай кто летает» | Беседа: «Что помогает летать животным», «Для чего птицам необходимо летать?». Игры-импровизации: «Мы комарики», «Мы журавли». | Лепка «Мудрая птица сова» |
Ноябрь | Кто живет в реке Десна. | Слушание музыки из цикла «Времена года» - Осень П.И.Чайковского. | Отгадывание загадок о реке, снеге, зиме. Беседа о том, как люди относятся к реке. Рассказ о жизни рыб зимой. Что человек может сделать полезного для реки? | Рисование водоохранных знаков. |
Декабрь | Деревья зимой. Ель. | Заучивание пословицы «Спасибо мороз, что снегу нанес». | Рассматривание хвойных деревьев, беседа о том, как зимуют они. | Коллективная работа «Зимняя сказка» |
Январь | Следы на снегу. | Рассматривание картин – «животный мир нашего края». | Рассматривание следов на снегу. | Составление пищевой цепочки: «В нашем лесу». |
Февраль | Зимующие птицы. | Рассматривание картин: «Птицы нашего края». | Рассказ о том, где ночуют, прячутся куропатки, рябчики, тетерева. | Д/и «Собери птицу». |
Март | Растения нашей местности. | Рассматривание картин о природе нашего края. | Рассматривание деревьев и кустарников на экологической тропе. Д/И «Узнай по описанию». | Д/И «С какого дерева листок». |
Апрель | Река весной. | Слушание музыки из цикла «Времена года» - Весна. П.И.Чайковского. | Слушание звуков музыки в природе: капель, журчание ручейка. Беседа об охране среды обитания рыб – щуки, окуня, ерша, налима. | Рисование на тему: «Весеннее настроение». |
Май | Деревья и кусты весной. Летят перелетные птицы. | Наблюдение за распусканием почек. Слушание пения птиц. | Рассматривание почек деревьев и кустарников. Беседа о перелетных птицах. | Рисование на тему: «Ива весной». |
Ожидаемые результаты:
- осознание детьми и взрослыми экологически целесообразного поведения в окружающей среде;
- понимание значимости социально-экологической проблемы утилизации и переработки мусора, разумного использования упаковочных материалов;
- обогащение ценностных отношений детей к природе в процессе выполнения коллективных работ;
- расширение запаса знаний об окружающем, познавательной активности в процессе экспериментальной деятельности.
Работу, проводимую по данному направлению считаю доступной, эффективной и результативной в формировании правильного отношения к природе.
Литература:
- Л.Г.Горькова, А.В.Кочергина, Л.А.Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» - М.: «ВАКО» 2005.
- Дыбина О. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». - М.: 2005.
- Ковинько Л.В. «Секреты природы – это так интересно!» – М.: Линка-Пресс, 2004.
- Н.В.Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду»
( сценарии занятий). – М.: ТЦ «СФЕРА», 2003.
- П.И.Никишин, А.М.Страуминг «Системный подход в ознакомлении с окружающим миром и развитии фантазии».
- Николаева С. Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду». – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 80с.
- Николаева С. Н. «Программа экологического воспитания дошкольников». - М., 1995.
- Николаева С.Н. «Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду». - М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
- «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». / Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 64с.
- Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду». - М.: 1993.
- Рыжова Н.А. «Наш дом природа». - М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2005.
- Страунинг А.М. «Росток» «Программа по ТРИЗ-РТВ для детей дошкольного возраста», Обнинск, 1995г.
- Т. Юдина. Занимательные опыты и эксперименты для умных пап и любопытных дошколят.//Игра и дети, №2-2006, стр. 5-7.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/04/picture-618950-1428159119.jpg)
ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края»
Базой данного курса, адресованного дошкольникам 3 – 7 лет, является программа экологического воспитания в детском саду С.Н.Николаевой «Юный эколог». Данная программа...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/02/picture-1360095-1635858511.jpg)
План по самообразованию на тему "РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРИРОДОЙ РОДНОГО КРАЯ"
План по самообразованию воспитателя детского сада...
Отчёт по самообразованию Тема: Экологическое воспитание детей среднего возраста через ознакомление с природой родного края.
Отчёт по самообразованию Тема: Экологическое воспитание детей среднего возраста через ознакомление с природой родного края....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/20/picture-340104-1384955709.jpg)
Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края.
Экологическая культура - это качество личности, включающее в себя совокупность знаний о природе и способах ее защиты, интерес к проблемам охраны и грамотной деятельности человека в природе, окру...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/20/picture-340104-1384955709.jpg)
«Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края»
Планирование работы по экологии младший возраст- подготовительная к школе группаОбострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у н...
План по самообразованию. Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края» на 2023-2024 учебный год
План по самообразованию «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края»...
![](/sites/default/files/pictures/2023/07/21/picture-1478728-1689959905.jpg)
Доклад на тему: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с природой родного края»
Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом её звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесён живой природе....