Самообразование на тему «Развитие навыков связной речи посредством театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)»
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа)
В документе представлено самообразование по теме «Развитие навыков связной речи посредством театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_2023_24_kalyaganova_l.a._-_kopiya.doc | 99.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 50 «Дюймовочка»
606524, Россия, Нижегородская область, Городецкий район, город Заволжье, улица Пушкина, дом 52а,
тел.: 8(831-61)5-99-39, факс: 8(831-61)5-99-39, е-mail: sad50.det@yandex.ru
ПРИНЯТО: УТВЕРЖДЕНО:
Педагогическим советом Заведующий
МБДОУ «Детский сад №50 «Дюймовочка» МБДОУ «Детский сад №50 «Дюймовочка»
Протокол от « 25 » 08. 2023 г. № _06_ __________________ А.Ф. Мельникова
Приказ от « 29 » 09 . 2023 г. № 124
ПРОГРАММА
профессионального саморазвития
тема:
«Развитие навыков связной речи посредством театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)»
на период
2023 - 2024 уч.г.
Разработчик: воспитатель
Каляганова Любовь Андреевна
г. Заволжье
2023 г.
«Что такое театр? Это лучшее средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в ребёнке творческие задатки, стимулировать психические процессы, совершенствовать телесную пластичность, формировать активность».
К.С. Станиславский
Актуальность.
Современные дети живут в мощном потоке информации, живое общение заменяют компьютеры и телевидение. Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой современного общества. Количество детей с общим недоразвитием речи по сравнению с прошлым десятилетием имеет тенденцию к дальнейшему росту.
В результате диагностики воспитанников нашей группы с общим недоразвитием речи (ОНР) на начало учебного года можно отметить, что 60% детей имеют уровень освоения «частично сформировано». В результате удалось выяснить, что дети испытывают затруднения в умении поддержать беседу, в использовании всех частей речи, умении последовательно и выразительно пересказывать небольшую сказку, при драматизации небольших сказок. Именно поэтому принято решение выбрать тему по самообразованию «Развитие навыков связной речи посредством театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)».
Театрализованная деятельность является одной из наиболее эффективных современных форм работы по развитию связной речи у дошкольников с ОВЗ, так как способствует развитию речи (монологу, диалогу). Театрализованные игры направлены на развитие дыхания и свободу речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, чёткой дикцией, разнообразной интонацией. Игры со словом, развивающие связную речь, творческую фантазию, помогают детям самостоятельно сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
Известно, что успешность обучения детей в школе и умение социально адаптироваться во многом зависят от уровня овладения связной речью. Особую роль в развитии связной речи и преодоления общего недоразвития речи у детей с ТНР дошкольного возраста отводят театрализованной деятельности, так как она позволяет решить многие воспитательно-образовательные задачи дошкольного учреждения.
В годовом плане дошкольного учреждения стоит задача «Способствовать повышению профессионального уровня и мастерства педагогов через теоретический анализ педагогической и специальной литературы по технологии внедрения игровых двигательных упражнений с нетрадиционным оборудованием в практику работы с детьми». Задача развития связной речи воспитанников занимает основное место и решается через различные формы работы с коллективом ДОУ (семинары и консультации, деловые игры, мастер-классы).
С помощью использования театрализованной деятельности на коррекционно-развивающих групповых и индивидуальных занятиях, самостоятельной и организованной деятельности, в соответствии с методикой обучения данного возрастного периода, основным видами рассказывания, предусмотренными адаптированной основной образовательной программой детского сада и комплексной образовательной программой дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Н. В. Нищевой, имеется возможность повышения уровня освоения знаний воспитанниками АОП в рамках образовательных областей «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
В ряде нормативных документов четко обозначено значение работы с воспитанниками по образовательной области «Речевое развитие» в образовательном процессе.
- «Конве́нция ООН о права́х ребёнка». Статья 29 гласит:
государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;
2. В «Федеральном государственном образовательном стандарте» (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155) учитываются: индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее — особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования направлены на: ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения; у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
Кроме того, выстраивается заинтересованное взаимодействие с родителями в коррекционно-развивающей работе с детьми, которое создаст предпосылки для успешной подготовки детей к обучению в школе. Родители наших воспитанников обращают внимание в первую очередь на речевое содержание и смысл речи детей, умение идти на контакт со взрослыми и сверстниками, а не на оформление речи - связность, звуковую культуру речи, словарный запас, грамматические ошибки. Наша задача – задача педагогов состоит в достижении с родителями доверительных партнерских отношений для объединения усилий в формировании связной речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) в различных жизненных ситуациях. Также по мере возможности планируем привлечь родителей к изготовлению различных видов театра и атрибутов для насыщения РППС, участию в праздниках и развлечениях для детей в детском саду.
Цель:
Повышать и совершенствовать уровень профессиональной компетентности и деловой квалификации в работе по развитию связной речи воспитанников с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) посредством театрализованной деятельности.
Задачи на 2022-2023 учебный год:
- насыщать и совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду музыкального уголка различными видами театра, атрибутами сказочных героев, атрибутами, декорациями для инсценирования художественных произведений, театральных сценок;
- включать театральную деятельность в воспитательно-образовательный процесс группы путём игр-драматизаций, мини-сценок, имитационных упражнений, мимических этюдов и другие формы работы;
- продолжать качественно обогащать картотеку методических разработок (тематические планы, консультаций для родителей и воспитателей, конспекты занятий, картотеки упражнений по развитию интонаций, жестов, мимики и т.д.) по использованию театрализованной деятельности;
- подобрать и проанализировать методы рефлексии образовательных достижений участников на конец учебного года;
Ожидаемые результаты:
- Создана насыщенная, доступная речевая развивающая предметно-пространственная среда (атрибуты сказочных героев, различные театры, ширмы, декорации);
- Применяются и совершенствуются на практике в работе с детьми разработки перспективного планирования занятий и в свободных видах деятельности по лексическим темам с использованием театрализованной деятельности по развитию связной речи;
- Театральная деятельность включена и реализуется в соответствии с воспитательно-образовательным планом группы в виде игр-драматизаций, мини-сценок, имитационных упражнений, мимических этюдов и другие формы работы;
- Подобраны и проанализированы методы рефлексии образовательных достижений обучающихся на конец учебного года по развитию связной речи.
Этапы реализации программы:
1 этап Аналитико-информационный
На данном этапе работы определяются цели и задачи работы по теме: «Развитие навыков связной речи посредством театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)» (в соответствии с комплексной образовательной Н.В.НищевойОбразовательная программа дошкольного образованиядля детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. – Санкт Петербург, Детство Пресс, 2016г.
2 этап Практический
На данном этапе насыщается и систематизируется картотека упражнений по развитию интонаций, жестов, мимики и т.д..
Подготовлены рекомендации, консультации для педагогов и родителей. Работа по теме совершенствуется и включается в календарно - перспективное планирование работы с воспитанниками.
3 этап Итоговый
Включает в себя ежегодный отчет о проделанной работе и подведение итогов. Подготовлены выступления и консультации по представлению опыта, опубликованы на сайте дошкольного учреждения и личном сайте педагога. Определяются направления и задачи для дальнейшего самообразования.
Целенаправленная деятельность по теме «Развитие навыков связной речи посредством театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)» способствует успешному достижению стабильных положительных результатов в работе с воспитанниками.
План мероприятий по реализации программы на 2023-2024 учебный год
Содержание работы | Форма отчёта | Уровень | Срок | Корректировки (дополнения, изменения в течение года) | |
1 | Работа на сайтах: http://www.djujmovochka50.ru https://nsportal.ru/kalyaganova-lyubov-andreevna по теме «Игры в сказку с детьми в домашних условиях» | Консультация для родителей | ДОУ | сентябрь | |
2 | «Игры и упражнения на речевое дыхание» | Пополнение картотеки | ДОУ | октябрь | |
3 | «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста» | Консультация для воспитателей | ДОУ | ноябрь | |
4 | Дополнение перспективного планирования работы с использованием театрализованной деятельности | Перспективный план | ДОУ | декабрь | |
5 | «Развитие речи посредством театрализованной деятельности детей дошкольного возраста» | Консультация для родителей | ДОУ | январь | |
6 | «Мимическая гимнастика для детей» | Памятка для родителей | ДОУ | февраль | |
7 | « Путешествие в волшебный мир театра» | Конспект | ДОУ | март | |
8 | «Сказочные декорации» | Конкурс семейного творчества | ДОУ | апрель | |
9 | Отчет о проделанной работе по самообразованию | Аналитическая справка | ДОУ | май |
Литература и ссылки на интернет-ресурсы:
1. Алянский Ю.Л. "Театр все возможно" Санкт – Петербург 2002г.
2. Антипина А.Е. "Театрализованная деятельность в детском саду". – М., 2006.
3. Буренина А.И. Театр всевозможного. Санкт-Петербург,. 2002.
4. Быстрова Г.А. , Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логосказки — СПб. — КАРО, 2001.
5. Доронова Т.Н. "Играем в театр".-М., 2005.
6. Глухов В.П. Методика формирования связной речи детей дошкольного возраста с системным речевым недоразвитием: учебно-методическое пособие – Москва, 2017.
7. Грибова, О. Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией. Дефектология. – 1995. – № 6. – С.16-19.
8. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии – СПб.: РЕЧЬ, 2001.
9.Лапковская В. П., Володькова Н. П. «Речевые развлечения в детском саду»,
М.: Мозаика-Синтез, 2009.
10. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. М.: Сфера, 2001.
11. Нищева Н.В. Развивающие сказки: Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста - учебно-методическое пособие-конспект. - Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2002.
12. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованная деятельность в детском саду. Москва, 2000г.
13. Самойлова В.М., Пегина Е.А. Театрализация как средство развития познавательной активности у детей с ЗПР - Логопед в детском саду №2-2011,стр.47.
14.Сидорчук Т. А., Хоменко Н. Н., Технологии развития связной речи дошкольников (методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений), 2004.
15. Селивёрстов В.И. "Речевые игры с детьми" Москва "Владос" 1994г.
16. Фаустова И.В. Использование метода куклотерапии в логопедической работе
с дошкольниками – Логопед в детском саду №9-10, 2008,стр.71
17.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.,Туманова Т.В. и др. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / Автор-сост. Г. В. Чиркина. – М.: Просвещение, 2008.
18. Чурилова Э.Г. "Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников" Москва, "Владос" 2011г.
19. Шорохова О.А. – Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 208 с. — (Программа развития).
20. https://refdb.ru/look/2837950-pall.html Шорохова О.А.
7. Журнал "Воспитатель" №10 2010г.
8. Журнал "Дошкольное воспитание" 2010г. №8
9. Журнал "Логопед" 2008г.№4, 2007г.№6 №4, 2011г.№2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной речи, закрепление лексических понятий у детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи при помощи авторских ИКТ технологий.
Авторские ИКТ технологии. Развитие речи....
Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию лексико-грамматического строя речи на тему «Транспорт» для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи группы компенсирующей направленности
Возраст детей: 6 -7 летВиды деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно- исследовательская.Образовательные области: речевой развитие, познавательное развитие.Цель:...
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи с использованием пособия «Круги Луллия» на тему: «В мире профессий»
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познаватель...
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи на тему: Зима. Признаки.
Данное занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Проводя с детьми данное занятие, мы развиваем познавательную мотивацию, закрепляем знания о зиме и ...
Опыт работы "Развитие речи посредствам театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста"
Опыт работы....
Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством игр и упражнений в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
На сегодняшний день очень актуальна проблема речевого развития детей дошкольного возраста. Число детей с речевыми нарушениями неуклонно растет. Чаще всего нарушения речи носят системный характер. Нару...
Перспективный план по теме «Развитие мелкой моторики посредством театрализованной деятельности у детей среднего дошкольного возраста»
Перспективный план по теме«Развитие мелкой моторики посредством театрализованной деятельности у детей среднего дошкольного возраста»на 2023-2024 учебный год...