Семинар для педагогов ДОУ «Особенности организации предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования»
консультация ( группа) на тему

Диденко Светлана Васильевна

Семинар для педагогов ДОУ «Особенности организации предметно-развивающей среды  в соответствии с ФГОС дошкольного образования»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Особенности организации предметно-развивающей среды  
в соответствии с ФГОС дошкольного образования»

          Современная система образования, в соответствии с требованиями времени, находится в состоянии обновления и строится на принципах динамизма, вариативности организационных форм, гибкого реагирования на потребности общества и личности.

         Государственный стандарт дошкольного образования – документ, обязательный для всех дошкольных организаций, работающих в рамках любой программы. В нём разработаны требования к образовательным программам, одним из которых является требование к организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ, являющейся неотъемлемым компонентом педагогического процесса.

        В разделе «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» ФГОС большое внимание уделяется требованиям к развивающей предметно-пространственной среде, как одному из аспектов образовательной среды в целом, включающей, кроме вышеназванного ещё и характер взаимодействия со взрослыми; характер взаимодействия с другими детьми; система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.

            На развитие ребенка в значительной степени оказывают влияние наследственность, среда и воспитание. Среда – это окружающее человека пространство, зона непосредственной активности индивида, его развития и действия. Известно, что именно этот фактор может или тормозить развитие ребенка, или стимулировать его развитие. В последнее время появилось понятие «предметно-развивающая среда».

Понятие «развивающая среда» - это организованное педагогическое пространство, в рамках которого существуют благоприятные возможности для развития ребенка в ДОУ. Развивающая среда в дошкольной педагогике рассматривается как предметно-развивающее пространство. В предметном пространстве главным развивающим фактором выступают реальные предметы окружающей среды.

       Важным требованием к среде является учет особенностей развития всех видов детской деятельности. Предметная среда должна быть информативна, удовлетворять потребность ребенка в новизне, преобразовании, экспериментировании.  

      Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

   Важно, чтобы предметная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда должна быть не только развивающая, но и развивающаяся.

      Наполнение центров активности в группе зависит от происходящей в них деятельности и меняется в зависимости от нее. Таким образом, все происходящие в группе события, выбранные темы и направления работы, детские исследования, найдут свое отражение в материалах, наполняющих центры активности. Важно помнить, что материал в центрах не может быть одним и тем же на протяжении длительного времени, как это происходит в привычных "уголках", наполнение которых обновляется чрезвычайно редко, это означает, что образовательный  процесс  в группе застыл, и дети не продвигаются в своем развитии.

     Организация предметно - пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС должна строиться так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.  Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

        Важно при формировании предметно-пространственной среды учитывать следующие принципы её построения, рекомендованные ФГОС:

Принцип комфортности:  

Этот принцип предоставляет возможность совместного участия взрослого и ребенка в создании окружающей среды, которая может изменяться и легко трансформироваться. Ребенку комфортно и спокойно играть и работать

   У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: потребность в общении, в движении, в познании. Среда группы должна удовлетворять эти потребности.  

Большое значение имеет свободное пространство. Дети нуждаются в значительном по площади свободном пространстве для двигательной активности, ролевых игр,   и занятий в одиночестве.  

Для воспитателя важно, чтобы групповая комната хорошо просматривалась, чтобы он мог видеть всех детей без необходимости перемещения по комнате. Такое пространство могут создавать стеллажи с открытыми полками, которые одновременно и разграничивают пространство и оставляют его открытым для наблюдения. То есть педагог старается, чтобы окружающая ребенка обстановка была комфортной, эстетичной, содержательной, чтобы оборудование было расставлено удобно.

Принцип целесообразной достаточности.

То есть материалов достаточно для того, чтобы все было востребовано и служило актуальным образовательным целям, отвечало тематическому плану и программе.

Сколько и каких игрушек должно быть в группе? Ответ простой - не чрезмерно многоо, но и достаточно, для того чтобы в течении дня обеспечить продуктивную занятость детей Обязательно нужно беспокоиться о том, чтобы тема, развивающаяся в группе, могла иметь продолжение и активно обогащаться за счет новых материалов, давая новые возможности детям для познания.

Принцип доступности

"Я все могу взять, достать, дотянуться, Я знаю, что и где лежит, потомучто знаю и умею поддерживать порядок хранения"

Обеспечьте детям доступность игр и материалов в любое время. Позаботьтесь о том, чтобы они были расположены на удобной для детей высоте, материалы хранились в открытых контейнерах, группировались по видам и назначению.Таким образом, воспитатели моделируют у детей привычку брать и возвращать на место игрушки и материалы. К тому же распоряжаясь материалами по своему усмотрению, дети учатся не только ответственности, но и учатся классифицировать предметы и понимать, что порядок хранения нужен им самим. Кроме того, обеспечивая доступность материалов, воспитатель демонстрирует детям свое доверие и в определенной степени развивает демократичность в работе с детьми.

Принцип превентивности

   Превентивность в нашем контексте - это предупреждение и уменьшение риска непредвиденных ситуаций или ошибок в ходе выполнения детьми какой-либо работы. Воспитатели должны принять предупредительные меры для того, чтобы дети могли не опасаться нечаянно разлить краску в изобразительном центре (для этого нужно застелить столы перед работой клеенкой) или облиться водой в центре песка и воды (для этого нужно предусмотреть в этом центре фартуки или халатики)

   Превентивность - это также ежедневная забота о том, чтобы дети были предупреждены, какие дела предстоят в течении дня. Часто педагоги сами решают за детей, что они будут делать, и как именно они будут делать, да еще и сами оценят, кто сделал лучше. Существует одна мудрая пословица "Не делай ничего для меня без меня". Дети должны научиться принимать решения сами, поэтому важно, чтобы дети были предупреждены в том или ином виде о предстоящих событиях.

Принцип личной ориентированности

  Это один из важнейших принципов и означает, что занятия, игры, взаимодействия с детьми, учебная среда должны быть ориентированы на  ребенка

  Каждому ребенку присущ свой темп и свой стиль развития. Некоторые дети лучше учатся через наблюдения. В научении других относительно чаще встречается манипулирование и действие методом проб и ошибок. Все это только подтверждает точку зрения о значимости создания специальной развивающей предметно – пространственной среды, в которой каждый ребенок мог бы индивидуально использовать свои способности и идти собственным путем в процессе познания окружающего мира.

Принцип баланса инициатив детей и взрослых

   Каждый ребенок должен быть активным участником всех событий, которые проходят в течении дня. Очень важно, чтобы в процессе детской деятельности не были упущены возможности для самореализации каждого ребенка и осознания им собственных достижений, личной значимости. С этой целью нужно давать детям возможность высказывать свои предложения, свои инициативы, нужно внимательно выслушивать и поощрять детей. Педагог должен стремиться, чтобы мысль ребенка была озвучена и замечена другими детьми.

   

   Создавая предметно-развивающую среду для детей, все пространство в группе необходимо разделить на определенные зоны или центры.  В разных группах наборы центров могут быть различными, однако основные центры, есть практически везде.

В центрах активности подбираются разнообразные материалы, которые дети могут использовать, проявляя нестандартный и творческий подход. Воспитатели должны серьезно подходить к отбору материалов для каждого центра, которые:

 • отражают реальный мир;

• побуждают к дальнейшим исследованиям;

• соответствуют интересам и уровню развития ребенка;

• обеспечивают его дальнейшее развитие;

• имеются в достаточном количестве;

• доступны и привлекательны;

• систематизированы и снабжены надписями и символами.

Какие центры можно организовать в группе?

Литературный центр ( центр грамотности и письма).

Литературный центр – пожалуй, самый главный из всех центров активности в группе. Важно понять: чтобы осмысленно построить программу по развитию речи нужно осознать, что освоение языка – это естественный, хотя и сложный процесс. Через внимательный и ответственный подбор воспитателями материалов в этом центре нужно развивать естественное стремление ребенка к постоянному речевому общению, способствуя развитию уверенной связной речи и обогащению словаря.

Работа в литературном центре в большой степени построена на совместной деятельности. Материалы, которые группируются здесь, призваны побуждать совместные разговоры, обсуждения, что и почему представляет интерес, делиться друг с другом первым опытом на пути к освоению грамотности, рассказывать друг другу свои истории.

Центр «сюжетно-ролевой» игры.

Этот центр внешне не очень отличается от привычных игровых зон в детских садах. Разница, прежде всего, в конкретной и обособленной площади, на которой сосредотачивается все нужное оборудование и развиваются самые разные игры, где дети отражают ту жизнь, которую наблюдают вокруг себя.

этот центр также может называться «центром драматизации». Драматизация в детском саду – это разыгрывание литературных произведений средствами  кукольного театра или непосредственно детьми, исполняющими разные роли, то есть инсценировки.

В сюжетно-ролевой и драматической игре дети учатся увязывать одно с другим, развивая когнитивные навыки. Они используют идеи, учатся на ошибках и пробах. Они планируют и реализуют планы, формируют представления о прошлом, настоящем и будущем. В игре дети могут использовать игрушки и материалы самым разным образом, развивая творческое начало.

Центр искусств.

Этот центр выполняет разные функции, однако, прежде всего, питает креативность, любознательность, воображение и инициативу детей.

В центре искусства дети могут пробовать разные средства, рисуют на мольбертах, занимаются пальцевой живописью, пользуются разнообразными материалами: глиной, мелками, пластилином, ножницами и множеством других средств и материалов.

Если детям предоставлены время и возможности свободно экспериментировать с материалами, открывать для себя новое, опробовать идеи, у них формируется основа для успешности и повышения самооценки.

Центр кулинарии.

Все дети испытывают удовольствие от выполнения несложных кухонных обязанностей. Даже двух - или трехлетние дети могут разминать картофель, намазывать джем на хлеб, помогать месить тесто. Используя продукты, являющиеся основой нашей пищи, такие как овощи, фрукты, орехи, хлебные злаки, бобы – дети получают исходные представления об источниках питания. Придумывая разные игры и занятия в центре кулинарии, можно обеспечивать развитие разных детских способностей и интересов.

В ходе активной и интересной для детей деятельности в этом центре решаются многие образовательные задачи. Существует множество реальных возможностей для обеспечения воспитателями важнейших направлений развития детей, которые они успешно могут решить в центре кулинарии.

Центр песка и воды.

Центр песка и воды – настоящий подарок для детей в группе. Он открыт не каждый день, подготовка к работе в нем сопряжена с некоторыми хлопотами для персонала, однако не так уж и сложна. При выборе места для этого центра нужно остановиться на том, которое ближе всего к источнику воды и возможности ее слива.

Дети получают большое удовольствие при работе в этом центре, воспитатели – множество возможностей для того, чтобы через занимательную и очень активную детскую деятельность решать самые различные образовательные задачи.

• насыпание или наливание равных количеств песка и воды в сосуды разной формы поможет детям понять, что количество не зависит от изменения формы сосуда;

• переливание воды в пластмассовые бутылочки разной величины поможет детям сравнить и понять, что значит «большее» и «меньшее»,

• сравнение мокрого и сухого песка с помощью мерных стаканчиков или весов поможет кроме математических выводов задуматься о причине.

• эксперименты и наблюдения типа «Что будет, если я брошу этот предмет в воду?» или «Что будет, если снег или лед оставить в пустом ведерке или в теплой воде?»;

• осуществление изменений с помощью добавления воды в песок, красителя в воду или кубиков льда в теплую воду;

• классификация плавающих и тонущих предметов.

и многое другое.

Центр науки и естествознания.

Дети – прирожденные исследователи, активно собирающие информацию о своем окружении. Они пытаются понять свой мир с помощью наблюдений и экспериментирования. Естественная любознательность детей переходит в деятельность познания. Очень важно, чтобы маленькие дети участвовали в самом процессе исследования. Многое ребенок  может открыть лично для себя, путем собственных действий и нехитрых экспериментов. Эта деятельность помогает ему обрести новые знания. Это совсем другие знания, нежели повторенные вслед за взрослым или запомнившиеся ему по заданному образцу.

Удивление и восторг – вот что испытывает ребёнок, самостоятельно открывший неведомое для себя раньше!

Центр строительства.

Строительство – важнейшая деятельность для развития детей во многих отношениях, включая речь, социальные навыки, математическое и научное мышление и представления о социальном окружении.

Здесь дети учатся распознавать формы, высоту, вес предметов, их соотношение, приобретают опыт совместной работы, развивают речь в естественном общении.

Этот центр всегда притягивает детей, в нем жизнь кипит, полна творчества и веселья. Природа конструктора такова, что с его помощью дети могут творить, усложнять, воспроизводить вновь или менять все, что они делают, как им этого хочется.

«Работающие» стенды в жизни детей.

Самое широкое применение в группах, работающих по программе "Югорский трамплин,  получили   «работающие» стенды.

   В наших группах есть стенды, носящие название «Звезда недели»  (можно менять название, например: «Ты – самый лучший», «Наше солнышко»). Такого рода стенды особенно любимы детьми, ведь это что-то вроде взрослой доски почёта. По итогам выбора за неделю победитель получает право дать интервью о своих пристрастиях и интересах. Безусловно, воспитатели регулируют ситуацию так, чтобы каждый ребёнок в течение года имел возможность побывать победителем.

   Стенды «Наши дни рождения» (на каждом из которых приклеены фотография ребенка и надпись с датой) Такие стенды служат удобным напоминанием детям о возможности поздравить именинника.

   Важный атрибут групповой жизни – «Доска выбора», с помощью которой дети обозначают свой выбор Центра активности. В средней группе – это может быть стенд с глубокими дорожками, куда ребенок вставляет свою фигурку-гномика, в подготовительной – стенд с кармашками, куда дети вкладывают визитки со своими именами. А в самой младшей группе у ребят есть небольшие мягкие игрушки, которые они несут с собой в тот центр активности, в котором будут работать.

   Все материалы по теме проекта размещаем на тематической доске, здесь можно знакомить детей с темой проекта, числом, месяцем и днем недели, вывешиваются новые слова по теме, картинки, и т д.

   Очень разнообразны в группах стенды «Сколько нас?». Чаще всего это плакаты с отпечатками детских ладошек, но может быть также воздушный шар с написанными именами, гирлянда из крупных бумажных колечек с именами, улей, где у каждой пчёлки есть имя и прочие придумки.

Такие стенды часто меняются, выполняются самими детьми в центре искусств из бумаги, картона, ленточек, воздушных шаров. Эта работа очень сближает всех детей, помогает ребёнку говорить чаще «МЫ», чем «Я».

   Стенд "Наше настроение" дети очень любят, приходя в группу они отмечают свое настроение на данный момент, в течении дня настроение может менятся.

   Еще один стенд - "Здравствуйте, я пришел!" утром, приходя в детский сад, дети прикрепляют свою фотографию, испытывая при этом свою значимость в группе.

   В приемной для родителей оформляются стенды: "Говорим спасибо" (благодарим родителей за активное участие в жизни группы), "Что мы знаем, что хотим узнать, как это сделать?"(родители видят, что хотят узнать дети и как это сделать),  "Почта" (оставляем информацию для родителей)

   Информация на стенде для родителей «Чем занимаемся..» меняется ежедневно. Здесь в краткой форме воспитатели перечисляют основные интересные идеи и дела,   родителям пишутся подсказки о том, что можно спросить у ребенка, о чем с ним поговорить – вечером. Самим детям не всегда удается вспомнить про свои «давние» утренние дела. Родителям же свойственно задавать бесконечный вопрос: «Что вы сегодня делали?», - на что они получают привычный формальный ответ о прогулке, обеде или сне. Возможность пользоваться подсказками со стенда позволяет родителям и детям без труда найти общий язык в обсуждении текущих дел.  

        Таким образом, педагогам ДОУ важно так организовать детскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанники упражняли себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. При этом показателем развития ребёнка являются не знания и навыки, а способность организовать свою деятельность самостоятельно: поставить перед собой цель, оборудовать своё рабочее место, спланировать деятельность, приложить волевые усилия, выстроить логическую цепочку действий, добиваться задуманного результата, проявляя при этом положительные культурно-этические качества в общении с взрослыми и сверстниками.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

презентация- консультация для педагогов детского сада "Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования"...

Предметно-развивающая среда в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Предметно-развивающая среда в соответствии с ФГОС дошкольного образования Важнейшими задачами современной дошкольной педагогической науки и практики являются задачи гуманизации процесса воспитани...

презентация Организация предметно-развивающей образовательной среды в ДОУ по ФГОС.ppt

Цель моей презентаций: Приобретение профессиональных компетенций педагога в соответствии с требованиями ФГОСЗадачи: §Изучить нормативно-правовые документы ФГОС.        ...

Книга Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Сборник подготовлен в рамках проекта Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 гг. «Апробация и внедрение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного обр...

Проект «Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования» Старшая группа

Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с тем, что с разработкой ФГОС ДО были разработаны требования к условиям реали...

Проект «Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования»

Предметно-развивающая среда ДОУ – комплекс материальных, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей в ДОУ,  должна служить интересам и потребностям реб...