Методическая разработка "Особенности музыкального воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи". Из личного опыта работы педагога.
методическая разработка по коррекционной педагогике
Не секрет, что в наше время все больше становится детей с нарушениями речи. Эти ребята, посещая детский сад испытывают трудности не только в общении с детьми и взрослыми, но и в процессе освоения того или иного материала, многое им трудно дается в силу индивидуальных особенностей. Задача педагога помочь таким детям как можно меньше испытывать трудности, неудачи и почувствовать себя уверенно, комфортно в своем коллективе, не испытывая стеснения, и не отставая в умственном и психофизическом развитии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemy.docx | 54.13 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад №67 «Виктория»
Г. Смоленск
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ.
Из личного опыта работы педагога.
Составитель:
музыкальный руководитель
Баландина Н.М.
2022 г.
Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которого осуществляется и общее развитие.
Каждый ребенок индивидуален. Индивидуальность проявляется в умственном, психо-физическом развитии. И способности у всех разные, в том числе и музыкальные. У одних музыкальность наблюдается в 2-3 года, у других детей позднее. Особенно на задержку музыкального развития детей
влияет задержка речевого развития. Количество детей с общим недоразвитием речи растёт. Педагоги нашего детского сада используют разные методики коррекции речевых недостатков. Важную роль при этом играет интеграция логопедических и музыкальных занятий. Такой подход к решению проблемы помогает ребёнку стать уверенным и успешным.
Для того чтобы максимально быстро и качественно решить речевые проблемы детей с общим недоразвитием речи (далее – ОНР), необходимо добавить к регулярным логопедическим занятиям музыкальные. В этом случае музыкальное занятие в детском саду становится логическим продолжением занятий учителя-логопеда, который определяет тему, а музыкальный руководитель с помощью изобразительных средств расширяет круг знаний и представлений ребёнка, отрабатывает определённые компоненты речевой системы. Этот комплексный подход к коррекционной работе позволяет достичь хороших результатов за короткий срок.
На каждого ребенка с ОВЗ составляется индивидуальный коррекционный план работы, с учетом дифференцированного подхода.
Основные задачи музыкального воспитания:
- Воспитывать любовь и интерес к музыке.
Эта задача решается путем развития музыкального восприятия и музыкального слуха.
- Обогащать музыкальными впечатлениями, знакомя детей с разнообразными произведениями.
- Развивать навыки во всех видах музыкальной деятельности: в пении, слушании, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах.
- Содействовать воспитанию и формированию музыкального вкуса на основе первоначальных впечатлений от музыки.
- Оказывать влияние на всестороннее развитие ребенка, используя все виды музыкальной деятельности (пение, слушание, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах) и все формы организации музыкальной деятельности (занятия, праздники и развлечения, самостоятельная музыкальная деятельность детей, музыка в повседневной жизни).
- Развивать творческую активность во всех доступных детям видам музыкальной деятельности.
Коррекционные задачи:
- Оздоровление психики: воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера. Помочь каждому ребенку почувствовать свой успех, самореализоваться в каком-либо виде музыкальной деятельности, развиваться более гармонично.
- Нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления. Контакты с музыкой способствуют развитию внимания, обеспечивают тренировку органов слуха. Большое внимание следует уделить развитию слухового внимания, памяти, музыкального восприятия.
- Укрепление и тренировка двигательного аппарата: развитие равновесия, способы движений, снятие излишнего мышечного напряжения, улучшение ориентировки в пространстве, координации движений; развитие дыхания; воспитание правильной осанки и походки; формирование двигательных навыков и умений, развитие ловкости, силы, выносливости.
Методы и приемы.
Очень важно в решении задач музыкального воспитания детей с нарушениями речи, какие методы и приемы используются в работе.
Наглядные методы включают в себя наглядно-слуховые, наглядно-зрительные приемы и тактильно-мышечную наглядность.
Наглядно-слуховые приемы включают:
- исполнение музыкального произведения, пение музыкального руководителя, воспитателя, ребенка;
- слушание инструментальной и вокальной музыки (аудиозапись);
- использование разнообразных видов фольклора (словесного, певческого, инструментального, игрового) и т.д.;
- использование в качестве наглядности музыкальных инструментов.
Наглядно-зрительные приемы:
- показ педагогом разнообразных приемов исполнения по всем видам музыкальной деятельности;
- показ приема детьми, которые хорошо его освоили;
- «сравнительный показ» для развития внимания и умения анализировать;
- показ педагога с утрированными ошибками;
- показ наглядных пособий: иллюстраций, картин, музыкально-дидактических игр; - использование атрибутов (листочков, платочков) и т.п.
Тактильно-мышечная наглядность.
Индивидуальная помощь педагога, как на занятии, так и в повседневной жизни для принятия правильного исходного положения или при выполнении того или иного движения.
Словесные методы:
- Объяснения.
Степень их сложности зависит от возраста, проблемы в речевом развитии.
- Указания.
Они могут быть обращены как ко всем детям, так и персонально, очень тихо, не отвлекая внимание всех, тому или иному ребенку.
-Вопросы.
Они должны быть четкими, конкретными, понятными. Этот прием, который побуждает мыслительную деятельность, активизирует внимание, развивает память.
-Сюжетные рассказы.
-Пояснения.
-Беседы.
Словесные приемы нежелательно использовать на фоне звучащей музыки или пения.
Практический метод, или метод упражнений.
Этот метод связан с многократным повторением трудных мест или всего произведения в целом. Очень полезны упражнения без музыки под счет или в своем темпе. При разучивании трудных движений можно использовать принцип поэтапности.
Игровые приемы желательно использовать как можно чаще, учитывая психологические особенности детей дошкольного возраста.
Часто пользуются сочетанием приемов: упражнение детей по показу взрослого (практический + наглядный методы); показ и объяснения педагога (наглядный + словесный методы) и т.д.
Виды музыкальной деятельности.
Слушание.
У детей с речевыми нарушениями очень важно развивать музыкальное восприятие, которое будет требовать развития внимания и памяти.
- После прослушивания музыкального произведения полезно не только говорить о нем, но и предложить детям подвигаться под эту музыку, чтобы они почувствовали ее характер, передали свои чувства, свое отношение.
- Следует ориентироваться на интерес детей.
- Желательно использовать не только музыку, но и другие виды искусства: поэзию, живопись. Например, можно провести тематическое занятие «Времена года», где дети будут слушать музыку П.Чайковского, А.Вивальди, стихи А.Пушкина, Ф.Тютчева, посмотрят репродукции картин И.Левитана, И.Шишкина.
- Большой интерес у детей вызывает рисовать то, о чем рассказала музыка.
- Для лучшего запоминания названий произведений, фамилий композиторов следует: объединять ряд музыкальных произведений общим рассказом, посвятить ряд занятий творчеству одного композитора, сравнивать контрастные по содержанию и по названию произведения (например, «Болезнь куклы» П.Чайковского и «Новая кукла»).
Игра на детских музыкальных инструментах.
При обучении детей с речевыми нарушениями игре на детских музыкальных инструментах решаются следующие коррекционные задачи:
- Развитие внимания и памяти, которые потребуются детям, играющим в оркестре.
- Развитие координации движений при игре на бубне, барабане, металлофоне и т.д.
- Развитие мелкой моторики пальцев рук при игре на дудочках, пианино.
- Развитие дыхания при игре на духовых инструментах в индивидуальных занятиях с музыкальным руководителем, логопедом, воспитателем.
- Развитие фонематического слуха в музыкально-дидактических играх.
- Развитие координации пения с движением пальцев рук.
- Развитие музыкально-ритмического чувства.
В индивидуальной работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями, могут быть задействованы любые детские музыкальные инструменты: металлофоны, ударно-шумовые инструменты.
Но на практике используют музыкальные инструменты в коррекционной работе редко из-за больших усилий со стороны, как детей, так и педагогов, которые требуются для обучения детей игре на детских музыкальных инструментах из-за нехватки времени для индивидуальной работы.
Целесообразно сопровождать игру детей в ансамбле, оркестре игрой музыкального руководителя на фортепиано, баяне или фонограммой. Это позволяет музыкальному руководителю дирижировать детским оркестром.
Пение.
Пение – один из важнейших видов музыкальной деятельности детей, в частности детей с нарушениями речи.
Пение используется как одно из реабилитационных средств для заикающихся детей. Оно способствует развитию психических процессов и свойств личности (внимание, память, мышление и т.д.); расширению кругозора; нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного); развитию речи за счет расширения словаря и улучшения звукопроизношения.
На первом этапе работы, когда большое внимание уделяется развитию слухового аппарата, слуховой памяти, дифференциации неречевых звуков, полезно использовать музыкально-дидактические игры «На каком инструменте играю?», «Отгадай и сыграй как я», отхлопывание ритмического рисунка на виду и за ширмой.
На втором этапе работы детей учат различать звукокомплексы, ориентироваться на особенности голоса, можно использовать музыкально-дидактические игры с пением, распевки «Угадай по голосу», «Птенчики» Е.Тиличеевой.
На следующих этапах работы при обучении дифференциации фонем можно включить в работу попевку «Бубенчики» Е.Тиличеевой, где дети различают три фонемы (и-а-о) в слогах «динь-дан-дон», ориентируясь на высоту звука. Как и в музыке, в музыкальной речи используются средства выразительности: изменение темпа, характерный ритм, динамическая и тембровая окраска.
В работе над пением большое внимание уделяется упражнениям по формированию певческих навыков: чистоте интонирования, дыханию, дикции, правильному звукообразованию, осанке.
В работе над дикцией полезно проговаривать текст одними губами, в разных темпах.
В работе над дыханием можно использовать показ педагога или жест, помогающий вовремя взять дыхание.
Много внимания, усилий требует работа над чистотой интонирования. Надо научить детей не только вслушиваться в мелодию, запоминать ее, но и правильно воспроизводить ее, координируя голос со слухом.
Для этого используются такие приемы:
- проигрывание мелодии на разных инструментах;
- пропевание мелодии с сопровождением и без него;
- отгадывание песни по мелодии, спетой или сыгранной;
- упражнение в подстраивании голоса к данному звуку и др.
Музыкально-ритмические движения.
Музыкально-ритмические движения – вид исполнительской деятельности детей, который включает упражнения, пляски, игры.
Дети с речевыми нарушениями часто не справляются с основными движениями (ходьба, бег, прыжки и др.) Выполняя музыкально-ритмические упражнения, дети развиваются физически, укрепляют костно-мышечный аппарат, учатся владеть своим телом, готовятся к выполнению более сложных двигательных заданий в танцах и играх.
В музыкальном воспитании детей с нарушениями речи используются следующие упражнения:
- на усвоение основных движений (ходьба, бег, прыжки и их разновидности);
- на развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов (общеразвивающие упражнения);
- для повышения качества выполнения движений;
- на развитие ориентировки в пространстве;
- в танцевальных и плясовых движениях;
- на развитие мышечного чувства, мышечного тонуса (без музыкального сопровождения);
- активизирующие внимание;
- развивающие мелкую моторику;
- формирующие музыкально-ритмическое чувство и т.д.
В некоторых упражнениях используются предметы: мячи, флажки, ленты, погремушки и т.д.
К музыкально-ритмическим движениям относятся и танцы. Они бывают парные, танцы с пением, хороводы, сюжетные, национальные, характерные.
В парных танцах музыка должна иметь ярко выраженные характерные части, настраивающие на определенное движение. При выборе танца следует учитывать двигательные навыки детей. Желательно выбирать танцы с ритмическими заданиями (хлопки, притопы, приседания, прыжки), а также с заданиями на развитие ориентировки в пространстве. Наиболее трудные танцевальные фигуры отрабатывать с детьми заранее.
Танцы с пением и хороводы помогают детям с нарушениями речи координировать пение и движение, упорядочивают темп движения.
В практике эти танцы используются как на музыкальных занятиях, так и в самостоятельной деятельности. При выборе танцев с пением необходимо учитывать навыки детей в пении и движении для того, чтобы, выучив песню и разучив движения, они могли двигаться под собственное пение, что дает наибольший коррекционный эффект.
Использование сюжетных, национальных, характерных танцев зависит от состава группы и двигательных умений детей.
Музыкальная игра.
Музыкальная игра является основным видом деятельности дошкольников. Она имеет большое значение в музыкальном развитии детей. С её помощью в интересной, непринужденной форме можно успешно решать коррекционные задачи.
Игры, даря радость и возможность проявлять свои эмоции, способствуют развитию у детей познавательных интересов и эмоциональной сферы, воспитанию волевых черт характера, развитию координации движений, быстроты реакции, ловкости.
В музыкальном воспитании чаще всего используются игры инструментальные (сюжетные и несюжетные), с пением, словом, музыкально-дидактические игры.
Сюжетно-инструментальные игры отличаются яркими музыкально-игровыми образами. В них есть персонажи, события, отношения между действующими лицами. Это заставляет детей реагировать эмоционально и действовать творчески, в соответствии с развивающимся сюжетом.
Несюжетные инструментальные игры обычно включают элементы соревнований, с их помощью решаются двигательные задачи – ритмические и творческие. Часто в таких играх применяются разнообразные предметы (бубны, погремушки).
Игры с пением бывают народные и разработанные музыкальными руководителями. С помощью этих игр решаются такие задачи:
- формирование интереса к музыке и пению, развитие музыкального слуха, памяти, чувства ритма, чистоты интонирования;
- нормализация психических расстройств;
- тренировка двигательного аппарата.
С их помощью легче отрабатывать координацию пения и движения.
Игры со словом уходят корнями в фольклор (потешки, прибаутки).
Эмоциональная отзывчивость ребенка на художественный образ находится в тесной связи с ритмическими движениями, выполняемыми под стихотворный текст. Игры со словом развивают речь, расширяют кругозор, позволяют закрепить двигательные навыки, развивают чувство ритма, интонационный и поэтический слух, музыкальность.
Творчество – как один из видов музыкальной деятельности детей.
Творчество в музыкальном воспитании предполагает развитие у детей творческого воображения, творческой активности, способности к импровизации в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах. А для этого необходимы следующие условия:
- Достаточно развитое музыкальное восприятие.
- Определенный объем знаний, умений и навыков.
У детей с речевыми нарушениями творческую активность можно формировать в следующих ситуациях:
- При передаче характерных образов в играх, хороводах, упражнениях.
- В танцевальных импровизациях, в которых дети будут самостоятельно отвечать на музыку движениями.
Большое значение имеет правильный выбор музыкального произведения для импровизации. Музыка должна вызывать яркую двигательную реакцию у детей, желание двигаться в соответствии с её характером.
Импровизация мелодий, попевок дается детям тяжело, так как слишком мал запас певческих навыков. Учитывая особенности детей с речевыми нарушениями (недостаточное развитие слухового внимания, артикуляционного аппарата, координации голоса и слуха), нужно подвести их к сочинению окончаний фраз. Если слова придумать трудно, то можно ограничиться сочинением мелодии к готовым словам.
В игре на ударно-шумовых инструментах дети чаще импровизируют ритм.
Детям с нарушениями речи непросто придумать и спеть мелодию, сочинить свою композицию движений, но, тем не менее, творческое задание заставляет их думать, стимулирует активность, они становятся более уверенными.
Если в системе дошкольного учреждения будет постоянно проводиться работа как с музыкально одарёнными детьми, так и с остальными, у кого имеются нарушения, то результат обязательно будет положительным.
Апрель | ||||||
Неде ля | Восприятие | Здоровье сберегающие технологии | Пение | Муз/ритмические движения | Игровая деятельность | |
2 | «Подснежник П.Чайковский - активно слушать музыку, двигаться соответственно образу и характеру пьесы
| Пальчиковая гимнастика «Пять поросят»
- развивать быструю реакцию на смену движений и жестов, четкую дикцию | «Согрей меня, согрей» А. Чугайкина
- петь в подвижном темпе, высказываться об особенности песни – темп, динамика, характер. | Парная полька «Улыбнись» Развивать координацию движения, танцевальные навыки. | Игра на ДМИ «Капель»
- четко и ритмично аккомпанировать на детских металлофонах | |
3 | «Природа и музыка» А. Вивальди «Времена года» («Зима» 1-я часть) - знакомить с выразительными и изобразительными возможностями музыки. | Артикуляционная гимнастика «Колокольчик»
- закреплять знание органов артикуляции | «Как на бережок» М.Красев
- формировать навыки выразительного и эмоционального пения. | «Марш»
- закреплять пространственные понятия, совершенствовать четкость исполнения движений | Речевая игра
«Теремок»
- развивать быстроту реакции на смену текста и музыкального материала | |
4 | «Сказка в музыке» С.Майкапар «Сказочка» («Бирюльки») - учить различать средства музыкальной выразительности, создающие образ, интонации музыки, близкие речевым | Игровой массаж «Надо голову помыть» - воздействие на активные точки, улучшающие коровообращение | «Горячая пора» А.Журбина - петь в подвижном темпе, легко, без напряжения. | «Кружение на поскоках»
- совершенствовать легкие поскоки, слышать смену частей музыки | Музыкальная игра
«Выбери музыкальный инструмент» - комбинировать ритмические движения | |
Май | ||||||
Неде ля | Восприятие | Здоровье сберегающие технологии | Пение | Муз/ритмические движения | Игровая деятельность | |
1 | «Настроение, чувства в музыке» А.Гречанинов «Материнские ласки» («Бусинки») - определять и характеризовать музыкальные жанры | Дыхательная гимнастика «Насос»
- развивать глубину вдоха и выдоха | «Скок-скок» Е.Теличеевой
- петь без музыкального сопровождения | «Ходьба змейкой»
- учить двигаться мягким, пружинящим шагом | Музыкально-дидактическая игра «Дождь и дождик» - выбирать необходимый музыкальный инструмент
| |
2 | «Музыка о животных и птицах» | Пальчиковая гимнастика | «По малину в сад пойдем» А.Филиппенко | «Упражнение с | Игра на ДМИ |
К.Сен-Санс «Куры и петухи» («Карнавал животных») - развивать музыкально сенсорный слух, определять двухчастную форму музыкального произведения |
«Сороконожки» - развивать координацию движения пальцев рук |
- петь эмоционально, развивать память, внимание. | флажком»
- выполнять бкруговые движения руками |
«Светит месяц» р.н.м.
- импровизация с использованием трещотки, «шуршунчика» | |
3 | «Природа и музыка» С.Прокофьев «Ходит месяц над лугами» - развивать представления о чертах песенности, танцевальности мелодии, | Артикуляционная гимнастика
«Лошадка» -передавать цокающие звуки языком | «Лягушата» - работа над правильным и своевременным дыханием | «Прыжки и ходьба»
- учить реагировать на смену звучания музыки | Речевая игра
«Ручеек» - развивать координацию речи с движением
|
4 | «Сказка в музыке» «Баба Яга» П.Чайковский - углублять представления об изобразительных возможностях музыки. Развивать представления о связи музыкальных и речевых интонаций | Игровой массаж
«Мишки играют»
- воздействие на биоактивные точки грудного отдела. | «Два кота» Е.Теличеевой
- закреплять понятия «высокий» и «низкий» регистр | «Марш-парад»
- учить поднимать и опускать флажок при смене частей марша. | Музыкальная игра
«Два веселых гуся» - комбинировать образные и танцевальные движения |
Прогнозирующий результат
Слушание музыки:
Проявляет желание слушать музыку, понимает ее содержание, определяет характер, запоминает и узнает музыкальное произведение
Развитие певческих навыков: владеет элементарными вокальными приемами. При пении правильно произносит звуки и окончания слов, умело пользуется дыханием.
Музыкально-ритмические движения: свободно ориентируется в пространстве и меняет самостоятельно движения в соответствии со сменой частей и характером музыки. Ритмично и координационно точно выполняет движения в упражнениях, плясках и играх.
Музыкально дидактические игры: Развито сенсорное восприятие: различает звуки по высоте, движение мелодии, динамику, темп. Проявляет интерес к музыкальному искусству.
Список литературы
Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. - М., 2000. - С. 169
Грибкова О.В. Качество как базовый принцип и критерий эффективности организации профессиональной подготовки студентов в современном вузе // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2010. - №8. - С. 142-148.
Башарина Н.М. Работаем по программе «Путешествие в прекрасное» / Н.М. Башарина // Начальная школа плюс До и После. - 2004. - №4.
Булатова Е.А. Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности. - Екатеринбург, 2001. - С. 145.
Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - С. 89
Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки. - М.: Смысл, 2001. - С. 264.
Картушина М.Ю. Проблемы современного музыкального воспитания дошкольников / М.Ю. Картушина // Управление ДОУ. - 2005. - №5. - С. 42-46.
Костина Э.П. Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка / Э.П. Костина // Дошкольное воспитание. - 2006. - №11. - С. 37.
Форма коррекционной работы | Виды музыкальной деятельности | Содержание коррекционной работы | Прогнозируемый результат |
Организованно – образовательная индивидуальная и групповая деятельность | Слушание музыка Развитие певческих навыков Музыкально-ритмические движения Музыкально дидактические игры | Развитие слухового внимания и памяти. Развитие эмоциональной сферы. Развитие точного интонирования в пределах диапазона, соответствующего возрастным особенностям. Коррекция дыхания и артикуляции. Развитие мелкой и общей моторики, координации, двигательной активности и умении ориентироваться в пространстве. Развитие музыкальной памяти и мышления, сенсорного восприятия. Развитие познавательной сферы и социально-коммуникативных навыков. | Проявляет желание слушать музыку, понимает ее содержание, определяет характер, запоминает и узнает музыкальное произведение Владеет элементарными вокальными приемами. При пении правильно произносит звуки и окончания слов, умело пользуется дыханием. Свободно ориентируется в пространстве и меняет самостоятельно движения в соответствии со сменой частей и характером музыки. Ритмично и координационно точно выполняет движения в упражнениях, плясках и играх. Развито сенсорное восприятие: различает звуки по высоте, движение мелодии, динамику, темп. Проявляет интерес к музыкальному искусству. |
Досуги и праздники | Развитие социально - коммуникативных умений и навыков Развитие эмоциональной сферы Познавательное развитие. | Проявляет себя во всех видах музыкально - исполнительской деятельности на праздниках и досугах. Проявляет интерес к музыкальному искусству. |
Досуги и праздники | Развитие социально - коммуникативных умений и навыков Развитие эмоциональной сферы Познавательное развитие. | Проявляет себя во всех видах музыкально - исполнительской деятельности на праздниках и досугах. Проявляет интерес к музыкальному искусству. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения (из личного опыта работы)
Опыт работы предназначен в помощь воспитателям старших групп....
Мастер-класс для педагогов «Использование методов кинезиологии в работе педагогов для развития интеллектуальных способностей и сохранения психологического здоровья детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи»
Знакомство педагогов с кинезиологическими упражнениями, применение которых возможно в образовательном процессе для коррекции поведения...
ДОКЛАД на тему: «Особенности патриотического воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи»
Практический опыт по воспитанию патриотизма у воспитанников с ОВЗ....
Проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
В статье рассматривается актуальность и проблема патриотического воспитания дошкольников с нарушениями речи....
Статья по теме "Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста в условиях обновления образования" (из опыта работы музыкального руководителя)
Статья по музыке...
Консультация "Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста с нарушениями в речевом развитии "
Материал консультации поможет музыкальным руководителям и воспитателям в работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями в развитие речи....