СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ Особенности речевого воспитания в дошкольной педагогике Направления речевой работы с детьми
учебно-методический материал ( группа) на тему
Создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения прфессиональной компетентности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_seminar_na_sayt.docx | 48.26 КБ |
tablitsa_rechevogo_razvitiya_detey.docx | 82.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Администрация города Иркутска
Комитет по социальной политике и культуре
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Иркутска детский сад комбинированного вида №139
___________________________________________________________________________
664043 г. Иркутск, б. Рябикова, 13, тел.: 30-13-35
e-mail: mdoy-139@mail.ru
Утверждаю: |
Заведующая МБДОУ г. Иркутска детский сад № 139 |
______________Г.А. Исмагилова |
«____» ________________ 2015г. |
СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ
Особенности речевого воспитания в дошкольной педагогике
Направления речевой работы с детьми
Подготовила:
Педагог-психолог: Богданова Н.А.
СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ
Особенности речевого воспитания в дошкольной педагогике.
Направления речевой работы с детьми.
Цель: создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности и мастерства педагогов ДОУ по развитию речи детей.
Задачи:
- обновить научно - методический уровень компетенции педагогов о процессе развития речи и речевого общения на основе современных требований;
- расширить опыт педагогов по созданию условий в ДОУ для речевого развития дошкольников в целостном образовательном пространстве;
- углубить представления педагогов о содержании речевого развития;
- побуждать педагогов ДОУ к мыслительной и практической деятельности по овладению современными технологиями развития речи детей.
План семинара:
1. Этапы развития речи
2. Методические рекомендации педагога-психолога по воспитанию и развитию детей с нарушениями речи
- трудности, возникающие у детей с нарушениями речи
- основные функции речи
- что следует учитывать воспитателю, работая с детьми, имеющими речевые нарушения
3. Приемы развития игровой деятельности, внимания, памяти, словесно-логического мышления, пальцевой моторики, эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями речевого развития
4. Обучение детей расслабляющим упражнениям для мышечной и эмоциональной раскованности
1. Этапы развития речи
Как известно, РЕЧЬ не является врожденной способностью, а развивается в процессе индивидуального развития от момента рождения до конца жизни. Развитие ребенка очень индивидуально, нет смысла сравнивать между собой сверстников. Это относится и к развитию речи. Давайте рассмотрим этапы развития речи в норме:
А. Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей:
1-й — подготовительный — до года;
2-й — преддошкольный этап первоначального овладения языком — до 3-х лет;
3-й — дошкольный — с 3-х до 7-ми лет;
4-й — школьный – с 7-ми до 17-ти лет.
1-ый ЭТАП — ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (с момента рождения ребенка до одного года)
С момента рождения у ребенка появляются голосовые реакции: крик и плач. Через две недели можно уже заметить, что ребенок начинает реагировать на голос говорящего. К концу первого месяца его уже можно успокоить мелодичной песней (колыбельной). Около 2 мес. появляется гуление и к началу 3-го мес. — лепет. С 5 мес. ребенок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ и пытается подражать. С 6 мес. ребенок путем подражания произносит отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-па и др.). В возрасте 7 — 9 мес. ребенок начинает повторять за взрослым все более и более разнообразные сочетания звуков. С 10 — 11 мес. появляются реакции на сами слова (уже независимо от ситуации и интонации говорящего). В это время особо важное значение приобретают условия, в которых формируется речь ребенка (правильная речь окружающих, подражание взрослым и др.). К концу первого года жизни появляются первые слова.
2-ой ЭТАП – ПРЕДДОШКОЛЬНЫЙ (от 1 года до 3-х лет)
В это время ребенок очень много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом малыш путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает. До полутора лет речь малыша носит ситуативный характер. Например, слово каша может означать в разные моменты вот каша; дай кашу; горячая каша. С полутора лет слово приобретает обобщенный характер. Появляется возможность понимания словесного объяснения взрослого, усвоения знаний, накопления новых слов. На протяжении 2-го и 3-го г. жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря. Словарный запас составляет примерно к 1 г. 6 мес. — 10 — 15 слов; к концу 2-го г. — 300 слов (за 6 мес. около 300 слов!), а к 3 годам — около 1000 слов (т.е. за год около 700 слов!). К началу 3-го года жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи. В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности.
3-ий ЭТАП – ДОШКОЛЬНЫЙ (от 3-х до 7 лет)
На дошкольном этапе у большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение. На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными словами, формируется фонематическое восприятие. Активный словарь ребенка к 4 — 6 г. достигает 3000 — 4000 слов. Значения слов еще больше уточняются и во многом обогащаются. У ребенка растет опыт речевого общения и на его основе формируется чувство языка, способность к словотворчеству. Для детей 4-го г. распространенная форма высказываний — простое предложение (Н: «Я куклу в такое красивое платье одела»; «Я стану большим сильным дядей»). На 5 г. жизни дети относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений (Н: «Потом, когда мы пошли домой; нам подарки дали: разные конфеты, яблоки, апельсины»). Начиная с этого возраста высказывания детей напоминают короткий рассказ. В пятилетнем возрасте дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки (рассказа) из 40 — 50 предложений. К 5-ти летнему возрасту в норме ребенок должен дифференцировать все звуки. т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. К этому же времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребенок говорит “чисто”. На протяжении дошкольного периода постепенно формируется контекстная (отвлеченная, обобщенная, лишенная наглядной опоры) речь. Контекстная речь появляется сначала при пересказе ребенком сказок, рассказов, затем при описании каких-нибудь событий из его личного опыта, его собственных переживаний и впечатлений.
4-ый ЭТАП – ШКОЛЬНЫЙ (от 7 до 17 лет).
Главная особенность развития речи у детей на данном этапе по сравнению с предыдущим — это ее сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний. Ведущая роль при этом принадлежит новому виду речи — письменной речи. Нормальное (своевременное и правильное) речевое развитие ребенка позволяет ему постоянно усваивать новые понятия, расширять запас знаний и представлений об окружающем. Таким образом, речь, ее развитие самым тесным образом связаны с развитием мышления.
2. Методические рекомендации педагога-психолога по воспитанию и развитию детей с нарушениями речи
Задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребенка. Речевая патология особенно тяжелые ее формы часто влекут за собой личностные проблемы у детей: снижают их коммуникативные возможности, препятствуют формированию адекватной самооценки, задерживают развитие познавательных способностей, одним словом препятствуют своевременной социализации детей.
Однако если вовремя помочь ребенку, постоянно использовать все способы развития, активизации речи, эти серьезные проблемы можно успешно решить.
- Трудности, возникающие у детей с нарушениями речи
Связь речевого нарушения с другими сторонами психического развития обуславливает наличие вторичных дефектов. Так, обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями (сравнения, классификации, анализа и синтеза), дети с нарушениями речи могут отставать в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевать мыслительными операциями.
В овладении словарным запасом и грамматическим строем родного языка, что задерживает процесс развития связной речи, перестройку ее форм, и, прежде всего своевременный переход от диалогической формы к контекстной.
В формирования познавательной деятельности, недоразвитие эмоционально-волевой сферы. Общее недоразвитие речи сказывается на формировании у детей интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер.
Дети с нарушениями речи быстро устают, нуждаются в побуждении со стороны педагога, затрудняются в выборе продуктивной тактики деятельности, ошибаются на протяжении всей работы. У ряда детей отмечается недостаточная устойчивость внимания.
Речевая недостаточность сказывается и на развитии памяти. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей рассматриваемой категории по сравнению с нормально говорящими детьми заметно ниже возможности запоминания вербального материала, продуктивность запоминания. Дети часто забывают сложные инструкции (трех-, четырехступенчатые), элементы и последовательность предложенных заданий.
Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, пропускают его составные части.
- Несовершенство речевых умений затрудняет формирование основных функций речи - коммуникативной, познавательной, обобщающей, регулирующей.
Коммуникативная функция речи является одной из наиболее ранних и способствует развитию контактности ребенка со сверстниками, развивает возможность совместной игры, что имеет большое значение для формирования адекватного поведения, эмоционально-волевой сферы и личности ребенка. Обусловленная недостатками развития языковой системы, коммуникативная деятельность детей с нарушениями речи ограничена, они неохотно вступают в контакт со взрослыми и сверстниками, не умеют четко и правильно сформулировать мысль. У них обнаруживается беспомощность при выражении мысли в связном высказывании. Речевая активность снижена, не формируется языковая способность. Неясная речь ребёнка затрудняет его взаимоотношения с окружающими людьми и не способствует активности речи.
Познавательная функция речи связана с возможностью общения ребенка с окружающими. Дефекты речевого развития задерживают формирование познавательной функции речи, т.к. ребенок при помощи речи не только получает новую информацию, но и приобретает возможность ее по-новому усваивать. Ребенок часто нуждается в наглядной ситуации и ему понятна только информация, связанная со знакомыми, наглядно воспринимаемыми предметами, людьми в игровой ситуацией. Передача новых знаний, сведений, способов действий, личных переживаний затруднена.
Формирование обобщающей функции связано со становлением и развитием речевой деятельности. Недостаточная речевая способность детей с нарушениями речи не дает возможность правильно воспринимать информацию и расширять ее при речевом общении с окружающими. Исследователи считают, что задержка одного компонента мышления, приводит к задержке развития другого. Ребенок не владеет в соответствии с возрастом понятиями, обобщениями, классификациями, затрудняется выполнять анализ и синтез поступающей информации.
Формирование регулирующей функции речи связано с развитием внутренней речи, целенаправленного поведения, программированием интеллектуальной деятельности. При недоразвитии регулирующей функции речи действия ребенка отличаются импульсивностью, речь взрослого мало корригирует эту деятельность, ребенок затрудняется в последовательном выполнении определенных интеллектуальных операций, не замечает своих ошибок, теряет конечную задачу, переключается на несущественные раздражители, не может затормозить побочных ассоциаций.
- Работая с детьми, имеющими речевые нарушения, воспитателю следует учитывать:
- речевые недостатки
- психологические и возрастные возможности детей данной категории (неполная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью: внимание, память, словесно-логическое мышление, пальцевая моторика и игровая деятельность)
- характерологические особенности
У детей с речевыми нарушениями часто страдает эмоционально – волевая сфера: дети осознают свои нарушения, поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению, иногда наблюдаются аффективные реакции на непонимание словесных инструкций или невозможность высказать свои пожелания. Вследствие таких особенностей развития у детей наблюдаются:
- агрессивность, драчливость, конфликтность;
- повышенную впечатлительность, страхи;
- неуверенность, чувство угнетенности, состояние дискомфорта;
- энурез;
- повышенная обидчивость, ранимость;
- склонность к болезненному фантазированию.
Осуществляя работу, воспитатель, помимо реализации основных задач связанных с развитием и закреплением речевых навыков, так же должен уделять внимание:
- Становлению и развитию у детей игровой деятельности;
- Развитию у детей внимания и памяти - процессов, тесно связанных с речью;
- Совершенствованию словесно-логического мышления ребенка как одной из функций речи;
- Развитию у детей пальцевой моторики;
- Эмоционально-волевой сфере (следствием нарушения речи часто становится: неуверенность, легкая возбудимость, негативизм, неспособность к длительным волевым усилиям);
- Обучению расслабляющим упражнениям для мышечной и эмоциональной раскованности (умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим - сконцентрировать внимание, снять возбуждение и т.п.)
3. Приемы развития игровой деятельности, внимания, памяти, словесно-логического мышления, пальцевой моторики, эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями речевого развития
Развитие у детей игровой деятельности
Если нормально развивающимся детям достаточно лишь создать условия для игры (зону, атрибуты, спокойную обстановку), то детей с нарушениями речи и ОНР часто приходится учить играть. Игра большинства таких детей бывает процессуальной, лишенной творчества; дети не всегда умеют договариваться во время игры, распределять роли, они не в состоянии длительно играть. Игра таких детей, как правило, примитивна, не отражает действительности в полной мере, не всегда является ведущей формой деятельности, как это положено в дошкольном возрасте. Поэтому воспитателю приходится обучать детей игре. В первую очередь следует создать базу - подготовить запас знаний и впечатлений от реальной жизни. Ни в коем случае не руководить игрой, а участвуя в ней, увлекать детей, предотвращать возможные конфликты. Как показывает опыт, ведущие роли, выполняемые воспитателем, неохотно поддерживаются детьми. С гораздо большей готовностью они включаются в игру, если воспитатель играет любые второстепенные роли. А диалог, который происходит между воспитателем и любым из играющих, непроизвольно вызывает у всех детей повышенный интерес. Воспитатель играет с ними на равных! Дети легко расковываются в такой игре, становятся активнее, смелее, изобретательнее! Включаясь в игру, воспитатель должен помнить, что помимо обогащения игровой деятельности детей, желательно максимально повышать их умственную и речевую активность. Так, будут полезны вопросы воспитателя во время различных ролевых игр. ("Доктор почему Вы бинтуете мне руку?").
Развитие у детей внимания и памяти
Если у ребенка нарушено внимание, то восприятие речи не может происходить в полном объеме (у детей с общим недоразвитием речи внимание нарушено примерно в 90% случаев). Из этого следует, что развитие внимания и памяти положительно сказывается на коррекции речевого недоразвития. Заниматься этим воспитателю необходимо не только на занятиях, но и во время некоторых режимных моментов.
Во время сборов на прогулку можно предложить ребятам, чтобы они проверили, все ли в порядке в одежде сверстников и своей собственной (правильно ли зашнурованы ботинки, повязан шарф, все ли пуговицы застегнуты и т. п.), и посоветовали, например, Алеше, что можно еще надеть. Собираясь с детьми на музыкальное занятие, можно спросить их: "Кто за кем стоял на прошлом занятии?", "Кого похвалила Наталья?", "Кто лучше всех танцевал?" Это будет иметь и воспитательное значение. На прогулке можно поиграть с детьми в игру "Летает - не летает". Воспитатель произносит слова, обозначающие предметы или объекты (ворона, ворота, дверь, лебедь, самолет, автомат, вертолет и т. п.). Если они могут летать, дети машут руками. Если нет - приседают. По такому же принципу проводятся игры на выделение любого обобщающего понятия (овощи, одежда, деревья, транспорт, игрушки, продукты, мебель и т. п.). Задуманное обобщение можно выделять среди других слов хлопками, прыжками, приседаниями и другими действиями. Еще одно упражнение, которое можно проделать на прогулке.
Воспитатель просит детей посмотреть вокруг и назвать все зеленое (деревянное, покрашенное, металлическое, живое, высокое, толстое, длинное, кирпичное и т. д.). Такое упражнение увеличивает объем внимания и его устойчивость. Помимо изложенных, полезно также проводить и традиционные, хорошо известные воспитателям игры: "Чего нет?", "Что изменилось?", "Что прибавилось?", "Разложи предметы так, как я скажу" и т.д.
(Примерные упражнения см. приложение № 2)
Совершенствование словесно-логического мышления ребенка
Словесно-логическое мышление - один из трех видов мышления - характеризуется использованием понятий, суждений и умозаключений (два других - наглядно-действенное и наглядно-образное - осуществляются, соответственно, посредством действий и образов). Оно невозможно без речи и в то же время является одной из ее функций. Иными словами, речь и мышление тесно связаны между собой и, постоянно взаимодействуя, развивают друг друга.
Воспитатель должен помогать ребенку, осмысливать события и явления, искать их причины и следствия, взаимосвязь и отличительные особенности. Например, с помощью таких вопросов: Почему осенью люди теплее одеваются? Почему летом нельзя кататься на лыжах? Важно приучать ребят задумываться над тем, что они видят вокруг, что узнают из рассказов взрослых, кино, радио и телепередач. Воспитателю не следует торопиться, все тут же объяснять детям. Сначала отвечающему нужно задать наводящий вопрос, дать толчок его мысли, затем опросить других детей, выяснить всем вместе, кто же прав и только после этого самому приступать к объяснениям.
Важной операцией мышления является сравнение. Наиболее полезно искать различие в сходном, и общее в различном. Неиссякаемую пищу для словесно-логических упражнений предоставляют воспитателю хорошо знакомые детям и любимые ими сказки. Полезным упражнением для развития детского мышления является отгадывание загадок. Причем хорошо знакомые детям загадки (типа "Кто его раздевает, тот слезы проливает") не несут никакой умственной нагрузки. А вот такие, например, заставят задуматься не только ребенка, но и взрослого: Два соболя хвостами друг к другу лежат. (Брови) Кругла гора, что ни шаг, то нора. (Наперсток) Естественно, что такие загадки для детей могут быть трудны. Но предложить ребенку подумать, натолкнуть его на мысль обобщающим понятием, начальным звуком в слове-отгадке, показом нескольких предметов, один из которых и есть отгадка - значит дать полезную работу мышлению.
(Примерные упражнения см. приложение № 3)
Развитие у детей пальцевой моторики
Науке хорошо известна связь между мозговым речевым центром и развитием тонкой моторики рук. Вне занятий воспитатель может предлагать детям, у которых заметны нарушения пальцевой моторики, собирать мозаику, работать с конструктором, застегивать и расстегивать пуговицы без помощи взрослого, играть на детском пианино, собирать рассыпанные мелкие предметы и т. п. Желательно, чтобы в группе был оборудован соответствующий уголок. Здесь ребенок, которому это необходимо, всегда может выбрать игру или занятие по душе. (Примерные упражнения см. приложение № 4)
Совершенствование эмоционально - волевой сферы ребенка
Воспитатель должен уметь разбираться в различных негативных проявлениях поведения ребенка, вовремя заменить признаки повышенной нервозности, конфликтности или, напротив, повышенной утомляемости, истощаемости, пассивности и вялости. Правильно организованное психолого-педагогическое воздействие воспитателя в значительном большинстве случаев предупреждает появление стойких нежелательных отклонений в поведении, формирует в группе коллективные, социально приемлемые отношения.
Развитию социально-эмоционального благополучия ребенка и коррекции негативных тенденций социально-эмоционального взаимодействия способствует формирование чувства внутренней устойчивости, автономности через: коммуникативные игры; упражнения на сплоченность группы; этюды на выражение страха, тревоги; рисование на различные темы и т. п
Как развивать волевую сферу ребенка
- Воспитывать у детей мотив достижения цели: не бояться трудностей; стремление их преодолевать; не отказываться от намеченной цели.
- Повышать самостоятельность и ответственность ребенка: (закрепить конкретное поручение за ребенком, поощрять его выполнение; учить стихи, пересказывать сказки и рассказы).
- Развивать самоконтроль (использовать игры типа: "Сделай так же", "Конструирование по образцу", "Найди 5 отличий", "Да и нет, не говорите...").
- Чаще использовать игровую мотивацию и оценку со стороны сверстников.
- Развивать стремление действовать по моральным мотивам.
- Соблюдать постепенность в высказывании требований, так как произвольность поведения только закладывается старшем дошкольном возрасте.
- Развивать уверенность в себе, в своих силах с помощью создания ситуаций успеха.
Педагог должен стремиться к развитию у ребенка следующих качеств и характеристик личностной сферы в области эмоций:
- устойчивости чувств;
- глубины чувств и эмоций;
- осознания причин появления тех или иных эмоций;
- проявления высших чувств: эстетических, нравственных, познавательных;
- эмоционального предвосхищения (осознанного ожидания успеха или неудачи).
(Примерные упражнения см. приложение № 5)
4. Обучение детей расслабляющим упражнениям для мышечной и эмоциональной раскованности
У детей с нарушениями речи ослаблена эмоционально-волевая сфера. Они легко возбуждаются, следовательно, в одинаковой мере необходимо избавление, как от мышечной, так и от эмоциональной напряженности, которая ослабевает при достаточно полном расслаблении мышц.
Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим - сконцентрировать внимание, снять возбуждение и т.п.)
Опыт показал, что расслабляющие упражнения понятны детям и достаточно результативны. Фиксируя внимание на расслаблении по контрасту с напряжением, дети учатся более полному расслаблению, это главное условие для исправления речи.
(Примерные упражнения см. приложение № 6)
Список используемой литературы:
- Выгодская И. Г., Пеллингер Е.Л., Успенская Л. П. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1993.- 223с.
- Краузе Е. Логопедия.- 4-е изд. - Спб.: Корона принт, 2008.-208с.
- Лопухина И. С. Речь, ритм, движение.- СПб.: Дельта, 2001.- 128с.
- Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. - СПб.: Детство-Пресс, 2000. -112с.
- Шевцова Е. Е., Воробьева Е. В. От первого слова до первого класса. - М: Институт обще-гуманитарных исследований В. Секачев, 2002.- 96с.
- Широкова Г.А.Справочник дошкольного психолога. (3-е изд.)/ Серия "Справочники" - Ростов - н/Д: Феникс, 2005.- 384 с.
- Яковлева Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику. - СПб.: Валери СПД; М.:ТЦ Сфера, 2002.-112с.
Предварительный просмотр:
ТАБЛИЦА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
1 год – 2 года | 2 года – 3 года | |||||
Отсутствует речевое подражание. «Он все понимает, | ||||||
Задержка речевого развития | Ребенок не понимает и не может ответить на простые | но не говорит». В речи возможны 10 - 15 слов («го»- | ||||
вопросы, не может назвать членов своей семьи, | голубь, «яба» - яблоко, «гуя» - гулять, «тани» - | |||||
отказывается от взаимодействия с другими детьми. | штаны). Не понимает интонацию. | |||||
Ребенок неосознанно повторяет звуки. В речи | ||||||
возможны 2-4 «лепетных слова» («ма», «па»). | ||||||
Развитие речи в норме | Понимает названия предметов, узнает изображения на | Увеличение пассивного словарного запаса. | ||||
картинках. | Активный словарь 80-150 слов. Используются | |||||
Ребенок использует слова-корни 4 – 8 слов. В речи | трехсложные слова, но первый слог опускается | |||||
гласные «а, о, у, и» , согласные «м, п, б, к, д, ть, сь, пь, | («мокко» - молоко). | |||||
х». | ||||||
3 года – 4 года | 4 лет – 5 лет | |||||
Ребенок общается с окружающими людьми на | Ребенок замыкается, отказывается от общения с | |||||
Задержка речевого развития | «своем» языке. | другими детьми, так как окружающие его не | ||||
понимают. | ||||||
1000 – 1500 слов в активе. Развитие фразовой речи. | Используются простые распространенные | |||||
Развитие речи в норме | Формирование грамматического строя речи. Ребенок | предложения. Формируется фонематическое | ||||
различает формы настоящего и прошедшего времени. | восприятие, дифференциация звуков речи. Нарушение | |||||
Появляются твердые согласные звуки «в, с, з», | звукопроизношения (свистящие, шипящие, сонорные | |||||
некоторые шипящие звуки «ч,щ». | звуки), возможны дефекты озвончения и смягчения. | |||||
5 - 6 лет | 6 – 7 лет | |||||
Дети стараются обходить трудные слова. Большое | Трудности в звуко-буквенном анализе слов. | |||||
Задержка речевого развития | количество нарушений звукопроизношения, | Пересказ сводится к перечислению отдельных | ||||
нарушения фонетического восприятия, смешивание | действий и предметов. Устойчивые нарушения | |||||
звуков близких по артикуляции. Речевые | звукопроизношения. | |||||
аграмматизмы носят постоянный характер. Трудности | ||||||
в построении распространенных предложений. | ||||||
Сложности в составлении рассказов. | ||||||
Развитие речи в норме | Звуковая сторона речи в норме. Ребенок оценивает | Исчезают аграмматизмы, в речи используются | ||||
свою и чужую речь. | пересказы. Ребенок владеет послоговым чтением. |
НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ
Показатели речевого развития | Время появления в норме | |
Употребляет местоимение "Я" | 2 года 3 мес. | |
Адекватно использует названия цветов | 2 года 6 мес. | |
Согласует имена прилагательные с существительными в роде (кроме среднего рода) | К 3 | годам |
Согласует глаголы прошедшего времени с существительными в роде | К 3 | годам |
Активно пользуется предложно-падежными конструкциями | С 2 | лет 1 мес. |
Понимает слова-обобщения, начинает использовать их в активной речи | К 3 | годам |
Понимает значение пространственных наречий, употребляет их в речи | С 2 | лет 3 мес. |
Произносит твердые звуки С, 3, Ц | С 2 | лет 1 мес. |
Замечает неправильное звукопроизношение у других детей | К 3 | годам |
Начинает подбирать рифмы к словам | С 3 | лет |
ИТОГИ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ РЕБЁНКА В ТРЕТИЙ ГОД ЖИЗНИ
Трехлетний ребенок владеет фразовой речью, практически не допускает аграмматизмов; при построении предложений употребляет предлоги, союзы; в его речи есть наречия, местоимения. О себе малыш говорит в первом лице, выражает с помощью речи свои желания. Если родители не теряли зря драгоценного времени, отведённого им для развития связной речи своих детей, то трехлетний ребенок сможет описать несколькими предложениями любимую игрушку, рассказать о только что произошедшем событии. Речь для ребенка трех лет является регулятором его поведения: он слушается старших, то есть выполняет их указания, сделанные в словесной форме.
Ребенок владеет понятиями "посуда", "одежда", "овощи", "фрукты" в пассивной речи, хотя еще не пользуется ими в активной речи. Дети, с которыми проводились целенаправленные занятия по расширению словарного запаса, включают в свою речь прилагательные, обозначающие признаки по форме, размеру, цвету. Глагольный словарь обогатился названиями действий, которые уже умеет выполнить ребенок: рисовать, раскрашивать, катать, ловить, бросать мяч, прыгать, бегать и т. д. Малыш знает, что машины двигаются то быстро, то медленно; мяч летит вверх, а падает вниз; у человека есть правая и левая руки; он может сказать, какая вещь находится близко, а какая - далеко.
Звукопроизношение еще не совсем чистое, для четвертого года возможно нарушение звуков Ш, Ж, Щ, Ч, Л, Р', Р.
В этом возрасте стимулируем интерес к книгам, ведь более благодарного слушателя, чем 2-3-летний ребенок, не сыскать. Маленькие книголюбы смогут вам "прочитать" наизусть всю "Муху-цокотуху", расскажут "Репку", споют за колобка, попытаются тонким голосом возмущаться за Мишутку из сказки "Три медведя".
НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ
Показатели речевого развития | Время появления в |
норме | |
Употребляет в активной речи слова -названия частей предметов | 3 года 6 мес. |
Пользуется уменьшительно-ласкательными суффиксами | С 3 лет |
Использует в речи приставочные глаголы | 3 года 1 мес. |
Появляется словотворчество | С 3 лет |
Различает слова, отличающиеся одной фонемой (типа жук - лук) | К 4 годам |
Произносит звуки Ш, Ж, Щ. Ч, Л, Р | К 4 годам |
Замечает неправильное звукопроизношение в собственной речи | К 4 годам |
Может пересказать знакомую сказку близко к тексту | К 4 годам |
Побуждает взрослых играть с ним в сказки, распределяет роли, изображает голосом различных героев | К 4 годам |
сказки | |
ИТОГИ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ЧЕТЫРЕХЛЕТНИМИ ДЕТЬМИ
Ребенок уже многое умеет: не стесняется говорить с посторонними, строит грамматически правильные предложения, словарный запас состоит из слов различных частей речи.
Заучивание наизусть стихотворений и чистоговорок способствует улучшению звукопроизношения: речь стала внятной, четкой, практически все звуки ребенок произносит правильно.
Речевое дыхание удлинилось, голос приобрел нужный тембр, ребёнок может регулировать его громкость.
НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ
Показатели речевого развития | Время появления в норме | |
Использует родовые названия предметов | С 4 | лет 6 мес. |
Пользуется суффиксами, обозначающими людей по их профессии | 4 года 6 мес. | |
Может подбирать к словам антонимы | К 5 | годам |
Продолжается словотворчество | В течение дошкольного детства | |
Различает слова, отличающиеся одной фонемой (типа рак - лак) | С 4 | лет 6 мес. |
Определяет наличие звука в слове | С 4 | лет 6 мес. |
Находит место звука в слове по трем позициям (начало, середина, конец) | К 5 | годам |
Может составить рассказ по картинке или серии картинок | К 5 | годам |
Начало формирования внутренней (планирующей) речи | К 5 | годам |
Звукопроизношение полностью соответствует норме | С 4-5 лет | |
ИТОГИ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ПЯТИЛЕТНИМИ ДЕТЬМИ
У пятилетнего малыша речь чистая, внятная, без нарушении звукопроизношения, ведь в этом возрасте закончился процесс овладения звуками. Возросла речевая активность: малыш не только задает вопросы сам и отвечает на вопросы взрослого, но и охотно и подолгу рассказывает о своих наблюдениях и впечатлениях. Употребление предложений более сложной структуры является причиной встречающихся в речи ребенка пяти лет отдельных грамматических ошибок, чаще всего на согласование числительных с существительными. Сделаны первые шаги по овладению грамотой: малыш научился замечать в словах отдельные звуки, a npocтые слова пробует анализировать полностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар для педагогов ДОУ «Особенности организации предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования»
Семинар для педагогов ДОУ «Особенности организации предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования»...
Материалы семинара «Методическое сопровождение педагогов по реализации раздела образовательной программы дошкольного образования «Речевое развитие»
Материалы семинара "Методическое сопровождение педагогов по реализации раздела образовательной программы дошкольного образования "Речевое развитие"...
Семинар практикум для педагогов «Мандала - как один из методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста»
Мандалотерапия...
Семинар для педагогов "Преемственность ДОУ и школы в вопросах развития речевых умений детей как одно из условий обеспечения качества образования".
Учитывая уровень развития речевых умений, который дети приобрели в детском саду, учителя продолжают работу по речевому развитию детей и в школе.К пяти годам дети используют падежи, правильно произнося...
Методическая разработка "Особенности музыкального воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи". Из личного опыта работы педагога.
Не секрет, что в наше время все больше становится детей с нарушениями речи. Эти ребята, посещая детский сад испытывают трудности не только в общении с детьми и взрослыми, но и в процессе освоения того...
Консультация для педагогов ДО " Речевое развитие- актуальная образовательная область в работе с детьми в условиях реализации ФГОС"
Реализация поставленных задач по развитию речи у детей дошкольного возраста...
Семинар- практикум для педагогов ДО по теме: « Дидактические игры в развитии речевой активности детей дошкольного возраста »
laquo;МКДОУ Доволенский детский сад №2Новосибирская область, Доволенский район, с. Довольное Семинар- практикум для педагогов ДО по теме: « Дидактические игры...