Самообразование на тему «Развитие навыков связной речи посредством театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)»
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа)

Каляганова Любовь Андреевна

В документе представлено самообразование по теме «Развитие навыков  связной речи посредством театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobrazovanie_2023_24_kalyaganova_l.a._-_kopiya.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 50 «Дюймовочка»

606524, Россия, Нижегородская область, Городецкий район, город Заволжье, улица Пушкина, дом 52а,

тел.: 8(831-61)5-99-39, факс: 8(831-61)5-99-39, е-mail: sad50.det@yandex.ru

         ПРИНЯТО:                                                                 УТВЕРЖДЕНО:

Педагогическим советом                                             Заведующий

МБДОУ «Детский сад №50 «Дюймовочка»              МБДОУ «Детский сад №50 «Дюймовочка»

Протокол от «  25 » 08.  2023  г. № _06_                    __________________ А.Ф. Мельникова  

                                                                                       Приказ от  «  29  »   09 . 2023   г.  № 124

ПРОГРАММА

профессионального саморазвития

тема:

«Развитие навыков  связной речи посредством театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)»

на период  

2023 -  2024 уч.г.

Разработчик: воспитатель

Каляганова Любовь Андреевна

г. Заволжье

2023 г.

   «Что такое театр? Это лучшее средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в ребёнке творческие задатки, стимулировать психические процессы, совершенствовать телесную пластичность, формировать активность».

К.С. Станиславский

Актуальность.

         Современные дети живут в мощном потоке информации, живое общение заменяют компьютеры и телевидение. Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой современного общества. Количество детей с общим недоразвитием речи по сравнению с прошлым десятилетием имеет тенденцию к дальнейшему росту.

        В результате диагностики воспитанников нашей группы с общим недоразвитием речи (ОНР) на начало учебного года можно отметить, что 60% детей имеют уровень освоения «частично сформировано». В результате удалось выяснить, что дети испытывают затруднения в умении поддержать беседу, в использовании всех частей речи, умении последовательно и выразительно пересказывать небольшую сказку, при драматизации небольших сказок. Именно поэтому принято решение выбрать тему по самообразованию «Развитие навыков  связной речи посредством театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)».

        Театрализованная деятельность  является одной из наиболее эффективных современных  форм работы по развитию связной речи  у дошкольников с ОВЗ, так как способствует развитию речи (монологу, диалогу). Театрализованные игры  направлены на развитие дыхания и свободу речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, чёткой дикцией, разнообразной интонацией. Игры со словом, развивающие связную речь, творческую фантазию, помогают детям самостоятельно сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

        Известно, что успешность обучения детей в школе и умение социально адаптироваться  во многом зависят от уровня овладения связной речью. Особую роль в развитии связной речи и преодоления общего недоразвития речи у детей с ТНР дошкольного возраста отводят театрализованной деятельности, так как она позволяет решить многие воспитательно-образовательные задачи дошкольного учреждения.

        В годовом плане дошкольного учреждения стоит задача «Способствовать повышению профессионального уровня и мастерства педагогов через теоретический анализ педагогической и специальной литературы  по технологии  внедрения игровых двигательных упражнений с нетрадиционным оборудованием в практику работы с детьми». Задача развития связной речи воспитанников занимает основное место  и решается через различные формы  работы с коллективом ДОУ (семинары и консультации, деловые игры, мастер-классы).

        С помощью использования  театрализованной деятельности  на коррекционно-развивающих групповых и индивидуальных занятиях, самостоятельной и организованной деятельности,   в соответствии с методикой обучения данного возрастного периода, основным видами рассказывания, предусмотренными адаптированной основной образовательной программой детского сада  и комплексной образовательной программой дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Н. В. Нищевой,  имеется возможность повышения уровня освоения знаний воспитанниками АОП в рамках образовательных областей «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,  «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

        В ряде нормативных документов четко обозначено значение работы с воспитанниками по образовательной области «Речевое развитие» в образовательном процессе.

  1. «Конве́нция ООН о права́х ребёнка». Статья 29 гласит:

государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;

2.  В «Федеральном государственном образовательном стандарте» (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155) учитываются: индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее — особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;

 Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования направлены на: ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения; у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

        Кроме того, выстраивается заинтересованное взаимодействие с   родителями  в коррекционно-развивающей работе с детьми, которое создаст предпосылки для успешной подготовки детей к обучению в школе. Родители  наших воспитанников обращают внимание в первую очередь на речевое содержание и смысл  речи детей,  умение идти на контакт со взрослыми и сверстниками, а не на оформление речи - связность, звуковую культуру речи, словарный запас, грамматические ошибки. Наша задача – задача педагогов состоит в достижении с родителями доверительных партнерских отношений для объединения усилий  в формировании связной речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) в различных жизненных ситуациях. Также по мере возможности планируем привлечь родителей к изготовлению различных видов театра и атрибутов для насыщения РППС, участию в праздниках и развлечениях для детей в детском саду.

Цель:

Повышать и совершенствовать  уровень профессиональной компетентности и деловой квалификации в работе по развитию связной речи воспитанников с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) посредством театрализованной деятельности.

Задачи на 2022-2023 учебный год:

  • насыщать и совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду музыкального уголка различными видами театра, атрибутами сказочных героев, атрибутами, декорациями для инсценирования художественных произведений, театральных сценок;
  • включать театральную деятельность в воспитательно-образовательный процесс группы путём игр-драматизаций, мини-сценок, имитационных упражнений, мимических этюдов и другие формы работы;
  • продолжать качественно обогащать картотеку методических разработок (тематические планы, консультаций для родителей и воспитателей, конспекты занятий, картотеки упражнений по развитию интонаций, жестов, мимики и т.д.) по использованию театрализованной деятельности;
  • подобрать и проанализировать методы рефлексии образовательных достижений участников  на конец учебного года;

Ожидаемые результаты:

  • Создана насыщенная, доступная речевая  развивающая предметно-пространственная среда (атрибуты сказочных героев, различные театры, ширмы, декорации);
  • Применяются и совершенствуются на практике в работе с детьми разработки  перспективного планирования занятий и в свободных видах деятельности по лексическим темам с использованием театрализованной деятельности по развитию связной речи;
  • Театральная деятельность включена и реализуется в соответствии с  воспитательно-образовательным планом группы в виде  игр-драматизаций, мини-сценок, имитационных упражнений, мимических этюдов и другие формы работы;
  • Подобраны  и проанализированы методы рефлексии образовательных достижений обучающихся  на конец учебного года по развитию связной речи.

 Этапы реализации программы:

1 этап Аналитико-информационный

На данном этапе работы определяются цели и задачи работы по теме: «Развитие навыков  связной речи посредством театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)» (в соответствии с комплексной образовательной Н.В.НищевойОбразовательная программа дошкольного образованиядля детей с тяжелыми  нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. – Санкт Петербург, Детство Пресс, 2016г.

2 этап Практический

        На данном этапе насыщается и систематизируется картотека  упражнений по развитию интонаций, жестов, мимики и т.д..

Подготовлены рекомендации, консультации для педагогов и родителей. Работа по теме совершенствуется и включается в календарно - перспективное планирование работы с воспитанниками.

3 этап Итоговый

        Включает в себя ежегодный отчет о проделанной работе и подведение итогов. Подготовлены выступления и консультации по представлению опыта, опубликованы на сайте дошкольного учреждения и личном сайте педагога. Определяются направления и задачи для дальнейшего самообразования.

        Целенаправленная деятельность по теме «Развитие навыков  связной речи посредством театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)» способствует успешному достижению стабильных положительных результатов в работе с воспитанниками.

План мероприятий по реализации программы на 2023-2024 учебный год

   Содержание работы

Форма отчёта

Уровень

Срок

Корректировки

(дополнения, изменения  в течение года)

1

Работа на сайтах: http://www.djujmovochka50.ru

    https://nsportal.ru/kalyaganova-lyubov-andreevna по теме «Игры в сказку с детьми в домашних условиях»

Консультация для родителей

ДОУ

сентябрь

2

«Игры и упражнения на речевое дыхание»

Пополнение картотеки

ДОУ

октябрь

3

 «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей

ДОУ

ноябрь

4

Дополнение перспективного планирования работы с использованием  театрализованной деятельности

Перспективный план

ДОУ

декабрь

5

 «Развитие речи посредством театрализованной деятельности

 детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей

ДОУ

январь

6

«Мимическая гимнастика для детей»

Памятка для родителей

ДОУ

февраль

7

« Путешествие в волшебный мир театра»

Конспект

ДОУ

март

8

«Сказочные  декорации»

Конкурс семейного творчества

ДОУ

апрель

9

Отчет о проделанной работе по самообразованию

Аналитическая справка

ДОУ

май

Литература и ссылки на интернет-ресурсы:

1.  Алянский Ю.Л. "Театр все возможно" Санкт – Петербург 2002г.

2. Антипина А.Е. "Театрализованная деятельность в детском саду". – М., 2006.

3. Буренина А.И. Театр всевозможного. Санкт-Петербург,. 2002.

4. Быстрова Г.А. , Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логосказки — СПб. — КАРО, 2001.

5. Доронова Т.Н. "Играем в театр".-М., 2005.

6. Глухов В.П. Методика формирования связной речи детей дошкольного возраста с системным речевым недоразвитием: учебно-методическое пособие – Москва, 2017.

7. Грибова, О. Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией.  Дефектология. – 1995. – № 6. – С.16-19.

8. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии – СПб.: РЕЧЬ, 2001.

9.Лапковская В. П., Володькова Н. П. «Речевые развлечения в детском саду»,

 М.: Мозаика-Синтез, 2009.

10. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. М.: Сфера, 2001.

11. Нищева Н.В. Развивающие сказки: Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста - учебно-методическое пособие-конспект. - Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2002.

12. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованная деятельность в детском саду. Москва, 2000г.

13. Самойлова В.М., Пегина Е.А. Театрализация как средство развития познавательной активности у детей с ЗПР - Логопед в детском саду №2-2011,стр.47.

14.Сидорчук Т. А., Хоменко Н. Н., Технологии развития связной речи дошкольников (методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений), 2004.

15. Селивёрстов В.И. "Речевые игры с детьми" Москва "Владос" 1994г.

16. Фаустова И.В. Использование метода куклотерапии в логопедической работе

 с дошкольниками – Логопед в детском саду №9-10, 2008,стр.71

17.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.,Туманова Т.В. и др. Программы дошкольных образовательных  учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / Автор-сост. Г. В. Чиркина. – М.: Просвещение, 2008.

18. Чурилова Э.Г. "Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников" Москва, "Владос" 2011г.

19. Шорохова О.А. – Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 208 с. — (Программа развития).

20.  https://refdb.ru/look/2837950-pall.html Шорохова О.А.

7. Журнал "Воспитатель" №10 2010г.

8. Журнал "Дошкольное воспитание" 2010г. №8

9. Журнал "Логопед" 2008г.№4, 2007г.№6 №4, 2011г.№2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию лексико-грамматического строя речи на тему «Транспорт» для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи группы компенсирующей направленности

Возраст детей: 6 -7  летВиды деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно- исследовательская.Образовательные области:  речевой развитие,   познавательное развитие.Цель:...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи с использованием пособия «Круги Луллия» на тему: «В мире профессий»

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познаватель...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи на тему: Зима. Признаки.

Данное занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Проводя с детьми данное занятие, мы развиваем познавательную мотивацию, закрепляем знания о зиме и ...

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством игр и упражнений в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного

На сегодняшний день очень актуальна проблема речевого развития детей дошкольного возраста. Число детей с речевыми нарушениями неуклонно растет. Чаще всего нарушения речи носят системный характер. Нару...

Перспективный план по теме «Развитие мелкой моторики посредством театрализованной деятельности у детей среднего дошкольного возраста»

Перспективный план по теме«Развитие мелкой моторики посредством театрализованной деятельности у детей среднего дошкольного возраста»на 2023-2024 учебный год...