культурно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с истоками и традиция русского народа
статья на тему

статья раскрывает работу педагога с детьми по воспитанию нравственно-патриотических чувств к своей Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya._belonogova_yu._o.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

 Культурно - нравственное воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с истоками и традиций русского народа.

"Любовь к родному краю, родной культуре, к родной речи                                 начинается с малого - с любви к своей семье, к своей стране,                                                                       к её истории и культуре".                                                                                                          Д.С. Лихачев

Многие ли дети, открывая мир вокруг себя, видят в своём доме красивую детскую книжку репродукции картин великих мастеров, слышат светлую, мелодичную музыку? К сожалению, таких домов все меньше и меньше. Семья оказалась обездоленной духовно. А ведь семья, дом - гнездо человеческое, основа жизни, основа народа и государства. Именно юная жизнь должна начинать своё насыщение светом культуры - словом, игрой, музыкой, и нужно прививать чувство любви к Родине с раннего детства. Нам, взрослым, необходимо окружить детей любовью, заботой, вниманием, лаской, научить его радоваться жизни, доброжелательному обращению со сверстниками и взрослыми. Огромная работа по ознакомлению дошкольников с богатейшим искусством русского народа позволяет приобщить детей к национальной культуре.

Актуальность этой проблемы в наше время приводит к мысли, что нам, педагогам, необходимо проводить с детьми громадную работу в данном направлении: от возрождения колыбельной, умения детям рассказывать сказки и предания своего народа, до приобретения детей к классической литературы, театра, музыки.

Считаю, что приобщение детей к народной культуре является средством развития у них патриотических чувств и духовности.

Перед педагогами стоит задача помочь детям постичь своеобразие русского национального характера, его прекрасные самобытные качества на примере народного творчества. Важно не просто добиться механического воспроизведения игр, песен, а вернуть им живое, естественное существование.

Наши дети должны знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовывать себя как личность, любящий свой народ и всё что связано с народной культурой: русские народные танцы; устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, народные игры, в которые дети очень любят играть.

Практика показывает, что легкость и непринуждённость применения игровых форм в разных видах деятельности во многом помогает преодолеть языковой и культурный барьер, возникший между поколениями "дедов" и "внуков".

Основная задача педагога - не создание музейной обстановки, а возможность введения детей в особый мир путём его действенного познания. Детям очень интересно увидеть в действии прялку, самим в ступе растолочь зерно, предметы русского быта: чугунок, ладка, сундук, самовар, деревянная или глиняная посуда, русский народный костюм и т. д.

В детском саду на доступном уровне мы знакомим детей с народными играми, народным календарём, традициями, бытом, обычаями русского народа, крестьянским трудом, это способствует развитию познавательных способностей у детей, формированию высокой нравственности, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре.

Основной формой работы с детьми является НОД, которая проводится фронтально, подгруппами и индивидуально. Используются комплексные, сюжетные, тематические и другие виды организации. В разных разделах учитываются темы по русской культуре. "Социальный мир": одно занятие в месяц посвящается традиционной культуре, при этом конкретный выбор темы определяется с народным календарём. По приобщению к истокам русской народной культуры тесно связываются с "миром искусства и художественной деятельности" (рисование, лепка, ручной труд, аппликация). В детском саду накопился опыт работы с дымковской, городецкой, хохломской росписью. В зависимости от тематики в группах оформляются выставки детских работ: "дымковская игрушка", "золотая хохлома". Речевому развитию проводится работа с родным словом, знакомство детей с устным народным творчеством. Особое место в ознакомлении старших дошкольников занимает составление с детьми загадок о предметах старинного русского быта. Большую радость детям всех возрастов приносят русские народные игры и игрушки. Хороводные игры: "Ворон", "Чурилки", "Солнце", "Баба Яга" и т.д. Подвижные игры: "Горелки с платочком", "Цепи кованные", "Жмурки" и т.д. Организуются праздники: "Осенние посиделки", "Масленица", "Зимние святки", активными участниками которых являются взрослые и дети. Насыщенность народного праздника творческими импровизациями, сюрпризными моментами, усиливает у детей их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие.

Особое внимание уделяется укреплению связей с родителями. В уголках для родителей помещается материал по народному календарю, русской кухни, народным праздникам. Родители принимают участие в изготовлении атрибутов, в украшении групп к праздникам, активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях.

Таким образом, данная система работы позволяет формировать у детей дошкольного возраста знания о культурном наследии русского народа. Работа основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с традициями и культурой своего народа

Данный проект рассчитан для детей старшего дошкольного возраста. Он способствует формированию нравственно – патриотических чувств, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, бережному отношению к пр...

«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к истокам и традициям малой Родины».

Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возрас...

«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение мордовской культуре и традициям»

laquo;Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение мордовской культуре и традициям»В последнее время государство особое внимание уделяет патриотическому воспитанию...

«Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через любовь к укладу и традициям родной Кубани».

Формирование у детей гражданского отношения к Родине и понимание того, что Родина начинается с уголка, где человек родился, где в дальнейшем будет выполнять важную социальную роль члена своей будущей ...

Отчет по проекту Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к культуре и традициям народов Поволжья. «Уроки доброты в русских народных сказках»

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов, у детей иск...

Перспективное планирование по теме: «Формирование нравственно-трудовых навыков у детей дошкольного возраста через ознакомление с трудом и культурой русского народа»

Перспективное планирование по теме:«Формирование нравственно-трудовых навыков у детей дошкольного возраста через ознакомление с трудом и культурой русского народа»....

«Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к истокам русской народной культуры»

                      Приобщение детей дошкольного возраста к «истокам русской народной культуры», определяется следующая...