Духовно - нравственное воспитание детей дошкольного возраста через общение с природой.
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме
Работая над проблемой развития воспитательного воздействия природы на ребенка, раскрытию его духовного мира, мы пришли к выводу, что эффективность этой работы напрямую зависит от оптимизации методов и форм, используемых в экологическом воспитании, создании необходимых условий для достижения задач: развития духовно богатой, гуманной, социально активной, творческой личности, способной любить окружающий мир, природу, видеть ее красоту и бережно относится к нему. формирования широкого кругозора, целостного взгляда на природу и место человека в ней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_duhovno-nravstvennoe_vospitanie_detey.doc | 147 КБ |
Предварительный просмотр:
воспитатель МАДОУ
«Детский сад № 408 комбинированного вида»
Советского района города Казани
Шушанова Светлана Владимировна
Казань
«Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни»
В.А.Сухомлинский[1]
В современном мире, на фоне активного воздействия на сознание ребёнка через СМИ пропаганды агрессии, зла, насилия, культа силы, наиактуальнейшей проблемой дошкольной педагогики является духовное воспитание детей, развитие их эмоциональности, душевной отзывчивости. Природа – это удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребёнка трудно переоценить. Природа постоянно окружает детей, очень рано входит в их жизнь. Малыш начинает знакомиться с нею ещё до того, как произнесёт первые слова, сделает первые шаги, откроет первую книгу. Ознакомление дошкольников с природой – это первые шаги в познании родного края, а значит и воспитании любви к Родине.
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зелёные луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, падающие хлопья снега, ручейки, лужицы. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, трудовой, художественной деятельности. Однако далеко не всё может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется эмоционально-ценностное отношение к природе. Какими вырастут наши дети, зависит от нас. Мы должны научить детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять и приумножать её богатства. Действенная любовь, настоящая забота о природе, возникает у детей лишь тогда, когда у ребёнка сформирована культурная и духовная база, эмоциональная отзывчивость. Можно бесконечно говорить о любви к природе, но если воспитатель, которому подражают дети, бездумно сломал ветку, не восхитился красотой деревца, не умилился первой весенней травке или закричал, увидев червяка в руке у ребёнка: «Брось эту гадость», - то пользы от этого не будет
Проблемам экологического воспитания в современной дошкольной педагогике уделяется достаточно большое внимание. В современных комплексных программах, таких как «Радуга», «Развитие», «Детство» и др., находят отражение проблемы экологического образования детей. Разработано и издано большое количество парциальных программ экологического воспитания детей: «Юный эколог», «Семицветик», «Наш дом – природа» и др. Но, даже при наличии в этих программах нравственно-эмоционального аспекта экологического воспитания, приоритет в этой работе отдаётся развитию не столько эмоциональной, сколько познавательной сферы ребёнка. Но ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления, знания о её объектах и явлениях ещё не значит вырастить духовно развитого человека.
Цель нашей работы является развитие эмоциональной отзывчивости и, соответственно, духовное и нравственное воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление их с миром природы. При организации этой работы нами решались следующие задачи: воспитать у детей способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней и на основе этого сформировать духовно развитого, духовно богатого человека.
Инновационность в решении данной проблемы заключается в разработке, апробации и внедрении системы работы по развитию эмоционально-ценностного отношения детей к природе и, основанного на ней духовно-нравственного воспитания.
Задачи, принципы и методы экологического
воспитания детей дошкольного возраста
В детском саду при ознакомлении дошкольников с природой решаются конкретные задачи. В плане умственного воспитания: воспитывать у детей интерес к родной природе, развивать любознательность и наблюдательность, сообщение определённого круга знаний о природе и формирование на этой основе ряда конкретных и обобщённых представлений о живой и неживой природе. Осуществляются в рамках экологического воспитания задачи формирования нравственных качеств ребёнка: воспитание любви к родной природе, бережного отношения к ней, элементарных умений и навыков труда в природе. Взаимосвязано с работой по ознакомлению дошкольников с природой и художественное воспитание: воспитание у детей чувства красоты и прекрасного при общении с природой. При знакомстве детей с природой должны быть учтены и задачи физического воспитания: укрепление и закаливание организма, развитие движений.
Задача воспитателя – поддержать и углубить интерес ребёнка к природе. В силу эмоциональности, неустойчивости внимания дошкольника, неустойчив и его интерес к окружающему. Своим разнообразием природа удовлетворяет потребность детей в смене впечатлений. Однако нельзя руководствоваться только этой потребностью. Надо поддерживать и углублять интерес детей к некоторым знакомым явлениям, показывая их в новом свете, открывая ещё неизвестные ребёнку стороны. Задача воспитателя – помочь ребёнку из всего разнообразия окружающей ребёнка природы отобрать наиболее ценные и доступные пониманию детей и на этих предметах и явлениях сосредоточить его внимание. Воспитывая у детей интерес к природе, воспитатель учитывает их индивидуальные особенности и склонности. Одного ребёнка он привлекает примером собственным примером заботы о растениях и животных, другого увлекательным рассказом из жизни природы, третьего интересным заданием: собрать красивый букет из листьев, четвертого – игрой с природным материалом. Так, используя разнообразные приёмы, воспитатель найдёт возможность возбудить интерес к природе каждого ребёнка.
Развитие наблюдательности – одна из основных задач экологического воспитания. Ребёнка надо приучать присматриваться к окружающему, замечать происходящие изменения, устанавливать известную связь явлений, делать обобщения и выводы на основе наблюдений. Надо приучать детей «слушать, чтобы услышать, видеть, чтобы увидеть». Таким образом, развиваясь и совершенствуясь под влиянием воспитательной работы – восприятие детьми природы становиться всё более плановым и целенаправленным, превращается в сознательное наблюдение, и дети приобретают всё более правильные и точные знания о природе.
Знакомство детей с природой проводится разнообразными методами. Основными из них являются те, которые обеспечивают наглядное и активное знакомстве с природой. В связи с этим большое место уделяется наблюдениям, прогулкам, экскурсиям в природу, уходу за животными и растениями, разнообразным играм с природным материалом (песок, вода, снег, растения, камни, ракушки и др.). Кроме непосредственного знакомства с природой дети получают представления о ней через художественное слово и книгу, иллюстрации, игры с картинками.
Методы знакомства детей с природой должны обеспечить повторность и углубление знаний: от более общих к более конкретным, полным и точным. Периодически целесообразно проводить занятия, в которых проверяются знания и умения детей. Это могут быть наблюдения, беседы, игры, практические занятия. Применение тех или иных методов и приёмов зависит не только от материала, но и от конкретных условий работы, от развития детей данной группы. Совершенно очевидно, что домашних животных дети узнают, главным образом, на основе непосредственного наблюдения и посильного ухода за ними. С дикими животными знакомятся по иллюстрациям, рассказам, посещая зоопарк. На прогулках и экскурсиях проводятся игры, в которых дети различают растения и животных, качество и свойство природного материала.
В старших группах наряду с этим проводятся экскурсии в природу, в которых перед детьми выдвигаются определённые задания, часто познавательного характера. Занятия в старшей группе направлены на уточнение и систематизацию представлений, на формирование более точных понятий о явлениях и объектах природы.
Проблемы формирования нравственной позиции
человека по отношению к природе
Нравственное отношение человека по отношению к природе подразумевает сформированность его экологической культуры. Экологическая культура включает в себя:
- соответствующие идеалы и ценности;
- нормы поведения;
- экологическую ответственность;
- чувство «гражданина планеты Земля».
Нравственно-экологическое воспитание в семье и в детском саду должно привести к такой перестройке сознания, когда нормы нравственного отношения к природе станут внутренней потребностью личности. Достичь этого можно при условии, что упомянутые нормы не насильственно навязываются извне, а под воздействием особых условий и воспитательной среды формируются в каждом ребёнке, который станет взрослым с развитым экологическим сознанием.
Каковы же составляющие предполагаемой экологической культуры? Она, как включает четыре группы составляющих:
- объекты - природа, люди и сам человек как личность;
- действия – то, как он с ними (включая себя самого) обращается, взаимодействует;
- идеи - ценности, на которые человек ориентируется в своих действиях;
- чувства – определяют идеи и действия субъекта. Позитивные чувства – любовь, эмпатия, сострадание, восхищение, удивление – созидают позитивное поле возможных идей и действий, негативные - не созидают.
Если человек ощущает себя в гармонии с внутренним и внешним миром, он испытывает позитивные чувства и хочет их продлить. Радость и ощущение счастья, а так же удовлетворённость творчеством, выступают главными мотиваторами человеческой личности. Они стимулируют и познание, и наслаждение красотой, и постоянное созидание её сфер, побуждают к тем действиям, которые не причиняют вреда никому и ничему, потому что человеку хочется сохранить всё, что вызывает позитивные чувства. Это мы и называем нравственностью.
В нынешней экологической ситуации на Земле уже непозволительно серьёзно относиться только к работе с телом и разумом. Главный источник творчества, потенциал, которые могут остановить катастрофу, - в изменении сознания человека и его душевных качеств в сторону нравственного отношения к миру.
В воспитании нравственной личности, оперируя набором методов и приёмов, нельзя добиться результата на каком-то отдельном занятии. Подобная работа должна проводиться системно.
Система работы по развитию эмоционально-ценностного
отношения детей к природе и основанного на ней
нравственно-духовного воспитания
Работая над проблемой развития воспитательного воздействия природы на ребёнка, раскрытию его духовного мира, мы пришли к выводу, что эффективность этой работы напрямую зависит от оптимизации методов и форм, используемых в экологическом воспитании, создании необходимых условий для достижения задач:
Таким образом, система работы по духовно-нравственному развитию ребёнка через ознакомление с миром природы складывается из тех методов и средств экологического воспитания, которые направлены на развитие эмоционально-чувственной сферы, развитие его душевных качеств.
Эти средства не новы и, как мы уже отметили выше, традиционно используются в экологическом воспитании дошкольников: наблюдения, беседы, художественная литература, художественное слово. Но их использование в работе по ознакомлению с природой и формированию на этой основе духовно-развитой личности, обуславливает их нравственно-ориентированную направленность. Рассмотрим некоторые из них и особенности их использования.
I. Одним из наиболее действенных таких средств, мы считаем использование в своей работе воспитательных возможностей народной педагогики. Природа в устном народном фольклоре представлена столь обширно и поэтично, что при желании воспитателю не составит труда подобрать материал по любой тематике и практически каждое занятие украсить пословицей, поговоркой, басней. Народная мудрость взяла у окружающей природы и трансформировала в природу человеческой души, личностных качеств то, что даёт представление о неразрывной связи этих двух миров: природы и человека.
В народной педагогике с помощью устного народного творчества детям передавали опыт познания мира, накопленный в течение тысячелетий. Сегодня, используя красочные наглядные пособия, схемы и научные термины, мы можем познакомить ребят с круговоротом воды в природе. А в старину детям рассказывали сказку о девочке Снегурочке. И ребёнок, слушая эту поэтичную историю, не только знакомился со сложным природным явлением, но и учился сочувствовать, сопереживать людям, бережно относиться к природе, развивался не только интеллектуально, но и нравственно.
Кроме представлений об окружающем мире, воспитания бережного отношения к природе народная педагогика сказками и былинами, например, о леших и водяных, вооружала детей правилами поведения в лесу, на воде. Чаще забавные, но иногда и страшные истории служили предупреждением, уроком.
Особенность использования средств народной педагогики в работе по духовно-нравственному воспитанию через общение с природой:
- Приобщение к устному народному творчеству: ознакомление со сказками, былями, легендами, малыми фольклорными жанрами (загадки, пословицы, поговорки, заклички, потешки и т.д.)
- Ознакомление с народным фенологическим календарём
- Составление картотеки примет по итогам собственных наблюдений
- Участие в фольклорных праздниках, посвящённых сезонным изменениям в природе
II. Большое значение в воспитании осознанного, эмоционально-ценностного отношения к природе, играет использование художественной литературы. Произведения художественной литературы знакомят детей с жизнью животных в природе, помогают детям увидеть и прочувствовать красоту окружающего мира, учат на примере литературных героев и персонажей различать добро и зло, правильные и неправильные поступки. Сочувствие и сопереживание, умение поставить себя на место другого живого существа или предмета дают детям богатый опыт в выборе нравственного пути.
Следует отметить, что более полного восприятия, как произведений художественной литературы, так и фольклорных необходимо иметь представление о традиционной культуре народа, в том числе и о мифологических воззрениях на природу. Чрезвычайно важно, чтобы воспитатели понимали те метафоры и сравнения, которыми изобилуют эти произведения.
Особенность использования:
- Отбор произведений художественной литературы о мире природы нравственно-ориентированной направленности
- Проведение литературных композиций, праздников, конкурсов чтецов
- Создание детьми иллюстраций к прочитанным книгам
- Игровая мотивация детей с помощью литературных персонажей
III. Особенность использования наблюдений за миром природы в целях нравственного и духовного развития ребёнка заключается также в нравственно-ориентированной направленности этого метода. Организуя наблюдения за растениями и животными, необходимо обращать внимание детей на их характерные и отличительные признаки с учётом нравственного и эмоционального критерия. Например, отмечать такие признаки, как трудолюбие пчёлки, ласковость кошки, преданность собаки, трогательную хрупкость первого весеннего росточка, стройность берёзки, крепость и основательность дуба. В наблюдении за явлениями природы активнее использовать эмоционально окрашенные эпитеты, метафоры и сравнения, объясняя детям их значение.
Особенность использования:
- Отбор содержания, форм и способов наблюдений нравственно-ориентированной и эмоциональной направленности
- Преобладание визуального источника наблюдений
- Использование двигательной активности детей
IV. В работе по нравственному и духовному развитию детей через экологическое воспитание также актуален метод использования трудовых действий в природе. Труд доставляет много радости, воспитывает бережное отношение к природе, формирует у детей осознание причастности к миру природы. Труд в природе, как созидательный процесс, побуждает детей к тем действиям, которые не причиняют вреда никому и ничему, и соответственно формирует нравственную позицию по отношении к миру.
V. Большое значение для развития духовного мира ребёнка оказывает непосредственное общение его со взрослым, с воспитателем. Поэтому мы в своей работе по ознакомлению с миром природы уделяем большое внимание организации бесед, как групповых, так и индивидуальных. Особенность этой работы заключается в том, что необходимо организовать взаимодействие педагога с ребёнком так, чтобы они оказались друзьями, сотрудниками, спутниками на дороге познания. А это, в свою очередь, предъявляет высокие требования к личности самого педагога. В работу по наведению порядка в душе надо включать и себя самих, и родителей воспитанников. Если педагог удивляется тому, что открывает в самом себе с помощью своих питомцев, он продолжает развиваться, а не функционирует по схеме «подготовил-рассказал-выслушал-оценил». И общение с таким педагогом поможет ребёнку вырасти в духовно богатую, творческую, саморазвивающуюся личность, характеризующуюся нравственным отношением к миру.
Особенность использования:
- Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми
- Осуществление тактичной коррекции в поиске и выборе ребёнком нравственного пути
- Высокие требования к личности педагога
VI. Использование игровых обучающих ситуаций в работе с детьми дошкольного возраста позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребёнка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Через игровую деятельность ребёнок упражняется в умении анализировать ситуацию, решать проблемные вопросы.
Особенность использования: Использование игрушек-аналогов. Сопоставление живого объекта с неживым аналогом помогает ребёнку осознать специфику живого, выработке возможности правильно действовать с живым объектом.
- Использование сюжетных игрушек, с помощью которых, педагог может создать различные игровые ситуации, позволяющие уточнить и расширить представления детей, вызвать добрые чувства к живой природе.
- Игры-путешествия
VII. Воспитательное, познавательное, эстетическое воздействие праздников на ребёнка велико. Праздники, развлечения, театрализованные занятия пробуждают интерес к творчеству, воспитывают умение жить в коллективе, содействуют накоплению опыта общественного поведения, проявлению инициативы и самостоятельности. Принимая участие в постановке спектакля, ребёнок имеет возможность выражать в игре своё представление о мире.
Перспективный план
кружковой работы по духовно-нравственному воспитанию
детей через общение с природой
(старший дошкольный возраст)
СЕНТЯБРЬ
тема | содержание | |
I | «Природа - наше богатство» (чтение сказки). | Закрепить у детей знания о правилах поведения в природе. Учить бережному и доброму отношению к природе и друг к другу. Воспитывать у детей стремление заботиться о растениях. |
II | Собираем урожай | Расширить представление детей об овощах. Учить различать их по внешнему виду, узнавать в загадках и поговорках, сказках («Пых», «Вершки и корешки») |
III | Растения в нашем уголке (Беседа с элементами труда) | Способствовать развитию представлений о комнатных растениях, о необходимых для них условий жизни (вода, почва, тепло). Формировать представления о том, что в хороших условиях комнатные растения хорошо себя чувствуют, не болеют. Воспитывать желание ухаживать за комнатными растениями. |
IV | За что может рассердиться лес? (экскурсия в лес) | Научить детей правильно вести себя и в природе и среди людей, помочь выбрать правильную линию поведения, сделать воспитательную работу привлекательной для детей. Развивать экологическую культуру. |
ОКТЯБРЬ
тема | содержание | |
I | Упражнение «Я - дерево» | Развивать чувство экологической эмпатии. |
II | Наблюдение за насекомыми. | Развивать представление детей о насекомых как живых существах, живущих на земле. Воспитывать у детей радость от общения с природой, заботиться о ней и ее обитателях. Развивать чувство нетерпимости к бессмысленному ее уничтожению. |
III | Поможем природе сеять семена (моделирование) | Вспомнить с детьми сказку «Травинка-путешественница». Предложить детям сплести из сухих травинок и веточек модель перекати-поле в виде шара. Внутри модели рассыпать семена укропа и других растений. Обыграть модель. Обратить внимание на способность природы украшать себя. |
IV | С любовью к природе. | Закрепить знание детей о сезонных изменениях в природе, правилах поведения в природе. Учить бережному доброму отношению к природе и друг другу, воспитывать любовь к природе родного края, стремления заботиться об ее обитателях. Формировать умению рассуждать, логически мыслить. Развивать фантазию. |
НОЯБРЬ
тема | содержание | |
I | Войди в природу другом. | Способствовать развитию у детей эмоционально-положительного экологически правильного отношения к животному и растительному миру. Воспитывать экологическую культуру, сознание понимания ценности жизни, значимости живых существ. |
II | Как семечко превращается в дерево. | Обратить внимание детей на деревья, которые нас окружают, сформировать эмоциональное, бережное отношение к ним, показать, что жизнь деревьев зависит от окружающей среды, откуда берутся деревья. |
III | Упражнение: «На участке дождь» | Развитие чувства эмоциональной отзывчивости, экологической эмпатии, воображения. |
IV | Птицы осенью (беседа о перелётных птицах) | Способствовать обогащению и обобщению знаний детей о перелётных птицах (среда обитания, потребности, приспособление к сезонным изменениям). Развивать интерес к природе, воспитывать потребность и необходимость заботливого отношения к живым существам. |
ДЕКАБРЬ
тема | содержание | |
I | Упражнение: «Лесовичок» | Воспитание осознанного действенного отношения к природе, коррекция способов взаимодействия с природой. |
II | Наш дом – природа! (Праздник) | Закрепить у детей знания о правилах поведения в природе. Учить бережному и доброму отношению к природе и друг другу. Доставить детям радость от участия в общем празднике. Воспитать у детей любовь к природе, стремление заботиться о растениях, о животных, нетерпимость к бессмысленной порче растений и уничтожению животных и водных обитателей. |
III | «Смастерим домик поросятам» (ручной труд) | Используя подручный и природный материал смастерить домик трём поросятам. Воспитывать заботливое отношение к героям сказки, учить детей сопереживать героям. |
IV | Жалобная книга природы. | Продолжать закреплять знания детей о правильном поведении в лесу и об особенности жизни птиц, рыб, деревьев зимой. |
ЯНВАРЬ
тема | содержание | |
I | «Как люди речку обидели» (рассказывание сказки) | Закрепить знания детей о правилах поведения в природе. Учить бережному и доброму отношению к природе и друг к другу. |
II | «Поёт зима, аукает, мохнатый лес баюкает» (беседа с использованием песен, стихов) | Познакомить детей через средства народного фольклора с зимними явлениями в жизни природы. Разучить хоровод «Зимушка- зима». Развивать способность наблюдать, описывать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе. |
III | Игровое занятие с превращениями. | С помощью игр помочь детям передавать свое эмоциональное состояние, настроение, отношение к природе. |
IV | Знакомство с картиной И.И.Шишкина «Зима». | Развивать у детей художественное восприятие произведения изобразительного искусства, учить их эмоционально откликаться на воздействие художественного образа. Учить выражать вои впечатления как в высказываниях при обсуждении, так и в рисунках. Воспитывать художественный вкус. |
ФЕВРАЛЬ
Тема | содержание | |
I | «Чей дом лучше» (рассказывание сказки) | Формировать представления о птицах, где живут, чем питаются и какую пользу приносят, способы ухода за ними. |
II | Если бы я был деревом. (Игры с превращениями) | Продолжат учить детей передавать свое эмоциональное состояние, настроение, отношение к природе. |
III | «Мы кормушку смастерили, мы столовую открыли» (ручной труд) | Расширять представления о птицах, их внешнем виде, рассказать чем питаются, почему остаются на зимовку. Воспитывать чувство заботы о птицах в холодное время года. Если птица сыта- мороз ей не страшен. |
IV | Упражнение с использованием народной педагогики «Поздороваемся» | Развивать эмоциональную отзывчивость, способность развития экологической эмпатии. |
МАРТ
Тема | содержание | |
I | «Жаворонки» (ручной труд) | Изготовление из теста жаворонков к весеннему празднику «Сороки». Разучивание весенних закличек. |
II | «Приходи к нам весна, ты нам всем нужна» (фольклорный праздник) | Рассказать детям о старинных обычаях встречи весны. Знакомство с весенним праздником «Сороки», с приметами этого праздника. Вызвать чувство эмоционального отклика на приход весны. |
III | «Снегурочка» (рассказывание сказки) | Дать представление детям о круговороте воды в природе через образы устного народного творчества. Развивать у детей эмоциональность, чувство сопереживания. |
IV | Упражнение «Разведчики природы» | Развивать эмоциональную отзывчивость, чувство экологической эмпатии. |
АПРЕЛЬ
Тема | содержание | |
I | Как Солнце весне помогало. | Уточнить и расширить представление о перелетных птицах, весенних изменениях в живой и неживой природе. Обогащать словарный запас, формировать образную речь. Развивать умение рассуждать, воображение, фантазию. Воспитывать любовь к природе родного края, эмоциональную отзывчивость, чувство экологической эмпатии |
II | «Птицы весной» (Обобщённая беседа с использованием схем и моделей) | Способствовать обобщению представлений о птицах весной: изменение поведения. Формировать умение составлять рассказ по схеме. Воспитывать любознательность и желание заботиться о птицах. |
III | «Берегите первоцветы» (игровая ситуация с Незнайкой) | Воспитывать бережное отношение к природе, к первым весенним цветам. Работа с «красной книгой». |
IV | «Как Валера за одуванчиками наблюдал» (рассказывание сказки) | Сформировать у детей представления о сезонном развитии растения и его связях с окружающей средой. Рисование по результатам наблюдений за одуванчиком. |
[1] Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1972 – с. 34
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"
В статье рассматривается подход к духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности....
Презентация проекта«ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ МАЛЫЕ ФОРМЫ ФОЛЬКЛОРА»
Данный материал к проекту "Духовно- нравственное воспитангие детей дошкольного возраста через формы фольклора" Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития дет...
ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАБОТУ С РОДИТЕЛЯМИ "БОЖЬЕЙ ТРОПОЙ К ПОЗНАНИЮ МИРА"
Практическое пособие «БОЖЬЕЙ ТРОПОЙ К ПОЗНАНИЮ МИРА» составлено для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по духовно- нравственному воспитанию детей дошкольного возраста через работу с ро...
Консультация для воспитателей «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через Русскую народную сказку»
Материал можно использовать для подготовки к педагогическому совету в ДОУ...
«Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через музыкальное развитие».
Статья адресована музыкальным руководителям и воспитателям детских садов...
Презентация "Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возрастачерез театрализованную деятельность."
Отчет по самообразованию в виде презентации«Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возрастачерез театрализованную деятельность.»...
Самообразование по теме: "«Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»"
ЛИЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД...