Семинар- практикум для педагогов ДО по теме: « Дидактические игры в развитии речевой активности детей дошкольного возраста »
методическая разработка

Кирсенко Татьяна Александровна

«МКДОУ Доволенский детский сад №2

Новосибирская область, Доволенский район, с. Довольное

 

 

 

 

 

 

Семинар- практикум для педагогов ДО по теме: « Дидактические игры в развитии речевой активности детей дошкольного возраста »

 

 

 

 

 

 

 

 

 Подготовила воспитатель: Кирсенко Т.А

 

 

 

 

 

Март 2023 год

 

 

 

 

Цель: развитие компетентности педагогов  в использовании дидактических игр для развития речевой активности детей дошкольного возраста

Задачи:

1. Расширить представления  педагогов о роли дидактических игр в развитии речевой активности детей дошкольного возраста.

2. Формировать практические умения педагогов  по проведению речевых игр для речевой активности детей дошкольного возраста.

3. Гармонизация детско-педагогических  отношений средствами совместных речевых игр для речевой активности детей дошкольного возраста.

 

 

Речь – великая сила: она убеждает, обращает, принуждает.

Р. Эмерсон

Говорить умеют все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

1. Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

Развитие речи детей особенно значимо в дошкольный период детства, когда ребенок усваивает социальные нормы. Освоение речи детьми раннего возраста вносит важные изменения во взаимоотношения ребенка с окружающим миром, меняет его позицию среди людей и отношение к самому себе.

Значение речи в процессе адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ велико. Согласно результатам наблюдений главная трудность, которая подстерегает ребенка при поступлении в ДОУ, связана с включением его в группу неизвестных сверстников. Поскольку процесс налаживания взаимоотношений напрямую связан с общением детей, а общение – есть речевая деятельность, то качество развития речи детей напрямую зависит от качества общения со сверстниками.

Наблюдения показывают, что у многих детей не развита именно связная речь, поэтому проблема развития речи является одной из актуальных и задача воспитателя, вовремя обратить внимание на речевое развитие ребенка, так как с речью ребенка к моменту поступления в школу может возникнуть множество проблем.

Высоким уровнем речевого развития у детей подготовительной к школе группы считается, если дети:

- владеют литературными нормами и правилами родного языка, свободно пользуются лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей и составлении любого типа высказывания;

- умеют вступать в контакт со взрослыми и сверстниками: выслушать, спросить, ответить, выразить, объяснить;

- знают нормы и правила речевого этикета, умеют пользоваться ими в зависимости от ситуации;

- умеют читать.

Следует помнить, чтобы развивать речь детей необходимо развивать эмоциональное общение с ребёнком, развивать мелкую моторику детей, проводить совместные игры, так же знакомство с художественной литературой и разучивание стихов, а речь педагога должна быть примером для подражания детям.

2. Условия успешного речевого развития.

1. В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для развития речи детей :

- учить детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями;

- побуждают детей к речевому общению между собой.

2. Воспитатель даёт детям образцы правильной литературной речи :

- речь воспитателя четкая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная;

- в речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

3. Воспитатель (совместно с учителем – логопедом) обеспечивают развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями:

- следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения) ;

- наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправляют их.

4. Обеспечить детям условия для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей:

- обеспечить детям условия для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность;

- помогают ребенку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них;

- обеспечить развитие образной стороны речи (переносный смысл слов) ;

- знакомят детей с синонимами, антонимами, омонимами.

5. Создать условия для овладения детьми грамматическим строем речи :

- учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами;

- учат формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.

6. Развивать у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей:

- поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания;

- организуют диалоги между детьми и со взрослыми.

7. Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.

8. Создать условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями:

- стимулируют детей комментировать свою речь;

- упражняют в умении планировать свою деятельность.

9. Приобщать детей к культуре чтения художественной литературы.

10. Поощрять детское словотворчество.

3. Дидактические игры по развитию речи (теоретическая и практическая часть) .

3.

Игра обязательно должна присутствовать в детском коллективе.

Детский коллектив не играющий не будет детским коллективом…

Воображение развивается только в коллективе, обязательно играющем.

А. С. Макаренко

Так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование дидактических игр.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление : она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Основные виды дидактических игр :

- игры с предметами (игрушки, природный материал и т. д.) ;

- настольно-печатные игры;

- словесные игры.

Структура дидактической игры :

1. Дидактическая задача (нужно знать уровень подготовленности воспитанников, т. к. они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями) .

2. Игровые правила ( цель: организовать действия, поведение детей. Могут разрешать, запрещать, предписывать, делая игру занимательной, напряженной).

3. Игровые действия или ход игры (ими направляется, контролируется выполнение правил).

Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

Практическая часть:

Скороговорки и Чистоговорки

Игра «Лишний»

Из набора картинок выбрать, из какого они произведения и какая из них лишняя?

1. Муха, Доктор Айболит, Комарик, Бабочка (Муха-цокотуха)

2. Дед, Бабка, Мышка, Курочка Ряба (Репка)

3. Колобок, Медведь, Лиса, Козленок (Колобок)

Игра «Хорошо — плохо»

Мир не плох и не хорош —

Объясню, и ты поймешь.

Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения ловкости.

Ход игры. Дети сидят в кругу. Ведущий задает тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в природных явлениях. Воспитатель: Дождь. Дети: Дождь — это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев, полезен для земли и будущего урожая, но плохо — намочит нас, бывает холодным. Воспитатель: Город. Дети: Хорошо, что я живу в городе: можно ездить в метро, на автобусе, много хороших магазинов, плохо — не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.

Вариант «Нравится не нравится» (о временах года)Воспитатель: Зима. Дети: Мне нравится зима. Можно кататься на санках, очень красиво, можно лепить снеговика. Зимой весело. Мне не нравится, что зимой холодно, дует сильный ветер.

Игра «Только весёлые слова»

Цель: расширение словарного запаса, ознакомление с окружающим миром, развитие наблюдательности и сосредоточенности

Играть лучше в кругу. Ведущий определяет тему. Нужно назвать по очереди, допустим, только весёлые слова. Первый игрок произносит«Клоун»Второй«Радость»Третий«Воздушный шарик» и т. д., пока слова не иссякнут.

Вариант. Можно сменить тему и назвать только зелёные слова, только круглые слова, колючие и т. д.

Игра «Путешествия по комнате (группе)»

Цель. Учить ребенка находить предметы, в названии которых есть заданный звук.

Ход

Взрослый. У нас необычная игра. Мы будем ходить по комнате и находить предметы, в названии которых есть звук С (или любой другой звук). Чтобы запомнить, кто какие предметы нашел, вы кладите фишку (у каждого ребенка несколько фишек одного цвета) на найденный вами предмет. Пошли.

Также можно предложить детям такую игру«Расшифруй имена сказочных героев»

Б Й А Т Л О И, М Ш Н А К Ь А Е, В Ш И А У Н К А, Й Щ О К Е

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-_praktikum.docx21.63 КБ

Предварительный просмотр:

«МКДОУ Доволенский детский сад №2

Новосибирская область, Доволенский район, с. Довольное

Семинар- практикум для педагогов ДО по теме: « Дидактические игры в развитии речевой активности детей дошкольного возраста »

 Подготовила воспитатель: Кирсенко Т.А

 

 

Март 2023 год

Цель: развитие компетентности педагогов  в использовании дидактических игр для развития речевой активности детей дошкольного возраста

Задачи:

1. Расширить представления  педагогов о роли дидактических игр в развитии речевой активности детей дошкольного возраста.

2. Формировать практические умения педагогов  по проведению речевых игр для речевой активности детей дошкольного возраста.

3. Гармонизация детско-педагогических  отношений средствами совместных речевых игр для речевой активности детей дошкольного возраста.

Речь – великая сила: она убеждает, обращает, принуждает.

Р. Эмерсон

Говорить умеют все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

1. Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

Развитие речи детей особенно значимо в дошкольный период детства, когда ребенок усваивает социальные нормы. Освоение речи детьми раннего возраста вносит важные изменения во взаимоотношения ребенка с окружающим миром, меняет его позицию среди людей и отношение к самому себе.

Значение речи в процессе адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ велико. Согласно результатам наблюдений главная трудность, которая подстерегает ребенка при поступлении в ДОУ, связана с включением его в группу неизвестных сверстников. Поскольку процесс налаживания взаимоотношений напрямую связан с общением детей, а общение – есть речевая деятельность, то качество развития речи детей напрямую зависит от качества общения со сверстниками.

Наблюдения показывают, что у многих детей не развита именно связная речь, поэтому проблема развития речи является одной из актуальных и задача воспитателя, вовремя обратить внимание на речевое развитие ребенка, так как с речью ребенка к моменту поступления в школу может возникнуть множество проблем.

Высоким уровнем речевого развития у детей подготовительной к школе группы считается, если дети:

- владеют литературными нормами и правилами родного языка, свободно пользуются лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей и составлении любого типа высказывания;

- умеют вступать в контакт со взрослыми и сверстниками: выслушать, спросить, ответить, выразить, объяснить;

- знают нормы и правила речевого этикета, умеют пользоваться ими в зависимости от ситуации;

- умеют читать.

Следует помнить, чтобы развивать речь детей необходимо развивать эмоциональное общение с ребёнком, развивать мелкую моторику детей, проводить совместные игры, так же знакомство с художественной литературой и разучивание стихов, а речь педагога должна быть примером для подражания детям.

2. Условия успешного речевого развития.

1. В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для развития речи детей :

- учить детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями;

- побуждают детей к речевому общению между собой.

2. Воспитатель даёт детям образцы правильной литературной речи :

- речь воспитателя четкая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная;

- в речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

3. Воспитатель (совместно с учителем – логопедом) обеспечивают развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями:

- следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения) ;

- наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправляют их.

4. Обеспечить детям условия для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей:

- обеспечить детям условия для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность;

- помогают ребенку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них;

- обеспечить развитие образной стороны речи (переносный смысл слов) ;

- знакомят детей с синонимами, антонимами, омонимами.

5. Создать условия для овладения детьми грамматическим строем речи :

- учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами;

- учат формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.

6. Развивать у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей:

- поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания;

- организуют диалоги между детьми и со взрослыми.

7. Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.

8. Создать условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями:

- стимулируют детей комментировать свою речь;

- упражняют в умении планировать свою деятельность.

9. Приобщать детей к культуре чтения художественной литературы.

10. Поощрять детское словотворчество.

3. Дидактические игры по развитию речи (теоретическая и практическая часть) .

3.

Игра обязательно должна присутствовать в детском коллективе.

Детский коллектив не играющий не будет детским коллективом…

Воображение развивается только в коллективе, обязательно играющем.

А. С. Макаренко

Так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование дидактических игр.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление : она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Основные виды дидактических игр :

- игры с предметами (игрушки, природный материал и т. д.) ;

- настольно-печатные игры;

- словесные игры.

Структура дидактической игры :

1. Дидактическая задача (нужно знать уровень подготовленности воспитанников, т. к. они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями) .

2. Игровые правила ( цель: организовать действия, поведение детей. Могут разрешать, запрещать, предписывать, делая игру занимательной, напряженной).

3. Игровые действия или ход игры (ими направляется, контролируется выполнение правил).

Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

Практическая часть:

Скороговорки и Чистоговорки

Игра «Лишний»

Из набора картинок выбрать, из какого они произведения и какая из них лишняя?

1. Муха, Доктор Айболит, Комарик, Бабочка (Муха-цокотуха)

2. Дед, Бабка, Мышка, Курочка Ряба (Репка)

3. Колобок, Медведь, Лиса, Козленок (Колобок)

Игра «Хорошо — плохо»

Мир не плох и не хорош —

Объясню, и ты поймешь.

Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения ловкости.

Ход игры. Дети сидят в кругу. Ведущий задает тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в природных явлениях. Воспитатель: Дождь. Дети: Дождь — это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев, полезен для земли и будущего урожая, но плохо — намочит нас, бывает холодным. Воспитатель: Город. Дети: Хорошо, что я живу в городе: можно ездить в метро, на автобусе, много хороших магазинов, плохо — не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.

Вариант «Нравится не нравится» (о временах года)Воспитатель: Зима. Дети: Мне нравится зима. Можно кататься на санках, очень красиво, можно лепить снеговика. Зимой весело. Мне не нравится, что зимой холодно, дует сильный ветер.

Игра «Только весёлые слова»

Цель: расширение словарного запаса, ознакомление с окружающим миром, развитие наблюдательности и сосредоточенности

Играть лучше в кругу. Ведущий определяет тему. Нужно назвать по очереди, допустим, только весёлые слова. Первый игрок произносит«Клоун»Второй«Радость»Третий«Воздушный шарик» и т. д., пока слова не иссякнут.

Вариант. Можно сменить тему и назвать только зелёные слова, только круглые слова, колючие и т. д.

Игра «Путешествия по комнате (группе)»

Цель. Учить ребенка находить предметы, в названии которых есть заданный звук.

Ход

Взрослый. У нас необычная игра. Мы будем ходить по комнате и находить предметы, в названии которых есть звук С (или любой другой звук). Чтобы запомнить, кто какие предметы нашел, вы кладите фишку (у каждого ребенка несколько фишек одного цвета) на найденный вами предмет. Пошли.

Также можно предложить детям такую игру«Расшифруй имена сказочных героев»

Б Й А Т Л О И, М Ш Н А К Ь А Е, В Ш И А У Н К А, Й Щ О К Е


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей детского сада «Дидактические игры по развитию речи для детей дошкольного возраста».

Цель: Систематизирование и углубление знаний педагогов по теме  «Дидактические игры  по развитию речи для детей дошкольного возраста».План.1. Оценка речевого развития детей до...

Семинар-практикум для воспитателей по теме "Дидактические игры по развитию речи для детей дошкольного возраста"

Семинар-практикум для воспитателей Цель: Систематизирование и углубление знаний педагогов по теме  «Дидактические игры  по развитию речи для детей дошкольного возраста»....

Семинар-практикум для воспитателей детского сада «Дидактические игры по развитию речи для детей дошкольного возраста».

Цель: Систематизирование и углубление знаний педагогов по теме  «Дидактические игры  по развитию речи для детей дошкольного возраста».План.1. Оценка речевого развития детей до...

Роль дидактической игры в формировании речевой активности детей дошкольного возраста

Мотивировать ребенка на игровую деятельность нетрудно, особенно если ребенок создает игру, атрибуты, условия и правила к ней самостоятельно....

Семинар-практикум «Дидактические игры по развитию речи для детей дошкольного возраста»

Цель семинара - практикума: создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности, мастерства педагогов ДОУ по развитию речи детей. Система...

Семинар – практикум для педагогов ДОУ «Логические блоки Дьенеша как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»

В настоящее время, время информационного бума, быстроменяющейся обстановки, обществу необходимо поколение молодых людей, с такими качествами личности как инициативность, способность творчески мыслить ...

Семинар-практикум "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста посредством инновационных технологий"..

laquo;Сторителлинг, как способ развития связной речи детей старшего дошкольного возраста».   Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловл...