План по самообразованию. Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края» на 2023-2024 учебный год
материал по окружающему миру
План по самообразованию «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_po_samoobrazovaniyu.docx | 32.6 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы по самообразованию
на тему:
«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста
через ознакомление с природой родного края»
Актуальность Последнее десятилетие на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты Земля, так как мы стали брать от природы все, что нам необходимо, но при этом, ничего не давая ей взамен.
Объективной предпосылкой такого поведения является тот факт, что человек перестал «чувствовать» природу и контактировать с ней. Природа стала для человека отвлеченным словом, не наполненным конкретным содержанием [4]. Поэтому, напряженная экологическая обстановка требует, чтобы образование на всех уровнях формировало у обучающихся представления об окружающем мире, как о среде, которая, предоставляет живым существам разнообразные условия для удовлетворения потребностей, но при этом является средой с очевидными пределами ресурсов и возможностей.
Все сказанное выше диктует необходимость усиления внимания к природе в образовательных учреждениях любого уровня. В условиях урбанизации единственным выходом из создавшегося положения является организация в каждом образовательном организации соответствующей развивающей среды, в которой находился бы человек с самого раннего детства, и где он должен не просто жить, но и наблюдать за явлениями и событиями, происходящими в ней.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) подразумевает важность того, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте научился осознанно воспринимать целостность окружающего мира, много видеть взаимосвязь и взаимозависимость природных явлений, зависимость своей жизни от благополучия жизни природы.
Краеведческий материал имеет большое значение в плане расширения кругозора дошкольников, развития их интеллектуального потенциала, поскольку именно среда, в которой живут дети и с которой они постоянно общаются, вызывает живой эмоциональный отклик у ребенка и выступает основным источником впечатлений об окружающей действительности. И только на основе прочных, фундаментальных представлений о ближайшем окружении мы можем сформировать у детей систему знаний о мире в целом.
Цель − формирование положительного отношения к природе, воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну), по-хозяйски, а значит, бережно распоряжаться её богатствами.
Задачи:
- Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, посещения ГМО, самообразования;
- Систематизировать и углубить знания детей о живой и неживой природе;
- Расширять кругозор детей на основе знакомства с природой родного края, формировать представления об экологических проблемах;
- Обогащать у детей представления о ценности природы и правилах поведения в ней;
- Учить понимать причинно− следственные связи, показать взаимосвязь растений и животных друг с другом и со средой обитания; показать многообразие живых организмов и их сообществ; формировать представление о том, что человек – часть природы, его жизнь зависит от состояния природных объектов, от окружающей среды, а их сохранность – обязанность человека;
- Воспитывать этические и эстетические чувства, развитие эмоций средствами природы;
- Формировать познавательные, практические и творческие умения экологического характера у детей дошкольного возраста;
- Формирование доброжелательного отношения к живым существам в процессе общения с ними
Пути реализации:
- Создание условий, соответствующей развивающей среды.
- Повышение экологической грамотности в области экологического воспитания.
- Обновление содержания, форм и методов работы с детьми в соответствии с используемыми программами.
- Обеспечение непосредственного общения детей с живой природой, вовлечение в активную природоохранную деятельность.
- Экологическое просвещение родителей, пропаганда экологических знаний.
Список литературы для изучения:
- С.Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду».2002г.
- Николаева С.Н. «Юный эколог». – М.: Мозаика-Синтез,
- Н. А. Рыжова «Не просто сказки»
- «Экологическое воспитание и образование в Московской области», Москва, Современные тетради, 2006 г.
- Е.А. Данилова «Труд и наблюдения в природе», Москва, 1960 г.
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.1991.
- Е.И. Золотова «Знакомим дошкольников с миром животных», «Просвещение», Москва, 1982 г.
- М.М. Марковская «Уголок природы в детском саду», Москва «Просвещение»
- Дрязгунова В.И. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М. 1981.
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
- Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
- Лучич М.В. Детям о природе. М. Просвещение, 1989.
- Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. – М.: Академия, 2002.
- Саморукова П.Г. Как знакомить дошкольников с природой. – М.: Просвещение, 1978.
Перспективный план самообразования на 2023-2024учебный год
Месяц | Формы работы | |||
С детьми | С родителями | Самостоятельное изучение | С педагогами | |
Сентябрь | Беседы:
Наблюдения за объектами живой и неживой природы на прогулке. Д/и.:
Художественное творчество: Рисование:
Лепка:
Чтение худ. лит:
И. Бунин «Листопад» |
Консультация «Сокровища леса». |
Разработка конспектов занятий с детьми, консультаций и памяток для воспитателей и родителей. | |
Октябрь | Беседы:
Д/и.:
Сюжетно-ролевая игра :
Художественное творчество: Аппликация :
Рисование:
Чтение худ. лит:
Познавательно-исследовательская деятельность: опыты (потребность комнатных растений во влаге, тепле, свете). | |||
Ноябрь | Наблюдения Наблюдения за живой и неживой природой зимой. Кормление птиц Беседы:
Д/и.:
Наблюдение за птицами на прогулке. Рассматривание иллюстраций, муляжей грибов. П/и:
Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц». Художественное творчество: Аппликация
Лепка:
Чтение худ. лит:
Е. Чарушин «Утка». | Литературная выставка «Читайте вместе с нами». | Изготовление дидактических игр по темам. | Презентация «Птицы нашего края » для использования в работе педагогов с детьми |
Декабрь | Наблюдения Наблюдение зимних красот в природе. Выделение характерных признаков зимы. Беседы:
Д/и.:
Ритмопластика «Снежинки». Чтение худ. лит:
| Консультация «Птицы — наши друзья». | Подборка художественной литературы для свободного чтения; | |
Январь | Наблюдения за живой и неживой природой зимой. Кормление птиц на прогулке Беседа: «Живое – неживое» Игра- имитация “Звериная зарядка”
Просмотр фильма «Животные». Чтение худ. лит:
Экспериментирование | Консультация «Как воспитать ребенка не равнодушным к природе». | Пополнить картотеку дидактических игр по экологии | Презентация «Животный мир нашего края » для использования в работе педагогов с детьми |
Февраль | Просмотр видеороликов «Как люди охраняют природу» Беседа:
Д/и.:
Чтение худ. лит: Чтение художественной литературы: «Конкурс-викторина стихотворений о зиме». Наблюдения за живой и неживой природой зимой. Кормление птиц на прогулке. Художественное творчество: Рисование: «Чем красива зимняя природа». | Папка-передвижка «Очей очарованье» (предложить родителям выучить с детьми стихи о природе, птицах, животных) | Разработка лепбука «Животные леса» | |
Март | Беседы:
Художественное творчество: (оригами):
Д/и.:
Чтение худ. лит:
Рассматривание картин :
Наблюдения:
| Акция «Берегите природу» (рисование плакатов в защиту природы) .
| Подбор материала для оформления картотеки по теме: «Деревья», «Растения», «Птицы», «Насекомые», «Цветы». | |
Апрель | Беседы:
Составление описательного рассказа о деревьях по схеме, модели. Составление рассказа “Путешествие семечка.” Опытно-экспериментальная деятельность Изучение строения одуванчика. Наблюдения за объектами живой и неживой природы. Художественное творчество: Рисование:
| Проведения субботника «Сделаем наш дом чище». | ||
Май | Наблюдения:
Беседа о Красной книге Чувашской Республики Беседа «Чистый воздух и вода – богатство страны». Чтение худ. лит о растениях, цветах, деревьях Д/и.:
В Г. Скребицкий «Берегите птиц», А. Барков «Голоса леса». Художественное творчество: Рисование
| Пополнить детскую библиотеку научной и художественной литературой о природе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края
Практико-ориентированная работа по теме: "Методика экологического воспитания дошкольников"...
Тема моего педогагического опыта "Экологическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с природой родного края"
Задачи экологического образования -это приоритетное направления совершенствования системы образования в Российской федерации на значимость организации системного подхода к экологическому о...
Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой Родного края
Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрени...
Статья на тему: "Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края"
Статья на тему: "Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края"...
Инновационный опыт по теме "Экологические воспитание старших дошкольников посредством ознакомления с природой родного края"
Ознакомлеение с природой края...
План по самообразованию. Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой родного края»
План по самообразованию. Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой родного края»...
План по самообразованию ТЕМА: «Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений» 2023-2024 учебный год
План по самообразованию ТЕМА: «Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений» 2023-2024 учебный годЦель: повышение своего теоретического уровня, ...