Семинар практикум для педагогов «Мандала - как один из методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста»
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Синеглазка» г.Ноябрьск
Семинар практикум для педагогов
«Мандала - как один из методов арт-терапии
в работе с детьми дошкольного возраста»
Педагог-психолог: Ревицкая В.М.
В наше время система дошкольного образования характеризуется широким развитием инновационных подходов к осуществлению педагогической деятельности в образовательном процессе. В детском саду ребенок получает первый опыт взаимодействия с другими людьми, пытается найти свое место среди них, учится жить в ладу с самим собой и окружающими и получает первые элементарные знания. В работе с детьми необходимо создание адекватных условий воспитания и обучения с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Одной из приемлемых, форм работы с детьми является метод мандалы.
Слово «мандала» в переводе означает означает «круг», «диск». В духовных традициях мандала — это не просто круг или узор. Это целая модель мироздания, в которой заключается гармония и примирение с миром.
Карл Густав Юнг был одним из первых европейских ученых, кто очень серьезно изучал мандалы. Свою первую мандалу он нарисовал 1916 году, а спустя два года уже ежедневно зарисовывал в своем блокноте новые мандалы. Он обнаружил, что каждый его рисунок отражает его внутреннюю жизнь на данный момент, и стал использовать эти рисунки, чтобы фиксировать свою «психическую трансформацию». Юнг пришел к выводу, что метод мандалы — это путь к нашему центру, к открытию нашей уникальной индивидуальности.
Мандалотерапия - это безопасный и естественный способ изменения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств и позволяет развивать саморегуляцию.
В работе с дошкольниками работать с мандалой можно как на индивидуальном, так и на групповом занятии. Ввести ребенка в индивидуальную или групповую работу, погрузить в творческий процесс помогает раскрашивание мандал. Дети в ходе индивидуальных и подгрупповых занятий раскрашивают мандалы, начиная от простых узоров, заканчивая более сложными.
Существуют правила работы педагога при использовании мандалы:
1. Выбор мандалы и сюжет работы ребенок осуществляет самостоятельно.
2. Материалы для работы и цветовую гамму (карандаши, фломастеры, краски, пастель, чернила и пр.) ребенок выбирает самостоятельно.
3. Осуществляется принцип невмешательства в работу ребенка.
4. Принцип избегания оценочных комментариев по поводу работы.
5. Ребенок, при желании, даёт название своей мандале.
6. После работы важно дать возможность ребенку проговорить о своих чувствах, переживаниях .
Создание собственных мандал из разнообразного материала ( цветной песок, соль, камни) развивает творческие способности, детскую фантазию, мелкую моторику руки. При работе с цветным песком использую набор из нескольких цветов, или же песочницу. После окончания работы предлагаю детям дать название своим «волшебным кругам», рассказать о проделанной работе.
Время работы с одной мандалой 20 минут. Если ребёнок не успел на одном занятии закончить мандалу , то он это делает на следующем занятии.
Творческая работа с мандалой из-за её концентрической структуры привносит нужную энергию во внутренний мир человека для восстановления равновесия и спокойствия, чтобы человек чувствовал себя таким же «круглым» и цельным, как мандала.
Таким образом, работа с мандалами развивает целостное восприятие мира, способствует развитию эмоционально-чувственного мира, развивает внимание к собственным чувствам, усиливает ощущение собственной личностной ценности. Эти изменения помогают становлению творческой личности ребёнка.
Совершенно не важно, умеет ли ребенок рисовать, лепить, моделировать, работать с карандашом, красками, пластилином, глиной. Ведь целью не будет создание шедевра, а та внутренняя работа, что позволит душе вылупиться из ограничений, критики, запретов, шрамов, увидеть себя и мир заново.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Су–Джок терапия как один из методов в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста» с презентацией
Проект «Су–Джок терапия как один из методов в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»...
Семинар – практикум для воспитателей ДОУ «ТВОРИМ И ГОВОРИМ» по применению в работе с детьми дошкольного возраста нетрадиционных техник рисования и элементов логоритмики.
Мероприятие проведено совместно с учителем - логопедом А. В. Сухарниковой...
Тема самообразования" Песочная арт-терапия как метод психокоррекции в работе с детьми дошкольного возраста" Анализ деятельности по теме за 2017- 2020 уч.г.г.
На заключительном этапе самообразования, на этапе обобщения и распространения изученного опыта работы мною был подготовлен воспитанник комбинированной группы – Красков Дмитрий на рай...
Семинар-практикум для воспитателей «Логопедическая ритмика - один из эффективных видов коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР»
Актуальность: С каждым годом в детском саду растет количество детей с различными нарушениями речи. Это, по моему мнению, результат замены живого общения детей современными технологиями: теле...
Арт - терапия как метод психологической коррекционной работы с детьми дошкольного возраста.
Арт-терапия в буквальном переводе с английского языка – «лечение искусством». Это уникальный метод естественного раскрытия личности, который с успехом применяется психотерапевтами, п...
«Су–Джок терапия как один из методов в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»
laquo;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский....
" Арт-терапия как метод специальной коррекционной работы с детьми дошкольного возраста"
Педагогическое мероприятие для детей 6-7 лет " Сказкотерапия для детей дошкольного возраста в группе коррекционной направленности"....