План самообразования на тему: "Развитие связной речи у дошкольников"
методическая разработка на тему
К началу обучения в школе ребёнок должен овладеть всей системой родного языка, т.е к семи годам он должен обладать достаточным уровнем развития словаря, грамматического строя речи, фонетико - фонематической стороны языковой деятельности, связной диалогической и монологической речи.
Полноценное владение родным языком в дошкольном возрасте является необходимым условием решение задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития.
В дошкольном возрасте ребёнок овладевает прежде всего диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, который строится по законам литературного языка. Только специальное речевое воспитание подводит ребёнка в овладению связной монологической речью, которая представляет собой развёрнутое высказывание, состоящее из нескольких предложений, разделённых по функционально – смысловому типу на описание, повествование, рассуждение.
Развитие связной речи реализовать через различные организационные формы работы: занятия (индивидуальные, подгрупповые, групповые), игры (обучающие, обобщающие, познавательные, развивающие, продуктивные, коммуникативные, творческие, предметные, сюжетные, ролевые, вербальные и подвижные и т.д.) интегрированные занятии.
Формирование связной речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание является одной из главных задач речевого развития ребёнка.
Цель методической работы: поиск путей совершенствования педагогической работы по развитию связной речи.
Задачи: Развивать связную речь дошкольников. Учить связно и последовательно, выразительно пересказывать небольшие рассказы, сказки. Проанализировать методические подходы и развитию связной речи; Разработать основные направления и содержание воспитательно – образовательной работы с дошкольниками. Учить по образцу рассказывать о предмете. Учить составлять свои небольшие рассказы из личного опыта. Совершенствовать диалогическую форму речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План самообразования | 22.58 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы по самообразованию воспитателя МБДОУ «Бэлэкэч». Пляшевой Г.А.
Тема: «Развитие связной речи у дошкольников»
Введение:
К началу обучения в школе ребёнок должен овладеть всей системой родного языка, т.е к семи годам он должен обладать достаточным уровнем развития словаря, грамматического строя речи, фонетико - фонематической стороны языковой деятельности, связной диалогической и монологической речи.
Полноценное владение родным языком в дошкольном возрасте является необходимым условием решение задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития.
В дошкольном возрасте ребёнок овладевает прежде всего диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, который строится по законам литературного языка. Только специальное речевое воспитание подводит ребёнка в овладению связной монологической речью, которая представляет собой развёрнутое высказывание, состоящее из нескольких предложений, разделённых по функционально – смысловому типу на описание, повествование, рассуждение.
Развитие связной речи реализовать через различные организационные формы работы: занятия (индивидуальные, подгрупповые, групповые), игры (обучающие, обобщающие, познавательные, развивающие, продуктивные, коммуникативные, творческие, предметные, сюжетные, ролевые, вербальные и подвижные и т.д.) интегрированные занятии.
Формирование связной речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание является одной из главных задач речевого развития ребёнка.
Цель методической работы: поиск путей совершенствования педагогической работы по развитию связной речи.
Задачи: Развивать связную речь дошкольников. Учить связно и последовательно, выразительно пересказывать небольшие рассказы, сказки. Проанализировать методические подходы и развитию связной речи; Разработать основные направления и содержание воспитательно – образовательной работы с дошкольниками. Учить по образцу рассказывать о предмете. Учить составлять свои небольшие рассказы из личного опыта. Совершенствовать диалогическую форму речи.
Используемая литература:
- Ушакова О.С. «Развитие речи и творчества дошкольников».
- Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с художественной литературой».
- Шорохова О.А. «Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников».
- Журнал «Воспитатель в ДОУ».
2014 – 2015 год.
Ноябрь.
Тема: «Развитие речи по средствам дидактических игр по ПДД»
Содержание и работы: Уточнение знаний об активизации и обогащении словарного запаса детей посредством дидактических игр по ПДД.
Формы работы: Картотека дидактических игр для изучения ПДД с детьми.
Декабрь.
Тема: «Проведение проблемной ситуации по составлению описательного рассказа «Путешествие в страну загадок». Проведение артикуляционной гимнастики, кинезиологических упражнений.
Содержание и работы: развитие артикуляционного аппарата , памяти, внимания, мышления, усидчивости. Формирование фонематического слуха и восприятия. Обучение описательного рассказывания.
Формы работы: Консультация для родителей «Развитие связной речи детей среднего возраста».
Январь.
Тема: «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста».
Содержание и работы: Подбор и изучение литературы по теме, сюжетных картин, рассказав, дидактических игр и упражнений.
Формы работы: Памятки для родителей по обучению связной речи детей среднего дошкольного возраста.
Февраль.
Тема: «Влияние русских народных сказок на развитие связной речи детей дошкольного возраста».
Содержание и работы: Обучение детей внимательно слушать воспитателя; видеть и выделять положительные и отрицательные черты сказок и героев этих сказок; учить отвечать на вопросы воспитателя по содержанию сказки.
Формы работы: Создание самодельной книжки детьми и воспитателем по произведением русских народных сказок.
Март.
Тема: «Работа по составлению рассказов по сюжетным картинкам»
Содержание и работы: Учить детей исследовательским действиям при рассматривании картины: пополнять и активизировать словарный запас детей.
Формы работы: Посещение родителями деятельности воспитателей детей по работе над составлении рассказов по картине.
Апрель.
Тема: «Освоение дидактических игр. Упражнение на улучшение связной речи»
Содержание и работы: Активизация и обогащение словаря.
Формы работы: Изготовление родителями и детьми книжки – малыжки и различных дидактических игр,
Май.
Тема: Посещение открытых занятий. Показ итогового занятия.
Содержание и работы: Составление анализа просмотренных занятий.
Формы работы: Деление опытом с коллегами. Показ занятия для родителей.
2015-2016 год.
Сентябрь.
Тема: Развитие связной речи дошкольников.
Содержание и работы: Подбор и изучение литературы по теме; разнообразие сюжетных картинок; подбор различных дидактических игр и упражнений.
Формы работы: консультации для родителе по развитию связной речи детей дошкольного возраста.
Октябрь.
Тема: «Работа над пересказами с использованием опорных схем. Пересказ рассказов «Петушок» Г. Скребицкого; «Осень под водой» Н. Сладкова.
Содержание и работы: Содержание связному и последовательному пересказу, отбражать последовательность событий; обогащение и активизация словарного запаса дошкольников; развивать связную речь детей.
Формы работы: Памятки для родителей по обучению детей связной речи.
Ноябрь.
Тема: «Развитие связной речи через фототворчество»
Содержание работы: Беседы с детьми, как я провёл выходные дни с родителями. Сбор фотоматериала и информации по заданной теме.
Формы работы: оформление в родительском уголке детских рисунков «прогулка в лесу», а так же оформление фотостенда «выходные проведённые вместе с родителями».
Декабрь.
Тема: «Работа по составлению рассказа по сюжетным картинкам».
Содержание работы: учить детей внимательно всматриваться в картинки и выделять главное ; учить детей составлять связный рассказ картины с опорой на образец воспитателя; развивать словарный запас детей.
Формы работы: Беседы с родителями, какую важную роль в развитии связной речи играет рассказ детей из личного опыта, и как важно терпеливого и внимательно выслушивать ребёнка, когда он делится своими впечатлениями с вами.
Январь.
Тема: «Развитие связной речи через театральную деятельность».
Содержание работы: Изучение методической литературы о театрализованной деятельности в детском саду, развитие творческой самостоятельности детей, развивать выразительность в речи; развивать творческие способности детей дошкольного возраста.
Формы работы: Показ сказки «теремок» для детей младшей группы.
Февраль.
Тема: «Игры и упражнение для развитии речи» О.С. Ушакова.
Содержание работы: Развивать чёткую и выразительную речь детей; развивать слух; дифференция звуков, слов, предложений.
Формы работы: Подготовка дидактического материала.
Март.
Тема: «Проведение кинезиологических упражнений, комплекса артикуляционной гимнастики. Проведение игр по развитию речи «Кто это?», «Какое слово потерялось?» и т.д.»
Содержание работы: Вызвать интерес к слову, обучение детей вслушиваться в слова.
Формы работы: Составление комплекса артикуляционной гимнастики «Весёлый язычок». Обучение родителей артикуляционным упражнениям в домашних условиях.
Апрель.
Тема: «Создание авторской игры «Времена года».
Содержание работы: Игра направлена на развитии связной речи детей, уметь выделять особенности времён года, видеть и уточнять последовательность месяцев в году, развивать память., развития внимания, зрительного восприятия. Закреплять знани о природных явлениях.
Формы работы: Стихи и загадки каждого времени года.
Май.
Тема: «Подготовка к летней оздоровительной работе»
Содержание работы: Изучение методической и художественной литературы, а также интернет ресурсов по темам : «Лето», «Русские народные сказки»
Формы работы: загадки, потешки, рассказы, русские народные сказки.
2016 – 2017 год.
Сентябрь.
Тема: «Разучивание стишков, потешек»
Содержание работы: Подготовка картотеки по речевой гимнастики.
Формы работы: Развитие речевого дыхания, органов артикуляционного аппарата.
Октябрь.
Тема: «Игра – Я всё знаю о сказках»
Содержание работы: Вызвать интерес к к сказкам, учить передавать характер сказок, развивать связную речь дошкольников, обогащать и пополнять словарный запас детей.
Формы работы: Принесённые из дома любимые сказки и рассказ детьми, почему эта сказка им больше всего понравилась.
Ноябрь.
Тема: «Работа по составлению (придумыванию) загадок.
Содержание работы: Показать роль загадки на формирование выразительности речи. Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь, воображение, мышление.
Формы работы: Консультации для родителей: «Использование загадок как средство формирования выразительности речи».
Декабрь.
Тема: «Разучивание считалок, загадок, пальчиковые игры».
Содержание работы: Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки чёткой, правильной, выразительной речи. Дифференция звуков, слов, предложений.
Формы работы: Считалочки, загадки, пальчиковые игры.
Январь – февраль.
Тема: «Работа над развитием речи, через театральную деятельность. Исценировки сказок «Колобок», «Кот и лиса».
Содержание работы; Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса,В передачи образа; Развитие речи эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей.
Формы работы: Изготовление масок по сказкам.
Март.
Тема: «Совместное творчество детей и родителей»
Формы работы: Семейный конкурс «Загадай загадку – нарисуй отгадку».
Апрель.
Тема: «Работа над пересказами с использование опорных схем».
Содержание работы: Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
Формы работы: Проведение тематического занятия.
Май.
Тема: «Сказкотерапии: «Зайка – зазнайка», «Непослушный Ваня». Работа по составлению рассказов по сюжетным картинкам.
Содержание работы: Учить детей рассматривать картину и выделять её главные характеристики; учить детей исследовательским действиями при рассматривании картины; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей.
Формы работы: Посещение родителями деятельности воспитателей и детей по работе над составлением рассказов по картине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования воспитателя по теме: "Развитие интонационной выразительности речи старших дошкольников"
Традиционно, под самообразованием понимается осознанная деятельность, направленная на совершенствование каких либо качеств человека. При этом, педагог сам управляет этой деятельностью: планирует, став...
Отчет по плану самообразования на тему "Развитие мелкой моторики рук у дошкольников"
Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей способствует формиров...
План самообразования на тему: «Развитие связной речи посредством сюжетных картин в старшей группе»
К началу обучения в школе ребёнок должен овладеть всей системой родного языка, т.е к семи годам он должен обладать достаточным уровнем развития словаря, грамматического строя речи, фонетико - фо...
План самообразования на тему "Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста"
Развитие связной речи у детей считают одной из главных задач детского сада, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых, дает во...
План самообразования на тему: «Развитие связной речи у средних дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры».
План самообразования на тему: «Развитие связной речи у средних дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры»....
План работы по самообразованию воспитателя подготовительной группы на тему "Развитие навыка связной речи посредством пересказа у детей старшего дошкольного возраста"
План работы по самообразованию воспитателя подготовительной группы на тему "Развитие навыка связной речи посредством пересказа у детей старшего дошкольного возраста"...
Самообразование на тему «Развитие навыков связной речи посредством театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)»
В документе представлено самообразование по теме «Развитие навыков связной речи посредством театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями ...