Проект "Наш город – Санкт-Петербург».
проект (старшая группа) по теме

Капур Светлана Ивановна

проект долговременный, создан для работы с детьми подготовительной к школе группы  с ЗПР. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы ГБДОУ № 96, их родители.

Тема проекта: «Наш город – Санкт-Петербург».

Актуальность проекта: Воспитание гражданственности, любви к окружающей природе, Родине, семье – один из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленный в Законе Российской Федерации «Об образовании». В настоящее время патриотическое воспитание становится самостоятельным и важным звеном российского образования. Его задачи выдвигаются самой жизнью и признаются актуальными и государством, и обществом. В концепции модернизации российского образования сказано: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные люди, … которые… обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны». Сегодня, о необходимости возрождения патриотического воспитания говорят и на государственном уровне. Успешно реализуется государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», которая сохраняет непрерывность процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации.

Цель проекта: Формировать у детей стойкий интерес к истории и культуре родного города, его достопримечательностях. 

Задачи:

• Расширять представления детей об истории родного города.

• Познакомить с различными источниками получения информации.

• Развивать самостоятельность, коммуникативные качества, память, мышление, творческое воображение.

• Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и школы.

• Обогащение детско-родительских отношений опытом совместной деятельности через формирование представлений о родном городе.

• Формирование чувства сопричастности к родному краю, семье.

Ресурсы:

Материальные:

  • В нашей группе созданы здоровьесберегающие условия. Интерьер группы оформлен в соответствии с санитарно – гигиеническими требованиями. Группа оснащена телевизором, DVD–комплексом, магнитофоном;
  • Нами созданы дидактические игры, которые позволяют решать ряд познавательных задач;
  • Видеофильм о Петербурге;
  • Книги о Петербурге, наборы открыток и фотографий с видами нашего города.
  • Социальные: Взаимодействие участников проекта на договорной основе со следующими организациями:
  • Районная детская библиотека Московского района Санкт Петербурга;
  • Музей воды;
  • Музей гигиены;

Время реализации проекта: Октябрь 2014 года – апрель 2015года.

Вид проекта: творческий, долгосрочный, семейно – групповой.

Ожидаемые результаты: Для детей: ответственное отношение к общественно-значимым заданиям; развитие у детей инициативы, активности, самостоятельности; расширение знаний об истории родного города; самореализация.

Для педагога: повышение профессионализма; внедрение новых методов в работе с детьми и родителями; личностный и профессиональный рост; самореализация.

Для родителей: повышение уровня личностного сознания; укрепление взаимоотношений между детьми и родителями, самореализация.

Мероприятия, Цели, Сроки:

1. Родительское собрание.

2. Консультация для родителей «Воспитание гражданственности через знакомство с историей родного города».

3. Опрос и беседы, выявляющие знания и представления дошкольников и родителей о нашем городе и улицах микрорайона.

4. Круглый стол для родителей по результатам анкетирования, диагностики, бесед по проблеме.

5. Оформление родительского уголка с рекомендациями по теме проекта.

6. Подбор дидактических пособий, демонстрационного материала, методической литературы, книг по теме проекта.

I этап – подготовительный

• Вызвать у родителей интерес к проекту «Наш город Санкт-Петербург»;

• Побудить у мам и пап желание участвовать в создании альбома «Мой город  родной»;

• Поддерживать интерес у родителей и детей к участию в проекте. 10 октября.

II этап – основной

1. Сбор фотографий, иллюстраций, книг, календарей, открыток с видами города.

• Познакомить детей с проектом «Наш город –Санкт-Петербург»;

• Побудить детей собрать о своем городе как можно больше информации через фотографии города, книги, разучивание стихов. Октябрь – январь

2. Музыкальное занятие «Экскурсия по городу»

• Развивать интерес к родному городу через разучивание песен;

• Закрепить знания детей об улицах, достопримечательностях родного города;

• Поддерживать познавательный интерес к истории родного города. Октябрь.

3. Экскурсия по близлежащим улицам.

Закрепить знания детей о природе, о составных частях улицы (проезжая часть, тротуар, здания, палисадники), о местоположении улицы, о ее названии. Октябрь.

4. Занятия «Почему так названы?». Просмотр видеофильмов, фотографий.

• Закрепить знания детей о городе;

• Прививать любовь к своему городу, чувство гордости за свой город. Ноябрь, декабрь.

5. Дидактические игры: «Экскурсия по городу» (на материале фотовыставке). «Вот моя улица, вот мой дом» (на материале фотографий, рисунков и карты города).

• Закреплять навыки ориентировки, знания административных и культурных зданий, жилых кварталов.

• Закреплять знания детьми улиц ближайшего окружения, в честь кого они названы. Ноябрь.

6. Посещение  музея «Петропавловской крепости» - «Улица времени»

• Вовлечение детей в активную познавательную деятельность;

• Поддержание интереса к проекту;

• Развитие умения слушать и запоминать информацию. Декабрь.

7. Посещение библиотеки.

• Рассматривание иллюстраций в книгах о Петербурге;

• Знакомство с выставкой «Мой Петербург»;

• Отбор литературы о Петербурге. Январь.

8. Игра «Путешествие по городу».

• Закрепить знания детей по теме «Улицы города»;

• Вызвать интерес у детей путешествовать по карте. Февраль.

9. Занятие – путешествие «Что было раньше, что сейчас».

• Используя фотографии, открытки, показать разницу, как выглядел город раньше и как выглядит сейчас;

• Привить любовь к родному краю, воспитывать чувство гордости за свой город. Февраль.

10. Рисование «Улицы нашего города».

• Закрепить навыки композиционного построения рисунка, смешивания красок;

• Воспитание интереса к рисованию. Март.

11. Вечер стихов о Петербурге.

• Воспитывать интерес о литературе, поэзии, стихам о родном городе;

• Закреплять умение слушать, запоминать, понимать стихи. Март.

12. Викторина «Наш город».

• Обобщить знания детей о своем городе, о его улицах;

• Вызвать желание соревнования у детей и родителей. Апрель.

13. Оформление уголка «я в городе этом прекрасном живу…».

3 этап – итоговый

14. Презентация проекта на итоговом педсовете:

• Познакомить детей с историческими местами, достопримечательностями, красотами нашего города;

• Побудить детей и их родителей принять участие в оформлении уголка;

• Воспитывать интерес к истории своего города. Апрель.

15. Презентация альбома «Мой город родной».

• Побудить детей и родителей принять самое активное участие в создании альбома «Мой город родной»;

• Уметь рассказать о своей улице;

• Воспитывать у детей чувство гражданственности, нравственности. Апрель.

16. Презентация выставки рисунков «Улицы нашего города».

17. Презентация рукописной книги «Мой любимый город»

• Побудить детей и их родителей принять участие в оформлении;

• Привить любовь к родному краю, воспитывать чувство гордости за свой город.

• Побудить детей и родителей принять самое активное участие в создании книги рукописной «Мой любимый город».

• Уметь рассказать о своей страничке в книге; Апрель.

Результат проекта:

Знания, полученные во время проекта, помогли повысить значимость патриотического воспитания детей, формированию патриотических чувств у дошкольников. Родители и воспитатели убедились в том, насколько актуальна тема изучения родного города. Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил родителей и детей в воспитании будущих граждан своего города и страны. Родители вместе с детьми представили очень интересные проекты по теме «Улицы нашего города». Интересно вели рассказ, сопровождая показом фотографий. Все этапы проекта прошли через разные виды деятельности, использовался развивающий, дифференцированный подход к каждому ребёнку. В дальнейшем мы планируем продолжить работу по этой теме и создать банк данных по истории улиц нашего города.


Проект «Наш город - Томск»

Вид проекта: Открытый (в контакте с семьей), групповой, длительный, информационно – практико -ориентированный.

Проблема: Недостаточный уровень знаний детей о родном городе.

Обоснование проблемы: Теоретические основы нравственно- патриотического воспитания в современном дошкольном учреждении базируются на новых научных - подходах и осмыслении важнейших тенденций его развития и могут быть сформулированы следующим образом:

- нравственно – патриотическое воспитание формируется и развивается как чувство посредством духовно – нравственного обогащения;

- понимание высшего развития чувства патриотизма связано с действиями и поступками детей и взрослых;

- нравственно – патриотическое воспитание, будучи глубоко социальным по своей природе явлением, представляет собой источник существования и развития общества, в котором воспитывается ребенок;

- в роли первоосновного субъекта нравственно – патриотического воспитания выступает личность, задача которой – осознание своей исторической, культурной, национальной. Духовной и иной принадлежности к Родине;

- истинный патриотизм как возвышенное чувство – незаменимая ценность высшего уровня духовно – нравственного и культурного развития.

Актуальность.

Каждый человек имеет свою малую Родину. Чем больше связано впечатлений, переживаний, эмоции с ней, тем она роднее и любимее. Чаще всего любимым городом, посёлком, селом является то место, где человек родился и вырос. Детские воспоминания самые яркие, волнительные. На протяжении всей своей жизни он вспоминает в основном какие-то моменты из своего детства и места, где они происходили. Чем больше ребёнок с детства будет знать о своей Родине, тем она ему будет ближе и роднее.

Мой проект " Наш город Томск" посвящается малой Родине наших воспитанников.

Цель проекта.

Формировать у детей стойкий интерес к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям.

Задачи проекта.

1. Развивать интерес у детей к родному городу, его историческому прошлому.

2. Воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственность за происходящее.

3. Развивать бережное отношение к природе, достопримечательностям города.

4. Развивать у детей связную речь, обогащать и активизировать словарь, учить свободно мыслить и фантазировать.

Участники проекта: воспитанники подготовительной к школе группы, родители, педагог.

Сроки реализации проекта: 1 октября – 15 ноября 2013г

Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, видеокамера, фотографии и иллюстрации достопримечательностей города Томска, познавательная литература о городе Томске, разрезные картинки достопримечательностей города Томска, детские кроссворды о нашем городе.

 

Основные формы реализации проекта:

- ННОД:

  • Ознакомление с окружающим миром «Наш город – Томск» (ИКТ)

Цель: Продолжать знакомить детей с малой Родиной. Расширить представления об истории возникновения города, дать представление о гербе Томска. Воспитывать эмоциональное отношения к городу, родной природе. Формировать уважение и любовь к Родине, к своему родному городу. Развивать познавательный интерес и любовь к родному краю.

  • «Моя Родина – Томск»

Цель: закреплять умение употреблять предлоги в активной речи (в, из, по, от, до, через, к, около); продолжать учить детей употреблять в речи множественное число существительных в родительном падеже; закреплять умение образовывать новые формы существительного (Томск – томичи); совершенствовать связную речь, память; обобщать знания детей о городе Томске; развивать познавательную активность детей: выделять главное, строить предложения, сравнивать, строить умозаключения; расширять и обогащать знания детей об исторических местах и достопримечательностях города Томска; воспитывать у детей любовь, чувство гордости по отношению к своему городу.

Беседы:

  • Беседа: «История возникновения города Томска»

Цель: Рассмотреть с детьми фотографии Томска. рассказывать, что такое герб, что на нём изображено; объяснить название города,

  • ИКТВиртуальная экскурсия по микрорайону «Мокрушинский».

Цель: Расширить представления детей о микрорайоне в котором они живут, его достопримечательностях. Рассказать почему наша улица названа Мокрушина.

  • Беседа: «Сибирские Афины»

Цель: Рассказать детям почему Томск называют «Сибирскими Афинами»(Благодаря многочисленным учебным заведениям)

  • ИКТ: Рождение города

Цель: Показать детям видеофильм какой наш город был раньше, и какой сейчас (фотографии старого и нового города)

  • Беседа: Театры нашего города

Цель: Продолжать знакомить с культурным отдыхом горожан, театрами

  • Беседа: Реки и озера города Томска

Цель: Продолжать знакомство с реками и озерами города Томска (Томь, Ушайка, Белое озеро, Боярское, Песчаное)

  • Беседа: Улицы родного города

Цель: формировать знания детей о разнообразии улиц в городе Томске.

 

Продуктивная деятельность:

  • Конструирование из строительного материала: «Мой любимый детский сад».
  • Аппликация: «Герб города Томска».
  • Рисование:

1.«Мы расскажем о нашем городе».

Цель: Учить отражать свои впечатления о городе в рисунке.

2.«Томск старинный и современный».

Цель: Учить отражать свои впечатления о городе в рисунке.

 

- Развивающая среда:

1. Уголок города, где размещены познавательные и иллюстративные материалы о Томске, о природе Томска, фотоальбомы, детские работы, символы, макет города.

2. Стенды, ширмы, фотографии, картины о Томске на стенах группы и приёмной.

         

Этапы реализации проекта.

 

1 этап Подготовительный:

1. Постановка цели проекта.

2. Изучение методической литературы, интернет ресурсов – сбор информации.          

Разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта.

3. Заинтересовать и привлечь родителей к активному участию в реализации проекта «Наш город Томск» (индивидуальные беседы в группе).

4. Сбор материала вместе с родителями и детьми.

Привлечь родителей к сбору материалов, необходимых для реализации проекта.

- фотографии дома, в котором живут;

- составление рассказов на тему «Наш любимый город».

 

2 этап Практический: Реализация проекта

 

№ п/п

Планируемые мероприятия

Сроки реализации

1

Выбор темы проекта, определение актуальности, постановка цели и задач.

Октябрь

1 неделя

2

Подбор материалов, оборудования, литературы, изготовление дидактических игр.

Октябрь

2-4 неделя

3

Реализация проекта:

 

3.1

Оформить мини-библиотеку для родителей.

Ноябрь

1 неделя

3.2

Беседа: «История возникновения города Томска».

ННОД «Моя Родина – Томск!

ИКТ Виртуальная экскурсия по микрорайону «Мокрушинский».

6 ноября

3.3

Беседа: «Сибирские Афины».

Рисование «Мы расскажем о нашем городе».

Выучить стихотворение   Михаила Карбышева Томск

7 ноября

3.4

Беседа: Театры нашего города.

Конструирование из строительного материала: «Мой любимый детский сад».

 

8 ноября

3.5

Беседа: Реки и озера города Томска

 

Оформить фотовыставку «Дом, в котором мы живем».

11ноября

3.6

ННОД «Наш город – Томск» (ИКТ)

 

12 ноября

3.7

Беседа: «Улицы родного города».

Просмотр видеофильма «Рождение города»

13 ноября

3.8

Рисование «Томск старинный и современный».

Беседа: «Памятники в нашем городе»

 

14 ноября

3.9

Аппликация: «Герб города Томска».

Беседа: «Мы расскажем о нашем городе»

 

15 ноября

4

Презентация проекта:

 

4.1

КВН «Посмотри, как хорош, край в котором ты живёшь»

20 ноября

 

3 этап: Подведение итогов:

Решаемая проблема вызвала интерес не только у детей, но и их родителей, воспитателей и других сотрудников учреждения.

Ожидаемый результат проектной деятельности: Обогащение знаний и представлений детей о родном городе.

 

Продукт проекта:

КВН «Посмотри, как хорош, край в котором ты живёшь».

Фотовыставка «Дом, в котором мы живем».

 

Презентация проекта:

Итогом работы является проведение КВНа «Посмотри, как хорош, край в котором ты живёшь» для воспитателей ДОУ и родителей.

 

Литература:

1. Алёшина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом. - М.: ТЦ Сфера, 1999,-112с.

2. Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2004. -156с.

3. День за днем, год за годом: хроника жизни Томска в XVII-XX столетиях / Н. М. Дмитриенко; Том. гос. ун-т. Пробл. лаб. истории, археол. и этногр. Сибири, Том. обл. краев. музей; [науч. ред. Э. И. Черняк]. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2003. – 345, [2] с.: ил., портр., фото.

4. Заплавный, С. А. Рассказы о Томске. – Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1984. – 407, [7] с.: ил.

5. История названий томских улиц / отв. ред. Г. Н. Старикова. – 2-е изд-е, доп. и испр. – Томск: D.Print, 2004. – 401 с.: ил.

6. Кондрыкинская, Л. А. С чего начинается Родина? опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. – М.: Сфера, 2004. – 192 с.

7. Легенды и мифы старого Томска: книга-альбом. Кн. 1. – Томск, 2004. –250 с.: ил.

8. Легенды о Томске [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mistland.ru/2010/08/legendy-o-tomske/, свободный.

9. Майданюк, Э. К. Прогулка по старому Томску. – Томск, 1992. – 104 с.

10. Наш город родной: исторические и памятные места Томска / М. И. Чугунов, В. А. Соловьева. – Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1982. –210 с.

11. Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. Дошкольное воспитание 2003, №6, с.45-55.

12. Якушева Т.А. Воспитание гражданско - патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. Дошкольная педагогика, 2006, №6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности "Путешествие по Санкт - Петербургу" в рамках проекта "Мой город Санкт - Петербург".

Конспект совместной деятельности"Путешествие по Санкт - Петербургу"в рамках проекта "Мой город Санкт - Петербург".Составитель:воспитатель высшей квалификационной категории Костерева Н.Н.Исп...

ПЛОЩАДИ НАШЕГО ГОРОДА. Конспект игры-путешествия «Площади нашего города» в рамках проекта: «Мой город Санкт-Петербург» с детьми подготовительной к школе группы.

Проект "Мой город Сант-Петербург" рассчитан на два года. В течении этого времени дошкольники знакомятся с достопримечательностями своего города не только с помощью видео и звуко записей, но и  по...

Петербургские львы.Конспект игры-путешествия «Площади нашего города» в рамках проекта: «Мой город Санкт-Петербург» с детьми подготовительной к школе группы.

Конспект очередной игры, во время которой дошкольники знакомятся не только со скульптурами львов в Санкт-Петербурге, но и с именами скульпторов. Данная игра кроме задач воспитания решает задачи развит...

Педагогический проект «НАШ ГОРОД САНКТ—ПЕТЕРБУРГ»

Данный проект подготовлен для рабооты с детьми ОВЗ старшего дошкольного возраста. Направлен на развитие речи дошкольников, формирование представлений о городе, в котором живем, воспитание чувства горд...

Проект "Мой город - Санкт-Петербург"

Проект в подготовительной группе «Мой город - Санкт-Петербург»Тип проекта: познавательно – информационный, творческий.Срок реализации проекта:  2 недели. Участники проекта:...

Познавательный проект "Мой город - Санкт - Петербург"

Данный проект - это начальная ступень патриотического воспитания дошкольников....

Проект "Мой город Санкт-Петербург"

Санкт-Петербург всегда считался культурной столицей России.Какими же должны быть жители этого красивейшего города мира?Прежде всего, они должны знать свой родной город, любить его. А ещё они должны...