Петербургские львы.Конспект игры-путешествия «Площади нашего города» в рамках проекта: «Мой город Санкт-Петербург» с детьми подготовительной к школе группы.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Конспект очередной игры, во время которой дошкольники знакомятся не только со скульптурами львов в Санкт-Петербурге, но и с именами скульпторов. Данная игра кроме задач воспитания решает задачи развития воображения, творчетва и интеллекта дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
peterburgskie_lvy_konspekt.docx | 77.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект игры-путешествия «Площади нашего города» в рамках проекта: «Мой город Санкт-Петербург» с детьми подготовительной к школе группы ГБДОУ №57.
ПЕТЕРБУРГСКИЕ
ЛЬВЫ.
Составитель: воспитатель I
квалификационной категории
Янкова Людмила Валентиновна
Образовательные области:
«Коммуникация», «Познание» (ФЭМП)
Санкт-Петербург. 2013.
Конспект игры-путешествия «Площади нашего города» в рамках проекта: «Мой город Санкт-Петербург» с детьми подготовительной к школе группы ГБДОУ №57.
ПЕТЕРБУРГСКИЕ ЛЬВЫ.
Составитель: воспитатель I квалификационной категории
Янкова Людмила Валентиновна.
Образовательные области: «Коммуникация», «Познание» (ФЭМП)
Санкт-Петербург. 2013.
Цель игры-путешествия:
Расширять представления детей о родном городе, через знакомство с
достопримечательностями Санкт - Петербурга.
Задачи:
- вызвать у детей интерес к нашему городу, который является единственным городом мира, где весь исторический центр входит в мировое наследие;
- вызвать гордость за свое отечество, воспитывать уважение к создателю нашего города, великим согражданам;
- прививать желание изменить город к лучшему;
- познакомить детей с основными площадями города, историей их создания;
- учить узнавать объекты, высказывать свое впечатление;
- формировать представление об уникальности нашего города, уметь видеть в привычном городском пейзаже элементы необычного;
- развивать в процессе работы познавательные способности: память, внимание, словесно-логическое мышление, умение анализировать, планировать, комбинировать.
Технологии, используемые в данной игре:
- игровые технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- личностно-ориентированные технологии;
- технологии проектирования;
- технологии проблемного обучения;
- технологии развивающего обучения;
- технология мнемотехники.
Используемый материал:
- видеоролик с видами города;
- аудиозапись львиного рыка;
- пазлы с изображением львов;
- слайды с изображением скульптур львов;
- алгоритмы последовательности рассказывания по темам «Описание животного»
Оборудование:
- ноутбук
- экран
- мультипроектор.
Сценарий игры.
Воспитатель:
Друзья, сегодня мы с вами продолжим знакомство с архитектурой нашего города. Только сегодня во время путешествия мы с вами создадим музей, которого еще нет в Петербурге. Да, да, прямо здесь и прямо сейчас. Давайте для начала вспомним, что такое музей.
(Высказывание детей)
А как называются те предметы, которые собраны в музее? Правильно, экспонаты. Я подготовила несколько экспонатов для нашего нового музея, но вот беда – пока несла, они рассыпались. Да, да, не удивляйтесь и не расстраивайтесь. Вы мне сейчас поможете их «собрать».
Проводится игра «Собери пазлы». Дети делятся на четыре группы, каждой из которой предлагается собрать на скорость из пазлов картинку.
Воспитатель:
Что же у вас, ребята, получилось? Как вы думаете, что за музей я вам предлагаю создать?
(Высказывание детей)
А это возможно, создать музей львов?
(Высказывание детей)
Почему нельзя?
(Высказывание детей)
Где обитают львы?
(Высказывание детей)
А можно ли встретить львов в нашем городе?
(Высказывание детей)
Оказывается, кроме зоопарка львов можно встретить во многих местах нашего города. Интересно? Тогда, располагаемся в нашем воздушном шаре и летим на поиски петербургских львов.
Дети рассаживаются полукругом у экрана .Звучит музыка, на экране – изображение птиц и облаков (слайд №5)
Воспитатель:
Пока наш шар поднимается, я расскажу вам, откуда в наших северных краях появились эти южные животные. Когда Петр I основывал Петербург, он видел его как могущественную столицу России, похожую на империю Древнего Рима. (слайд № 6) Как известно, в римских городах, парках, возле римских дворцов устанавливали скульптуры львов. Почему? Давайте вспомним качества льва-животного. Какой он, лев?
(Высказывание детей)
Совершенно верно. Лев – это сильное, отважное, гордое и свободолюбивое животное.
В римской мифологии лев к тому же является символом любви. Поэтому в Петербурге, как и в Римской империи, этот величественный царь зверей присутствовал в петровские времена на многих площадях и улицах.(слайд № 7) Но и сегодня едва заметные и огромные, металлические и каменные львы охраняют парки, мосты, фасады домов, подъезды зданий, скверы, набережные Санкт-Петербурга.
Мы пролетаем над Елагиным островом. Вспомните, почему он так называется? Правильно, остров получил название по имени его владельца – князя Елагина. И в центре острова стоит великолепный Елагин дворец. (слайд №8) Посмотрите на его парадный вход. Что вы видите? (слайд №9) Совершенно верно, у парадной лестницы стоят два льва. Кто хочет описать этих львов словами?
Описательный рассказ ребенка о скульптуре с помощью мнемотаблицы.
Воспитатель:
Ребята, львы на Елагином острове были первыми чугунными сторожевыми львами, поселившимися в Санкт-Петербурге. Полетим дальше?
Звучит музыка, на экране – изображение птиц и облаков, здание Адмиралтейства.(слайд№10)
Воспитатель:
Вы узнаете это здание? Верно, это Адмиралтейство. Осторожно, мы приземляемся. Смотрите, к парадному входу ведет широкая пологая лестница. По сторонам лестницы на прямоугольных гранитных постаментах возвышаются большие мраморные львы.(слайд №11) Грозные звери стоят, повернув друг к другу тяжелые головы в крупных завитках густой гривы; широкая грудь, стройное мускулистое туловище, могучие лапы воссоздают образ сильного хищника. У мраморных львов настороженная поза: один опирается передней лапой на шар, у другого шар выскользнул, и лев мягким кошачьим движением лапы, будто играя, хочет подкатить его на прежнее место. Лев, опирающийся лапой на круглый неустойчивый предмет, вынужден все время бодрствовать; стоит ослабить внимание — и шар выскользнет. Поэтому сама поза зверей, лапа которых покоится на шаре, также подчеркивает, что это львы сторожевые. Статуи львов исполнил скульптор Трискорни в Карраре в 1810 году.
Давайте немного разомнемся и поиграем.
Игра «Найди свою половинку». Дети образуют круг, перед каждым из них воспитатель кладет часть открытки с изображением льва, привернутую вниз. Под веселую музыку участники движутся по кругу. Как только музыка стихнет, каждый ребенок должен взять половинку изображения и найти к ней пару у другого ребенка. Игра повторяется.
Воспитатель:
Друзья, нам пора двигаться дальше. Занимайте свои места.
Звучит музыка, на экране – изображение птиц и облаков и фото львов у дачи Безбородко. (слайд№12)
Воспитатель:
Ребята, смотрите, да здесь не один лев! Очень давно в этом месте была расположена усадьба, принадлежавшая Г.А.Кушелеву-Безбородко. Главный дом, сохранившийся до наших дней, был перестроен в 1783–84 гг. по проекту Д. Кваренги. Палисадник, лежащий перед построенным в духе московской усадьбы домом, отделен от набережной оградой, представляющей собой скульптуры двадцати девяти одинаковых львов, держащих в зубах тяжелые чугунные цепи. Каждый лев сидит на пьедестале квадратного сечения, а под ними расположен во всю длину общий фундамент из пудожского камня. Посмотрите внимательно на эти скульптуры и попробуйте их описать.
Описательный рассказ ребенка о скульптуре с помощью мнемотаблицы.
Воспитатель:
А сейчас мы с вами полетим к необычному мосту нашего города. Он называется Львиный мостик. Как вы думаете, почему?
(Высказывание детей)
Давайте посмотрим на этот мост, и вы сами поймете, кто из вас прав, а кто ошибался. (слайд № 13). Из трех мостов, перекинутых через Екатерининский канал Львиный мостик единственный, который сохранился без изменений. Он был открыт 1 июля 1826 года. В начале 19 века, когда основной материал инженеров — чугун, прочный, но плохо выдерживающий растяжение, — сменило железо, хорошо «работающее» и на сжатие и на растяжение, сразу нескольким инженерам в Старом и Новом свете пришла мысль подвешивать пролеты мостов на железных цепях. Их перебрасывали через высокие опоры и закрепляли в береговых устоях. Так что трехметровые львы здесь не просто так сидят, а удерживают 27-метровый пролет и нас с вами на мосту. Мощные мускулистые фигуры львов скрывают сложные металлические конструкции. Все три уцелевших пешеходных моста были сконструированы Георгом Третером. А львы, как и грифоны на Банковском мосту, отлиты по модели скульптора Петра Соколова.
Ребята, львов в нашем городе, как вы поняли, очень много, и они все довольно разные. Посмотрите, это Львы у дома Лаваля на Английской набережной (слайд № 14). Декоративные статуи львов своеобразны. Их голову, шею и часть спины, как у древнеегипетских сфинксов, покрывает платок, ровную, гладкую поверхность которого оживляют симметрично расположенные борозды. Вырубать из твердого ломкого камня львов с гривами со множеством мелких завитков сложно. К тому же некоторая обобщенность формы придает статуям монументальность небольшие по размерам, они выглядят внушительно. А эти львы, притаились в тихом дворике неподалеку от особняка Кшесинской. Дворик маленький и тихий, и даже те, кто всю жизнь прожил на Петроградской, обычно не знают об этой паре статуй.
А вот эти львы совсем необычные. (слайд № 15). Кто знает, как называются такие мифические существа с туловищем льва и крыльями? Врно, это грифоны. И украшают они Банковский мост. Банковский мост — это один из уютнейших пешеходных мостиков в Петербурге, его оформлением в 19 веке занимался знаменитый скульптор П. П. Соколов. Между прочим, грифоны поселились здесь не случайно, именно напротив одного из крупнейших банков города. Дело в том, что, согласно древнегреческим мифам, эти существа являлись хранителями золота. Сейчас грифоны немного "переквалифицировались" и царят на мосту как хранители знаний — в здании бывшего Ассигнационного банка теперь расположена Санкт-Петербургская государственная академия экономики и финансов.
Мы с вами не посмотрели и половины львов, которые есть в нашем городе. Зато у вас с родителями есть возможность узнать о тех львах, о которых я здесь не говорила. И сейчас я вам предлагаю выучить стихотворение о львах, живущих в Петербурге. А поможет нам это сделать мнемотаблица. Я сейчас прочитаю вам стихотворение Валентины Левиной, а вы внимательно смотрите на таблицу и попробуйте как можно больше строк запомнить.
Вы видали,как красивы
Наши бронзовые львы?
Им причесывают гривы
Гребни белые Невы.
Львов порой Нева купает,
Окунает с головой –
В наводненье так бывает
С разозленною Невой.
А сейчас она спокойна.
Чайки невские парят.
За собой оставив волны,
Лишь буксиры прогудят. (Скаченков)
Разучивание стихотворения по мнемотаблице.
Литература:
- Алифанова Г.С. Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет. Санкт-Петербург, Паритет, 2005 г.
- Бабаева Т. И. Социально - эмоциональное развитие дошкольников в детском саду, Дошкольная педагогика, Издательство РГПУ им. А.И. Герцена
- Борчанинова К.В. Развитие интереса старших дошкольников к архитектуре Санкт-Петербурга в условиях дошкольного учреждения // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. № 109: научный журнал. СПб., 2009 (июль). С. 78
- Борчанинова К.В., Солнцева О.В. Маленькие граждане о своем городе. /Маленькие граждане большого города: Коллективная монография. СПб. СОЮЗ, 2007. С. 345-363 (0,9 п.л./0,4 п.л.).
- Никифорова Л., И. Юный краевед// Дошкольное воспитание.- 2010.-№3
- Куревина О.А.. Селезнева Г.Е Путешествие в прекрасное.
- Погодина В.Л.Твой Петербург» курс краеведения для начальной школы СПб., Акцидент., 1997.
- Солнцева О.В.Принципы организации работы по приобщению детей дошкольного возраста к культуре Санкт-Петербурга// Система дошкольного и начального образования: пути развития: матер. Всерос. науч-практ. конференции.-Спб.:Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.
- Серова З.А. Знаешь ли ты СПб? (методическое пособие), МиМ, СПб, 1998.
Интернетресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛОЩАДИ НАШЕГО ГОРОДА. Конспект игры-путешествия «Площади нашего города» в рамках проекта: «Мой город Санкт-Петербург» с детьми подготовительной к школе группы.
Проект "Мой город Сант-Петербург" рассчитан на два года. В течении этого времени дошкольники знакомятся с достопримечательностями своего города не только с помощью видео и звуко записей, но и по...
Площади нашего города
Материал по Петербурговедению для детей старшего дошкольного возраста...
Знакомство с родным городом "На автобусе по Санкт - Петербургу"
С чего начать знакомство детей - дошкольников с родным городом? Как организовать это знакомство? Отправляемся на автобусную экскурсию по значимым местам: заглянем на Заячий остров, рассмогтрим Петропа...
#СидимДома с 18.05 по 22.05.2020г Тема:" Моя страна. Мой город. С Днем рождения Санкт - Петербург!"
#СидимДома "Моя страна. Мой город. С Днем рождения Санкт - Петербург!"...
Моя страна. Мой город. С Днем рождения, Санкт-Петербург! 3 неделя мая
Рассматривание иллюстраций «Наш город – Санкт-Петербург», Мультфильм «Санкт-Петербург»...
Моя страна. Мой город. С Днем рождения, Санкт-Петербург! 3 неделя мая
Рассматривание иллюстраций «Наш город – Санкт-Петербург», Мультфильм «Санкт-Петербург»...
Путешествие по городу - необычные памятники в Санкт-Петербурге
краткая информация о необычных памятниках в городе, связанных с его историей...